Игры для дошкольников, способствующие расширению области правовых знаний.
картотека (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Цель:
- помогать ребенку в накоплении социального опыта;
- расширять область правовых знаний;
- формировать чувство самооценки;
- знакомить с изменениями и противоречиями окружающего мира;
- обучать способам решения конфликтов и споров в позитивном русле.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_igr_zashchita_prav_v_mezhd._prave_35_str.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры для дошкольников,
способствующие расширению области
правовых знаний.
Цель:
- помогать ребенку в накоплении социального опыта;
- расширять область правовых знаний;
- формировать чувство самооценки;
- знакомить с изменениями и противоречиями окружающего мира;
- обучать способам решения конфликтов и споров в позитивном русле.
«Я имею право…»
Цель:
- Расширить область правовых знаний детей.
Материал.
- Набор сюжетных картинок к статьям «Конвенции ООН о правах ребенка».
- Картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в «Конвенции» (ребенок катается на велосипеде, играет в прятки, поливает цветы и т.п.).
- Шаблон «Я имею право» (может быть представлен, например, в виде знака «+»).
Ход игры.
Дети поочередно выбирают те картинки, которые соответствуют статьям Конвенции, и раскладывают около шаблона «Я имею право». Затем каждый ребенок объясняет причину своего выбора, остальные обсуждают правильность принятого решения.
«Я не должен…»
Цель:
- Учить разграничивать понятия «могу», «должен», «хочу».
- Совершенствовать знания детей о социальных нормах.
Материал.
- Серия сюжетных картинок, связанных с приемлемыми и неприемлемыми взаимоотношениями в системах: взрослый – ребенок; ребенок – ребенок; ребенок – окружающий мир.
- Шаблон «Я не должен» (например, изображение знака «-»).
Ход игры.
Дети раскладывают около шаблона те картинки, которые изображают ситуации, неприемлемые во взаимоотношениях между людьми, между человеком и природой, человеком и предметным миром. Затем объясняют свой выбор.
«Если возник пожар».
Цель:
- Знакомить детей с правилами безопасного обращения с огнем.
- Закрепить знание номера телефона экстренной пожарной службы.
Ход игры.
Дети становятся в круг. В центре – воспитатель с воздушным шариком в руке. Он произносит стихотворные строки и, не договаривая последнего слова, передает шар одному из детей. Ребенок быстро досказывает строку и передает шар другому и т.д. Если ребенок отвечает неправильно, он выбывает из игры, а шар переходит к педагогу.
Воспитатель:
Этот шар в руках недаром. Где с огнем беспечны люди,
Если раньше был пожар, Где взовьется в небо шар,
Ввысь взмывал сигнальный шар – Там всегда грозить нам будет
Звал пожарных в бой с пожаром. Злой, безжалостный…..
(передает ребенку воздушный шар).
Ребенок: Пожар (передает шар другому).
Воспитатель:
Раз, два, три, четыре –
У кого пожар в ….? Ребенок: В квартире (передает шар).
Воспитатель:
Дым столбом поднялся вдруг.
Кто не выключил…..? Ребенок: Утюг (передает шар).
Воспитатель:
Красный отблеск пробегает.
Кто со спичками….? Ребенок: Играет (передает шар).
Воспитатель:
Стол и шкаф сгорели разом.
Кто сушил белье над ….? Ребенок: Газом (передает шар).
Воспитатель:
Пламя прыгнуло в траву.
Кто у дома жег ….? Ребенок: Листву (передает шар).
Воспитатель:
Дым увидел – не зевай и пожарных … Ребенок: Вызывай (передает шар).
Воспитатель:
Помни каждый гражданин этот номер…. Ребенок: Ноль один.
«Помогите! Милиция!»
Цель:
- Сформировать представление о том, в каких случаях необходимо обращаться за помощью в милицию.
Материал.
- Карточки с изображением телефонного аппарата, на котором написан номер службы милиции – 02.
- Наборы сюжетных картинок с изображением различных жизненных ситуаций, требующих и не требующих вмешательства милиции.
Ход игры.
Дети делятся на команды по трое. Воспитатель раздает каждой команде наборы сюжетных картинок и карточки с номером вызова милиции. Играющие стараются как можно быстрее разложить карточки с изображением телефона около картинок с ситуациями, которые требуют вмешательства милиции.
После игры дети обсуждают результаты действий каждой команды.
«Если чужой стучится в дверь».
Цель:
- Учить детей открывать дверь, когда они одни дома, только людям, живущим с ними в одной квартире.
Ход тренинга.
Воспитатель и дети обыгрывают ситуации, в которых ребенок, находясь в квартире один, не должен пускать в дом посторонних. Кто-то из детей стоит за дверью, остальные уговаривают его открыть дверь, используя привлекательные обещания, ласковые слова и интонации.
Примерные ситуации:
- почтальон принес срочную телеграмму;
- слесарь пришел ремонтировать кран;
- милиционер пришел проверить сигнализацию;
- медсестра принесла лекарства для бабушки;
- мамина подруга пришла в гости;
- соседи просят зеленку для поранившегося ребенка;
- незнакомые люди просят оставить вещи для соседей;
- женщине нужно вызвать «Скорую помощь»;
Тренинг повторяется несколько раз с разными участниками.
«Куда бежать, если за тобой гонятся»
Цель:
- Научить детей различным способам реагирования на угрожающую ситуацию.
Материал.
- Карточки с изображением парка, безлюдной дороги, остановки со ждущими автобус людьми, поста ГАИ.
Ход игры.
Дети рассматривают картинки, высказывают и обосновывают свое мнение о том, куда следует бежать от преследователей.
«Поводырь»
Цель:
- Развивать чувство ответственности за другого человека.
- Воспитывать доверительное отношение друг к другу.
Материал.
- Повязка на глаза – по количеству пар детей.
- Предметы – «препятствия»: стулья, кубики, обручи и т.д.
Ход игры.
В комнате разложены и расставлены предметы – «препятствия». Дети распределяются по парам: ведущий – ведомый. Ведомый надевает на глаза повязку, ведущий ведет его, рассказывая, как двигаться, например: «Переступи через кубики», «Здесь стул, обойди его».
Затем дети меняются ролями.
«Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»
Цель:
- Продемонстрировать детям различные модели взаимодействия друг с другом.
Ход игры.
Каждое упражнение выполняется 2 – 3 минуты. Дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки.
Воспитатель:
- Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, «познакомьтесь» одними руками. Постарайтесь получше узнать своего соседа. Опустите руки.
- Вытяните руки вперед, найдите руки соседа – «ваши руки ссорятся». Опустите руки.
- Ваши руки ищут друг друга – «они хотят помириться». Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаетесь друзьями.
После игры с детьми обсуждается, какая форма поведения партнера понравилась больше, какие чувства возникали в ходе упражнения.
«Колобок»
Цель:
- Развивать коммуникативные навыки, воображение.
- Работать над выразительностью речи.
Ход игры.
Дети стоят в кругу и катают друг другу мяч – «Колобок». Тот, к кому попадает «Колобок», должен задать ему какой-нибудь вопрос или сказать несколько слов. Например: «Как тебя зовут?», «Колобок, я знаю, из какой ты сказки», «Колобок, давай с тобой дружить», «приходи ко мне в гости, Колобок!».
После сказанной фразы ребенок передает «Колобка» другому игроку.
Вариант:
Можно предложить каждому ребенку роль какого-либо животного, от имени которого он должен обращаться к «Колобку».
«Цветик - семицветик»
Цель:
- Побуждать детей к обсуждению своих желаний и выбору какого-либо одного, более значимого.
- Поощрять желание заботиться о других.
Материал.
- Цветик – семицветик из цветной бумаги со съемными лепестками.
Ход игры.
Дети распределяются на пары. Каждая пара поочередно, держась за руки, «срывает» один лепесток и говорит:
Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Будь, по-моему, вели.
Обдумав и согласовав друг с другом общее желание, они объявляют о нем остальным.
Воспитатель поощряет те желания, которые связаны с заботой о товарищах, старых людях, о тех, кто слабее, заверяет детей, что их желания обязательно сбудутся.
«Приятные воспоминания»
Цель:
- Формировать умение внимательно выслушивать сверстников, не спешить говорить о себе и своих переживаниях, если собеседник еще не высказался.
Ход игры.
Воспитатель предлагает детям по очереди рассказать о том, что подарили им на день рождения, или о том, как они провели лето. Предупреждает, что внимательно будет выслушан только тот, кто умеет слушать сам. Дети обычно охотно рассказывают о себе, перебивая друг друга.
После того, как все выскажутся, педагог спрашивает: «Кто запомнил, что подарили Саше?» («Где отдыхал летом Сережа?») Правильный ответ поощряется.
«Помоги себе сам»
Цель:
- Обучать детей приемам, помогающим снять эмоциональное напряжение.
Ход игры.
Воспитатель предлагает:
- медленно, глубоко вдохнуть и спокойно выдохнуть;
- «занять делом» ступни ног: подбрасывая мяч или потанцевать;
- «занять делом» все тело: побегать, попрыгать, понаклоняться, поприседать и т.п. (то есть выполнить упражнения, требующие больших затрат энергии);
- «найти занятие» для голоса: поговорить, покричать, попеть.
«Моя семья»
Цель:
- Углубить представления детей о семье, родственных отношениях.
- Учить рассказывать о себе, своих мечтах, планах на будущее.
- Развивать умение осмыслить и словесно выразить свои переживания, настроения, чувства (я мечтаю, когда вырасту, у меня будет…).
Материал.
- Карточки с изображением домов, людей, машин, домашних животных.
Ход игры.
Давайте пофантазируем, что вы уже взрослые, какую семью вы хотели бы иметь.
Дети выкладывают модель, затем рассказывают.
« Найди внуков»
Цель:
- Учить детей проявлять заботу, любовь, уважение к своим бабушкам, дедушкам (интересоваться их настроением, делами, здоровьем).
Материал.
- Карточки с изображением бабушки, деда, внуков, занимающихся общим делом.
Ход игры.
Детям раздают карточки с изображением бабушек и дедушек. Водящий игры показывает карточку с изображением внуков, а играющие должны определить: чей это внук? И объяснить, почему?
«Спиной друг к другу»
Ход игры.
Двое детей, в течение одной минуты, смотрят друг на друга, затем поворачиваются спиной друг к другу. Сначала один ребенок описывает подробно внешность товарища, затем другой (игра повторяется несколько раз).
Воспитатель подводит итог, называет самых внимательных детей.
«Поступи правильно»
Цель:
- Сформировать у ребенка представление о положительных поступках человека в повседневной жизни.
Материал:
- Серия картинок, на которых изображены дети в разных ситуациях, соответственно сюжетам произведения.
Ход игры.
Детям предлагается рассмотреть картинки, дать оценку поступкам героев, отложить положительные поступки в одну сторону, отрицательные – в другую.
В этой игре воспитатель выявляет способность детей оценить обстановку, исходя из собственного опыта и определенных обществом правил о норме.
***
По извилистой дорожке
Шли по миру чьи-то ножки.
Вдаль смотря широкими глазами.
Шел малыш знакомиться с правами.
Рядом мама крепко за руку держала,
В путь – дорогу умницу свою сопровождала.
Знать должны и взрослые, и дети
О правах, что защищают их на свете.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры, способствующие формированию полоролевых знаний и представлений дошкольников
Отечественные и зарубежные исследователи отмечают роль различий в интересах и предпочитаемых занятиях, которые во многом обусловливают объединение дошкольников для сюжетно-ролевых игр со сверстн...
«Помощь пожарных» Конспект организованной образовательной деятельности по пожарной безопасности и расширению знаний о назначении пожарной машины (для детей младшей группы ДОУ)
Данный конспект поможет воспитателям научить детей избегать возникновения пожаров и предвидеть последствия своих неправильных действий поведения в быту, а так же осознанно действовать в сложившейся об...
Презентация по теме «Педагогические технологии, способствующие формированию полоролевых знаний и представлений у детей старшего возраста»
Современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут быть выполнены без учёта специфики п...
Конспект интерактивной познавательной игры воспитателя с детьми младшего возраста на расширение знаний детей по теме «Семья» с использованием технологии «Интелсет»
Конспект интерактивной познавательной игры воспитателя с детьми младшего возраста на расширение знаний детей по теме «Семья» с использованием технологии «Интелсет»Тема: «В гости к кукле Ляле»Цел...
игры, которые способствуют расширению словаря детей
Уважаемые родители! Хочу предложить вашему вниманию игры, которые способствуют расширению словаря детей. Вы можете проводить их с детьми как дома, так и по дороге из детского сада домой. Данные игры п...
Космос это интересно Цель: расширение знания детей о космосе, о полёте первого космонавта Ю.А.Гагарина. Задачи: Закрепить знания о космосе, Ю. Гагарине;.
Ход занятия:На экран проецируется Картинка с названием занятия.слайд1Воспитатель: Какой на этой недели был праздник? (ответы детей)Верно 12 апреля отмечают день космонавтики и авиации (слайд2) К...