Игры, способствующие формированию полоролевых знаний и представлений дошкольников
материал по теме
Отечественные и зарубежные исследователи отмечают роль различий в интересах и предпочитаемых занятиях, которые во многом обусловливают объединение дошкольников для сюжетно-ролевых игр со сверстниками своего пола. По данным И.В. Тельнюк, контакты и игровое взаимодействие детей дошкольного возраста одного пола в большинстве случаев более продолжительны. При этом меньше возникает конфликтных ситуаций. Игровые контакты не нарушаются, если среди девочек играет один мальчик. Появление второго мальчика влечет за собой соперничество и рассогласованность в игровых действиях детей. Мальчики в свои игры тоже принимают девочек, но не любят, когда их много, не принимают девочек, которых отвергают эмоционально. В возрасте трех-четырех лет девочки первыми начинают отдаляться от мальчиков. Несколько позднее мальчики создают свою гендерную субкультуру, маскулинное содержание которой регламентирует поведение мальчиков, запрещая им общаться с девочками. В результате различия между мальчиками и девочками, независимо от их социализации, настолько велики, что Э. Маккоби считает возможным говорить о существовании двух разных культур детства, благодаря которым формируются и закрепляются свойства, с которыми чаще всего ассоциируются маскулинность и фемининность.
С одной стороны, важно поощрять объединения девочек и мальчиков в играх, на занятиях и в повседневной жизни, с другой – важно учить детей взаимодействовать с представителями противоположного пола. Ученые считают, то в дошкольном детстве девочки и мальчики обязательно должны научиться ладить друг с другом и в процессе совместной деятельности понять и принять те характерные особенности, которыми обладают маленькие представители женского и мужского пола.
Далее предлагается несколько игр, способствующих формированию полоролевых знаний и представлений дошкольников, а так же помогающие овладевать способами мужского и женского поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
did_igry_dlya_devochek_i_malchikov.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Отечественные и зарубежные исследователи отмечают роль различий в интересах и предпочитаемых занятиях, которые во многом обусловливают объединение дошкольников для сюжетно-ролевых игр со сверстниками своего пола. По данным И.В. Тельнюк, контакты и игровое взаимодействие детей дошкольного возраста одного пола в большинстве случаев более продолжительны. При этом меньше возникает конфликтных ситуаций. Игровые контакты не нарушаются, если среди девочек играет один мальчик. Появление второго мальчика влечет за собой соперничество и рассогласованность в игровых действиях детей. Мальчики в свои игры тоже принимают девочек, но не любят, когда их много, не принимают девочек, которых отвергают эмоционально. В возрасте трех-четырех лет девочки первыми начинают отдаляться от мальчиков. Несколько позднее мальчики создают свою гендерную субкультуру, маскулинное содержание которой регламентирует поведение мальчиков, запрещая им общаться с девочками. В результате различия между мальчиками и девочками, независимо от их социализации, настолько велики, что Э. Маккоби считает возможным говорить о существовании двух разных культур детства, благодаря которым формируются и закрепляются свойства, с которыми чаще всего ассоциируются маскулинность и фемининность.
С одной стороны, важно поощрять объединения девочек и мальчиков в играх, на занятиях и в повседневной жизни, с другой – важно учить детей взаимодействовать с представителями противоположного пола. Ученые считают, то в дошкольном детстве девочки и мальчики обязательно должны научиться ладить друг с другом и в процессе совместной деятельности понять и принять те характерные особенности, которыми обладают маленькие представители женского и мужского пола.
Далее предлагается несколько игр, способствующих формированию полоролевых знаний и представлений дошкольников, а так же помогающие овладевать способами мужского и женского поведения.
Задача для хозяйки
Цель: закрепить знания о сервировке стола.
Дано: клеенка, скатерть, салфетки, тарелки (глубокие и мелкие), чашки, стаканы, вилки, ножи, ложки (столовые, десертные, чайные), цветы и вазочки для цветов.
Требуется: расположить все так, чтобы было красиво, правильно, удобно.
Решение:
1. На поверхность стола положить клеенку, затем скатерть.
2. Мысленно на расстоянии 1-2 см от края проведи прямую линию, по ней ровно расставь тарелки - каждую против стула. Если стол к обеду, на мелкую тарелку поставь глубокую.
3. Ножи расположи справа от тарелок лезвием к ним, вилки - слева острием вверх. Ложки - суповую, десертную - положи за тарелками параллельно краю стола ручками вправо.
4. Для воды или сока поставь бокалы справа за приборами. Салфетки - на тарелки. Не забудь о ложках, ножах, вилках для закусок, салатов, масла. Цветы в вазочках украсят праздничный стол.
Рассаживайтесь, гости дорогие!
Автор: Кривицкая Татьяна, воспитатель ДОУ 171 ОАО "РЖД", г. Белово.
Игровой проект «Ателье «Мод» .
(старшая группа)
Цель: Приобщить детей и их родителей к миру моды, дизайну одежды.
Цель, поставленная перед детьми: выяснить есть ли в нашем поселке ателье для детей и чем бы было оно для нас интересно.
Срок осуществления проекта:2-3 месяца.
Подготовительный этап: чтобы заинтересовать детей, воспитатели приготовили для них сюрприз: на имя группы пришла настоящая посылка, усыпанная печатями из сургуча. В посылке лежат журналы детской моды из Еврошопа.
Основной этап: за два месяца мы с помощью родителей подобрали отрезы тканей разной формы( прямоугольные, квадратные, треугольные), различных цветов и размеров для конструирования моделей одежды.
Подбираются иллюстрации из старых журналов мод, газет и все это вклеивается в общий альбом.
В группе отводится специальное место для атрибутов( например, вешалка с полочкой, прикрепленная к стене), Для крепления ткани подойдут кольца для штор, на полочке размещаются альбомы и журналы. Здесь же должен находится дополнительный материал (ленты, скрепки – скрабы, шнурки, тесемки ит.д.) Лучше «ателье» расположить с уголком для переодевания.
Заключительный этап:
В процессе игры устраивается демонстрация моделей и постепенно оформляется альбом с коллекцией одежды, придуманной детьми. А в роли моделей выступают дети.
Автор: Набиева Г.Н. поселок Витим, Ленский район.
Девочки шли-шли, что-то нашли...Мальчики шли-шли, что-то нашли...
(со второй младшей группы)
Цель: создавать эмоционально положительный настрой в группе. Развивать умение девочек и мальчиков действовать в соответствии с правилами игры: когда воспитатель говорит о девочках, то девочки объединяются и собирают различные предмета, а когда говорят о мальчиках, то действуют мальчики. Активизировать зрительное восприятие и внимание детей. Включить в содержание игры новую «находку» и организовать игры с ней при участии девочек и мальчиков.
Девочки собирают ягоды и фрукты, а мальчики - грибы
(со второй младшей группы)
Цель: побуждать детей действовать в соответствии с полученной инструкцией. Закреплять названия ягод и фруктов.
Ход: Воспитатель говорит детям о том, что мама-зайчиха просит их помочь ей сделать запасы на зиму. Девочек зайчиха просит собрать ягоды и фрукты, а мальчиков – грибы.
Воспитатель располагает деревянные игрушки в разных местах группы, раздает детям корзиночки и они собирают деревянные игрушки и приносят маме-зайчихе. Воспитатель от лица зайчихи просит каждого ребенка назвать все то, что он собрал.
Чем похожи наши мамы? Чем похожи наши папы?
( со второй младшей группы)
Цели: Формировать умение выделять существенные сходства и различия между представителями разного пола. Воспитывать любовь к близким людям, уважение к их труду. Помочь ребенку выразить свои чувства к близким ему людям.
Материал: семейные альбомные фотографии каждого ребенка.
Ход: Дети и взрослый сидят на ковре. Воспитатель говорит детям, что у каждого из них есть семья, есть мамы, папы, бабушки дедушки, братья и сестры. Детям предлагается, рассматривая фотографию своей мамы (своего папы) рассказать, какая у него мама (папа)? Чем она занимается? Например, моя мама добрая, ласковая, иногда злиться, худенькая, заботливая, красивая. Она готовит есть, стирает белье и т.д.
После того, как ответят все дети, воспитатель задает им вопрос:
-Чем похожи наши мамы (папы)?
-Какие обязанности по дому выполняют все мамы (папы)?
-Какие внешние признаки их объединяют?
-Какие качества присущи всем мамам (папам)?
-Кем вы будете, когда вырастете?
Выслушав ответы детей, воспитатель подводит итог, что все мамы и папы занимаются домашним хозяйством, воспитывают детей, ходят на работу. Все мамы и папы любят своих детей, заботятся о них.
Волшебный цветок
(со второй младшей группы)
1 вариант « За что нам нравятся мальчики (девочки)?»
Цели: Воспитывать культуру взаимоотношения между мальчиками и девочками. Формировать у детей понятия о положительных чертах характера мальчиков и девочек.
Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку.
Ход: Можно проводить игру индивидуально с ребенком, можно с группой детей. Взрослый рассказывает о волшебной стране, в которой все дети дружили друг с другом, но злая фея поссорила всех ребят. Детям предлагается собрать «Цветок Дружбы», но для этого нужно каждому ребенку взять лепесток и назвать хорошее качество девочки или мальчика. Дети перечисляют положительные качества, а взрослый соединяет лепестки с серединкой. Когда цветок собран, дети аплодируют друг другу.
2 вариант « Как я дома помогаю?»
Цели: Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь людям.
Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку
Ход: Дети поочереди отрывают лепестки от цветочка, называя обязанности, которые они выполняют в семье (поливают цветы, подметают пол, ухаживают за животными, «воспитывают» младших сестер и братьев, чинят игрушки и др. . Можно разнообразить игру. Пусть дети перечислять обязанности, которые выполняют в семье их мамы, а потом папы.
3 вариант « Кто я в семье?»
Цели: Формирование представлений о родственных связях. Учим детей правильно употреблять такие слова, как сын, внук, брат, дочь, внучка, сестра ( в старшем возрасте – племянник, племянница, двоюродный брат и т.д.)
Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку
Ход: С помощью наводящих вопросов взрослого, дети должны дать ответ, кем они являются для своей маме (своему папе, своей бабушке)? и т. д.
Дом добрых дел
(со средней группы)
Цели: Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь в семье и другим людям.
Материал: конструктор
Ход: Дети берут детали конструктора и строят большой дом, проговаривая при этом добрые поступки и дела, которые они совершают, помогая своим родным и близким. В конце рассматривают, какой большой дом мы построили. Сколько добрых дел мы можем сделать!
Давайте говорить друг другу комплименты
(со второй младшей группы)
Цели: Научить детей быть внимательными друг к другу, уметь проявлять симпатии к детям своего и противоположного пола. Закреплять знания о качествах мужественности и женственности.
Материал: два персонажа - Саша и Маша. Тело кукол сделано из картонных цилиндров, головы - из воздушных шаров голубого (мальчик) и розового (девочка) цветов, с нарисованными лицами. Куклы наряжены в одежду: мальчик в рубашку, брюки, на голове кепка; девочка – в кофту, юбку и на голове косынка.
Любой цветок (лучше, если он будет не искусственный, а живой).
Ход: К детям в гости пришли куклы.- Саша и Маша. Куклы знакомятся с детьми и рассказывают детям, как они познакомились . Саша, увидев Машу на прогулке, подошел познакомиться с ней. Из всех девочек он выбрал Машу, потому что она была самая добрая и аккуратная. Маше то же понравилось, что Саша очень воспитанный мальчик. Так они и подружились. Они пришли к нам в детский сад узнать, что думают друг о друге дети, и как они умеют дружить. Они принесли « волшебный Цветок», который поможет ребятам выразить свои чувства. Детям предлагается передавать цветок любому ребенку и делать ему комплимент.
Если, кто-то, окажется без внимания, куклы или воспитатель сами делают комплимент этим детям.
Пожелания
(со второй младшей группы)
Цели: Научить детей быть внимательными друг к другу, уметь проявлять симпатии к детям своего и противоположного пола. Закреплять знания о качествах мужественности и женственности.
Материал: игрушка-сердечко (любая игрушка)
Ход: Дети встают в круг. Передавая друг другу игрушку, говорят свои пожелания : « Я желаю тебе....»
Вежливые слова
(со второй младшей группы)
Цель: Воспитывать в детях культуру поведения, вежливость, уважение друг к другу, желание помочь друг другу.
Материал: сюжетные картинки, на которых изображены разные ситуации: ребенок толкнул другого, ребенок поднял упавшую вещь, ребенок жалеет другого ребенка, и т.д.
Ход: Дети рассматривают сюжетные картинки и озвучивают их вежливыми словами.
Если ребенок затрудняется, задайте ему по картинке наводящие вопросы. Например, какое волшебное слово нужно произнести, чтобы друг дал тебе игрушку?
как ты отблагодаришь человека за помощь?
как нужно обращаться к взрослым людям? (называть по имени отчеству и на Вы)
что нужно говорить при встрече с человеком?
что нужно говорить всем, уходя домой?
что нужно говорить просыпаясь утром, приходя утром в детский садик? какие слова можно пожелать друг другу перед сном?
что ты скажешь, если случайно кого-нибудь нечаянно толкнешь или заденешь? и т.д.
Дети должны знать и использовать в жизни следующие слова: здравствуйте, до свидания, до скорой встречи, будьте добры, будьте любезны, пожалуйста, спасибо, извините, спокойной ночи, и др.
Благородные поступки
(со второй младшей группы)
Цель: Воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей. Формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека.
Материал: мячик
Ход: Детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам (женщинам) и мальчикам (мужчинам). Воспитатель кидает в руки мяч одному из игроков, тот называет благородный поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию.
Благородные поступки для мальчиков:
называть девочку только по имени; при встрече с девочкой первым здороваться; уступать в транспорте место; никогда не обижать девочку; защищать девочку;
помогать девочке переносить тяжелые вещи; когда девочка выходит из транспорта, нужно выйти первым и подать ей руку; мальчик должен помочь девочке одеться, подать пальто и т.д.
Благородные поступки для девочек: называть мальчика только по имени; при встрече с мальчиком здороваться; хвалить мальчика за проявление внимания; не обижать и не обзывать мальчика, особенно в присутствии других детей; благодарить мальчика за добрые дела и поступки; и т.д.
Ушки на макушке
(со второй младшей группы)
Цели: Развитие слухового внимания. Учить детей идентифицировать себя и окружающих людей по полоролевому признаку.
Ход: Взрослый называет несколько имен. Детям нужно внимательно слушать и назвать лишнее имя. Объяснить, почему они считают то или иное имя «лишним».
Например, Сережа, Миша, Лена; Наташа, Даша, Дима.
Отгадай профессию
(со старшей группы)
Цель: Закреплять знания детей о профессиях. Учить умению разделять профессии на мужские и женские.
Материал: карточки с изображением людей разных профессий.
Ход: Взрослый перечисляет действия человека определенной профессии, а дети отгадывают, что это за профессия. Например, « Человек этой профессии осматривает больного, делает прививку, назначает таблетки. Кто это?» (врач)
После каждого правильного ответа воспитатель просит одного из детей выбрать карточку с изображением человека данной профессии. Далее с детьми проводится беседа: какие еще обязанности выполняет врач, что он еще делает? Есть ли среди вас те, у кого мама или папа (бабушка, дедушка, тетя и т.д.) работают врачами? Кто чаще работает врачом мужчина или женщина? Как вы думаете, почему?
Смайлик
(со второй младшей группы)
Цели: развитие смекалки, положительных эмоций. Учим называть, понимать и показывать эмоциональное настроение человека (радость, грусть, злость, удивление, обиду и др.).
Материал: Большой круг из картона- Смайлик, вырезанные из разноцветной бумаги формы глазок, бровей, ртов, носиков для передачи различных эмоциональных состояний.
Ход: Ребенку предлагается передать, с помощью предлагаемых деталей, настроение Смайлика, в зависимости от ситуации, которую опишет взрослый.
-Смайлик увидел друзей.
-Смайлик заболел.
-Смайлик сердится.
-Смайлик поет песенку и т. д.
Когда Смайлик будет собран, детям предлагается отобразить его настроение самим, с помощью мимики, эмоций, жестов.
Собираемся в гости
(со второй младшей группы)
Цели: Учить детей находить отличия во внешнем виде аккуратного и неряшливого ребенка (мальчика или девочки). Учить девочек (мальчиков) проявлять заботу, по отношению к представителям противоположного пола и приводить в порядок свой внешний вид. Развивать в детях желание быть всегда красивыми, выглядеть аккуратными и опрятными.
Материал: на двух столах разложена одежда для детей (юбки, шляпки, рубашки, юбочки, галстуки, пояски и т.д.), сумки, детская косметика, часы, расчески, инструменты, игрушки и т.д.
Ход: Воспитатель предлагает детям посоревноваться, кто быстрее соберется в гости.
Играют по двое (трое) детей. Они подходят к столам и начинают собираться в гости. Взрослый напоминает детям, что для того, чтобы пойти в гости необходимо привести себя в порядок: красиво одеться, причесаться и т.д.
Остальные дети наблюдают за своими друзьями.
Могут ли они отправиться туда прямо сейчас? Как можно помочь мальчикам? Кто из девочек согласится помочь им?
Когда внешний вид мальчиков будет приведен в порядок, взрослый напоминает мальчикам о словах благодарности за заботу.
«Друг»
(со второй млад.группы)
Цели: Учить детей сопереживать близким людям, понимать боль других людей, радоваться успехам своих друзей, проявлять заботу, предлагать свою помощь.
Материал: резиновый мячик, мягкие игрушки.
Ход: Дети садятся по кругу, близко друг к другу. В центре сажается любая игрушка, например заяц. Воспитатель говорит, что зайчик ушиб коленку и плачет, но мы можем помочь ему, если правильно поддержим его и пожалеем. Предлагается, передавая мяч друг другу, произнести слова поддержки и утешения. Например: не плачь, мы доведем тебя до дома; твоя ранка скоро заживет; я помогу тебе встать; я хочу угостить тебя конфеткой; мы помажем колено и забинтуем его; я поглажу тебя по голове, и боль пройдет; я очень люблю тебя и не брошу в беде.
Настроение
(со старшей группы)
Цель: формирование у детей умения определять настроение близких по внешнему виду.
Материал: набор иллюстраций с изображением людей, находящихся в различных эмоциональных состояниях.
Ход: педагог предлагает детям вспомнить, как по внешнему виду определить настроение близкого человека. Взрослый может подсказать ситуацию, описать поступок, желание и предложить детям определить настроения, сопутствующие им. (Мама заболела, разбилась чашка, ребята подрались...)
Во время второго проведения игры, воспитатель заранее готовит набор иллюстраций с изображением людей, находящихся в различных эмоциональных состояниях. Сначала дети придумывают рассказ по одной картинке, затем исходное количество увеличивается, меняется их порядок в процессе развёртывания сюжетн6ой линии. В дальнейшем в качестве опоры для придумывания рассказов, воспитатель может использовать графические модели.
Игры-состязания:
Кто больше вспомнит женских/мужских персонажей литературных произведений
Кто больше назовёт женских/мужских предметов одежды
Кто больше назовёт женских/мужских профессий
Кто больше вспомнит сказок о добрых, заботливых, трудолюбивых героинях/ сильных, отважных, выносливых героях?
Нарисуй праздничный/рабочий наряд мужчины/женщины.
Кто больше вспомнит женских/мужских имён?
Кто вспомнит больше мужских/женских видов спорта?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме «Педагогические технологии, способствующие формированию полоролевых знаний и представлений у детей старшего возраста»
Современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут быть выполнены без учёта специфики п...
Музыкально-ритмические игры, способствующие формированию творческой инициативы дошкольников
Основная цель включения на занятиях музыкально-ритмических игр с дошкольниками – всестороннее развитие ребенка, развитие музыкальности и ритма, формирование творческих способностей и развитие ин...
Дидактическая игра по формированию полоролевых представлений у детей «Составь портрет»
Игра для детей дошкольного возраста, закрепляющая представление о том, что все люди не похожи друг на друга. Учит называть отличительные признаки мужского и женского лица....
Дидактические игры, способствующие формированию основ ЗОЖ дошкольников
Дидактические игры, способствующие формированию основ ЗОЖ дошкольников...
Дидактическая игра, способствующих формированию элементарных математических представлений у дошкольников.
Цель: упражнять в составлении геометрических фигур на плоскости стола, анализе и обследовании их зрительно-осязаемым способом....
Картотека дидактических игр, способствующих формированию привычки к ЗОЖ у дошкольников через ознакомление со своим организмом.
Картотека дидактических игр, способствующих формированию привычки к ЗОЖ у дошкольников через ознакомление со своим организмом....