Конспект комплексного занятия
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Перова Ольга Владимировна

Познакомить детей с бытом, культурой, обычаями прошлого века

Заучивание отрывков из «Сказки о мертвой царевне»

Активизация глаголов / по сказкам А.С. Пушкина

Рассматривание картины Васнецова «Богатыри»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oformlenie.docx30.87 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект комплексного занятия

А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях »в рисунках и в театрализованной деятельности

Оформление:        Декорация к сказки.

Оборудование: Мольберты для иллюстраций рама для картины, столы и стулья для работы детей.

Материал: Бумага 40\30, восковая пастель, акварельные краски, кисти /белка/ № 16

Наглядный материал: В.Васнецов «Богатыри»; П. Корин «Александр Невский»; Иллюстрации из книги Н.М. Калинской «История костюма»; наглядные пособия программы «Природа и художник» богатырь, конь в движении, женские костюмы.

Музыкальное сопровождение: А. Аренский Концерт для фортепиано с оркестром фа минор»; сопровождение: Свиридов «Метель», Лядов «Кикимора».

Предварительная работа: Детям неоднократно читали сказки А.С.Пушкина. Рассматривали иллюстрации. Слушали музыку, созданную по произведениям А.С.Пушкина, атрибуты и костюмы для театрализованной деятельности выполнены преподавателем изостудии, воспитателями и родителями. Непосредственно перед отрытым занятием, с детьми обсудили, кто какой бы сюжет хотел изобразить в своем рисунке, чтобы в общей картине сюжеты не повторялись. Тем детям, которые захотели в своих рисунках изобразить, как Королевич Елисей встречается с Солнцем, Месяцем, Ветром - было предложено взять вертикальный лист бумаги, и, в конечном итоге, свой сюжет изобразить на фоне неба. А остальным детям рисовать на горизонтальном листе, не изображая неба совсем.

В течение всего учебного года проводилась углубленная работа по ознакомлению с творчеством А.С.Пушкина. Работа по «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» проходила по следующим методикам:

Развитие речи и ознакомление с окружающим:

  1. Познакомить детей с бытом, культурой, обычаями прошлого века
  2. Заучивание отрывков из «Сказки о мертвой царевне»
  3. Активизация глаголов / по сказкам А.С. Пушкина
  4. Рассматривание картины Васнецова «Богатыри»

Рисование

1. «Королевич Елисей между тем по свету скачет...»

2. «Терема»

3. «Чернавка в лес пошла и в такую даль свела...»

4. «К царевне наливное прямо яблочко летит...»

5. «Елисей не унывая, к ветру кинулся...»

Лепка

  1. Королевич Елисей на коне.
  2. Сказочный сюжет по произведениям А. С. Пушкина

Аппликация

1.Эпизод по «Сказке о мертвой царевне...»

Программное содержание:

Обучающая задача: Учить детей создавать общую картину, дорисовывая различные соединяющие элементы  (дерево, терем, линию горизонта) и создавать общий фон (небо, земля),  видя продолжение своего рисунка. Закреплять умение передавать фигуру человека и животного в движении, в выполнении работы использовать смешанную технику, т. е. пользоваться восковой пастелью и акварелью. Воспитывать аккуратность и эстетический вкус, развивать фантазию, выразительность речи, движения. Учить слушать и понимать музыку, соотносить свои действия с музыкальным фоном.

Образная задача: Попытаться передать настроение героев. Какие они грустные, печальные или восторженные, счастливые. Создавая фон, передать в нем настроение героев, настроение звучащей музыки, пользуясь различной цветовой гаммой.

Ход занятий

1 часть.

Дети входят в зал и останавливаются перед мольбертом с иллюстрациями.

Воспитатель: Дети, я очень рада видеть вас здесь в этом зале. Сегодня здесь должно произойти настоящее чудо: мы увидим как из маленьких картинок рождается одна большая . Но сначала я должна узнать, какое у вас настроение. Я очень рада, что вы пришли сюда с хорошим настроением. Даже солнышко сегодня нам улыбнулось. Наверное, у природы тоже хорошее настроение. А это значит, что любое дело, за которое бы мы с вами не брались, обязательно получиться.

Вот в такой же солнечный день только летом 6 июня 1799 года родился великий писатель. В этом году весь будет праздновать его юбилей. Назовите имя этого человека.

Сколько лет назад родился этот человек?

200 лет со дня рождения исполняется Александру Сергеевичу Пушкину. Это первый писатель, который стал писать сказки, а до этого сказки только рассказывали и передавали друг другу устно, не записывая их.

А.С.Пушкин явился основоположником русского литературного языка. Сегодня мы вспоминаем одно из произведений А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Кого из героев этой сказки вы помните? Как вы считаете, королевич Елисей и семь братьев были похожи на богатырей, если да, то чем. Они были, наверное, сильные, отважные, как богатыри, а еще, наверное, так же были одеты.

Представьте себе, что мы с вами перенеслись в то время, когда жил поэт А.С.Пушкин и попали в его сказки.

Рассмотрим репродукции картин В.Васнецова «Богатыри», П.Корина «Александр Невский». Шлем защищает их головы, тело их защищено кольчугой, латами. Эти мужественные люди могут дать отпор врагу в любую минуту. А какие выносливые кони у них. В случае необходимости они понесут своего всадника быстрее ветра. Обратите внимание на иллюстрацию, где конь изображен в движении.

А теперь давайте рассмотрим, в какой одежде на Руси в то время ходили женщины. Они носили сарафаны. Но чем отличались сарафаны богатых и бедных женщин. Богатые одежды были обшиты драгоценные камнями и дорогой тесьмой, одежды простых женщин были более скромными. Как вы считаете, кто такая была Чернавка в сказке А.С.Пушкина?

Это бедная девушка - служанка, которая выполняла приказания царицы служила ей. Вот у нее - то и были, наверное, самые скромные одежды. Откроем книги Н.М.Каминской «История костюма» и рассмотрим какие головные уборы носили женщины и девушки того времени. Чем они отличались друг от друга.

Головные уборы были украшены по-разному. Женщины носили платки и головные уборы, прикрывающие волосы, а девушки заплетали косу, вплетали ленты, носили кокошники.

Рассмотрев все эти иллюстрации и репродукции, вы, конечно, представили, как выглядели герои сказки А.С.Пушкина. А сейчас каждый из вас попробует нарисовать, наиболее запомнившийся эпизод из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина.

Звучит музыка А. Аренского «Концерт для фортепиано с оркестром фа минор». Дети садятся за столы, на которых разложены бумага и восковая пастель, и начинают рисовать.

По мере завершения работы дети приносят свои рисунки на специально приготовленный стол, где находится рама для будущей картины. Преподаватель изостудии закрепляет рисунки детей.

Воспитатель: А теперь мы попробуем из ваших отдельных листов составить одну большую картину, но для этого вам нужно дорисовать на соседнем листе какой-нибудь предмет (дерево, терем). Г де будет на нашей картине проходить линия горизонта. Вот теперь стало ясно, кому из вас нужно рисовать небо, а кому землю. Возьмем акварельные краски и кисти и начинаем тонировать нашу картину. Постарайтесь создать фон, чтобы один цвет плавно переходил в другой. Дети постепенно заканчивают работу над картиной, Пока высыхает краска, дети идут одевать костюмы сказочных персонажей.

2 часть

Дети в костюмах входят в зал и садятся на стульчики.

Воспитатель подготовительной группы Перова О.В.-         ведущая

Ведущая:             Книга открывается, сказка начинается.

Правду молвит, молодица

Уж и впрямь была царица...

Ей в приданое дано

Было зеркальце одно Свойство зеркальце имело:

Говорить оно умело.

Царица держит в руках зеркальце и, любуясь собой, разговаривает с ним:

«Свет мой, зеркальце! Скажи

Да всю правду доложи

Я ль на свете всех милее,

Всех румянее и белее».

Ведущая:        И ей зеркальце в ответ

Зеркальце:       Ребенок в костюме зеркальца

                          Ты прекрасна, спору нет.

Но царевна всех милее,

Всех румяней и белее.

Царица:  бросая зеркальце на пол и топча его

«Ах ты, мерзкое стекло!

Это врешь ты мне назло»

Зеркальце:        «А царевна все ж милее,

Все ж румяней и белее».

Ведущая:        Делать нечего. Она

Черной зависти полна,

Бросив зеркальце под лавку

Позвала к себе чернавку

И наказывает ей,

Сенной девушке своей

(к царице подбегает Чернавка)

Царица:        «Весть царевну в глушь лесную

И, связав ее, живую

 Под сосной оставить там

На съедение волкам»

(Чернавка берет царевну за руку и ведет в лес)

Ведущая:        Спорить нечего с царевной

Вот Чернавка в лес пошла

И в такую даль свела,

Что царевна догадалась,

И до смерти испугалась.

Царевна (падая на колени перед Чернавкой)

....Жизнь моя!

        В чем скажи виновна я,

Не губи меня девица!

А как буду я царица,

Я пожалую тебя».

Ведущая:        Та, в душе ее любя

Не убила, не связала,

Отпустила и сказала Чернавка

(гладя царевну по голове)

«Не кручинься, бог с тобой».

Ведущая:        А сама пошла домой

(Чернавка убегает. Царевна бродит по «лесу» и заходит в терем)

День за днем идет, мелькая,

А царевна молодая

Все в лесу, не скучно ей

У семи богатырей.

(Выбегает мальчик в костюме собаки. Выходит Чернавка с клюкой, в накинутом платке, сгорбившись)

Вдруг сердито под крыльцом

Пес залаял, и девица

Видит нищая черница,

Ходит по двору, с клюкой

Отгоняя пса.

Царевна:        «Постой,

Бабушка, постой немножко, -

Пригрожу сама я псу

И кой-что тебе снесу».

Чернавка: (отгоняя пса палкой)

Ох ты, дитятко девица!

Пес проклятый одолел,

Чуть до смерти не заел.

Посмотри, как он хлопочет

Выдь ко мне.

Ведущая:        Царевна хочет

Выйти к ней и хлеб взяла.

Но с крылечка лишь сошла,

Пес ей под ноги и лает

 И к старухе не пускает.

(Царевна передает Чернавке кусочек хлеба, а Чернавка отдает яблоко. Пес и царевна заходит в терем. Чернавка уходит. Появляется Королевич Елисей верхом на коне. Королевич Елисей между тем по свету скачет.)

Елисей (останавливается перед солнцем. Протягивает руки вверх)

                            Свет мой, солнышко!

Ты ходишь круглый год по небу,

Сводишь зиму с теплую весной,

Всех нас видишь под собой.

Аль откажешь мне в ответе.

Не видал ль где на свете

Ты царевны молодой.

Я жених ей».

Солнце: (Ребенок в костюме солнца)

«Свет ты мой,

Я царевны не видал

Знать, ее в живых уж нет.

Разве месяц, мой сосед,

Где-нибудь ее да встретил

Или след ее заметил».

(Елисей скачет на коне)

Ведущая:        Темной ночки Елисей

Дождался в тоске своей

Только месяц показался

Он за ним с мольбой погнался

Елисей: (останавливается, протягивая руки к месяцу)

Месяц, месяц, мой дружок,

Позолоченный рожок

Аль откажешь мне в ответе

Не видал ли где на свете

Ты царевны молодой

Я жених ей

Месяц: (ребенок в костюме месяца)

«Не видал я девы красной

На стороже я стою

Только в очередь мою

Без меня царевна, видно, Пробежала».

Елисей:        «Как обидно»

Месяц:        «Погоди, о ней, быть может,

Ветер знает. Он поможет.

Ты к нему теперь ступай,

Не печалься же, прощай».

(Елисей скачет на коне. Останавливается в центре зала. Обе руки поднимает к верху, обращаясь к ветру)

Елисей:        «Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе

Аль откажешь мне в ответе

Не видал ли где на свете

Ты царевны молодой

Я жених ей.

(Звучит магнитофонная запись мужского голоса)

Ветер (голос):        Там за речкой тихоструйной

Есть высокая гора,

В ней глубокая нора,

Не видать ничьих следов

В круг того пустого места,

Там найдешь свою невесту.

Ведущая:        «И пошел к пустому месту

На прекрасную невесту Посмотреть еще хоть раз»

(Елисей уходит за домик. Через некоторое время выходит без коня, держа за руку Царевну в красивом кокошнике, вместо ленты)

«Дева вдруг ожила, Глядит вокруг Изумленными глазами.

И трубит уже молва:

Дочка царская жива!

(Выходят все участники представления, кланяются)

И с царевною своей

Обвенчался Елисей

Воспитатель: Закончилась наша сказка. Подойдем к картине. Полюбуемся. Многие художники-иллюстраторы рисовали картинки к сказкам Пушкина. А ведь наша картина вполне могла послужить иллюстративным материалом к сказке. Попробуем по вашим рисункам проследить содержание сказки. Дети рассказывают о своих работах. Вот какая картина получилась. Она будет украшать наш детский сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия «Здоровый образ жизни на занятиях по развитию элементарных математических представлений, изодеятельности». Подготовительная группа. На тему "Лучики здоровья".

Конспект занятия  написан по программе ФГТ . Включает в себе интеграцию образовательных областей "Здоровье", "Познание", "Художественное творчество".Материал познавательный и доступный, а главное...

Конспекты комплексных занятий по развитию связной речи у детей с ОНР по средством знакомства с нетрадиционными технологиями на занятиях по изобразительной деятельности.

Данный материал предназначен для использования в работе с детьми 5-7 лет, имеющим речевые нарушения, а также будет полезен в работе с детьми массовых ДОУ.          ...

Открытое занятие по экологии. Конспект комплексного занятия в первой младшей группе «Волшебница – вода.»

Программное содержание. Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни. Познакомить со свойствами воды, во что она может превращаться. Для кого она нужна и для чего она нужна. Воспитывать бере...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Разработка занятия НОД: конспект комплексного занятия"На водоеме"

Развернутый конспект комплексного занятия "На водоеме"...

Открытое занятие по экологии. Конспект комплексного занятия в первой младшей группе.

«Волшебница – вода.»1. Загадка.2. Рассказ воспитателя о значении воды, свойства воды. Опыт с водой.3. Экологическая игра «Посели животное».4. Подвижная игра «Капельки и тучки.»Программное содержание. ...

Конспект комплексного занятия по математике. Геометрические фигуры: ромб, трапеция. Презентация открытого занятия по данной теме.

Классифицировать фигуры по разным признакам, передавать строение дома путем сочитания геометрических фигур разных по величине и цвету....