« Личностно-ориентированный подход к воспитанию дошкольноков»
статья на тему

Игошина Людмила Валентиновна

Наше развивающее демократическое общество ставит перед собой цель – создание условий для свободного развития и процветания своих граждан, которые могли обеспечить развитие России и в связи с этим основные цели в образовании детей  в современном ДОУ связываются с всемирным развитием личности ребенка, формированием умственной активности,  творческих способностей и нравственной ответственности. И здесь огромное значение имеет личностно-ориентированный подход в образовании. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skachivaya.docx19.97 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: « Личностно-ориентированный подход к воспитанию дошкольноков»

Наше развивающее демократическое общество ставит перед собой цель – создание условий для свободного развития и процветания своих граждан, которые могли обеспечить развитие России и в связи с этим основные цели в образовании детей  в современном ДОУ связываются с всемирным развитием личности ребенка, формированием умственной активности,  творческих способностей и нравственной ответственности. И здесь огромное значение имеет личностно-ориентированный подход в образовании. Долгие годы приоритетом оказывалось не личность, а тот продукт, который можно было от нее получить, (выполнение определенных социальных функций, реализация моделей поведения). Н.А. Бердяев так говорил о личности: «Личность разностное существо, существо своеобразное, не похожее ни на какое другое существо».

В центре всей воспитательной работы в ДОУ  должны стоять не мероприятия, не формы и методы, а сам ребенок – высшая цель, смысл педагогической работы.

Именно это и является основой личностно-ориентированного подхода.

Отношения между педагогом и воспитанником в силу различий возраста опыта, социальных ролей, никогда не могут быть абсолютно равными. Равенство обязательно должно проявляться в выражении педагогом чувства искренности по отношению к воспитаннику. Педагог, раскрываясь навстречу ребенку и получая в ответ его откровенность, помогает свободному формированию личности, ее развитию и обогащению себя. Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но получит ли каждый человек посильное развитие, достигнет максимально возможного уровня, найдет занятие по душе и свое место в жизни, станет свободно-творческой личностью , достойно проживет свою жизнь, зависит от дошкольного учреждения. Всех детей нужно любить, уважать и создавать максимальные условия для свободного формирования личности. Педагогика требует ставить ребенка в центр отношений и делать все, чтобы он получил максимальное развитие. Надо отказаться от авторитарной педагогики с ее педагогическим давлением на личность, отрицающим возможность установления нормальных человеческих отношений между педагогом и ребенком, а перейти к формированию гуманистической педагогики, которая утверждает воспитанника в роли активного, сознательного и равноправного участника учебно-воспитательного процесса, развивающегося со своими возможностями, основанная на личностно-ориентированном подходе.

Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы педагог:

- постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников;

- умел диагностировать и знал реальный уровень сформированноститаких важных личностных качеств; как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы и др.;

- постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него и все усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности;

- своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели, а если причины эти не удалось вовремя выявить и устранить, оперативно изменял тактику воспитания в зависимости от новых сложившихся условий и обстоятельств;

- максимально опирался на собственную активность личности;

- сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания;

- развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, не столько руководил, сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху деятельность.

Личностно ориентированный подход является также основным фактором свободно-творческого формирования личности дошкольника.

Правила личностно-ориентированного подхода взаимодействия с детьми в непосредственно образовательной деятельности.

  1. Подвергать ревизии традиционные методы, формы, средства воспитания (они разрабатывались для других целей и в других социально-экономических условиях).
  2. Исключить методы наказания, унижающие личность.
  3. Формы организации воспитательного процесса не должны наносить ущерба здоровью детей.
  4. Поощрять стремление ребенка честно относится к своим обязанностям.
  5. Принципиально, но доброжелательно обсуждать плохие поступки.
  6. Осуждать поступок, но уважать личность.
  7. Помогать обнаруживать ошибки.
  8. Поддерживать эмоциональное благополучие ребенка.
  9. Формировать положительную самооценку ребенка.
  10.  Постоянно наращивать требования , закреплять достигнутые результаты.
  11.  Искать возможность  вызвать активную деятельность  личности в нужном направлении , а не пассивно ждать появления негативного поступка.
  12. Безусловнопонимать, принимать, любить ребенка доброй, но требовательной любовью.
  13.  Жить интересами и переживаниями ребенка.
  14.  Хорошо понимать себя, свои сильные и слабые стороны.
  15. Зорко всматриваться  в детей, чтобы в каждый момент знать, как идет процесс воспитания.
  16.  Искренно радоваться успехам ребенка.
  17. Слушать ребенка очень внимательно, демонстративно отложив в сторону самую срочную работу.
  18. Крепко удерживать воспитательный процесс под контролем в рамках выбранной стратегии.
  19. Получать удовольствие от общения с детьми.
  20. Разговаривать с детьми так, как они хотят, чтобы с ними разговаривали. Ни в коем случае не настраивать его против родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированный подход к воспитанию и обучению детей с нарушением речи и интеллекта на основе тесного профессионального взаимодействия педагогов

Постоянный  рост  числа  детей  с  отклонениями  в  развитии  выдвигает  диагностико-коррекционное  и  профилактическое  направление...

Личностно-ориентированный подход к воспитанию и обучению детей с речевой патологией.

Главным направлением обновления дошкольного воспитания стала гуманизация педагогического процесса, предполагающая ориентацию педагога на личность ребенка, изменение характера общения с ним, т.е. перех...

"Личностно-ориентированный подход в физическом воспитании детей с ОВЗ"

В сообщении  раскрываются задачи становления двигательных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья. Прилагается подборка подвижных игр по формированию двигательных навыков....

«Модели, формы и методы организации образовательного процесса в рамках личностно– ориентированного подхода к обучению и воспитанию дошкольников»

Ребёнок — уникальная личность, которая стремится к реализации своих качеств, открыта для понимания смысла деятельности и восприятия нового опыта. Задача педагога — осознавать ценность развития личност...

Доклад «Личностно-ориентированный подход в воспитании творчески активной личности»

Доклад «Личностно-ориентированный подход в воспитании творчески активной личности»...

Презентация "Личностно-ориентированная модель образования и воспитания."

Согласно ФГОС ДО,  «образовательный процесс в ДОУ  должен строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми, создавать условия для развития личности реб...