Календарно-тематическое планирование
календарно-тематическое планирование (средняя группа) на тему

Гусева Анастасия Алексеевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Теремок» г. Болгар

Спасского муниципального района Республики Татарстан

«ПРИНЯТО»                                                                                                                                       «УТВЕРЖДАЮ»

Протокол №1                                                                                                                                       Заведующий МБДОУ

педагогического совета                                                                                                                     _________А.С. Тарасова

от «____»________2016г.                                                                                                                   Приказ №____от  «____»_____2016г.

Календарно-тематическое планирование

средней группы (4-5 лет)

на 2016-2017 учебный год

Воспитатель: Гусева Анастасия Алексеевна

г. Болгар

1 ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 4-5 лет

В средняя дошкольном возрасте(4-5 лет) продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т. д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д.Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за

пределы их наглядного опыта. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.

Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона.

Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.

Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали. Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

1.2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КАЛЕНДАРНО_ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО, следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослы

Целевые ориентиры:

● ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;

● ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;

● ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре. Ребёнок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;

● творческие способности ребёнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания;

● у ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т. п.;

● ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело.

Ребёнок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены;

● ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п., у ребёнка складываются предпосылки грамотности. Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ « ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

Направления: «Здоровье», «Физическая культура»

Пояснительная записка

Образовательная область «Физическое развитие» включает в себя два образовательных направления: «Здоровье» и «Физическая культура».

Содержание направления «Здоровье» нацелено на достижение охраны здоровья детей и формирование основы культуры здоровья через решение следующих задач:

• сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

• воспитание культурно-гигиенических навыков;

• формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Содержание направления «Физическая культура» нацелено на достижение целей формирования у детей интереса к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение задач:

•  развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости, координации);

• накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

•  формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании[1].

Во всех формах организации двигательной деятельности необходимо не только формировать у детей двигательные умения и навыки, но и воспитывать целеустремленность, самостоятельность, инициативность, развивать умение поддерживать дружеские отношения со сверстниками.

На пятом году жизни движения ребенка становятся более уверенными и координированными. Внимание приобретает все более устойчивый характер, совершенствуется зрительное, слуховое и осязательное восприятие, развивается целенаправленное запоминание. Дети уже способны различать разные виды движений, выделять их элементы. У них появляется интерес к результатам движения, потребность выполнять его в соответствии с образцом. Все это позволяет приступить к обучению технике выполнения основных движений, отработке их качества. Полученные на занятиях знания о значении физических упражнений для организма человека помогают воспитать потребность быть здоровым и вести здоровый образ жизни. Педагогам необходимо продолжать начатую в младшей группе работу по укреплению здоровья детей. Для этого необходимо ежедневно проводить: прогулки на воздухе в соответствии с режимом дня, комплекс закаливающих процедур; утреннюю гимнастику продолжительностью 6-8 минут.

Основной формой систематического обучения детей физическим упражнениям является интегрированная деятельность, которая состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. В каждой из них достигается определённый уровень развития интегративных качеств ребёнка. Продолжительность - 20-25 минут.

В средней группе проводятся три физкультурных мероприятия в неделю, одно из них - на прогулке. Продолжительность каждой части увеличивается по сравнению с предыдущим годом за счет усложнения упражнений, отработки техники движений и увеличения времени выполнения.

К концу пятого года дети могут:

ходить и бегать, соблюдая правильную технику движений;

• лазать по гимнастической стенке, не пропуская реек, перелезая с одного пролета на другой; ползать разными способами: опираясь на кисти рук, колени и пальцы ног, на стопы и ладони; на животе, подтягиваясь руками;

•  принимать правильное исходное положение в прыжках с места, мягко приземляться, прыгать в длину с места на расстояние не менее 70 см;

• ловить мяч кистями рук с расстояния до 1,5 м; принимать правильное исходное положение при   метании,   метать  предметы  разными  способами  правой  и  левой  рукой;   отбивать  мяч о землю (пол) не менее пяти раз подряд;

• выполнять упражнения на статическое и динамическое равновесие;

• строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу;

• скользить самостоятельно по ледяным дорожкам (длина 5 м);

•  ходить на лыжах скользящим шагом на расстояние до 500 м, выполнять поворот переступанием, подниматься на горку;

•  кататься на двухколесном велосипеде, выполнять повороты направо, налево;

• ориентироваться в пространстве, находить левую и правую сторону;

• придумывать варианты подвижных игр, самостоятельно и творчески выполнять движения;

• выполнять имитационные упражнения, демонстрируя красоту, выразительность, грациозность, пластичность движений.

Освоение и совершенствование умений и навыков в основных видах движений, подвижных играх и спортивных упражнениях должно предусматриваться во всех формах работы, организуемых воспитателем: на физкультурных занятиях, на утренней прогулке, во время индивидуальной работы на вечерней прогулке.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО - КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»

Трудовое воспитание

Пояснительная записка

Основной целью трудового воспитания в дошкольном возрасте является формирование положительного отношения к труду. Реализация данной цели осуществляется через решение следующих задач:

- ознакомление с трудом взрослых, формирование представлений об общественной значимости труда и воспитание уважения к людям труда, а также бережного отношения к его результатам;

- организация трудовой деятельности детей, в процессе которой формируются трудовые навыки, навыки организации работы, а также положительные взаимоотношения ребенка со взрослыми и сверстниками.

В конце года дети могут:

•    бережно относиться к своей одежде, уметь приводить её в порядок;

•    самостоятельно поддерживать порядок в помещении и на участке детского сада;

•    ухаживать за птицами и растениями в групповой комнате и на участке;

•    самостоятельно убирать своё рабочее место после окончания занятий и выполнять обязанности дежурных по столовой.

Безопасность

Пояснительная записка

Целевым ориентиром направления «Безопасность» является формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников, а также формирование у них основ безопасности окружающего мира (экологического сознания).

Этот процесс происходит через решение следующих задач:

• формирование представлений об опасных для человека и природы ситуациях;

•  формирование осмотрительного и осторожного отношения к опасным ситуациям в жизни человека;

• приобщение к правилам безопасного поведения в быту, на улице и на природе;

• формирование знаний о Правилах дорожного движения.

Для организации обучения дошкольников Правилам дорожного движения необходимо создать в ДОУ специальные условия но построению предметно-развивающей среды, которая может быть представлена следующими компонентами:

•  Игрушки и игровое оборудование: транспорт: автобус, поезд с железной дорогой, машины легковые, грузовые, пожарная машина, скорая, милицейская машина; куклы, коляски; конструктор деревянный; куклы: светофор, инспектор ГИБДД, ребенок, театр бибабо, звери. Режиссерская игра: игровое поле - дорога. «Дорога в сказочном лесу» (герои из сказок, знаки).

•  Наглядно-дидактические пособия: общественный транспорт: трамвай, троллейбус, автобус, «метро», маршрутка, такси, поезд с железной дорогой, легковые, грузовые машины; картины: с изображением улицы города (со знаками и светофором); перекресток с инспектором ГИБДД; картина, где изображены проезжая часть (с машинами), тротуар (с людьми); карточки 10x15 с изображением разных ситуаций на дороге: игры в мяч на дороге; переход людей по пешеходному переходу, переход людей по подземному переходу;  дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Осторожно, дети», «Двухстороннее движение». Перфокарты - A3 с разными ситуациями в файле. Макет на столе (или стене из ткани, дорога - машины, люди). Лабиринт «Путешествие по городу», дорога со знаками и маленькими машинками. Алгоритмы «Как правильно  переходить  дорогу»,  «Осторожно,  дорога»,  «Найдите  пешеходный переход».

•  Атрибуты к сюжетно-ролевым играм: фартуки или шапочки со знаками (4); светофор, перекресток на полу (из любого материала) с зеброй и островком безопасности. Атрибуты для инспектора ГИБДД. Шапочка для машиниста, рули; на картоне - общественный транспорт: автобус, поезд, машина; макеты домов, общественных зданий, дорожные знаки.

• Дидактические игры: «Угадай, на чем повезешь», «Правильно - неправильно», «Разрешено - запрещено», «Дорожное поле».

• Маршруты безопасного пути от детского сада до дома.

Содержание направления «Безопасность» представлено для всех участников образовательно-воспитательного процесса ДОУ: дети - педагог - родители. К концу года дети могут:

• владеть навыками безопасного поведения в подвижных и спортивных играх;

• пользоваться спортивным и садовым инвентарём с учётом правил безопасности; знать правила безопасного поведения и передвижения в помещении, на улице и в транспорте.

В конце года ребенок средней группы может знать:

•  Низкий уровень. Знает, какой транспорт передвигается на дороге. Знает его части; умеет ориентироваться в пространстве. Знает о назначении светофора в целом.

• Средний уровень. Знает, какой транспорт передвигается по дороге (проезжей части) и железной дороге. Знает составные части транспорта. Знаком с работой шофера, машиниста. Знает о правилах поведения на проезжей части, на тротуаре, улице, в транспорте; на зимней дороге, знает назначение каждого цвета светофора.

• Высокий уровень. Ориентирован в том, что машины движутся по проезжей части улицы, а пешеходы идут по тротуару. Знает о назначении светофора и всех его сигналов, хорошо ориентируется в пространстве. Имеет представления о видах транспорта, об особенностях их передвижения. Имеет представления о назначении специализированного транспорта: пожарной машины, милицейской машины, скорой помощи. Умеет себя правильно вести во всех видах общественного транспорта. Знает, какие правила безопасного поведения необходимо соблюдать на дороге. Ориентирован в том, что движение машин может быть односторонним и двусторонним и проезжая часть улицы при двустороннем движении может разделяться линией. Знает о том, что на дороге есть «островок безопасности» и имеет представления о его назначении. Знает, в каком городе живет и какой у него адрес. Знает безопасный путь от детского сада домой. Ориентирован в том, что на дорогах расположено много дорожных знаков. Знает и объясняет назначение таких дорожных знаков, как «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Надземный переход», «Двустороннее движение»,.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

Познание

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Пояснительная записка

Раздел «Формирование элементарных математических представлений» является одной из составляющих содержания образовательного направления «Познание». Развитие элементарных математических представлений имеет большое значение в умственном воспитании детей.

Цель программы по элементарной математике - формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе привлечения внимания детей к количественным отношениям предметов и явлений окружающего мира. Реализация цели происходит через решение следующих задач:

- формирование представления о количестве предметов разного цвета, размера, формы;

- развитие умения определять равенство или неравенство частей множества;

- развитие умения отсчитывать предметы из большого количества (на основе наглядности);

- совершенствование умения сравнивать предметы по величине;

- расширение представлений о геометрических фигурах;

- развитие умения ориентироваться в пространстве и во времени.

Условием успешной реализации программы по элементарной математике является организация особой предметно-развивающей среды в группах на участке детского сада для прямого действия детей со специально подобранными группами предметов и материалами в процессе усвоения математического содержания.

В средней группе длительность занятия составляет 15-20 минут. В процессе обучения широко используются дидактические игры.

К концу года дети пяти лет могут:

• различать, из каких частей составлена группа предметов, называть их характерные особенности (цвет, форму, величину);

• считать до 5 (количественный счет), отвечать на вопрос «Сколько всего?»;

• сравнивать две группы путем поштучного соотнесения предметов (составления пар);

•  раскладывать 3—5 предметов различной величины (длины, ширины, высоты) в возрастающем (убывающем) порядке; рассказать о величине каждого предмета в ряду;

• различать и называть треугольник, круг, квадрат, прямоугольник; шар, куб, цилиндр; знать их характерные отличия;

• находить в окружающей обстановке предметы, похожие на знакомые фигуры;

• определять направление движения от себя (направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз);

• различать левую и правую руки;

• определять части суток.

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА, РАСШИРЕНИЕ КРУГОЗОРА.

Пояснительная записка

Раздел рабочей программы «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора» является одной из составляющих направления  «Познание» и включает в себя следующие части: предметное окружение, явления общественной жизни, мир природы.

Каждая составляющая часть раздела рабочей программы имеет свою базовую основу.

Введение в предметный мир предполагает формирование представлении о предмете как таковом и как о творении человеческой мысли и результатов деятельности.

В ознакомлении детей с явлениями общественной жизни стержневой темой является жизни и труд людей.

В основе приобщения к миру природы лежит помощь ребенку в осознании себя как активного субъекта природы.

Цель раздела - расширять представления детей об окружающем мире.

Реализация цели происходит через решение следующих задач:

- формирование умения сравнивать и группировать предметы окружающего мира по их признакам (цвет, форма, величина, вес);

- уточнение, систематизация и углубление знаний о материалах, из которых сделаны предметы, об их свойствах и качествах;

- формирование представлений о видах человеческого труда и профессиях;

- развитие интереса к миру природы;

- развитие умений правильно взаимодействовать с природой;

- формирование представлений о причинно-следственных связях внутри природного комплекса;

- развитие эмоционально-доброжелательного отношения к живым объектам природы в процессе общения с ними;

- развитие осознанного отношения к себе, как к активному субъекту окружающего мира;

- формирование привычки рационально использовать природные ресурсы.

Реализация рабочей  программы  осуществляется в процессе как повседневного общения с детьми. Во всех группах детей знакомят с многообразием окружающего мира, но на каждом возрастном этапе интересы и предпочтения дошкольников касаются то одной, то другой сферы деятельности. Поэтому сетка мероприятий предусматривает разумное чередование их в течение каждого месяца.

К концу года дети могут:

•   называть самые разные предметы, которые их окружают в помещениях, на участке, на улице; знать их назначение, называть свойства и качества, доступные для восприятия и обследования;

• проявлять интерес к предметам и явлениям, которые они не имели (не имеют) возможности видеть;

•  с удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ, в частности направленных на то, чтобы порадовать взрослых, детей (взрослого, ребенка);

• составить рассказ о своем родном городе (поселке, селе);

• рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать милиционером, пожарным, военным и т. п.);

• знать о значении денег и пользоваться в игре аналогами денежных купюр;

•  участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и неживом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им;

• рассказать о сезонных изменениях природы.

Раздел «Развитие познавательно-исследовательской деятельности» также является составляющей частью образовательного  направления «Познание». Детские исследовательские проекты являются эффективным и дидактически оправданным методом обучения. Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить её до положительного результата, проявлять инициативу и творчество.

Основной целью этого раздела является формирование потребности в исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста.

Реализация цели происходит через решение следующих задач:

- создание методически грамотных условий для детского экспериментирования на занятиях и в самостоятельной творческой деятельности детей;

- формирование умения оформлять результаты исследовательской деятельности;

- создание условий для презентации результатов исследовательской деятельности;

- привлечение родителей к участию в исследовательской деятельности ребёнка.

В конце года дети могут:

• самостоятельно повторить проделанные вместе со взрослыми опыты;

• составлять план исследовательской работы, делать схемы и зарисовки;

•  сопоставлять результаты наблюдений, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения.

Образовательная область « Речевое развитие»

Пояснительная записка

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.

Целевым ориентиром направления «Коммуникация» является овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. Реализация цели происходит через решение следующих задач:

-развитие свободного общения с детьми и взрослыми;

-развитие всех компонентов устной речи детей в различных видах детской деятельности; практическое овладение нормами речи[2].

К концу года дети средней группы могут:

•  значительно увеличить свой словарь, в частности, за счет слов, обозначающих предметы и явления, не имевшие места в собственном опыте ребенка;

•  активно употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики, разнообразные свойства и качества предметов. Понимать и употреблять слова-антонимы; образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница- сухарница);

• осмысленно работать над собственным произношением, выделять первый звук в слове;

• осмысливать причинно-следственные отношения; употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;

•  подробно, с детализацией и повторами рассказывать о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого повторять образцы описания игрушки, драматизировать (инсценировать) отрывки из знакомых произведений;

• рассказывать невероятные истории, что является следствием бурного развития фантазии;

• активно сопровождать речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия).

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ  «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

Изобразительная деятельность: рисование, лепка, аппликация.

Пояснительная записка

«Развитие продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация,

художественный труд»

Содержание направления «Художественное творчество» нацелено на формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности и удовлетворение потребности детей дошкольного возраста в самовыражении.

Основными задачами художественно-эстетического развития являются:

-  развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);

- развитие детского творчества;

- приобщение к изобразительному искусству[3].

Для успешного овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества необходимо помнить об общих для всех возрастных групп условиях.

1.  Формирование сенсорных процессов, обогащение сенсорного опыта, уточнение и расширение представлений о тех предметах, объектах и явлениях, которые им предстоит изображать.

2. Учет индивидуальных особенностей детей, их желаний и интересов.

3.  Использование детских работ в оформлении помещений детского сада, организации разнообразных выставок, а также для подарков детям и взрослым. Дошкольники должны чувствовать: их рисунки, лепка, аппликация вызывают интерес взрослых, нужны им, могут украсить детский сад, квартиру, дом, где они живут.

4.  Разнообразие тематики детских работ, форм организации занятий (создание индивидуальных и коллективных композиций), художественных материалов.

5.  Создание творческой, доброжелательной обстановки в группе, на занятиях по изобразительной деятельности и в свободной художественной деятельности. Уважение к творчеству детей.

6. Учет национальных и региональных особенностей при отборе содержания для занятий рисованием, лепкой,аппликацией.

Одна из важных задач художественно-творческой деятельности - научить детей оценивать свои работы и работы сверстников, выделять наиболее интересные изобразительные решения в работах других, высказывать эстетические оценки и суждения, стремиться к содержательному общению, связанному с изобразительной деятельностью.

К концу года дети могут:

•  выделять выразительные средства дымковской и филимоновской игрушки, проявлять интерес к книжным иллюстрациям.

 

В рисовании

•  изображать предметы и явления, используя умение передавать их выразительно путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов: карандашей, красок (гуашь), фломастеров, цветных жирных мелков и др.;

•  передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая их на листе в соответствии с содержанием сюжета;

• украшать силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи. Познакомить с Городецкими изделиями. Развивать умение выделять элементы городецкой

росписи (бутоны, купавки, розаны, листья); видеть, называть цвета, используемые в росписи.

В лепке

•  создавать образы разных предметов и игрушек, объединять их в коллективную композицию; использовать все многообразие усвоенных приемов.

В аппликации

• правильно держать ножницы и резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник), вырезать круг из квадрата, овал - из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы;

• аккуратно наклеивать изображения предметов, состоящих из нескольких частей;

• подбирать цвета в соответствии с цветом предметов или по собственному желанию;

• составлять узоры из растительных форм и геометрических фигур.

Пояснительная записка к разделу «Развитие продуктивной деятельности: конструирование»

Ребенок на пятом году жизни достаточно самостоятельный и инициативный. Основные достижения данного возраста напрямую связаны с развитием интереса к конструированию. У него активно развиваются мелкая моторика, глазомер. Движения рук уже более точные, ловкие, что помогает ему овладевать умением мастерить. У ребенка возникает интерес к качеству своего труда; он начинает осознанно стремиться к соблюдению определенных требований, предъявляемых воспитателем (последовательность операций, использование разных способов конструирования), проявляет желание овладеть теми или иными навыками и охотно упражняться в конструировании. Ребенок уже в состоянии устанавливать понятные ему причинно-следственные отношения. У него быстро совершенствуются все психические процессы, и особенно память.

В силу психологических и физиологических особенностей детей данного возраста и согласно принципу интеграции образовательных областей, продуктивная деятельность,  наиболее полно будет реализована в следующем варианте: рисование, лепка, аппликация и конструирование..

Правильное руководство детской деятельностью позволяет педагогу преодолевать трудности и вести целенаправленную работу по развитию художественно-творческих способностей дошкольников.

Целевые ориентиры  по конструированию к концу пятого года:

• у детей расширяются знания и представления о конструируемых объектах;

• расширяются представления о деятельности людей, связанных со строительством, созданием техники, предметов, вещей;

• дети учатся анализировать постройки, конструкции, рисунки;

•  у детей формируются представления о строительных деталях, их названиях и свойствах (форма, величина, устойчивость, способы соединения, крепления);

•  дети учатся преобразовывать постройки по разным параметрам, сооружать по словесной инструкции;

•  совершенствуются конструктивные навыки (комбинируют детали, сочетают по форме, по-разному соединяют, накладывая, приставляя, экспериментируя с ними);

• развиваются навыки пространственной ориентации (спереди, сзади, внутри и пр.);

• дети создают постройки по индивидуальному и совместному замыслу и играют с ними;

• развивается творчество, изобретательство;

•  формируется эстетический вкус в гармоничном сочетании элементов при оформлении построек, поделок;

• дети упражняются в изготовлении простых плоских игрушек из бумажных полос способом складывания их пополам и оформления вырезанными бумажными элементами;

• учатся мастерить элементарные игрушки оригами;

• упражняются в изготовлении поделок из бросового (коробки) и природного материала;

• учатся пользоваться ножницами, клеем;

• развивается деловое и игровое общение детей;

• дети приучаются к аккуратности в работе и порядку.

СЕНТЯБРЬ

Тема проекта: ««Мой город»

Цель: знакомить со своим городом и его особенностями.

Задачи:

-воспитывать любовь к своему городу;

-знакомить с родным городом, его названием основными достопримечательностями;

-знакомить  с видами транспорта, в том числе городским; с правилами поведения в городе,

с элементарными правилами дорожного движения;

-знакомить с городскими  профессиями.

Образовательные области

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Тема недели

Транспорт

Мониторинг

Мониторинг

Профессии

Физическое развитие

ЗДОРОВЬЕ

Утренняя гимнастика

Комплекс №1

Упражнения без предметов

Комплекс №2

Упражнение с обручем

Пальчиковые игры

«Транспорт»

Будем пальчики сгибать -

(Сжимают и разжимают пальчики.)

Будем транспорт называть:

Автомобиль и вертолет,

Трамвай, метро и самолет.

(Поочередно разжимают пальчики, начиная с мизинца.)

Пять пальцев мы в кулак зажали,

Пять видов транспорта назвали.

(Сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого).

«Игрушки»

У Антошки есть игрушки:

Вот веселая лягушка.

Вот железная машина.

Это мяч. Он из резины.

Разноцветная матрешка

И с хвостом пушистым кошка.

( Поочередно сгибают пальчики в кулачок, начиная с большого)

«Детки»

 (поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)
Раз, два, три, четыре, пять, Будем пальчики считать.
Крепкие, дружные, Все такие нужные.
(поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы; поочерёдно сгибать их в кулачок, начиная с большого) 
Тише, тише, тише, Не шумите!
Наших деток не будите! Птички станут щебетать,
Будут пальчики вставать
. 
(раскачивать кулачок вверх-вниз по ритмике стихотворных строк, а на слове “вставать” - открыть кулачок, широко раздвинув пальцы) 

«Профессии»

Много есть профессий знатных,

(Соединять пальцы правой руки с большим.)

И полезных, и приятных.

(Соединять пальцы левой руки с большим.)

Повар, врач, маляр, учитель,

Продавец, шахтёр, строитель…

(Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим.)

Сразу всех не называю,

(Сжимать и разжимать кулачки.)

Вам продолжить предлагаю.

(Вытянуть руки вперёд ладонями вверх.)

Гимнастика после сна

Комплекс №1 «У нас в детском саду»

Комплекс №2 «Осень»

Физическая культура

Л.И. Пензулаева «Физическая культура в детском саду», Средняя группа

Занятие №1, стр 19

Занятие №2, стр20

Занятие №3, Стр.21

Занятие №4,стр 21

Занятие №5, стр 23

Занятие № 6, стр 23

Занятие №7, стр. 24

Занятие № 8, стр.26

Занятие № 9, стр.26

Занятие №10, стр26

Занятие № 11, стр 28

Занятие № 12, стр 29

Подвижные игры

Картотека №1 «Мышеловка»

Цель: Развивать у детей выдержку, умение согласовывать движения со словами, ловкость. Упражнять в беге и приседание, построение в круг и ходьбе по кругу.

Картотека №2 «Катай мяч»

Цель: развивать выдержку, внимание, ловкость. Упражнять в катании мяча.

Картотека №3 «Перелет птиц»

Цель:развивать у детей выдержку, умение двигаться по сигналу. Упражнять в беге, лазании.

Картотека №4 «Хитрая лиса»

Цель:

развивать у детей выдержку и наблюдательность. Упражнять в быстром беге, в построении в круг, в ловле.

Подвижные игры на прогулке

«Гуси», «Пастух и стадо».

Цели:- совершенствовать координацию движений;

развивать ловкость, пространственную ориентировку.

«Утята», «Птицы и дождь».

Цели: упражнять в беге, лазании, прыжках;

воспитывать ловкость, быстроту.

«Подбрось — поймай», «Найди, где спрятано».

Цели: упражнять в бросании и ловле мяча;

учить ориентировке в пространстве.

«Огуречик, огуречик».

Цели: - учить быстро выполнять действия по сигналу;

улучшать координацию движений, умение придать броску силу

«Найди себе пару».

Цель: учить быстро двигаться по сигналу,' меняя направление движения.

«Поймай мяч». 

Цели: продолжать закреплять навыки подбрасывания и ловли мяча двумя руками;

воспитывать внимание и ловкость

«Зайцы и волк». 

Цели: продолжать развивать двигательную активность детей;

приучать к самостоятельному выполнению правил.

 «Лохматый пес».

Цель: учить двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения.

 «Догони меня».

Цель: учить быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве, развивать ловкость.

 «Ловишки», «Подбрось — поймай».

Цель: развивать самостоятельность в организации подвижных игр.

«Птичка в гнездышке».

Цели:- учить по сигналу прыгать на двух ногах;

развивать ловкость, внимательность, координацию движений.
«Лягушки».

Цели: —        учить выполнять движения в соответствии с текстом;  выполнять прыжки, отталкиваясь одновременно двумя ногами, спрыгивать мягко;   уметь занять свободное место на бревне.

«Найди свой цвет».

Цель: искать свой цвет по сигналу воспитателя.

«Ловишки», «Найди свой домик».

Цель: развивать ловкость, умение быстро действовать по сигналу, точно соблюдать правила игры.

Игровые упражнения

«Не пропусти мяч» стр. 21

«Не задень» стр.21

«Прокати обруч» стр.23

«Вдоль дорожке» стр.24

Социально коммуникативное развитие: Игра

Сюжетно-ролевая игра-ситуация

Н.Ф. Губанова «развитие игровой деятельности» Средняя группа

«СЕМЬЯ» -встречаем гостей

Наш дедушка строитель стр.13-15

«СЕМЬЯ»- ремонт дома

«Удедушки день рождение» стр. 15-16

«СЕМЬЯ»-уборка дома.

«СЕМЬЯ»-мама пришла с работы

«Наши дружные соседи»

стр.16-19

Театрализованные игры и досуги

Пальчиковый театр  «Колобок»

ТРУД

(Труд)

(Безопасность)

Поручения

Формировать умение самостоятельно одеваться, раздеваться, аккуратно складывать одежду.  Побуждать детей к ручному труду: помощь воспитателю в ремонте книг и дидактических пособий (подклеивание книг, карточек, коробок)

В уголке природы

Стимулировать самостоятельную деятельность детей по поддержанию порядка в группе и на участке детского сада (уборка игрушек, строительного материала; мытьё игрушек, стирка одежды кукол; сбор листьев, ветхой растительности).

На прогулке

Поощрять самостоятельный полив растений в группе и на участке.

Наблюдение

Картотека №1

Наблюдение за сезонными изменениями природы.

Цели: формировать представления об изменениях в природе (день  стал короче, ночь длиннее);

учить различать и характеризовать приметы ранней осени,  узнавать их в стихотворениях;

воспитывать любовь к природе.

Картотека №4

Наблюдение за погодой

Цель: закреплять знания о сезонных изменениях в жизни растений.

Картотека №7

Наблюдение за собакой

Цели:

формировать представление о внешнем виде собаки;

воспитывать потребность заботиться о домашнем животном.

Картотека №10

Наблюдение за воробьем

Цели: - продолжать закреплять и систематизировать знания о воробье;

обогащать словарный запас художественным словом о воробье;  активизировать внимание и память

Картотека №2

Наблюдение за цветником

Цель: формировать представления детей о том, что цветы — живые, они растут и изменяются

Картотека №5

Наблюдение за воробьем

Цели:

углублять знания об особенностях внешнего вида воробья, жизненных проявлений;

активизировать внимание и память детей.

Картотека №8

Наблюдение за собаками

Цели:

~ расширять представления о породах собак;

— воспитывать заботливое отношение к животным

Картотека №11

Наблюдение за березой

Цели:

—продолжать знакомить с характерными особенностями березы,
выделяя признаки живого;

—воспитывать бережное отношение к дереву.

Картотека № 3

Наблюдение за вороной

Цели:

  • расширять знания о вороне;
  • воспитывать любознательность и интерес к жизни птиц.

Картотека №6

Наблюдение за березой

Цели:

продолжать знакомить с характерными особенностями березы,
по которым ее можно выделить среди других деревьев;

воспитывать желание любоваться красотой дерева.

Картотека №9

Наблюдение за пожарной машиной

Цели:

расширять знания о роли машин и их механизмах;

воспитывать любознательность.

Картотека №12

Наблюдение за листопадом

Цели:

— знакомить с многообразием красок золотой осени, понятием «листопад»;

— воспитывать любовь к природе.

Ребёнок и его здоровье

«Витамины полезны для здоровья».

Рассказ воспитателя о витаминах. Рассматривание овощей и фруктов.

Ребёнок на улице

Тема: «Наш друг светофор». Игра «Приключения светофорика» (введение в проект)

Закрепить знания о светофоре и назначении его цветов. Продолжить работу по ознакомлению детей с правилами поведения на проезжей части и на тротуаре. Закреплять знания о том, что улица делится на две части: тротуар и проезжую часть. Развивать наблюдательность к дорожным знакам и работе светофора .

Интеграция.Художественное творчество: выполнить рисунок или аппликацию «Разноцветный светофорик». Чтение: прочитать и выучить стихотворение А. Усачева «Домик у перехода».

Тема: «Обманчивая внешность» Объяснять опасность контактов с незнакомыми людьми. Учить правилам поведения в случае насильственных действий со стороны взрослого. Познакомить с правилами пользования телефоном 01, 02, 03

Безопасность в быту, ПДД

«Тема: «Источники опасности дома» Познакомить детей с предметами домашнего обихода, которые могут представлять для них опасность. Закреплять знания о безопасном поведении в быту

Социально – коммуникативное развитие: рассуждать и обмениваться мнениями на темы «Один дома», «Один на улице», учить анализировать конкретные ситуации и составлять небольшой рассказ по картинке.

Тема: «Открытое окно» 

Рассказать о правилах безопасности рядом с открытыми окнами и балконами. Побуждать детей к обсуждению и анализу конкретных ситуаций. Продолжать работу по расширению представлений о различных видах транспорта.

Познавательное развитие.

ФЦКМ 

О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду»

О.В. Дыбина «Ознакомление с природным и социальным окружением»

«Расскажи о любимых предметах»

Стр.18

«Что нам осень принесла»

Стр.28

«Моя семья»

Стр.19

«У медведя во бору грибы, ягоды беру…»

Стр.30

Опытно-экспер. деятельность

Картотек №1 «Достань камешек»
Цель: закрепление свойств камней по форме, по весу, развитие внимания, координации движений

Картотека №2 «Теплый – холодный»
Цель: закрепление знаний свойств воды: прозрачная, теплая, холодная.

Картотека № 3 «Что как плавает»
Цель: знакомство детей со свойствами различных материалов.

Картотека №4 «Найди шарик»
Цель: закрепление знаний о свойствах песка; знакомство с качествами предметов – размером, формой.

Экологические игры

 «Что где растёт?»

Цель: Формировать у детей элементарные представления о том, где растут овощи, фрукты, цветы, ягоды, грибы.

«Вершки и корешки».

Цель: Закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни - корешки и плоды – вершки, у некоторых  съедобны и вершки и корешки

«Что сажают в огороде?»

Цель: Способствовать умению классифицировать предметы по отдельным признакам (по месту их произрастания).

«Определи на вкус»

Цель: Упражнять в умении определять вкус овощей и фруктов (сладкий, кислый, солёный, горький).

Экскурсии

Вокруг детского сада. Рассматривание здания.

ФЭМП

И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений»

Занятие №1

Стр. 12

Занятие №2

Стр. 13

Занятие №3

Стр.14

Математические игры

«Назови одним словом»

Цель: Развитие умения называть геометрические фигуры одного вида обобщающим словом.

«Подбери по величине»

Цель: Развитие умения классифицировать геометрические фигуры по одному признаку (размер).

«Найди лишнюю фигуру»

Цель: Развитие умения сравнивать геометрические фигуры между собой, выявлять фигуру, отличную от других.

«Подбери подходящее»

Цель: Развитие умения сравнивать геометрические фигуры между собой, выявлять общий признак и подбирать фигуру по общему признаку

Конструктивно – модельная деятельность

«Загородки и заборы»

Упражнять детей в замыкании пространства способом обустраиванию  плоскостных фигур; в различении и назывании четырех основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый) и геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник); закреплять представления об основных строительных деталях и деталях конструктора (куб, кирпич, брусок).

«Домики, сарайчики»

Упражнять детей в огораживании небольших пространств кирпичиками и пластинами, установленными вертикально и горизонтально; в умении делать перекрытия; в усвоении пространственных понятий (впереди, позади, внизу, наверху, слева, справа); в различении и назывании цветов.

«Ковёр из листьев»

(природный материал)

Учить составлять композицию из осенних листьев, творчески дополнять композицию деталями, развивать фантазию и творчество

«Вагончики» (бумага)

Освоить способ – складывание квадрата пополам,   добиваясь совпадения сторон и углов, развивать глазомер.

Утренние беседы

«Берегись автомобиля»

Цель: Расширить представления о правилах поведения в городе, элементарных правилах дорожного движения.

«Мой дом, мой город»

Цель:  Закрепить знание о домашнем адресе, улице. Познакомиться с родным городом.

«Замечательный врач»

Цель:  Формировать понятие о значимости труда врача и медсестры, их деловых и личностных качествах. Развивать эмоциональное доброжелательное отношение к ним.

«В гостях у музыкального руководителя»

Цель:  Познакомить с деловыми и личностными качествами музыкального руководителя. Развивать эмоциональное, доброжелательное отношение к нему.

«Наш трудолюбивый дворник»

Цель:  Познакомить детей с трудовой деятельностью дворника, показать значимость труда; воспитывать желание поддерживать чистоту,  помогать взрослым.

«Помощник воспитателя»

Цель:   Обратить внимание детей на наиболее характерные трудовые операции и результат труда помощника воспитателя.  Воспитывать уважение к его труду.

«В гостях у работника прачки»

Цель:  Развивать умение понимать общественную значимость труда прачки, ее заботливое отношение к детям. Подчеркнуть, что результат достигается с помощью добросовестного отношения к труду. Воспитывать положительные эмоциональное отношение к прачке.

Нравственно-патриотическое воспитание

«Мир людей»

Беседы, занятия, чтение художественной литературы

1.Беседы с детьми о семье.2.Составление рассказов о семье.

3.Рисование по теме «Моя семья»

4.Занятие по теме «Моя семья»

5.Рассматривание сюжетных картинок.

Развитие интеллекта, памяим, внимания, любознательности, воображение. СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ.

Занятие №1.

1.«Пары картинок» (Память)

Разложить перед ребенком картинки попарно /правый ряд - левый ряд/. Например: доктор - градусник, белка - дупло, пчела - цветы... Ребенок рассматривает, запоминает. Через 1 минуту убрать правый ряд, оставив нетронутый левый ряд. Ребенок, глядя на него называет те, которые убрали.

2.. «Музыкальная шкатулка» (Воображение)

Дети слушают музыкальный фрагмент с закрытыми глазами и стараются представить себе то, что подсказывает им музыка. После прослушивания ведущий по очереди вызывает детей и просит показать то, что они представили.

Занятие№2

1.Упражнение на развитие слухового внимания. (Внимание)

«Позвони в колокольчик, когда услышишь звук «а», «о» и т.д.» а), дом, лес, арбуз, дыня, автобус, колесо, окунь, кино, сани, лиса, б), усы, окно, мыло, кукла, олень, миска, окунь, оса, рама.

2. «Раз, два, три - в центр выходи» (Мышление)

Для   этой   игры   готовятся   предметные   картинки:   автомобиль,   дерево,   гриб, балалайка, рыба, стрекоза, бабочка, кролик, пароход, зонтик, паутина, будильник, шарик, барабан, самолет, телевизор, новорожденный, мужчина, здание. Ребенок проявление свою принадлежность к требуемой надсистеме, и, поднимая рисунок, выходит в центр. Ведущий просит объединиться всех, кто:

*Живой, *издает звук, *выше стола, *сам передвигается, *неживой, молчит, *не двигается сам, *ниже стола, *живет в лесу, *живет в воде, *живет в городе,* живет в воздухе.

Развитие речи/ Художественная литература

В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду»

Занятие №1 

Беседа с детьми на тему 

«Надо ли учиться говорить»

Стр. 27

Занятие №2

Звуковая культура речи: звуки с и сь

Стр. 28

Занятие №3

Обучение рассказыванию: «Наша неваляшка»

Стр. 29

Занятие №4

Чтение стихотворения

И. Бунина «Листопад». Составление рассказа о кукле

Стр. 30

Игры по

развитию речи

Картотека №1 «Кто как

разговаривает?»

 Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

Картотека №2

«Кто где живёт?»

Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».

Картотека №3 «Подскажи словечко»

 Цель: развитие мышления, быстроты реакции.

Картотека №4

«Кто как передвигается?»

Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, воображения, ловкости.

Словесные игры

Картотека №1 «Добавлялки»

Картотека №2 

«Узнай домашних животных»

Картотека №3

«Какие слова обозначают транспорт?»

Картотека №4 

«Отгадай предмет»

Дополнительное чтение

Русский фольклор

 Фольклор народов мира

Произведение поэтов и писателей России

Произведение поэтов и писателей разных стран

«Наш козел...»

«Зайчишка-трусишка...»

«Дон! Дон! Дон!»

«Рыбки», «Утята», франц., обр. Н. Гернет и С. Гиппиус;

«Чив-чив, воробей», пер. с коми-пермяц. В. Климова;

И. Бунин. «Листопад» (отрывок); А. Майков. «Осенние листья по ветру кружат...»; 

М. Горький. «Воробьишко»;

В. Витка. «Считалочка», пер. с белорус. И. Токмаковой;

Ю. Тувим. «Чудеса», пер. с польск. В. Приходько;

Заучивание наизусть

 «Дед хотел уху сварить...»,

Дед хотел уху сварить,
Дед пошел ершей ловить,
А за дедом кот Лаврентий,
За котом петух Терентий.
Тащат удочки
Вдоль по улочке.
Деду одному невмочь.
Надо старому помочь

«Ножки, ножки, где вы были?» — рус. нар. песенки; 

- Ножки, ножки, где вы были?
- За грибами в лес ходили.
- А вы, ручки, помогали?
- Мы грибочки собирали.
- А вы, глазки, помогали?
- Мы искали да смотрели,
  все пенечки оглядели.
  Вот и Ванечка с грибком,
  С подосиновичком.

А. Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч...» (из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырей

«Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море, Всюду веешь на просторе,

Не боишься никого, Кроме бога одного.

Аль откажешь мне в ответе? Не видал ли где на свете

Ты царевны молодой? Я жених ее». — «Постой, —

Отвечает ветер буйный, — Там за речкой тихоструйной

Есть высокая гора, В ней глубокая нора;

В той норе, во тьме печальной, Гроб качается хрустальный

На цепях между столбов. Не видать ничьих следов

Вкруг того пустого места;

«Дед хотел уху сварить...»,

Дед хотел уху сварить,
Дед пошел ершей ловить,
А за дедом кот Лаврентий,
За котом петух Терентий.
Тащат удочки
Вдоль по улочке.
Деду одному невмочь.
Надо старому помочь

Скороговорки

Звуки с —Сь

1. У Сони и Сани в сетях сом с усами.

2. У Саньки новенькие санки.

3. У маленькой Сани сани едут сами.

4. У маленькой Сани перевернулись сани.

5. Сене всё бы спать на сене.

6. На острую косу много покосу.

7. Был бы покос, да настал мороз.

8. Береги нос в сильный мороз.

Звуки с —Сь

  1. Сидел воробей на сосне, заснул и свалился во сне. Если б он не свалился во сне, до сих пор бы сидел на сосне.

  1. У меня живёт козлёнок, я сама его пасу. Я козлёнка в сад зелёный завтра утром отвезу.

Чистоговорки

Картотека №1

ЖУ-ЖУ-ЖУ — В зоопарк пришли к моржу.

ЖА-ЖА-ЖА — Испугались мы моржа.

ЖЕ-ЖЕ-ЖЕ — Сидят птички на морже.

ЖУ-ЖУ-ЖУ — Ближе подошли к моржу.

ЖИ-ЖИ-ЖИ — Повернулись к нам моржи.

ЖУ-ЖУ-ЖУ — Рыбку бросили моржу.

ЖИ-ЖИ-ЖИ — Очень мирные моржи.

ЖИ-ЖИ-ЖИ — Не страшны совсем моржи.

Картотека №2

ЗА-ЗА-ЗА — Вот идёт коза.

ЗА-ЗА-ЗА – На лугу стоит коза.

ЗУ-ЗУ-ЗУ — Мы пасём козу.

ЗУ-ЗУ-ЗУ — Мы видели козу.

ЗЕ-ЗЕ-ЗЕ — Дадим траву козе.

ЗЫ — ЗЫ — ЗЫ — Есть козлята у козы,

ЗУ – ЗУ – ЗУ — Веду козу,

ЗОЙ – ЗОЙ — ЗОЙ — Козлята с козой.

ЗОЙ-ЗОЙ-ЗОЙ – Бежит козленок за козой.

Мирилки

Картотека №1

«Хватит нам уже сердиться»

Картотека №2

«Ссориться не будем»

Считалки

Картотека №1 «Семья»

Папа, мама, брат и я- вместе дружная семья,

всю семью свою я знаю, всех я вместе посчитаю:

1,2,3,4,5-буду дальше я считать

6,7,8,9,10-собрались мы дома вместе,

а последний выходи и ….води

Картотека №2 «Профессии»

Все профессии важны, все профессии нужны:

повар и учитель, продавец, водитель.. (1,2,3,4,5-)

выстрой нам, строитель, дом- спрячемся от воды в нём!

5,4,3,2,1- лови птичек, а не нас!

Обучение татарскому языку

  • Занятие №2.

Тема:“Минем гаиләм”

(Моя семья)

Словарная работа:

исәнмесез, сау булыгыз 

Активный словарь: әти,әни

Виды деят-ти:

1.Просмотр макета дома, разговор о членах семьи.

2.Прослушивание аудиозаписи № 1-5.

  • Занятие №3.

Тема: .“Минем гаиләм”(Моя семья)

Словарная работа:

исәнмесез, сау булыгыз 

Активный словарь: әти,әни

Виды деят-ти:

1.Просмотр макета дома, разговор о членах семьи.

2.Прослушивание аудиозаписи № 1-5.

  • Занятие №1.

Тема: “Малай, кыз”

(мальчик, девочка)

Словарная работа:

бу кем?кем юк?исәнме.

Активный словарь: малай, кыз.

Виды деят-ти:

1.приветствие со всеми членами семьи

 2. Д/И «Кого нет?».

  • Занятие №2.

Тема: “Малай, кыз”

(мальчик, девочка)

Словарная работа:

бу кем?кем юк?исәнме.

Активный словарь: малай, кыз.

Виды деят-ти:

1.приветствие со всеми членами семьи

 2. Д/И «Кого нет?».

  • Занятие №3.

Тема: “Минем туганнарым”

(мои родственники)

Словарная работа:

бу кем?кем юк?исәнме.

Активный словарь: малай, кыз,әти,әни

Виды деят-ти:

1.приветствие со всеми членами семьи

 2. Д/И «Кого нет?»..

  • Занятие №1.

Тема: “Минем туганнарым”

(мои родственники)

Словарная работа:

бу кем?кем юк?исәнме.

Активный словарь: малай, кыз,әти,әни

Виды деят-ти:

1.приветствие со всеми членами семьи

2. Д/И «Кого нет?».

  • Занятие № 2.

Тема: “Әйдәгез, танышыйк”  (давайте познакомимся)

Словарная работа:

Син кем?

Активный словарь: мин (Оля, Саша), сау булыгыз.исәнмесез.

Виды деят-ти:

1.игровая ситуация «Давайте познакомимся»

2. Д/И «Мин малай, мин кыз»

  • Занятие №3.

Тема: “Әйдәгез, танышыйк”  (давайте познакомимся)

Словарная работа:

Син кем? исәнме.

Активный словарь: мин (Оля, Саша), сау булыгыз.исәнмесез.

Виды деят-ти:

1.игровая ситуация «Давайте познакомимся»

2. Д/И «Мин малай, мин кыз»

  • Занятие №1.

Тема: “Әйдәгез, танышыйк”  (давайте познакомимся)

Словарная работа:

Син кем? исәнме.

Активный словарь: мин (Оля, Саша), сау булыгыз.исәнмесез.

Виды деят-ти:

1.игровая ситуация «Давайте познакомимся»

2. Д/И «Мин малай, мин кыз»

3. пропой свое имя

  • Занятие № 2.

Тема: “Тату гаилә” (дружная семья)

Словарная работа:

сау бул.

Активный словарь. 

Виды деят-ти:

1.Игр.ситуация: «Поздоровайся с другом»

 2. Д/И «Мин малай, мин кыз»

3. прослушивание аудиозаписи № 13

  • Занятие №3.

Тема: “Тату гаилә” (дружная семья)

Словарная работа:

сау бул.

Активный словарь. 

Виды деят-ти:

1.Игр.ситуация: «Поздоровайся с другом»

 2. Д/И «Мин малай, мин кыз»

3. прослушивание аудиозаписи № 13

УМК

Д/И «Кого нет?».

Д/И «Мин малай, мин кыз»

Д/И «Мин малай, мин кыз»

Художественно-эстетическое развитие

Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду»

Рисование

 «Нарисуй картинку про лето»

Стр.23

Учить доступными средствами отражать полученные впечатления. Закреплять:

- приемы рисования кистью; - умения правильно держать кисть, промывать ее в воде, осушать о тряпочку. Поощрять рисование разных предметов в соответствии с содержанием рисунка

«На яблоне поспели яблоки»

Стр. 25

Продолжать знакомить с приемами изображения предметов овальной и круглой формы. Учить:

- сравнивать эти формы, выделять их отличия;

- передавать в рисунке отличительные особенности круглой и овальной формы. Закреплять навыки закрашивания. Упражнять в умении закрашивать, легко касаясь карандашом бумаги. Воспитывать стремление добиваться хорошего результата

«Красивые цветы»

Стр.27

Развивать наблюдательность, умение выбирать предмет для изображения. Учить передавать в рисунке части растения. Закреплять умение:

- рисовать кистью и красками;

- правильно держать кисть, промывать се и осушать. Совершенствовать умение рассматривать рисунки, выбирать лучшие. Развивать эстетическое восприятие, чувство удовлетворения, радости от созданного изображения

«Цветные шары (круглой и овальной формы)»

Стр.30

Учить: - рисовать дерево, передавая его характерные особенности: ствол, расходящиеся от него длинные и короткие ветви;

- передавать в рисунке образ фруктового дерева;

- быстрому приему рисования листвы. Закреплять приемы рисования карандашами. Подводить к эмоциональной, эстетической оценке своих работ

Лепка/ Аппликация

«Большие и маленькие моркови»

Стр. 24

Учить лепить предметы удлиненной формы, сужающиеся к одному концу, слегка оттягивая и сужая конец пальцами. Закреплять умение лепить большие и маленькие предметы, аккуратно обращаться с материалом

«Красивые флажки»

Стр. 25

Учить: - работать ножницами: правильно держать их;

- сжимать и разжимать кольца;

- резать полоску по узкой стороне на одинаковые отрезки

- флажки. Закреплять:

- приемы аккуратного наклеивания;

- умение чередовать изображения по цвету.

«Огурец и свекла»

Стр. 26

Познакомить детей с приемами лепки  предметов овальной формы. Учить передавать особенности каждого предмета. Закреплять умение катать пластилин прямыми движениями рук при лепке предметов округлой формы.

«Укрась салфетку»

Стр.30

Учить детей

Музыка

I.Музыкальные занятия.

1) Слушание музыки.

а) Восприятие музыкальных произведений б) Развитие голоса и слуха

Цели: Учить различать настроение музыки, определять высокий, средний, низкий регистр. Развивать музыкальную отзывчивость. Воспитывать интерес к музыке Шумана, Кабалевского, Чайковского. Развивать звуковысотный слух.

Репертуар: «Смелый наездник» Р. Шумана, «Клоуны» Д. Б. Кабалевского,»Осенняя песенка » муз. Д.Васильева,»Новая кукла»,»Болезнь куклы» П.Чайковский,»Осенью» муз М.Музафарова сл. Н Гайсина«Петрушка», «Паровоз», муз. В. Карасевой,сл. Н. Френкель. 

НРК-«Гимн республики Татарстан»

2) Пение.

а) Усвоение песенных навыков б) Песенное творчество

Цели: Учить петь естественным голосом, без выкриков, прислушиваться к пению других детей; правильно передавать мелодию, формировать навыки коллективного пения. Учить импровизировать на заданную музыкальную тему.

Репертуар: «Праздник осени в лесу», «Листочек золотой», муз.и сл. Н. Вересокиной; «Дождик», муз. М. Красева, сл. Н. Френкель«Куда летишь, кукушечка?», русская народная песня, обр. В. Агафонникова.

3) Музыкально-ритмические движения.

а) Упражнения б) Пляски в) Игры г) Музыкально-игровое творчество

Цели: Учить танцевать в парах, не терять партнера на протяжении танца. Передавать в движениихарактер музыки. Учить танцевать эмоционально, раскрепощено, владеть предметами. Воспитывать коммуникативные качества. Совершенствовать творческие проявления.

Репертуар: Танец с листьями», муз. А. Филиппенко, сл. А. Макшанцевой; «Янка», белорусская народная мелодия,»Покажи ладошки» лат.нар. «Игра с листьями» М. Красева; «Делай как я», английская народная песня«Я полю, полю лук», муз. Е. Тиличеевой, слова народные. 

НРК-«Простые шаги»

II.Самостоятельная музыкальная деятельность:

Цели: Совершенствовать музыкальный слух в игровой деятельности

Репертуар: Где мои детки?» Н. Г. Кононовой

НРК

Сказки. «Медведь и Дед» пер. Р.Ахмета; Р. Миннуллин «Про папу с мамой», пер. С. Малышева

Беседы «Знакомство с улицей города»,

Поэзия. Б. Рахмат «Петушок...», пер. Е. Муравьева; Р.Валеева « Кукле платье подарила», пер. В. Валеевой

«Лиса и Журавль», пер. Р.Кожевниковой

Аппликация.  «Украсим фартук»

«Беседа о профессиях»

Про папу с мамой», пер. С. Малышева

Беседы: «Поведение в транспорте»,

Развитие предметно пространственной среды

Картотеки:  скороговорки, чистоговорки, считалки.

Работа с родителями

1.Проведение анкетирования, с целью получения новых сведений о родителях.

2. Обновление стенда: информация для родителей: игры, наблюдения.

3.Индивидуальные консультации.

Итоговое мероприятие

Викторина «Прощай лето, здравствуй осень» Гусева А.А.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарное-тематическое сентябрь планирование подготовительная группа ФГОС

Календарный-тематический план подготовительная группа...

Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в разновозрастной дошкольной группе/ Вид ОД: «Познавательное развитие» (ФЦКМ)

Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в разновозрастной дошкольной группе (дети от 4 до 7 лет)Вид ОД: «Познавательное развитие» (ФЦКМ)...

Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в старшей подгруппе Вид ОД: «Речевое развитие» (Развитие речи)

Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в старшей подгруппеВид ОД: «Речевое развитие» (Развитие речи)...

Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности. Вид ОД: «Художественно - эстетическое развитие (лепка и аппликация)».

Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в средней подгруппе, старшей подгруппеВид ОД: «Художественно - эстетическое развитие (лепка и аппликация)»...

Календарно-тематическое недельное планирование по теме "Моя семья"

Календарно-тематическое недельное планирование по теме "Моя семья"...