РОЛЬ ИКТ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
статья на тему

Горбовская Анастасия Юрьевна

РОЛЬ ИКТ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_ikt_v_razvitii_pozn_protsessov.docx22.73 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ ИКТ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Горбовская А.Ю.

педагог-психолог

МБДОУ «ДСОВ №75», г.Братск

Современная жизнедеятельность ребенка-дошкольника, мир электронных игрушек, социальная среда, наполненная информационными средствами и носителями, - все это актуализирует информационный опыт детей. Информационная компетентность дошкольника представляет собой основы, элементы знаний, умений и ценностного отношения к информации и информационным процессам, позволяющим ребенку включаться в доступные ему виды информационной деятельности: познавательной, игровой и др. [1]

Развитию информационной компетентности современного дошкольника могут способствовать и информационно-коммуникативные технологии (ИКТ), являющиеся мощным орудием развития формирующегося интеллекта ребенка — базы, лежащей в основе способности к обучению [2].

Целесообразность использования информационных технологий в развитии познавательных способностей старших дошкольников подтверждают работы зарубежных и отечественных исследователей (С. Пейперт, Б. Хантер, Е.Н. Иванова, Н.П. Чудова и др.).

Первый компьютерный продукт, с которым знакомятся дошкольники, — это игра, в которой дети оперируют в основном символами и знаками, что положительно сказывается на развитии их интеллекта [4].

Благодаря мультимедийному способу подачи информации дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины; глубже понимают понятия числа и множества; быстрее начинают ориентироваться на плоскости и в пространстве; раньше овладевают чтением и письмом; у детей развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз; уменьшается время как простой реакции, так и реакции выбора; воспитываются целеустремленность и сосредоточенность; развиваются воображение и творческие способности [3].

Мной разработаны и используются в нашем ДОУ, развивающие интерактивные игры для детей старшего дошкольного возраста, направленные на развитие социально-коммуникативных навыков, познавательных психических процессов, социально-нравственных качеств личности, речевой активности. Педагоги используют интерактивные игры в совместной образовательной деятельности с детьми, а так же в рамках итоговых мероприятий в целях закрепления ранее изученного материала.

Игры серии «Давай дружить» способствуют освоению категорий социальных отношений, а так же усвоению дошкольником этических норм, социально одобряемых образцов поведения. Данная разработка позволяет развить коммуникативные компетенции старших дошкольников. Каждая игра содержит несколько заданий, каждое из которых направлено на развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, повышение речевой активности, вследствие чего так же формируются предпосылки учебной деятельности.

Игра «Дружная семейка» используется в рамках темы недели «Детский сад и семья» и направлена на формирование представлений о том, что такое семья и об обязанностях каждого члена семьи.

В игре «Что такое хорошо, и что такое плохо?» у дошкольников формируются представления о хороших и плохих поступках, обогащаются представления о нравственности на примерах положительного и отрицательного поведения.

Мини-викторина «Путешествие по мультяшной стране» используется педагогами в качестве итогового мероприятия в рамках темы недели «На золотом крыльце сидели…».

Интерактивное пособие «мини-викторина «Хочу все знать», используется как вспомогательный материал, направленный на закрепление ранее приобретенных знаний и развитие познавательных психических процессов.

Выше описанные дидактические пособия и разработки рекомендованы родителям для использования в совместной образовательной деятельности с детьми в домашних условиях. Если ребенок умеет читать, игра может быть предложена для самостоятельной деятельности.

Играя в развивающие компьютерные игры, ребенок учится планировать, выстраивать логику конкретных событий, у него развивается способность к прогнозированию результата действий, он начинает думать прежде, чем делать (что является важным моментом при подготовке детей к обучению школе). Компьютерные игры выстроены так, что ребенок может получить не единичное понятие или конкретную учебную ситуацию, а обобщенное представление обо всех похожих предметах или ситуациях. Таким образом, у него формируются такие важные операции мышления, как обобщение, классификация. Использование компьютерных развивающих игр позволяет задействовать в одной компьютерной развивающей игре все психические процессы, мелкую моторику, познавательную и эмоционально-волевую сферы ребенка; предопределить высокий уровень мотивации ребенка при выполнении игровых заданий [3].

Особенности организма дошкольника вызывают необходимость регламентировать использование компьютеров в деятельности с детьми в условиях ДОУ. Гигиенические требования к организации занятий с использованием компьютеров, оборудованию учебных помещений, безопасности эксплуатируемых компьютеров изложены в санитарных правилах и нормативах СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 №26. Как отмечено в данном документе, непрерывная продолжительность работы с компьютером на развивающих игровых занятиях для детей пяти лет не должна превышать 10 минут, для детей шести-семи лет — 15 минут [5].

Можно сформулировать основные требования, которые необходимо соблюдать педагогу при проведении организованной образовательной деятельности с использованием компьютеров:

  • образовательная деятельность должна быть четко организована и включать многократное переключение внимания детей на другой вид деятельности;
  • во время непосредственно образовательной деятельности дети должны не просто получить какую-то информацию, а выработать определенный навык работы с ней или получить конечный продукт (продукт должен быть получен за одно занятие, без переноса части работы, так как у детей происходит ослабление мотивации в процессе длительной работы);
  • не рекомендуется использовать программы, пропагандирующие применение физической силы к персонажам, программный продукт, с одной стороны, должен критически реагировать на неправильные действия ребенка, а с другой — реакция не должна быть очень острой;
  • перед НОД должна быть проведена специализированная подготовка — социально-ориентированная мотивация действий ребенка. [4]

Имеется серьезный аргумент против информационно-коммуникативных технологий — возможное ухудшение процесса социализации ребенка. Поэтому необходима перестройка педагогического мышления от личностно-центрированной модели к средовой, в которой предполагается создание условий для развития ребенка (предметно-развивающая среда, содержание совместной и самостоятельной деятельности, технологический уровень их проведения, новые формы организации взаимодействия между детьми и воспитателем и др.) [3].

Как бы общество не относилось к  проблеме внедрения ИКТ в детских садах, «информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачу стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных игр и сформировать основы информационной культуры личности ребенка».

Таким образом,  при грамотном   использовании технических средств, при правильной организации образовательного процесса, компьютерные программы для дошкольников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Новицкая Н. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008.
  2. Калинина Т.В. Управление ДОУ. Новые информационные технологии в дошкольном детстве. –  М.: Сфера, 2008.
  3. Комарова Т.С. Информационно - коммуникационные технологии в дошкольном образовании /  Т.С. Комарова  –  М., 2011.
  4. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. — СПб • ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2011.- 80 с.
  5. СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 №26. "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях"

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие самостоятельности, инициативности и творческих способностей ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности в воспитательно-образовательном процессе по художественно-эстетическому развитию в соответствии с ФГОС ДО

Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих музыкальных способностей. В этом возрасте дети чрезвычайно любознательны и у них есть огромное желание познавать мир. И если ...

Формирование предпосылок учебной деятельности у дошкольников

Формирование предпосылок учебной деятельности у дошкольников   В  настоящее время вопросу подготовки детей к школе уделяется большое внимание.Подавляющее большинство детей, поступа...

Формирование предпосылок учебной деятельности у дошкольников с нарушениями развития

Возникновение трудностей у дошкольников  во многих случаях обусловлено сложным взаимодействием биологических и социальных факторов.Факторы, влияющие на общее развитие современного ребёнка: дефици...

Роль дидактических игр в формировании предпосылок учебной деятельности у дошкольников

Роль дидактических игр в формировании предпосылок учебной деятельности у дошкольниковПотапенко Мария Николаевна, Воспитатель ГБДОУ детский сад №51Василеостровского района Санкт-ПетербургаВ ходе многоч...