Рабочая программа учителя - логопеда на 2016 -2017 год
рабочая программа (старшая группа) на тему

Романова Ксения Александровна

Рабочая программа коррекционно - развивающей деятельности в соответствии с ФГОС ДО в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР 5 -6  лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №23 «Улыбка»

г. Феодосия

 Республика Крым

«УТВЕРЖДАЮ»

Заведующий МБДОУ «Детский сад №23 «Улыбка»  

_____________________________ Кобыльцова О.П

«____»___________

Принято на заседании педагогического совета  

                                                                                                                                 

                   «_____» ____________

Протокол № _______«       » 2016 г.    

                                             

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 В СООТВЕТСВИИ С  ФГОС ДО В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР

5 - 6 лет

Учителя-логопеда

Романовой Ксении Александровны

На 2016 – 2017 год

г. Феодосия

Содержание:

  1. Пояснительная записка………………………………………3-4
  2. Основные  направления  логопедической  работы  с  детьми с задержкой психического развития  (ЗПР).

  1. Основные  задачи  коррекционного  обучения  детей

с  ОНР………………………………………………………

  1. Задачи и содержание коррекционно-развивающей работы 4 -6
  2. Оформление деловой документации……………………… 8
  3. Организационная и коррекционная работа……………… 9
  4. Работа с родителями ……………………………………….10 -11
  5. Сотрудничество со специалистами ……………………….12
  6. Повышение профессиональной компетентности……….. 13
  7. Индивидуальная логопедическая работа…………………14 -15
  8. План – программа коррекционно – развивающей работы
  9. Развитие речевого (фонематического) восприятия и подготовка к обучению грамоте………………………………………….16 -23
  10. Дыхательная  гимнастика  ………………..………………. 24 -29
  11. Пальчиковые игры………………………………………     30 -32
  12. Игры по формированию правильной голосоподачи и плавности речи…………………………………………………………33 - 34
  13. Использование моделей звуков……………………………………. 40 - 41
  14.  Список детей……………………………………………………….   42

Литература………………………………………………………………43

  1. Пояснительная записка

Целью данной рабочей программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в коррекционной  группе для детей  с задержкой психического развития (ЗПР) в возрасте с 4 до 6 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов, работающих в группе, и родителей дошкольников. Комплексно-тематическое планирование работы учитывает особенности речевого и общего развития детей с тяжелой речевой патологией (общим недоразвитием речи). Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.

Одной из основных задач рабочей программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы образования.

Главная задача рабочей программы заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психофизического развития детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи).

В рабочей программе предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей с тяжелой речевой патологией, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социально-коммуникативное развитие.

Объем учебного материала в рабочей программе рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников.

Основной формой работы в соответствии с рабочей программой является игровая деятельность.

Все коррекционно-развивающие занятия в соответствии с рабочей программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.

В соответствии с рабочей программой коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.

Осуществляя педагогическую деятельность в соответствии с рабочей программой, педагоги под руководством учителя-логопеда решают следующие задачи:

  • охрана жизни, укрепление физического и психического здоровья воспитанников, формирование основ двигательной и гигиенической культуры;
  • осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и психическом развитии воспитанников;
  • создание атмосферы эмоционального комфорта, условий для самовыражения и саморазвития;
  • обеспечение познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития детей;
  • воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  • взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений с целью обеспечения полноценного развития воспитанников;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения;
  • развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;
  • пробуждение творческой активности детей, стимулирование воображения, желания включаться в творческую деятельность.

В основу приоритетов деятельности группы положены следующие факторы:

  • учет государственной политики;
  • особенности контингента детей и кадрового состава группы;
  • учет запроса родителей;
  • особенности региона.

Группу посещают дети пятого - шестого года жизни с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи I,  II и III уровней речевого развития).

У дошкольников  с первым уровнем речевого развития при ОНР фраза отсутствует, ребёнок пользуется жестами, мимикой, отдельными словами и звукокомплексами, звукоподражаниями. Понимание речи носит ситуативный характер; отсутствует понимание значений грамматических изменений слов, значений предлогов.

Словарный запас резко отстаёт от нормы; предметный, обиходный словарь; глагольный почти отсутствует; характерны лексически замены.

Грамматический строй речи не сформирован. Звукопроизношение и слоговая структура грубо нарушены.

Фонематические процессы не развиты.

У дошкольников со вторым уровнем речевого развития при ОНР активный словарный запас составляет обиходная предметная и глагольная лексика. Пассивный словарный запас тоже снижен и не соответствует возрастной норме. Понимание обращенной речи затруднено. В самостоятельных высказываниях у детей есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков).

У дошкольников с третьим уровнем речевого развития при ОНР в активной речи представлены простые распространенные предложения. Речь характеризуется элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. В активном словаре представлены все части речи, кроме причастий и деепричастий. Появляются первые навыки словообразования. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Понимание речи приближается к норме.

Режим работы группы — пятидневный с 7.00 до 17.20 , выходные дни — суббота, воскресенье.

Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета, группового помещения и участка обеспечивает полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям и полностью соответствует требованиям Примерной адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) (автор Нищева Н.В.).

Группа воспитанников седьмого  года жизни с ЗПР имеет возможность посещать в соответствии с учебным планом кабинеты учителя-логопеда, медицинский кабинеты, процедурный кабинет, музыкальный зал, физкультурный зал.

  В обязанности учителя-логопеда входят всестороннее изучение речевой деятельности детей, проведение индивидуальных и групповых занятий с детьми, которые имеют задержку психического развития, осложнённую нарушениями звукопроизношения, фонетико- фонематическим недоразвитием, общим недоразвитием речи, недоразвитием речи системного характера; оказание методической помощи воспитателям по преодолению нерезко выраженных нарушений речи у детей.

               Изучение речевой деятельности ведётся систематически: в сентябре, когда ребёнок поступает в группу для детей с задержкой психического развития, в январе (промежуточное изучение) и в мае с целью изучения качественных изменений в развитии речи. Во время диагностики используется методика обследования речи дошкольников с задержкой психического развития, разработанная Коненковой И.Д., (рукопись которой была рецензирована профессором Левченко И.Ю. и профессором    Чиркиной Г.В.) учитывающая специфику познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы этих детей. Выполнение заданий оценивается в бальной системе, по результатам логопедического обследования даются развёрнутые заключениия

 В качестве наглядно – дидактического обеспечения используются:

  1. Методический комплект Н. В. Нищевой.
  2. Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР/ А.М. Быховская; Н.А.Казова.
  3. С.Ю Кондратьева; И.Н Лебедева «Карта развития дошкольника с ЗПР» Санкт - Петербург

 Индивидуальная работа по коррекции звукопроизношения детей начинается с середины сентября, после завершения обследования. Эта работа ведётся с использованием методики индивидуальной работы по коррекции дефектного звукопроизношения Коноваленко В.В и Коноваленко С.В., рецензированной кандидатом педагогических наук, зав. кафедрой развивающего обучения ИППК КЭЦРО Приходько Еленой Гавриловной и зам.зав. ПМПК  научно-методической работе Волковой Татьяной Николаевной.

Индивидуальная работа по формированию фразы и по развитию связной речи у детей ведётся с использованием методики Т.Н. Новиковой – Иванцовой.

 Опираясь в своей фронтальной работе на программу Шевченко С.Г. «Подготовка к школе детей с ЗПР» и методическое пособие  Н.В. Нищева «Занимаемся вместе» учитель-логопед стремится к соблюдению поставленных ею необходимых условий логопедической работы, и к достижению динамики в развитии дошкольников.  Занятия по развитию речевого(фонематического) восприятия и  подготовке к обучению грамоте в старшей группе  проводит учитель-логопед  согласно сетке занятий.

 Тесная взаимосвязь специалистов приводит к положительной динамике в развитии воспитанников дошкольного учреждения.

Также в свободное от занятий время логопед проводит с детьми дыхательную гимнастику, пальчиковые игры, игры по формированию правильной голосоподачи и плавности речи, логоритмические упражнения без музыкального сопровождения  и настольные игры, направленные на развитие и совершенствование речи старших дошкольников, а также игровые упражнения на основе фонетической ритмики. Все вышеперечисленные виды педагогической деятельности проводятся фронтально и относятся к профилактической работе.     Кроме того используются новейшие логопедические технологии:  музыкотерапия, массаж ладоней с помощью массажной расчёски, су-джока, колечек – пружинок, теннисных шариков и применение моделей артикуляции звуков.  

         

      В дошкольном учреждении созданы все необходимые условия для проведения логопедических занятий. В конце учебного года успехи детей в развитии звукопроизношения  заносятся в цветные диаграммы –  где отслеживается положительная динамика, что является показателем работы учителя-логопеда в детском саду.    

        Основной  базой рабочей программы являются:

  • Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы;
  • Программа  Шевченко С.Г. «Подготовка к школе детей с ЗПР»

  • Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО Автор — учитель-логопед высшей квалификационной категории, отличник народного образования Н. В. Нищева

  1. Основные  направления  логопедической  работы  с  детьми с задержкой психического развития  (ЗПР).

  1. Развивать  мыслительные  операции  анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

  1. Развивать  зрительное  восприятие, зрительную  память.

  1. Формирование  пространственных  представлений.

  1. Развивать  слуховое  восприятие, внимание, память.

  1. Коррекция  нарушений  звукопроизношения, искажений  звуковой  структуры  слова.

  1. Развитие  лексики  (обогащение  словаря, уточнение  значения  слова, формирование  лексической  системности  структуры  значения  слова, закрепление  связей  между  словами).

  1. Формирование  морфологической  и  синтаксической  системы  языка.

  1. Развитие  фонематического  анализа, синтеза.

  1. Формирование  анализа  структуры  предложений.

  1. Развитие  коммуникативно-речевых  умений.

  1. Основные  задачи  коррекционного  обучения  детей

с  ОНР

l уровень ОНР

1. Развитие  понимания  речи (пассивный  и  активный  словарь)

2. Работа  над  фразой.  

3. Формирование  звуковой  стороны   речи.

4. Развитие  внимания, памяти,   мышления.

5. Развитие  мелкой  моторики.

ll уровень ОНР

1.  Развивать  понимание  речи.

2.  Развитие  элементарных  форм  устной  речи (расширение  словарного            запаса).

3.  Овладение  правильным  произношением  и  различением  звуков,          формирование  ритмично- слоговой  структуры  слова.

4.  Формирование  фразовой  речи.

lll уровень  ОНР

  1. Практическое  усвоение  лексических  и  грамматических  средств  языка.

  1. Формирование  полноценной  звуковой  стороны  речи (воспитание  артикуляционных  навыков, правильного  звукопроизношения, слоговой  структуры  и  фонематического  восприятия).

  1. Подготовка  к  грамоте, овладение  элементами  грамоты.

  1. Дальнейшее  развитие  связной  речи.

  1. Задачи и содержание коррекционно-развивающей работы.

  1. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Развитие словаря

  • Работать над накоплением пассивного словарного запаса и активизацией в речи существительных, глаголов, прилагательных по всем изучаемым лексическим темам на основе ознакомления с окружающим, расширения представлений о предметах ближайшего окружения, явлениях общественной жизни и природы.

  • Учить понимать обобщающее значение слов и формировать обобщающие понятия.

  • Расширять словарь за счет активного усвоения и использования в экспрессивной речи личных местоименных форм, притяжательных местоимений, притяжательных прилагательных, определительных местоимений, наречий, количественных и порядковых числительных.
  • Сформировать понимание простых предлогов.

  • Сформировать понятие слово и умение оперировать им.

Формирование и совершенствование грамматического  строя речи

  • Учить различать и употреблять существительные мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе в именительном падеже.
  • Формировать умение понимать вопросы косвенных падежей и употреблять существительные мужского, женского и среднего рода в косвенных падежах сначала в беспредложных конструкциях, затем в предложных конструкциях с простыми предлогами.
  • Учить образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  • Формировать умение образовывать и использовать в речи глаголы в повелительном наклонении, инфинитиве, в настоящем и прошедшем времени в изъявительном наклонении.
  • Учить различать и употреблять противоположные по значению названия действий и признаков.
  • Обучать согласованию притяжательных местоимений и имен прилагательных с существительными мужского, женского и среднего рода.
  • Формировать умение согласовывать числительные с существительными мужского и женского рода.
  • Формировать умение составлять предложения из нескольких слов по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, дополнять предложения недостающими словами.
  • Обучать распространению простых предложений однородными подлежащими и сказуемыми.

Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза

Развитие просодической стороны речи

  • Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох.
  • Формировать навык мягкого голосоведения.
  • Воспитывать правильный умеренный темп речи (по подражанию логопеду).
  • Развивать ритмичность и интонационную выразительность речи, модуляцию голоса.

Коррекция произносительной стороны речи

  • Уточнить произношение гласных звуков и согласных раннего онтогенеза в свободной речевой деятельности.
  • Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп.
  • Сформировать правильные уклады свистящих и шипящих звуков, автоматизировать поставленные звуки в игровой и свободной речевой деятельности.

Работа над слоговой структурой слова

  • Формировать умение различать на слух длинные и короткие слова.
  • Формировать умение запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации; цепочки слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочки слогов со стечением согласных.
  • Научить правильно передавать ритмический рисунок двухсложных и трехсложных слов, состоящих из открытых слогов; односложных слов; двухсложных слов со стечением согласных с простым звуковым наполнением со зрительной опорой.
  • Сформировать понятие слог (часть слова) и умение оперировать этим понятием.

Совершенствование фонематических представлений, развития навыков звукового анализа и синтеза

  • Сформировать умение различать гласные и согласные звуки.
  • Научить выделять из ряда звуков гласные звуки.
  • Сформировать первоначальные навыки анализа и синтеза. Научить выполнять анализ и синтез слияний гласных звуков.
  • Научить выделять начальные ударные гласные [а], [у], [о], [и] из слов, различать слова с начальными ударными гласными.
  • Научить выделять согласные звуки [т], [п], [н], [м], [к] из ряда звуков, слогов, слов, из конца и начала слов;
  • дифференцировать звуки, отличающиеся по артикуляционным и акустическим признакам ([м]—[н], [п]—[т], [б]—[д], [к]—[т]) в ряду звуков, слогов, слов.
  •  Научить производить анализ и синтез сначала обратных, а потом и прямых слогов и слов из трех звуков (ам, он, пу, та, кот, уха).
  • Научить подбирать слова с заданным звуком.
  • Сформировать понятия звук, гласный звук, согласный звук и умение оперировать этими понятиями

Обучение элементам грамоты

  • Сформировать понятие буква и представление о том, чем звук отличается от буквы.
  • Познакомить с гласными буквами А, У, О, И и с согласными буквами Т, П, Н, М, К.
  • Сформировать навыки составления букв из палочек, выкладывания из шнурочка и мозаики, лепки из пластилина, «рисования» по тонкому слою манки и в воздухе. Научить узнавать пройденные буквы, изображенные с недостающими элементами; находить знакомые буквы в ряду правильно и зеркально изображенных букв.
  • Сформировать навыки составления и чтения слияний гласных, закрытых и открытых слогов и слов с пройденными буквами, осознанного чтения слов.

Развитие связной речи и речевого общения

  • Развивать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание.
  • Развивать реакцию на интонацию и мимику, соответствующую интонации.
  • Работать над соблюдением единства и адекватности речи, мимики, пантомимики, жестов — выразительных речевых средств в игре и ролевом поведении.
  • Формировать умение «оречевлять» игровую ситуацию.
  • Развивать умение поддерживать беседу, задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца.
  • Формировать умение повторять за взрослым описательный рассказ из 2—3 простых предложений, а затем составлять короткий описательный рассказ с помощью взрослого.
  • Формировать навыки пересказа. Обучать пересказу хорошо знакомых сказок или небольших текстов с помощью взрослого и со зрительной опорой.

  1. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Сенсорное развитие

  • Обогащать чувственный опыт за счет освоения разных способов обследования предметов. Совершенствовать все виды восприятия (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние).
  • Осуществлять освоение сенсорных эталонов (цвета, формы, размера) на основе развития образной категоризации.
  • Обеспечить успешное овладение рациональными приемами осязательного обследования предметов.
  • Развивать слуховое восприятие в упражнениях на узнавание и различение голосов природы, бытовых шумов, контрастного звучания нескольких игрушек или предметов-заместителей.
  • Развивать зрительное восприятие в упражнениях на узнавание и различение больших и маленьких предметов, предметов разных форм, предметов, окрашенных в разные цвета.
  • Осуществить переход от полимодального тактильно-кинестетически-зрительного к мономодальному зрительному восприятию.

Развитие психических функций

  • Развивать слуховое внимание при восприятии тихих и громких, высоких и низких звуков.
  • Развивать зрительное внимание и память в работе с парными и разрезными картинками, кубиками и пазлами.
  • Развивать мышление в упражнениях на группировку и классификацию предметов.

  1. Оформление деловой документации

Виды документации

Срок исполнения

Примечание

Рабочая программа учителя –логопеда

Август

Книга учёта детей с обозначением диагноза

Сентябрь

Карта речевого развития на каждого ребёнка

Сентябрь

Индивидуальная карта развития

В течение учебного года

Книга анализа результативности коррекционной работы с детьми

В течение учебного года

Выписки из протоколов ПМПК

Июнь

Книга взаимодействия воспитателей и учителя-логопеда группы

На протяжении учебного года

Картотека дидактических игр, методических рекомендаций

В течение учебного года

  1.  Организационная и коррекционная работа

Содержание

Срок исполнения

Примечание

Индивидуальные занятия

Ежедневно

10.00 – 12.00

Фронтальное занятие

Вторник

9.00 - 9.30

Подгрупповое занятие

Четверг

1ая подгруппа 9.00 -9.25

2ая подгруппа 9.35 – 10.00

Консультации для воспитателей

Последний четверг месяца

8.30 -9.00

12.00 -12.30

Консультации для родителей

Ежедневно

8.30 -9.00

12.00 -12.30

Проветривание помещения.

Ежедневно

Работа с документами

Ежедневно

Планирование, разработка и реализация индивидуальных и подгрупповых логопедических программ.

Учет посещаемости.

Заполнение книги взаимодействия с воспитателями группы

Приобретение учебной и методической литературы

В течение учебного года

Рамки Монтессори, «Домашние животные», счётный материал, пазлы по лексическим темам; Борисенко «Грамматика в  играх»

Изготовление картинного материала к фронтальным и индивидуальным занятиям

В течение учебного года

Изготовление дидактических игр для развития речи детей

В течение учебного года

«МОЙ, МОЯ МОЁ» игра га согласование местоимений и прилагательных с существительными в роде длядетей 4-6 лет с речевыми нарушениями 

Настольные логопедические игры –занятия для детей.

  1. Работа с родителями

Цель:привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка; создание условий для сознательного включения родителей в коррекционный процесс

Форма работы

Содержание работы

Срок исполнения

Примечание

Проведение родительских собраний

1.    Организационное

Тема: «Знакомство родителей с задачами и содержанием коррекционной работы»

2. Итоги работы за первое полугодие.

Тема: «Динамика речевого продвижения каждого ребенка»

3.Итоги всей коррекционной работы.

Тема: «Итоги коррекционной работы за год»

 Сентябрь

Январь

Май

Основные вопросы:

- необходимость специального направления обучения детей в условиях коррекционной группы.

- Анализ результатов обследования детей.

- Организация логопедической работы в течение учебного года.

- Информация о содержании логопедических занятий в период обучения.

Требования к речи детей. Роль каждой семьи в системе комплексного воздействия. Прогноз, конечного итога логопедической работы, сориентировать родителей в отношении дальнейшего обучения ребенка в коррекционной группе.

Анализ повторного обследования речи детей, рекомендации к их дальнейшему обучению.

Консультации для родителей

по интересующим их вопросам:

«Характеристика речи ребёнка   от 5 – 6  лет».

«Профилактика отклонений в развитии ребёнка».

«Обогащение словаря ребёнка в домашних условиях»

«Артикуляционная гимнастика»

На протяжении учебного года

Индивидуальные беседы

В течение учебного года

Наглядная агитация

Папка-передвижка «Артикуляционная гимнастика»

Папка-передвижка «Пальчиковая гимнастика»

Папка «Развитие речевого дыхания у детей с нарушением речи»

Папка «Развитие внимания, памяти, мышления»

Сентябрь

Декабрь

Март

Май

Тренинги

 «Проведение артикуляционной гимнастики в домашних условиях»

«Учим детей произносить свистящие звуки»

Подготовка детей  к произнесению шипящих звуков

Октябрь

Декабрь

Февраль

Апрель

Утренники

По учебному плану

Открытые логопедические занятия

Ноябрь

Февраль

Май

Анкетирование родителей

Сентябрь

  1. Сотрудничество со специалистами

Содержание

Срок исполнения

Примечание

- Познакомить специалистов с результатами обследования.

- Посетить музыкальное и физкультурное занятия

Цель:

  • Коррекция психических процессов у детей с ЗПР;
  • Речевая работа, обогащение, активизация словаря;
  • Выполнение рекомендаций логопеда.

Взаимосвязь с детским психиатром

Взаимосвязь с медицинскими работниками ДУЗ

Взаимосвязь с логопедом ГПНБ

Работа с педагогами

  • Индивидуальные консультации для педагогов по вопросам коррекции
  • Консультации:
  • Показатели  психического  развития детей  в  возрасте  5 - 6  лет
  • Характеристика  речи  детей  пятого  года  жизни.
  • Особенности  организации  деятельности  коррекционной  группы  для  детей  с  ЗПР.

  • Организация  жизни  и  деятельности  детей в  коррекционной  группе.
  • Технология  проведения  «коррекционного  часа».

  • ЗПР. Причины. Типы ЗПР. Формы проявления у детей
  • Особенности  работы  коррекционной  группы  для  детей  с  ЗПР
  • Эмоциональный  мир  ребёнка  с  ЗПР.
  • Игровая  деятельность  детей  с  ЗПР.

В течение учебного года

Каждую  среду

В течение учебного года

С первого сентября в течение всего года

Анализ результатов обследования, частичный анализ результатов психолого-педагогического и логопедическоговоздействия. (ПМПК)

Планирование коррекционной и образовательной работы с учетом результатов обследования

Наблюдение занятий, игр, режимных процессов в группе с их последующим анализом

Старшая  группа (5 -6  лет)

  1. Повышение профессиональной компетентности

Содержание

Срок исполнения

Примечание

  • Изучение новинок методической литературы
  • Изучение вопросов нормативно –правовых документов
  • Участие в работе педсоветов, семинаров в ДОУ №23
  • Прохождение курсов повышения квалификации
  • Аттестация на квалификационную категорию

  • Разработка новых методических пособий

Создание предметно-развивающей среды  в логопедическом кабинете/ группе

В течение учебного года

  1. Индивидуальный  план  коррекционной

            работы  с ребёнком  на  учебный  год

     Работа  по  коррекции звукопроизношения  начинается  с  середины  сентября, после  завершения  обследования.

     Проводится  ежедневно  до  1  июня, кроме  зимних  и  весенних  каникул. В  июне  вместо  индивидуальных  коррекционных  занятий  по  произношению  организуются  экскурсии, развлечения, игры.

     Вся  индивидуальная  коррекционная  работа  делится  условно  на  несколько  этапов.

  1. Подготовительный

  Задача – тщательная  и  всесторонняя  подготовка  ребёнка  к  длительной  и  кропотливой  коррекционной  работе, а  именно:

  • вызвать  интерес  к  логопедическим  занятиям, даже  потребность  в  них;
  • развития  слухового  внимания, памяти, фонематического  восприятия  в  играх  и  специальных  упражнениях;
  • формирование  и  развитие  артикуляционной  моторики до  уровня  минимальной  достаточности  для  постановки  звуков;
  • в  процессе  систематических  тренировок  овладение  комплексом  пальчиковой  гимнастики;
  • укрепление  физического здоровья (консультации  врачей – узких  специалистов, при  необходимости  медикаментозное  лечение, массаж).

        Качественная  подготовительная  работа  обеспечивает  успех  постановки  звуков  и  всей  коррекционной  работы. Поэтому  она  требует  максимального  внимания  логопеда  и  больших  затрат  времени.

2.Формирование  произносительных  умений  и  навыков

     Задачи:

  • устранение  дефектного звукопроизношения;
  • развитие  умений  и  навыков  дифференцировать  звуки, сходные  

        артикуляторно  и  акустически;

  • формирование  практических  умений  и  навыков  пользования  

               исправленной (фонетически  чистой, лексически  развитой,  

               грамматически  правильной)  речью.

Виды  коррекционной  работы  на  данном  этапе:  

1.Постановка  звуков  в  такой  последовательности:[1]

свистящие  С, З, Ц, C`,З`

             шипящий  Ш

Способ  постановки  смешанный.

       Подготовитьельные  упражнения (кроме  артикуляционной  гимнастики):

         для  свистящих: «Улыбка», «Заборчик»,  «Лопатка», «Желобок»,«Щёточка», «Футбол», «Фокус»;

         для  шипящих: «Трубочка», «Вкусное  варенье», «Чашечка», «Грибок», «Погреем  руки»;

         Работа  по  постановке  звуков  проводится  только  индивидуально.

  1. Автоматизация  каждого  исправленного  звука  в  слогах  по  мере  постановки  может  проводится  как  индивидуально, так  и  в  подгруппе:
  • С, З, Ш, Ж, С`, З`, Л`  автоматизируются  в  начале  в  прямых  слогах, затем  в  обратных  и  в  последнюю  очередь – в  слогах  со  стечением согласных[2];
  • Ц, Ч, Щ, Л – наоборот: сначала  в  обратных  слогах, затем  в  прямых  и  со  стечением  согласных;
  • Р, Р` можно  начинать  автоматизировать  с  проторного  аналога  и  параллельно  вырабатывать  вибрацию.

  1. Автоматизация  звуков  в  словах  проводится по следам  автоматизации  в  слогах, в  той  же  последовательности.

По мере  овладения  произношением  каждого  слога  он  немедленно  вводится  и  закрепляется  в  словах  с  данным  слогом.

  1. Автоматизация звуков в предложениях.

     Каждое  отработанное  в  произношении  слово  немедленно                                                           включается  в  отдельные  предложения, затем в  небольшие  рассказы,              подбираются  потешки, чистоговорки, стишки  с  данным  словом.

  1. Дифференциация звуков.

5.  Автоматизация  звуков  в  спонтанной  речи ( в  диалогической  речи          

      в  играх, развлечениях, режимных  моментах, экскурсиях, труде…)  

      проходит  совместно  с  воспитателями  и  дефектологами.

  1. Совершенствование  фонематического  восприятия  и  навыков  звукового  анализа  и синтеза  параллельно  с  коррекцией  звукопроизношения.
  2. Систематические  упражнения  на  развитие  внимания, памяти,  

мышления  на  отработанном  в  произношении  материале.

  1. Развитие  связной  выразительной  речи  на  базе  правильно  

произносимых  звуков.

Лексические  и  грамматические  упражнения;

нормализация  просодической  стороны  речи;

обучение  рассказыванию.

  1. План-программа коррекционно-развивающей работы

Первый период (сентябрь, октябрь, ноябрь)

I. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Развитие словаря

  1. Расширение пассивного словарного запаса и активизация в речи существительных, глаголов, прилагательных по всем изучаемым лексическим темам (осень, названия деревьев,овощи, фрукты, грибы и лесные ягоды, игрушки, одежда, обувь,мебель, посуда) на основе ознакомления с окружающим. Уточнение понимания и постепенное введение в активный словарь слов-названий предметов ближайшего окружения (мяч, машинка, кукла, кубики, мишка, платье, брюки, рубашка, кофта, шорты, тапки, туфли, ботинки, кроссовки, сапожки, шкаф, стол,стул, кровать, диван, чайник, кастрюля, тарелка, чашка, ложка), их частей (колесо, кузов, кабина, голова, лапа, живот, спина, ухо, нос, глаз, рот, рука, нога, воротник, карман, рукав,пуговица,  каблучок,  шнурок,  ножка,  спинка,  сиденье,  полка,дверца, носик, крышка, ручка), названий природных явлений(осень, дождь, туман, туча, ветер, дерево, трава, листья), названий действий (спать, есть, пить, играть, гулять, стоять,сидеть, лежать, идти, мыть, рисовать, смотреть, слушать,петь, танцевать, говорить, кричать, одеваться, раздеваться,умываться, причесываться, поливать, строить, катать, ехать,
    лететь, убирать, стирать, варить, опадать, дуть),
    признаковпредметов (большой, маленький, хороший, плохой, горячий, холодный,  вкусный,  сладкий,  кислый,  соленый,  красный,  синий,желтый, зеленый).
  2. Обучение пониманию обобщающего значения слов и формирование обобщающих понятий (осень, деревья, овощи,фрукты, грибы, ягоды, игрушки, одежда, обувь, мебель, посуда).
  3. Обучение правильному употреблению личных местоименных форм (я, мы, ты, вы, он, она, оно, они), притяжательных местоимений (мой, моя), притяжательных прилагательных(мамин,  папин), определительных местоимений (такой же,такие же), наречий (тут, там, здесь, вверху, внизу, впереди,
    сзади, далеко, близко, высоко, низко),
    количественных числительных (один, два, три, четыре, пять), порядковых числительных (первый, второй, третий, четвертый, пятый).
  4. Формирование понятия слово.

Формирование и совершенствование грамматического строя речи

  1. Обучение различению и употреблению существительных мужского, женского и среднего рода в единственном имножественном числе в именительном падеже (груша груши, слива — сливы, сапог — сапоги, стол — столы, яблоко
    яблоки).
  2. Обучение  пониманию  вопросов косвенных падежей(Кого? Что?Кого? Чего?Кому? Чему?) и употреблению существительных в винительном, родительном, дательном падежах без предлога (куклу, машинки, мишке).
  3. Обучение пониманию, а затем и употреблению в речипростых предлогов (в, на, у).
  4. Обучение образованию, а затем и употреблению в речиглаголов в повелительном наклонении (дай, мой, иди, сиди,неси, беги, пой, слушай, смотри), в инфинитиве(бросать, ловить, сидеть), в настоящем времени (иду, идет, идем).
  5. Формирование навыка согласования прилагательных ссуществительными мужского, женского и среднего рода в именительном падеже (красный мяч, красная груша, красное яблоко).
  6. Обучение согласованию притяжательных местоимений(мой, моя) с существительными мужского и женского рода(моя рубашка, мой шарф).

7.Обучение формированию простого двусловного предложения и умению согласовывать подлежащее со сказуемым(Мишка сидит. Дети сидят.).

Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа

Развитие просодической стороны речи

  1. Формирование правильного речевого дыхания и длительного ротового выдоха.
  2. Формирование навыка мягкого голосоведения при произнесении гласных и их слияний.
  3. Воспитание правильного умеренного темпа речи (поподражанию педагогу).
  4. Развитие ритмичности речи, модуляции голоса, интонационной выразительности речи в работе над звукоподражаниями, при рассказывании маленьких потешек, при выполнении подвижных упражнений с текстом.

Коррекция произносительной стороны речи

  1. Уточнение произношения гласных звуков и согласных раннего онтогенеза в словах и предложениях с ними, в звукоподражаниях, в небольших потешках и игре.
  2. Активизация движений речевого аппарата, подготовкаего  к формированию правильной артикуляции свистящихзвуков.

Работа над слоговой структурой слова

  1. Формирование умения различать на слух длинные икороткие слова (мак погремушка, кот — велосипед, дом —черепаха).
  2. Формирование умения передавать ритмический рисунок слова (прохлопывать, простукивать, протопывать слово вместе с логопедом и вслед за ним) со зрительной опоройи без нее.
  3. Обучение правильному произношению и делению наслоги сначала двусложных, а потом трехсложных слов, состоящих из открытых слогов (дыня, мука, батоны, вагоны), и использованию их в речи.
  4. Формирование понятия слог — часть слова.

Совершенствование фонематических представлений, развития навыков звукового анализа и синтеза

  1. Формирование умения выделять из ряда звуков гласныезвуки: [а], [у].
  2. Формирование навыков анализа и синтеза слияний гласных звуков: [ау], [уа].
  3. Формирование  умения  выделять  начальные  ударныегласные [а], [у] из слов, различать слова с начальными ударными [а], [у].
  4. Формирование понятий звук, гласный звук.

Обучение элементам грамоты

Начинается со второго периода работы. 

Развитие связной речи и речевого общения

  1. Развитие умения вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, давать ответные реакции.
  2. Стимуляция проявления речевой активности.
  3. Формирование умения «оречевлять» игровую ситуацию.

4Формирование умения задавать вопросы по картинке{Кто это? Что она делает?), по демонстрации действия {Ктоэто? Что он делает?) и отвечать на них {Это птичка. Птичкалетит. Это Ваня. Ваня ест.).

5Формирование умения договаривать за логопедом словосочетания в стихотворениях, знакомых сказках и рассказах.

6Формирование умения повторять за взрослым рассказы-описания, состоящие из двух-трех простых нераспространенных предложений об овощах, фруктах, игрушках, предметаходежды, обуви, мебели.

7Развитие реакции на интонацию и мимику, соответствующей интонации. Работа над соблюдением единства и адекватности речи, мимики, пантомимики, жестов — выразитель
ных речевых средств в игре и ролевом поведении.

П. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Сенсорное развитие

  1. Обогащение чувственного опыта за счет освоения разныхспособов обследования предметов. Совершенствование всехвидов восприятия (осязания, зрения, слуха, вкуса, обоняния).
  2. Дальнейшее освоение сенсорных эталонов (цвета, формы, размера) на основе развития образной категоризации.
  3. Развитие слухового восприятия в упражнениях на узнавание и различение голосов природы, бытовых шумов, контрастного звучания нескольких игрушек или предметов-заместителей.
  4. Развитие зрительного восприятия в упражнениях на узнавание и различение больших и маленьких предметов; предметовразных форм; предметов, окрашенных в основные цвета.

Развитие психических функций

  1. Развитие слухового внимания при восприятии тихих игромких, высоких и низких звуков.
  2. Развитие зрительного внимания и памяти в работе спарными и разрезными картинками, кубиками и пазлами.
  3. Развитие мышления в упражнениях на группировку иклассификацию предметов {овощи, фрукты, игрушки, одежда,обувь, мебель).

Второй период (декабрь, январь, февраль)

I. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Развитие словаря

1. Дальнейшее расширение пассивного словарного запаса и активизация в речи существительных, глаголов, прилагательных по всем изучаемым лексическим темам {зима, зимующие птицы, комнатные растения, новогодний праздник, домашние птицы и животные, дикие животные, транспорт, профессии) на основе ознакомления с окружающим, расширения представлений о предметах ближайшего окружения, явлениях общественной жизни и природы. Уточнение понимания и постепенное введение в активный словарь названий предметов ближайшего окружения {магазин, почта, улица, весы, продукты, сумка, ящик, горшок, лейка, машина, автобус, троллейбус, трамвай, метро, самолет, корабль), их частей (колесо, кузов, кабина, руль, фара), названий растений и живых объектов (растение, толстянка, герань, кактус, розан, птица, синица, снегирь, ворона, воробей, сорока, курица, петух, цыпленок, утка, утенок, гусь, гусенок, корова, коза, лошадь, свинья, лиса, медведь, волк, лиса), названий природных явлений (зима, мороз, метель, снег, снегопад, сугроб), названий действий (идти, дуть, падать, прилетать, кормить, насыпать, кататься, возить, поливать, рыхлить, продавать, разносить, водить, управлять, крутить), признаков предметов (белый, сильный, добрый, злой, красивый).

  1. Развитие понимания обобщающего значения слов иформирование обобщающих понятий (зима, зимующие птицы,комнатные растения, домашние птицы, домашние животные,дикие животные, профессии, транспорт).
  2. Закрепление правильного употребления личных место именных форм, притяжательных местоимений и прилагательных, определительных местоимений, наречий, количественных и порядковых числительных, введенных в активный словарь.
  3. Обучение пониманию и употреблению названий действий, обозначающих похожие ситуации (моет — умывается стирает, лежит — спит, бежит — прыгает — скачет),противоположные по значению (сними — надень, завяжи —развяжи).
  4. Закрепление понятия слово и формирование умения оперировать им.

Формирование и совершенствование грамматического строя речи

  1. Совершенствование навыка употребления существительных мужского и женского рода в единственном и множественном числе в именительном падеже (сугроб сугробы, снегирь снегири, утка — утки, ворона — вороны).
  2. Дальнейшее обучение пониманию вопросов косвенныхпадежей (Кого? Что? Кого? Чего? Кому? Чему? Кем? Чем?) и употреблению существительных единственного числа в родительном, винительном, дательном и творительном падежах безпредлога (лису, автобуса, козе, лапой).
  3. Совершенствование навыка употребления в речи простых предлогов (в, на, у) и обучение пониманию, а затем иупотреблению других простых предлогов (с, по, за, под).
  4. Формирование умения образовывать и использовать вречи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (дом домик, рука ручка, ведро —ведерко).
  5. Обучение образованию и употреблению в речи глаголовнастоящего времени 3-го лица единственного и множественного числа (идет, сидит, поет, идут, сидят, поют).

6.Обучение пониманию и употреблению возвратной формы глаголов 3-го лица единственного числа настоящего времени (моется, катается, одевается).

7.Формирование умения составлять предложения из нескольких слов, обучение выражению связи между словами спомощью «главенствующих» окончаний (Девочка видит кошку.
Мама варит кашу. Мальчик ест суп ложкой. Девочка дает косточку собаке.).

8.Совершенствование умения составлять предложения изнескольких слов по картинке и по демонстрации действия.

Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза

Развитие просодической стороны речи

  1. Продолжение формирования правильного речевого дыхания и длительного ротового выдоха.
  2. Совершенствование навыка мягкого голосоведения при произнесении гласных, их слияний, слов, начинающихся с гласных звуков (ударная позиция).
  3. Воспитание правильного умеренного темпа речи (по подражанию педагогу).
  4. Развитие ритмичности речи, модуляции голоса, интонационной выразительности речи в работе над звукоподражаниями, при рассказывании маленьких потешек, стишков, при
    выполнении подвижных упражнений с текстом.
  5. Стимулирование употребления выразительных речевыхсредств в игре и ролевом поведении.

Коррекция произносительной стороны речи

  1. Закрепление правильного произношения гласных звуков и согласных раннего онтогенеза в игровой и свободной речевой деятельности.
  2. Совершенствование движений артикуляционного аппарата и подготовка к формированию правильной артикуляции звуков всех групп в процессе выполнения общей артикуляционной гимнастики и артикуляционного массажа.

Формирование правильных укладов свистящих звуков и их автоматизация в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, чистоговорках, потешках, небольших текстах, в игровой и свободной речевой деятельности.

Работа над слоговой структурой слова

  1. Закрепление понятия слог и формирование умения оперировать им.
  2. Совершенствование навыка передачи ритмического рисунка двух- и трехсложных слов, состоящих из открытыхслогов.
  3. Обучение правильному сочетанию односложных слов содним хлопком, одним ударом, одной фишкой.

Совершенствование фонематических представлений, развитие навыков звукового анализа и синтеза

  1. Закрепление умения различать на слух слова с начальными ударными звуками [а], [у].
  2. Формирование умения выделять из ряда звуков гласные[о], [и], начальные ударные звуки [о], [и] в словах и различать слова с начальными ударными звуками [а], [у], [и], [о]
    в ряду слов.
  3. Совершенствование умения производить на слух анализи синтез слияний гласных звуков ([ои], [ио], [ао], [оа], [уо],[оу], [иу], [уи]).
  4. Закрепление понятий звук, гласный звук и умения оперировать ими.

Обучение элементам грамоты

  1. Формирование представления о букве, о том, чем буква отличается от звука.
  2. Ознакомление с гласными буквами А, У, О, И.
  3. Формирование навыков составления букв из палочек,выкладывания из шнура, лепки из пластилина, «рисования»по тонкому слою манки и в воздухе.
  4. Формирование навыка составления и чтения слиянийгласных букв (АУ, УА, ОИ, ИО, ИА, АИ, УО, ОУ, ИУ, УИ).

Развитие связной речи и речевого общения

  1. Совершенствование диалогической речи. Формирование умения задавать вопросы и отвечать на них предложениями из нескольких слов. Формирование и развитие активной позиции ребенка в диалоге.
  2. Дальнейшая работа над использованием выразительныхречевых средств в игре и ролевом поведении.
  3. Совершенствование умения повторять за взрослым описательный рассказ, состоящий из 2—3 простых предложений,по изучаемым лексическим темам.
  4. Формирование навыка пересказа. Обучение пересказу хорошо знакомой сказки («Заюшкина избушка») с помощью взрослого и со зрительной опорой.

II. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Сенсорное развитие

  1. Совершенствование чувственного опыта за счет освоения разных способов обследования предметов. Совершенствование всех видов восприятия (осязания, зрения, слуха, вкуса,обоняния).
  2. Дальнейшее освоение сенсорных эталонов (цвета, формы, размера) на основе развития образной категоризации.
  3. Дальнейшее развитие слухового восприятия в упражнениях на узнавание и различение голосов природы, бытовыхшумов,  «контрастного» звучания нескольких игрушек или предметов-заместителей.
  4. Развитие зрительного восприятия в упражнениях на узнавание и различение больших и маленьких предметов; предметов разных форм; предметов, окрашенных в разные цвета.
    Формирование умения различать цвета по насыщенности, и правильно называть их
    {светло-зеленый, ярко-красный и т.п.). Формирование умения подбирать группы предметов, совпадающих по заданному признаку.

Развитие психических функций

  1. Дальнейшее развитие слухового внимания при восприятии тихих и громких, высоких и низких звуков.
  2. Дальнейшее развитие зрительного внимания и памяти в работе с парными и разрезными картинками, кубиками и пазлами.
  3. Развитие мышления в упражнениях на группировку и классификацию    предметов    {зимующие    птицы,    домашниептицы,   домашние  животные,   дикие  животные,   профессии, транспорт).

Третий период (март, апрель, май, июнь)

I. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Развитие словаря

Дальнейшее накопление пассивного словарного запаса и активизация в речи существительных, глаголов, прилагательных по всем изучаемым лексическим темам {весна, профессии, первые весенние цветы, комнатные растения, дикие и домашние животные весной, перелетные птицы, насекомые, ак
вариумные рыбки, родной город, правила дорожного движения,лето, полевые и луговые цветы)
на базе восприятия и осмысления объектов окружающей действительности. Уточнениепонимания и постепенное введение в активный словарь названий предметов и объектов ближайшего окружения {учи
тель, врач, воспитатель, школ
а, больница, переход, светофор,аквариум), названий растений и живых объектов {бегония, фиалка, мимоза, подснежник, мать-и-мачеха, птица, грач, скворец, ласточка, козленок, лисенок, медвежонок, жук, бабочка,пчела, шмель, муха, оса, рыбка, гуппи, меченосец), названийприродных явлений {весна, лето, проталинка, оттепель, сосулька, солнце, небо, река, лес, поле, луг), названий действий(летать,плавать, ездить, ходить, таять, капать, цвести, расти, кормить, поить, чистить, ухаживать), признаков предметов (синий, голубой, теплый, весенний, летний).

Развитие понимания обобщающего значения слов и формирование обобщающих понятий {профессии, первые весенние цветы, комнатные растения, дикие и домашние животные, перелетные птицы, насекомые, аквариумные рыбки, родной
город, правила дорожного движения, лето, полевые и луговыецветы).

Закрепление  правильного  употребления  всех частей речи, введенных в активный словарь.

Закрепление понятия слово и умения оперировать им.

Формирование и совершенствование грамматического строя речи

  1. Совершенствование навыка употребления существительных мужского и женского рода в единственном и множественном числе в именительном падеже {рыбка — рыбки, муха —мухи, луг луга, грач — грачи, кот коты).
  2. Дальнейшее обучение пониманию вопросов косвенных падежей и употреблению существительных единственного числа в косвенных падежах.
  3. Совершенствование навыка употребления в речи простых предлогов {в, на, у, под, по).
  4. Совершенствование умения образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

  1. Формирование умения различать и правильно употреблять в речи глаголы мужского и женского рода в единственном числе в прошедшем времени изъявительного наклонения {сидел — сидела, ходил ходила, плавал плавала).
  2. Совершенствование умения согласовывать притяжательные местоимения и прилагательные с существительными {мой мяч, моя кукла, новая игрушка, новый платок).

7.        Формирование   умения   согласовывать  числительные{один, два, пять) с существительными мужского и женского рода {один кот, два кота, пять котов; одна рыбка, две рыбки,пять рыбок).

  1. Обучение различению и выделению в словосочетаниях названий признаков предметов по вопросам какой?какая?какое?
  2. Обучение распространению простых предложений однородными подлежащими, определениями, сказуемыми {Мальчик и девочка пьют сок. На ветках сидят маленькие веселые птички. Катя взяла лейку и полила цветы.).

10.        Совершенствование умения составлять предложения из нескольких слов по картинке и по демонстрации действия, дополнять предложения недостающими словами {Мама дала Кате: Мама дала Кате мяч. У машины нет ... У машины
нет колеса.).

Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза

Развитие просодической стороны речи

  1. Развитие речевого дыхания и длительного ротового выдоха.
  2. Совершенствование навыка мягкого голосоведения.
  3. Воспитание правильного умеренного темпа речи.
  4. Развитие ритмичности и интонационной выразительности речи, модуляции голоса.

Коррекция произносительной стороны речи

1.        Закрепление  правильного  произношения свистящих согласных в игровой и свободной речевой деятельности.

  1. Совершенствование движений артикуляционного аппарата и подготовка к формированию правильной артикуляции звуков всех групп в процессе выполнения общей артикуляционной гимнастики и артикуляционного массажа.
  2. Формирование правильных укладов шипящих звуков и их автоматизация в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, чистоговорках, потешках, небольших текстах, в игровой и свободной речевой деятельности.

Работа над слоговой структурой слова

Совершенствование умения передавать ритмический рисунок односложных слов и двух-, трехсложных слов, состоящих из открытых слогов.

2.        Формирование умения делить на слоги двусложные слова закрытым слогом {бидон, вагон) и двусложные слова со стечением согласных в начале, середине, конце {стена,паста, окно).

Совершенствование фонематических представлений, развития навыков звукового анализа и синтеза

1. Закрепление понятий звук, гласный звук и умения оперировать ими. Формирование понятия согласный звук и умения оперировать им.

2. Формирование умения выделять согласные звуки [т],[п], [н], [м], [к] из ряда звуков, слогов, слов, из конца и началаслов.

3.Формирование навыков анализа и синтеза сначала обратных, а потом и прямых слогов с пройденными звуками (ам,ит, ну, по).

4.Формирование умения подбирать слова с заданным звуком.

Развитие связной речи и речевого общения

Совершенствование умения  повторять за взрослым или с небольшой его помощью описательный рассказ из 2—3 простых нераспространенных предложений по изучае
мым лексическим темам.

Формирование умения составлять рассказы из 2—3 простых предложений о предмете и по сюжетной картинке.

Формирование навыка пересказа. Обучение пересказу хорошо знакомой сказки («Гуси-лебеди») или небольшого текста с помощью взрослого и со зрительной опорой.

12 .Дыхательная гимнастика.

Специальные упражнения для преодоления речевых дефектов у детей.

 Взаимообусловленность процессов дыхания, артикуляции и голосообразования предполагает проведение одновременного коррекционного воздействия по этим направлениям. Вначале осуществляется воспитание правильного диафрагмально-рёберного дыхания по подражанию, с использованием контроля посредством ладони ребёнка. С целью закрепления диафрагмального типа дыхания, а также с целью развития осуществлять короткий, лёгкий вдох и плавный, длительный выдох через рот, с детьми проводятся упражнения по дифференциации ротового и носового вдоха и выдоха. Данные упражнения по дифференциации ротового и носового вдоха и выдоха. Данные упражнения способствуют также тренировке ритма речевого дыхания, с обязательной паузой после вдоха:

  • Вдох и выдох через нос;
  • Вдох через нос, выдох через рот;
  • Вдох через рот, выдох через нос;
  • Вдох и выдох через рот.

       Формирование длительного и плавного речевого выдоха осуществляется в процессе выполнения специальных упражнений. В ходе работы по данному направлению происходит постепенное усложнение предлагаемых заданий. Тренировка речевого выдоха осуществляется на материале отдельных звуков, затем – слов, коротких фраз, стихотворений и т.д. сначала упражнения проводятся с опорой на контроль ладонью, затем – без этой опоры. Задания предлагаются в игровой форме. Их выполнение происходит по подражанию или по словесной инструкции.

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

месяц

Лексическая тема

Название игры

Сентябрь

Детский сад. Игрушки

Упражнение «Пароходы».

[Развитие плавного длительного выдоха.]

Осень. Признаки осенью. Деревья осенью

Упражнение «Осенние листочки»

 [Развитие длительного на 

Октябрь

Осень. Домашние и дикие животные осенью

Упражнение «Осенние листочки». [Развитие длительного направленного плавного выдоха.]правленного плавного выдоха.]

«Огород. Овощи.

Игра «Узнай овощ» + 

Упражнение «Осенние листочки».

Сад. Фрукты»;

Упражнение «Узнай фрукт». [Развитие глубокого вдоха.]

Лес. Грибы и лесные ягоды».

Игра «Эхо».

Ноябрь

«Одежда»;

Швейная машина стучит: Т,Т,Т,Т,Т,

«Обувь»;

КАБЛУЧКИ СТУЧАТ:

На выдохе произносить: ККККККК

Мебель. Кваритра

МОЛОТОК СТУЧИТ: ТУК –ТУК - ТУК

«Кухня. Посуда»;

Упражнение «Подуем на чай». [Развитие физиологического дыхания, формирование направленной воздушной струи.]

Упражнение «Горячая каша». [Воспитание физиологического дыхания, выработка направленной воздушной струи.]

Декабрь

Зима.

Упражнение «Снежки». [Развитие физиологического дыхания, выработка направленной воздушной струи.]

Игра «Вьюга». [Развитие речевого дыхания, силы голоса].

Зимующие птицы»;

Упражнение «Птички». [Развитие физиологического дыхания].

ДЯТЕЛ: ДДДДДД…..

«Комнатные растения»;

НЮХАЕМ ЦВЕТЫ : АХ КАК ПАХНЕТ

Новогодний праздник

Дыхательное упражнение «Подуй на снежинку». [Развитие физиологического дыхания, выработка направленной воздушной струи.]

Январь

Логопедическая диагностика (промежуточная)

у детей зимние каникулы, проводятся только индивидуальные занятия

«Домашние птицы»;

Курочка: КО-КО-КО……

Гусь гогочет: ГА –ГА……..

«Домашние животные и их детеныши»;

 Корова мычит : МУ,………..

Кошка мяукает: МЯУ МЯУ……….

Февраль

«Дикие животные и их детеныши».

Ёжик пыхтит: ФФФФ…….

Волк воет: УУ……….

Медведь ревёт: ЭЭЭ……..

«Профессии. Продавец.

            КАБЛУЧКИ СТУЧАТ:

На выдохе произносить: ККККККК

Игра «Вьюга». [Развитие речевого дыхания, силы голоса].

«Профессии. Почтальон»;

ПОЧТАЛЬОН ИДЁТ: ТОП ТОП…..

СУМКУ НЕСЁТ: УХ,,УХ,,,,

«Транспорт»; «Профессии на транспорте».

Поезд: ТТТТТТТ

Самолёт гудит:УУУУУУУУ

Мотор: ДЫН ДЫН…….

Март

«Весна»;

Дыхательная гимнастика. Упражнение «Разноцветные кораблики». [Формирование направленной воздушной струи.]

«Мамин праздник. Профессии мам»;

Букет цветов: АХ ,КАК  ПАХНЕТ!

«Первые весенние цветы»;

На выдохе произносим: «Как вкусно пахнут цветы!»

«Цветущие комнатные растения».

На выдохе произносим: «Как вкусно пахнут цветы!»

Апрель

«Дикие животные весной»;

Ёжик пыхтит: ФФФФ…….

Волк воет: УУ……….

Медведь ревёт: ЭЭЭ……..

«Домашние животные весной»;

Корова мычит : МУ,………..

Кошка мяукает: МЯУ МЯУ……….

«Птицы прилетели»

ЛАСТОЧКИ

И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены. 1 — вдох, подняться на носки, руки вверх, в стороны; 2 — и.п., на выдохе произносить: тиль- тиль….

«Насекомые».

.

КОМАР: ДЗЗЗЗ………

Май

«Рыбки в аквариуме

Рыбка: БУЛ…БУЛЬ…..

«Наш город. Моя улица»;

 Машины: ДЫН…ДЫН….

«Правила дорожного движения»

Машины: ДЫН…ДЫН….

«Лето. Цветы на лугу».

Мониторинг итоговый

Тянем руки к солнышку

И.п.: стоя, ноги на ширине плеч. 1 — вдох, поднимать руки вверх; 2 — выдох, и.п. Повторить 3—4 раза.

ПЧЕЛА: ЖЖЖЖЖ…..

13.Пальчиковые игры

            У  детей  довольно  часто  наблюдается  задержка  в  развитии  речи, хотя  они  здоровы. У  них  нет  нарушений  слуха  или поражения центральной  нервной  системы.

            Если  внимательно  посмотреть  на  снимок  головного  мозга, то  становится  ясно, что  речевая  область  расположена  рядом  с  двигательной, являясь  её  частью. Около  трети  всей  площади  двигательной  проекции  занимает  проекция  кисти  руки, расположенная  близко  от  речевой  зоны.

            Тренировка  тонких  движений  пальцев  рук  оказывает  большое  влияние  на  развитие  активной  речи  ребёнка. Проведённые  исследования  и  наблюдения  показали, что степень  развития пальцев  совпадает  со  степенью  развития  речи  у  детей.

            Сначала  развиваются  движения  пальцев  рук, когда  же  они  достигают  достаточной  точности, начинается  развитие  речи. Детям  дошкольного  возраста  для  развития  мелкой   моторики  можно  предложить  множество разнообразных игр, но особенно хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают пальчиковые игры.

            При помощи пальцев можно инсценировать рифмованные истории, потешки. Пальцевые игры подбираются в соответствии с текущей лексической темой при помощи практических пособий  Нищевой Н.В «Картотека методических рекомендаций» могут проводиться с детьми.

Тематическое планирование на 2016 -2017г.

СРЕДНИЙ -  СТАРШИЙ ВОЗРАСТ

месяц

Лексическая тема

Развитие общей и мелкой моторки

сентябрь

Детский сад. Игрушки

Подвижная игра «Мячик».

Подвижная игра «Лошадка».

Осень. Признаки осенью. Деревья осенью

Упражнение «Листья» +

Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»

Осень. Домашние и дикие животные осенью

Октябрь

Подвижное упражнение «Дождик».+ Упражнение «Листья» +

Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»

«Огород. Овощи.

Упражнение «Урожай».+ 

Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»

Сад. Фрукты»;

Пальчиковая гимнастика «Компот

Игра «Ежик и барабан».+

 Подвижное упражнение «Дождик»

«Лес. Грибы и лесные ягоды».

Подвижная игра «За малиной».

Пальчиковая гимнастика «За ягодами».+

Игра «Ежик и барабан»

Ноябрь

«Одежда»;

Пальчиковая гимнастика «Гномики-прачки».

Упражнение с массажными мячиками.

Считалка «Я перчатку надеваю».

«Обувь»;

Пальчиковая гимнастика «Сколько обуви у нас».

Упражнение с массажными мячиками.

— «Квартира. Мебель».

Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире».

Упражнение с массажными мячиками.

«Кухня. Посуда»;

Пальчиковая гимнастика «Помощники».

Подвижная игра «Посуда».

Декабрь

Зима.

.

Пальчиковая гимнастика «Снежок».

Подвижная игра «Снежная баба».

Зимующие птицы»;

Подвижная игра «Снегири».

Подвижная игра «Воробей».

Пальчиковая гимнастика «Кормушка

«Комнатные растения»;

Физкультурная пауза «Цветочки».

. Подвижная игра «Карусель».

«Новогодний праздник»

 Подвижная игра «Снежная баба».

Пальчиковая гимнастика «Елочка».

Январь

у детей зимние каникулы, проводятся только индивидуальные занятия

Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять».

Подвижная игра «Снежная баба».

Логопедическая диагностика (промежуточная)

«Домашние птицы»;

Подвижная игра «Домашние птицы».

Физкультурная пауза «Индюшата»

«Домашние животные и их детеныши»;

Подвижная игра «Теленок».

Подвижная игра «Кошка».

Февраль

«Дикие животные и их детеныши».

Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке».

Подвижная игра «Гуси и лиса

Подвижная игра «Ежик и барабан (повторить)

— «Профессии. Продавец.

Подвижная игра «Снежная баба»(повторить)

«Профессии. Почтальон»;

Пальчиковая гимнастика «Что принес нам почтальон?»

«Транспорт»; «Профессии на транспорте».

Упражнение «Мчится поезд».

Физкультурная пауза «Самолет».

Подвижная игра «Шофер».

Март

«Весна»;

Физкультурная пауза. Упражнение «Зима прошла».

Пальчиковая гимнастика «Кап, кап...»

Упражнения с массажными мячиками

«Мамин праздник. Профессии мам»;

Пальчиковая гимнастика «Как у нас семья большая».

Подвижная игра «Мотылек».

«Первые весенние цветы»;

Подвижное упражнение «На лужайке».

Упражнения с массажными мячиками

Физкультурная пауза. Упражнение «Зима прошла»(повторить)

«Цветущие комнатные растения».

Подвижная игра «На окне в горшочках».

Упражнения с массажными мячиками.

                    Апрель

«Дикие животные весной»;

Подвижная игра «Лесной переполох».

Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке».

Подвижная игра «Гуси и лиса» (повторить)

«Домашние животные весной»;

Физкультурная пауза «Тузик».

Подвижная игра «Козочка».

Пальчиковая гимнастика «Дудочка».

«Птицы прилетели»

Подвижная игра «Ласточки летели».

«Насекомые».

Физкультурная пауза «Мотылек».

Пальчиковая гимнастика «Пчела».

Май

«Рыбки в аквариуме

. Физкультурная пауза «Аквариум».

Пальчиковая гимнастика «Жил да был один налим...»

«Наш город. Моя улица»;

Подвижная игра «На закате тучки тают».

«Правила дорожного движения»;

Физкультурная пауза «Машины».

«Лето. Цветы на лугу».

Упражнение «Одуванчик».

Подвижная игра «На лужайке».

Подвижная игра «Речка».

  1. Игры по формированию правильной

голосоподачи и плавности речи

         В течение учебного года упражнения подбираются  и адаптируются на усмотрение учителя-логопеда в зависимости от текущей лексической темы.

         После того как сформирован плавный длительный выдох, вводятся голосовые упражнения. Обращается внимание детей на различную силу, высоту, тембр голоса. С этой целью можно использовать, например, такие игровые упражнения.

Эхо

Детей распределяют на две группы. Одна из групп – «эхо». Первая группа детей громко произносит вместе с логопедом гласные звуки (а, о, у) или сочетания гласных (ау, уа, оа, уи). Вторая группа («эхо») тихо отвечает. Затем группы меняются ролями.

Вьюга

Перед детьми сюжетная картинка «Вьюга». По сигналу «Вьюга началась» дети тихо гудят: У-у-у… по сигналу «Сильная вьюга» дети громко произносят : У-у-у… по сигналу «Вьюга затихает» дети постепенно уменьшают силу голоса. По сигналу «Вьюга кончилась» замолкают. Речевые сигналы можно сопровождать движениями руки логопеда: горизонтальное движение руки – дети говорят тихо, движение руки вверх – усиление голоса, движение руки вниз – уменьшение силы голоса.

Дует ветер

Дети ведут хоровод. Логопед сопровождает движения рассказом. «Утром дети идут в школу. Светит солнце. Дует тихий ветерок : в-в-в

(произносится тихо). Как дует тихий ветерок? (Дети останавливаются и повторяют тихо: в-в-в.) Окончились уроки. Дети идут домой. Подошли к дому. И вдруг подул сильный ветер: в-в-в (произносится громко). Как дует сильный ветер?» дети громко повторяют.

В лесу

Детям предлагаются картинки «Дети  в лесу», «Мальчик заблудился», «Поезд», которые логопед использует в процессе рассказывания. «Дети пошли в лес. Мальчик Петя нашёл большой гриб и говорит: О-о-о! Как говорит Петя? (Дети длительно повторяют. Петя шёл по лесу, искал грибы и заблудился. Петя стал кричать: ау-ау-ау! Давайте поможем Пете. (Дети повторяют.) Ребята услышали Петю и прибежали к нему. Много грибов набрали ребята. А потом они поехали на поезде домой. Поезд гудел: у-у-у! (Дети повторяют.)

Лесенка

Перед детьми картинка с нарисованной лесенкой или макет лесенки. По ходу игры логопед ставит на каждую перекладину фигурку определённого животного. Дети воспроизводят звукоподражания, изменяя высоту и силу голоса.

«На дворе стоит лесенка. На ней пять ступенек. На нижнюю ступеньку прыгнула большая собака и залаяла. (Дети произносят низким и громким голосом: ав-ав-ав.) На вторую ступеньку прыгнула кошка и замяукала. (Дети произносят более тихим и более высоким голосом: мяу-мяу-мяу.) На третью ступеньку вскочил петух и громко запел: ку-ка-ре-ку. (Дети произносят громким и высоким голосом: ку-ка-ре-ку.) на четвёртую ступеньку прилетел жук сел и зажужжал: ж-ж-ж. (Дети произносят низким и тихим голосом: ж-ж-ж.)  На пятую ступеньку сел комар и запел свою песенку: з-з-з. (Дети произносят тихим и высоким голосом:     з-з-з.)

ТЕРЕМОК

Посмотри на картинку. Ты, конечно, узнал, какая это сказка? Угадай, кто это говорит? (Логопед изображает по очереди волка, лису и всех остальных животных, а ребёнок угадывает.) Затем наоборот.

КТО КРИЧИТ?

Угадай, кто кричит – мама или детёныш?

  1. Использование символов звуков

при их постановке и автоматизации.

               Применение моделирования в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения, позволяет улучшить качество обучения и воспитания, обеспечивает наглядную основу изучаемого, что способствует развитию фонематического слуха, мыслительных операций и более прочному запоминанию материала.

               Применение моделей при постановке звуков, независимо от формы

 речевых нарушений, помогает ребёнку осмыслить процесс постановки звука и быть не просто пассивным исполнителем воли взрослого, а активным участником. Так если звук в речи ребёнка отсутствует, взрослый объясняет правильный уклад органов артикуляционного аппарата. Роль зрительных ощущений выполняет модель, смотря на которую, ребёнок сознательно пытается расположить губы, язык, включить в работу голосовые складки так, как указано на модели. Модель служит наглядной опорой, постоянно «напоминая» артикуляцию произносимого звука. У ребёнка при работе с моделями создаётся правильный образ положения органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука. Создание образа предполагает исследование, отсечение органов, не принимающих участие в произнесении звука и знание положения органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука, поэтому ни артикуляционный профиль, ни фотографии и т.д., образ не формируют уже потому,  что не дают возможность определить органы, не участвующие в произнесении звука.

                Правильное артикулирование звука, уточнённое при помощи наглядной модели, улучшает качество приёма и  воспроизведения звуков. Слушание звука и «видение» его правильной артикуляции с помощью моделей – начало активного развития у детей собственных произносительных навыков.

На первом этапе исправления нарушений произношения с применением моделей артикуляции звуков решается задача сознательного усвоения детьми связи между акустическими и артикуляционными признаками звука.

               При проведении коррекционной работы по исправлению нарушений произношения с применением моделей артикуляции звуков, особенно тщательно необходимо выявить форму нарушенного произношения. В связи с этим можно использовать схему постановки звуков.

               Согласно предложенной схеме, если звук отсутствует в речи, то постановка проводится по модели, если у ребёнка искажённое произношение звука, то модель отсутствует, так как нет такого артикуляционного уклада в фонетической системе русского языка.

               Если звук заменяется, то данный факт может свидетельствовать о первичном или вторичном нарушении фонематического слуха и работу по дифференциации звуков надо проводить особенно тщательно. Ведь хорошо развитый фонематический слух является важным компонентом полноценного формирования произносительных навыков.               Несформированность фонематического слуха у детей с ФФН и ОНР проявляется в недостаточном различении звуков, близких по акустическим и артикуляторным параметрам. В то же время известно, что формирование фонематического слуха протекает в тесном взаимодействии с развитием артикуляторной базы звуков, причём верна и обратная зависимость: умение произнести какой-либо  звук способствует и его лучшему различению на слух. Поэтому коррекционную работу при постановке звука необходимо проводить совместно с развитием фонематического слуха.

СПИСОК ДЕТЕЙ    ГРУППЫ

Фамилия, имя ребёнка

Число, месяц, год рождения

Речевые  нарушения.

2016

на 1.09

2017

на 15.01

2017

на 1.06

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Информационно-методическое обеспечение рабочей программы

Для реализации задач программы используются следующие методические пособия и дидактические материалы:

Литература:

  1. «От рождения до школы» под ред. Н,Е .Вераксы. Пилотный вариант 2014 г
  2. Акименко В.М. Новые логопедические технологии: учебно-метод. пособие/В.М.Акименко. – 2-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2009год.
  3. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  4. Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010год.
  5. Борякова Н.Ю., Касицына М.А. Коррекционно- педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития, 2008год.
  6. Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития: материал для логопедов, дефектологов, психологов/и.Д.Коненкова. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009год.
  7. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. Пособие для логопедов. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001год.
  8. Кузьменко И., Лаптева Е., Орлова И. Использование цвета в коррекции речевых нарушений.//Дошкольное воспитание, 2012г., № 7.
  9. Развитие речевого дыхания А.А Гуськова
  10. Н.В. Нищева. «Занимаемся вместе» средняя группа
  11.  Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО Автор — учитель-логопед высшей квалификационной категории, отличник народного образования Н. В. Нищева


[1] Данная  последовательность  определена  естественным (физиологическим) ходом  формирования  звукопроизношения  у  детей  в  норме.

   Однако  изменения  вполне  допустимы, если  они  продиктованы  индивидуальными  особенностями  отдельных  детей  и  способствуют  успешному  их  продвижению.

[2] 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя - логопеда на 2015 -2016 год

Рабочая программа коррекционно - развивающей деятельности в соответствии с ФГОС ДО в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР 6 - 7 лет...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений у детей подготовительного дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС) на 2015 - 2016 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопедапо исправлению речевых нарушенийу детей подготовительного дошкольного возрастав условиях логопункта (по ФГОС)на 2015 - 2016 учебный год...

Рабочая программа учителя-логопеда по логопедической работе с детьми 5-7 летнего возраста, имеющими нарушения речи для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта на 2015-2016 учебный год

Аннотацияк  Рабочей программе учителя-логопеда по логопедической работе с детьми 5-7 летнего возраста, имеющими нарушения речи для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта...

Рабочая программа учителя - логопеда для детей с ТНР 2016 - 2017 учебный год.

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в группе  компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с ТНР (старшая группа) разработана  на основе адаптированной...

Рабочая программа учителя-логопеда на 2015-2016 учебный год

        Рабочая программа для  коррекционно-развивающей работы  в логопедической группе, с детьми  от 4 до 7 лет с речевыми нарушениями  (далее - Програм...

Рабочая программа учителя-логопеда Семеновой Е.Б. на 2016-2017 уч.год

Документ содержит актуальную рабочую программу учителя-логопеда старшей группы с детьми с ОНР...