Кружок "Колесо истории"
календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме

Ivanova Elena Vladimirovna

кружок "Колесо истории"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_koleso_istorii.docx33.02 КБ

Предварительный просмотр:

Кружок «Колесо истории».

Цель: Создание условий для развития интереса детей к истории и культуре России; воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

Задачи:

Обучающая:

  • формировать у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
  • формировать представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России;        

Развивающая:

  • Развивать стремления сохранить и приумножить культурное достояние своей страны.

Воспитательная:

  • воспитывать основы патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания; музыка, изодеятельность, художественное слово;
  • воспитывать гражданско-патриотических чувств через изучение государственной символики России.

Перспективное планирование

Сентябрь

Дата

Тема

Программное содержание

Работа с детьми

1-я неделя

Наблюдение за общением детей в группе, выявление первичных знаний

Определение первичного уровня знаний детей о Родине.

Анкетирование родителей с целью определения отношения к программе, беседа с детьми, игры, наблюдение за взаимоотношениями детей в группе

2-я неделя

Моя улица

Формировать у детей интерес к своей малой родине, улицам, жилым домам, закрепить знание домашнего адреса, учить детей правилам безопасного перехода через дорогу, обогащать словарь детей словами: газон, тротуары,  пешеходный переход, пешеходы, проезжая часть. Воспитывать в детях дружелюбное отношение друг к другу, желание играть вместе, общаться, дружить, развивать коммуникативные навыки

Занятие, беседа о родной улице, целевая прогулка. Пословицы и поговорки о дружбе, загадки о правилах дорожного движения.

Рисование: «Моя родная улица». Составление схемы с родителями «Моя дорога в детский сад». Подвижные и дидактические игры «Ручеек», «Клубочек», «Мой домашний адрес»,  «Я живу на улице»». Сюжетно – ролевые игры на дорожной разметке на участке детского сада

3-я неделя

Дома бывает разные

Формировать у детей интерес к родному городу, улицам, жилым домам. Закрепить знание домашнего адреса. Познакомить детей с тем, какие в городе бывают дома: этажность, номера, из чего построены. Закреплять навык безопасного перехода проезжей части дорога. Обогащать словарь: многоэтажный дом

Занятие, беседа о доме, целевая прогула. Чтение стихотворений, художественной литературы. Рисование: «Мой дом».

Дидактические игры «Мой этаж», «Из чего построен дом», игры на дорожной разметке на участке детского сада

4-я неделя

Городские здания

Познакомить детей с разными видами городских зданий, их назначением, объясни», что дома бывают жилые и нежилые, пополнить словарь : школа, библиотека, парикмахерская, аптека, больница, аэропорт, банк, магазин.

Занятие, беседы о городской архитектуре, рассматривание иллюстраций и фотографий городских зданий, пословицы и поговорки о доме, загадки про городские здания.

Дидактические игры «Жилое -нежилое», «Из чего построен дом»

Октябрь

1-я неделя

Городские здания

Закрепить знания разных видов городских зданий, их назначение, познакомить детей с сооружениями культуры и досуга, их назначением. Пополнять словарь детей  бассейн, теннисный корт, аквапарк, кукольный театр, художественный музей, художник, композитор.

Занятие,  беседа о городских зданиях. рассматривание открыток с видами города. Дидактическая игра «Жилое- нежилое». Фотовыставка «Как мы отдыхаем», экскурсии. Рисование: «Мое любимое место в городе»

2-я неделя

Золотая осень

Развивать  у детей интереса любовь к родной природе, ее красоте, пробуждать эстетические чувства, воспитывать умение наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними, передавать в высказываниях свое отношение к природе. Побуждать детей любоваться  красотой осенних деревьев. Обогащать словарь детей относительными прилагательными: рябиновый, березовый, липовый, кленовый. Познакомить детей с поэтическими представлениями русского народа об осени

Занятие, беседа об осенних приметах в родном городе, целевая прогулка, рисование осенних листочков, рассматривание осенних пейзажей, чтение стихотворений русских поэтов об осени.  Народные приметы об осенних месяцах, пословицы о приметах погоды. Составление осеннего букета в группе.

Дидактические игры: «Когда это бывает», «С какого дерева листок», «Что нам осень принесла»

3-я неделя

Зачем нужна деревня?

Познакомить детей с особенностями жизни людей в деревне, характером их занятий, формировать у детей интерес и любовь к своей малой родине

Занятие, беседы о жизни людей в деревне, рассматривают иллюстраций, чтение стихотворений, художественной литературы о жизни в деревне , красоте русской природы.

Дидактические игры: «Город- деревне», «Деревня - городу», «Кто живет в деревне». Рисование: «Деревенский дом»

4-я неделя

Осенины

Средствами эстетического воспитания побуждать детей восхищаться красотой русской природы осенью, дарами природы человеку

Утренник для родителей и  детей в фольклорном стиле. Изготовление украшений для музыкального зала, разучивание стихов, песен, танцев

        Ноябрь

1-я неделя

Путешествие на почту

Развивать у детей интерес к родному городу, познакомить  с особенностями работы людей на почте, средствами связи людей друг с другом. Пополнять словарь детей: почтальон, .бандероль, письма, конверты, посылки.

Повторить домашний адрес.

Занятие, беседа о средствах связи людей в разных  городах, рассматривание иллюстраций, экскурсии на почту, чтение произведений Н. Носова «Телефон», С. Маршака  «почта», загадки.

Сюжетно- ролевые игры: «На почте», «Отправим  письмо», «Телефон».

2-я неделя

Книжкин дом

Познакомить детей с историей возникновения книги, особенностями работы людей в библиотеке, воспитывать бережное отношение к книге, уважение к труду работников библиотек, формировать трудовые навыки. Пополнять словарь детей: библиотека, библиотекарь,  абонент, читатели, перелет, страницы, обложка, иллюстрация.

Занятие, беседа о книге, рассматривание иллюстраций,  экскурсия в библиотеку, ремонт книг в груше, загадки, пословицы про книги «День любимой книжки», составление рассказов о любимых книгах, рисование иллюстраций к любимой книге.

3-я неделя

Наземный пассажирский транспорт родного города

Познакомить детей с разными видами транспорта родного города, особенностями труда людей разных профессий, раскрывать общественную значимость труда взрослых,  воспитывать уважение к труду людей транспортных профессий. Пополнить словарь детей названиями профессий, названиями  городского  транспорта: троллейбус, автобус, трамвай, метро, маршрутное такси .

Занятие, беседы о городском транспорте, рассматривание иллюстраций, чтение стихотворений о профессиях,  загадки про пассажирский транспорт.

Рисование: «Транспорт».  Аппликация «Автобус». Сюжетно – ролевые игры: «Поезд», «Автобус» и т.д.  Дидактические игры: «Кто чем управляет», «Пассажирский транспорт».

4-я неделя

Воздушный транспорт родного города

Поддерживать  у детей интерес к разным профессиям, познакомить с профессиями людей, работающих в авиации, воспитывать чувство гордости за свой родной город.

Пополнять словарь: воздушный транспорт, аэропорт, летчик, бортпроводник, иллюминатор, пропеллер

Занятие,  беседы о разных профессиях, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы  о труде летчиков. Рисование: «Кем я стану, когда вырасту». Сюжетно – ролевая игра «Самолет»

Декабрь

1-я неделя

Водный транспорт родного города

Закреплять у детей представление о том, что такое профессия, поддерживать интерес к разным профессиям, познакомить детей с профессиями людей, работающих на водном транспорте. Пополнять словарь: водный транспорт, речной вокзал, судоходство, капитан, команда, капитанский мостик, корма, палуба, штурвал.

Воспитывать чувство гордости за свой родной город

Занятие , беседы о профессиях на транспорте, экскурсия, рассматривание  иллюстраций, загадки про водный транспорт.

Рисование: «Теплоход на реке»

 Сюжетно- ролевая игра «На корабле»

Дидактическая игра «Закончи строчку»

2-я неделя

Железнодорожный транспорт родного, города

Закреплять у детей представления о разных профессии, познакомить детей с профессиями людей, работающих на железнодорожном транспорте. Пополнять словарь: железнодорожный транспорт, машинист, вагоны, проводник, пассажиры, станции. Воспитывать чувство гордости за свой родной город.

Занятие, беседы о железнодорожном транспорте, рассматривание иллюстраций, загадки про железнодорожный транспорт, чтение стихотворений, художественной литературы. Сюжетно – ролевая игра «Поезд».

Дидактическая игра «На чем едем, летим, плывем»

3-я неделя

Новый год у ворот

Формировать первоначальные представления об обычаях и традициях  разных народов, познакомить с новогодними традициями России и других стран, формировать гражданско-патриотические чувства. Пополнять словарь названиями стран: Япония, Болгария.

Занятие, беседы о людях разных национальностей, рассматривание иллюстраций, чтение стихотворений про Новый год, о зиме, прослушивание фольклорных

песен по теме .

Рисование: «Новогодний подарок»

4-я неделя

Новогодний праздник

Средствами эстетического воспитания побуждать детей радоваться новогодним праздникам, восхищаться нарядной елкой, воспитывать желание дарить подарки своим близким.

Утренник для детей и родителей «Здравствуй, здравствуй, Новый год». Изготовление атрибутов для украшения группы, новогодних игрушек, подарков для родных. Разучивание стихов, песен, танцев.

Январь

1-я, 2-я недели

Промежуточная диагностика уровня знаний по программе

Обследование детей на выявление уровня знаний по  программе за полгода

Беседы, игры с детьми

3-я неделя

Родной город (итоговое занятие по блоку «Родной

город»)

Расширять и закреплять знания детей о родном городе, познакомить детей с историей возникновения родного города, воспитывать патриотические чувства к малой родине.

Занятие, беседы о родном городе, рассматривание открыток с видами города, чтение художественной литературы.

Дидактические игры «Когда это бывает», «На чем поедем», «Районы нашего города», «Родная улица», « Какие бывают здания», «Домашний адрес».

4-я неделя

Волга- рекам Родины царица

Закрепить названия родного города, реки, формировать чувство любви к своему городу, расширить представления детей о природных богатствах России, побуждать детей восхищаться красотой реки Волги. Познакомить детей с историей возникновения названия «Волга».

Занятие, беседа о малой родине, рассматривание иллюстраций, фотографий с  видами Волги, фотовыставка «Мы на Волге», чтение стихов о Волге, решение экологических задачек

Февраль

1-я неделя

Растительный мир родного края

Расширять представления детей о природе родного края, воспитывать патриотические чувства, побуждать детей восхищаться красотой родной природы

Занятие, беседа о растениях родного края, рассматривание альбомов, фотографий, открыток с видами радой природы. Загадки про растения, деревья, решение экологических задач. Дидактические игры: «Какие растут деревья», «Какие бывает кустарники», «С какого дерева листок»

2-я неделя

Лекарственные растения родного края

Расширять представления детей о природе родного фая, воспитывать патриотические чувства. Побуждать детей восхищаться красотой родной природы. Познакомить с лекарственными растениями родного края, их использования в лечебных целях.

Занятие, беседы о природе родного края, рассматривания альбомов с иллюстрациями лекарственных растений, загадки про растения. Дидактическая игра «Зеленая аптека».

3-я неделя

Животный мир родного края

Расширять представления детей о животном мире родного края, побуждать детей восхищаться красотой родной природы, формировать основы экологического мировоззрения.

Занятие, беседы о животных родного края, рассматривание открыток, иллюстраций с изображением животных, птиц, насекомых, загадки про животных, Дидактические игры: «У кого какой домик», «Узнай по описанию»

4-я неделя

День защитников Отечеств

Формировать чувство уважения к защитникам Родины, развивать патриотические чувства.

Утренник для детей и родителей  «День защитников Отечества», разучивание стихов, песен, инсценировок, изготовление подарков для пап  и дедушек, Чтение художественной литературы о подвиге наших соотечественников во время Великой Отечественной войны.

Март

1-я неделя

Мама-первое слово

Средствами эстетического воспитания формировать в сознании детей образ мамы как самого дорогого человека. Побуждать детей восхищаться красотой, добротой нагори, ценить ежедневную заботу мамы о своей семье. Воспитывать духовно-нравственные чувства

Утренник для мам и бабушек. Разучивание стихотворений о маме, инсценировок. Изготовление подарков для мам и бабушек, атрибут для украшения  музыкального зала к утреннику, фотовыставка «Вот какие мамы».

Дидактические игры «Какая моя мама»

2-я неделя

Мы - россияне

Сформировать в воображении детей образ Родины, формировать у детей представление о России как о родной стране, чувство любви к своей Родине, закрепить название родной страны  «Россия»

Занятие, чтение стихотворений о Родине, пословицы и поговорки о Родене, рассматривание иллюстраций с разными климатическими зонами России, выставка рисунков «Моя Редана»

3-я неделя

Россия -наша Родина

Расширять знания детей о Родине, вызвать интерес к прошлому, настоящему и будущему России. Познакомить детей с понятиями большая и малая Родина

Занятие, чтение стихотворений о Родине, пословицы и поговорки о Родине, рассматривание иллюстраций, открыток с видами разных городов России

4-я неделя

Государственные символы России: герб, флаг и гимн

Закрепить и обобщить знания детей о государственных символах России - гербе, флаге, сформировать уважительное отношение к  государственным символам, познакомить  детей с символическим значением герба РФ, цветов флага.

Занятие, рассматривание изображения государственного герба и флага РФ, рассматривание герба на монетах, документах, аппликация «Наш флаг». Дидактические игры: «Узнай наш герб», «Узнай наш флаг»

Апрель

1-я неделя

«Жаворонки»

Средствами эстетического воспитания побуждать детей восхищаться красотой русской природы весной, познакомить с фольклорными образцами народного творчества: песнями, танцами, народными традициями встречи весны

Занятие – развлечение для  детей и родителей. Изготовление атрибутов для украшения музыкального зала. Разучивание фольклорных песен, танцев. Выставка детских рисунков «В окно повеяло весною»

2-я неделя

О творчестве А.С. Пушкина :

Познакомить детей со знаменитым соотечественником - А.С. Пушкиным. Побуждать детей восхищаться его творчеством. Воспитывать интерес к его произведениям

Занятие, рассматривание репродукций портретов А.С. Пушкина, прослушивание стихов, сказок, рассматривание иллюстраций к ним. Рисование: «Сказки Пушкина»

3-я неделя

Москва-столица нашей Родины

Познакомить детей с главным городом России - Москвой. Формировать представление о Москве как о столице нашей  Родины, самом большом и красивом городе России, городе, в котором работает правительство РФ. Побуждать детей восхищаться красотой Москвы, интересоваться ее истерическим прошлым, современными достижениями. Воспитывать патриотические чувства

Занятие, рассматривание открыток с видами Москвы, просмотр видеофильма о достопримечательности столицы, прослушивание стихов, литературных произведений о  Москве, рассказы детей, побывавших в Москве, о столице, фотовыставка «Моя Москва»

4-я неделя

Город-герой Москва

Познакомить детей с обороной Москвы в годы Великой Отечественной войны, формировать понимание значимости патриотического подвига граждан всей страны по защите главного города страны от врагов

Занятие, прослушивание стихов, литературных, музыкальных произведений о Москве в годы Великой Отечественной войны, выставка  рисунков «Москва во время войны»

Май

1-я неделя

День Победы

Формировать чувство уважения к защитникам Родины, развивать патриотические чувства

Занятие для детей и родителей «День Победы», разучивание стихов, песен, инсценировок, изготовление подарков для ветеранов. Чтение художественной литературы о подвиге наших соотечественников  во время Великой Отечественной войны

2-я неделя

Итоговое занятие –викторина «Что мы знаем о России»

Обобщить и систематизировать знания детей о России, формировать уважительное отношение к государственным символам, закрепить названия крупных российских городов и рек, названия народных  промыслов. Знать имена деятелей науки и искусства, воспитывать любовь к Родине, гражданско – патриотические чувства.

Занятие - викторина, чтение стихотворений, литературных произведений о Родине.

Чтение пословиц о Родине, загадки про народные декоративно- прикладные промыслы. Дидактические игры «Узнай наш герб», «Узнай  наш флаг»

3-я неделя

4-я         неделя

Итоговая диагностика уровня знаний детей по программе

Обследование детей на определение итогов  знаний по программе

Беседы  с детьми, дидактические тактические игры



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра. Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра.

Программные задачи занятия:   - Продолжить  закреплять представления детей о целевом назначении и функциях предметов домашнего обихода. - Развивать внимание, логическое мышление п...

"О чём расскажут улицы Коломны" - история России в истории города.

Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе....

Паспорт проекта "Изучение с дошкольниками истории России на основе знакомства с историей семьи" Тебякина Инна Петровна МБДОУ №7 "Золотая рыбка" г. Тамбов

Паспорт проекта «Изучение с дошкольниками истории Россиина основе знакомства с историей семьи»творческое название: «Моя семья – мое богатство». Вид проекта: информационно-творческий.Авторы проект...

"Из истории мяча 1 часть: Информационно теоретическая история мяча; 2 часть: Мастер-класс"

"Из истории мяча 1 часть: Информационно теоретическая история мяча; 2 часть: Мастер-класс"...

Проект к дню Победы. "История моей семьи в истории страны".

Укрепление нравственно-патриотических чувств дошкольников через совместные мероприятия с участием детей, педагогов, родителей. Формирование знаний о Великой Отечественной войне через различные виды де...

Проект "История моей семьи в истории моей страны"

Совместная исследовательская деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению истории семьи и рода....