Презентация "Триз в развитии познавательной активности дошкольников"
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
В перзентации представлены Триз-игры, влияющие на развитие познавательной активности дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_triz.pptx | 2.15 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Федеральный закон от 29.12.2009 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» и федеральный государственный стандарт дошкольного образования , утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, ориентируют педагогов на развитие у детей самостоятельной познавательной активности . Одним из результативных способов формирования познавательной активности является ТРИЗ.
Что такое - ТРИЗ ? ТРИЗ расшифровывается, как «Теория решения изобретательских задач» , ее автором является известный ученый Генрих Саулович Альтшуллер
Что нам дает использование технологии ТРИЗ ? - Развитие воображения; - Развитие логического мышления; - Развитие творческого мышления; - Развитие внимания; - Развитие речи.
В каких образовательных областях мы можем использовать элементы технологии ТРИЗ ? В Познавательно – речевом развитии; В коммуникативно-личностном развитии; В художественно-эстетическом развитии; В физическом развитии; - То есть во всех образовательных областях!!!
Не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы. Цель ТРИЗ
Это программа коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями для воспитателей. Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению. ТРИЗ для дошкольников
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск- п едагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить. .
1 этап - занятия даются не как форма, а как поиск истины и сути. Ребенка подводят к проблеме многофункционального использования объекта. Например : мяч- как можно использовать предмет? Этапы обучения
2 этап – это «тайна двойного» или выявление противоречий в объекте, явлении, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то вредно, что-то мешает, а что-то нужно . Например: «Хорошо-плохо». 3 этап – разрешение противоречий. Например , задача: « Как можно перенести воду в решете?»
4 этап – изобретательство. Основная задача: научить детей искать и находить свое решение. Изобретательство детей выражается в творческой фантазии, в соображении, в придумывании чего-то нового. Например : придумайте новую кровать, на которой вам хотелось бы спать.Придумайте новый карандаш и др .
5 этап - это решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методов. Вся эта работа включает в себя разные виды детской деятельности – игровую деятельность, речевую, рисование, лепку, аппликацию, конструирование и т.д.
6 этап - опираясь на полученные знания, интуицию, используя оригинальные решения проблем, малыш учится находить выход из любой сложной ситуации. Здесь воспитатель только наблюдает, ребенок рассчитывает на собственные силы, свой умственный и творческий потенциалы.
Минимум сообщения информации, максимум рассуждений. Оптимальная форма организации обсуждения проблемных ситуаций — мозговой штурм. Системный подход (все в мире взаимосвязано, и любое явление должно рассматриваться в развитии). Включение в процессе познания всех доступных для ребенка мыслительных операций и средств восприятия(анализаторов, причинно-следственных выводов и заключений, сделанных самостоятельно; предметно-схематичной наглядности). Обязательная активизация творческого воображения. Принципы построения занятий по ТРИЗ .
«Поиск аналогов» — необходимо назвать объект и как можно больше его аналогов, сходных с ним по различным существенным признакам. Например: мяч — яблоко (форма), заяц (скачет), шина (из резины ). Пособие «Царица загадок». Игры и упражнения
«Хорошо–плохо» — берется объект, не вызывающий у игроков стойких положительных или отрицательных ассоциаций и называется как можно больше положительных и отрицательных его сторон. Игра"Черное -белое ” Воспитатель поднимает карточку с изображением белого домика, и дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением черного домика и дети перечисляют отрицательные качества. (Пример: " Книга”.Хорошо – из книг узнаешь много интересного . . . Плохо – они быстро рвутся . . . и т.д.) Можно разбирать в качестве объектов: "Гусеница”, "Волк”, "Цветок”, "Стульчик”, "Таблетка”, "Конфетка”, "Мама ”, " Укол ”, " Драка ”, " Наказание ” и т.д.
«Да–Нет» — игроки разгадывают “тайну”, заданную ведущим. Для этого игроки задают ведущему вопросы в такой форме, чтобы он мог ответить “Да” или “Нет”. Игра «Волшебный поясок»
« Складушки – вычиталки ». Белка + осень = Дерево - лист = Небо + вода = Огород + тепло = Холод + лист = Человек + холод = Шишка + сосна = Воздух + холод =
« 4 – й лишний». Дидактическая игра учит группировать предметы методом исключения, тренирует внимание, память, умение сопоставлять, выделять черты схожести и различия предметов, обогащает знания об окружающем мире.
«Кольца Луллия » В XIII веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. «Кольца Луллия » — это что-то вроде компьютера, только для слов. Кольца Луллия – это средство многофункционального характера, его можно применять для воспитания и развития детей по всем разделам программы, так их можно использовать и для развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития у детей через формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. «Чей малыш» «Кто где живет?» «Где чей силует ?»
«Чей малыш» «Кто где живет?» «Чей малыш» «Кто где живет?»
«Матрица»- метод активизации признаков, цель - формирование у детей самостоятельной достройки знаний.
- активизация познавательной деятельности детей; - создание мотивационных установок на проявление творчества; - создание условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами); -повышение эффективности овладения всеми языковыми средствами; -формирование осознанности в построении лексико-грамматических конструкций; -развитие гибкости аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности. Преимущества методов ТРИЗ
У детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности. ТРИЗ помогает формировать диалектику и логику, способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения. ТРИЗ способствует развитию наглядно-образного, причинного, эвристического мышления; памяти, воображения, воздействует на другие психические процессы. Положительные стороны ТРИЗ
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коллекционирование - одна из эффективных технологий исследовательской деятельности дошкольников и средств для развития познавательной активности дошкольников.
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс...
Коллекционирование одна из эффективных технологий исследовательской деятельности дошкольников и средств для развития познавательной активности дошкольников.
Консультация для воспитателей...
Педагогический совет №3 На тему: «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе проектной-экспериментальной деятельности» Доклад для воспитателей на тему «Развитие познавательной активности детей через проектно-исследовательскую деятельност
Актуальность: Невозможно переоценить значение развития познавательно-исследовательской деятельности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познават...
Образовательная область "Познавательное развитие". Доклад «Развитие познавательной активности дошкольников в играх-путешествиях»
Вы познакомитесь, из опыта работы, какие игры-путешествия помогают развивать познаввтельную активность дошкольников....
Эстафета педагогического мастерства "Развитие познавательной активности дошкольников посредством познавательно-исследовательской деятельности"
Презентация содержит следующую информацию: направления работы согласно комплексной программе "От рождения до школы", списки литературы по теме по возрастам, виды деятельности по ФГОС ДО, кот...