Образовательный проект для среднего дошкольного возраста «Космос – это мы»
проект (средняя группа)
Проект направлен на работу по воспитанию у детей среднего дошкольного возраста чувства гордости за свершения России в области космонавтики, героическому прошлому и настоящему страны, уважения к его свершениям и достойным страницам истории космонавтики. Предполагает привлечение детей и родителей к изучению знаменательных дат и первооткрывателей космических глубин, космических свершений, а также к участию в мероприятиях по подготовке и празднования дня космонавтики и 60-летия полета Ю.А. Гагарина.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Образовательный проект для среднего дошкольного возраста
«Космос – это мы»
МБДОУ детский сад № 12
Якушева Лира Александровна,
Молчанова Марина Ивановна – воспитатели
Бочарникова Светлана Васильевна -музыкальный руководитель
2021г.
Образовательный проект для среднего дошкольного возраста
«Космос – это мы»
Пояснительная записка: Проект направлен на работу по воспитанию у детей среднего дошкольного возраста чувства гордости за свершения России в области космонавтики, героическому прошлому и настоящему страны, уважения к его свершениям и достойным страницам истории космонавтики. Предполагает привлечение детей и родителей к изучению знаменательных дат и первооткрывателей космических глубин, космических свершений, а также к участию в мероприятиях по подготовке и празднования дня космонавтики и 60-летия полета Ю.А. Гагарина.
Паспорт проекта:
Тип проекта: познавательно-творческий, групповой.
Участники проекта: воспитанники средней группы, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
База реализации проекта: МБДОУ детский сад № 12.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Сроки реализации проекта: c 1 апреля по 12 апреля 2021г.
Трансляция проекта: Педагогический совет МБДОУ детского сада № 12.
Актуальность выбора темы:
Космос – это обширная тема для исследовательской деятельности, которая вызывает интерес у детей как всё неведомое, непонятное. Комплексная работа в рамках проекта даёт возможность многосторонне развивать личность дошкольников:
- Узнавая новое, размышляя над тем, что уже вошло в их опыт, дети учатся выражать свое отношение к происходящему.
- Играя, они погружаются в организованную взрослыми ситуацию: превращаются в космонавтов. В таких играх могут решаться самые различные задачи – от психологических до познавательных.
- Готовясь к путешествию, дети рисуют, лепят, конструируют, учатся считать. При этом развивается творческое воображение, коммуникативные качества, любознательность.
Знания, получаемые детьми, являются актуальными, необходимыми для них. А осмысленный, интересный материал усваивается легко и навсегда. В процессе взаимодействия с дошкольником необходимо предоставить ребенку возможность с помощью взрослого, сверстников или самостоятельно найти требуемый ответ. Главное - научить дошкольника думать, рассуждать, предпринимать попытки разрешить возникший вопрос.
Проблема: Недостаточность знаний детей о Дне космонавтики, первом полете человека в космос, космических объектах.
Цель проекта: расширение представлений детей о празднике дня космонавтики.
Задачи:
Для детей.
Образовательные:
- Знакомство с праздником «День космонавтики», героями космоса, с первым полетом Юрия Гагарина.
- Знакомство детей с планетами солнечной системы, их отличительными особенностями.
Развивающие:
- развивать познавательную активность и интерес к познанию окружающего мира.
- расширять знания детей о космосе, о понятии «космический корабль», о планете Земля.
- Создание условий для исследовательской деятельности.
- Развитие творческих способностей и коммуникативных навыков воспитанников.
Воспитательные:
- Воспитание чувства гордости за историю своей страны, за достижения отечественных ученых, конструкторов, космонавтов.
- Воспитывать бережное отношение к планете Земля.
Для педагогов.
- Совершенствование профессионального уровня педагогов.
- Рост творческой активности педагогов.
- Развитие навыков планирования.
- Создание условий для взаимодействия с семьями воспитанников.
Для родителей.
- Обеспечение преемственности в воспитании ребенка в детском учреждении и в семье.
- Привлечение родителей к совместной вместе с детьми и педагогами деятельности.
Предполагаемый результат:
В реализации данного проекта будут задействованы воспитанники, родители (законные представители), педагоги дошкольного учреждения. Реализация проекта «Космос – это мы» способствует воспитанию у детей и взрослых чувства патриотизма, бережного отношения к истории своей страны; обновлению и обогащению ДОУ методическими материалами, мультимедийными продуктами, посвященными дню космонавтики и 60-летия полета в космос Ю.А. Гагарина.
Материально - техническое обеспечение проекта:
•Магнитофон, аудиотека.
• Наглядный материал для проведения бесед и организованной деятельности с детьми;
• Раздаточный материал для изготовления поделок (цветная бумага, картинки и т. д.);
• Материал для методической копилки (картотека игр, загадки, стихотворения).
Этапы реализации проекта:
I этап с 1.04 по 4.04 – Формулирование целей и задач проекта
Изучение литературы по теме проекта
Изучение Интернет-ресурсов по теме проекта
Оформление предметной среды группы.
II этап с 5.04 по 9.04 – практическая деятельность по решению проблемы.
Проведение бесед о российской космонавтике, о героях космоса. Создание в группе условий для реализации проекта: выставка книг, альбом ко дню космонавтики, разучивание танцев и стихов, оформление выставки совместных творческих работ детей и их родителей «Космос глазами детей», создание игрового уголка «Космодром», создание условий для экспериментальной деятельности детей, ручной труд «Ракета».
Тематическое музыкальное занятие «Мы - дети Земли!», Гагаринский урок «Космос – это мы».
III этап с 12.04 итог - Презентация проекта «Космос – это мы». Проведение музыкально праздника «Мы - дети Земли!».
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный 1.04.2021г-4.04.2021г Цель: Создание положительной мотивации у воспитанников и их родителей. Вхождение в проблему, принятие задач, пробуждение у детей интереса к теме проекта, накопление знаний. | ||
Мероприятия | Участники | |
Подбор дидактических игр и художественной литературы Дидактические игры: «Составь ракету из палочек, прищепок», «Собери ракету», «Найди лишнее» (разрезные картинки). Рекомендации родителям по прочтению художественной литературы по теме «Космос. Герои космоса». | Педагоги. | |
Оформление уголка книги (подбор книг о космосе, космонавтах) Рассматривание плакатов, стенгазет по теме: «Космос» Рассматривание альбомов «Планеты Солнечной системы», «Первопроходцы космических глубин» Мультимедио: познавательные мультфильмы «Космические загадки», «Планетные песни», «Про ракету и космос», «Юра и Нюра на космодроме». Создание Фотозоны «Через тернии к звёздам» #я_гагарин Консультация для родителей: «Занимательные опыты и эксперименты для детей», «Знакомим ребенка с космосом», «Земля – наш космический дом», «Играем вместе. Пальчиковая гимнастика» (по теме Космос), «Серия игр и путешествий по теме: «Космос»», «Рассказы ребенку о космосе». Приобщить родителей к подбору художественной литературы (энциклопедии, рассказы, стихи, загадки) по данной тематике в книжный уголок группы. Заучивание стихотворений: «Взлетел в ракете русский парень» В.Орлов. «В космической ракете» А.Степанов. «Летит, летит ракета» В.Степанов. «Космонавты» А.Лисица. «В космосе так здорово» О.Ахметова. Участие родителей в выставке совместных работ с детьми «Космос глазами детей» | Педагоги. Педагоги, родители. Родители, воспитанники | |
I I этап – основной Практическая деятельность по достижению поставленной цели, решение задач проекта. | ||
1 неделя (5.04 – 9.04) Сюрпризный момент. Письмо от Лунтика (просьба создать космолет, который был утерян, чтобы улететь обратно в космос) Обсуждение темы предстоящей недели. Цель: рассказать детям, чем они будут заниматься в течение недели, обсуждение плана действий, развивать умение рассуждать и делать выводы. | ||
Познавательно – коммуникативная деятельность Беседа: «Что такое космос» - развитие свободного общения между взрослыми и детьми; формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений. Беседа: «Первый космонавт на Земле» Цель: познакомить детей с первым человеком, полетевшим в космос НОД "Космическая ракета" Цель: уточнение и систематизация знаний и представлений о космических кораблях, космонавтах, космических полетах. Физкультминутка «….» - Смотреть по занятию!!!! Пальчиковая гимнастика – «На Луне жил звездочет» - развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук. Рассматривание альбома: «Детям о космосе и космонавтах» Мультимедио: познавательный мультфильм «Космические загадки» Беседа-рассуждение «Что я могу увидеть в космосе?» - развивать у детей воображение, умение высказывать свои предположения и догадки, доказывать или опровергать выдвинутую гипотезу. Экспериментальная деятельность: Любознайкам интересно: «Что занимает большую часть поверхности планеты Земля?», «Почему все предметы падают на землю?». Дидактическая игра «Выложи разрезную картинку» (по теме: «Космос») - развитие мыслительных операций. Подвижная игра «Космонавты», «Собираемся в полет» - закреплять знания детей о космосе через игровую деятельность. Конструирование «Космодром - космический город» - вызвать у детей интерес, желание узнать больше, сформировать представления о роли человека в изучении и освоении космоса. Сюжетно-ролевые игры: «Полет в космос», «Мы космонавты!» Задания для родителей: Предложить родителям побеседовать с детьми о космосе, планетах солнечной системы; найти дома подходящую литературу и совместно ее изучить. | Педагоги, воспитанники НОД "Космическая ракета" https://ok.ru/group/53452237373659/topic/152848373113051 Рассматривание альбома https://ok.ru/profile/559765305595/statuses/153631129273851 «Космические загадки» https://ok.ru/group/53452237373659/topic/152829771833563 Любознайкам интересно https://ok.ru/group/53452237373659/topic/152858707812571 «Космодром - космический город» https://ok.ru/group/53452237373659/topic/152837305655515 Родители, воспитанники | |
Речевое развитие Беседа «Профессия – космонавт» - расширить представления детей о космосе и космических полетах, познакомить с профессией космонавт. Чтение художественной литературы: «Как мальчик стал космонавтом» (рассказы о Ю.Гагарине), «Звездочет и обезьянка Микки» (сказка Т.А. Шорыгина), «Как солнце и луна друг к другу в гости ходили» (албанская сказка), сказка Арины Лунеговой «Сказка про метеорит»; чтение стихов о космосе Ситуация общения: «Что случится с нашей планетой, если…». Расширять представления детей о планете Земля, об условиях, необходимых для жизни. Воспитывать желание беречь свою планету. Знакомство с книгой «Что? Зачем? Почему? Большая книга вопросов и ответов». Беседа «О планетах Солнечной системы» с использованием мультимедиа НОД. «Мы команда космического корабля» - формирование у дошкольников познавательного интереса к космической сфере. Активизировать и обогащать словарь по теме «Космос». Дидактическая игра «Скажи одним словом - «весенний»: Упражнять в согласовании существительных с прилагательным «весенний». Игра «Скажи наоборот» - учить детей подбирать слова-антонимы. Игра с мячом - «метеоритом» - «Один – много» - учить детей образовывать существительные множественного числа. Упражнение «Четвертый лишний» - учить детей выделять из группы предметов лишний и доказывать правильность своего решения. Подвижная игра «В открытом космосе» - Развитие творческого воображения, общей моторики, координации движений. Физ. Минутка. «Я хочу стать космонавтом» Гагаринский урок «Космос – это мы!» в рамках празднования "Дня космонавтики" и 60 - летия полета в космос Ю.А.Гагарина. Дидактическая игра со счетными палочками «Ракета для Лунтика» - воспитать коммуникативные навыки: умение договариваться, не мешать друг другу, радоваться успехам других Самостоятельная игровая деятельность «Космодром». Задания для родителей: Заучивание стихотворений: «Взлетел в ракете русский парень» В.Орлов. «В космической ракете» А.Степанов. «Летит, летит ракета» В.Степанов. «Космонавты» А.Лисица. «В космосе так здорово» О.Ахметова. | Педагоги, воспитанники Знакомство с книгой «Что? Зачем? Почему? Большая книга вопросов и ответов». https://ok.ru/group/53452237373659/topic/152859005673691 «О планетах Солнечной системы» https://ok.ru/profile/559765305595/statuses/153581883229691 Гагаринский урок «Космос – это мы!» https://ok.ru/group/53452237373659/topic/152837072216283 игровая деятельность «Космодром». https://ok.ru/group/53452237373659/topic/152859171545307 | |
Художественно - эстетическое развитие: Беседа «Первый космонавт на Земле». Рассматривание портрета Ю.Гагарина, В.Терешковой. Рассматривание иллюстраций с космонавтами, просмотр презентации в "Детям о космосе" Д/и: «Найди тень космического корабля» - учить детей зрительно анализировать картинки и находить нужные силуэты методом наложения. Развивать зрительное восприятие, логическое мышление, память, наблюдательность. НОД «Летит, летит ракета» (лепка) - формировать умения лепить ракету на плоскости. Физкультминутка: «Космонавты» Рассматривание альбомов открыток, чтение стихотворений, рассказов о космосе. НОД «Звездный друг» (рисование цветными карандашами) - вызвать интерес к изображению разных пришельцев и средств их передвижения в космическом пространстве. Игра «Инопланетяне и земляне» (по принципу игры «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем») Гимнастика для глаз: “На луну” А.Гриднева Знакомим детей с новой сказкой Арины Лунеговой «Сказка о метеорите». Нетрадиционная техника рисования «Роспись по камню», как средство активизации мыслительной деятельности. Творческие работы детей по мотиву сказки Арины Лунеговой «Сказка про метеорит» Игра малой подвижности «Земля, Огонь, Вода, Воздух» - развивать двигательную активность детей, внимание. Пальчиковая гимнастика «Мы наши пальчики сплели» Игры с камушками: «Найди все гладкие», «Найди все большие/маленькие», строим возрастающие или убывающие ряды, выкладываем камушки по размеру , выстраиваем геометрические фигуры и тд. Ситуация общения: «Откуда на земле появились камни?» - расширять представления детей о планете Земля, об условиях, необходимых для жизни. Воспитывать желание беречь свою планету. Самостоятельная художественная деятельность детей «В космос, прямо к звёздам...» Задания для родителей: Участие в выставке творческих работ «Космос глазами детей» | НОД «Летит, летит ракета» (лепка) https://ok.ru/group/53452237373659/topic/152850659401947 НОД «Звездный друг» (рисование цветными карандашами) https://ok.ru/group/53452237373659/topic/152850775924955 «Роспись по камню». Творческие работы детей по мотиву сказки Арины Лунеговой «Сказка про метеорит» https://ok.ru/group/53452237373659/topic/152851233104091 «В космос, прямо к звёздам...» https://ok.ru/group/53452237373659/topic/152850621194459 | |
Музыка. ……………….. Презентации: ….. рекомендации родителям: Пальчиковая гимнастика «Знакомим ребенка с космосом» "В космосе так здорово!" О.Ахметовой. Шмакова Маргарита Подвижные игры «Космонавты» Игра проводится под сопровождение музыкального руководителя. Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука «У». «Ракетодром» - развитие слухового внимания. Социально-коммуникативное развитие Игра-загадка «Послушай музыку и отгадай». Дыхательная гимнастика: «Самолёт», «Кораблик». Пальчиковая гимнастика: «Пальцы эти – все бойцы», «Капитан». | https://ok.ru/group/53452237373659/topic/152837338095835 https://ok.ru/group/53452237373659/topic/152840384143579 https://ok.ru/group/53452237373659/topic/152855538819291 | |
Работа с родителями
Разработка методических рекомендаций для родителей «Рассказываем детям о космосе». «Земля – наш космический дом» «Занимательные опыты и эксперименты для детей». | Стихи в честь 60-летия полета в космос Ю.А. Гагарина (читают дети) https://ok.ru/group/53452237373659/topic/152857090449627 https://ok.ru/group/53452237373659/topic/152855538819291 Выставка «Космос глазами детей» https://ok.ru/profile/559765305595/statuses/153631779915259 Фотозона «Через тернии к звёздам» #я_гагарин https://ok.ru/group/53452237373659/topic/152855072137435 https://ok.ru/group/53452237373659/topic/152829127483611 https://ok.ru/group/53452237373659/topic/152837339799771 https://ok.ru/group/53452237373659/topic/152848596197595 | |
III этап - заключительный | ||
Итоговое мероприятие.
Ю.А.Гагарина, «Мы - дети Земли!»
| «Мы - дети Земли!» https://ok.ru/group/53452237373659/topic/152855092715739 |
Продукты проекта:
Для детей:
- Рисунки, аппликации, поделки, участие в празднике, тематических занятиях, в Гагаринском уроке «Космос – это мы!», участие в чтении стихов в честь 60-летия полета в космос Ю.А. Гагарина,
Для педагогов:
- Оформление стендов, стенгазет, уголков, презентаций, подготовка к празднику, создание презентации проекта
Для родителей:
Обеспечение преемственности в воспитании ребенка в детском учреждении и в семье. Привлечение родителей к совместной с детьми и педагогами деятельности через поиск и внедрение эффективных форм работы по формированию гражданско-патриотического воспитания.
Формы реализации проекта
- Непосредственно образовательная деятельность
- Игры
- Беседы
- Музыкально - спортивный праздник
- Консультации родителям.
Продукты реализации проекта
- «Стенгазеты
- Презентация
- Выставка совместных творческих работ детей и их родителей «Космос глазами детей»
- Итоговое мероприятие: Музыкально - спортивный праздник, посвященный 60 - летнему юбилею первого полета Ю.А.Гагарина, «Мы - дети Земли!»
Использованная литература:
.
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты. М.: Сфера, 2002г.
- Большая энциклопедия. Космос и астрономия: вопросы и ответы.— М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013г.
- Н.Васильева Проектная деятельность; участвуем вместе.//ж. «Дошкольное воспитание», № 10 /2011 г.
- Шорыгина Т.А. Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли: Беседы, досуги, рассказы. — М.: ТЦ Сфера, 2011г.
- Е.П.Левитан «Малышам о звездах и планетах» Москва, 1981 г.
- Л.Н. Прохорова Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – М.: АРКТИ, 2003 - 64 с.
- Интернет – ресурсы
Отчет по проекту
Удивительный мир космоса манит к себе не только взрослых, но и детей. Им очень нравится фантазировать и мечтать о загадочных космических просторах, представляя себя летящим на космическом корабле или ракете.
Во время тематической недели посвященной празднованию дня космонавтики и 60-летнему полету в космос Ю.А. Гагарина дети средней группы работали над краткосрочным, познавательно-творческим проектом «Космос – это мы», который был направлен на воспитание чувства гордости за историю своей страны, за достижения отечественных ученых, конструкторов, космонавтов. А также на формирование представлений о космическом пространстве, Солнечной системе, понятиях «космос», «звезды». Много времени было уделено теме освоения космоса людьми.
Наше недельное путешествие по «космосу» прошло удачно. Дети с большим удовольствием, интересом и вниманием рассматривали иллюстрации о Вселенной, фотографии космонавтов, разгадывали загадки о небесных телах, слушали рассказы из энциклопедии для детей, рисовали, клеили, конструировали, лепили.
При помощи презентации путешествовали вместе с первыми «космонавтами» - Белкой и Стрелкой. Ребята постепенно исследовали солнечную систему и приближались то к одной планете, то к другой под космическую музыку.
Основные формы реализации проекта: беседы, занятия по ознакомлению с окружающим миром, сюжетные, подвижные, дидактические игры и упражнения, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность и, конечно, работа с родителями.
Они приняли активное участие в работе проекта. А также совместно с детьми изготовили творческие работы на тему «Космос глазами детей» для организации выставки.
Во время прохождения проекта дети поняли, что быть космонавтом не только увлекательно, но и очень трудно. Ребята получили огромный заряд бодрости, много положительных эмоций и ярких впечатлений. А впечатления, полученные в детстве, остаются в памяти на всю жизнь и согревают и украшают душу человека на долгие - долгие годы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сюжетно-ролевая игра для детей старшего дошкольного возраста "Космос"
План сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста на тему "Космос". Проводится втечении 2 недель. Задачи, обогощение знаний, роли, отрибуты, приемы прямого руководства....
Проект сюжетно - ролевой игры для старшего дошкольного возраста " Космос"
Проект с приложениями...
Проект сюжетно - ролевой игры для старшего дошкольного возраста " Космос"
ПРОЕКТ СЮЖЕТНО - РОЛЕВОЙ ИГРЫ...
Проект с детьми старшего дошкольного возраста "Космос и мы"
Дошкольный возраст – важный период в жизни личности для познания всего нового и интересного. В этот период закладываются основы нравственного, познавательного и физического развития ребенка.Данн...
Конспект открытого занятия в разновозрастной группе детей среднего дошкольного возраста «Космос, мы с тобой!»
Цель: закрепить и углубить знания детей о дате первого полёта Юрия Гагарина в космос, о самом празднике. Воспитывать патриотические чувства детей на примере подвига первого космонавта,...
Долгосрочный образовательный проект в средней группе «Неизведанное рядом» Руководитель: Грибович Татьяна Александровна, воспитатель МБОУ Школа №21 (Дошкольные группы)
Цель проекта:Создание условий: для развития элементарных естественно научных представлений о неживой природе. Задачи проекта:Развивать у детей представление о единстве окружающего мира.Развивать ...
Проект для детей старшего дошкольного возраста "Космос"
Цель данного проекта:обогащать представления детей о космическом пространстве, Солнечной системе и её планетах, освоении космоса людьми).• способствовать развитию познавательных и интел...