Трудовое воспитание дошкольников с ограниченными возможностями здоровья через работу с тканью
статья по конструированию, ручному труду по теме
В статье представлен опыт работы по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста элементарным умениям и навыкам работы с тканью и простейшими инструментами, необходимыми для выполнения несложных работ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klepikova_t.a._trudovoe_vospitanie_doshkolnikov_s_ovz_cherez_rabotu_s_tkanyu.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Трудовое воспитание
дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
через работу с тканью
Трудовое обучение занимает ведущее место в общей системе коррекционно-воспитательной работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью, для которых труд является основным способом адаптации к жизни.
М. А. Тукасова, А. Р. Маллер, Т. Т. Морозова рекомендуют включать в программу коррекционной школы VIII вида работу с тканью. Этот вид труда предусмотрен и программой дошкольных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта Е.А.Екжановой, Е.А.Стребелевой, где четко определены задачи обучения, но методического обеспечения программы по разделу трудового воспитания нет.
Для устранения противоречия, связанного с большими коррекционными возможностями работы с тканью и простейшими инструментами в формировании трудовых умений и навыков детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста и недостаточной изученностью этих возможностей в теории и практике дошкольного образования, возникла необходимость адаптировать рекомендации специалистов коррекционной школы VIII вида к условиям дошкольного учреждения, разработать и апробировать серию занятий по ручному труду для детей с интеллектуальной недостаточностью. Такая деятельность создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, развития познавательной активности, способствует развитию интереса к труду, воспитанию трудолюбия, формирует эстетическое отношение к действительности.
Основная цель – овладение детьми элементарными умениями и навыками работы с тканью и простейшими инструментами, необходимыми для выполнения несложных работ с помощью педагога. В работе с детьми помимо общедидактических принципов используются и специальные: принцип коррекционно-развивающего обучения, принцип доступности, индивидуального подхода, практической направленности деятельности.
Совместная образовательная деятельность в форме занятий составлена с учетом специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, умственного развития детей с интеллектуальной недостаточностью, структуры и степени выраженности нарушения. Наиболее приемлема форма организации детей– групповая (10 человек), работа в парах, продолжительность до 30 мин.
Практическая работа с детьми включает ряд этапов.
Цель подготовительного этапа: сформировать эмоционально положительное отношение к работе с тканью, познакомить детей со свойствами используемых материалов и способами работы с инструментами.
Содержание: знакомство с трудом швеи, тканями (ситец, шерсть, шелк, фланель), швейными принадлежностями, правилами безопасной работы с иголкой и ножницами. Занятия проходят в виде дидактических и сюжетно-ролевых игр. В качестве средств используются ознакомление с трудом швеи, расширение представления детей о содержании деятельности, совместные действия (педагог-ребенок), так как особенностью трудовой деятельности детей является обязательное участие взрослого. На каждого ребенка предлагается «коллекция тканей», бутафорская иголка, толстая нитка, волчки, бумага, ножницы. Формы стимуляции труда – поощрения даже малозаметных успехов детей.
Основные коррекционные методы и приемы:
- дидактические игры помогают познакомить с тканями и швейными принадлежностями,
- экскурсия, сюжетно-ролевая игра, различные виды наглядностей, художественное слово, подготовительные упражнения вызывают и поддерживают интерес к работе с тканями,
- действие с большой бутафорской иглой и толстой ниткой, так как детям трудно вдевать нитку в иголку.
Цель основного этапа: обучить детей наиболее простым приемом шитья. Содержание: усвоение соответствующих технологических приемов: вдевание нитки в бутафорскую иглу, завязывание узелка на нитке, пришивание пуговиц с двумя и четырьмя дырочками к планшету и картону, знакомство со швами «вперед иголку и через край (деревянный планшет и картон). Средствами выступают совместная деятельность (педагог и ребенок), использование различных видов наглядностей (образцы, технологические карты). На каждого ребенка предлагаются: бутафорская игла, нитки, крупные пуговицы, деревянные планшеты, картонные заготовки с пробитыми и проколотыми для шитья дырочками (дорожками), ножницы.
Основные коррекционные методы и приемы:
- показ и подражание, сопровождающее речевыми комментариями взрослого, словесные установки «смотрите на меня», «делайте как я», организуют детей и способствуют усвоению последовательности выполнения тех или иных действий,
- технологические карты с отражением основных этапов работы используются для объяснения последовательности выполнения приема, при проверке задания, в ходе повторения, для индивидуальной помощи детям,
- имитация движениями рук (виды швов) в воздухе, а затем действия с иголкой и ниткой,
- работа в паре позволяет распределить между детьми учебную нагрузку, учитывая их физические возможности, способствует воспитанию нравственных качеств, помогает создать ситуацию успеха,
- индивидуальный подход и контроль, важно отмечать ошибки в работе детей, чтобы у них не вырабатывались неправильные действия.
В ходе практического этапа, где формируются приемы работы с тканью на уровне навыков во время практических работ, происходит закрепление умений и навыков в ходе практического повторения. Средством выступает собственно трудовая деятельность детей под руководством взрослых. На каждого ребенка предлагаются заготовки для будущих изделий, образцы, технологические карты, игольница, иголка с большим ушком, катушки с цветными нитками, пуговицы, лоскутки, ткани, ножницы.
Основные коррекционные методы и приемы:
- в процессе практического повторения детям приходится заниматься однообразной работой, это усиливает отвлекаемость, раздражительность, поэтому необходимо выбирать для занятия яркие, разнообразный материал, показывать образцы выполненных изделий,
- для поддержания определенного ритма работы детей необходим специальный трудовой режим: с физкультминутками, сменой деятельности, с постоянным положительным подкреплениям и одобрениями,
- перед тем, как приступить к выполнению задания, каждый ребенок воспроизводит показанный прием с помощью педагога, объясняет свои действия, проводит анализ и оценку работы.
Формирование трудовых усилий и навыков в процессе работы с тканью и простейшими инструментами успешно осуществляется в ходе целенаправленного обучения на дополнительных занятиях по ручному труду в детском саду компенсирующего вида (VIII вида).
Итоги работы можно представить в сравнительной таблице. Если на подготовительном этапе результаты диагностики показали, что у детей низкий уровень развития трудовых умений, отсутствуют положительные эмоции на трудовых занятиях, низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость, отмечаются сложности в развитии технических навыков, в оценивании выполненных работ (своих и сверстников). То уже в ходе практического этапа значительно улучшились все показатели. Дети под руководством взрослого овладевают к концу обучения приемами пришивания пуговиц, умеют выполнять простые швы по ткани, пользоваться швейными принадлежностями, соблюдают правила безопасной работы с иголкой и ножницами, проявляют устойчивый интерес к работе с тканью. Отмечена положительная динамика по всем показателям у 100% детей.
№ п/п | Показатель | Сформирован у детей, % | |
Подготовительный этап | Практический этап | ||
1 | Положительные эмоции | 20 | 100 |
2 | Подготовка рабочего места | 38 | 86 |
3 | Использование оборудования и материалов | 20 | 86 |
4 | Технические приемы | 0 | 86 |
5 | Анализ образца | 0 | 82 |
6 | Оценка работ | 20 | 76 |
7 | Рассказ о последовательности действий | 20 | 76 |
В ходе практического этапа анализ данных мониторинга планируемых результатов освоения детьми образовательной программы - образовательной области «Труд» (на основе Е.А.Екжановой, Е.А.Стребелевой) показал следующее: у детей с ограниченными возможностями здоровья, где проводилась дополнительная работа по ручному труду, общий результат выше, чем у детей, не занимавшихся дополнительно.
№ п/п | Уровень развития | Дополнительная работа по ручному труду | |
проводится | не проводится | ||
1 | Высокий | 52% | 12% |
2 | Средний | 48% | 73% |
3 | Низкий | 0% | 15% |
Для обеспечения взаимодействия с семьями воспитанников по трудовому воспитанию детей с интеллектуальной недостаточностью важно предусмотреть работу с родителями. Поэтому работа с родителями является одним из направлений формирования трудовых умений и навыков у детей, включает в себя различные формы: познавательные (семинары – практикумы, родительские клубы, педагогические гостиные, родительские собрания), информационно – аналитические (анкетирование, «Почтовый ящик»), досуговые (совместные досуги, праздники, участие в выставках, конкурсах, акциях, экскурсиях), наглядно-информационные (неделя педагогической пропаганды, оформление родительских уголков, фотовыставки). Проводимая работа с родителями помогает обогатить собственный педагогический опыт, закрепить полученные умения и навыки у детей на занятиях дома.
Таким образом, работа по трудовому воспитанию дошкольников является важным направлением в развитии интегративных качеств детей с ограниченными возможностями здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие речи дошкольников с ограниченными возможностями здоровья через тренировку тонких движений пальцев рук»
· Развитие мелкой моторики рук; · Развитие точности и координации движений, ритмичности и гибкости рук; ·...
Реализация инклюзивного образования дошкольников с ограниченными возможностями здоровья через нормативные документы
В статье даются понятия ОВЗ(ограниченные возмаожности здоровья), инклюзивное образование. Дается детальный анализ реализации инклюзивного образования черезПриказ Министерства образования и науки Росси...
Значение проектной деятельности в воспитании дошкольника с ограниченными возможностями здоровья
Современная действительность требует от воспитателя постоянного поиска новых форм работы, креативности, умения идти в ногу со временем. Время до поступления ребенка в школу – это очень важный период е...
Интеграция двигательной и речевой деятельности в процессе физического воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
Моторная и двигательная активность очень важны для речевого развития, а степень их формирования непосредственно влияет на характер речи. Двигательная деятельность детей связано с развитием речи ...
Нравственное воспитание дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
Сегодня нет человека, который остался бы равнодушным к проблемам нравственного воспитания детей. Воспитание и формирование нравственных и этических качеств ребенка начинаетс...
Формирование саморегуляции дошкольников с ограниченными возможностями здоровья через личностный подход воспитания
Формирование саморегуляции - сложный и длительный процесс, который реализуется на протяжении всего дошкольного детства и является важнейшим личностным новообразованием этого возраста. Выдающийся совет...