«Эффективность работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников»
статья на тему
Теоретико-практический материал для проведения семинара-практикума для воспитателей "Фотмирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в современных условиях"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_k_seminaru.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему:
«Эффективность работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников»
/семинар-практикум/
Составитель: воспитатель, Варшавец Е.Е.
Дошкольник отличается удивительной активностью в познании окружающего, а интерес к математике проявляется довольно рано. Кругозор складывается сначала из того, что попалось на глаза, привлекло внимание, удалось наблюдать у взрослых, получить самому путем проб и ошибок.
Затем горизонты расширяются. Ребенок усваивает то, о чем рассказывают, читают. Сам строит догадки, фантазирует. У него начинают складываться представления о предметах, их назначении и свойствах, величине и численности, форме и составе, о действиях, которые можно производить с ними: уменьшить, увеличить, разделить, пересчитать, сопоставить, измерить.
Появляются суждения, отражающие накопленный опыт. Ребенок движется от незнания к знанию, от непонятного к понятному, отчетливому. Он постепенно поднимается в своем развитии все выше.
Однако взрослые, поддерживая естественный интерес детей к математике, нередко стремятся облегчить им путь познания, уберечь от трудностей, опередить время, чтобы потом в школе стало легче изучать математику. Они делятся с дошкольниками своим опытом, к которому шли многие годы, излагают исчерпывающую информацию, разъясняют механизмы взаимодействия предметов и систем, стремятся дать как можно больше. При этом часто навязывают стереотипы, форсируют усвоение отвлеченных представлений, рассчитывая на большой детский потенциал.
В последние десятилетия возникли тревожащие тенденции, а именно: система образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать школьные формы, методы, иногда и содержание обучения, что не соответствует возможностям детей, их восприятию, мышлению, памяти. Справедливо критикуется возникающий на этой основе формализм в обучении, завышение требований к детям. И самое главное, происходит искусственное ускорение темпов развития одних детей и невнимание к затруднениям других. Стала появляться целая категория «неуспевающих» дошкольников. Одна из причин кроется в том, что дети вовлекаются в такие виды познавательной деятельности, к которым они функционально не готовы.
Актуальным по-прежнему остается необходимость учета возрастных возможностей детей.
Период дошкольного детства – важный этап в жизни человека. Это центральное положение мировой научной педагогики прошлого и настоящего. Реализовать его необходимо своевременно и эффективно. Выделим несколько важных условий обучения математике в дошкольном возрасте.
Условие первое. Образование должно соответствовать современным требованиям. Готовность ребенка к школе, позволяющая включать его в систему обучения, происходит у каждого в индивидуальные сроки. При этом возникает необходимость соединения того, что может ребенок усвоить, с тем, что целесообразно развивать, используя при этом разнообразные средства дошкольной дидактики.
Условие второе. Обеспечить удовлетворение потребностей в математическом развитии ребенка возможно при взаимодействии педагогов дошкольного учреждения и родителей. Семья в большей степени, чем другие социальные институты, способна внести важный вклад в обогащение познавательной сферы ребенка.
Условие третье. Особая роль принадлежит характеру складывающегося взаимодействия взрослого с ребенком. Важно, чтобы учебно-познавательное общение строилось как диалог двух заинтересованных людей – взрослого и ребенка, каждый из которых может и хочет поделиться своими мыслями, способен выслушать партнера, принять его точку зрения или доброжелательно и аргументировано возразить.
Условие четвертое. Необходимо поддерживать познавательный интерес и активность ребенка. Учеными подмечено, что в словаре пяти - шестилетнего ребенка наиболее употребляемое слово – «почему». С этого начинается открытие мира. Размышляя над увиденным, ребенок стремится объяснить его, используя свой жизненный опыт. Иногда логика в детских рассуждениях наивна, но она позволяет увидеть, что ребенок пытается связать разрозненные факты и осмыслить их.
Условие пятое. Важно научиться распознавать возникающий формализм в математических понятиях дошкольников и преодолевать его. Порой взрослые поражаются, как быстро ребенок усваивает некоторые довольно сложные математические представления: легко узнает трехзначный номер автобуса, двузначный номер квартиры, ориентируется в «нулях» на денежных купюрах, умеет отвлеченно считать, называя числительные до ста, тысячи, миллиона. Это само по себе хорошо, но не является абсолютным показателем математического развития и не гарантирует школьные успехи в будущем. Вместе с тем у ребенка может вызвать затруднение простой вопрос, где надо не просто воспроизвести знания, а применить их в новой ситуации.
Условие шестое. При обучении математике необходимо использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности и методические приемы, обогащать игровое общение, разнообразить повседневную жизнь, обеспечить партнерскую деятельность, стимулировать самостоятельность.
При этом важна активность самого дошкольника – обследовательская, предметно-манипулятивная, поисковая. Собственные действия ребенка нельзя заменить рассматриванием иллюстраций в учебниках математики или рассказом воспитателя. Педагог умело направляет процесс познания, подводит ребенка к значимому для него результату. Использование современных педагогических технологий позволяет расширять представления детей, переносить знания и способы деятельности в новые условия, определять возможность их применения, актуализировать знания, развивать упорство и любознательность.
Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом (А.Франс).
Содержание элементарных математических представлений, которое усваивают дети дошкольного возраста, вытекает из самой науки, ее первоначальных, основополагающих понятий, составляющих математическую действительность. Каждое направление наполняется конкретным, доступным для детей содержанием и позволяет формировать представления о свойствах (величине, форме, количестве) предметов окружающего мира; упорядочивать представления об отношении объектов по отдельным параметрам (характеристикам): форме, величине, количеству, пространственному расположению, временной зависимости.
На основе развернутых практических действий с предметами, наглядным материалом и условными символами происходит развитие мышления и элементов поисковой деятельности.
Ключом педагогической технологии при реализации нашей программы является организация целенаправленной интеллектуально-познавательной деятельности. Она включает латентное, реальное и опосредованное обучение, которое осуществляется в дошкольном образовательном учреждении и в семье.
Латентное (скрытое) обучение обеспечивает накопление чувственного и информационного опыта. Перечислим факторы, способствующие этому.
✓ Обогащенная предметная среда.
✓ Специально продуманная и мотивированная самостоятельная деятельность (бытовая, трудовая, конструктивная, учебная нематематическая).
✓ Продуктивная деятельность.
✓ Познавательное общение со взрослыми, обсуждение вопросов, появляющихся у ребенка.
✓ Коллекционирование примечательных фактов, наблюдение в различных сферах науки и культуры за развитием идей, интересующих и доступных сегодняшнему пониманию дошкольника.
✓ Чтение специальной литературы, популяризирующей достижения человеческой мысли в области математики и смежных наук.
✓ Экспериментирование, наблюдение и обсуждение с ребенком процесса и результатов познавательной деятельности.
Реальное (прямое) обучение происходит как специально организованная взрослым познавательная деятельность всей группы или подгруппы детей, направленная на усвоение основных понятий, установление взаимосвязи между условиями, процессом и результатом. Эвристические методы помогают ребенку устанавливать зависимости между отдельными фактами, самостоятельно «открывать» закономерности. Проблемно-поисковые ситуации обогащают опыт применения разных способов при решении познавательных задач, позволяют комбинировать приемы и применять их в нестандартных ситуациях.
Опосредованное обучение предполагает включение широко организованной педагогики сотрудничества, дидактических и деловых игр, совместного выполнения заданий, взаимоконтроля, взаимообучения в созданной игротеке для детей и родителей, использование различных видов праздников и досугов. При этом легко достигается индивидуальная дозировка в выборе содержания и повторяемости дидактических воздействий. Опосредованное обучение предполагает обогащение родительского опыта по использованию гуманных и педагогически эффективных методов познавательного развития дошкольников.
Сочетание латентного, реального и опосредованного обучения обеспечивает интеграцию всех видов детской деятельности. Именно комплексность в подходе к образованию дошкольников позволяет полноценно использовать сензитивный период.
В математическом развитии дошкольников широко используется важное средство обучения – игра. Однако эффективным оно становится в том случае, если применяется «в нужном месте, в нужное время и в необходимых дозах». Игра, формализованная, жестко регламентированная взрослым, затянутая во времени, лишенная эмоционального накала, может принести больше вреда, чем пользы, так как гасит интерес ребенка и к играм, и к обучению.
Замена игры однообразными упражнениями при обучении математике нередко встречается в домашнем и общественном воспитании. Детей подолгу заставляют упражняться в счете, выполнять однотипные задания, предполагают однообразный наглядный материал, используют примитивное содержание, занижающее интеллектуальные возможности детей. Взрослые, руководя игрой, сердятся, если ребенок дает неверный ответ, рассеян, проявляет откровенную скуку. У детей появляется отрицательное отношение к подобным играм. На самом деле достаточно сложные вещи можно преподнести ребенку в такой увлекательной форме, что он будет просить позаниматься с ним еще.
В нашей программе предлагаем множество математических игр. С их помощью уточняются и закрепляются представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, временные и пространственные отношения. Игры способствуют развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи. Они видоизменяются по мере усложнения усвоенного дошкольниками программного содержания, а использование наглядного материала позволяет не только разнообразить игру, но и сделать ее привлекательной для детей.
Овладение правилами игры происходит постепенно. Совершенствуются способы их использования. Первоначальное знакомство детей с новой игрой происходит в соответствии с «законами» дидактики. Разъясняются правила, раскрывается игровая задача, определяются игровые роли, обсуждается игровой результат.
Когда правила усвоены, детям предлагается игра в парах. При этом возникает больше возможностей для взаимообучения, которое становится естественным и непринужденным. Ребенок может выполнять роль ведущего. Тогда он устанавливает и объясняет правила, контролирует их выполнение, оценивает правильный ответ. В соответствии с принятой договоренностью дети меняются ролями: тот, кто был ведущим, становится игроком. Теперь он стремится быстро и верно выполнить задание, отсчитать, соотнести, отыскать ошибку. И та и другая роль весьма полезна для дошкольников.
Многократное, причем активное, участие дошкольников в игре обеспечивается организацией игрового общения. Становится традиционным использование на занятиях игр в парах или мини-группах. Каждый ребенок здесь работает, ему необходимо достойно исполнить свою роль, чтобы получить одобрение партнера. Известно, что дошкольники более строгие ценители достижений и критики недостатков своих товарищей, чем взрослые.
Замечательно в игровой паре то, что так называемая учебная плотность становится высокой, что, безусловно, оправдывает затраченное время. В такой игре каждый участник активен, так как один придумывает оригинальное задание и стремится сформулировать его понятно для партнера. Другой играющий, которому адресовано задание, вынужден внимательно вслушиваться, понять условие, потому что ему самому придется находить решение, так как негде подсмотреть, что нередко делают дети уже в дошкольном возрасте.
Приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать математические представления, интеллектуально развивать дошкольника помогает «Математическая игротека», которая хорошо зарекомендовала себя в практике работы. Один раз в неделю в вечернее время проводится «День открытых дверей в игротеке», на который приглашаются два-три родителя. Им предоставляется возможность принять участие в играх в роли равноправного партнера, познакомиться с достижениями детей, увидеть особенности учебно-игрового общения с дошкольниками.
Обновление «Математической игротеки» происходит благодаря установленной традиции – «игра в гости к нам»: каждый четверг, в день, когда проводится игротека, кто-то из детей приносит из дома свою любимую настольную игру и помещает ее в игротеку, знакомит с ней товарищей. Целую неделю игра «гостит» в группе, и все желающие могут в свободное время поиграть в нее, после чего она возвращается владельцу. Так каждому воспитаннику предоставляется возможность «презентации» своей любимой игры, что вызывает эмоционально значимые переживания у дошкольников, а в результате дети группы в течение учебного года имеют возможность значительно расширить свой игровой опыт. Целесообразно, чтобы ребята приносили игры по очереди, тогда каждую неделю будут появляться одна-две новые игры. Сменяемость игр разнообразит «Математическую игротеку», и постоянно поддерживается интерес детей к ней.
Особое место отводится проведению математических праздников. Они рассматриваются как один их эффективных путей опосредованного обучения дошкольников. Праздник строится на игровых видах познавательной деятельности и использовании информационно - развлекательного содержания. Главное здесь – совместная неформальная деятельность детей и взрослых.
Радостное переживание поднимают жизненный тонус ребенка, создают бодрое настроение. Коллективное участие детей в решении познавательных задач, в играх и танцах раскрепощает ребенка. Возможность проявить находчивость, сообразительность и смекалку, умение работать в одной команде, выполняющей общее дело, внесение своей доли усилий, осознание собственных успехов придают ценность тому, чем дети овладели на занятиях, с чем познакомились в математических играх и беседах. Гордость за свои достижения и ощущение удачи на празднике поддерживают хороший эмоциональный фон, необходимый в любой интеллектуальной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказка, как эффективная форма работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников
Сказка является мудрым учителем, который общается с детьми на их языке – сказочном языке. Любая, даже самая сложная вещь, если она будет давать объяснение этим языком, становится близкой и понят...
Сказка, как эффективная форма работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников
Сказка является мудрым учителем, который общается с детьми на их языке – сказочном языке. Любая, даже самая сложная вещь, если она будет давать объяснение этим языком, становится близкой и понят...
Сказка, как эффективная форма работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников
Сказка является мудрым учителем, который общается с детьми на их языке – сказочном языке. Любая, даже самая сложная вещь, если она будет давать объяснение этим языком, становится близкой и понят...
Сказка, как эффективная форма работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников
Сказка, как эффективная форма работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольниковПодготовила: воспитатель Поколюхина Юлия Олеговна Сказка является мудрым учителем, кот...
Сказка, как эффективная форма работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников
Сказка, как эффективная форма работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольниковПодготовила: воспитатель Марченко Тамара Макаровна Сказка является мудрым учителем, ко...
Сказка, как эффективная форма работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников
Сказка является мудрым учителем, который общается с детьми на их языке – сказочном языке. Любая, даже самая сложная вещь, если она будет давать объяснение этим языком, становится близкой и понят...
Сказка, как эффективная форма работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников
Сказка является мудрым учителем, который общается с детьми на их языке – сказочном языке. Любая, даже самая сложная вещь, если она будет давать объяснение этим языком, становится близкой и понят...