Игры для дошкольников, способствующие расширению области правовых знаний.
картотека (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Цель:

- помогать ребенку в накоплении социального опыта;

- расширять область правовых знаний;

- формировать чувство самооценки;

- знакомить с изменениями и противоречиями окружающего мира;

- обучать способам решения конфликтов и споров в позитивном русле.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_igr_zashchita_prav_v_mezhd._prave_35_str.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игры  для  дошкольников,

способствующие расширению области

правовых знаний.

Цель:

- помогать ребенку в накоплении социального опыта;

- расширять область правовых знаний;

- формировать чувство самооценки;

- знакомить с изменениями и противоречиями окружающего мира;

- обучать способам решения конфликтов и споров в позитивном русле.

                                              «Я имею право…»

Цель:

  • Расширить область правовых знаний детей.

Материал.

  • Набор сюжетных картинок к статьям «Конвенции ООН о правах ребенка».
  • Картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в «Конвенции» (ребенок катается на велосипеде, играет в прятки, поливает цветы и т.п.).
  • Шаблон «Я имею право» (может быть представлен, например, в виде знака «+»).

Ход игры.

    Дети поочередно выбирают те картинки, которые соответствуют статьям Конвенции, и раскладывают около шаблона «Я имею право». Затем каждый ребенок объясняет причину своего выбора, остальные обсуждают правильность принятого решения.

        

        

«Я не должен…»

Цель:

  • Учить разграничивать понятия «могу», «должен», «хочу».
  • Совершенствовать знания детей о социальных нормах.

Материал.

  • Серия  сюжетных картинок, связанных с приемлемыми и неприемлемыми взаимоотношениями в системах: взрослый – ребенок; ребенок – ребенок; ребенок – окружающий мир.
  • Шаблон «Я не должен» (например, изображение знака «-»).

Ход игры.

   Дети раскладывают около шаблона те картинки, которые изображают ситуации, неприемлемые во взаимоотношениях между людьми, между человеком и природой, человеком и предметным миром. Затем объясняют свой выбор.

«Если возник пожар».

Цель:

  • Знакомить детей с правилами безопасного обращения с огнем.
  • Закрепить знание номера телефона экстренной пожарной службы.

Ход игры.

   Дети  становятся в круг. В центре – воспитатель с воздушным шариком в руке. Он произносит  стихотворные строки и, не договаривая последнего слова, передает шар одному из детей. Ребенок быстро досказывает строку и передает шар другому и т.д. Если ребенок отвечает неправильно, он выбывает из игры, а шар переходит к педагогу.

Воспитатель:

   Этот шар в руках недаром.                              Где с огнем беспечны люди,

   Если раньше был пожар,                                  Где взовьется в небо шар,

   Ввысь взмывал сигнальный шар –                 Там всегда грозить нам будет

   Звал пожарных в бой с пожаром.                    Злой, безжалостный…..

                                    (передает ребенку воздушный шар).

                                                          Ребенок:  Пожар (передает шар другому).

Воспитатель:                                          

     Раз, два, три, четыре –

     У кого пожар в ….?                           Ребенок: В квартире (передает шар).

Воспитатель:

     Дым столбом поднялся вдруг.

     Кто не выключил…..?                       Ребенок: Утюг (передает шар).

Воспитатель:

     Красный отблеск пробегает.

     Кто со спичками….?                         Ребенок: Играет (передает шар).

Воспитатель:

    Стол и шкаф сгорели разом.

    Кто сушил белье над ….?                  Ребенок: Газом (передает шар).

Воспитатель:

    Пламя прыгнуло в траву.

    Кто у дома жег ….?                            Ребенок: Листву (передает шар).

Воспитатель:

   Дым увидел – не зевай и пожарных … Ребенок: Вызывай (передает шар).

Воспитатель:

   Помни каждый гражданин этот номер…. Ребенок: Ноль один.

«Помогите! Милиция!»

Цель:

  • Сформировать представление о том, в каких случаях необходимо обращаться за помощью в милицию.

Материал.

  • Карточки с изображением телефонного аппарата, на котором написан номер службы милиции – 02.
  • Наборы сюжетных картинок с изображением различных жизненных ситуаций, требующих и не требующих вмешательства милиции.

Ход игры.

   Дети делятся на команды по трое. Воспитатель раздает каждой команде наборы сюжетных картинок и карточки с номером вызова милиции. Играющие стараются как можно быстрее разложить карточки с изображением телефона около картинок с ситуациями, которые требуют вмешательства милиции.

   После игры дети обсуждают результаты действий каждой команды.

«Если чужой стучится в дверь».

Цель:

  • Учить детей открывать дверь, когда они одни дома, только людям, живущим с ними в одной квартире.

 

Ход тренинга.

     Воспитатель и дети обыгрывают ситуации, в которых ребенок, находясь в квартире один, не должен пускать в дом посторонних. Кто-то из детей стоит за дверью, остальные уговаривают его открыть дверь, используя привлекательные обещания, ласковые слова и интонации.

Примерные ситуации:

- почтальон принес срочную телеграмму;

- слесарь пришел ремонтировать кран;

- милиционер пришел проверить сигнализацию;

- медсестра принесла лекарства для бабушки;

- мамина подруга пришла в гости;

- соседи просят зеленку для поранившегося ребенка;

- незнакомые люди просят оставить вещи для соседей;

- женщине нужно вызвать «Скорую помощь»;
  Тренинг повторяется несколько раз с разными участниками.

                    «Куда бежать, если за тобой гонятся»

Цель:

  • Научить детей различным способам реагирования на угрожающую ситуацию.

Материал.

  • Карточки с изображением парка, безлюдной дороги, остановки со ждущими автобус людьми, поста ГАИ.

 

Ход игры.

  Дети рассматривают картинки, высказывают и обосновывают свое мнение о том, куда следует бежать от преследователей.

«Поводырь»

Цель:

  • Развивать чувство ответственности за другого человека.
  • Воспитывать доверительное отношение друг к другу.

Материал.

  • Повязка на глаза – по количеству пар детей.
  • Предметы – «препятствия»: стулья, кубики, обручи и т.д.

Ход игры.

       В комнате разложены и расставлены предметы – «препятствия». Дети распределяются по парам: ведущий – ведомый. Ведомый надевает на глаза повязку, ведущий ведет его, рассказывая, как двигаться, например: «Переступи через кубики», «Здесь стул, обойди его».

     Затем дети меняются ролями.

«Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»

Цель:

  • Продемонстрировать детям различные модели взаимодействия друг с другом.

Ход игры.

   Каждое упражнение выполняется 2 – 3 минуты. Дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки.

Воспитатель:

  • Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, «познакомьтесь» одними руками. Постарайтесь получше узнать своего соседа. Опустите руки.
  • Вытяните руки вперед, найдите руки соседа – «ваши руки ссорятся». Опустите руки.
  • Ваши руки ищут друг друга – «они хотят помириться». Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаетесь друзьями.

После игры с детьми обсуждается, какая форма поведения партнера понравилась больше, какие чувства возникали в ходе упражнения.

«Колобок»

Цель:

  •  Развивать коммуникативные навыки, воображение.
  • Работать над выразительностью речи.

Ход игры.

       Дети стоят в кругу и катают друг другу мяч – «Колобок». Тот, к кому попадает «Колобок», должен задать ему какой-нибудь вопрос или сказать несколько слов. Например: «Как тебя зовут?», «Колобок, я знаю, из какой ты сказки», «Колобок, давай с тобой дружить», «приходи ко мне в гости, Колобок!».

     После сказанной фразы ребенок передает «Колобка» другому игроку.

Вариант:

        Можно предложить каждому ребенку роль какого-либо животного, от     имени которого он должен обращаться к «Колобку».

«Цветик - семицветик»

Цель:

  • Побуждать детей к обсуждению своих желаний и выбору какого-либо одного, более значимого.
  • Поощрять желание заботиться о других.

Материал.

  • Цветик – семицветик из цветной бумаги со съемными лепестками.

Ход игры.

      Дети распределяются на пары. Каждая пара поочередно, держась за руки, «срывает» один лепесток и говорит:

        Лети, лети лепесток,

        Через запад на восток,

        Через север, через юг,

        Возвращайся, сделав круг.

        Лишь коснешься ты земли,

        Будь, по-моему, вели.

  Обдумав и согласовав друг с другом общее желание, они объявляют о нем остальным.

   Воспитатель поощряет те желания, которые связаны с заботой о товарищах, старых людях, о тех, кто слабее, заверяет детей, что их желания обязательно сбудутся.

«Приятные воспоминания»

Цель:

  • Формировать умение внимательно выслушивать сверстников, не спешить говорить о себе и своих переживаниях, если собеседник еще не высказался.

Ход игры.

     Воспитатель предлагает детям по очереди рассказать о том, что подарили им на день рождения, или о том, как они провели лето. Предупреждает, что внимательно будет выслушан только тот, кто умеет слушать сам. Дети обычно охотно рассказывают о себе, перебивая друг друга.

     После того, как все выскажутся, педагог спрашивает: «Кто запомнил, что подарили Саше?» («Где отдыхал летом Сережа?») Правильный ответ поощряется.

«Помоги себе сам»

Цель:

  • Обучать детей приемам, помогающим снять эмоциональное напряжение.

Ход игры.

      Воспитатель  предлагает:

  • медленно, глубоко вдохнуть и спокойно выдохнуть;
  • «занять делом» ступни ног: подбрасывая мяч или потанцевать;
  • «занять делом» все тело: побегать, попрыгать, понаклоняться, поприседать и т.п. (то есть выполнить упражнения, требующие больших затрат энергии);
  • «найти занятие» для голоса: поговорить, покричать, попеть.

«Моя семья»

Цель:

  • Углубить представления детей о семье, родственных отношениях.
  • Учить рассказывать о себе, своих мечтах, планах на будущее.
  • Развивать умение осмыслить и словесно выразить свои переживания, настроения, чувства (я мечтаю, когда вырасту, у меня будет…).

Материал.

  • Карточки с изображением домов, людей, машин, домашних животных.

Ход игры.

         Давайте пофантазируем, что вы уже взрослые, какую семью вы хотели бы иметь.

   Дети выкладывают модель, затем рассказывают.

                                             « Найди внуков»

Цель:

  • Учить детей проявлять заботу, любовь, уважение к своим бабушкам, дедушкам  (интересоваться их настроением, делами, здоровьем).

Материал.

  • Карточки с изображением бабушки, деда, внуков, занимающихся общим делом.

Ход игры.

   Детям раздают карточки с изображением бабушек и дедушек. Водящий игры показывает карточку с изображением внуков, а играющие должны определить: чей это внук? И объяснить, почему?

«Спиной друг к другу»

                                                          Ход игры.

   Двое детей, в течение одной минуты, смотрят друг на друга, затем поворачиваются спиной друг к другу. Сначала один ребенок описывает подробно внешность товарища, затем другой (игра повторяется несколько раз).

Воспитатель подводит итог, называет самых внимательных детей.

«Поступи правильно»

Цель:

  • Сформировать у ребенка представление о положительных поступках человека в повседневной жизни.

Материал:

  • Серия картинок, на которых изображены дети в разных ситуациях, соответственно сюжетам произведения.

Ход игры.

   Детям предлагается рассмотреть картинки, дать оценку поступкам героев, отложить положительные поступки в одну сторону, отрицательные – в другую.

В этой игре воспитатель выявляет способность детей оценить обстановку, исходя из собственного опыта и определенных обществом правил о норме.

     

 

***

По извилистой дорожке

Шли по миру чьи-то ножки.

Вдаль смотря широкими глазами.

Шел малыш знакомиться с правами.

Рядом мама крепко за руку держала,

В путь – дорогу умницу свою сопровождала.

Знать должны и взрослые, и дети

О правах, что защищают их на свете.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры, способствующие формированию полоролевых знаний и представлений дошкольников

Отечественные и зарубежные исследователи отмечают роль различий в интересах и предпочитаемых занятиях, которые во многом обусловливают объединение дошкольников для сюжетно-ролевых игр со сверстн...

«Помощь пожарных» Конспект организованной образовательной деятельности по пожарной безопасности и расширению знаний о назначении пожарной машины (для детей младшей группы ДОУ)

Данный конспект поможет воспитателям научить детей избегать возникновения пожаров и предвидеть последствия своих неправильных действий поведения в быту, а так же осознанно действовать в сложившейся об...

Презентация по теме «Педагогические технологии, способствующие формированию полоролевых знаний и представлений у детей старшего возраста»

Современные  требования  индивидуального  подхода  к  формированию  личности  не  могут  быть  выполнены  без  учёта  специфики  п...

игры, которые способствуют расширению словаря детей

Уважаемые родители! Хочу предложить вашему вниманию игры, которые способствуют расширению словаря детей. Вы можете проводить их с детьми как дома, так и по дороге из детского сада домой. Данные игры п...

Космос это интересно Цель: расширение знания детей о космосе, о полёте первого космонавта Ю.А.Гагарина. Задачи: Закрепить знания о космосе, Ю. Гагарине;.

Ход занятия:На экран проецируется Картинка с названием занятия.слайд1Воспитатель: Какой на этой недели был праздник? (ответы детей)Верно  12 апреля отмечают день космонавтики и авиации (слайд2) К...

Методическое пособие предназначено для работы с детьми с младшего возраста Лэпбук"Времена года" активизировать речь детей способствовать расширению и закреплению представлений ребенка о временах года.

Развивающий настольный лэпбук «Времена года» Актуальность. В группе для детей с тяжелыми нарушениями. Практика показывает, что современные дети, особенно дети с ограниченными возможностями здоровья,...