Конспект- практикум с элементами тренинга «Психоэмоциональная разгрузка и саморегуляция»
план-конспект занятия
Конспект-практикум с элементами тренинга "Психоэмоциональная разгрузка и саморегуляция"
- Предупредить (преодолеть) возможные последствия психического перенапряжения;
- Поддержать оптимальный уровень психического состояния в условиях профессиональной деятельности;
- Снизить негативные переживания и трансформировать их в положительные;
- Познакомить с техниками самоуправления и саморегуляции эмоциональных состояний;
- Сформировать потребность в самоуправлении и саморегуляции эмоциональных состояний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktikum_s_elementami_treninga_dlya_pedagogov.docx | 29.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект практикум с элементами тренинга
«Психоэмоциональная разгрузка и саморегуляция»
предупредить (преодолеть) возможные последствия психического перенапряжения;
- поддержать оптимальный уровень психического состояния в условиях
профессиональной деятельности.
- снизить негативные переживания и трансформировать их в положительные;
- познакомить с техниками самоуправления и саморегуляции эмоциональных состояний;
- сформировать потребность в самоуправлении и саморегуляции эмоциональных состояний.
Продолжительность по времени:1-1,5 часа,
Дополнительный материал: мешочек с пожеланиями; диск с - шум моря, спокойная и веселая музыка.
Ход практикума
Оглашается педагогам тема практикума, задачи мероприятия, зачитываются правила работы. Во время обсуждения правил дается возможность высказаться всем желающим, выслушиваются все предложения и замечания. Выработанные правила записываются и вывешиваются на видном месте.
Приветствие
Упражнение
«Имя + прилагательное на первую букву своего имени»
Участники сидят по кругу. По очереди каждый из присутствующих называет свое имя и прилагательное па первую букву имени, которое его характеризует.
Тест-опросник «Ох уж эти нервы».
Инструкция. Отметьте одно из утверждений в той степени, как оно к Вам относится: «очень», «не особенно», «ни в коем случае».
- Меня раздражает:
- смятая страница газеты или журнала, которые я люблю читать
- очень
- не особенно
- ни в коем случае
- одетая с претензией на молодость женщина в годах
- очень
- не особенно
- ни в коем случае
3) курящая на улице женщина
- очень
- не особенно
- ни в коем случае
4) чрезмерное приближение ко мне собеседника, даже если оно произошло поневоле - в толпе, в автобусной давке
- очень
- не особенно
- ни в коем случае
- слишком сильный запах духов
- очень
- не особенно
- ни в коем случае
6) громкий разговор в общественном транспорте
- очень
- не особенно
- ни в коем случае
7) активно жестикулирующий при разговоре собеседник
- очень
- не особенно
- ни в коем случае
8) частое употребление коллегами иностранных слов
- очень
- не особенно
- ни в коем случае
9) когда кто-нибудь грызет ногти
- очень
- не особенно
- ни в коем случае
10) когда кто-нибудь пытается поучать меня
- очень
- не особенно
- ни в коем случае
11) когда кто-то кашляет в мою сторону
- очень
- не особенно
- ни в коем случае
12) когда слышу чей-то смех невпопад
- очень
- не особенно
- ни в коем случае
13) когда близкие друзья все время опаздывают
- очень
- не особенно
- ни в коем случае
14) когда в кинотеатре кто-нибудь поблизости комментирует фильма или шелестит оберткой от конфеты
- очень
- не особенно
- ни в коем случае
15) когда дарят ненужные вещи
- очень
- не особенно
- пи в коем случае
16) когда рассказывают сюжет книги, которую я собираюсь прочесть
- очень
- не особенно
- ни в коем случае
Обработка ответов: За каждый ответ «очень» запишите себе 3 очка,
за ответ «не особенно» - 1 очко,
за ответ «ни в коем случае» - поставьте прочерк.
Интерпретация результатов:
Более 33 баллов - вас не отнесешь к числу сдержанных и терпеливых людей. Вас слишком часто раздражают незначительные явления. Вы склонны к поискам в окружающем мире раздражителей. Поэтому вы вспыльчивы, легко выходите из себя. Ваша нервная система разбалансирована, отчего часто страдаете не только вы, но и окружающие;
От 13 до 32 баллов - вы относитесь к распространенной группе людей. Раздражаясь от очень неприятных вещей, вы делаете драму из обыденных житейских невзгод. Поэтому у вас выработан стойкий иммунитет к неприятностям, который позволяет быстро и легко забывать их;
12 и менее баллов - ваше «железное спокойствие» позволяет вам реально смотреть на жизнь. А может, этот тест оказался недостаточно исчерпывающим и не позволил проявить ваши наиболее уязвимые стороны? Судите сами. По крайней мере, о вас можно сказать, что вы не тот человек, которого легко выбить из колеи.
Комплекс игр и упражнений на психоэмоциональную разгрузку
Упражнение «Солнышко»
Участники рисуют на бумаге солнышко с лучиками, затем солнышки прикрепляют на спины. Задача - написать на лучиках положительное об авторе. Важно, чтобы каждый участник оставил свое послание на каждом солнышке. В конце упражнения педагоги снимают свои рисунки и изучают то, что им написали.
Упражнение «Разговор со своим телом»
Инструкция педагога-психолога: Дышите спокойно, полностью сосредоточьтесь на дыхании. Воздух входит в вас и выходит – «с-с-с». Вы дышите в том темпе, который для вас удобен. Продолжая дышать медленно-медленно, начните мысленный обзор своего тела. Пусть ваш внутренний взор поднимется по телу то кончиков пальцев ног по ступням, голеням, позвоночнику, мысленно охватите свою голову и спуститесь вниз по шее, животу. Продолжая дышать в удобном для вас темпе издавая на выдохе звук «с-с-с», ощутите себя целиком, назовите себя по имени, скажите себе: «Это Я».
Основная часть.
Техника «Управление дыханием»
Инструкция педагога-психолога: Сидя или стоя постарайтесь, по возможности, расслабить мышцы тела и сосредоточьте внимание на дыхании.
На счет 1-2-3-4 делайте медленно глубокий вдох (при этом живот выпячивается вперед, а грудная клетка неподвижна);
на следующие четыре счета проводится задержка дыхания;
затем плавный выдох на счет 1-2-3-4-5-6;
снова задержка перед следующим вдохом на счет 1-2-3-4.
Уже через 3-5 минут такого дыхания вы отметите, что ваше состояние стало
заметно спокойней и уравновешенней.
Упражнение «Снятие мышечного напряжения»
Инструкция педагога-психолога: Сядьте на стул в удобной позе, так чтобы спина касалась спинки. Обхватите стул обеими руками и, напрягшись, попытайтесь поднять себя вместе со стулом - оставайтесь в состоянии напряжения так долго, как сможете, но не переусердствуйте. Затем быстро опустите руки и сделайте несколько глубоких вдохов. Повторите несколько раз. Упражнение поможет снять волнение и возбуждение.
Упражнение «Дыхание»
Инструкция педагога-психолога:
- Глубокий вдох, руки медленно поднять через стороны вверх.
- Выдох с открытым сильным звуком «А-А-А».
- Вдох, руки вверх до уровня плеч.
- Выдох с сильным звуком «О-О-О» (обнять себя за плечи, опустить голову на грудь).
- Медленный, глубокий вдох.
- Медленный, глубокий выдох со звуком «У-У-У» (руки опустить вниз).
Экспресс-прием
для снятия отрицательного напряжения через напряжение.
Инструкция педагога-психолога: - Сожмите кисти в кулаки как можно сильнее. Напрягите руки. Разожмите кулаки и пошевелите пальцами. Встряхните их. Испытайте чувство расслабления. Негативные чувства «живут на загривке», поэтому важно расслабить плечи.
- Приподнимите плечи с напряжением, затем опустите их. Повторите 3 раза, затем поднимите каждое плечо несколько раз.
- Положите подбородок на грудь. Поверните подбородок и шею направо, затем налево. Повторите 3 раза, повращайте шеей.
- Сядьте прямо и удобно. Почувствуйте, как расслабилась шея.
- Сложите руки в «замок» перед собой. Потянитесь, напрягая руки и плечи.
- Расслабьтесь. Встряхните кисти.
Упражнение «Покачивание»
Инструкция педагога-психолога: Разделитесь на пары. Первый участник обхватывает второго сзади за плечи, второй максимально расслабляется, закрывает глаза. Первый покачивает его под спокойную музыку. Затем участники меняются ролями.
Упражнение «Дождь»
Инструкция педагога-психолога: Встаньте в круг и повторите движения:
- поводить по часовой стрелке пальчиками по ладошке;
- потереть ладони друг о дружку; пощелкать пальцами;
- легко постучать себя по груди;
- похлопать в ладоши, по бедрам, по полу.
Далее все движения повторить в обратном порядке.
Релаксация.
Упражнение «Воспоминания»
Для выполнения упражнения используется фоном медленная (для первой части) и веселую мелодии. Участники сидят с закрытыми глазами и следуют тексту.
Инструкция педагога-психолога: Прошу сесть на подушки, и закрыть глаза. Дышим медленно и глубоко… Дышим медленно и глубоко… Дышим медленно и глубоко… Представьте события, в которых вы чувствовали себя комфортно, расслабленно, спокойно… Проживите ее заново, вспоминая все сопровождавшие ее зрительные, слуховые и телесные ощущения; побудьте внутри этой ситуации несколько минут… Откройте глаза…Потянитесь, улыбнитесь…
Обратная связь (рефлексия)
Инструкция педагога-психолога: А сейчас, я предлагаю, передавая мяч по кругу друг другу, закончить предложения:
Мое состояние...
Мои ожидания...
Я хочу сказать всем...
Вы также можете поделиться чувствами и мыслями, впечатлениями от встречи, рассказать, что особенно понравилось.
Прощание
Примечание. Педагог каждому участнику предлагает из мешочка взять по листочку с пожеланием. Участник каждый по очереди зачитывает, пожелание которое ему выпало, остальные аплодируют ему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар -практикум для педагогов ДОУ на тему: "СПОСОБЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12779014","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"480"}}]]...
Семинар - практикум для воспитателей ДОУ : «От социализации к саморегуляции»
Цель: уточнение и систематизация знаний педагогов о социализации и развитии саморегуляции у ребенка через использование элементов технологии Гришаевой Н.П. «Развивающее общение». Задачи: • Раскрыть ...
Консультация с элементами тренинга для педагогов ДОУ «Саморегуляция».
Цель: формировать у педагогов навыки саморегуляции. Задачи: • Актиализировать представления педагогов, связанные с понятием «саморегуляция»; с характеристиками данного понятия. • Познакомить с быс...
Конспект занятия "Поиграй, со мною мама" Практикум с элементами совместной деятельности детей и родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)
В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение у...
Элементы релаксации и упражнения психологической саморегуляции, музыкотерапия, сказкотерапия.
Игры и упражнения в детском саду и дома...
Практикум для педагогов ДОО "Психоэмоциональная разгрузка и саморегуляция педагога"
Современный темп работы педагога нередко провоцирует хроническое утомление, вследствие этого его физическое и психическое напряжение усиливаются. Как его снизить и изменить отрицательное психическое с...
Тренинг "Психоэмоциональная разгрузка и саморегуляция педагога"
Данный тренинг проводится с педагогами с целью охранения и укрепления психического здоровья, профилактики стрессовых ситуаций, эмоционального выгорания, формирования психологической устойчивости и мот...