Структура годового плана (материал практического семинара для руководителей районных дошкольных образовательных учреждений и воспитателей пришкольных групп)
методическая разработка по теме
Годовой план является одним из обязательных нормативных документов ДОУ как и основная общеобразовательная программа и Устав. Он направлен на решение конкретных задач, способствующих совершенствованию деятельности всего педагогического коллектива в учебном году
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
struktura_godovogo_plana_raboty_dou.docx | 197.33 КБ |
Предварительный просмотр:
«Структура годового плана работы ДОУ»
Практический семинар для руководителей районных дошкольных образовательных учреждений и воспитателей пришкольных групп
Годовой план является одним из обязательных нормативных документов ДОУ как и основная общеобразовательная программа и Устав. Он направлен на решение конкретных задач, способствующих совершенствованию деятельности всего педагогического коллектива в учебном году.
План работы на учебный год является обязательной документацией дошкольного образовательного учреждения. В нем определены направления, задачи и система мероприятий для решения задач в конкретном учебном году.
Определение основных мероприятий, видов деятельности, конкретных исполнителей и сроков исполнения — в этом заключается сущность планирования.
Цель планирования - выработка единства действий административного и педагогического коллективов. Умение четко сформулировать цели и задачи, стоящие перед коллективом на основе глубокого анализа уровня достижений за прошедший учебный год, требует от руководителей специальных знаний и умений.
Основные задачи планирования заключаются в следующем:
- в обеспечении выполнения решений государственных органов по вопросам воспитания, развития и эмоционального благополучия детей раннего и дошкольного возраста;
- в вычленении главных, узловых вопросов в деятельности педагогического коллектива;
- в определении конкретных мероприятий, сроков их
- исполнения и ответственных исполнителей;
- в воспитании ответственности и дисциплинированности у членов коллектива.
План должен основываться на современных достижениях педагогического менеджмента, педагогики, дидактики, психологии. Годовой план работы образовательного учреждения позволяет создать единое образовательное пространство, координируя деятельность всех участников образовательного процесса, общественных организаций, субъектов социума, являясь документом коллективного творчества.
Критериями оптимальности Годового плана являются:
- единство целей и средств их достижения, правомерность избранных форм воплощения планируемой работы;
- общественная значимость задач и содержания мероприятий, определенных в плане на предстоящий период работы;
- реалистичность, выполняемость плана;
- комплексность, аналитичность построения плана;
- краткость, содержательность, конкретность плана;
- научная обоснованность избранных путей решения проблем.
Составление и оформление годового плана работы дошкольного учреждения всегда сопряжено с определенными трудностями. Каждый детский сад определяет для себя удобную форму написания годового плана. Кому-то удобно написание в схематично-блочной форме, кому-то в подробной развернутой форме по месяцам.
Какую бы форму написания плана не выбрало дошкольное учреждение — цель его одна: эффективно и планомерно распределить силы, средства, время и людские ресурсы для достижения поставленных годовых задач.
Из существующих разных форм годового планирования, нами был выбран табличный вариант, в котором отражается система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность, ответственных за выполнение мероприятий.
План должен быть компактным. Данная форма планирования позволяет четко распределить содержание, формы и методы работы с педагогами, детьми, родителями на определенный отрезок времени, выстроить контроль по реализации годовых задач, так же распланировать административно-хозяйственную работу на весь учебный год. Как и в любом образовательном учреждении, планирование начинается с постановки целей и задач. Действенность плана заключается в ясности и четкости постановки целей, задач, в конкретности и перспективности. Все поставленные задачи должны быть достижимы и измеряемы.
На каждую поставленную задачу расписываются мероприятия по работе с педагогами, детьми и родителями. Намечая конкретные мероприятия в годовом плане по реализации задач, очень важно предусмотреть и правильно осуществить расстановку педагогов с учетом их навыков и практического опыта, от этого во многом будет зависеть качество проведенных мероприятий и достижение поставленных задач.
И еще одна очень важная деталь при планировании: нагрузка для всех педагогов должна быть распределены равномерно, это позволит предотвратить отрицательное отношение к педагогическому процессу и инновациям в частности.
Форма написания годового плана может быть различной. Но в какой бы форме не был написан годовой план, первой его частью является «анализ работы за прошедший учебный год». Так как только глубокий и всесторонний анализ может быть хорошей основой для определения годовых задач и последующего планирования.
Основные разделы годового плана работы ДОУ
1 раздел. Анализ работы за прошедший учебный год.
Этот раздел может быть оформлен текстом и проиллюстрирован схемами с краткими выводами.
1.1. Обеспечение здоровья и здорового образа жизни. В этом разделе кратко надо представить: состояние здоровья воспитанников; заболеваемость детей и сотрудников в течение года, сравнительные цифры по дням функционирования, суммарные данные по группам здоровья для организации специальной лечебно-профилактической работы; результаты организации физкультурно-оздоровительной работы, закаливания, организации рационального питания и др. Далее даются общие выводы (выявленные тенденции по уровню здоровья и здорового образа жизни), определяются резервы планирования деятельности на новый учебный год.
1.2. Результаты выполнения образовательной программы ДОУ по направлениям: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Это оценка промежуточных результатов освоения Программы в каждой возрастной группе по направлениям и образовательным областям.
1.3. Анализируется уровень развития интегративных качеств выпускников ДОУ (оценка итоговых результатов освоения Программы в подготовительной к школе группе), готовности детей подготовительной группы к обучению в школе; Далее следуют общие выводы и резервы повышения результативности работы по данному разделу.
1.4. Анализируются результаты повышения профессионального мастерства педагогов, их аттестация и повышение квалификации; заявки педагогов на методическую помощь на следующий год (по карте педагогического мастерства); системы методической работы в ДОУ. Анализируется научно-методическая обеспеченность образовательного процесса.
1.5. Общие выводы, выявленные тенденции и резервы планирования работы с кадрами, оснащения методического кабинета на следующий учебный год.
1.6. Анализируется система взаимодействия с родителями воспитанников (по результатам анкетирования родителей); выполнение планов совместной работы ДОУ и школы; результаты работы с другими организациями. Общие выводы.
1.7. Анализируются итоги административно-хозяйственной работы и оцениваются материально-технические и медико-социальные условия пребывания детей в ДОУ.
1.8. Для ДОУ компенсирующего и комбинированного вида включается еще один раздел - анализ результатов коррекционной работы.
Далее пишутся годовые задачи на предстоящий учебный год.
2 раздел годового плана. Повышение квалификации и профессионального мастерства.
В этом разделе планируется система работы с кадрами:
- обучение на курсах повышения квалификации (для разных категорий педагогов с учетом дифференцированного подхода);
- подготовка к аттестации и аттестация;
- посещение педагогами в межкурсовой период методических объединений, конференций, круглых столов и т.д., с целью повышения профессионального мастерства;
- самообразование педагогов.
3 раздел годового плана. Организационно-педагогическая работа.
Система методической поддержки педагогов, с использованием разнообразных форм методической работы.
Работа творческих групп.
Подготовка и проведение педагогических советов.
Изучение, обобщение, внедрение, распространение передового педагогического опыта.
Участие в конкурсах и смотрах.
Оснащение и пополнение материалами методического кабинета.
4 раздел годового плана. Система внутреннего мониторинга.
Этот раздел связан с контрольно-диагностической функцией в управлении дошкольным образовательным учреждением и представляется как система внутреннего мониторинга. Здесь планируются виды и формы контроля (оперативный, тематический, ДРК и др.). Ежегодно планируется организация подведения итоговых и промежуточных результатов развития дошкольников, в которой принимают участие все члены педагогического коллектива.
- В подготовительной к школе группе подводятся итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
- Во всех возрастных группах детского сада - промежуточные результаты освоения основной общеобразовательной программы воспитанниками по всем направлениям развития.
5 раздел годового плана. Взаимодействие в работе с семьей, школой и другими организациями.
В этом разделе планируется работа по повышению педагогической компетентности родителей (родительские собрания, семинары, тренинги, практикумы, круглые столы и т.д.).
Совместное творчество детей, родителей и педагогов.
Создание банка данных о семьях воспитанников.
Планируются мероприятия по вопросам преемственности в работе со школой и организациями, с которыми заключены договора.
6 раздел годового плана. Административно-хозяйственная работа.
Планируется вся работа по укреплению материально-технической и финансовой базы ДОУ: ремонт, оснащение и пополнение предметных сред, и др
ГОДОВЫЕ ЗАДАЧИ
Определение годовых задач работы образовательного учреждения – завершающая операция аналитической деятельности. Главным в постановке годовых задач является определение, что и когда (цель), почему и как (задача) следует достичь. Главное сформулировать ЦЕЛЬ, а затем поставить ЗАДАЧУ. Т. к. второе должно вытекать из первого.
Требования, которые предъявляются к цели:
- конкретность (ощутимость результата),
- реальность (достижимость результата),
- контролируемость (возможность оценки уровня достижения результата),
- преемственность.
При определении целей важно установить, какой именно результат предполагается получить при ее достижении, какими средствами, каковы сроки достижения. Вот почему в структуре цели при ее разработке необходимо четко выделить предмет и результат преобразования.
Задачи, в отличие от целей, содержат не только предмет, средства и результат преобразования, но и способы его достижения. Набор указанных компонентов при формулировании цели или задачи обязательно сохраняется в полном объеме, а последовательность включения в формулировку годовой задачи может быть различной, например результат + средство + предмет + способы.
Годовые задачи формулируются исходя из анализа работы педагогического коллектива, нерешенных проблем, Программы развития образовательного учреждения и муниципальных целевых программ и проектов, должны опираться на требования социального заказа города, родителей, воспитанников, должны быть соотнесены с реальными возможностями образовательного учреждения (кадровыми, материальными, финансовыми, научно-методическими и др.).
Поставленные Годовые задачи конкретизируют цель и определяют достижение прогнозируемых результатов в конкретных цифрах и показателях.
Годовые задачи необходимо определять по основным направлениям деятельности образовательного учреждения.
Приложение 1
Содержание аналитического раздела годового плана
работы за учебный год
Раздел 1. Аналитический
1.1. Анализ работы за 201.. – 201.. учебный год
- Программы, используемые в детском саду
Наименование программы | |
Основная | «Программа воспитания и обучения детей в детском саду» под ред М.А.Васильевой |
Парциальные | --------- |
- Охрана жизни и здоровья детей
- Состояние здоровья воспитанников
года | Простудные | Инфекционные | Пропущено 1 ребенком |
201.. | |||
201.. | |||
201.. |
Анализ детей по группам здоровья на 20__ год
Возраст детей | 201.. г | |||
Кол-во детей | ||||
Группы здоровья | ||||
I | II | III | IY | |
До 3-х лет | ||||
От 3 до 7 лет | ||||
Итого: | ||||
Вновь поступившие |
- Результаты выполнения программы по всем направлениям
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ | 201..-1.. | 201..-1.. |
% | % | |
социально-коммуникативное развитие | ||
познавательное развитие | ||
речевое развитие | ||
художественно-эстетическое развитие | ||
физическое развитие | ||
ИТОГО: |
Анализ уровня интегративных качеств
ИНТЕГРАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА | % |
Физическое развитие | |
Эмоциональность, отзывчивость | |
Способность управлять своим поведением и планировать действия | |
Овладение средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми | |
Овладение предпосылками учебной деятельности | |
Представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе | |
Любознательность, активность | |
Способность решать интеллектуальные и личные задачи |
- Коррекционная работа
201.. – 201.. | 201.. – 201.. | 201.. – 201.. | |
ОНР | |||
ФФН | |||
ЗПР | |||
ФН | |||
Всего: |
Кружковая работа
Наименование кружков |
1.«------------» - руководитель |
2.«------------» - руководитель |
- Анализ кадрового обеспечения педагогического процесса
Краткая характеристика педагогических кадров по уровню образования.
Образование | 201..-1.. уч. г | 201.. – 1.. уч. г | 201.. – 1.. уч. г |
Высшее | |||
Средне-специальное | |||
Всего педагогов |
Краткая характеристика педагогических кадров по квалификационным категориям.
Категории | 201..-1.. уч. г | 201..-1.. уч. г | 201.. – 1.. уч. г |
Высшая | |||
1 категория | |||
2 категория | |||
Без категории | |||
Всего педагогов |
Краткая характеристика педагогических кадров по педагогическому стажу работы
Педстаж | 201..-1.. уч. г | 201.. – 1.. уч. г | 201.. – 1.. уч. г |
До 5 лет | |||
5-9 лет | |||
10-14 лет | |||
15-19 лет | |||
Свыше 20 лет | |||
Всего педагогов |
- Методическая работа
- Взаимодействие с семьями воспитанников
- Взаимодействие со школой
СОШ № | 201..-1.. уч. г | 201.. – 1.. уч. г | 201.. – 1.. уч. г |
№ | |||
№ |
- Взаимодействие с социумом
- Результаты финансово-хозяйственной работы
1.2. Основные задачи образовательной работы на 201.. – 201..учебный год.
Приложение 2
Содержание годового плана работы
Раздел 2 Работа с кадрами
2.1. Аттестация
№ | Ф.И.О. педагогов | Должность | На какую категорию |
1. | Иванова И.И. | Воспитатель | --- |
Повышение квалификации педагогических кадров
№ | ФИО педагога | Должность | Срок |
1 | Иванова И И | Воспитатель |
2.2. Тематика самообразования педагогов
№ | ФИО педагога | Должность | Тема | Срок отчета | Форма отчета |
1 | Иванова ИИ | воспитатель |
2.3. Оказание методической помощи
- Консультации для педагогов ДОУ
Мероприятия | Сроки | Ответственные |
Теоретический семинар «Проект ФГОС ДО» - презентация | Старший воспитатель |
- Семинары – практикумы для педагогов ДОУ
Мероприятия | Сроки | Ответственные |
«Прогулка с детьми осенью» педагогический диктант | ||
Обобщение ППО Ивановой И.И. «Ранний возраст: начало-начал» | Воспитатель Иванова ИИ |
2.4. просмотры открытых занятий в ДОУ
Мероприятия | Сроки | Ответственные |
НОД «Путешествие в мир природы» | Воспитатель Иванова ИИ |
2.5 План работы с молодыми специалистами
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
Раздел 3. Организационно-методическая работа
3.1.Контроль образовательной работы на 201..-201.. учебный год
3.2. Тематический контроль на 201..-201.. учебный год
№ | Тема | Цель | Срок | Ответственный | Форма отчета |
1 |
3.3. Педагогические советы (например)
Педсовет № 1
02.09.201..г.
«Организация образовательной работы
в 201.. – 201.. учебном году»
- Анализ работы коллектива за летний период.
Заведующий д/с.
Ст.медсестра
- Задачи МАДОУ на 201..-201.. учебный год.
Заведующий д/с.
- Обсуждение и утверждение образовательной программы, плана работы на новый учебный год, программ, по которым будет работать коллектив, сетки НОД, кружковой работы, форм оформления планирования, работы ДПО
Заведующий д/с
- Подведение итогов смотра подготовки групп к учебному году.
Председатель ПК
Заведующий д/с
Педсовет № 5
«Итоги работы
и перспективы на новый учебный год»
- Результаты диагностики (мониторинг)
Специалисты, воспитатели
- Анализ работы по разделам программы за учебный год.
Ст.воспитатель
- Ознакомление с планом работы на летне-оздоровительный период.
Заведующий д/с
- Перевод детей в следующие возрастные группы
Заведующий д/с
- Ознакомление с проектом самобследования
Заведующий д/с
6. Итоги обобщения опыта работы воспитателя Ивановой ИИ.
Ст.воспитатель
3.4. Медико-педагогические советы
3.5. Выставки, смотры, конкурсы
Тема | Сроки | Ответственные |
Смотр готовности участков и групп к учебному году. | Заведующий д/с ст. воспитатель. | |
Смотр готовности участков и групп к летне-оздоровительной работе. | Заведующий д/с ст. воспитатель. |
Раздел 5. Взаимодействие с семьями воспитанников
- Тематика общих родительских собраний
№ | Дата проведения | Повестка дня | Ответственные |
5.2. Тематика групповых родительских собраний
Группа | Дата | Тематика |
5.3. Участие родителей в жизни детского сада (например)
Мероприятия | Сроки | Ответственные |
День открытых дверей | 27.11 | Воспитатели групп |
День открытых дверей | 21.03 | Воспитатели групп |
Заседания родительского комитета | 1 раз в квартал | Председатель родительского комитета |
«Жалобная книга природы» - оформление коллажа. | III неделя октября | Воспитатели ст, подг групп |
5.4. План работы клуба «Школа заботливых родителей»
№ п/п | Тематика работы | Форма проведения | Сроки проведения | Ответственные | Форма отчета |
1 | Адаптация ребенка к ДОУ. | Психологический тренинг | Ст. воспитатель педагог-психолог старшая медсестра | Брошюра |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально –педагогическая функция руководителя управления дошкольным образовательным учреждением.
В данной работе затронуты трудности управления доу.Рассмотрены основные направления социально – психологических основ организации образовательного процесса в ДОУ;раскрыта сущность коммуникативной комп...
Индивидуальный план повышения профессионального уровня музыкального руководителя муниципального дошкольного образовательного учреждения на межаттестационный период 2015-2020г.
Индивидуальный план повышения профессионального уровнямузыкального руководителя муниципального дошкольного образовательного учрежденияна межаттестационный период 2015-2020г....
Индивидуальный план повышения профессионального уровня музыкального руководителя муниципального дошкольного образовательного учреждения
Индивидуальный план повышения профессионального уровня музыкального руководителя муниципального дошкольного образовательного учреждения...
Система взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении
Сегодня воспитатель дошкольного образовательного учреждения потерял статус главного лица образовательного процесса. Музыкальное воспитание дошкольников ограничивается функциональн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ДЕТСКИЙ САД «ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК» П. ПАНГОДЫ НАДЫМСКОГО РАЙОНА»
Рабочая программа включает в себя три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, составлена в соответствии с ФГОС ДО, определяет содержание образовательного процесса по приобщению к ...
Научно-практический семинар "Здоровьесберегающая среда в дошкольной образовательной организации: теория и практика" 2017 г.
Белозёрова Людмила Николаевна, инструктор пофизической культуре МДОУ № 56, приняла участие в научно-практическом семинаре "Здоровьесберегающая среда в дошкольной организации: теория и практ...
Использование театрализации в практической деятельности музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении
Советский психолог Л.С. Выготский писал: «Театрализация представляет собой распространенный вид детского творчества, который проявляется в самых разнообразных видах – и как сочинения, импр...