« Личностно-ориентированный подход к воспитанию дошкольноков»
статья на тему
Наше развивающее демократическое общество ставит перед собой цель – создание условий для свободного развития и процветания своих граждан, которые могли обеспечить развитие России и в связи с этим основные цели в образовании детей в современном ДОУ связываются с всемирным развитием личности ребенка, формированием умственной активности, творческих способностей и нравственной ответственности. И здесь огромное значение имеет личностно-ориентированный подход в образовании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skachivaya.docx | 19.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему: « Личностно-ориентированный подход к воспитанию дошкольноков»
Наше развивающее демократическое общество ставит перед собой цель – создание условий для свободного развития и процветания своих граждан, которые могли обеспечить развитие России и в связи с этим основные цели в образовании детей в современном ДОУ связываются с всемирным развитием личности ребенка, формированием умственной активности, творческих способностей и нравственной ответственности. И здесь огромное значение имеет личностно-ориентированный подход в образовании. Долгие годы приоритетом оказывалось не личность, а тот продукт, который можно было от нее получить, (выполнение определенных социальных функций, реализация моделей поведения). Н.А. Бердяев так говорил о личности: «Личность разностное существо, существо своеобразное, не похожее ни на какое другое существо».
В центре всей воспитательной работы в ДОУ должны стоять не мероприятия, не формы и методы, а сам ребенок – высшая цель, смысл педагогической работы.
Именно это и является основой личностно-ориентированного подхода.
Отношения между педагогом и воспитанником в силу различий возраста опыта, социальных ролей, никогда не могут быть абсолютно равными. Равенство обязательно должно проявляться в выражении педагогом чувства искренности по отношению к воспитаннику. Педагог, раскрываясь навстречу ребенку и получая в ответ его откровенность, помогает свободному формированию личности, ее развитию и обогащению себя. Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но получит ли каждый человек посильное развитие, достигнет максимально возможного уровня, найдет занятие по душе и свое место в жизни, станет свободно-творческой личностью , достойно проживет свою жизнь, зависит от дошкольного учреждения. Всех детей нужно любить, уважать и создавать максимальные условия для свободного формирования личности. Педагогика требует ставить ребенка в центр отношений и делать все, чтобы он получил максимальное развитие. Надо отказаться от авторитарной педагогики с ее педагогическим давлением на личность, отрицающим возможность установления нормальных человеческих отношений между педагогом и ребенком, а перейти к формированию гуманистической педагогики, которая утверждает воспитанника в роли активного, сознательного и равноправного участника учебно-воспитательного процесса, развивающегося со своими возможностями, основанная на личностно-ориентированном подходе.
Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы педагог:
- постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников;
- умел диагностировать и знал реальный уровень сформированноститаких важных личностных качеств; как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы и др.;
- постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него и все усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности;
- своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели, а если причины эти не удалось вовремя выявить и устранить, оперативно изменял тактику воспитания в зависимости от новых сложившихся условий и обстоятельств;
- максимально опирался на собственную активность личности;
- сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания;
- развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, не столько руководил, сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху деятельность.
Личностно ориентированный подход является также основным фактором свободно-творческого формирования личности дошкольника.
Правила личностно-ориентированного подхода взаимодействия с детьми в непосредственно образовательной деятельности.
- Подвергать ревизии традиционные методы, формы, средства воспитания (они разрабатывались для других целей и в других социально-экономических условиях).
- Исключить методы наказания, унижающие личность.
- Формы организации воспитательного процесса не должны наносить ущерба здоровью детей.
- Поощрять стремление ребенка честно относится к своим обязанностям.
- Принципиально, но доброжелательно обсуждать плохие поступки.
- Осуждать поступок, но уважать личность.
- Помогать обнаруживать ошибки.
- Поддерживать эмоциональное благополучие ребенка.
- Формировать положительную самооценку ребенка.
- Постоянно наращивать требования , закреплять достигнутые результаты.
- Искать возможность вызвать активную деятельность личности в нужном направлении , а не пассивно ждать появления негативного поступка.
- Безусловнопонимать, принимать, любить ребенка доброй, но требовательной любовью.
- Жить интересами и переживаниями ребенка.
- Хорошо понимать себя, свои сильные и слабые стороны.
- Зорко всматриваться в детей, чтобы в каждый момент знать, как идет процесс воспитания.
- Искренно радоваться успехам ребенка.
- Слушать ребенка очень внимательно, демонстративно отложив в сторону самую срочную работу.
- Крепко удерживать воспитательный процесс под контролем в рамках выбранной стратегии.
- Получать удовольствие от общения с детьми.
- Разговаривать с детьми так, как они хотят, чтобы с ними разговаривали. Ни в коем случае не настраивать его против родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Личностно-ориентированный подход к воспитанию и обучению детей с нарушением речи и интеллекта на основе тесного профессионального взаимодействия педагогов
Постоянный рост числа детей с отклонениями в развитии выдвигает диагностико-коррекционное и профилактическое направление...
Статья "Организация развивающей среды в ДОУ - как важнейшее условие реализации личностно-ориентированного подхода в воспитании и обучении детей."
Как организовать развивающюю среду в ДОУ...
Личностно-ориентированный подход к воспитанию и обучению детей с речевой патологией.
Главным направлением обновления дошкольного воспитания стала гуманизация педагогического процесса, предполагающая ориентацию педагога на личность ребенка, изменение характера общения с ним, т.е. перех...
"Личностно-ориентированный подход в физическом воспитании детей с ОВЗ"
В сообщении раскрываются задачи становления двигательных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья. Прилагается подборка подвижных игр по формированию двигательных навыков....
«Модели, формы и методы организации образовательного процесса в рамках личностно– ориентированного подхода к обучению и воспитанию дошкольников»
Ребёнок — уникальная личность, которая стремится к реализации своих качеств, открыта для понимания смысла деятельности и восприятия нового опыта. Задача педагога — осознавать ценность развития личност...
Доклад «Личностно-ориентированный подход в воспитании творчески активной личности»
Доклад «Личностно-ориентированный подход в воспитании творчески активной личности»...
Презентация "Личностно-ориентированная модель образования и воспитания."
Согласно ФГОС ДО, «образовательный процесс в ДОУ должен строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми, создавать условия для развития личности реб...