Развитие самостоятельности, инициативности и творческих способностей ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности в воспитательно-образовательном процессе по художественно-эстетическому развитию в соответствии с ФГОС ДО
материал (старшая группа) на тему

Мирошниченко Ирина Владимировна

Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих музыкальных способностей. В этом возрасте дети чрезвычайно любознательны и у них есть огромное желание познавать мир. И если не поддерживать интерес детей к эстетическому освоению мира, то творческие способности постепенно угаснут или останутся не реализованными.

Возможность творческой самореализации играет значительную роль в процессе становления личности ребёнка.

Возросло количество организуемых детских фестивалей, конкурсов, конкурсных игровых программ с дошкольниками. Родители желают видеть в ребёнке творчески развитую личность. Поэтому тема развития творческих музыкальных способностей дошкольников через эстетическое освоение мира является актуальной в дошкольной педагогике и в реальной жизни на данный момент времени.

Само время диктует поиск новых решений, введение инновационных идей и реализацию новых проектов деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

        Введение. Актуальность проблемы.                                        стр.2

1.Теоретические основы вопроса.                                                стр.7

1.1.Сравнительный анализ проектов образовательных программ

 по направлению художественно - эстетического развития.                стр. 7

1.2.Обзор регионального опыта работы по направлению художественно- эстетического развития в театрализованной деятельности.                Стр10

1.3.Анализ методических пособий и парциальных программ                 стр. 11

2. Практическая часть                                                                 стр. 14

2.1. Особенности развития творчества и творческих способностей детей дошкольного возраста в современной педагогике и психологии        стр. 14

2.2. Понятие «творчество» и «творческие способности»                        стр. 15

     2.3.2.3.Характеристика особенностей в развитии творческих

        способностей в старшем дошкольном возрасте.                                стр.16

2.4. Условия успешного развития творческих способностей

дошкольников 5-7 лет средствами театрального искусства.                стр. 17

2.5. Психолого-педагогическое обоснование детского музыкального творчества.                                                                                стр. 19

 2.6. Роль диагностики на развитие творческих способностей.                стр. 20

2.7. Методика исследования развития творчества детей.                стр. 20

3.Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.                        стр. 21

3.1. Творческие игры как вид театрализованной деятельности        стр. 22

3.2Диагностические наблюдения  развития умений и навыков дошкольников в музыкально-театрализованной деятельности.        стр. 25

Заключение                                                                                стр. 32

Литература                                                                                стр. 33

  1. Введение.

Актуальность проблемы

Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих музыкальных способностей. В этом возрасте дети чрезвычайно любознательны и у них есть огромное желание познавать мир. И если не поддерживать интерес детей к эстетическому освоению мира, то творческие способности постепенно угаснут или останутся не реализованными.

Возможность творческой самореализации играет значительную роль в процессе становления личности ребёнка.

Возросло количество организуемых детских фестивалей, конкурсов, конкурсных игровых программ с дошкольниками. Родители желают видеть в ребёнке творчески развитую личность. Поэтому тема развития творческих музыкальных способностей дошкольников через эстетическое освоение мира является актуальной в дошкольной педагогике и в реальной жизни на данный момент времени.

Само время диктует поиск новых решений, введение инновационных идей и реализацию новых проектов деятельности.

Организация непосредственно образовательной деятельности, обеспечивающая каждому ребенку выявление и развитие музыкальных творческих способностей через эстетическое освоение мира определяет образовательные задачи:

1. Формировать начало музыкальной культуры.

2.Способствовать накоплению детьми опыта музыкальных впечатлений от прослушивания произведений классической музыки, художественных впечатлений от просмотра репродукций картин и выставочных работ художников.

3. Создать предметно-развивающую среду и условия для формирования духовно развитой личности, обладающей творческим потенциалом.

4. Обучать детей приемам творческого самовыражения.

5. Расширить знания детей о средствах музыкальной и художественной выразительности.

Развивающие задачи:

1. Развивать музыкальность дошкольников, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребенка.

2. Развивать творческие способности детей в музыкальной и изобразительной деятельности.

3.  Формировать способность самостоятельно передавать настроение, характер музыкального произведения через выразительные движения, жесты, мимику, интонации голоса, а также способность самовыражения нетрадиционными способами рисования.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать любовь к музыке и художественному искусству и желание участвовать в творческом процессе.

2. Формировать доброе отношение друг к другу, к окружающему миру и к самому себе.

3.  Развивать у детей чувство уверенности в себе, готовность к общению: легкое вступление в контакт, инициативность, активное участие во всех творческих процессах.

4. Воспитывать и развивать детей с учетом ярко выраженных индивидуальных психофизических   особенностей,   проявлений   одаренности   в   музыкальной   и   творческой   деятельности.

Федеральный  законоб образовании в Российской Федерации устанавливает правовые,организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.

Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования предусматривают демократический характер управления образованием и максимально полную возможность использования прав участников образовательной деятельности на их реализацию.

Статья 64  дошкольного образования   направлена на:

- формирование общей культуры,

-развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств,

-формирование предпосылок учебной деятельности,

-сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе, достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

Родители(законныепредставители)несовершеннолетнихобучающихся,обеспечивающиеполучениедетьмидошкольногообразованиявформесемейногообразования,имеютправонаполучениеметодической,психолого-педагогической,диагностическойиконсультативнойпомощибезвзиманияплаты,втомчислевдошкольныхобразовательныхорганизацияхиобщеобразовательныхорганизациях,есливнихсозданысоответствующиеконсультационныецентры.ОбеспечениепредоставлениятакихвидовпомощиосуществляетсяорганамигосударственнойвластисубъектовРоссийскойФедерации.

В законе также указываются общие требования,которые изложены в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования  (ФГОС ДО)

        Объективная значимость введения ФГОС ДО:

-признание ступени ДОв системе общего образования

-обеспечение качества, т.к. стандарт –гарант качества, обеспечивающий минимум содержания образования и требования к результатам образования

-обеспечение непрерывности образования человека на разных ступенях

Цель образовательной политики в сфере дошкольного образования—реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей как основы их успешного обучения в школе.

Стандарт также преследует следующие цели:

-повышение социального статуса дошкольного образования;

-обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;

-обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;

-сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Базовые идеи Российского дошкольного образования:

-о преемственности и непрерывности дошкольного и начального общего образования;

-о допредметном содержании образования детей дошкольного возраста;

-о целостности процесса образования (единства воспитания, обучения и развития) детей дошкольного возраста как совокупности педагогических условий, направленных на развитие личности ребенка, раскрытие его индивидуального мира, способностей и склонностей, накопление опыта общения и взаимодействия с миром, культурой и людьми в поликультурном обществе;

-о вариативности современного дошкольного образования, его диверсификации, гибкой системе дополнительных образовательных услуг;

-о семье как важнейшем институте воспитания, факторе развития и образования ребенка старшего дошкольного возраста.

        Достижения системы дошкольного образования:

-ориентация дошкольного образования на развитие личности ребенка в поликультурном пространстве, сохранение его физического, психического и социального здоровья;

-научно-методическая оснащенность дошкольного образования (комплексные и парциальные программы, их методическая обеспеченность);

-вариативность, гибкость дошкольного образования, ориентированного на удовлетворение запросов родителей детей;

-мобильность дошкольных образовательных учреждений и успешность в переходе к новому экономическому статусу, относительной финансовой независимости;

-многовариантность подготовки педагогов нового поколения для системы дошкольного образования;

-включенность дошкольных образовательных учреждений в инновационную и опытно-экспериментальную деятельность в образовании;

-открытость дошкольного образования, многообразие связей дошкольных образовательных учреждений с культурными, образовательными, просветительскими учреждениями, образовательными учреждениями за рубежом.

        Ожидаемые результаты

-развитие вариативных форм дошкольного образования

-разработка и внедрение федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования;

-обновление основных образовательных программ дошкольного образования с учетом требований стандартов дошкольного образования;

-разработка и внедрение системы оценки качества дошкольного образования

Стандарт является основой для:

-разработки и реализации Программы;

-разработки примерных образовательных программ дошкольного образования.

Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие образовательные области:

-социально-коммуникативное развитие,

-познавательное развитие,

-речевое развитие,

- художественно-эстетическое развитие,

- физическое развитие.

Учитывая особенности моей профессиональной работы, связанной с музыкальным развитием детей и повышением их художественно-эстетического  восприятия, я работаю  над этим разделом программы, учитывая её взаимосвязь с остальными разделами.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

        Эстетическое воспитание подрастающего поколения становится одной из важнейших задач в детском саду. Педагогика определяет эстетическое воспитание как развития способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развития творческих способностей.

    Особая роль в эстетическом воспитании отводится искусству. Волнуя и радуя, оно раскрывает перед детьми социальный смысл жизненных явлений, заставляет их пристальнее всматриваться в окружающий мир, побуждает к сопереживанию, к осуждению зла. Эстетическое воспитание средствами искусства обозначается термином « Художественное воспитание».

Такие виды искусств как музыка, театр, хореография, выполняют свою воспитательную, познавательную и преобразующую роль. Занимаясь музыкой, театром дошкольники незаметно для себя  накапливают бесценный опыт эстетического отношения к действительности.

     Высокие эстетические переживания, вызванные красотой природных явлений, их воссозданием в художественных произведениях разных видов искусств, способствуют развитию эстетических вкусов, обогащают эмоционально-волевые переживания, являются стимулом развития мыслительной деятельности, воссоздающего воображения, образной памяти. Это, в свою очередь, и является основополагающим в процессе создания теоретических и реальных условий для воспитания детей.

Для определения общего уровня развития театрально-зрительской культуры планируются наблюдения в группах в музыкальном творчестве, музыкальной культуре, театрально-зрительской культуре у детей. Таким образом, можно сказать, что для формирования элементарной системы эстетических театральных знаний детей о музыкальной культуре создана неплохая  материальная база, соответствующая требованиям. В констатирующем эксперименте выявляется уровень знаний детей о музыкальной культуре и их отношение к театру. Для этого используется  диагностика, разработанная на основе диагностики уровней усвоения представлений, умений и отношения к разным видам искусства. Знания детей о театре оцениваются по критериям и определяется уровень усвояемости у детей представлений о музыкальной культуре и театре. В зависимости от результатов диагностики строится формирующий эксперимент.  В него входит работа с детьми по  указанным в таблицах критериям оценки. Занятия с использованием дидактических игр, сюжетно-ролевых игр показывают изменения в умениях и навыках детей, их развитие, что является результатом диагностики.

1.Теоретические основы вопроса

1.1Сравнительный анализ проектов образовательных программ по направлению художественно- эстетического развития.

Анализ образовательных программ в области художественно- эстетического развития показал, что программы перекликаются во многих направлениях и взаимодополняют друг друга, что позволяет шире подойти к вопросу художественно-эстетического воспитания.

        Так в программе «БЕРЕЗКА»под редакцией В.К. Загвоздкина, С.А. Трубицыной,содержание и характер эстетического воспитания и занятийразличными видами искусства опирается на своеобразие детскогомироощущения: в детстве человек обладает особенной способностью ярко ицельно воспринимать окружающий его мир. Следуя методу подражания,художественная деятельность детей строится без обращения к абстрактнымпонятиям и сознательным представлениям, без прямых поучений, но в то жевремя упорядоченно и насыщенно.

В программе «ДЕТСТВО»под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой— приобщение к основам эстетической культуры связано с

пониманием красоты в произведениях искусства, архитектуры, киноискусства и литературы, в предметах народного творчества, с развитием эстетического восприятия окружающего мира, нравственно-эстетическихчувств в процессе общения с природой, в быту, играх иэмоциональной отзывчивостью на эти произведения, интереса и бережного отношения к ним.

«Детский садпо системе Монтессори» под редакцией Е.А. Хилтунен,предусматриваетразвитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование элементарных представлений о видах искусства, восприятие музыки, художественной литературы, фольклора, стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений, реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

«Истоки»под редакцией Л.А. Парамоновой. Музыкальный руководитель обеспечивает участие в музыкальной игре-драматизации всех детей группы, учитываяличностные особенности каждого, используя для ролевых характеристик персонажей движение, слово, пение (хоровое, групповое, сольное), игру на детских музыкальных инструментах.Включает в музыкальные игру хоровое, малогрупповое и сольное пение, учитывая голосовые особенности и возможности детей (в работе с вокальным материалом используеттранспонирование в удобную тональность, сложные в вокальном отношении фрагменты принеобходимости заменяет речитативами).Формирует сценическую речь (выразительную и дикционно четкую) и сценическоедвижение.Учит пользоваться интонациями, выражающими не только ярко-контрастные контрастные, но и более тонкие и разнообразные эмоциональные состояния (произносить текстили петь удивленно, восхищенно, жалобно, тревожно, осуждающе).Учит самостоятельно и выразительно вести свою роль (партию) в спектакле, взаимодействовать между собой в диалогах, чутко реагировать на реплики и изменения в сценической ситуации, принимать замысел режиссера-постановщика спектакля,  поддерживает интерес к игре, придавая ей форму художественной театральной деятельности.Предлагает детям участвовать в игре в качестве актеров, декораторов, дизайнеровкостюмов, музыкантов и пр. по их желанию,  создает условия для развертывания самостоятельной театральной деятельности.

«Мир открытий»под редакцией Л.Г. Петерсон, И.А.Лыковой.Направления:художественная литература, фольклор,художественно-продуктивная деятельность, музыка.

«Миры детства»  под редакцией Т.Н. Дороновой.Основной целью, представленной в разделе «Музыка», является развитие уребенка инициативы слушания музыкальных произведений и самостоятельноймузыкальной деятельности. Указанная цель достигается через решение следующихвзаимосвязанных задач:

– развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений

музыкального искусства;

– формирование элементарных представлений о видах музыкального

искусства;

– реализация самостоятельной творческой музыкальной деятельности детей

«На крыльях детства»под редакцией Н.В. Микляевой.В качестве тематических модулей здесь выделяются «Художественное творчество» и «Музыка». Задачи и содержание тематических модулейпохожи.

«От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.В программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности. В программе отсутствует жёсткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении. Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребёнку и направлена на его всестороннее развитие,  формировании духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.

«Успех»под редакцией Н.В. Фединой.Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; восприятие музыки, художественной литературы ифольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.

1.2. Обзор регионального опыта работы по направлению художественно- эстетического развития в театрализованной деятельности.

Вниманию педагогов ДОУ предлагаются региональные программы и методические советы по приобщению детей 6-го и 7-го года жизни к

театральному искусству; перспективное планирование «театральных встреч», проекты их сценариев и драматургия, игровые циклы; методические аспекты организации детских театров-студий; репертуар праздничных сценических постановок, диагностические материалы, содержание работы воспитателей по проведению в повседневное время театрализованных игр-спектаклей. Одним из таких документов является культурологическое образование детей дошкольного возраста: методические пособия выпуск 3,7.под редакцией Пугачева И.Ю. и I Бочкарева Л.П.

В пособии обобщены и систематизированы результаты научно-практической работы в ДОУ №200 г. Ульяновска в рамках областной целевой программы ПИЭР. Ознакомлению с театром посвящены две разработанные технологии: «Школа театра в детском саду» (по формированию основ театрально-игровой культуры в младшем и среднем дошкольном возрасте) и «Культура детского театра» (по формированию основ театральной культуры в старшем дошкольном возрасте).

Методическое пособие "Школа театра в детском саду" предлагает элементарное научение детей разного возраста театру: драматическим действиям; средствам создания образов па сцене, как внутренних, эмоциональных, так и внешних, физических; оформлению спектаклей, представлений.

Педагоги создают условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.

-    Поощряют исполнительское творчество детей.

Развивают у детей в соответствии с их индивидуальными особенностями умение свободно и раскрепощенно держаться перед взрослыми и сверстниками.

Побуждают детей к импровизации средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонаций.

Учат   детей   различать   настроения,   переживания,   эмоциональные состояния персонажей.

Представляют детям  право  выбора средств  для  импровизации  и самовыражения.

Педагоги приобщают детей к театральной культуре.

Знакомят   детей   с   устройством   театральной   сцены,   занавесом, зрительным залом, гримерной и пр.

-   Рассказывают детям о театральных жанрах.

Знакомят детей с различными видами кукольных театров - бибабо, настольным, теневым, пальчиковым и др.

Педагоги обеспечивают условия для взаимосвязи театрализованной и других видов деятельности в педпроцессе.

Педагоги  создают условия  для  совместной  театрализованной деятельности детей и взрослых.

Методическое пособие «Истоки гармонии»: Сборник методических рекомендаций / Авторы: Л.Д. Данилова, Т.Ю. Кулагина, Т.А. Котлякова. -Ульяновск: ИПК ПРО, 1999. - 100 с.

Пособие содержит пакет программ и технологий эстетического воспитания и творческого развития детой по музыке и изобразительной деятельности, разработанные педагогическим коллективом НМЦ № 253 «Белоснежка» г. Ульяновска.

 Содержание технологий включает следующие разделы:

- Изобразительное искусство;

- Музыка;

- Искусство театра;

  1. Анализ методических пособий и парциальных программ.

Специализированные программы, как правило, имеют одно или несколько направлений деятельности: художественно-эстетическое, познавательное, здрровьесохраняющее и здоровьеукрепляющее, нравственное и т.д. Большинство из данных программ имеют музыкально-эстетическую направленность или раздел в программе.

Педагогическая система «Росинка»

Авторы: Л. В. Куцакова, С.И. Мерзлякова.

Раздел «Театр и театрализованная деятельность»

Задачи:

—создавать психолого-педагогические условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности;

—приобщать .детей к театральной культуру;.

—обеспечивать условия для взаимосвязи театрализованной и других видов культурно-досуговой деятельности в педагогическом процессе;

—создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием дошкольников, родителей, сотрудников, организация выступления ребят старших групп перед младшими и пр.).

Эти задачи рассматриваются авторами в программе «Театральная азбука» как основополагающие, но в то же время они их конкретизируют с учетом возрастных групп и видов театрализованных игр.

В программе раскрывается понятие «театрально-игровая деятельность», включающее: игры в кукольный театр, игры-драматизации, игры-спектакли. По этим видам определены задачи.

Игры в кукольный театр:

—знакомить с приемами кукловождениянастольноплоскостного, конусного театров, мягкой, деревянной и пластмассовой игрушек;

—обучать приемам последовательного накладывания картинок согласно сюжету простых, знакомых сказок (стендовый тип театра: фланелеграф, магнитная доска).

Игры-драматизации:

—формировать устойчивый интерес к играм-драматизациям;

—поощрять самостоятельность в выборе выразительности средств с целью воплощения образа;

—создавать необходимые условия для возникновения игр-дра-матизаций в свободное время.

Игры-спектакли :

— учить  азыгрывать с  помощью воспитателя  ебольшие народные потешки, песенки, сцепки, знакомые былины, сказки;

—формировать эмоциональную выразительность речи. Раздел «Мастерим для театра»:

—приобщает детей к деятельности взрослых по созданию условий для организации театрализованной деятельности:

—украшение готовыми вырезанными из бумаги элементами (цветами, геометрическими  фигурами  и  несложными  узорами)  декорации,  костюмы, реквизит;

—сбор из готовых элементов простых игрушек (например, подбор и приклеивание к коробочкам готовых деталей, придавая им образы зверюшек, птиц и т.д.).

Сравнивая программы:по музыкальному воспитанию автор

« Н.А.Ветлугина»,по музыкальному воспитанию автор «О.П.Радынова»,

по музыкальному воспитанию авторов К.В.Тарасовой, М.Л.Петровой, Т.Г.Рубан «СИНТЕЗ», по музыкальному воспитанию автор М.А. Васильева и др. «Развитие индивидуально-творческих способностей дошкольника средствами театрального искусства», можно сказать, что они схожи между собой.

Первые две программы во многом схожи между собой, но есть в них и отличия. В программе Н.А.Ветлугиной главной задачей является овладение детьми действиями, навыками, умениями в области восприятия музыки(пения, движения, игре на детских музыкальных инструментах).Во второй программе главной задачей является формирование музыкальных предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, т.е. элементов музыкально-эстетического сознания, а умения и навыки служат средством достижения этой цели.

В программе О.П.Радыновой все виды детской музыкальной деятельности тесно взаимосвязаны, у Н.А.Ветлугиной они существуют немного оторвано друг от друга (кроме игры на музыкальных инструментах). С этой точки зрения программа О.П.Радыновой на взгляд более совершенна. Когда ребенок проделывает несколько разных операций с одним произведением (слушает, танцует по него, исполняет на инструменте) оно воспринимается им во всех гранях, следовательно оставляет след в духовном развитии ребенка. Обе эти программы предполагают наличие и использование музыкально дидактических игр и наглядных пособий в виде карточек, изображающих движение мелодии, ритмический рисунок, настроение музыки, передаваемое цветом (ласковая музыка-желтый цвет, бодрая музыка-красный цвет и т.д.).

Программа О.П.Радыновой в отличие от программы Н.А.Ветлугиной не предполагает обучение детей пению по нотам. Как показывает практика, знание нот не помогает дошкольникам в формировании эстетических вкусов и предпочтений. А у некоторых детей даже отбивает интерес к музыкальным занятиям. Также наблюдается разница в форме занятий. Во второй программе форма занятий менее ограничена. Педагог на свое усмотрение может провести тематическое или комплексное занятие, используя в них определенные виды деятельности детей. У Н.А.Ветлугиной кроме того, что формы занятий ограничены только тремя видами (фронтальные, по подгруппам, индивидуальные), они еще имеют строгую структуру - в одном занятии должны быть использованы все виды музыкальной деятельности детей (пение, движение, игра на инструментах, слушание музыки).

Программа «СИНТЕЗ» значительно отличается от двух предыдущих и, как кажется, более совершенна в плане общеэстетического, духовного развития ребенка. Она значительно больше расширяет кругозор дошкольника, приобщает его к мировой культуре в целом, а не только к музыке, что немаловажно для становления полноценной личности. Основной акцент в этой программе делается на слушание музыки. Использование литературный произведений и зрительного ряда (фотографии, репродукции) помогают детям понять, прочувствовать музыкальный образ. Такие виды деятельности, как пение, движение под музыку, игра на инструментах, авторы рекомендуют использовать как вспомогательные.

Эта программа отличается также большей вариативностью занятий. Педагог ограничен только темами блоков («Природа в музыке», «Сказка в музыке» и т.д.). Форму и структуру занятия педагог выбирает на свое усмотрение.

В программе М.А. Васильевойочевидной становится идея необходимости развития творческой индивидуальности ребенка-дошкольника в театральной деятельности. Кроме того, иной смысл приобретает даже самоопределение деятельности: не театрализованная, как это было принято ранее, ограничивающая творческую активность и самостоятельность ребенка, а театральная, предоставляющая большие возможности для самостоятельного действия и творческой самореализации детей.

Важно учитывать особенности каждой программы по музыкальному воспитанию и использовать все виды музыкальной деятельности на занятиях. Только при соблюдении всех требований к занятиям по программам, а так же введению дополнительных занятий у малышей будут проявляться  и развиваться основные музыкальные способности, формироваться эстетический вкус и чуткость к красоте в искусстве и в жизни.

2. Практическая часть.

2.1. Особенности развития творчества и творческих способностей детей дошкольного возраста в современной педагогике и психологии

Проблемы личности  стали особенно актуальными в ходе процессов и явлений, происходящих в нашем обществе. Перед педагогами стоит множество вопросов: как развить детей сегодня, какую цель преследовать, что  отобрать в качестве воспитательных средств, какую позицию должен занять руководитель, родитель, какие методы и приёмы воздействия на детей сегодня могут стать надёжными, а какие наоборот негодными. Главная задача и основной  смысл воспитательной работы педагогов:

- обращение к личности ребёнка,

- его жизненным силам и потенциальным возможностям,

- помочь растущему  человеку в его развитии и становлении.

Эту задачу поможет решить слияние нескольких видов искусств – вокал, хореография, сценические движения, одним словом, музыкальный театр, где также сливается воедино художественное слово.  

Художественная деятельность является важнейшим источником приобретения дошкольниками нравственного и эстетического опыта. Она оказывает непосредственное влияние на чувства, развивая и обогащая их, содействует развитию воображения, без которого невозможно понять другого человека, а, следовательно, испытывать к нему сочувствие. Эмоциональная, насыщенная, она даёт выход детской жизнерадостности, фантазии, позволит творчески выражать себя. Чем больше увлечён ребёнок деятельностью, тем выше уровень его активности в ней, он более настойчив, глубже переживает удачи и промахи, прилагает значительные волевые усилия, чтобы добиться успеха. Что же касается театра, инсценировок, постановки спектаклей, это, кроме того, форма коллективной деятельности, здесь для детей открываются широкие возможности для совместных поисков различных решений. В душе каждого ребёнка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь.

2.2. Понятие «творчество» и «творческие способности»

Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле?

Очевидно, что рассматриваемое понятие тесным образом связано с понятием "творчество", "творческая деятельность". Под творческой деятельностью следует понимать такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое - будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия.

Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности. Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.

2.3.Характеристика особенностей в развитии творческих

способностей в старшем дошкольном возрасте.

Говоря о формировании музыкальных способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать музыкальные творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать музыкально- творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии.

Дело в том, что мозг ребёнка особенно быстро растет и "дозревает" в первые годы жизни. Это дозревание, т.е. рост количества клеток мозга и анатомических связей между ними зависит как от многообразия и интенсивности работы уже существующих структур, так и от того, насколько стимулируется средой образование новых. Этот период "дозревания" есть время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время наивысших и широчайших возможностей к развитию. Это самый благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей. Но у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к "моменту" этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие.

Если созревание и начало функционирования (развития) совпадают по времени, идут синхронно, а условия благоприятны, то развитие идет легко - с наивысшим из возможных ускорений. Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать способным, талантливым и гениальным.

Однако возможности развития музыкальных способностей, достигнув максимума в "момент" созревания, не остаются неизменными. Если эти возможности не используются, то есть соответствующие способности не развиваются, не функционируют, если ребенок не занимается необходимыми видами деятельности, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать и тем быстрее, чем слабее функционирование. Борис Павлович Никитин, в течение многих лет занимающийся проблемой развития музыкально-творческих способностей детей назвал это явление НУВЭРС (Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей). Никитин считает, что НУВЭРС особенно негативно влияет на развитие творческих способностей. Разрыв во времени между моментом созревания структур, необходимых формирования музыкальных творческих способностей, и началом целенаправленного развития этих способностей ведет к серьезному затруднению их развития, замедляет его темпы и ведет к снижению конечного уровня развития музыкальных творческих способностей. По мнению Никитина именно необратимость процесса деградации возможностей развития породило мнение о врожденности музыкальных творческих способностей, так как обычно никто не подозревает, что в дошкольном возрасте были упущены возможности эффективного развития музыкально-творческих способностей. И малое количество в обществе людей с высоким музыкальным творческим потенциалом объясняется тем, что в детстве лишь очень немногие оказались в условиях, благоприятствующих развитию их творческих способностей.

С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития музыкальных творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей музыкальной творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Дошкольное детство также является периодом (этапом наибольшей восприимчивости к воспитательному воздействию) для развития музыкального творческого воображения

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития музыкальных способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

2.4. Условия успешного развития творческих способностей

дошкольников 5-7 лет средствами театрального искусства

Одним из важнейших факторов музыкального творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. На основе анализа работ нескольких авторов, в частности Дж. Смита, Б.Н. Никитина, и Л.Кэррола, О.П.Радыновой, Е.А.Медведева, были выделены основные условия успешного развития музыкальных творческих способностей детей.

Давно известно, что для музыкального творчества необходимы комфортное психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей - тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к музыкальному творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.

Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высоким музыкальным творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что музыкальное творчество изначально присуще ребенку и что надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию и надолго сохранить творческую активность. Оказывается, если подобрать соответствующие методы обучения, то даже дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы искусств. Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надо, не вызывает сомнений.

Современная педагогическая наука, смотрящая на образование как на воспроизведение духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребенка. Сфера искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию социально-эстетической активности личности. По мнению современных ученых, исследующих проблемы дошкольного образования, раскрытию внутренних качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств.

Этот взгляд на воспитание ребенка сделал актуальной проблему образования и воспитания дошкольников средствами театрального искусства и позволил обратиться к театральной деятельности в ДОУ не только как к самостоятельному разделу художественного воспитания детей, но и как к мощному всенаправленному средству развития их творческих способностей. Ведь искусство театра представляет собой органический синтез музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредоточивает в единое целое средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, и, тем самым, создает условия для воспитания целостной творческой личности, чем способствует осуществлению цели современного образования.

Современное дошкольное образование вступает в противоречие с традиционной концепцией развития ребенка - дошкольника средствами театральной деятельности, утверждавшей, что приобщение ребенка к театральному искусству в этом возрасте ограничивается лишь обучением детей элементарным выразительным умениям и формированием конкретных навыков исполнительского мастерства.

Ориентируясь на вышесказанное, можно отметить высокую степень значимости театральной деятельности для развития музыкальных творческих способностей ребенка и утверждать необходимость и целесообразность существования программы деятельности не только с одаренными детьми, но и со всеми воспитанниками ДОУ.

2.5. Психолого-педагогическое обоснование детского музыкального творчества.

Н.А.Ветлугина в своих исследованиях всесторонне проанализировала возможности детей в выполнении творческих заданий, истоки детского творчества, пути его развития, обосновала идею взаимосвязи, взаимозависимости обучения и творчества детей, теоретически и экспериментально доказав в своих работах, что эти процессы не противостоят, а тесно соприкасаются, взаимообогащают друг друга. Было установлено, что необходимое условие возникновения детского творчества - накопление впечатлений от восприятия искусства, которое является образцом для творчества, его источником. Другое условие детского музыкального творчества - накопление опыта исполнительства. В импровизациях ребенок эмоционально, непосредственно применяет все то, что усвоил в процессе обучения. В свою очередь обучение обогащается творческими проявлениями детей, приобретает развивающий характер.

Детское музыкальное творчество, как и детское исполнительство, обычно не имеет художественной ценности для окружающих людей. Оно важно для самого ребенка. Критериями его успешности является не художественная ценность музыкального образа, созданного ребенком, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощения, вариативности, оригинальности.

Чтобы ребенок мог сочинить и спеть мелодию, у него необходимо развить основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества требуется воображение, фантазия, свободное ориентировка в непривычных ситуациях.

Детское музыкальное творчество по своей природе синтетическая деятельность. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: в пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах. Песенное творчество важно формировать, начиная с младшего дошкольного возраста, используя посильные детям творческие задания. Успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, умения выражать в пении определенные чувства, настроения, петь чисто и выразительно. Чтобы сориентировать дошкольников в песенном творчестве Н.А.Ветлугина предлагает упражнения для накопления слухового опыта, развития музыкально-слуховых представлений. Важно обращать внимание детей на выразительность их импровизации даже в простейших упражнениях. Кроме пения, детское творчество может проявляться в ритмике и игре на музыкальных инструментах. Творческая активность детей в ритмике во многом зависит от организации обучения музыкально-ритмическим движениям. Полноценное творчество ребенка в ритмике возможно только в том случае, если его жизненный опыт, в частности музыкально-эстетические представления постоянно обогащается, если есть возможность проявить самостоятельность.

Повышенное внимание следует уделять отбору музыкальных прО.П.оизведений, которые служат как бы сценарием для самостоятельных действий детей. Программная музыка занимает ведущее место в творческих заданиях, так как поэтический текст, образное слово помогают ребенку лучше понять ее содержание.

Инструментальное творчество детей, как правило, проявляется в импровизациях, т.е. сочинении во время игры на инструменте, непосредственном, сиюминутном выражении впечатлений. Оно так же возникает на основе имеющегося у детей жизненного и музыкального опыта.

Одно из условий обеспечивающих успешное инструментальное О.П.инструментах, различными способами звукоизвлечения, которые позволяют передать простейшие музыкальные образы (цокот копыт, волшебные падающие снежинки). Важно, чтобы дети понимали, что, создавая какой либо образ, необходимо выразить настроение, характер музыки. В зависимости от характера образа, который предстоит передать, дети выбирают определенные выразительные средства, это помогает детям глубже прочувствовать и осознать особенности выразительного языка музыки,

2.6. Роль диагностики на развитие творческих способностей.

Диагностикой музыкального обучения является определение результатов творческого процесса в условиях музыкального занятия. Как и в общей педагогике, в музыкальном обучении различают две формы диагностики: диагностирование обученности (своевременное выявление и анализ продуктивности деятельности детей на музыкальных занятиях) и диагностирование обучаемости (определение тенденции и динамики развития музыкальных и творческих способностей).

Нельзя решать образовательные, воспитательные задачи средствами музыкального искусства с детьми без провидения диагностического обследования и определения уровня музыкального развития детей. Являясь составной частью процесса в дошкольном образовательном учреждении, диагностика музыкально-творческих возможностей детей проводится в начале и в конце учебного года. Только на основе ее данных возможно планирование музыкального воспитания дошкольников. Обследование музыкальных возможностей дошкольников строится на основе общепризнанных диагностических подходов к определению возможностей ребенка в музыкальной деятельности и современных требований к гуманистически ориентированному музыкальному воспитанию.

2.7.Методика исследования развития творчества детей. 

Развитие методики музыкального воспитания детей как в области научного знания невозможно без осуществления научно-исследовательской работы в этой области. В организации научно-исследовательской работы очень важен правильный выбор форм и методов научного исследования. «Методы исследования - это инструменты, с помощью которых познают истину, открывают закономерные связи явлений объективного мира».

Методика исследования должна соответствовать конкретным задачам, и правильно отражать специфику изучаемых явлений. Как правило, в педагогических исследованиях применяются педагогические, социологические, экспериментальные методы. К ним относятся: наблюдение, педагогический эксперимент, изучение и обобщение педагогического опыта, анкетирование, беседа, изучение детских творческих работ и документации учебно-воспитательного учреждения, работа с литературными источниками и др.

Методы наблюдения достаточно широко применяется в педагогических работах и определяется как «относительно целенаправленное длительное и планомерное восприятие предметов и явлений окружающей действительности; метод познания действительности на основе непосредственного восприятия».

Для того чтобы наблюдение было целенапрвленным, необходимо предварительно составить план наблюдения и определить те конкретные вопросы, которые требуется изучить в процессе наблюдения и дать на них ответ. Наблюдение должно быть объективным, планомерным, систематическим, преднамеренным.

Педагогический эксперимент - «это воспитание в точных учитываемых условиях».

В педагогических исследованиях применяются два вида эксперимента: естественный и лабораторный (клинический).

Естественный проводится в форме обычных занятий.

Лабораторный эксперимент имеет вспомогательное значение и проводится в специально созданных условиях с небольшой группой испытуемых. Педагогический эксперимент включает в себя выявление начального уровня музыкального развития группы детей или одного ребенка, развития какой-либо определенной способности, в конкретном виде музыкальной деятельности и др., обучение детей на основе разработанной педагогом методики и ее апробацию с целью выявления эффективности.

3.Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Творческие способности у детей проявляются и развиваются на основе театрализованной деятельности. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению. Существует проблема, волнующая многих педагогов, психологов, родителей: у одних детей возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязанность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память, внимание и речь. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, связывает художественное творчество с личными переживаниями, ведь театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.

Весьма продуктивными будут занятия с детьми драматизацией, одним из видов театра. Основной целью является формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности.

В наше время - время стрессов, резких взлетов и более резких падений в судьбах людей - все обрастает массой проблем. Пресса, телевидение, фильмы, даже детские мультфильмы несут в себе достаточно большой заряд агрессии, атмосфера насыщена отрицательными, тревожными и раздражающими явлениями. Все это обрушивается на незащищенные головы и психику ребенка. Как уберечь их от этой страшной и разрушительной силы? Именно поэтому необходимо через театр прививать детям к музыке, к литературе и театру, к русскому слову и развить творческие способности у детей. Задачами театральных занятий  можно определить:

- Развитие личности ребенка, формирование мировоззрения на лучших традициях русской национальной культуры.

- Привитие устойчивого интереса к литературному слову, театру, и русскому фольклору.

- Совершенствование навыков воплощения в игре и определенных переживаний.

- Развитие патриотического, нравственного воспитания (воспитание любви и уважения к своей Родине, ее истории, культуре своего народа).

- Развитие способности у детей воспринимать художественный образ.

- Развитие творческих способностей ребенка.

Занятия развивают у ребенка правильную речь, память и мышление. На занятиях видно, как бывает трудно даже способным детям выразить свои мысли. Каждый из детей по-своему талантлив, каждый может проиграть одну и ту же роль, но по разному и поэтому каждому ребенку просто необходимо дать слово (возможность выступить), чтобы он как можно раньше смог сбросить с себя этот груз “зажатости”. А затем у каждого ребенка наступает такой момент, когда он может то, чего не мог раньше, - и это победа.

И так, как и творческие способности, театрализованные способности лучше всего развивать в раннем возрасте.

3.1. Творческие игры как вид театрализованной деятельности

Театрализованная деятельность создаёт условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей: внимание, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества.

Это объясняется двумя основными моментами: в - первых, драма, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием.

Как отмечает Петрова В.Г., театрализованная деятельность это форма изживания впечатлений жизни лежит глубоко в природе детей и находит свое выражение стихийно, независимо от желания взрослых.

В драматической форме осуществляется целостный круг воображения, в котором образ, созданный из элементов действительности, воплощает и реализует снова в действительность, хотя бы и условную. Таким образом, стремление к действию, к воплощению, к реализации, которое заложено в самом процессе воображения, именно в театрализации находит полное осуществление.

Другой причиной близости драматической формы для ребенка является связь всякой драматизации с игрой. Драматизация ближе, чем всякий другой вид творчества, непосредственно связана с игрой, этим корнем всякого детского творчества, и поэтому наиболее полно содержит в себе элементы самых различных видов творчества.

В этом и заключается наибольшая ценность детской театрализованной деятельности и дает повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям. Изготовление бутафории, декораций, костюмов дает повод для изобразительного и технического творчества детей. Дети рисуют, лепят, шьют, и все эти занятия приобретают смысл и цель как часть общего, волнующего детей замысла. И, наконец, сама игра, состоящая в представлении действующих лиц, завершает всю эту работу и дает ей полное и окончательное выражение

Театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, формирования элементарных математических знаний физического совершенства.

Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональности театрализованной деятельности дают возможность использовать их в целях всестороннего развития личности и развитие творческих способностей

А умело, поставленные вопросы при подготовке к театрализованной деятельности побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственной речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, «совершенствуется звуковая сторона речи». Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.

Художественная выразительность образов, иногда комичность персонажей усиливают впечатление от их высказываний, поступков, событий, в которых они участвуют.

Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации, на более эмоциональное воплощение взятой на себя роли. Это способствует развитие творческих способностей и проявляются в том, что дошкольники объединяют в игре разные события, вводят новые, недавние, которые произвели на них впечатления, иногда включают в изображение реальной жизни эпизоды из сказок.

В театрализованной деятельности действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики.

Ребенок сам выбирает выразительные средства, перенимает их от старших.

В создании игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с ними свои действия. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.

Тематика и содержание театрализованной деятельности, как правило, имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке. Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом, перевоплощается в него, живет его жизнью это самый частый и распространённый вид театрализованной деятельности как развитие детского творчества. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят подрожать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослым достойных поступков создаёт у них удовлетворение, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением. Большое и разнообразное влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать их в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей.

Эстетическое влияние на детей оказывает выполненное со вкусом оформление спектакля. Активное участие ребят в подготовке атрибутов, декораций развивает вкус, воспитывает чувство прекрасного. Эстетическое влияние театрализованных игр может быть более глубоким: восхищение прекрасным и отвращение к негативному вызывают нравственно-эстетические переживания, которые, в свою очередь, создают соответствующее настроение

3.2Диагностические наблюдения  развития умений и

навыков дошкольников в музыкально-театрализованной

деятельности.

  В практике вся работа в БДОУ №25 «Черёмушка» строится по рекомендации Основной общеобразовательной программы дошкольного образования( Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.)«ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ».

 Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» является инновационным

общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений,подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного изарубежного дошкольного образования.

Но этого не всегда достаточно для высоких результатов, поэтому используются рекомендации других программ и методических пособий, таких как:

- «Музыкальная и театрализованная деятельность в ДОУ» Л. А. Горохова, Т. Н. Макарова, М. 2005 г.

- «Риторика плюс театр» журнал №15 2005 г.

- «Театральная деятельность в ДОУ» А. В. Щеткин, М. «Мозаика-Синтез» 2007 г.

- «Детство. Программа развития в ДОУ», Кондратьева Н. Н., Маневцова Л. М., Санкт-Петербург,  «Акцидент», 1997 г.

В практической деятельности собрана картотека игр и упражнений на развитие пантомимических умений детей дошкольного возраста.

    Проведена диагностика детей по общему уровню развития театрально-зрительской культуры детей подготовительной к школе группы  на 2014-2015 учебный год, где разработаны критерии оценки музыкального творчества детей, музыкальной культуры и театрально-зрительской культуры.

   Подготовлена консультация для воспитателей на тему: «Развитие артистизма, выразительности речи и движений дошкольников средствами театрализованной деятельности», разработаны приложение к теме, наглядный материал и пособие.

Для определения общего уровня развития театрально-зрительской культуры подготовительной для школы группы планировались наблюдения в музыкальном творчестве, музыкальной культуре, театрально-зрительской культуре у детей. Таким образом, можно сказать, что для формирования элементарной системы эстетических театральных знаний детей о музыкальной культуре создана неплохая  материальная база, соответствующая требованиям. В констатирующем эксперименте выявляется уровень знаний детей о музыкальной культуре и их отношение к театру. Для этого используется  диагностика, разработанная на основе диагностики уровней усвоения представлений, умений и отношения к театру.

Знания детей о театре оцениваются по критериям и определяется уровень сформированности у детей представлений о музыкальной культуре и театре. В зависимости от результатов диагностики строится формирующий эксперимент.  В него входит работа с детьми по  указанным в таблицах критериям оценки. Занятия с использованием дидактических игр, сюжетно-ролевых игр показывают изменения в умениях и навыках детей, их развитие, что является результатом диагностики.    

В эксперименте принимали участие 10 детей контрольной группы с сентября по апрель. На основе методики  Васильевой М. А. были составлены вопросы для диагностики уровня знаний детей, которые делятся на критерии, указанные в таблицах. В разделы «Исполнитель» и «Зритель» входят перечни критерий, по которым определяют знания детей о музыкально- театральной деятельности.

Для выявления уровня знаний  детей о театре, детям задаются вопросы и задания, которые содержат главную мысль героев, их движения, речь, характер, выразительность образов.

Например русская народная сказка «Зайкина избушка»:

Вопросы и задания детям:

Задайте ребенку вопросы по содержанию, предложив ему три варианта ответов.

1. В какой избушке жил Зайчик?

а) В лубяной?     б) В ледяной?   в) В соломенной?

2. Кто выгнал Зайчика из избушки?

а) Волк?            б) Лиса?          в) Медведь?

3. Кто помог Зайчику прогнать Лису?

а) Собака?         б) Медведь?     в) Петушок?

4. С кем стал жить Зайчик в своей избушке? а) С Петушком? б) С Собакой?   в) С Медведем?

5. Предложите малышу сочинить песенку Зайчика. Какой она будет? Грустной или веселой?

Где мне жить теперь, не знаю, Сыро, холодно в лесу. Лапки зябнут, замерзаю. Как же выгнать мне Лису?

6. Предложите сочинить песенку Петушка. Какой она будет? Решительной или спокойной?

Несу косу на плечи, Хочу Лису посечи. Слезай, Лиса, с печи! Поди, Лиса, вон!

Умения и знания детей оцениваются по трём уровням: высокий, средний и низкий.

Высокий уровень – знания отличаются глубиной и системностью, дети владеют предметными понятиями в соответствии с программой, пользуются наблюдениями для познания; обладают творческой активностью, самостоятельностью, инициативностью, быстрым осмыслением заданий, точностью и выразительностью его выполнения без помощи взрослого; яркостью выраженной эмоциональностью. Дети вычленяют характерные признаки объектов театра, знают все движения действия живого существа. Дети к театру не равнодушны, испытывают стремление сохранить знания и умения театрализованной деятельности.

Средний уровень – дети различают большое количество объектов, самостоятельно вычленяют характерные признаки. Они знают признаки всего живого. Дети устанавливают некоторые общие связи, но недостаточно владеют общими понятиями, эмоциональной отзывчивостью, интересом к музыкальной деятельности, желанием включиться в неё, несмотря на некоторое затруднение в выполнении задания. Ребенок нуждается в помощи педагога, дополнительном объяснении, показе, неоднократных повторах.

Низкий уровень – дети различают и называют большое количество объектов, но вычленяют  их незначительные особенности и только с помощью взрослого. Они знают только некоторые подробности. Дети с трудом устанавливают частные связи и диалоги, изображают героев с незначительными признаками. В выделении общих признаков испытывают затруднения. Ребенок малоэмоционален; ровно, спокойно относится к музыкально-театральной деятельности, не проявляет активного интереса, равнодушен, не способен к самостоятельности.

Алгоритм проведения диагностики.

  1. Приготовить куклы.
  2. Определить игроков-героев.
  3. Выразительно интонировать каждого героя в соответствии с критериями оценки.
  4. Составить вводные и диагностические карты (таблицы).
  5. Ответы зафиксировать в таблицах.

По результатам проведения диагностики, согласно критериям и уровням знания детей подготовительной к школе группе, было отмечено наличие высокого, среднего и низкого уровня знания детей.

Качественный анализ экспериментальной группы.

Проанализировав ответы детей можно увидеть по таблицам, что следующие дети: Ястребова Оля, Малашенко Аня, Анисимова Оксана, Рыжих Дима показали результаты высокогоуровня,

АмироваРуфия, Носкова Саша, Никитина Вика, Алексашина Настя показали результаты среднего уровня,

           Антонов Дима, Жукова Настя показали результаты низкого уровня.  

     Таким образом, данная диагностика показала, что большинство детей с большим интересом, высокой активностью относятся к музыкально-театральной деятельности и показывают хорошие результаты, есть тенденция к росту и развитию.

Критерии оценки музыкального творчества детей (6-7 лет)     2014- 2015г.

Фамилия ребёнка

ПЕСЕННОЕ

ТАНЦЕВАЛЬНОЕ

МУЗАКАЛЬНО- ИГРОВОЕ

сентябрь

апрель

сентябрь

апрель

сентябрь

апрель

1.Алексашина Настя

3

3

3

3

3

3

2.Анисимова Оксана

3

3

3

3

3

3

3.Амирова Руфия

2

3

2

3

3

3

4Антонов Дима

2

2

2

2

2

2

5.Жукова Настя

2

3

2

3

2

3

6.Малашенко Аня

3

3

3

3

3

3

7.Носкова Саша

3

3

2

3

3

3

8.Рыжих Дима

2

3

2

3

2

3

9.Ястребова Оля

3

3

3

3

3

3

10.Никитина Вика

2

2

2

3

2

3

уровни

сентябрь

апрель

высокий

5 (50%)

9 (90%)

средний

5 (50%)

1 (10%)

низкий

0

0

Критерии оценки музыкальной культурыдетей(6-7лет)    2014- 2015г.

Фамилия ребёнка

Музыка и движение

Восприятие музыки

Пение

сентябрь

апрель

сентябрь

апрель

сентябрь

апрель

1.Алексашина Настя

3

3

3

3

2

3

2.Анисимова Оксана

3

3

3

3

3

3

3.Амирова Руфия

2

3

2

2

2

3

4Антонов Дима

2

2

2

2

2

2

5.Жукова Настя

2

3

2

2

2

3

6.Малашенко Аня

3

3

3

3

3

3

7.Носкова Саша

2

3

2

2

2

3

8.Рыжих Дима

2

3

2

2

2

3

9.Ястребова Оля

3

3

3

3

3

3

10.Никитина Вика

2

2

2

2

2

2

уровни

сентябрь

апрель

высокий

4 (40%)

8 (80%)

средний

6 (60%)

2 (20%)

низкий

0

0


Критерии оценки театрально-зрительской культуры детей подготовительной к школе группы 2014- 2015г

ИСПОЛНИТЕЛЬ

ЗРИТЕЛЬ

Использо-

ваниевырази-

тельных средств в создании сцениче-

ского образа

Упра-

влениетеатра-льными куклами разных систем

Своео-бразиеиспол-

нения творче-

ских действий в играх (спект)

Наличие специфи-

ческихпредста-

влений о театре

Эмоции-

ональное

отно-

шение к

прои-

сходящему

на сцене

Объём

предста-

влений о

разли-

чных

видах

театра.

Степень

развития

реатра-

льно-

худо-

жествен-

ного

вкуса

Соблю-

дение

этики

поведе-

ния в

театре

Итого:

Общий

Уровень

Развития

Театраль-но-зри-тельской

культуры

Фамилия ребёнка

09

2015

04

2015

09

04

09

04

09

04

09

04

09

04

09

04

09

04

1.Алексашина Настя

2

2

1

2

2

2

1

2

1

1

1

2

1

1

1

2

10/14

2.Анисимова Оксана

2

3

2

3

2

2

2

2

3

3

2

2

2

2

3

3

18/20

3.Амирова Руфия

2

2

1

2

2

2

1

1

2

3

2

2

2

2

2

2

14/16

4Антонов Дима

1

2

1

1

1

1

1

1

2

2

1

1

1

2

2

2

11/12

5.Жукова Настя

1

1

2

1

2

2

1

1

2

2

1

1

2

2

2

2

13/12

6.Малашенко Аня

2

2

2

3

2

2

1

2

2

3

1

2

2

2

3

3

15/19

7.Носкова Саша

2

2

1

2

2

2

1

1

2

2

1

2

2

2

3

3

14/16

8.Рыжих Дима

2

2

2

2

1

2

2

2

2

2

2

2

2

3

2

3

15/18

9.Ястребова Оля

2

3

2

3

3

3

2

2

3

3

1

2

2

3

3

3

18/22

10.Никитина Вика

2

2

1

2

2

2

2

2

2

3

1

1

2

2

2

2

14/16

уровни

сентябрь

апрель

2 средний

3 (30%)

2 (20%)

3 высокий

4 (40%)

5 (50%)

1 низкий

3 (30%)

3 (30%)


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Творческие способности - далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития - одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством - результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

В заключение следует отметить, что воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. И в данной работе мы, на основе изучения литературы по данной теме, попытались определить основные направления и педагогические задачи по развитию таких важнейших компонентов творческих способностей как творческое мышление и воображение в дошкольном возрасте. Так же важна заинтересованность в занятиях самого педагога. Известно, что заинтересовать детей, чем-либо ,взрослый может только, когда он увлечен сам. Если ребенок чувствует такое отношение взрослого, восхищение красотой музыки, он постепенно тоже признает музыкальные ценности. Если же взрослый проявляет равнодушие, оно передается и детям. Считаю,что необходимо совершенствовать театрально-музыкальное воспитание дошкольников, и совершенствовать их посредством создания новых программ, методик и использовать уже существующий материал и все достижения ведущих авторов педагогической деятельности.

Опыт работы показал, что использование с детьми данного комплекса мероприятий по реализации музыкально-творческого потенциала старшего дошкольника в процессе эстетического освоения мира дало следующие результаты:

• повысился уровень творческой активности детей;

• повысился уровень музыкальных способностей дошкольников;

• появилась возможность выявления и проявления новых качеств ребенка: самостоятельности,активности,уверенности,оптимизму, коммуникативности, любви к прекрасному и др.;

• повысился уровень культуры и знания жизненного опыта;

• открылся непознанный мир детской фантазии.

По результатам проведенной диагностики видно, как постепенно увеличивается музыкальность дошкольников.

Список литературы

«Программа по музыкальному воспитанию дошкольников»: О.П.Радыновой, А.И.Катинене,М.: Академия Москва, 1998. - 240 с.

«Синтез» программа развития музыкального восприятия у детей на основе синтеза искусств (6-й год жизни) / под ред.К.В. Тарасовой - М.: 1998

«Программа обучения и воспитания в детском саду»Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. Москва, Мозаика-Синтез, 2005 год, 106 стр.

Березина В.Г., Детство творческой личности. - СПб.: издательство Буковского, 1994. 60стр.

Веракса Н.Е., Диалектическое мышление и творчество. - Вопросы пси-холо-гии. - 1990 №4. стр. 5-9.

Ветлугина Н.А., Музыкальное воспитание в детском саду - М.: Просвещение, 1981

Выготский Л.Н., Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб.: Союз, 1997. 92стр.

Дьяченко О.М., Чего на свете не бывает. - М.: Знание, 1994. 157стр.

Галиченко И.Г., Михайлова М.А. «Танцуем, играем, всех приглашаем» Ярославль Академия развития , 2007г.

Анисимова Г.И. «100 музыкальных игр для развития дошкольников» Ярославль Академия развития , 2008 г.

 «Музыкальная и театрализованная деятельность в ДОУ» Л. А. Горохова, Т. Н. Макарова, М. 2005 г.

«Театральная деятельность в ДОУ» А. В. Щеткин, М. «Мозаика-Синтез» 2007 .

Настольная книга музыкального руководителя. И. П. Равчеева Учитель.2014.

Педагогические технологии в дошкольном образовании, ХабароваТ., Детство-Пресс,2011.

Комарова Т.С. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет «Красота. Радость. Творчество»/ Т.С. Комарова, А.В. Антонова, М.Б. Зацепина. Изд. 3-е, испр. и доп. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 105-106 с.

Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. / М.А. Михайлова. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.

Новикова Г.П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста: методические рекомендации для педагогов, воспитателей и музыкальных руководителей. Конспекты занятий. Сценарии досугов, развлечений, праздников. / Г.П. Новикова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2003. – 224 с. (Развитие и воспитание дошкольника).

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

Художественное творчество и ребенок. Монография. / Под ред. Н.А. Ветлугиной. М., «Педагогика», 1972. – С. 36-37.

«Детство. Программа развития в ДОУ», Кондратьева Н. Н., Маневцова Л. М., Санкт-Петербург,  «Акцидент», 1997 г.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации-М.:Проспект.2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Уровни сформированности общей культуры, развития качеств, формирования предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность в области основы безопасности»

Опытно экспериментальная работа на тему:«Уровни сформированности общей культуры, развития качеств, формирования предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность в области о...

Обеспечение преемственности между ДОУ и школой по формированию предпосылок учебной деятельности в рамках внедрения ФГТ дошкольного образования и ФГОС общего начального образования

Главное условие непрерывного образования- преемственность. Врамках внедрения ФГТ дошкольного образования и ФГОС начального образования  воспитатели и педпгоги сталкиваются с множеством проблем, в...

РОЛЬ ИКТ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

РОЛЬ ИКТ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ...

О необходимости формирования предпосылок учебной деятельности. Пропедевтика чтения и письма в контексте предпосылок к учебной деятельности

О необходимости формирования предпосылок учебной деятельности. Пропедевтика чтения и письма в контексте предпосылок к учебной деятельности...