Интегрированная НОД "Красна изба"
методическая разработка (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
НОД «Красна изба»
Цель: Формировать у детей представления о традициях русского народа.
Задачи для детей:
Образовательные
- обобщить знания детей об обрядах и обычаях русских народных праздников;
- дать понятия о традиционных качествах характера русского человека: гостеприимстве, трудолюбии, доброте и т.д.;
- познакомить детей с историей возникновения первых русских народных инструментов;
- совершенствовать навык исполнительского мастерства на русских народных музыкальных инструментах;
- формировать певческие, танцевальные навыки (петь легким звуком, брать дыхание, уметь слышать друг друга, исполнять плясовые, хороводные);
- формировать представление об основных музыкально-фольклорных понятиях.
Воспитательные
- Поддерживать устойчивый интерес детей к народно-традиционной культуре, через приобщение детей к русским народным песням, танцам, игре на музыкальных инструментах.
Развивающие
- Развивать музыкальное восприятие; тембровый слух, внимание, память, эмоциональное и интеллектуальное мышление, интонационно- стилевые представления, творческие способности;
- Развивать умение выразительно передавать характерные особенности песен, танцев, различных персонажей, свои эмоциональные переживания и настроения;
- Развитие духовно-нравственных качеств личности ребенка.
- Развивать коммуникативные качества ( уважительное отношение друг к другу и старшим).
Задачи для педагога:
- использовать наглядный материал для формирования зрительных образов у детей;
- использовать стихотворения и музыкальный репертуар для углубленного восприятия исторического прошлого России.
Методы и приёмы:
Словесные (рассказ, беседа, чтение стихов , загадки, прослушивание музыки, вопросы);
Наглядные (рассматривание старинных предметов, презентация, ); Практические (дидактическая «Как стало сейчас, как было раньше », хороводная игра «Заинька серенький», .
Материалы и оборудование:
Музыкальный зал украшен в стиле русской избы. ( русская печь, икона, этажерка, тканевый коврик для пола, горшок, ухват, кочерга, коромысло, 2 ведра, стол, изразцы для украшения русской избы, деревянные ложки по количеству детей, клубок, музыкальный центр, ноутбук, мультимедийная презентация «Красна изба».
Музыкальный материал для исполнения:
«Наследники России» муз. Е.Гомоновой ,РНИ «Заинька серенький», «Осень в лесу».
Фонограммы русских народных песен и наигрышей:
«Ложкарь» ст. Н.Палагуты, муз. С. Зиновьева, «Русская печка» муз. и сл. А. Крюкова, «Полянка», «Светит месяц», «Ах ты береза»,»Коробейники», »Ах вы сени», РНП «Ой, вы гости»
Фонограммы танцев:
«Прялица», «Самовар»
Предварительная работа:
Разучивание стихов, песен, танцев, потешек, пословиц, считалок, беседы о русских народных инструментах, о праздниках и труде людей осенью, рассматривание иллюстраций, чтение художественных произведений В Катаева « Дудочка и кувшинчик», сказки «Лапоточек».
Интеграция областей в соответствии ФГОС:
- познавательное развитие
- художественно-эстетическое
- речевое развитие
- социально-коммуникативное
Муз. рук. : -Ребята, нас бабушка Наташа пригласила к себе в гости. А вот и её изба. Давайте позовём хозяйку.
Дети:- Хозяйка, хозяйка!
(Выходит хозяйка)
Хозяюшка: Здравствуйте, гости дорогие, детушки малые!
Муз. рук. Здравствуй, Хозяюшка! Мы в гости к вам пришли, мир, добро в ваш дом принесли.
Хозяюшка: Мы с вами стоим перед домом наших предков – славян. Вход в дом охраняет хранитель рода, а зовут его Дид. Посмотрите, рядом с ним лежит клубок. У наших предков был такой обычай: на новоселье хозяин дома втягивал за нить всех домочадцев, давайте и мы последуем этому обычаю.
(Дети перед входом вытирают ноги и заходят в дом).
Хозяюшка: Гость на порог- хозяину радость! Проходите, будьте как дома, присаживайтесь, в ногах правды нет.
(Дети садятся).
Хозяюшка: На улице холод и дождь осенний, а у меня в моей деревянной избе тепло и уютно.
-А вы знаете почему Русь называли деревянной? (ПОД)
-Почему раньше люди строили дома рядом с лесом?
-Как назывались такие дома?
Слайд №1 - Изба
-А как назывались поселения из деревянных домов?
Слайд № 2 - Деревня
(Давным-давно на Руси люди старались выбрать место для жилища возле леса и строили себе жилища из бревен, которые брали в лесу. Дома такие назывались избами, а поселения из нескольких домов назывались деревнями – от слова дерево)
-А вы можете сказать для чего людям нужен дом? (ПОД)
Хозяюшка:- Все вы правильно сказали, дом всегда был защитой для человека во все времена.
Хозяюшка:- Сегодня мы с вами будем осень провожать, будем старину вспоминать! Вспоминать как жили ,ели-пили не тужили, ведь преданья старины забывать мы не должны.
Муз. рук.: А мы гости не простые, веселые да удалые. Ты нас добром и лаской встречаешь, а мы песней отвечаем!
Дети исполняют песню «Осень»
Хозяюшка:- Вот и осень почти уже заканчивается. Скоро зима. А сколько праздников было осенью! Вы вспомните?
(Дети перечисляют знакомые праздники):
Слайд №3 Осенины,
Слайд №4 Рябинкины именины,
Слайд №5 Синичкин день,
Слайд № 6 Кузьминки – по осени поминки
Хозяюшка:-Ну, что ж, посидим рядком, да поговорим ладком. Места в моей избе всем хватит и хозяевам и гостям. Красному гостю- красное место. Издавна в русской избе было три святых места.
Слайд №7 Красный угол
-Что видел первым делом входящий в избу? (Красный угол)
-Почему он называется красным? Какой он?(ПОД)
-Чем украшали красный угол?(ПОД)
(Это самое красивое место в избе. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. Обязательно в углу была икона. Само название угла «красный» означает «красивый», «хороший», «светлый». Его убирали вышитыми полотенцами. Здесь висели иконы и стояли обереги: кукла Спорынья, чтобы у хозяюшки все спорилось, кукла зерновушка, чтобы в доме был достаток…)
Слайд № 8 Стол
Хозяюшка:- Второе святое место в избе это… (стол)
-Чем накрывали стол?
-Что всегда стояло на столе?
-А почему стол стоял в самом почетном месте в избе? (ПОД)
Раньше говорили: За столом посидишь, что в царстве побудешь.
(стол – «Божья ладонь», дарующая хлеб насущный, отсюда происходят различные запреты: нельзя стучать по столу, за которым едят -это считалось грехом; нельзя резать на столе. Каждый день в определенный час за столом собиралась обедать вся семья. Раньше на Руси во время обеда на стол ставили одну большую миску с едой и вся семья из нее хлебала. Первым должен был взять из этой миски глава семьи и если кто- то вперед него залезет своей ложкой, то получал по лбу. Ну и конечно, получали по лбу за разговоры за столом и неаккуратную еду. Это такое своеобразное обучение этикету за столом в крестьянских семьях и уважение к кормильцу.)
Хозяюшка: Наша толстая Федора
Наедается не скоро.
А зато когда сыта,
От Федоры – теплота.
Слайд № 9 Печь
Хозяюшка:- Почему печь тоже считалась святым местом в избе?
Ребенок: Русской печки нет добрее
Всех накормит, обогреет
Варежки сушить поможет,
Деток спать она уложит.
Хозяюшка: -Печь-это сердце дома, главный оберег всей семьи, семейный очаг. Как встанет поутру хозяйка так первым делом начинает растапливать печь.
-Почему говорили, что печь -деревенская кормилица. (ПОД)
-Чем же могла печь накормить своих хозяев, что можно сварить в печи? (ПОД)
Хозяюшка:-Правильно, потому что печь и напоит, и накормит, и обогреет, а если надо и вылечит. Одно слово - "матушка". Раньше люди считали, что за печкой жил домовой-защитник от всего плохого, он защищал дом, хозяев, животных. Это лохматый мужичок. Он не любит ленивых и сам помогает заниматься домашней работой. Домового все звали ДИД. Днем он спит, а по ночам шалит.
(Из-за печки падает ложка).
Хозяюшка: - это кто там балуется? (из-за печки снова падает ложка, слышится стук в дверь)
Хозяюшка: Ой, ой, ой! …Мы забыли дедушку домового в избу пригласить.
Дети: -Уж ты дед домовой. Мы хотим играть с тобой!
( Входит домовой Дид под музыку. Он ворчит и переставляет всю утварь местами).
Хозяюшка:- Дид, что же ты наделал? Зачем все переставил, непорядок , я привыкла чтобы все под руками у меня было.
Дид:- В гости меня не позвали, каши мне не подали, вот и разбирайтесь сами теперь.
Хозяюшка:- А чтобы каши подать надо все в избе прибрать, расставить все по местам, а помогут нам загадки.
Слушайте:
Не бык, а бодает
Не ест, а хватает (ухват)
Слайд № 10 - ухват
(Дети находят ухват и ставят его к печи).
У неё одна нога, ох горячая она! (кочерга)
Слайд № 11 кочерга
(Дети берут кочергу и ставят к печи).
Воду дед носил с утра,
Каждый раз по два ведра,
На плечах дугой повисло
Держит ведра…(коромысло).
Слайд № 12 -коромысло
(Дети показывают коромысло).
Купили новенькое,
Такое кругленькое,
Качают в руках,
а оно все в дырках (сито)
Слайд № 13 - сито
( Дети находят сито, ставят его на полочк).
Что хозяйка в печь ставит,
Кто из вас ребята знает? (чугунок)
Слайд № 14 - чугунок
Дети находят чугунок
На топтале был, на кружале был, на пожаре был,
Домой пришел — семью кормил.(горшок)
Слайд № 15 - горшок
Хозяюшка: -Давайте ,гости дорогие, кашу в горшочке в русской печи сварим для
Домового. Я буду называть продукты, а вы как услышите то, что мы кладём в кашу станете дружно хлопать, а если я скажу неправильно, вы будете топать.
Слайд № 16 -Крупа пшенная….
-Картошка варенная…..
Слайд № 17 -Соль…..
-Фасоль…
Слайд № 18 -Вода родниковая….
-Сухари толченные….
Слайд № 19 -Масло золотистое..…
-Какао душистое…
(Хозяюшка «закладывает» продукты в горшок и ставит его в печь).
Хозяюшка:- а пока каша варится, поиграем с домовым!
Проводится игра с речевым сопровождением «Как у бабушки Наташи»
Муз.рук.: - Ну как? Хороша каша ?
Домовой: -Ай, хороша…
Как куснёшь, так и уснёшь,
Как вскочишь ещё захочешь!
Муз.рук.:- Каша – матушка наша.
Что за обед, коли каши нет?
Домовой: - Ишь, какие смышленые!
А чем же кашу есть?
А у меня и ложка есть!
Хозяюшка:- Правильно! В крестьянской семье у каждого была своя ложка. И в гости тоже ходили со своей ложкой. Говорили так : запасливый гость без своей ложки не ходит.
Домовой: -А я вот за печкой сижу-лапти вяжу.
Ложкой кашу доедаю,
А потом на ложечках играю.
А ну-ка , разбирайте быстро ложки,
Поиграем вместе мы немножко.
Хозяюшка:- На Руси уж так ведётся, что талантливый народ сам себе и швец, и жнец, и на ложках он игрец.
Ребенок: Ложки,ложечки резные
Зазвенят в один момент,
Не простые- расписные –
Древнерусский инструмент!
Ребёнок: Расписные на показ!
Обойдите всю Россию.
А такие лишь у нас!
Слайд № 20 -Ложки
Игра на ложках под русскую народную мелодию.
Хозяюшка:-Пока мы с Дидом играли, каша наша поспела
(Хозяюшка достает из печи второй горшок с готовой кашей).
Хозяюшка: -Хозяин-батюшка , прими кашу нашу! Ешь пироги - наш дом стереги!
Домовой: -Вот спасибо. Так спасибо! (ест кашу) Что-то мне спать захотелось, пойду-ка я за печку подремлю.
Хозяюшка:- Летом селянам отдыхать было некогда, а вот когда был собран урожай, собирались вечерами вместе в чьей-нибудь избе, где они пели и водили хороводы. Как назывались такие вечера?
(посиделки )
Слайд № 21 В каждом селе были свои посиделки. На посиделках люди не только играли и плясали.
-Вспомните, что ещё делали на посиделках?
(Приходили на посиделки с работой , чтобы попрясть пряжи, связать теплые носочки, вышивать) .И в моей избе тоже для вас найдется работа, была бы охота!Помогите мне, гости дорогие, напрясть пряжи.
Исполняется танец «Прялица»
Хозяюшка: А теперь в кружок вставайте
Да водящего выбирайте,
Будем время коротать
В русскую игру играть!
Проводится хороводная игра «Заинька серенький»
Дети садятся
Хозяюшка: -Сяду рядышком на лавке,
Вместе с вами посижу,
Загадаю вам загадку,
Кто смышлённей погляжу.
Хочу проверить что вы знаете о том, как жили раньше люди. Поиграем в игру
«Как было раньше, как стало теперь»
Вы готовы отгадать? Начинаем!
Слайд №22 -Сейчас вещи хранят в шкафу, а раньше…(в сундуке)
Слайд № 23 -Сейчас вода льется из водопровода, а раньше…( набирали в колодцах)
Слайд № 24 -Сейчас воду кипятят в электрических чайниках, а раньше…( в самоварах)
Слайд № 25 -Сейчас едят металлическими ложками, а раньше…(деревянными)
Слайд № 26 -Сейчас носят продукты в сумках, а раньше…( в кошелках)
Слайд № 27 -Сейчас сидят на стульях, а раньше…(на лавках)
Слайд № 28 -Сейчас дом освещают электричеством, а раньше… (лучиной)
Слайд № 29-Сейчас малыша укладывают спать в кроватку, а раньше…(в люльку)
Слайд № 30 -Сейчас носят сапоги, а раньше…(лапти)
Хозяюшка:- Все правильно вы назвали, а откуда вы так много знаете про быт наших предков? (ПОД)
Хозяюшка: В небе будто от побелки
Засветился млечный путь
Отшумели посиделки
Где пришлось нам отдохнуть.
Хозяюшка: На память о сегодняшнем хочу подарить вам по такому зайчику-на-пальчике, пусть он для вас станет другом.
Муз.рук.:- Спасибо хозяюшка. Но и мы пришли не с пустыми руками. Мы хотим украсить печь в вашей избе изразцами, которые мы нарисовали сами.
(Дети подходят к печи и наклеивают изразцы на печь. Хозяюшка благодарит детей).
Воспитатель: Ох, и повеселились мы, поиграли , поплясали. Пора и честь знать.
Муз.рук.: -В гостях хорошо, а дома лучше.
Хозяюшка:-Ну что вы, гости дорогие, так торопитесь? Ведь не красна изба углами, а красна пирогами. Я ждала сегодня гостей и мой пирог уже готов. Чай с травами уже настоялся. Самовар уже пыхтит мне на ушко говорит: «Пора к столу приглашать, гостей чаем угощать!»
Слайд № 31
Исполняется танец «Русский самовар»
-Наши предки были очень гостеприимными людьми ,любящими свой край , свою Родину и очень трудолюбивыми ,все это они оставили нам в наследство
Чем дальше в будущее входим
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
Слава русской старине!
Слава нашей стороне!
Исполняется песня «Что остается нам в наследство»
Слайды:
1 куплет -слайд № 32
Припев – слайд № 33
2 куплет – слайд № 34
Припев – слайд № 35
3 куплет – слайд № 36
Припев – слайд № 37
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром и ручному труду "Жили-были...": знакомим детей с крестьянской избой и крестьянским бытом
Вашему вниманию предлагается конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и ручному труду в рамках программы развития творческого потенциала детей старшего дошкольного во...
конспект интегрированного занятия "Русская изба"
Интегрируется с областями: коммуникация, социализация, здоровье, физическая культура, музыка, художественное творчество, безопасность...
Интегрированное занятие в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию "Знакомство с русской избой".
Интегрированное занятие в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию "Знакомство с русской избой"....
Конспект интегрированного занятия с детьми старшей группы с ОНР по лексической теме «Домашние животные» в условиях «русской избы».
Вашему вниманию предоставляется конспект интегрированного занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР по лексической теме "Домашние животные". На данном занятии применяются с...
Конспект интегрированного занятия «Изба красна не углами, а пирогами»
Беседа о жилище человека в старину, его устройстве, о мебели.Словарная работа: «бабий куть», «изба», «хоромы», «терем», «красный угол», «полати».Драматизация русской народной сказки «Теремок» на новый...
Конспект интегрированной образовательной деятельности в средней группе «В русской избе»
Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры....
статья «Развитие творческих способностей у детей старшей разновозрастной группы на основе интегрированного занятия «Русская изба». - Всероссийский журнал «Молодой учёный» №4 2016г.
Статья отражает информацию о жизни русского народа в начале 19 столетия, быт русской избы, мастеров народных промыслов с применением музыкального фольклера....