Итоговое занятие по теме "Рождество"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Конспект СОД на закрепление знаний о Рождестве
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_sod_rozhdestvo.docx | 32.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект СОД для детей старшего дошкольного возраста на тему «Рождество»
Автор-разработчик: Мубаракшина Е. В.
Возрастная адресованность: старшая группа ДОУ (дети 5 – 6 лет)
Длительность мероприятия: 30 мин.
Цель: эмоциональное развитие детей, закрепление знаний о зимних праздниках.
Педагогический замысел (задачи):
1. Социально-коммуникативное развитие
1.1. Развивать общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками.
1.2. Развивать эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость.
1.3. Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.
2. Познавательное развитие
2.1. Формировать представления детей о Рождестве Христовом.
2.2. Развивать любознательность и познавательную мотивацию.
2.3. Формировать представления о свойствах объектов окружающего мира и особенностях окружающей природы.
3. Речевое развитие
3.1. Способствовать развитию речи как средства общения и культуры.
3.2. Продолжать обогащать словарь детей.
3.3. Развивать интонационную культуру речи.
4. Художественно-эстетическое развитие
4.1. Развивать способность восприятия музыки и музыкальных произведений.
4.2. Формировать представления детей о фольклоре и профессиональном искусстве.
4.3. Развивать эмоциональный отклик на различные музыкальные произведения.
4.4. Развивать музыкально-ритмические способности.
5. Физическое развитие
5.1. Способствовать развитию двигательной активности детей.
5.2. Учить детей умению играть в игры с правилами.
Предварительная работа:
- Чтение художественной литературы о Рождестве (стихи, рассказы)
- Знакомство детей с народным фольклором, связанным с празднованием Рождества.
- Заучивание стихов и загадок.
- Разучивание хороводных игр.
- Рассматривание репродукций картин.
- Знакомство с пьесами П. И. Чайковского из альбома «Времена года».
- Разучивание колядок, песен «В лесу родилась елочка», «Почему медведь зимой спит».
Материалы и оборудование: мультимедиаплеер, экран, видеопрезентация, магнитофон, фортепиано.
Примерный ход совместной деятельности:
Воспитатель: Дорогие дети! Вспомните, пожалуйста, какой праздник мы отмечаем 7 января?
Дети: Рождество
В: А почему этот праздник назвали «Рождество»?
Ответы детей.
В.: Рождество Христово – один из главных христианских праздников. Во-многих странах Рождество и Новый год прочно связаны с традицией наряжать елку.
- Темно у камина в стемневшей гостиной…
А ну-ка кто знает из вас,
Откуда обычай старинный
Рождественской елки у нас?
Мы с вами знаем легенду о елке, давайте вспомним ее.
О.Д. (дети рассказывают легенду о елке на фоне изображения Рождественской елки на экране мультивидеоплеера).
В.: А теперь для вас ребятки,
Рождественские загадки:
В целом мире торжество
Потому что…. (Рождество)
Божий Ангел весть принес,
Что родился сын … (Христос)
Не в дворцах ,и не в шатрах,
Спит малыш Христос в….. (яслях)
Как же им найти царя
Путь укажет нам… (Звезда)
В.: Зажечь огоньки на нашей елочке поможет вот этот волшебный Посох с Рождественской Звездой.
- Наша елка заиграй,
Самоцветом засверкай,
Скажем дружно:
(все вместе): Раз, два, три,
Елочка гори!
В.: О Рождественской елочке нам расскажет Лена.
- Мы украсим елочку
Яркою звездой.
Оплетем мы елочку
Нитью золотой!
Как красив на елочке
Праздничный наряд!
На ее иголочках
Огоньки горят.
И на сердце сладостно,
Весело, светло.
День сегодня радостный –
Христово Рождество!
В.: В Рождество на Руси было принято колядовать.
- Вы порадуйте, ребятки,
Спойте песенки-«колядки».
Дети исполняют колядки.
1) Как пошла Коляда
Вдоль по улице гулять,
Вдоль по улице гулять,
С Новым годом поздравлять!
2) Коляда, коляда!
А бывает коляда
Накануне Рождества!
Коляда пришла –
Рождество принесла!
3) Коляда, коляда!
Ты подай пирога,
Или хлеба ломтину,
Или денег полтину,
Или курочку с хохлом,
Петушка с гребешком!
-Подавай, не ломай,
Все по целой подавай,
Не подашь лепешки –
Разобьем окошки!
В.: Празднование Рождества приходилось на самую красивую ,морозную ,снежную пору зимы.
Мы стихи про зиму знаем
И для вас их прочитаем.
Д. читают стихи о зиме.
В.: В Рождество было принято не только колядовать, но и рядиться, играть в веселые игры.
Ну-ка, дети, выбегайте,
В игру «Ищи» поиграйте!
Игра «Ищи»
В.: В Рождество детишки водили хороводы вокруг елочки и пели песни.
А теперь для вас ребятки, музыкальные загадки.
Дружно вы их отгадайте,
И, конечно, подпевайте.
Последней звучит мелодия песни «Почему медведь зимой спит».
Что-то игры надоели,
Вы б скорее песню спели!
Звучит песня «Почему медведь зимой спит»
Песню спели и сейчас
Поиграем мы для вас.
(обращаясь к родителям): Ну а что же вы сидите
Поиграть с нами хотите?
Игра «У медведя во бору» Дети и родители играют в игру.
В.: А еще на Руси существовал обычай в Рождество гадать. Поскольку гадание это очень тайный процесс, мы заменим его на разгадывание литературных загадок. Ведь существует даже особый вид гадания – гадание по книге. Итак, дорогие родители, для вас литературные загадки.
1) Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны. (В. А. Жуковский «Светлана»)
2) И мглу крещенских вечеров.
По старине торжествовали
В их доме эти вечера:
Служанки со всего двора
Про барышень своих гадали
И им сулили каждый год
Мужьев военных и поход. (А. С. Пушкин «Евгений Онегин»)
(подсказка, если не отгадали): Татьяна верила преданьям
Простонародной старины,
И снам, и карточным гаданьям,
И предсказаниям луны.
Ее тревожили приметы…
3) Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. (Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством» из «Вечеров на хуторе близ Диканьки»)
4) Прошли зима, весна, лето, осень и снова пришла зима. Ёлочка превратилась в высокую красивую ель.
На Рождество ее срубили, принесли в дом и поставили в кадку.
(Г. Х. Андерсен «Елка»)
В.: А теперь, уважаемые родители! Вам предстоит самая сложная загадка. Надо не только отгадать музыкальное произведение, но и постараться вспомнить и назвать авторов этого произведения.
Звучит песня «В лесу родилась елочка».
История создания песни представлена в Приложении. В конце мероприятия исполняется эта песня (хоровод), а затем всем гостям предлагается закрыть глаза и загадать желание (В это время огни на елке гаснут, зажигается свет)
Приложение
«Новогодняя ёлка» (легенда)
Во многих странах Рождество и Новый год прочно связаны с традицией наряжать ёлку. Откуда берёт своё начало этот обычай?
Не только люди, но и деревья, росшие около пещеры, где родился Христос, радовались этому событию. Счастливее других были три дерева. Они росли ближе всех, и им хорошо были видны и ясли, и Младенец. Это были пальма, маслина и скромная зелёная ель. «Пойдём, поклонимся Младенцу и поднесём ему наши дары», сказала пальма маслине. «Возьмите и меня с собой», - попросила ёлка. «А какие дары сможешь принести, ты -колючие иглы да липкую смолу?» - спросили её пальма и маслина. Этот разговор услышал Ангел, и ему захотелось помочь скромной ёлке.
Склонилась пальма над Младенцем и отдала ему лучший лист из своей кроны». Пусть он навевает ни тебя прохладу в жаркий день», - сказала она. Маслина наклонила свои ветки, с них закапало душистое масло, и вся пещера наполнилась благоуханием. А ёлка стояла в стороне и грустила. Но Ангел сказал ей: «В своей скромности ты унижаешь себя, милая ёлка, но я разукрашу тебя лучше твоих сестёр». Ангел сделал знак, и одна за другой на зелёные ветки ели стали скатываться с неба звёзды, и вся она засияла блестящими огоньками. И когда Младенец проснулся, то не благоуханье в пещере, не роскошный веер пальмы привлекли его внимание, а сияющая ёлка. Он улыбнулся и протянул к ней руки. Ёлка не загордилась и своим сиянием старалась осветить своих подруг - пальму и маслину. И Ангел сказал: «Ты — доброе деревце и за это каждый год будешь красоваться в сиянии огней, а маленькие дети будут, гладя на тебя, радоваться и веселиться».
«В лесу родилась елочка». Как появилась на свет эта песня?
В 1903 году выпускавшийся в Москве детский журнал «Малютка» опубликовал в своей второй книжке стихотворение «Ёлка». Стихи эти привлекли внимание музыканта — любителя Леонида Карловича Бекмана (1871—1939). Агроном по специальности, окончивший в 1900 году естественный факультет Московского университета, а затем Петровскую сельскохозяйственную академию, он обладал незаурядными музыкальными способностями, играл на фортепьяно по слуху, импровизировал на темы любимых произведений, прекрасно пел.
Вот что рассказывала Елена Александровна Бекман-Щербина (1882—1951) многие годы спустя о событиях, связанных с рождением «Ёлочки» в книге «Мои воспоминания»:
«17 октября 1905 года моей старшей дочке Верочке исполнилось два года, и я утром подарила ей живую куклу — сестричку Олю, которая родилась в половине первого ночи, то-есть тоже 17 октября. Верочка была в полном восторге. Остальные были немного разочарованы, так как все ожидали мальчика (кроме меня, не любившей мальчишек).
Пока я ещё лежала в постели, Леонид как-то сел за рояль, посадил Верика на колени и сочинил для неё песенку на стихотворение из детского журнала «Малютка» — «В лесу родилась ёлочка, в лесу она росла…».
Верочка, обладавшая прекрасным слухом, быстро её выучила, и, чтобы не забыть песенку, я её записала. Впоследствии мы оба стали сочинять для детей и другие песенки, а чтобы не переписывать их без конца для наших знакомых, решили издать целый сборник с рисунками-силуэтами, наподобие известных в то время рисунков Елизаветы Бём. Так возник сборник «Верочкины песенки», выдержавший в короткий срок четыре издания, затем — «Оленька-певунья». Песенки имели большой успех. А «Ёлочку» до сих пор поёт вся детвора, и мало кто знает, что эту, ставшую почти народной, песню сочинил не музыкант, а кандидат естественных наук и агроном«.
С ровесницей «Ёлочки» — Ольгой Леонидовной Скребковой (1905—1997), той самой Оленькой, чьё появление на свет было ознаменовано сочинением песни, музыку к которой придумал её отец, мне посчастливилось встретиться, познакомиться и побеседовать. Было это где-то в середине 80-х годов. Я готовил тогда рассказ об истории «Ёлочки» для рубрики «Любимая песня» в газете «Советская Россия».
С волнением листал я страницы первого издания «Верочкиных песенок» и «Оленьки-певуньи». С какой же любовью созданы эти книжки! Нельзя было не залюбоваться иллюстрациями к ним, сделанными тогдашним студентом Строгановского училища Константином Богдановичем, о судьбе которого мне пока ничего неизвестно. И я очень рассчитываю, что откликнутся летописцы Строгановки, отметившей недавно свой юбилей, и помогут в поиске сведений об этом талантливом графике.
Что касается Ольги Леонидовны и её старшей сестры Веры Леонидовны Сухаревской (1903—1977), то они достойно продолжили семейные музыкальные традиции. Обе успешно окончили Училище Гнесиных и Московскую консерваторию. Профессиональные музыканты есть и среди их детей, внуков и правнуков.
А вот об авторе стихов этой песни известно совсем немногое.
В сборниках «Верочкины песенки» и «Оленька-певунья» чета Бекманов, сочинившая их, не привела ни одной фамилии тех, кому принадлежат слова включённых в них песен, в том числе и «Ёлочки», ограничившись лишь ссылкой на то, что тексты эти «заимствованы».
Но возникает вопрос: «Откуда и чьи?».
Многие годы имя автора слов «Ёлочки» не было известно. Только в 1941 году выяснилось, что стихи эти принадлежат Раисе Адамовне Кудашевой (урожденной Гедройц). Родилась она в 1878 году в Москве, в семье служащего московского почтамта. Первое её стихотворение (под псевдонимом «А.Э.») было опубликовано в журнале «Малютка» в 1897 году, когда ей было 18 лет. А в 1903-м, под тем же псевдонимом и там же, она опубликовала стихотворение «Ёлка», на которое как раз и обратил внимание Леонид Бекман. Он выбрал из него только те строфы, которые мы с вами сегодня поём.
Чем же объяснить тот факт, что свои стихи Раиса Адамовна публиковала под псевдонимами?
Дело в том, что поначалу увлечение девушки поэтическим творчеством не одобряли её родители — Адам Осипович и Софья Семёновна, а потом и супруг — овдовевший князь Кудашев, в доме которого она была гувернанткой. Выйдя за него замуж, она лишь сменила псевдоним на «Р.К.», подписывая им публикации своих стихов, сказок, рассказов. К 1917 году Раиса Адамовна осталась вдовой. Революционная власть дом её реквизировала, и сорокалетняя княгиня и её младшая сестра, владевшие тремя иностранными языками, чтобы не умереть с голоду, с трудом устроились на работу в одну из московских библиотек, где не очень интересовались их дворянским происхождением.
Так вдвоем с сестрой — Марией Адамовной — они и жили. Поначалу — на Озерковской набережной, в квартире № 1 дома 48/ 50, а в послевоенные годы — в 7-й квартире дома № 4/6 по Мажорову переулку. Переулок этот и сейчас так называется, и дом сохранился.
О том, что её стихотворение «Ёлка» положено на музыку и распевается детворой, Раиса Адамовна узнала много лет спустя после его написания и очень порадовалась этому. Но когда услышала «Ёлочку» по радио, и при этом было объявлено, что и музыка, и слова ее принадлежат Леониду Бекману, возмутилась и решила отстоять своё авторство. Ей потребовалось немало времени, чтобы это доказать, свидетельство чему — материалы из архива Шилова — письма, открытки, которые она ему присылала. Некоторые из них Александр Вячеславович мне передал и предложил познакомиться с автором «Ёлочки».
«С белоснежными волосами, с приветливой улыбкой, в очках, сквозь которые смотрят живые глаза, она была похожа на добрую бабушку из сказки», — так описывал встречу с автором всенародно известной песни корреспондент «Огонька» Борис Алексеев в январском номере этого журнала за 1958 год. Мне она именно такой тоже запомнилась. Было это в июле 1964 года, когда я сдавал вступительные экзамены в академию. Я был счастлив и рад увидеть и послушать рассказ этой удивительно скромной и доброй женщины. Но встреча эта оказалась единственной. В ноябре того же 1964 года Раисы Адамовны не стало.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»
Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»...
Конспект итогового занятия по формированию элементарных математических представлений. Тема занятия: «У зайчика в гостях»
У Зайчика в гостях"...
Конспект занятия "Итоговое занятие о зиме"
Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в средней группе на тему:: «Итоговое занятие о зиме»...
Занятие по математическому развитию «В гости к Бабе-Яге» контрольно-итоговое занятие в старшей группе.
Цель:Ø Закрепить названия геометрических фигур – многогранников (ромб, трапеция, пятиугольник и т.д.);Ø Развивать у детей настойчивость в достижении цели, умение сосредотачиваться, логическое мышление...
Конспект итогового занятия в первой младшей группе Итоговое занятие в первой младшей группе "Путешествие на поезде"
Конспект итогового занятия в первой младшей группеИтоговое занятие в первой младшей группе "Путешествие на поезде"...
Конспект итогового интегрированного занятия в подготовительной группе «Дорога в будущее» Конспект итогового занятия в подготовительной группе «Дорога в будущее»
Составила воспитатель: Попова СГ Цель: Закрепление знаний, умений и навыков воспитанников подготовительной группы.Задачи:1. Различать «звук», «слог», «слово», ...
Итоговое родительское собрание "Мы знаем, мы можем" (просмотр итогового занятия для родителей)
Итоговое интегрированное занятие в средней группе «Всё мы знаем и умеем»Тема: «Всё мы знаем и умеем»Цель: выявить уровень сформированности знаний и представлений дете...