Проект в средней дошкольной группе "Зимние чудеса"
проект на тему

Лагутина Елена Витальевна

В рамках реализации годовой задачи ДОУ над формированием познавательно-исследовательской деятельности преобладающим фактором являются научные исследования детей в рамках программного содержания. Познавательно-исследовательское направление является актуальным в ДОУ. В 4-5 лет ребенок активнее накапливает опыт и усваивает знания в результате непосредственного общения с природой и разговоров с взрослым. Именно поэтому у ребенка можно заложить основы понимания и взаимосвязи объектов и явлений живой и неживой природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pasport_proekta.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБОУ «РЫБНОВСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ»

ПРОЕКТ

 В СРЕДНЕЙ ДОШКОЛЬНОЙ ГРУППЕ

«ЗИМНИЕ ЧУДЕСА»

                                                                 РУКОВОДИТЕЛЬ

                                                                 ПРОЕКТА:

                                                                 ВОСПИТАТЕЛЬ

                                                                 СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

                                                                 ЛАГУТИНА Е.В.

РЫБНОЕ - 2015

Информационная характеристика проекта:

  • Тип проекта – исследовательско – творческий
  • Вид проекта – групповой, долгосрочный
  • Вид детской деятельности – познавательно – исследовательская
  • Исполнители проекта и основные участники – воспитатели средней группы, дети среднего дошкольного и младшего школьного возраста.

Цель:

  • Расширение представлений детей о зимних природных явлениях через познавательно-исследовательскую деятельность.
  • Формирование знаний  детей о живой и неживой природе в зимний период.

Задачи:

  • Расширять и углублять знания детей о зимнем времени года.
  • Формировать знания о взаимосвязи, взаимозависимости живой и неживой природы.
  •  Воспитывать бережное отношение к природе.
  • Способствовать формированию положительных эмоций, активности в самостоятельной и совместной деятельности.
  • Развивать наблюдательность, познавательную активность, инициативу.
  • Содействовать формированию сотрудничества в детско-взрослых отношениях.

Актуальность проекта:

В рамках реализации годовой задачи ДОУ над формированием познавательно-исследовательской деятельности преобладающим фактором являются научные исследования детей в рамках программного содержания. Познавательно-исследовательское направление является актуальным в ДОУ. В 4-5 лет ребенок активнее накапливает опыт и усваивает знания в результате непосредственного общения с природой и разговоров с взрослым. Именно поэтому у ребенка можно заложить основы понимания и взаимосвязи объектов и явлений живой и неживой природы.

Сроки и этапы реализации:

I. Подготовительный этап (1-я неделя декабря).

  • Постановка цели, задач.
  • Изучение методической литературы.

II. Разработка проекта (2-я неделя декабря).

  • Подбор методической литературы.
  • Выбор форм работы с детьми.
  • Выбор основных мероприятий.
  • Определение объема и содержания работы для внедрения проекта.
  • Определение и формулировка ожидаемых результатов.

 III. Внедрение проекта (3-я неделя декабря - январь).

  • Проведение бесед, опытов, поисково-исследовательской деятельности с детьми.
  • Чтение произведений о зиме.
  • Слушание музыкальных произведений о зиме.
  • Творческая деятельность детей.

IV. Итоговый этап (4-я неделя января — 1-я неделя февраля).

  • Фотоальбом «Познавать интересно»
  • Книги рассказов детей «Волшебные следы на снегу»
  • Информационный  материал для воспитателей «Опыты и эксперименты с детьми зимой»

Перечень основных мероприятий:

  • Оформление выставки детского творчества.
  • Создание условий в группе и на игровом участке.
  • Разработка конспектов мероприятий.
  • Драматизация «Зима-проказница»
  • Музыкально-спортивное развлечение «Зимние забавы у новогодней ёлки».
  • Презентация проекта.

Ожидаемые результаты:

Формирование у детей разносторонних знаний о взаимосвязи живой и неживой природы в зимний период.

Воспитание бережного отношения к природе.

Усиление ресурсного обеспечения группы

Объем и содержание работы:

Содержание деятельности

Цели

Ресурсы

Исполнители

Сроки реализации

НАБЛЮДЕНИЯ С ДЕТЬМИ

Снегопад

Учить детей выделять наиболее характерные изменения в природе зимой, обратить внимание на то, что во время снегопада всё вокруг меняется, снег ложится на предметы и деревья. Развивать познавательный интерес, учить отражать в речи полученные впечатления.

Участок группы иллюстрации

Воспитатели,дети

декабрь

Небо зимой

Учить детей наблюдать за небом, называть связанные с ним явления, отличительные черты зимнего неба (снеговые облака, серый цвет и др.). Развивать наблюдательность, связную речь.

Участок группы иллюстрации

Воспитатели,дети

декабрь

Солнце в зимний день

Учить детей давать характеристику погоды по наличию или отсутствию солнца на небе (ясно или пасмурно), подвести ребят к пониманию зависимости температуры воздуха от солнца.

Участок группы иллюстрации

Воспитатели,дети

декабрь

Деревья зимой

Обратить внимание детей на красивые деревья, укрытые снегом, учить различать деревья в зимний период по стволу и ветвям. Учит называть и описывать дерево, отмечая характерные черты, по которым ребёнок узнал его.

Участок группы иллюстрации

Воспитатели,дети

декабрь

Зимний ветер

Учить детей выявлять и называть основные характеристики ветра (слабый, сильный, порывистый, холодный), выделять особенности ветра зимой. Учить составлять рассказ по результатам наблюдения, отвечая на вопросы воспитателя.

Участок группы иллюстрации

Воспитатели,дети

январь

Гололёд

Познакомить детей с таким сезонным явлением, как гололёд, объяснить природу этого явления, обсудить, какие свойства льда (твёрдый, хрупкий, гладкий, скользкий) обусловливают опасность гололёда.

Дорожки на территории интерната

Воспитатели,дети

январь

Следы на снегу

Учить детей различать следы животных и людей на снегу, называть их характерные признаки, рассказывать по следам о том, как они появились на снегу. Развивать наблюдательность, логическое мышление, связную речь.

Участок группы иллюстрации

Воспитатели,дети

январь

Птицы зимой

Организовать наблюдение за птицами, прилетающими на участок, предложить детям назвать знакомых им птиц, рассказать о них по результатам наблюдений, формировать заботливое отношение к пернатым.

Участок группы иллюстрации

Воспитатели,дети

январь

Растения зимой

Предложить детям высказать предположения о том, сохранилась ли под снегом трава, проверить свои догадки.

Территория интерната

Воспитатели,дети

январь

ОПЫТЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ НА ПРОГУЛКЕ

Опыт №1. Почему снег мягкий?

Совершенствовать знание детей о снеге.

Лопатки, ведёрки, лупа, чёрная бархатная бумага

Воспитатели,дети

декабрь

Опыт №2.

Куда исчез снег?

Расширять представления детей о свойствах снега,организовать наблюдение за его таянием, учить рассказывать о «превращениях» снега.

Ведёрки, лопатки.                        

Воспитатели,дети

январь

Опыт №3. Почему снег греет?

Помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания.

Лопатки, две бутылки с тёплой водой.

Воспитатели,дети

январь

Опыт №4. Замерзание жидкостей

Познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессах их замерзания.

Подносы для снеговых фигурок.

Воспитатели,дети

январь

Опыт №5.

Погода и свойства снега

Предложить выявить состояние снега (лепится или нет). Подвести к пониманию связи свойств снега с состоянием погоды (температурой воздуха)

Лопатки,  ведёрки.

Воспитатели,дети

январь

Опыт №6.

Свойства льда

Помочь детям выявить различные свойства льдинок или сосулек: лёд прозрачный,  хрупкий, тает в тепле.

Сосульки, тарелка.

Воспитатели,дети

февраль

ЧТЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

И.Суриков «Стали дни короче»

Учить сопоставлять свои наблюдения с описанием, данным в стихотворении, использовать в речи образные слова и выражения.

Книга /произведение

Воспитатели,дети

декабрь

И.Суриков «Зима»

Учит сопоставлять свои впечатления с образами, переданными художественным словом, формировать интерес к поэзии.

Книга /произведение

Воспитатели,дети

декабрь

С. Есенин «Поет зима, аукает…»

Способствовать формированию у детей интереса к поэзии, учить понимать художественные образы, видеть их красоту.

Книга /произведение

Воспитатели,дети

декабрь

С.Есенин «Разыгралась вьюга...»

Познакомит детей с разнообразными явлениями природы, выразительными средствами языка, позволяющими передавать красоту русской природы.

Книга /произведение

Воспитатели,дети

январь

Н.Некрасов «Снежок»

Расширять представления детей о зимних явлениях природы, учить понимать образные выражения, сравнения. Обсудить с детьми, почему поэт называет замёрзшие лужи «холодным стеклом», снегирей – «розовыми яблоками», снежинки – «белыми мухами»

Книга /произведение

Воспитатели,дети

январь

Г.Скребицкий, В.Чаплина. «Как белочка зимует»

Систематизировать и дополнить знания детей о зиме, рассказать, как готовятся к зиме и зимуют в лесу белки.

Книга /произведение

Воспитатели,дети

январь

А.Карифский «Одеяльце»

Расширять представления детей о зиме, о том, как зимуют растения, семена цветов, злаки. Учить детей сопоставлять свои наблюдения с содержанием стихотворения.

Книга /произведение

Воспитатели,дети

январь

Г.Скребицкий «Кто как зимует?»

Расширять кругозор детей, учить отвечать на вопросы по тексту, рассказывать, что и о ком они узнали из рассказа.

Книга /произведение

Воспитатели,дети

январь

А.Барто «Синица»

Формировать у детей интерес к объектам живой природы, учить сопоставлять образы, созданные поэтом, со своими наблюдениями. Воспитывать бережное отношение к птицам.

Книга /произведение

Воспитатели,дети

январь

В.Берестов «Не идётся и не едется...»

Учить сопоставлять свои наблюдения с содержанием стихотворения, использовать в речи образные слова и выражения.

Книга /произведение

Воспитатели,дети

январь

Л.Завельнюк «Времена года»

Учить детей внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы воспитателя о приметах зимы. Формировать умение выявлять изменения в природе.

Книга /произведение

Воспитатели,дети

январь

Г.Галина «Иней»

Продолжить знакомить детей с разнообразными явлениями природы, расширять представления о зиме. Развивать интерес к поэтическому творчеству.

Книга /произведение

Воспитатели,дети

январь

Отгадывание загадок о зиме

Учить детей отгадывать загадки-описания, сопоставлять все названные признаки, аргументировать свой ответ. Развивать логическое мышление.

Загадки, предметные картинки

Воспитатели, дети

январь

Знакомство с поговорками о зиме

Учить детей понимать смысл поговорок, рассматривая ситуации, в которых они используются, формировать умение пересказывать поговорки своими словами. Обогащать и активизировать словарный запас детей.

Книги с поговорками

Воспитатели, дети

январь

Заучивание стихотворений о зиме

Учить детей использовать различные средства выразительности речи в соответствии с содержанием стихотворения. Развивать долговременную память, воспитывать интерес к поэзии

Книги со стихами

Воспитатели, дети

январь

РАССМАТРИВАНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ

Серия «Зимние забавы»

Набор иллюстраций

Воспитатели, дети

январь

Серия «Животные зимой»

Набор иллюстраций

Воспитатели, дети

январь

Серия «Художники о зиме»

Набор иллюстраций

Воспитатели ,дети

январь

Серия «Зимний лес»

Набор иллюстраций

Воспитатели, дети

январь

ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ

Вырезание снежинок

Учить детей технике вырезания снежинок из квадрата. Вызвать у детей радость от ожидания предстоящего праздника.

Бумажные салфетки, ножницы.

Воспитатели,дети

январь

Снежные фигуры

Учить детей выполнять различные постройки из снега. Развивать воображение, творческие способности детей, формировать начала досуговых компетенций.

Участок группы

Воспитатели,дети

январь

Рисование «Зимний пейзаж»

Предложить детям изобразить природные явления (вьюгу, метель и т.д). развивать творческие способности, воображение, мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность.

Альбомы, краски.

Воспитатели,дети

январь

Лепка «Зимняя сказка»

Развивать чувство формы и пропорций, эстетическое восприятие, учить аккуратно обращаться со своими работами.

Пластилин, стеки.

Воспитатели,дети

январь

Аппликация-коллаж «Зима в лесу»

Познакомить детей с таким приёмом создания картины, как метод коллажа. Закреплять умения детей  аккуратно наклеивать изображения предметов. Формировать умение создавать коллективные произведения.

Цветная бумага, клей.

Воспитатели,дети

январь

Украшение участка цветными льдинками

Формировать у детей интерес к эстетической стороне окружающей действительности, развивать продуктивную деятельность детей.

Цветные льдинки.

Воспитатели, дети

январь

Лепим из снега

Учить детей лепить из снега различные фигуры, создавать композиции, дополнять фигуры различными деталями, подбирать различные природные материалы для украшения поделок.

Снег, природные материалы

Воспитатели, дети

январь

Лепим снеговика

Учить детей собирать и переносить снег для постройки, планировать действия в общении с товарищами, договариваться о взаимодействии.

Снег, природные материалы

Воспитатели, дети

январь

СПОРТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Катание на санках

Учить детей тормозить при спуске с горы в заданном месте. Учить проявлять волю, преодолевать трудности, помогать друг другу

Участок группы

Воспитатели, дети

Декабрь-январь

Скольжение по ледяным дорожкам

Упражнять в скольжении по ледяным дорожкам. Воспитывать положительные черты личности — смелость, решительность, уверенность в своих силах.

Участок группы

Воспитатели, дети

Декабрь-январь

Ходьба на лыжах

Развивать координацию движений, воспитывать смелость.

Участок группы

Воспитатели, дети

Декабрь-январь

КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД

Утепление корней деревьев и кустарников снегом

Предложить детям рассмотреть растения, выявить, корни каких растений нужно утеплить, где мало снега. Предложить ребятам рассказать о том, как и зачем нужно проводить эту работу. Воспитывать гуманно-деятельное отношение к природе.

Участок группы

Воспитатели, дети

январь

Кормление птиц на участке

Актуализировать знания детей о зимующих птицах, их внешнем виде, повадках. Воспитывать бережное отношение к зимующим птицам, стремление заботиться о них.

Участок группы

Воспитатели, дети

январь

Сбор снега для построек

Формировать у детей соответствующие трудовые навыки, умение работать в коллективе.

Участок группы

Воспитатели, дети

январь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект для среднего дошкольного возраста "Моя любимая сказка"

           Одним из современных инновационных методов обучения является проектная деятельность – технология, которая учит детей выражать в творчестве свою индивиду...

Проект для среднего дошкольного возраста "Островок безопасности"

Проект, направленный на создание условий для формирования основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников среднего возраста....

Образовательный проект для среднего дошкольного возраста «Космос – это мы»

Проект направлен на работу по воспитанию у детей среднего дошкольного возраста чувства гордости за свершения России в области космонавтики, героическому прошлому и настоящему страны, уважения к его св...

Тип проекта: познавательно-творческий Продолжительность: долгосрочный Участники проекта: дети среднего дошкольного возраста, воспитатели группы, родители воспитанников.

Актуальность:         В последние десятилетия наблюдается снижение интереса к книге, как у взрослых, так и у детей, следствием чего является снижение личностной...

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Познавательный проект для средней группы» «Снежные чудеса»

Конспект  непосредственно образовательной деятельности «Познавательный проект для средней группы» «Снежные чудеса» Актуальность: Экологическое воспитание и ...

Познавательно-исследовательский проект в средней группе «Снежные чудеса»

Тема проекта способствует созданию необходимых условий в ДОУ по формированию у дошкольников целостного представления о природе: уточнению и расширению знания о свойствах  снега, воды, льда; для о...