Аналитическая записка о результатах педагогической деятельности
учебно-методический материал на тему

«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiticheskaya_zapiska_shlyagrovskoy_n.s.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  

детский сад № 2 «Росинка»

Кировградский городской округ

Аналитическая записка

о результатах педагогической деятельности

Составитель:

воспитатель

Шлягровская Наталина Сергеевна

Соответствие занимаемой должности

г. Кировград

2018г.

«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму».

                                                                                                Китайская пословица

       Мы живем в такое время, когда экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. Самая волнующая из них – это проблема, связанная с загрязнением окружающей среды. Загрязняется всё: воздух, вода, почва. Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества. Спасти окружающею среду, человечество сможет, усовершенствовав свою экологическую культуру.

      Экологическое образование должно сопровождать человека на протяжении всей жизни: Необходимо создавать систему непрерывного экологического образования, первым звеном которого является, дошкольное. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру. Под экологическим воспитанием детей мы понимаем, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей, понимать и себя, и все, что происходит вокруг.

      Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на развитие ребёнка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней, и чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, это качество нужно прививать с раннего детства.

      Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно поощрять.

     Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически. Задача взрослых лишь в том, чтобы создать условия для реализации этой активности. В этой точке смыкаются современные педагогические взгляды и классические идеи. Свободная работа в развивающей среде – это возможность для ребенка осуществить самостоятельный поиск, возможность запустить в действие внутреннюю программу саморазвития.

    Непосредственный контакт ребенка с объектами живой и неживой природы, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытно-экспериментальной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

      В обыденной жизни дети часто экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать о них что-то новое, но это порой бывает опасно. Эксперимент же, специально организованный педагогами, безопасен для ребенка и знакомит его с различными свойствами окружающего мира, законами природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности.

      Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной опытно-экспериментальной деятельности, ребенок с одной стороны, расширяет свои представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами познания – средствами дифференциации и упорядочения опыта: причинно-следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину мира. Кроме того, опытно-экспериментальная деятельность развивает у него внимание, мышление, речь, пробуждает интерес к окружающему миру, формирует умение делать открытия и удивляться им, а также совершенствует такие необходимые качества, как наблюдательность, прилежание, аккуратность.

      С другой стороны, как доказано психологами, для детей первых семи лет жизни характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Это обязывает воспитателя строить процесс воспитания и обучения таким образом, чтобы основные необходимые сведения дети усваивали не вербальным способом, а путем запечатления реальных объектов и событий окружающего мира.

      Как известно, дети дошкольного возраста очень наблюдательны. Наблюдая окружающий мир, они делают свои выводы, умозаключения, устанавливают причинно-следственные связи.

     Мои наблюдения показывают, что у современного ребенка, который живет в нынешний век научно-технического прогресса, ослабевает интерес к растительному и животному миру, стремление к познанию гармонического взаимодействия общества и природы.

     Поэтому возникает ряд противоречий:

-идеи современной комплексной экологии активно внедряются в практику обучения и воспитания дошкольников, однако многообразие трудов, вариативность программ обучения, творческих разработок, порождают множество проблем и вопросов;

-в результате научно-технического прогресса у детей возникает повышенный интерес к компьютерным технологиям, телевидению, поэтому большее количество времени ребенок находится в помещении, меньше уделяется внимания прогулкам, наблюдения за животным и растительным миром;

-повышено внимание общественности к формированию гармонического взаимодействия ребенка и природы, но отсутствуют телепередачи, информация периодической печати творчески развивающего характера.

     В системе и подготовке молодого поколения к рациональному использованию, ответственному отношению к природе важное место принадлежит ДОУ, которое можно рассматривать как начальную ступень обогащения человека знаниями о природном окружении, знакомство его с целостной картиной мира и формирования научно-обоснованного нравственного и эстетического отношения к миру. Поэтому проблема экологического воспитания дошкольников, над которой я работаю, актуальна, соответствует потребностям детского сада. Исходя из противоречий, мною была определена основная идея.

      Поэтому я веду целенаправленную, продуманную педагогическую работу по теме: "Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников", которая способствует и обогащает ребёнка знаниями, учит его самого анализировать, раздумывать, размышлять над тем, что он узнает, оказывает благоприятное воздействие на мировоззрение ребёнка, развития его человеческих, социальных чувств.

      Чтобы достичь в своей работе положительных результатов в данном направлении, я перед собой поставила следующие задачи:

  • формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
  • развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, модулей);
  • расширение перспектив развития исследовательской деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
  • поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности и самостоятельности;
  • воспитывать у детей элементарные основы и знания экологической культуры;
  • познакомить с представителями живой и неживой природы;
  • воспитывать желание постоянно соблюдать правила поведения в природе.

       В своей работе опираюсь на следующие программы:

- Программа рекомендованная Министерством образования РФ «Юный эколог» автор С. Н. Николаева, созданная на основе собственной Концепции экологического воспитания дошкольников. Программа имеет обстоятельное теоретическое и экспериментальное обоснование, сориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие.

- Программа Н. А. Рыжовой «Наш дом природа» нацелена на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребенка 5-6 лет, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней. Программа предусматривает выработку у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту, навыков практического участия в природоохранной деятельности в своем крае. А также использую книгу «Неизвестное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников». Авторы: Рахманова Н, П., Щетинина В. В., Дыбина О. В..

     В своей работе с дошкольниками я руководствуюсь мудрым советом “Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал” (В.А.Сухомлинский).

     Для того чтобы реализовать эти задачи выделила несколько условий, которые помогут лучше воспитывать экологически грамотного ребенка:

  1. Создание развивающей предметно-пространственной среды для экспериментальной (исследовательской) деятельности: ; разработан цикл конспектов образовательной деятельности по экологическому воспитанию и экспериментальной деятельности в соответствии с временами года; сценарии детских праздников и развлечений: «Не обижайте муравья», «Лесная аптека на службе человека», «Праздник волшебницы воды», презентации: «Напоминающие экологические знаки», «В гости к осени», «Природные явления».
  2. Оборудование уголка для родителей, в котором регулярно помещается  материал, рекомендации по экологическому воспитанию  детей (изготовлены памятки для родителей, выступления на родительских собраниях «Семья и экологическая культура», «Свою любовь к природе передаю детям», «Радость общения с природой»).
  3. Собрание специальной художественной литературы по данному вопросу (создана библиотека, которая включает в себя: методическую и научную литературу, методические разработки по экологическому воспитанию и экспериментальной деятельности, картотеку игр по экологическому развитию, картотеку опытов и экспериментов).

        В начале учебного года возвращались к итогам прошедшего года, обратив особое внимание на выявленные недостатки, их причины. Вносила коррективы в планы предстоящей работы с детьми, еще раз знакомлюсь с психологическими возрастными особенностями детей.

       Начиная с младшего возраста, закладываем в детях первые ориентиры в мире природы. В этом возрасте большое внимание уделяю наблюдениям.

      При наступлении зимы продолжаем наблюдения за погодой, снегом. Отмечаем с детьми, что снежинка легкая, пушистая, быстро тает. Гуляя по снегу, рассматриваем свои следы, любуемся красотой деревьев, покрытых пушистым снегом.  Широко используем специально подобранную детскую познавательную литературу, в зависимости от времени года и погоды приобщаю их к красоте художественного слова, заучивая с ними в свободной деятельности наизусть стихи.

      Для закрепления знаний, полученных во время наблюдений, играем с детьми в дидактические игры посложнее: «С какого дерева лист?», « Раз, два, три – к дереву беги».

      В ненастные дни проводим наблюдения за комнатными растениями, сравниваю размер и окраску листьев, обращаю внимание на появление новых листьев. Рассматриваем с детьми демонстрационный материал, подобранный для экологического воспитания, который способствует развитию их внешнего окружающего мира.

      Обращаю внимание детей на птиц, которые не улетают в теплые края, а остаются с нами. Объясняю им, что зимой птицам трудно найти корм, что им нужна наша помощь. Летом птицы  охраняют сады и огороды, уничтожают  насекомых — вредителей. Птицы наши верные друзья.

       Непосредственное общение с природой вызывает у детей большой интерес. Играя, наблюдая, проводя опыты с камнями, песком, опавшими листьями ребята становятся любознательными, у них появляется множество вопросов. Дети научились наблюдать за природными явлениями, отмечать новое, устанавливать связь между отдельными явлениями, передавать свои впечатления. Никто из них не срывает больше без цели цветы, не ломает ветки, не топчет муравейник. Хорошим средством привлечения внимания детей являются сказки о животных, которые легко и органично входят в жизнь ребенка.

        Наблюдения сочетаются с трудовой деятельностью детей, с умением выполнять какую – то работу. В процессе такой работы у них воспитывается трудовые умения и правильное отношение к труду, чувство ответственности за выполненную работу. « Посадим берёзку», «Покормим птиц», «Вырастим лук».

        Дети учатся видеть красоту в любых естественных проявлениях здорового живого организма и наслаждаться ею, понимать красоту природы, запечатленную в произведениях искусства и создавать ее своими руками через разные формы изобразительной деятельности.

        Мероприятия и экологически ориентированные виды деятельности, равномерно распределенные во время учебного года и увязанные с важнейшими событиями и явлениями социально – природного характера, обеспечивает успех технологии: ее построение приближается к оптимальной, а реализация на практике эффективно повышает уровень экологической воспитанности детей. Итак, начальной ступенью познания природы являются ощущения и восприятия. В это время и следует обратить внимание на жизнь природы, взаимосвязь ее составляющих, на единство всего живого.

        При этом использую беседы, рассказы, народные приметы, подвижные игры. В этом возрасте дети уже знают, что корень необходим растениям для  впитывания влаги, питательных веществ, стебель переносит их к листьям, а листья поглощают углекислый газ и выделяют кислород.

Большое значение имеют занятия углубленно – познавательного и обобщающего типа, на которых дети закрепляют и углубляют представления о природе, полученные в повседневной жизни, приобретают навыки учебной деятельности: слушают пояснения воспитателя, его вопросы, ответы сверстников, встраивают свои суждения в коллективную беседу. Активно учатся сравнивать, анализировать, строить умозаключения, делать выводы.

  Для более полного осмысления содержания этих занятий в своей работе применяю новые современные педагогические технологии:

- интерактивные технологии - это обучение, основанное на диалоговых формах процесса познания. Это работа в группах, учебная дискуссия, игровое моделирование, деловая игра, «мозговой штурм» и т.д.

Эти формы обучения важны для обучающихся, поскольку позволяют каждому включиться в обсуждение и решение проблемы, выслушать другие точки зрения.

- кейс-метод - это целенаправленный процесс, построенный на всестороннем анализе представленных ситуаций, - обсуждения во время открытых дискуссий проблем, обозначенных в кейсах - выработке навыков принятия решений. Отличительная черта метода- создание проблемной ситуации из реальной жизни.

- исследовательская технология - система обучения, в которой знания и умения обучающиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов.

-информационно-коммуникативные технологии - этот способ позволяет обучающимся интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности. Информационные технологии позволяют заменить почти все традиционные технические средства обучения. 

- ТРИЗ (технология решения исследовательских задач) – обучение дошкольников основам исследовательской деятельности, (постановка учебной проблемы, формулирование темы, выбор методов исследования, выдвижение и проверка гипотезы, использование в работе различных источников информации, презентация выполненной работы).

- технология развития критического мышления – оценка личных достижений.

Благодаря этим технологиям, дети получают много знаний о родной природе, которые позволяют сопоставлять, анализировать. Проводя такие занятия, углубляю и обобщаю с детьми хорошо знакомый им материал, с помощью моделей и других форм наглядности показываю экологические зависимости природы.

Одним из важнейших направлений опытно-экспериментальной деятельности, осуществляемой в группе, является работа с родителями.    Главными задачами во взаимодействии с родителями считаю:

- во-первых, установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей;

- во-вторых, создать атмосферу общности интересов;

- в-третьих, активизировать и обогащать воспитательские умения родителей; - в-четвертых, формирование у родителей ответственного отношения за природу родного края через воспитание ребенка.

 Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от нас, педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребёнка и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания. Для этого мною был разработан перспективный план совместной деятельности родителей с детьми дома. Осознавая важность выбранной темы, мною была подобрана специальная литература и оборудование, созданы все условия для познавательной активности детей.

   Для коллег-воспитателей была разработана памятка по планированию работы по опытно-экспериментальной деятельности с детьми разного дошкольного возраста, разработана памятка по проведению экспериментов, даны рекомендации по оборудованию уголков экспериментальной деятельности, подобраны речевые - логические задачи для создания проблемных ситуаций.

    При осуществлении педагогической деятельности по организации детского экспериментирования перед воспитателями возникают проблемы диагностики сформированности навыков исследовательской деятельности; отбора методов отслеживания результативности данной работы.

    В своей работе по опытно-экспериментальной деятельности я определила критерии оценки уровня развития знаний, умений и навыков у дошкольников. Углубленная работа по организации опытно-экспериментальной деятельности детей даёт определённые положительные результаты.

Мониторинг, проведённый в сентябре 2015-2016-2017г.г., показал следующие результаты.

После проведения работы в ходе совместной деятельности воспитателя с детьми и индивидуальной работы результаты улучшились.

 

Мониторинг, проведённый в январе 2018 года, показал следующие результаты.

      Благодаря целенаправленной работе по опытно-экспериментальной деятельности дети стали намного наблюдательнее и внимательнее. У детей отмечается сознательное отношение к окружающей природе, что отражается в речи: дети с помощью языковых средств стараются подробно рассказать о событиях, изображённых на картинах или картинках, увереннее подбирают и используют слова, характеризующие настроения, внутренние переживания, эмоциональные состояния героев. Дети стали чувствительнее к многообразию объектов живой и неживой природы, стали стараться подбирать наиболее точные слова или словосочетания для выражения своих мыслей.

      Результатом моего опыта работы явилось:

–дети проявляют интерес к ярким явлениям природы;
         – у них развита высокая творческая активность;

– самостоятельность, инициативность;

– они быстро осмысливают задания, точно выполняют их без помощи    взрослого;
         –умеют легко устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
         – многие очень бережно относятся к природе, владеют основными нормами поведения в ней;

– ухаживают за растениями и животными ближайшего окружения.

    Подводя итог своему опыту работы, я пришла к выводу о том, что поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких “почемучек” и направляя их активную двигательную деятельность, мы способствуем развитию детских способностей в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

     Мой девиз не останавливаться на достигнутом. В планах на будущее на территории детского сада создать экологическую тропу. С творческой группой и администрацией детского сада мы составим план ландшафтного дизайна по облагораживанию территории, распланируем посадку деревьев и кустарников. Планирую вместе с детьми и родителями выезжать на экскурсии в парки и к водоемам.

         Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы. Считаю, что моя деятельность необходима для создания будущего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая записка о результатах педагогической деятельности.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГАОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ КИРОВСКОГО РАЙОНАМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД №469...

Аналитическая записка о результатах педагогической деятельности

Аналитическая записка о результатах педагогической деятельности. Описание работы воспитателя за межаттестационный период....

Аналитическая записка о результатах педагогической деятельности

Представлен  результат педагогической деятельности...

Аналитическая записка о результатах педагогической деятельности

Аналитическая записка  о результатах педагогической деятельности за период 2012 - 2017гг. для участия в районном этапе городского конкурса "Воспитатель года - 2018" Орджоникидзевск...

Аналитическая записка о результатах педагогической деятельности

Аналитическая записка  для участия в городском конкурсе "Воспитатель года - 2018" Орджоникидзевский район г. Екатеринбург в номинации "инструктор по физической культуре"...

Аналитическая записка о результатах педагогической деятельности за 2014-2017 учебные года.

Приоритетное направление  профессиональной деятельности: развитие и воспитание детей раннего возраста в ходе взаимодействия с семьями воспитанников....