Особенности организации процесса индивидуализации детей дошкольников посредством взаимодействия с семьей.
статья на тему
Предварительный просмотр:
Е.А.Чуксеева,
Старший воспитатель,
МБДОУ №50 г.Йошкар – Олы
«Солнышко»
Особенности организации процесса индивидуализации детей дошкольников посредством взаимодействия с семьей.
Ребенок—это солнце, вокруг которого вращается весь педагогический процесс, его сила должна быть выявлена, интересы удовлетворены, способности развиты.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования, социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область «Социально-коммуникативное развитие». Подобное объединение направлений развития ребенка не случайно и закономерно, так как решающим фактором развития личности является социальная среда. И именно она обеспечивает полноценную практику взаимодействия и речевого общения всех людей. Развитие ребёнка дошкольного возраста в образовательном процессе должно обеспечиваться целостным процессом социализации-индивидуализации.
Индивидуализация – это развитие особенностей, выделяющих личность из окружающей ее массы.
В общих положениях ФГОС в пункте 1.4. - раскрыты основные принципы, направленные на развитие индивидуализации дошкольного образования:
-построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования)
-поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
-возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
В современных условиях модернизации системы образования основной линией преобразований стало осуществление индивидуализированного подхода к каждому ребенку.
Для того, чтобы дать определение индивидуализации, предлагаю вспомнить некоторые термины.
Индивид –
единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех психофизических и социальных черт человечества.(Короче. это``конкретный человек'' от рождения до смерти.) Индивид - исходное состояние человека в развитии
Личность-
это конкретный человек, который является носителем сознания, способный к познанию, переживаниям, преобразованию окружающего мира и строящий определенные отношения с этим миром и с миром других личностей.
Личность -результат развития индивида, воплощение собственно человеческих качеств.(Интеллектуальных- самосознания, способности к аналитической и синтетической деятельности, самооценки, восприимчивости к новому; речевых способностей и психологических: эмоциональных, поведенческих, коммуникативных, творческих). Личностью не рождаются, личностью становятся.
Индивидуальность-
это конкретный человек, который отличается от других людей уникальным сочетанием психических, физиологических и социальных особенностей, проявляющихся в поведении, деятельности и общении.
Субъект-
активно действующий и познающий, обладающий сознанием и волей индивид.
Объект-
объект - то, на что направлена познавательная и иная деятельность субъекта.
Индивидуализация – процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты своей деятельности.
Неправильно отождествлять индивидуализацию с индивидуальным подходом.
Индивидуальный подход – организация педагогом учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Выявление проблемных или сильных сторон в развитии ребенка и определение путей коррекции или дальнейшего развития .
Попробуем сравнить индивидуализацию и индивидуальный подход.
Рассмотрим различия индивидуализации образования и индивидуального подхода в образовании
Краткий сравнительный анализ двух подходов.
Индивидуализация образования. | Индивидуальный подход в образовании | |
Цель: | содействие максимальному раскрытию и самораскрытию потенциальных возможностей развития личности | организация процесса передачи суммы знаний, умений, навыков с учетом индивидуальных особенностей ребенка; обеспечение своевременной коррекции недостатков в развитии |
Способы общения: | признание права выбора; совместное обсуждение целей и деталей; акцент на достоинствах и сильных сторонах личности | прямое обучение в соответствие с целями, поставленными взрослыми; требование и оценка результата |
Тактика: | сотрудничество и партнерские отношения | диктат и опека |
Убеждение | ребенок учится самостоятельно в процессе взаимодействия с окружающим миром; самое ценное для полноценного и своевременного развития – приобретение ребенком собственного опыта | ребенок учится лучше и научится большему под непосредственным руководством взрослого; усвоение опыта взрослых наиболее ценный способ развития |
Как результат правильной индивидуализации современный ребенок – это инициативный, самостоятельный, творческий, способный ясно сформулировать свои цели, желания.
Тогда как индивидуальный подход несет за собой ребенка, который следует заданному (предложенному) взрослым способу (образцу) выполнения действия
Не может быть двух детей, которые учатся и развиваются совершенно одинаково – каждый ребенок приобретает и проявляет собственные знания, отношение, навыки, личностные особенности и т. д. В противовес восприятию ребенка как «пустого сосуда», который воспитатель «наполняет» информацией, индивидуализация рассматривает ребенка и воспитателя так, как будто бы они вместе закладывают основы личности.
Стиль деятельности педагогов с учетом направленности на индивидуализацию образования характеризуется уважением к индивидуальным отличиям ребенка, особенностям семейной культуры, принятием разных точек зрения, решений, предоставлением свободы выбора.
Индивидуализированный — характеризуется уважением к индивидуальным отличиям ребенка, особенностям семейной культуры, принятием разных точек зрения, решений, предоставлением свободы выбора.
Для таких педагогов каждый ребенок неповторим и уникален, поэтому они направлены на частое индивидуальное общение с каждым ребенком, сотрудничеств, помощь в саморазвитии.
Пользуются не стандартными, типичными ориентирами, а вариативными, индивидуально созданными моделями учебно-воспитательной работы.
Такие педагоги — хорошие слушатели, умеющие формулировать открытые и наводящие вопросы, подводить к самостоятельным выводам, обращать внимание детей на важные факты и явления, подключаться к тому, что интересует самого ребенка.
Любят играть с малышами, насыщать жизнь детей интересной, доступной познавательной информацией, имеют позитивный взгляд на причины детских поступков, анализируют любые действия с точки зрения оценки достоинств ребенка.
Дифференцированный — характеризуется способностью педагогов распределять детей на условные подгруппы (мальчики — девочки, старшие — младшие, холерики — сангвиники, хорошо развитые — плохо развитые, послушные — непослушные и т.д.).
Последующая работа проводится в соответствии с учетом выявленных особенностей ребенка.
Часто проводятся индивидуальные или подгрупповые занятия
в оборудовании групп создаются центры для подгрупповой деятельности детей имеются разнообразные материалы для учебно-воспитательной работы, свободное пространство и материалы для самостоятельной деятельности детей.
Педагоги могут составить психологическую характеристику ребенка, но рассматривают его как часть определенной подгруппы с бессменным ореолом, свойственным данной подгруппе.
Парциальный — характеризуется тенденциями к частичному использованию отдельных приемов индивидуализации,
наблюдаются отдельные случаи проведения индивидуальных или подгрупповых занятий, которые жестко очерчены в режиме дня.
Системность индивидуального подхода отсутствует, педагоги не могут составить психологические характеристики воспитанников, не в состоянии на основе наблюдений сделать выводы о развитии детей.
Ситуативными оказываются отдельные проявления индивидуального общения с некоторыми детьми.
Оборудование некоторым образом дополнено с учетом интересов детей, имеется несколько вариантов игр, пособий, раздаточного материала.
Фронтальный — характеризуется направленностью на использование фронтальных форм работы
учет только возрастных особенностей развития ребенка
ориентация на типовые программы, одинаковое для всех детей содержание, стандартные методы и приемы.
В работе использовальзуется однообразный раздаточный и безальтернативный демонстрационный материал
в групповых комнатах отсутствовуют центры для подгрупповой и индивидуальной деятельности детей.
В стиле общения с детьми преобладают монологические тенденции
отсутствие возможности выбора видов деятельности, ролей, материалов
требование копирования образцов взрослых
Для таких педагогов каждый ребенок неповторим и уникален, поэтому они направлены :
1)на частое индивидуальное общение с каждым ребенком, 2)сотрудничество, 3)фасилитацию (в процессе которой ребенок осознаёт свою самоценность поддерживаеться стремление к саморазвитию, самореализации,самосовершенствованию, раскрытию способностей 4).диалоги, 5) полилоги ( разговор многих)
6)помощь в саморазвитии,
7)создание условий для самореализации каждого ребенка.
Педагоги направленные на индивидуализацию Пользуются не стандартными, типичными ориентирами, а вариативными, индивидуально созданными моделями учебно-воспитательной работы.
Умело варьируют и придумывают собственные методы и приемы, постоянно работают над созданием динамичной развивающей среды, умеют наблюдать и делать выводы.
Заботятся о том, чтобы дети также наблюдали, экспериментировали, действовали, творили, фантазировали, придумывали, много говорили, размышляли.
Такие педагоги — хорошие слушатели, умеющие формулировать открытые и наводящие вопросы, подводить к самостоятельным выводам, обращать внимание детей на важные факты и явления, подключаться к тому, что интересует самого ребенка.
В целом в образовательном процессе происходит своего рода «встреча» задаваемого обучением общественно-исторического опыта (социализация) и субъектного опыта ребенка (индивидуализация). Взаимодействие двух видов опыта (общественно - исторического и индивидуального) должно идти не по линии вытеснения индивидуального «наполнения» общественным опытом, а путем их постоянного согласования, использования всего того, что накоплено ребенком в его собственной жизнедеятельности.
К средствам, которые позволяют направлять в педагогически ценном русле инициативу ребенка, а не ущемлять ее, которые дают возможность дошкольному образовательному учреждению реализовать ФГОС, мы относим:
– изменение форм взаимодействия взрослого и ребенка;
– реструктуризацию содержания образовательной деятельности;
– рациональную организацию предметно-пространственной среды;
– эффективное взаимодействие детского сада с семьей.
Рассмотрим более подробно в контексте работы дошкольного учреждения.
Изменение образовательной деятельности возможно при совершенствовании условий жизнедеятельности детей в ДОО, предусматривающих открытое предметно-развивающее пространство или пространство детско-взрослого сообщества. Каждый компонент единого пространства должен быть предназначен для детского коллектива в целом, при этом предоставлять каждому воспитаннику возможность проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество. Это особенно важно в аспекте групповой динамики – тенденции дошкольников "заражаться" текущими интересами сверстников и присоединяться к их деятельности. предметно-пространственной среда, обеспечивающей уважение к личности каждого ребенка, развивающей его уверенность в себе, инициативность, творческие способности, самостоятельность и ответственность, умение принимать и осуществлять перемены, критически мыслить, осуществлять выбор, ставить и решать задачи, проявлять творчество, фантазию. Ребенок действуя по схеме "вижу – действую", продиктован принцип доступности и единства.
Инновационный подход заключается в том, что индивидуализация среды – это стержень, на который педагоги могут "нанизывать" используемые в настоящее время образовательные технологии:
Таким образом, для построения развивающей предметно-пространственной среды учитываются следующие принципы:
1.Принцип интеграции образовательных областей. Интеграция развивающих центров активности детей обеспечивает процесс связности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность познавательно-речевой, физической, художественно-эстетической и социально-личностной сфер развития ребенка в образовательном процессе. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.
2.Принцип открытости. Это принцип можно реализовать в нескольких аспектах: открытость природе, открытость культуре, открытость обществу и открытость своего «Я». Данный принцип можно просмотреть в организации таких стендов «Здравствуйте я пришел!». Размещая свои имена на стенде, ребенок начинает чувствовать себя членом сообщества детей и взрослых.
«Уголок именинника»- постоянное функционирование стенда или уголка с фотографиями детей, обозначением дня их рождения, гороскопом.
Здесь же можно разместить «Дерево желаний», где ребенок может написать свои желания, о каком подарке он мечтает на день рождения или разместятся пожелания других ребят имениннику. Персональная посуда, чудесный мешочек или коробочка для подарков и т.п.
«Аллея звезд» - на лестничной площадке на самом видном месте вывешивается фотографии детей , которые достигли каких либо успехов. Каждый ребенок детского сада по очереди должен занять это место. Ценность такого компонента в том, что он направлен на формирование положительной «Я- концепции», развитие самосознания и самооценки. Проект работает уже 2 года(тогда мы конечно не думали про индивидуализацию, а делали это только для социализации и для того чтобы родители стремились помочь своим детям попасть на аллею звезд. Сначало это все было сделано своими руками, а теперь мы все это окультурили.
Шоу программа «Аллея звезд» предшествует заполнению самой аллеи фотографиями. В музыкальном зале собираются все дети, а так же желающие родители, и ведущий знакомит всех с достижениями тех детей которые заполнят аллею звезд. Программа заполняется мини концертом в честь новоиспеченных звезд. Все это повышает самооценку детей, отмечает его индивидуальность, показывает стремления и способности, информирует о достижениях ребенка. А намеренное фокусирование даже незначительных признаков прогресса помогает созданию положительной атмосферы, пробуждает ресурсы, развивает веру в себя и собственные силы.
«Моё настроение» - в специально организованном уголке помещаются фишки или магниты в соответствии с настроением дошкольников. Дети учатся определять не только свое настроение: плохое, хорошее отличное, в старших группах можно усложнить, используя для этого пиктограммы эмоционального состояния.
Открытость обществу и открытость своего “Я” предполагает персонализацию среды каждого ребенка или группы детей
3.Принцип гибкого зонирования заключается в организации пространства с подвижными трансформируемыми границами зон (спокойной и рабочей). Все части пространства должны обладать возможностью изменяться по объему сжиматься и расширяться. Образно говоря, пространство должно быть пульсирующим, чтобы каждая зона при необходимости могла вместить всех желающих. Для этого используются легко передвигаемые многофункциональные ширмы, подвижная мебель. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурной, музыкой, рисованием, экспериментированием, инсценировать сказки, устраивать игры- драматизации. Оснащение групповых комнат помогает детям самостоятельно определить содержание деятельности, наметить план действий, распределить время и активно участвовать в деятельности, используя различные предметы и игрушки. Принцип полифункциональности предметного мира реализуется с помощью различного модульного оборудования. Использование модулей наряду с конструкторами, мозаиками, физкультурным оборудованием (обручами, мячами, скакалками), предметами и играми, которые не несут в себе определенной смысловой информации, способствует развитию воображения и знаково-символической функции мышления дошкольников.
4.Принцип транформируемости среды, который связан с полифункциональностью – это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством). Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы. Если в группе больше мальчиков, то в группе больше конструкторов, кубиков, машин, что позволяет детям строить дома, мосты, гаражи не только на полу, но и на мобильных платформах. Если девочек больше, чем мальчиков, то чаще разворачиваются игры в «семью», «больницу», «магазин».
5. Принцип полифункциональности- предметно-пространственная среда должна открывать множество возможностей для совместной деятельности взрослого с детьми и самостоятельной детской активности, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной.
Принцип полифункциональности предметного мира реализуется с помощью различного модульного оборудования. Использование модулей наряду с конструкторами, мозаиками, физкультурным оборудованием (обручами, мячами, скакалками), предметами и играми, которые не несут в себе определенной смысловой информации, способствует развитию воображения и знаково-символической функции мышления дошкольников.
Ситуация, когда каждый ребенок в группе занят своим делом – это и есть индивидуализация, возникающая естественным образом. Для того чтобы естественная индивидуализация могла состояться, от взрослых требуется умение создавать развивающую среду, стимулирующую активность детей, время для игр и самостоятельных занятий, охраняемое взрослыми и готовность оказать помощь и поддержку в ситуациях, когда они нужны.
Предоставление девочкам и мальчикам возможности проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе нормами реализует принцип "половых и возрастных" различий, например внедрение и реализация долгосрочного проекта «коса – девичья краса! ».
С целью индивидуализации педагогического процесса используются следующие компоненты детской субкультуры. В каждой группе есть стенд или уголок «Мое настроение», "Уголок именинника".
В группах старшего возраста в творческой форме воспитатель совместно с ребенком фиксируют его достижения.
Иными словами, группа насыщена постоянными и временными компонентами детской субкультуры, помогающими дошкольникам глубже познать и раскрыть свои возможности и возможности сверстников, освоить социальные роли и взаимоотношения, партнерство, уяснить ценности окружающего мира и адаптироваться в социальном мире.
Каждая группа индивидуальна и своеобразна. Педагог наполняет ее, ориентируясь на индивидуальные особенности каждого ребенка и коллектива в целом. Так, в группе, где преобладающее количество мальчиков, больше машин, конструкторов, предметов для двигательной активности.
Маленькие творческие мастерские наполнены разнообразным, стимулирующим деятельность ребенка материалом, развивающими играми.
Кружковая деятельность в ДОО носит систематичный характер. Работа направлена на художественно- эстетическое, духовно-нравственное, физическое, речевое развитие.
Дети старшего дошкольного возраста имеют право выбрать понравившийся им объект и взять над ним шефство (например, ухаживать за деревьями, следить за чистотой в детском парке, ).
В работе активно используется ИКТ, презентации, видео зарисовки, домашнее задание по созданию презентаций, фильмов.
Сл.11
По работе с родителями, хочется отметить инновационные подходы в работе, такие как обратная связь. СМС почта приобрела большую популярность среди родителей. Родители знакомы с сайтом ДОУ,
Одним из средств, которые позволяют направлять в педагогически ценном русле инициативу ребенка, а не ущемлять ее, которые дают возможность дошкольному образовательному учреждению реализовать ФГОС, является эффективное взаимодействие детского сада с семьей.
Эффективное взаимодействие с семьей рассмотрим более подробно в контексте работы дошкольного учреждения.
Воспитатели и родители едины в совместном стремлении помочь каждому ребёнку сотворить образ своего «Я», то есть приобрести за время пребывания в детском саду необходимые личностные качества, сформировать в основной деятельности ребёнка те психологические новообразования. И первой инстанцией на пути ребёнка в жизнь является СЕМЬЯ.
Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа – образцы для подражания.
В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию Организации работы с родителями.
Работа с семьей – один из самых трудных видов профессиональной деятельности. Сказанному существует целый ряд причин, в том числе проблемы современной семьи, которые, как показывает практика, невозможно решить традиционными методами. А они существенно влияют на самочувствие и благополучие и ребенка, и взрослого.
Эта работа требует больших личностных усилий от педагогов, постоянного творческого поиска, пополнения имеющегося багажа знаний.
Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений.
По работе с родителями, хочется отметить инновационные подходы в работе, такие как обратная связь. СМС почта приобрела большую популярность среди родителей. Родители знакомы с сайтом ДОУ. Регулярно проводятся занятия с участием родителей («День Матери», «Все профессии важны» и т.д.), родители принимают активное участие в проектной деятельности детского сада. Большой интерес родители проявили к проекту «Мой ребенок самый, самый!», где они проявили все свое творчество, рассказывая о своих детях. Кто-то написал сочинение, кто-то сочинил стих, были презентации, песни и рисунки. Этот и многие другие проекты, такие как «Семейное древо», «Наши традиции» и т.д.», сблизили работников детского сада, детей и их родителей. Работая над данными проектами, родители обратили внимание на индивидуальность своих детей, их таланты, интересы и способности.
В нашем детском саду проводятся так же выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями («Золотая осень»- нетрадиционные способы изодеятельности, «Новогодняя игрушка своими руками»); экскурсии (в библиотеку, в музей, театр); акции («Накормите птиц»); активное участие родители принимают в подготовке и проведении праздников, досугов, оформляют фотовыставки .
Это перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни детского сада. Все эти приемы используются, как разнообразные современные формы работы с родителями.
Одна из форм работы – почтовый ящик. Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, заведующей или старшему воспитателю. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с воспитателем и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогу встретиться с родителями лично.
Самая популярная и любимая, как воспитателями, так и родителями форма работы – досуговая. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества. Доброй традицией стало ежегодное проведение оздоровительных мероприятий, формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни, мероприятий с участием родителей. («День Защитника Отечества» «Олимпиада 2014»).
Еще один вид сотрудничества – акция. К примеру, в ходе акции «Зимняя сказка» родители получили возможность оказать помощь в строительстве зимнего городка, общения друг с другом, увидеть своего ребёнка в общении со сверстниками.
Родителям как участникам, предоставляется возможность показать личный пример ребёнку положительного отношения к природе. Такая форма работы завоевала успех, родители охотно стали откликаться на разные проблемы.
Проводили совместно с инспектором (родителем) познавательное игру-занятие, направленное на формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников, изучение правил безопасного поведения на улице и пропаганду Правил дорожного движения.
На 8 марта мамы совместно со своими дочерьми пели очень душевные песни и участвовали в ролях героев сказок. На выпускном, папы вместе с девочками танцуют трогательные танцы.
Одной из новой форм работы для нашего детского сада стала конкурсная программа «Минута славы». В этой программе конкурсантами были родители, сестры и даже дедушка с внуками и детьми, воспитанниками нашего детского сада.
Как показать таланты всему детскому саду?
Обычно, наши родители видят таланты детей только своей группы. Мы задались вопросом, как сделать так, чтобы весь детский сад знал талантливых и способных детей других групп. Задумываясь над этим, была придумана и введена такая форма, как «Аллея звезд». Так как места в детском саду не много, мы решили использовать лестничный пролет. На лестничном пролете вывешены звезды, которые воспитатели сделали своими руками и рамки для фотографий. Фотографии победителей конкурсов, дети отличившиеся в актерском мастерстве при демонстрации сказок и т.д. вывешивались в рамки на алее. Этому всегда предшествовала мини шоу программа «Звездная пыль» где чествовались все дети, номинированные на героев аллеи. Так мы добились своего, и весь детский сад знал «своих героев»
Может это родственники и знакомые, может кто-то из родителей задумается о том, что для развития своего ребенка нужно сделать что-то еще. Для многих стало целью попасть на нашу аллею звезд. Быть может это первый шаг к социализации и индивидуализации наших воспитанников.
Родители всегда хотят знать о работе детского сада максимум, а так же они хотят больше знать о своих детях, а еще лучше видеть их где-то отдельно от других, может быть лучше других, но не всем детям удается отличиться от других в какой – либо деятельности, тем более все дети стесняются камер. Мы решили попробовать над этой проблемой и ввели новую для детских садов форму работы – «Видеоновости». Ведущими новостей стали наши дети старших и подготовительных групп. В видеоновостях освещались все события прошедшего месяца. Дети заучивали материал, либо читали их прямо на камеру. Тем самым мы не только знакомим родителей с жизнью детского сада, но и решаем задачи социального развития и коммуникативного развития. Родители видят видеоновости на родительском собрании и в вечернее время, когда приходят за детьми.
Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом. По итогам таких мероприятий также выпускаются газеты, листовки, альбомы с фотографиями.
Наш детский сад выстраивает образовательный процесс на основе комплексно – тематической модели с учетом принципа «событийности». Данная модель позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, способствует принятию и ребенком, и взрослым позиции «субъекта деятельности» и в тоже время позволяет педагогу осуществлять педагогическую поддержку детской инициативы.
Таким образом, индивидуализация образовательного процесса позволяет учитывать интересы, возможности и социальную ситуацию развития воспитанников дошкольной образовательной организации.
Социально-игровой опыт, который приобретает ребенок в период дошкольного детства (при грамотной организации работы с ним на основе игровой деятельности) оказывает существенное влияние на становление его эмоциональной, нравственной и интеллектуальной компетентности ребенка, позволяя формироваться готовности к обучению в школе в целом, и обеспечить каждому воспитаннику активный школьный старт.
Список источников:
1. Михайлова-Свирская Л.В. Индивидуализация образования детей дошкольного возраста
Просвещение, 2015 г
2.Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утверждены приказом Министерством образования и науки России от 23.11.2009 № 655, Регистрационный №16299 от 08 февраля 2010 г Министерства юстиции РФ);
Если двое обменяются яблоками, то у каждого будет по яблоку. Но если двое обменяются идеями, то у каждого будет по две идеи.
Голодающего можно накормить, дав ему рыбу. Но если его научить∙ ловить рыбу, то он будет всегда сыт.
13 Когда лошадь на трудной дороге начинает спотыкаться, то нужно не∙ нахлестывать ее, а поднять ей голову повыше, чтобы дальше видела перед собой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гендерное воспитание дошкольников посредством взаимодействия семьи и ДОУ
Большинство родителей в настоящей социальной ситуации, не имеют возможности уделять достаточно времени общению со своим ребенком. Соответственно, и культура семейного общения постепенно сужается, что ...
«Гендерное воспитание дошкольников посредством взаимодействия детского сада и семьи»
«Гендерное воспитание дошкольниковпосредством взаимодействия детского сада и семьи»...
«Гендерное воспитание дошкольников посредством взаимодействия детского сада и семьи»
«Гендерное воспитание дошкольниковпосредством взаимодействия детского сада и семьи»...
Особенности организации трудовой деятельности старшего дошкольника посредством проектной деятельности.
Организация трудовой деятельности в ДОУ: формы, виды, содержание. Особенности проектной деятельности в ДОУ,...
Консультация для педагогов на тему: «Гендерное воспитание детей дошкольников посредством взаимодействия детского сада и семье.»
Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и ро...
Образовательный проект «Организация развития познавательной деятельности дошкольников посредством взаимодействия с родителями в рамках ФГОС дошкольного образования»
Актуальность предоставленного образовательного проекта обусловлена процессом модернизации образования в нашей стране.Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного о...
Статья «Организация ранней профориентации старших дошкольников посредством внедрения в образовательный процесс парциальной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»
Экономика страны сегодня нуждается в модернизации, которая кажется невозможной без высококвалифицированных кадров для промышленности и развития инженерного образования. Очень важно на ранних шагах выя...