Дополнительная общеразвивающая программа "Здравствуй, музей!"
рабочая программа (старшая, подготовительная группа) по теме

Татьяна Борисовна Михайлова

Данная программа имеет художественно- эстетическую направленность и разработана в соответствии с авторской экспериментальной музейно-педагогической программой «Здравствуй, музей!» под редакцией В.В.Виниченко, Т.А. Зубарова, Б.А.Столярова.

 Программа направлена на изучение основ историко-культурных традиций, приобщение к истокам народно-прикладного искусства нашей страны и является средством нравственного, эстетического и патриотического воспитания детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Пояснительная записка

    Данная программа имеет художественно- эстетическую направленность направленность и разработана в соответствии с авторской экспериментальной музейно-педагогической программой «Здравствуй, музей!» , В.В.Виниченко, Т.А. Зубарова, Б.А.Столяров.

Программа направлена на изучение основ историко-культурных традиций, приобщение к истокам народно-прикладного искусства нашей страны, имеет глубокий смыл и является средством нравственного, эстетического и патриотического воспитания детей.

Новизна. Музей является эффективным средством гражданского и патриотического воспитания при условии использования развивающих технологий музейной педагогики. Разработка понятия музейная педагогика тесно связана с именами А. Лихтварка, А.А. Бакунинского, современных  музееведов Б.А. Столярова, Е.Г. Вансловой и др. Музейная педагогика- это научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, предметом которой являются культурно-образовательные системы музейной коммуникации. При таком подходе объект музейной педагогики- это все виды контактов музея с аудиторией, самые различные способы обращения  к человеку как участнику процесса музейной коммуникации. Но проблема заключалась в том, что музейная педагогика ориентируется главным образом на детей дошкольного возраста. Поэтому цель нашей работы – адаптация деятельности музея для детей дошкольного возраста, поиск наиболее эффективных форм сотрудничества образовательного учреждения и музея, отбор адекватного возрастным возможностям и особенностям восприятия дошкольников содержания методических приемов работы.

Актуальность. Основание родной природы, рукотворной культуры, народных традиций, особенностей ближайшего окружения развивают в детях ту нравственную и эмоциональную отзывчивость, без которой невозможно становление человека-гражданина. Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Создавшаяся в обществе ситуация позволяет верить в успешность усилий образования по формированию гражданско-патриотической позиции у дошкольников. Мы понимаем гражданство, как принадлежность человека к постоянному населению государства, которая выражает осознание прав, их защиты государством и обязанностей по отношению к государству. Понятие «патриотизм» обозначает чувство принадлежности человека к Родине, отечеству, стране, к ее гражданам, любовь к отечеству, чувство гордости за него, преданность, стремление служить ее интересам. Современные исследования убеждают, что дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, его истории, родной природе, к соей Родине. Период дошкольного детства, по своим психологическим характеристикам, наиболее благоприятен для воспитания: маленького ребенка отличает бесконечное доверие к взрослому, искренность чувств, эмоциональная отзывчивость, высокая подражательность. А это и есть начало нравственной позиции, которая рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к близким людям. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит малыш, чему он изумляется, что вызывает отклик в его душе. Поэтому так важно сформировать у него определенные отношения к людям, населяющим город, край, страну, к моральным ценностям, традициям, обычаям, культуре своей малой родины.

Педагогическая целесообразность. Привлечение детей старшего дошкольного возраста в музеи целесообразно. Ведь при этом решаются важнейшие задачи по формированию познавательной мотивации, нравственных понятий, культуры поведения, эстетического вкуса. Чтобы воспитать дошкольников с твёрдыми нравственными устоями, активной познавательной и гражданской позицией, им необходимо непосредственно соприкасаться с прошлым. Поэтому важно строить образовательный процесс, ориентированный на взаимодействие детского сада и музея с целью формирования психологической и нравственной готовности детей не только жить в быстро изменяющемся мире, но и активно участвовать во всех преобразованиях. Музей очень много обязан ребёнку. Это информационно-коммуникативная система, в которой ребёнок не просто получает знания, а учится быть человеком. Музей стремится вызвать уважение к памятникам истории и культуры, труда человека, их создавшего, способствует осознанию их общественного значения, эстетической ценности, необходимости сохранения будущих поколений.

Цель программы:

Создание условий для формирования художественно-эстетического восприятия воспитанников.

Задачи программы:

  1. Приобщать воспитанников к истокам изобразительного, декоративно-прикладного искусства, культуре родного края, страны.
  2. Создавать условия для формирования художественно-творческой активности воспитанников.

Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной дополнительной общеразвивающей  программы: 5-7 лет.

Сроки реализации дополнительной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы) - 1 год

Формы и режимы занятий: групповые занятия проводятся два раза в неделю по одному часу, с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста, продолжительность занятий составляет не более 30 минут. Объем программы- 68 часа. Наполняемость группы- 12 человек.

Формы учебных занятий:

- типовые занятия  (сочетающие в себе рассказ, объяснение, дидактические игры и упражнения, рассматривание картин, иллюстраций, игрушек и др.);

-самостоятельное изготовление игрушек, поделки, то есть  практическая деятельность;

-коллективная работа (практическая деятельность);

-экскурсии.

Ожидаемые результаты освоения программы их способы проверки

Должны знать

Должны уметь

1

Характерные особенности живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства.

Изображать отдельные предметы, образы, составлять композиции.

2

Название инструментов и приспособлений

Пользоваться инструментами (ножницы, стеки) в соответствии с правилами техники безопасности. Использовать в работе специальные приспособления (подкладная доска, гончарный круг).

3

Материалы, с которыми работали в течение года; их свойства, качества.

Изготавливать сувениры, вазы, подарочные коробки из бумаги, картона, пластиковых бутылок и банок, из природного материала. Лепить из соленого теста, пластилина несложные фигурки животных, раскрашивать их акварельными и гуашевыми красками.

Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:

  • вводный, проводится для выявления и закрепления знаний, умений и навыков перед началом работы; по пройденным темам;
  • текущий, проводится в ходе учебного занятия и закрепляет знания по данной теме;
  • итоговый, проводится после завершения всей учебной программы.

Контроль осуществляется в следующих формах: участие в выставках, ярмарках.

Диагностика полученных представлений об изобразительном искусстве и сформированности изобразительных умений и навыков у воспитанников

Критерии

Показатели

Инструментарий

1.Знает истоки изобразительного, декоративно-прикладного искусства, культуры родного края, страны.

2.Умеет применить свои знания на практике.

Виды и особенности изобразительного искусства

Упражнение  «Назови правильно» (набор иллюстраций с разными видами исксства).

Графические навыки, цветовое решение, составление композиции

Рисование «Мотивы национальной одежды народов севера»

Составление узоров (ритм, цветовое решение, композиция, изображение элементов)

Рисование «Хоровод матрешек»

Передача объемной формы, образность.

Лепка «Животные нашего края»

Шкала оценки:

2 балла – знает истоки изобразительного, декоративно- прикладного искусства, культуры родного края, страны;

        - умеет применить свои знания на практике.

1 балл – частично, требуется помощь взрослого или сверстника;

0 баллов – не знает, затрудняется в выполнении задания, выполняет в сопровождении воспитателя.

Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы: выставки, конкурсы, акции.

  • объяснительно-иллюстративный: рассматривание альбомов, журналов, посещение выставок.
  • репродуктивный: изготовление поделок, составление композиций;
  • деятельностный: продуктивная деятельность (лепка, рисование, аппликация), игры, упражнения;
  • исследовательский (обследование предмета, материала).

Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:

  • вводный, проводится для выявления и закрепления знаний, умений и навыков перед началом работы; по пройденным темам;
  • текущий, проводится в ходе учебного занятия и закрепляет знания по данной теме;
  • итоговый, проводится после завершения всей учебной программы.

Контроль осуществляется в следующих формах: участие в выставках, ярмарках.

Учебно-тематический план

№ п.п.

Основные разделы

Количество часов

всего

теория

практ.

1

Введение «Что такое музей»

1

1

-

2

Жанры живописи

2

2

-

Историческая картина (живопись)

8

4

4

Портрет

4

1

3

Пейзаж

8

2

6

Натюрморт

4

1

3

Бытовой жанр

3

1

2

3

Древнерусская живопись

4

2

2

4

Графика

7

2

5

Книжная графика

5

Скульптура

4

1

3

6

Архитектура

8

4

4

7

Народное декоративно-прикладное искусство

13

2

11

Гжель

Филимоновская игрушка

Городецкая роспись

Жостовсая роспись

8

Итоговое занятие

2

2

Итого

68

23

45

Содержание изучаемого курса программы:

1.Введение. Понятие о музее. Хранение сокровищ, книг, картин, драгоценностей. Понятие о видах искусства.

2. Жанры живописи. Понятие о жанрах живописи. (Живопись-писание живого). Содержание и образные средства изобразительного искусства.

Пейзаж. (Пейзаж- страна, местность франц.). Составление рассказов по картинам, с помощью схем, моделей, таблиц, значков, символов. Прогулки по осеннему городу. Игра- упражнение «Какие краски любит осень?!». Рисование: «Красивое дерево», «Грустная ива», «Тонкая березка». Рисуем  «Осенний пейзаж», «Осенняя мозаика». Рисуем «Кто живёт в зимнем лесу?», «Лесная тропинка». Рисуем «Яблоня в цвету», «Д.Брюллов, В.И.Суриков, И.Е.Репин.

Натюрморт (натюрморт- «мёртвая природа» франц.)

Просмотр слайдов «Что такое натюрморт?». Составление рассказов с помощью схем, моделей, таблиц. Составление натюрморта.

Лепка «Фрукты на блюде»

Рисование «Натюрморт», «Дары леса», «Натюрморт у окна». Игры- упражнения: «Осенний натюрморт», «Музыкальный натюрморт».

Понятие о портрете.

Портрет-изображать (франц.),(один человек или группа людей).

Просмотр слайдов «Птицы. Портреты и фантазии».

Понятие портрета на примере детских портретов. О.Кипренский: «Девочка в маковом венке», «Неаполитанская девочка с плодами», А.Г.Венецианов «Захарка». Игры- упражнения: «Веселые человечки», «Лица друзей».

Составление рассказа по картине, с помощью схем, моделей, вопросов.

Рисование: «Любимая кукла», «Портрет мамы»

«Мой друг», «Автопортрет».

Понятии об историческом жанре (библейские, мифологические и исторические сюжеты картины)

В.М.Васнецов: «Богатыри», «Аленушка», «Кащей Бессмертный», «Иван царевич на сером волке».

Просмотр мультфильмов о храбром Персее Просмотр мультфильмов о храбром Геракле

Просмотр мультфильмов о храбром Прометее

Понятие об истории государства Российского А.П.Лосенко: «Владимир и Рогнеда», «Чудесный улов рыбы», «Зевс и Фетида», И.Е.Репин «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»

Игра: какой костюм какому герою можно отнести

Рисование: «Узнай характер моего любимого героя» «Вспомни интересный эпизод и нарисуй», «Составь сюжет о Геракле»

Понятие о бытовом жанре. Рассматривание образцов произведений искусства Беседы о полезных и нужных вещах, о материалах из которых они сделаны Рассказы о мире вещей, бытия.

 

3.Древнерусская живопись.

Понятие о древнерусской живописи.

Знакомство с Библейской историей, Библией. Рассказы о библейских праздниках и событиях связанных с ними: праздник Рождества Христова, Крещение, Благовещение, Воскресение Христово (пасха), Святая троица Экскурсия в храм Святого духа.

Понятие о сюжетных иконах:

«Рождество Богородицы», «Собор двенадцати апостолов», «Борис и Глеб», «Чудо Георгия о змие», «Апостол Петр». Понятие: русские святые.

4.Графика.

Понятие о графике.

Линия как основное выразительное средством графического произведения (штрих, контурная линия). Просмотр слайдов Б.Г.Мигаля «Линия и форма в природе и искусства».

Понятие о графике.

Линия, как основное выразительное средством графического произведения (штрих, контурная линия). Просмотр слайдов Б.Г.Мигаля «Линия и форма в природе и искусства».

Цвет в графике (какая разница живописью и цветной графикой).

И.И.Шишкин «В лесу», З.С.Серебрякова «Автопортрет»

Понятия о прикладной графике.

Понятие о станковой графике.

Открытки, марки, плакаты, афиши с использованием графики.

Аппликация «Новогодний сапожок» Рисование «Нарядные пакеты», «Красочные этикетки», «Расписные салфетки».

Понятие о книжной графике.

Иллюстрации В.М. Конашевича, И.Я.Билибина, А.Н.Бенуа «Азбука в картинках».

Чтение книг, иллюстрированных этими авторами.

Сравнение техник этих художников Рисование иллюстраций к любимым литературным произведениям.

5.Понятие о скульпторе.

Виды скульптуры: станковая, монументальная, садово-парковая.

Просмотр слайдов.

Малые формы скульптуры. Просмотр слайдов. Игра «Зоопарк»

Лепка: «Веселые медвежата», «Маленький слоник».

Экскурсия в художественную галерею «Метаморфоза» на выставку восковых скульптур.

6.Архитектура.

Понятие об архитектуре.

Просмотр слайдов: А.М.Опекушин. Памятник Екатерине, Б.К.Растрели конная статуя Петра1 Архитектурные ансамбли Санкт-Петербурга (слайды, журналы).

Архитектурные памятники.

Монументальная архитектура.

Знакомство с именами зодчих, строивших г. Санкт-Петербург:

Тома де Томон, О.Монферран, А.Захаров Архитектура городов Москвы, Вологды, Храм Христа Спасителя, Московский Кремль

Знакомство с историей нашего города (рассказ, просмотр слайдов)

Экскурсии по городу, экскурсии в новую библиотеку

Просмотр слайдов о нашем городе. Знакомство с символикой нашего города (герб, гимн).

Рисование на тему: «Мой город», «Зимний город», «Мой любимый детский сад».

Игра занятия: «Узнай и назови».

7.Народное декоративно-прикладное искусство.

Понятие о народном, декоративно-прикладном искусстве. Просмотр слайдов.

Знакомство с историей промыслов и их отличительными особенностями.

Просмотр слайдов Знакомство с промыслами Гжели (беседа, образцы, зарисовки)

Знакомство с промыслами Палеха (беседа, образцы, зарисовки Лепка дымковской игрушки Декоративное рисование по дымковской игрушке

Украшение узорами дымковской игрушки Оформление предметов быта элементами росписи Хохломы

Оформление предметов быта элементами росписи Гжели Оформление предметов элементами росписи Городца

Посещение городского музея Экскурсия в галерею «Метаморфоза» на выставку «Народные мастера» Экскурсия в галерею «Метаморфоза» на выставку «Народные мастера».

8.Итоговое занятие.

Подготовка и проведение выставки «Ребенок  и искусство»

Методическое обеспечение

Формы занятий, планируемых по каждой теме или разделу дополнительной общеразвивающей программы:

Беседа, экскурсия, прогулка, игра, творческая мастерская, выставки, конкурсы, презентации, ярмарки.

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса:

  • работа со схемами, моделями, таблицами, значками, символами;
  • рассматривание картин, икон, плакатов, открыток, марок;
  • рассказы, беседы, чтение книг, использование художественного слова, знакомство с библией;
  • наблюдение, вопросы;
  • просмотр видео и слайдовых претензий;
  • рисование, декоративное рисование, лепка, аппликация, сравнение техник;

Дидактический материал, техническое оснащение занятий:

  • репродукции картин русских художников, иллюстрации картин, набор открыток;
  • энциклопедии, книги, журналы;
  • типы орнаментов;
  • методические альбомы (шаблоны деталей, образцы узоров и рисунков);
  • телевизор, видеомагнитофон, аудио-магнитофон, фотоаппарат, мульти медиа

Материалы и инструменты: ножницы, стеки, цветные карандаши, акварельные краски, гуашь, альбомы, цветная бумага, цветной картон, игровое тесто, пластилин, стеки, бросовый материал, клей ПВА, клей-карандаш, фломастеры.

Формы подведения итогов по каждой теме или разделу дополнительной общеразвивающей программы: викторины, выставки, презентации, конкурсы, ярмарки.


Список использованной литературы.

  1. О.А.Соломенкова. Программа «Радость творчества». Ознакомление детей 5-7 лет с народным и декоративно-прикладным искусством.
  2. О.А.Скоролупова. Знакомства детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. –Москва 2009 г. ООО «Издательство Скрипторий».
  3. О.Князева. М.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – Спб.: Акцидент, 1997г.
  4. Т.С.Комарова. Народное искусство в воспитании детей. Книга для педагогов дошкольных учереждений. – М.: Российское педагогическое общество, 1997 г.
  5. Книжка-раскраска. Серия Русское народное творчество (Филимоновская игрушка, Хохлома, Палех)- Издательство «Литур».
  6. С.Вохринцева. Книжка-раскраска. Городецкая роспись. Издательство «Страна фантазий».
  7. Л.В.Орлова. Хохломская роспись. Рабочая тетрадь.- Москва «Мозаика Синтез».
  8. Ю.Г.Дорожин. Городецкая роспись. Рабочая тетрадь.- Москва «Мозаика Синтез».
  9. Русский праздничный народный костюм. Ред.- сост. Дорофеев Ю.Г.- М. «Мозаика Синтез», 2001 г.
  10. В.М. Логинов, Скальский Ю.П. Эта звонкая сказка – Гжель. – Москва. «Сварог», 1994 г.
  11. Город мастеров. Узоры Полхов – Майдана. Знакомство с промыслами, ремеслами. Худ. Т.Носова – М. «Мозаика Синтез», 2000 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

Дополнительная общеобразовательная - Дополнительная общеразвивающая программа "Школа будущего первоклассника"

Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введе...

Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования «Почемучка» группы общеразвивающей направленности (дети 3-5 лет)

     Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логическ...

Дополнительная общеразвивающая программа социально-коммуникативной направленности по развитию основ безопасной жизнедеятельности "Верные друзья-правила ПДД" группы общеразвивающей направленности детей от 6 до 7 лет

Проводится один раз в неделю, продолжительность 30 минут, в месяц 4 занятий, итого 34 занятий. Программа описывает курс по ознакомлению детей дошкольного возраста 6 - 7 лет с правилами дорожного движе...

Дополнительная общеразвивающая программа по ФЭМП: "Путешествие по временам года" группы общеразвивающей направленности детей от 5 до 6 лет

Формирование элементарных математических представлений(фэмп) - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника....

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетического направления "Волшебный мир аппликации" группы общеразвивающей направленности детей от 3 до 4 лет.

Развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых. Расширение программы по изобразительной деятельнос...