Формы работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников
консультация по математике (старшая группа) на тему

Ковалевская Татьяна Алексеевна

Математическое развитие осуществляется во всех структурах педагогического процесса: в совместной деятельности взрослого с детьми (организованная  образовательная деятельность и режимные моменты), самостоятельной детской деятельности, в индивидуальной работе с детьми и при проведении кружковой работы, тем самым, детям предоставляется возможность анализировать, сравнивать, обобщать

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через разнообразные формы работы.

Ковалевская Т.А.

Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, знаками, символами. Наша задача - развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Но надо помнить, что математическое развитие является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.

Математическое развитие осуществляется во всех структурах педагогического процесса: в совместной деятельности взрослого с детьми (организованная  образовательная деятельность и режимные моменты), самостоятельной детской деятельности, в индивидуальной работе с детьми и при проведении кружковой работы, тем самым, детям предоставляется возможность анализировать, сравнивать, обобщать.

Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в математическом развитии дошкольников. Для формирования элементарных математических представлений детей важно создать такую среду и такую систему отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его умственную деятельность. Дидактический материал в нашей группе доступен для детей и постоянно пополняется. Сменяемость предметно-развивающей среды обеспечивается за счет новых атрибутов, игр, игрушек, игрового оборудования.

В нашей игротеке много интересных игр, привлекающих внимание детей своей занимательностью: "Сложи узор","Сложи квадрат", "Кубики для всех", "Геометрическая мозаика", "Лего", пазловые мозаики,  счетные палочки, развивающие игры: "Страна математика", "Математическое домино" . Данные игры универсальны и подходят для детей разного возраста, так как они имеют различные степени сложности, поэтому не теряют актуальности для детей постарше. Большим подспорьем в развитии элементарных математических представлений служат игры, сделанные своими руками и руками родителей: "Назови фигуру", "Узнай на ощупь", "Веселый счет", "Собери картинку", "Сложи фигуру",  красочный ряд натуральных чисел и так далее. Дети совершенствуют умственные действия, выполняя задания с формулировкой: "Разгадай правило, по которому расположены фигуры в каждом ряду", "Найди лишнюю фигуру", "Что изменилось", "Чем похожи? Чем отличаются?" и др.

Мною создана папка "Логические задачи", материал которой можно использовать  для работы с детьми как на занятиях, так и в индивидуальной работе. В неё входят логические задания, задачи на сравнение  в стихотворной форме, что привлекает внимание детей и задания на карточка. Например:......(рассматриваем примеры). Так же на прогулке, в самостоятельной деятельности детей можно создавать различные математические ситуации, направленные на решение простейших задач: "Собери листочки",  "Сколько листиков ты собрал", "Сколько сделал пасок, "Сколько груш, а сколько яблок". В павильоне есть небольшой материал (несколько карточек - заданий на развитие логического мышления, картинки с геометрическими фигурами и так же задания к ним.

Хотелось ещё сказать о кружковой работе. Проводя кружок "Знакомство с компьютером", я включила в работу с детьми игры - презентации по развитию элементарных математических представлений: "Какой фигуры не хватает", "Дополни ряд", "Математические загадки", "Сколько стало", "Математическая сказка", "Что пропустили", "Больше - меньше" и т. д., которые развивают пространственные представления (слева, справа, выше - ниже), помогают осваивать прямой и обратный счёт, формируют понятия величины, длины, высоты, ширины, развивают логическое мышление, внимание, память.

Для успешной работы по формированию элементарных математических представлений педагогу необходимо выполнять некоторые заповеди:

-поощрять все усилия ребёнка и стремление узнать новое,

-избегать отрицательных оценок результатов деятельности ребёнка,

-сравнивать результаты ребёнка только с его же собственными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Новые формы работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников»

ФЭМП дошкольников входит в образовательную область «Познавательное развитие» и предполагает развитие у детей познавательных интересов и интеллектуального продвижения посредством развития п...

Сказка, как эффективная форма работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников

Сказка является мудрым учителем, который общается с детьми на их языке – сказочном языке. Любая, даже самая сложная вещь, если она будет давать объяснение этим языком, становится близкой и понят...

Сказка, как эффективная форма работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников

Сказка является мудрым учителем, который общается с детьми на их языке – сказочном языке. Любая, даже самая сложная вещь, если она будет давать объяснение этим языком, становится близкой и понят...

Сказка, как эффективная форма работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников

Сказка является мудрым учителем, который общается с детьми на их языке – сказочном языке. Любая, даже самая сложная вещь, если она будет давать объяснение этим языком, становится близкой и понят...

Сказка, как эффективная форма работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников

Сказка, как эффективная форма работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольниковПодготовила: воспитатель Поколюхина Юлия Олеговна Сказка является мудрым учителем, кот...

Сказка, как эффективная форма работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников

Сказка, как эффективная форма работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольниковПодготовила: воспитатель Марченко Тамара Макаровна Сказка является мудрым учителем, ко...

Сказка, как эффективная форма работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников

Сказка является мудрым учителем, который общается с детьми на их языке – сказочном языке. Любая, даже самая сложная вещь, если она будет давать объяснение этим языком, становится близкой и понят...