Из опыта работы. Системно-деятельностный подход
статья на тему

Степанцова Алла Алексеевна

Системно-деятельностный подход как новая форма НОД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_pedagogicheskogo_opyta.odt18.04 КБ

Предварительный просмотр:

Описание собственного педагогического опыта.

Цель дошкольного образования на современном этапе – непрерывное накопление ребенком культурного опыта, деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с окружающей средой, другими детьми и взрослыми при решении задач и проблем (познавательных, нравственных, эстетических, социальных и других) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, что должно стать основой формирования у него целостной картины мира, готовности к саморазвитию и успешной самореализации всех этапах жизни.

Стандарт дошкольного образования для организации - это требование нового закона об образовании, в котором дошкольное образование признано уровнем общего образования. ФГОС ДО – систма требований предъявляемых к структуре основной образовательной программы дошкольного образования и к условиям её реализации, а так же к результатам освоения образовательной программы. Внимание к стандарту будет, более пристальным, потому что дошкольное детство - это тот период жизни ребёнка, когда семья проявляет к нему максимальный интерес.

В своей работе я использую новую форму НОД. Данная форма работы направлена на развитие самостоятельности детей. Она даёт возможность дошкольникам самостоятельно получать и закреплять получени знания с учетом их индивидуальных особенностей.

Сегодня образование призвано дать ребенку не готовые знания, а знания деятельные, которые могут быть приобретены только в ходе активного взаимодействия с окружающим миром. Любая деятельность дает бесценный опыт и формирует у ребенка важные умения: умение ставить перед собой цель, находить пути ее достижения, умение планировать свою деятельность и реализовывать план, достигать результата, адекватно его оценивать, справляться с возникающими трудностями. Знания, полученные в процессе деятельности, ребенок может  потом легко применять на практике, что обеспечит в дальнейшем успешность его обучения в школе.

Системно-деятельностный подход, реализующийся в практике работы педагогов дошкольных учреждений, дает возможность детям не быть в роли пассивных слушателей, которым выдается готовая информация. Дети включаются в самостоятельный поиск новой информации, в результате которого происходит открытие нового знания и приобретение новых умений. Действия детей мотивируются игровой развивающей ситуацией, предложенной педагогом, которая позволяет дошкольникам определить свою «детскую» цель деятельности и идти к ее выполнению.

В основе системно-деятельностного подхода лежит ряд дидактических принципов:

  • принцип целостности, благодаря которому у детей формируется представление об окружающем мире как системе;
  • принцип вариативности, предусматривающий систематическое предоставление детям возможности выбора собственной деятельности, в результате чего у них формируется умение осуществлять осознанный выбор;
  • принцип деятельности, позволяющий исключить пассивное восприятие ребенком информации и обеспечивающий включение каждого ребенка в самостоятельную познавательную деятельность;
  • принцип минимакса, при котором обеспечивается возможность развития ребенка в соответствии с его индивидуальным темпом и особенностями;
  • принцип творчества, позволяющий развивать в самостоятельной деятельности творческие способности ребенка;
  • принцип психологической комфортности, позволяющий выстраивать самостоятельную деятельность детей по интересам, что обеспечивает снятие всех стрессообразующих факторов при организации образовательного процесса;
  • принцип непрерывности, обеспечивающий формирование и развитие у детей универсальных учебных действий на разных возрастных этапах, что в свою очередь будет способствовать дальнейшему саморазвитию личности в образовательной деятельности на всех ступенях образования.

Опираясь на выше перечисленные принципы, в основу которых легла вариативная самостоятельная деятельность дошкольников.

Вариативная деятельность – это деятельность, в которой единое решение проблемы достигается разными способами с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка  или подгруппы детей, а так же с использованием разных видов деятельности:

  • игровой;
  • коммуникативной;
  • трудовой;
  • познавательно-исследовательской;
  • продуктивной (изобразительная,  конструктивная и т.д.);
  • музыкальной, интеллектуальной.

Вариативная деятельность имеет первостепенное значение для достижения целей общеобразовательной программы, т.к. позволяет решить ряд задач воспитательно-образовательного процесса:

  • забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
  • создание в группах атмосферы доброжелательного и гуманного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
  • максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности образования;
  • творческая ориентация воспитательно-образовательного процесса;
  • вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
  • уважительное отношение к результатам детского творчества;
  • единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Таким образом, развитие в рамках вариативной деятельности выступает как важнейший результат успешности воспитания и образования детей.

На основе данного вида деятельности мы подошли к созданию новой формы организации НОД, которая позволяет успешно реализовывать детские образовательные проекты.

Структура НОД

(на основе вариативной самостоятельной деятельности дошкольников)

Групповой сбор

Самостоятельная работа

Итоговый групповой сбор

Этапы НОД:

ЭТАП

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

I Этап

На первом групповом сборе дети и взрослый обмениваются информацией, обсуждают проблему, планируют индивидуальную и самостоятельную деятельность. Так же решаются некоторые обучающие задачи:

•        расширение детских представлений, развитие речи и логического мышления и т. д;

•        формирование мотивации к предстоящей деятельности.

Осуществление выбора деятельности происходит или самостоятельно ребенком на основе собственных интересов и потребностей, или взрослым с учетом индивидуальных особенностей детей.

II Этап

вариативная самостоятельная работа детей.            Самостоятельная деятельность - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом ребенок, сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий. Самостоятельная деятельность – это высший тип познавательной деятельности. Её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ребенку удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания.

На этом этапе НОД вмешательство взрослого в деятельности ребенка происходит только с целью помощи в преодолении затруднений в ходе работы. Это может быть устное пояснение, разъяснение или указание. Для облегчения выполнения детьми самостоятельной работы активно используются опорные схемы, модели, алгоритмы.

Задачами этого этапа НОД является:

•        реализация индивидуальных планов развития детей;

•        обобщение опыта детей, полученного в процессе самостоятельно деятельности.

III Этап

Во время итогового группового сбора происходит самоанализ и презентация продуктов детской деятельности. Задача итогового сбора – рассмотреть выполненные работы, проанализировать достижения, успехи и трудности, наметить перспективы. На итоговый сбор дети приносят свои работы. Итоговый сбор проводится для оценивания самими детьми своих успехов, для объединения результатов всех детей.

Вариативная самостоятельная работа детей в непосредственной образовательной деятельности:

  • соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
  • сочетает принцип научной обоснованности и практической применимости;
  • отвечает критериям полноты, необходимой и достаточной, что позволяет решать поставленные цели и задачи при использовании разумного минимума материала;
  • обеспечивает единство воспитательных, развивающих, обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста в ходе реализации, которых формируются  такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
  • строится с учетом принципа интеграции образовательных областей;
  • основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
  • предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников в рамках непосредственно образовательной деятельности.

Приоритет данного вида деятельности – воспитание свободного, уверенного в себе человека с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов " Особенности реализации системно - деятельностного подхода в старшем дошкольном возрасте на этапе реализации ФГОС ДО" ( из опыта работы)

В материале перечислены качества, которыми должен обладать современный педагог, описана суть технологии деятельностного подхода и его "золотые правила"...

«Системно - деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками (из опыта работы)»

Суть воспитания, с точки зрения системно - деятельностного подхода, заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей и взрослого. опыт использован...

Из опыта работы.Статья "Междисциплинарный подход в работе педагога-психолога и учителя-логопеда при проведении групповых занятий с детьми, имеющих особые потребности".

В статье раскрываются способы совместной работы педагога-психолога и учителя-логопеда с эмоционально лабильными детьми в условиях группы. Особенности поведения, способы коммуникации и  эмоциональ...

Из опыта работы «Индивидуальный творческий подход к отдельно взятому ребенку»

Из опыта работы «Индивидуальный творческий подход к отдельно взятому ребенку» Индивидуальный творческий подход, к отдельно взятому ребенку в ДОУ, в современной образовательной системе...

«Системно-деятельностный подход к формированию представлений о величине» (из опыта работы)

Цель системно-деятельностного подхода к организации воспитательно- образовательного процесса – воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности, т. е. активно ...

Технология системно – деятельностно-го подхода «Ситуация» (Л.Г. Петерсон)

Мероприятие по реализации образовательной области «Речевое развитие» с применением технологии «Ситуация» (Л. Г. Петерсон) на тему «Сказка в зимнем лесу»...