Значение проектной деятельности в воспитании дошкольника с ограниченными возможностями здоровья
статья на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znachenie_proektov.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Брух Е.И.
«Значение проектной деятельности в воспитании дошкольника с ограниченными возможностями здоровья»
Брух Екатерина Игоревна
Воспитатель ГБДОУ № 51 Приморского района г. Санкт-Петербург
Современная действительность требует от воспитателя постоянного поиска новых форм работы, креативности, умения идти в ногу со временем.
Время до поступления ребенка в школу – это очень важный период его жизни. Особое значение этот период имеет для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Ранняя реабилитация способна до минимума сократить отставание от здоровых сверстников. В этот период ребенок наиболее подвержен педагогическому и психологическому воздействию. Как ни парадоксально звучит, но чем младше ребенок, тем выше темп его развития. В структуре современной периодизации социальной стадии возраст от 0 до 3 лет характеризуется как «период перехода из младенчества в детство. Время интенсивного накопления социально значимого опыта и ориентации в социальном пространстве, формирования основных черт характера и отношения к окружающему миру». (3.54) Академик Лихачев отметил, что в этот период «специфика организации жизни дошкольника определяется необходимостью воздействия на потребностно-эмоциональную сферу с привлечением практического мышления ребенка для решения доступных жизненных задач». (3.59)
Безграничные возможности для создания поисковой, творческой среды, организации практических изысканий, опытов и открытий предоставляет педагогу метод проектов.
Ме́тод прое́ктов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат).
В современном информационном обществе метод проектов, разработанный еще в начале XX века, становится особенно актуальным и активно используется в практике. В образовательную практику современной России метод внедряется и распространяется благодаря благотворительной программе «Обучение для будущего». Теоретическая основа метода проектов в России разработана в трудах Евгении Семеновны Полат. В научной педагогической литературе метод проектов упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностным подходами.
Первоначально созданный для использования в школе, проект, в измененном виде, нашел свое применение в дошкольных учреждениях России, став весьма популярным. Его популярность обусловлена необычайной демократичностью метода, широтой применения (во всех областях познания), возможностью проявления творчества.
Возраст «почемучек» (4-5 лет) отличается шквалом вопросов, возникающих у ребенка. Собственно, каждый вопрос может стать предметом исследования. Опираясь на природную детскую любознательность, педагог может направлять исследовательскую деятельность малышей в нужное русло.
В отличие от работы со школьниками и студентами, успешность проекта для дошкольников во многом зависит от его руководителя. Создание проекта можно сравнить с «мозговым штурмом». Педагог определяет проблему и выбирает средства, которыми эффективнее всего можно ее решить. Затем мобилизует все необходимые ресурсы (методические, человеческие и материальные). После реализации проекта педагог подводит итоги, «делает работу над ошибками», решает, подтвердилась ли его гипотеза, достигнута ли цель, что стоит изменить, добавить, исключить в дальнейшем.
Проект в педагогической деятельности позволяет воспитателю организовать работу в определенном направлении, скоординировать усилия специалистов, социальных партнеров, детей и их родителей, а также прогнозировать результат. Он помогает сконцентрировать энергию в одном направлении и за короткий промежуток времени, используя адекватные средства (приемы, формы работы) совершить «прыжок» вперед.
Вне зависимости от цели, проект имеет большую воспитательную ценность. Ведь совместная деятельность уже подразумевает воспитание коллективизма, дружбы, взаимопомощи, умение работать в группе. Способствует он и личностному росту участников, развивая такие качества, как сила воли, терпение, умение выслушивать товарищей, отстаивать свое мнение. Воспитательный аспект может возникнуть в ходе реализации проекта. Например, изучая насекомых, дети поймут их ценность, уникальность и в дальнейшем не будут обижать. .
Личность ребенка с инвалидностью, часто ограниченного в деятельности и имеющего узкий круг общения, характеризуется такими чертами как иждивенчество, чрезмерная осторожность, страхи. Такие дети часто отстают в формировании знаний, умений, навыков (в том числе и трудовых) от своих здоровых сверстников. У многих из них к школьному возрасту не сформированы, или сформированы недостаточно, навыки самообслуживания, хозяйственно-бытового труда. Зачастую, это обусловлено изнеживающим воспитанием в семье.
Диагностика детей и анкетирование родителей показали наличие проблемы трудового воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Так в 2014 году возникла идея создания проекта «Я сам!», целью которого является создание условий для воспитания трудолюбия у дошкольников с ограниченными возможностями.
Проект помог обобщить ранее проводимую работу, сделать ее регулярной, целенаправленной. Помимо обучения навыкам самообслуживания в режимных моментах, в сетку занятий были включены занятия по хозяйственно-бытовому труду и ознакомлению с профессиями. Для воспитания трудолюбия широко использовались сказки, поэтические произведения, мультфильмы, песенки. В ходе проекта проводилась и исследовательская деятельность. Так, при вылавливании предметов из воды, дети замечали, что одни предметы тонут, а другие – всплывают. При взбивании венчиком мыльной воды обязательно образуется пена. Сортируя семена, узнали, что у всех растений они разные.
Родители стали полноправными участниками проекта. В работе с семьей использовались такие формы работы как индивидуальная беседа, демонстрация способов обучения малыша навыком самообслуживания, консультация, фотовыставка семейного фото «Помощник с малых лет», домашнее задание. Результаты реализации проекта подтвердили полезность нашей работы и необходимость ее продолжения. Помимо развития социально-бытовых и практических навыков самообслуживания у участников проекта отмечено появление таких качеств, как трудолюбие, терпение (выдержка), взаимопомощь, вежливость.
Чтобы систематизировать деятельность по приобщению дошкольников к труду, сделать ее более результативной была создана и принята к реализации программа «Мамины помощники». Так, проект стал основой для более серьезной деятельности в данном направлении.
В 2015 году нами был создан и реализован экологический проект «Елочке не холодно зимой». Его цель - воспитание у детей и их родителей бережного, созидательного отношения к природе.
Замысел проекта основан на предположении, что экологическое воспитание надо начинать как можно раньше, и его опорой должна служить семья. Для успешного развития ребенка, необходимо, чтобы педагог и родители «смотрели в одном направлении» и действовали сообща. Поэтому проект делает акцент на использовании ресурсов семейного воспитания. Яркими событиями проекта стали совместные мероприятия с родителями и детьми: выставка поделок из шишек, выставка самодельных елочек, изготовление листовок, интервью, флэш-моб «В гости к елочке» (в пригородном лесу), создание социального ролика на песню «Елочке не холодно зимой».
В ходе реализации проекта, дети посадили две маленьких елочки на территории детского сада, ухаживали за ними, наблюдали. Под руководством воспитателя провели опыт «Кто растет быстрее?». Для этого замерили рост детей и елочек летом, а затем осенью. Сравнив результаты, выяснили, что елочки растут гораздо медленнее, чем дети. Опыт показал необходимость защиты елочек от вырубки. Уничтожая деревья, человек нарушает экологическое равновесие в природе, превращая планету в безжизненную пустыню.
Итоговое анкетирование показало, что родители высоко оценили проект. 100% респондентов оценили проект в 9-10 баллов (по десятибалльной шкале).
На вопрос «Что Вы получили в результате участия в проекте?», участники итогового анкетирования ответили:
- Ничего не получил – 0%
- Новые полезные знания – 90%
- Практические навыки – 100%
- Общение с ребенком – 100%
- Общение с другими семьями – 70%
100% опрошенных родителей на вопрос «Нужны ли подобные проекты?» ответили положительно.
Широкое использование практической деятельности, наглядности, литературных и музыкальных произведений, средств кукольного театра и фотоискусства помогли без излишних нотаций, донести до детских и взрослых сердец вечную истину о ценности любой жизни на Земле.
Вооружить детей новыми полезными знаниями о безопасности, а родителям создать в своем доме островок психологического комфорта для своих любознательных детей помог проект «Безопасный дом», реализованный в феврале 2016 года. Его цель: Повышение компетенции дошкольников с ограниченными возможностями здоровья и их родителей в области ОБЖ. Родители и дети остались довольны проведенными в рамках проекта мероприятиями.
Мы считаем, что не совершенно не обязательно ставить в проектах глобальные цели. Часто проблемы находится рядом с нами. Иногда люди, спасая китов в океане, проходят мимо лежащего в снегу человека, срубленной елочки, не обращают внимания на капающий кран.
Человек, любящий природу, увлекающийся музыкой, литературой, не способен к варварству, разрушению, ненависти. Истоки воспитания кроются в обращении к тонким струнам души ребенка, его человечности, доброте, совести.
Воспитать такую личность можно лишь в «тандеме» с родителями. Совместная деятельность, в период реализации проекта, объединяет участников, делает их отношения менее формальными, создает предпосылки для дальнейшего партнерского общения.
Ценность проектной деятельности состоит и в том, что дает педагогу возможность проявлять творчество, инициативу. Педагог становится не просто ремесленником, а творцом. Разрабатывая интересующую тему (проблему), он вкладывает частицу своей души, вызывая ответный отклик в сердцах своих подопечных.
Список литературы
- Валитова И.Е. Психология развития ребенка дошкольного возраста: Задачи и упражнения: Учеб. Пособие. Мн.:Унiверсiтетскае, 1997.-160 с.
- Е. С. Полат. Метод проектов — статья на сайте Российской Академии Образования.
- Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. Учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, 1992. – 528 с.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 1999—2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Трудовое воспитание дошкольников с ограниченными возможностями здоровья через работу с тканью
В статье представлен опыт работы по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста элементарным умениям и навыкам работы с тканью и простейшими инструментами, необходимыми ...
Интеграция двигательной и речевой деятельности в процессе физического воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
Моторная и двигательная активность очень важны для речевого развития, а степень их формирования непосредственно влияет на характер речи. Двигательная деятельность детей связано с развитием речи ...
Статья "Значение игровой деятельности для развития детей с ограниченными возможностями здоровья"
Статья "Значение игровой деятельности для развития детей с ограниченными возможностями здоровья"...
Нравственное воспитание дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
Сегодня нет человека, который остался бы равнодушным к проблемам нравственного воспитания детей. Воспитание и формирование нравственных и этических качеств ребенка начинаетс...
К вопросу об использовании проектной деятельности при ознакомлении детей с ограниченными возможностями здоровья с трудовой деятельностью взрослых
Одной из приоритетных задач современного дошкольного образования является создание эффективных условий для реализации инклюзивной практики. Основными задачами ДОО по работе с детьми с ОВЗ (в том числе...
МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯСодержание1.Принципы коррекционной педагогики в организации музыкального воспитания дошкол...
Патриотическое воспитание дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, имеющих тяжелые нарушения речи и их родителей.
Патриотическое воспитание дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, имеющих тяжелые нарушения речи и их родителей.Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, имеющими тяжел...