Основные направления, через которые реализуется поликультурное образование детей
консультация на тему
В решении задач формирования толерантности особая роль должна быть отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Период дошкольного детства очень важен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей. Формирование толерантности целесообразно начинать со старшего дошкольного возраста, так как, именно этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности и толерантности, именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 18.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные направления, через которые реализуется поликультурное образование детей
Погружение в культуру своего края, своей местности позволяет ребенку почувствовать и понять не только особенности национальных культур, но и механизмы их взаимодействия. Национальные составляющие региональной культуры на протяжении длительного времени не просто соседствовали, но и взаимопроникали, взаимо дополняли, взаимо обогащали друг друга, сохраняя при этом собственную уникальную неповторимость. Постигая региональную культуру, дошкольник усваивает этнические нормы и правила, предписывающие симпатию, дружелюбие и уважение к сверстникам и взрослым различных национальностей, интерес к их жизни, их культуре.
Идея поликультурности на региональной основе – самоуважение и уважение другого. Познание национальных традиций живущих на данной территории народов через их анализ и сравнение.
Принимая во внимание социальный опыт, интересы и психофизиологические особенности развития детей дошкольного возраста, «поликультурной личностью дошкольника» можно назвать ребенка дошкольного возраста, если он имеет элементарные представления о родном крае, его природе, материальной и духовной культуре, искусстве, литературе, традициях своего народа и народов ближайшего и отдаленного национального окружения; знает нормы поведения в быту и обществе, умеет их соблюдать; умеет воспроизводить полученные знания и представления в своей жизнедеятельности. Другими словами, целью поликультурного воспитания в дошкольной педагогике можно рассматривать формирование именно такой поликультурной личности.
Это определяет конкретные задачи поликультурного воспитания дошкольников: формирование у детей представлений о многообразии культур в мире и России, воспитание позитивного отношения к культурным различиям; развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур; воспитание детей в духе мира, толерантности, гуманного межнационального общения.
Для претворения в жизнь этих задач содержание поликультурного воспитания должно отвечать следующим требованиям:
- отражение в материале гуманистических идей;
- характеристика самобытных уникальных черт в культуре народов России и других стран;
- раскрытие в культуре российских народов общих элементов традиций, позволяющих жить в мире и согласии;
- приобщение детей к родной культуре, а от нее – к российской и мировой.
Поликультурное воспитание детей осуществляется в трех направлениях:
- информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей и т.д.);
- эмоциональное воздействие (в процессе реализации первого направления «информационного насыщения» важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства);
- поведенческие нормы (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении).
Для реализации этих трех направлений используются разнообразные средства:
- устное народное творчество;
- художественная литература;
- музыкальное народное творчество;
- декоративно-прикладное искусство, живопись;
- народные праздники, обряды, традиции;
- этнические мини-музеи.
Основными направлениями, через которые реализуется поликультурное образование детей в дошкольном образовательном учреждении, является:
- образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов деятельности;
- образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;
- самостоятельная деятельность детей;
- взаимодействие с семьями детей.
Поликультурное образование дошкольников интегрируется в различных видах деятельности и реализуется в образовательных областях:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Для решения задач поликультурного воспитания в группах создаются уголки ознакомления с родным краем: «Родная земля – Поволжья». Там размещены куклы в национальных костюмах, муляжи национальных блюд, альбомы о разнообразии народного искусства, художественных промыслов; материалы для познавательных бесед о родном крае, о Родине – России, о Москве – столице России; государственная символика России; элементарные сведения об истории, традициях и обычаях народов Поволжья.
На музыкальных занятиях дети знакомятся с обрядовыми песнями, танцами разных народов. В процессе непосредственной образовательной деятельности, через восприятие произведений художественной культуры дошкольники открывают для себя мир ценностей человека, отраженных в искусстве художественно-выразительными средствами музыки, живописи, литературы и способами коммуникации. Приобщение детей к культурному богатству русского народа осуществляется через устное народное творчество: пословицы, поговорки, сказки, легенды.
Важным моментом в освоении детьми поликультурного пространства является ознакомление с художественной литературой. Знакомство с литературным богатством родного края позволяет привить детям любовь к "малой" родине, уважение к своей истории, народам, языку; сформировать первичные ценностные ориентации. Организуя «Конкурс чтецов», в ходе которого дети выразительно читают стихи на татарском и русском языках, мы прививаем любовь к родному и уважение к русскому языку.
Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Очень любят дети народные игры: подвижные, словесные, хороводные. В процессе дидактических игр мы имеем возможность закладывать у детей основы поликультурного образования, например, «Назови элементы национального костюма», «Четвертый лишний», «Из какой сказки герой?», «Назови блюдо», «Одень куклу в национальный костюм».
Созданном в саду этническом мини-музее декоративно-прикладного искусства дети знакомятся с народной игрушкой, с образцами гжельской, хохломской, городецкой, филимоновской росписей. Учатся видеть красоту народной игрушки. С помощью таких дидактических игр, как «Составь узор», «Найди фрагмент», лото «Какая роспись?» развивают умение различать росписи.
С детьми подготовительной к школе группы организован кружок русского языка «Посиделки». Дети учат потешки, пословицы и поговорки, загадки, песни и хороводы русского народа; драматизируют сказки; играют в народные игры. Неотъемлемая часть народной культуры – это народные праздники, обычаи, традиции. Традиционно в детском саду проводятся народные праздники: «Рождественская неделя», «Масленница», «Пасхальная ярмарка». Как результат кружковой работы вместе с детьми и родителями мы проводим «Посиделки», «Вечера загадок и отгадок», празднуем «Масленицу.
Одним из важных звеньев поликультурного образования дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Вовлечение родителей в образовательный процесс осуществляем, через подготовку детей к этническим праздникам, конкурсам чтецов, тематическим выставкам, изготовлению книжек-самоделок, альбомов, поделок. Активно привлекаются родители к организации фотовыставок, к изготовлению костюмов для кукол, в которых отражены региональные особенности культуры, совместному изготовлению книг-самоделок, созданию краеведческого уголка.
Таким образом, целостная система позволяет в условиях дошкольного учреждения формировать у детей дошкольного возраста представление о региональных особенностях и иных культурных различиях, а также приобщать к восприятию людей другой культуры, других традиций, проживающих в данной местности, одновременно находя в них общечеловеческие ценности (доброту, дружбу, честность, любовь, справедливость, взаимопомощь).
Формирование культуры межэтнических отношений – сложный и длительный процесс. Способность к межкультурному взаимодействию нельзя «отработать» в течение цикла занятий, в рамках серии мероприятий, потому что сам факт нашего существования в обществе постоянно будет давать нам пищу для размышления, осмысления, переосмысления и расширения имеющегося культурного багажа, обновления моделей поведения и привычной картины мира. Следовательно, необходимо продолжать работу в этом направлении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ИГРУШКАМИ НАРОДОВ МИРА КАК СРЕДСТВО ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В обобщенном педагогическом опыте работы излагается оснавная суть проблемы поликультруного образования детей дошкольного возраста. И одним из таки средств выступает игрушка той или иной этнической гру...
Паспорт Программы поликультурного образования детей «Диалог культур»
Программа поликультурного образования предназначена для детей от 3 до 7 лет, срок ее реализации – 4 года....
План-конспект непосредственной коррекционной образовательной деятельности по поликультурному образованию детей старшего дошкольного возраста «С чего начинается Родина?»
Знакомлю детей с нашей малой Родиной-Краснодарским краем и столицей нашей Родины-Москвой....
Основные направления консалтинговой деятельности в сфере образования
В настоящее время система российского образования переживает период широкомасштабных реформ и изменений, связанных с продолжением перехода к рыночным отношениям, появлением новых возможностей для разв...
Основные направления консалтинговой деятельности в сфере образования
В настоящее время система российского образования переживает период широкомасштабных реформ и изменений, связанных с продолжением перехода к рыночным отношениям, появлением новых возможностей для разв...
Доклад на августовскую конференцию: «Этапы и основные направления работы при организации инклюзивного образования в ДОУ»
В докладе, обращаясь к государственным образовательным стандартам, педагог раскрывает сущность инклюзивное обучение, в процессе которого ребёнок с ОВЗ становится субъектом образ...
Основные направления педагогической работы в разностороннем развитии детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность в ДОУ
Консультации для педагогов и родителей, входящие в цикл семинаров по развитию театрализованной деятельсти в ДОУ, на которых можно познакомится с понятиями о театрализованной деятельности и ее значение...