Проект «Развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством дидактических игр как одно из условий формирования предпосылок учебной деятельности»
статья по коррекционной педагогике
Методическая разработка мини-проекта
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №56»
компенсирующего вида
Проект «Развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством дидактических игр как одно из условий формирования предпосылок учебной деятельности»
Выполнила: учитель-дефектолог
2019 год
Формирование развития мелкой моторики – один из уровней мыслительной готовности к школьному обучению. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно на достаточно высоком уровне развиты память и внимание, связная речь. Способность производить миниатюрные движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6 – 7 годам заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.
Кандидат медицинских наук, доцент кафедры специальной психологии. Демьянов Юрий Генрихович говорил, что «у большого количества дошкольников с ЗПР при неврологическом и нейропсихологическом исследовании выявляются легкие и латентные формы двигательных нарушений, которые являются последствием раннего органического поражения головного мозга. Иногда даже незначительная дисфункция подвижной сферы без актуальных и целенаправленных коррекционных влияний может привести к вторичному недоразвитию более проблемных и дифференцированных движений и действий, что негативно сказывается на становлении навыков письма, рисования, конструирования и других форм ручной деятельности ребёнка. Изменение (повышение или понижение) мышечного тонуса влечет за собой изможденность и астеничность мышц кистей рук. «Недостаточная дифференцированность иннервации мышц пальцев и кистей рук делает движения неловкими, препятствуют их согласованности и плавности. Поэтому ребёнок не может длительное время удерживать карандаш или ручку, по мере нарастания утомления его движения становятся неточными, крупноразмашистыми, либо слишком мелкими».
Данная проблема особо рассматривается в связи с реализацией ФГОС ДО, в котором говорится, что игра является сквозным механизмом развития ребёнка (пункт 2.7. ФГОС ДО), посредством которой реализуются содержание пяти образовательных областей. Игра является основным видом деятельности детей, а так же формой организации детской деятельности.
Так же одной из задач ФГОС ДО является формирование предпосылок учебной деятельности.
Я работаю с детьми ЗПР более 20 лет и знаю, что обязательно нужно учитывать индивидуальные особенности развития детей и основываясь на этом осуществлять работу по развитию предпосылок учебной деятельности, способствуя спокойному переходу ребенка из детского сада в школу.
В детском саду ведущим видом деятельности дошкольника является – игра. Именно в игре у детей с ЗПР формируется эмоционально-волевая сфера, развиваются психические процессы: память, мышление, внимание, пополняются знания об окружающей действительности. В связи с этим для решения данной проблемы развитию предпосылок учебной деятельности детей с ЗПР я использую дидактические игры, которые направлены на развитие мелкой моторики.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что вопрос развития моторики рук в литературе стоит очень остро. И проанализировав источники можно сделать следующие вводы:
- В дошкольном возрасте у детей с задержкой психического развития выявляется отставание в развитии тонкой моторики. На низком уровне сформированы навыки самообслуживания, технические навыки в изобразительной деятельности, лепке, аппликации, конструировании. Преобладающее большинство детей не умеют правильно держать карандаш, кисточку, не регулируют силу нажима, затрудняются при пользовании ножницами. Грубых двигательных расстройств у детей с задержкой психического развития нет, однако уровень физического и моторного развития ниже, чем у обычно развивающихся сверстников, затруднено формирование графомоторных навыков.
- Трудности построения коррекционно-педагогического процесса с вышеописанной категорией детей обусловлены тем, что группа детей с ЗПР полиморфна и разнородна по составу. Для того чтобы определить образовательные потребности и возможности каждого ребенка, необходима углубленная диагностическая работа. Обучение и воспитание детей с ЗПР будет эффективным, если оно строится с учетом результатов психологопедагогического обследования.
- Диагностическая работа должна строиться с опорой на основные педагогические и диагностические принципы (раскрытые в трудах С.В. Шевченко, Н.О.Озерецкого, Н.И.Гуревича, Л.А.Венгера, Н.И.Гуткиной, Н.В.Нищевой.
- Важнейшим фактором, определяющим динамику возрастного развития, является своевременно, т. е. в дошкольном возрасте, организованная коррекционно-педагогическая помощь.
Цель своей работы: создание условий для формирования предпосылок учебной деятельности детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством дидактических игр по развитию мелкой моторики рук.
Для достижения цели я вывела следующие задачи:
- Изучить и проанализировать данную проблему в научной литературе;
- Определить этапы и содержание работы по созданию условий для формирования предпосылок учебной деятельности детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством дидактических игр по развитию мелкой моторики рук;
- Определить и внедрить комплекс диагностических методик по выявлению у детей 6–7 с ЗПР уровня развития мелкой моторики как общей готовности к обучению в школе;
- Охарактеризовать процесс развития мелкой моторики рук у
детей 6-7 лет с ЗПР посредством дидактических игр.
На фоне этих условий мне удалось сформировать ведущую педагогическую идею: Включение дидактических игр по развитию мелкой моторики рук в работу с воспитанниками 6-7 лет с ЗПР, с учетом комплексно-тематического планирования, на основе работ С.В. Шевченко, Н.О.Озерецкого, Н.И.Гуревича, Л.А.Венгера, Н.И.Гуткиной, Н.В.Нищевой, с учетом результатов педагогической диагностики индивидуального развития детей для формирования предпосылок учебной деятельности.
Таким образом, определив цель, задачи работы я разбила свою работу на три этапа: поисково-аналитический, основной и заключительно-обобщающий.
Целью первого этапа стало: проведение диагностики и разработка методических материалов по развитию моторики рук детей ЗПР посредством дидактических игр;
Цель второго этапа: реализация деятельности по развитию моторики рук детей ЗПР посредством дидактических игр;
И целью третьего этапа стало: анализ эффективности проведенной работы, подведение итогов.
Для выявления уровня развития мелкой моторики, её существенных особенностей нами был подобран ряд методик, предложенные: Н.О.Озерецким, Н.И.Гуревичем, Л.А.Венгером ,Н.И.Гуткиной, Н.В.Нищевой.
Основываясь на рассмотрение процесса уровня сформированности мелкой моторики у детей 6 - 7 лет с ЗПР были выделены три критерия : кинетическая основа движения, навыки работы с карандашом, манипуляции с предметами. Выявлены 3 уровня успешности.
Моя работа направлена на формирование и развитие игровой деятельности детей, которая является главным видом деятельности для детей этого возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО–ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕРЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – МАТЕМАТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.Поэтому развивая интеллектуально – творческие способности детей дошкольного возраст...
Бисероплетениекак одно из средств формирования предпосылок учебной деятельности.
Актуальность опыта. Одним из требований ФГОС к содержанию и организации образовательного процесса для детей дошкольного возраста является формирование предпосылок учебной деятел...
«Условия формирования предпосылок учебной деятельности у детей в семье»
Подготовить ребенка к школе - это значит подготовить его к учебному труду. Школа ждет не столько "образованного" ребен¬ка, сколько психологически подготовленного к учебной деятельности. А это означает...
Педагогические условия формирования предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста
Учеными доказано, что определенный уровень сформированности предпосылок учебной деятельности у выпускников детского сада во многом определяет степень готовности детей к обучению в школе и особенности ...
Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» «Если ты потерялся» для детей группы компенсирующей направленности с задержкой психического развития (5-6 лет).
Конспект НОД "Если ты потерялся"....
"Педагогические условия формирования предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста"
Процесс формирования предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста не протекает стихийно. Лишь в специально созданных педагогических условиях под грамотным руководство...
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с тяжелыми множественными нарушениями развития
В настоящее время с введением федеральных государственных образовательных стандартов дети с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) получили возможность обучаться в детских садах компенсир...