Консультация «Интеграция видов искусств как условие введения детей в художественную культуру»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Художественная культура является способом духовно-практического освоения мира и включает в себя различные виды художественно-творческой деятельности:
- освоение произведений искусства;
- собственное участие в том или ином виде художественной деятельности;
- создание (защита, восстановление) художественных ценностей;
- распространение художественных знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
«Интеграция видов искусств
как условие введения детей в художественную культуру»
Методист Е.С.Громова
Художественная культура является способом духовно-практического освоения мира и включает в себя различные виды художественно-творческой деятельности:
- освоение произведений искусства;
- собственное участие в том или ином виде художественной деятельности;
- создание (защита, восстановление) художественных ценностей;
- распространение художественных знаний.
Художественное образование и воспитание средствами искусства – неотъемлемая часть достойного образования. «Нельзя растить полноценного человека без воспитания в нем чувства прекрасного». В этих словах Р. Тагора ясно выражена мысль о нерасторжимости нравственного и эстетического воспитания, о связи между эстетическими идеалами и пониманием красоты как меры всех вещей.
Духовное развитие человека, включая эстетическое, начинается с раннего детства. Одна из отличительных особенностей ребенка дошкольного возраста – способность эмоционально реагировать на окружающий мир людей, предметов, явлений, произведений искусства. Ребенок открывает мир как радостное, прекрасное, полное красок, движения, звуков, целое.
В дошкольном образовательном учреждении дети получают знания об искусстве, знакомятся с его различными видами: литературой, музыкой, графикой, живописью, скульптурой, декоративно-прикладным творчеством, искусством театра. Многообразие видов и жанров искусства, художественно-эстетической деятельности дает возможность дошкольникам эстетически осваивать мир во всем его многообразии.
Разработка проблемы влияния комплекса искусств на процесс развития личности дошкольника требует определения понятий, связанных с использованием произведений различных видов искусства в педагогическом процессе:
- взаимодействие искусств;
- комплекс;
- синтез;
- интеграция.
Понятие взаимодействие искусств обозначает сложную форму причинно-следственных связей между различными видами искусства, с одной стороны, и эстетически развивающейся личностью – с другой.
Под комплексом искусств в педагогической практике понимается сочетание различных видов искусства, необходимое для решения определенных учебно-воспитательных задач.
По мнению Б.И. Ивасива, в педагогическом процессе реализуются внешние (тематические) и внутренние (генетические, морфологические и функциональные) типы комплексного взаимодействия искусств.
Морфологическая взаимосвязь основывается на комплексном анализе выразительных средств различных видов искусства. Функциональная особенность комплексной взаимосвязи искусств заключается в развитии у детей способности эстетически оценивать художественные произведения путем сопоставления и сравнения аналогичных и контрастных образов, настроения самых разнообразных произведений. Генетическая взаимосвязь различных видов искусства в единстве происхождения и синкретизме форм, что ярко проявляется в народном искусстве.
В научных трудах Ю.Б. Броева, В.В, Вансалова, А.Я. Зися, посвященных взаимосвязи и синтезу искусств, отражен характер социокультурных, психофизиологических связей, отношений, зависимостей между видами искусства и особенностью их воздействия на человека.
Введение в теорию и практику эстетического воспитания и художественного образования понятия интеграция искусств вызвано потребностью обозначить концептуально новый подход к решению проблемы развития ребенка средствами комплекса искусств: соединение искусств в одной образной системе с целью формирования универсальных способностей и интегрированных качеств личности.
Проблема художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами комплекса искусств получила свое отражение в современных исследованиях М.Б. Зацепиной, Е.Н. Зуйковой, Т.С. Комаровой, Г.В. Лабунской, Т.Г. пеня, Р.М. Чумичевой, Б.П. Юсова, в которых отмечается, что использование комплекса искусств в воспитательно- образовательном процессе ДОУ ведет к формированию у дошкольников творческих начал в деятельности: проявление активности, самостоятельности и инициативы в применении основных приемов работы к новому содержанию, нахождении новых способов решения поставленных задач в эмоциональном выражении своих чувств вербальными методами, а также при помощи различных изобразительных средств.
Формы организации образовательного процесса на основе интеграции искусства:
- пластообразная;
- спиралевидная;
- контрастная;
- взаимопроникающая;
- индивидуально-дифференцированная.
Эти формы используются как структура интегрированных занятий, развлечений, свободной творческой деятельности детей. Системообразующим стержнем этих форм, в зависимости от задач, могут быть: художественный образ, настроение, жанр искусства, тем, события, отображенные в жизни и произведениях искусства.
В зависимости от поставленной цели педагог может использовать ту или иную форму.
Пластообразная
Суть данной формы – наслоение пластов различных видов искусства и деятельности (художественно-эстетической, игривой, познавательной и т.д.), содержание которых пронизано одной целью – создание в сознании ребенка целостного художественного образа. Например, образ «золотой» осени познается, осмысливается, переживается ребенком в различных видах искусства (изобразительном творчестве, поэзии, музыке) через средства выразительности этих видов искусства (колорит, сравнения, эпитеты, ритм, музыкальную интонацию, лад и т.д.) и передается детьми в песне, составлении рассказов или изобразительной деятельности.
Подход к обороту содержания предполагает осмысление педагогом логики и последовательности чередования пластов.
Спиралевидная
Особенность данной формы состоит в том, что содержание, виды деятельности, в которые включен ребенок, будут постепенно нарастать количественно и качественно, изменяясь на каждом витке. Процесс познания может осуществляться от частного к общему или наоборот. Например, познать, оценить красоту пейзажа можно на основе восприятия красоты одного времени года и прийти к пониманию красоты природы в произведениях художественной литературы, музыки, изобразительного искусства. В центре спирали – содержание художественно-творческой деятельности, в которую включается ребенок. По спирали будет двигаться познаваемое, создавая на каждом витке новые впечатления, представления, знания о средствах выразительности искусства, способах художественно-творческой деятельности.
Контрастная
Данная форма строится на принципах диалога и контраста и заключается в рассуждениях между педагогом и детьми о явлениях, событиях, понятиях, переданных в произведениях искусства. Дети с помощью педагога узнают, как художник, композитор, писатель, поэт средствами выразительности различных видов искусства передают свое отношение к явлению, событию, поступкам героев и т.д. Ведущими методами данной формы будут сопоставление и сравнение, проблемные вопросы.
Взаимопроникающая
За основу в данной форме берется организация такого вида художественно-творческой деятельности, в которой органично вливаются другие виды: слушание музыки, литературного текста, восприятие произведений изобразительного искусства, изобразительная деятельность и т.д. Постепенное проникновение одной деятельности в другую обусловливается расширением и наращиванием знаний, знакомством с другими способами творческой деятельности, созданием ситуации любования и сопереживания, определенного эмоционального настроя. Чаще всего таким системообразующим стержнем становятся игра и театрализованная деятельность, или же производные от них формы: игра-путешествие, игровая программа, театрализованное представление, литературно-музыкальная композиция, конкурсная программа и т.д.
Данную модель можно успешно использовать для планирования и проведения праздников, развлечений и досуговой деятельности.
Индивидуально-дифференцированная
Данная форма ориентирована на создание условий для творческого развития ребенка. Произведения народного и классического искусства, эстетически оформленный интерьер должны окружать ребенка в его жизни. С этой целью необходимо так организовать предметно-развивающую среду и социокультурное окружение в ДОУ, чтобы они способствовали творческим проявлениям и побуждали к активной творческой деятельности. Для этого в групповой комнате организуются уголки творчества (изобразительного, театрализованного и др.). В такой среде педагог вытраивает работу, переводя детей из одного вида художественно-творческой деятельности в другой, выполняя роль соавтора, творческого партнера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/15/picture-316202-1381838308.jpg)
Взаимодействие различных видов искусства в эстетическом развитии детей – условие их творческого развития.
vРасширенное знакомство детей с изделиями народных мастеров: Дымковская игрушка, Гжельский промысел.vФормирование у детей представления о декоративных элементах дымковской и гжельской росписи.vРазвити...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/04/picture-330215-1383569625.jpg)
Интеграция образовательных областей в условиях введения ФГТ
Интеграция образовательных областей в условиях введения ФГТ...
«ИНТЕГРАЦИЯ ВИДОВ ИСКУССТВ В ПРОЕКТИРОВАНИИ РАЗНЫХ ФОРМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДОУ»
1.Информация об опыте. Введение. Музыка как средство развития личности………………………………………………………………………………….с. 3. 2.Технология опыта. Роль и особенности музыкального воспитания в условиях ДОУ…………………………...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/15/picture-441053-1571170542.jpg)
Статья «ИНТЕГРАЦИЯ ВИДОВ ИСКУССТВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В РИСУНКАХ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»
В данной статье я собрала опыт педагогов в рамках изучения проблемы выразительности рисунков старших дошкольников и влияния интеграции видов искусств на эту выразительность....
Интеграция различных видов деятельностей в условиях реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в ДОО.
Статья из опыта работы по вопросу интеграции продуктивных видов детской деятельности и музыки в условиях дошкольного учреждения....
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/08/picture-1302749-1610084535.jpg)
Консультация для родителей и воспитателей "Влияние различных видов искусств на развитие творчества детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей и воспитателей "Влияние различных видов искусств на развитие творчества детей дошкольного возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/21/picture-1497106-1700592723.jpg)
Консультация для педагогов: "Арт - терапия, как совокупность видов искусства, используемых в коррекции детей с ОВЗ"
Консультация музыкального руководителя для воспитателей ДОУ...