"Создание уголка психоэмоциональной разгрузки" в ДОУ
консультация на тему

Пинигина Мария Михайловна

В нашем детском саду в октябре 2016 г. с педагогами проведена консультация  о необходимости создания  уголка  релаксации  в групповых комнатах для детей всех возрастных категорий.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_word_4.docx19.18 КБ

Предварительный просмотр:


Консультация

«Создание уголка психологической разгрузки в группе детского сада»

Мы живём в эпоху кризисов и социальных перемен. Экономическая и ценностная нестабильность общества оказывают негативное влияние на наших дошкольников. Подтверждением тому являются дети с нарушениями психоэмоционального развития, выражающие эмоции гнева агрессией, не умеющие договариваться, с трудом приспосабливающиеся к жизни в детском коллективе, не уважающие своего товарища, его чувства, настроения и эмоции.

Поэтому особое значение приобретает проблема сохранения не только физического, но и психологического здоровья детей дошкольного возраста, формирования их эмоционального благополучия. Очень важно научить дошкольников принимать себя такими, какими они являются в действительности.

Для решения данной проблемы необходимо создать соответствующие условия, организовать предметную среду. С этой целью  разработана модель предметно – развивающей среды в группе детского сада “Уголок психологической разгрузки “Маленькая страна””.

Цель: создание соответствующих условий для сохранения и укрепления психического здоровья детей и обеспечение специально организованных воздействий на дошкольников в условиях дошкольного учреждения.

Задачи:

  • создать атмосферу психологического комфорта и эмоционального благополучия, свободной творческой и активной личности;
  • создать условия способствующие развитию произвольной саморегуляции психофизического состояния и двигательной активности детей;
  • создать условия способствующие развитию произвольной саморегуляции эмоционального состояния детей;
  • способствовать развитию коммуникативной компетентности детей.

Ожидаемый результат:

  • умение детей с повышенной активностью владеть приёмами саморегуляции;
  • снижение проявления у агрессивных детей ссор и драк;
  • благодаря материалам психологического уголка раскроются тревожные и застенчивые дети;
  • умение дошкольников сотрудничать друг с другом, согласованно действовать в командных играх.

 

Принципы:

  • гибкость и управляемость среды.
  • активность, самостоятельность.
  • индивидуальный подход к каждому ребёнку. Учёт особенностей личности (темперамента, настроения, интеллектуальных возможностей) в формировании положительных представлений о себе.

Уголок психологической разгрузки “Маленькая страна” применяется для достижения релаксации и отдыха. Он способствует умственному развитию детей, гармонизирует эмоциональный фон, возбуждает интерес к исследованию.

Умение полноценно и правильно расслабиться – важная составляющая в формировании психологического здоровья. Поэтому материал для уголка подбирается с учётом его основного назначения, а именно:

  • для психологической разгрузки воспитанников;
  • обучение способам выражения гнева в приемлемой форме;
  • обучение дошкольников умению владеть собой в различных ситуациях, приёмам саморегуляции;
  • обучение детей бесконфликтному общению;
  • повышение самооценки тревожных, неуверенных в себе детей;
  • обучение дошкольников навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде.

Например, необходимо  организовать для детей “Полянку настроения”, которая каждое утро будет встречать  их в приёмной: солнышко и тучка. У каждого ребенка фото на петельке, приходя в группу, дети вешают свою фотографию к соответствующему их настроению: солнышку или тучке. Если настроение меняется, дети перевешивают свою фотографию. “Полянка настроения” привлекает детей и помогает им понимать собственные эмоции, эмоциональные состояния других, способствует овладению средствами эмоциональной выразительности. Эту же задачу выполняет и зеркало эмоций. Ребёнок видит себя и рассказывает о себе всё хорошее, с помощью мимики учится понимать состояние товарищей. Остальные дети подсказывают, учатся говорить друг другу комплименты, создают свой положительный образ. “Полянку настроения” можно использовать в начале дня, чтобы контролировать, с каким настроением приходят дети в детский сад, или в течение дня, что дает возможность отследить комфортность режимных моментов.

Для обучения детей бесконфликтному общению можно использовать дид. игры “Азбука настроений”, “Что такое хорошо, и что такое плохо”, «Театр эмоций», и др.

В качестве оборудования для психологического уголка могут быть представлены “Мешочки настроений”: “Мешочек радости» и “Мешочек грусти”. Мешочки завязываются шнурками. Если у ребёнка плохое настроение, он может взять мешочек, развязать шнурок и “сложить” в него своё плохое настроение, обиды, злость, а потом тщательно завязать. Потом из другого мешочка берёт хорошее настроение, смех, улыбку, радость.

Наличие в группе модулей даёт возможность расслабиться, рассмотреть фотоальбом с групповыми и семейными фотографиями, что способствует снятию напряжения, поднятию настроения.

 Игровой модуль- мини сухой бассейн. Его наполнитель оказывает благотворный массажный эффект и способствует общему улучшению психофизического состояния, а также он обладает целым рядом уникальных сенсорных свойств, которые снимают напряжение и усталость, поднимают настроение, укрепляют мышечную систему, улучшают координацию движений.

Палатка для детей служит уголком уединения, где ребенок чувствует себя защищенным и может тихонечко играть. Иногда ему это нужно, иногда нет. Такой домик позволяет детям "спрятаться" от внешнего мира, посекретничать, посмотреть альбом с семейными или групповыми фотографиями, побыть в тишине, надев мягкие наушники.

В зоне психологической разгрузки  «Сухой дождь», который может служить для создания и сохранения позитивной установки, а для повышения самооценки тревожных и неуверенных в себе детей - яркий подиум, медали.

 Разнообразные волшебные предметы: шляпа, колпачки, палочка, плащ и т. д. помогают педагогам вместе с детьми совершать чудесные путешествия и превращения, сделать общение с детьми сказочным, насыщенным приятными сюрпризами, причем не только во время занятий, но и в свободной игровой деятельности.

Для снятия эмоционального напряжения и умения выразить такую негативную эмоцию как гнев в приемлемой для окружающих форме, можно использать “Коврик злости”, «Мишень злости», мягкая подушка, стаканчики для крика, боксерская груша.

В уголке также необходимо разместить  корзинку с клубочками разноцветных ниток.

Их цель: успокоить расшалившихся детей, научить их одному из приёмов саморегуляции. Сматывая яркую пряжу в клубки, ребёнок успокаивается.

 Немаловажный атрибут психологического уголка, целью которого является научить детей разнообразным способам примирения после ссоры –


Остров примирения”, «Коробочка примирения», «Коврик примирения». Поссорившиеся дети берутся за руки, произнося разные стихи – мирилки. Многие из них, нам, взрослым, знакомы с детства.

 Для снятия стресса, мышечного зажима применяется мышечная релаксация. Умение расслабиться даёт возможность снизить уровень переживаний путём воздействия на состояние тела. Это помогает ребёнку снять напряжение, успокоиться, ведь полное расслабление мышц несовместимо с негативными эмоциями и как следствие приводит к спокойному и позитивному эмоциональному состоянию. Используется музыкальный центр с аудиотекой релаксационной направленности и большим набором текстов для релаксаций и визуализаций.

Дети, играя в уголке психологической разгрузки, чувствуют себя намного лучше, и, кроме того, это весело, забавно и полезно. Это не только помогает снимать напряжение и усталость, но для детей еще полезно тем, что благотворно влияет на развитие вестибулярного аппарата ребенка.

А для родителей в приёмной располагается  “Шкатулка добрых посланий”, в которой они оставляют своим детям добрые послания и пожелания. Педагоги в течение дня  ребенку  по мере необходимости могут их зачитывать, таким образом, успокаивая ребенка.

 Таким образом, создавая  предметно-развивающую среду позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможности для развития познавательных процессов, речи и эмоционально-волевой сферы. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей "Создание уголка психологической разгрузки в группе детей старшего дошкольного возраста"

Для современных дошкольников в эмоциональном плане характер­ным является, с одной стороны, понижение эмоционального тона, усиле­ние негативных эмоциональных проявлений и как результат этого - сни­жени...

"Уголки психологической разгрузки, как условие создания психологического комфорта и эмоционального благополучия ДОУ"

В статье описана подробная поэтапная  разработка  проекта  модернизации предметно – развивающей среды в группе детского сада   «Островок уединения». Кроме этого прилагается примерн...

Методические рекомендации по созданию уголка психологической разгрузки к группе детского сада.

Методические рекомендации по созданию уголка психологической разгрузки к группе детского сада....

«Организация работы по созданию уголка психологической разгрузки в группах ДУ»

Создание соответствующих условий для сохранения и укрепления психического здоровья детей и обеспечение специально организованных воздействий на дошкольников; психологическое просвещение педагогов. Игр...

Конспект- практикум с элементами тренинга «Психоэмоциональная разгрузка и саморегуляция»

Конспект-практикум с элементами тренинга "Психоэмоциональная разгрузка и саморегуляция"           - Предупредить (преодолеть) возможные последствия психич...

Практикум для педагогов ДОО "Психоэмоциональная разгрузка и саморегуляция педагога"

Современный темп работы педагога нередко провоцирует хроническое утомление, вследствие этого его физическое и психическое напряжение усиливаются. Как его снизить и изменить отрицательное психическое с...