Золотые россыпи России
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Абдалова Махира Вагиф кызы

                                                               Абдалова М. В.

  Конспект интегрированного занятия в старшей  группе по речевому развитию и изо деятельности                                                                                                                                                                                                    

                          Тема: «Золотые россыпи России»                                                 Цель: Формировать у детей знания  о народно - прикладном искусстве и России. 

Задачи:

    Образовательные:                                                                                   Продолжать расширять у детей знания о народно – прикладном искусстве.  Упражнять в рисовании росписей характерных для каждого промысла  элементов и цветовой гаммы.  

    Развивающие:

Развивать связную речь, закреплять умение выразительно читать стихи и пословицы, составлять небольшие рассказы.

    Воспитательные:  

Воспитывать у детей любовь к народному творчеству.

Осуществлять духовно-нравственное воспитание через формирование бережного отношения ко всему прекрасному.

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Познание», «Здоровье», «Художественная литература», «Безопасность». «Музыка»

Активизация словаря: горница, светлица, дымка, Городец, чудо - конь, сказочная птица,  мастера - умельцы, ухват, чугунок, топор. 

Предварительная работа: Знакомство детей с историей возникновения промыслов. Разучивание народных игр, народных песен, стихов о дымковской и городецкой росписи, знакомство с элементами росписи. Заучивание пословиц, поговорок,  д/и «Разукрась дымковскую игрушку», «Сошьём барышне платье»

Развивающая среда:  Дымковские игрушки, предметы городецкой росписи, силуэты  (дымковские барышни, лошадки, олени, доски для росписи), гуашь, кисточки, поролон, вышивки, народные костюмы.                                                          

                                       Ход занятия.

Зал украшен в стиле русской избы

Звучит музыка, дети заходят в зал. Их встречает хозяйка светлицы (горницы).

Погружение в тему:

Здравствуйте дети! Какие вы сегодня нарядные. А в какие  костюмы  вы одеты. (ответы детей). Правильно, в народный. Я тоже одета в народный костюм. Я приглашаю вас в свою светлицу. У меня в светлице светло и уютно, давайте пройдём и посмотрим, что здесь у меня есть. Дети рассматривают избу.

Хозяйка обращает внимание на платки, на кровать, которая заправлена самотканым покрывалом, вышитую скатерть, на русскую печь, что это основное в русской избе, на ней готовят пищу, печь топиться дровами, дрова колют топором. В светлице есть стол, лавка, здесь я пью чай.

 

Давайте пройдём, сядем и побеседуем                                                               Ребята, а вы знаете, что раньше долгими, зимними вечерами собирались люди на посиделки? Женщины пряли пряжу, вязали, вышивали, ткали ковры, покрывала,  дорожки, вели беседы, сочиняли русские народные песни, частушки. Мужчины,  занимались резьбой по дереву. Так зарождалось народное творчество.

Основная часть:

Ребята, посмотрите вот на эти красивые игрушки, они тоже сделаны руками людей.

Вопросы к детям:

-Как они называются?

 -Почему их так называют?

-Где находится село Дымково?

- Какими элементами украшена эта игрушка?

- Назовите цвета красок.

А сейчас мы расскажем об этих красивых игрушках. Лена,  выбери игрушку и расскажи нам о ней.

Рассказать нужно:

-Как называется игрушка?

-Какими элементами она украшена?

-Какие краски использовал мастер?

-Какое у этой игрушки настроение?

Дети составляют 2-3рассказа.

Ребята, а кто знает стихи об этих игрушках?

Арина:       Посмотри как хороша

               Эта дивная – душа

               Щёчки алые горят,

               Удивительный наряд,

               Сидит кокошник горделиво

               Барышня так красива

Алиса: Игрушки эти не простые

                  А волшебно расписные,

                  Белоснежны как берёзки

                  Кружочки, клеточки, полоски,

                  Простой казалось бы узор

                  Но отвести не в силах взор.

Да эти игрушки очень красивы, а почему они красивы? Да потому, что мастера - умельцы вложили в них все свои умения, старания, душу.

В моей светлице отведено место и городецким промыслам.  Откуда пошло это название? От города Городец.

Разрисовывали городецкие мастера - умельцы: разделочные доски, качалки, стулья, блюда, панно. Давайте, ребята, назовём элементы узоров: ромашки, розы, листочки, а ещё сказочная птица и чудо-конь. А какие краски использовали  мастера? (дети называют цвета). Ребята, об этой росписи народ много придумывал легенд и сказок. Одну из таких сказок мы читали. Давайте вспомним, как она называется. Правильно это «Чудо-конь»

Вместе с детьми кратко её вспоминаем. Дети отвечают на вопросы:

- Кто жил в городе Городец?

- Какая беда пришла в город?

- Чего хотели враги?

- Как помог мастер - умелец людям?

- Как  отблагодарил народ сказочную птицу и чудо-коня?

А давайте вспомним стихи о городецкой росписи.

Таня: Городецкий конь бежит

           Вся земля под ним дрожит!

           Птицы яркие летают

           И купавки расцветают!

           Распускаются букеты

           Ярко красками горя,

           Чудо птицы там порхают.

           Будто в сказку нас зовя.

И те и другие мастера хорошо потрудились. Ребята, а кто знает  пословицы о труде. Дети по очереди называют пословицы.

- Без труда не вытащишь и рыбки из пруда.

- Где работают, там и густо, а в ленивом доме пусто.

- Каков мастер, такова и работа.

- Хорошая работа два века живёт.

- Делу время, потехе час.

- Кто работы не боится, тот и пляшет и поёт.

- Голод не тётка, заставит работать.

Ребята, на Руси умели не только работать, но и веселиться. А какое же веселье без игры.

«Ах, ты зоренька – заря

Заря ясная да прекрасная.

Игра Заря»

Заря – зарница, красная девица

По полю ходила, ключи обронила

Ключи золотые, ленты голубые, Кольца обвитые

Кольца обвитые – за водой пошла.

Игра повторяется 2-3раза.

Заходит коробейник. Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл. Коробейник очень огорчён. Ребята спрашивают у коробейника, что случилось.

Коробейник: Я собрался на ярмарку, но мастера - умельцы не успели разрисовать товар.

Ничего, не  расстраивайся, ребята тебе помогут.

Ребята, давайте пройдём в нашу мастерскую и поможем коробейнику подготовить товар для ярмарки. Дети разрисовывают муляжи заранее заготовленных (барышень, лошадок, досок и др. объектов)

Коробейник рассматривает товар, благодарит и уходит.

Хозяйка горницы: Ну, дети, вы потрудились на славу. А теперь можно и повеселиться.

Играет музыка, дети поют частушки:

Ставьте ушки на макушки

Слушайте внимательно

Пропоём мы вам частушки

Очень замечательно.

Надою я молока

И налью котёночку

Разрисую дымкою

Милую « Бурёночку»

Девочки беляночки

Где, вы набелилися

Мы вчера коров доили

Молоком облилися.

У меня на сарафане

Косолапы петухи

Я сама не косолапа

Косолапы женихи.

Мы кончаем петь частушки

До другого случая

Вы сидите до утра

Коли делать нечего.

Итог: Ну, молодцы ребята, хорошо вы потрудились. И спели хорошо. Так скажите. Чем мы с вами занимались? Дети вспоминают, что они делали. Ребята, а  я для вас приготовила сюрприз, испекла пирог. Давайте посидим в горнице, попьём чай, побеседуем. Дети и хозяйка пьют чай, ведут задушевную беседу и прославляют русский народ и народные традиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx18.72 КБ

Предварительный просмотр:

                                                               Абдалова М. В.

  Конспект интегрированного занятия в старшей  группе по речевому развитию и изо деятельности                                                                                                                                                                                                    

                          Тема: «Золотые россыпи России»                                                 Цель: Формировать у детей знания  о народно - прикладном искусстве и России.  

Задачи:

    Образовательные:                                                                                   Продолжать расширять у детей знания о народно – прикладном искусстве.  Упражнять в рисовании росписей характерных для каждого промысла  элементов и цветовой гаммы.  

    Развивающие:

Развивать связную речь, закреплять умение выразительно читать стихи и пословицы, составлять небольшие рассказы.

    Воспитательные:  

Воспитывать у детей любовь к народному творчеству.

Осуществлять духовно-нравственное воспитание через формирование бережного отношения ко всему прекрасному.

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Познание», «Здоровье», «Художественная литература», «Безопасность». «Музыка»

Активизация словаря: горница, светлица, дымка, Городец, чудо - конь, сказочная птица,  мастера - умельцы, ухват, чугунок, топор.  

Предварительная работа: Знакомство детей с историей возникновения промыслов. Разучивание народных игр, народных песен, стихов о дымковской и городецкой росписи, знакомство с элементами росписи. Заучивание пословиц, поговорок,  д/и «Разукрась дымковскую игрушку», «Сошьём барышне платье»

Развивающая среда:  Дымковские игрушки, предметы городецкой росписи, силуэты  (дымковские барышни, лошадки, олени, доски для росписи), гуашь, кисточки, поролон, вышивки, народные костюмы.                                                          

                                       Ход занятия.

Зал украшен в стиле русской избы

Звучит музыка, дети заходят в зал. Их встречает хозяйка светлицы (горницы).

Погружение в тему:

Здравствуйте дети! Какие вы сегодня нарядные. А в какие  костюмы  вы одеты. (ответы детей). Правильно, в народный. Я тоже одета в народный костюм. Я приглашаю вас в свою светлицу. У меня в светлице светло и уютно, давайте пройдём и посмотрим, что здесь у меня есть. Дети рассматривают избу.

Хозяйка обращает внимание на платки, на кровать, которая заправлена самотканым покрывалом, вышитую скатерть, на русскую печь, что это основное в русской избе, на ней готовят пищу, печь топиться дровами, дрова колют топором. В светлице есть стол, лавка, здесь я пью чай.

Давайте пройдём, сядем и побеседуем                                                               Ребята, а вы знаете, что раньше долгими, зимними вечерами собирались люди на посиделки? Женщины пряли пряжу, вязали, вышивали, ткали ковры, покрывала,  дорожки, вели беседы, сочиняли русские народные песни, частушки. Мужчины,  занимались резьбой по дереву. Так зарождалось народное творчество.

Основная часть:

Ребята, посмотрите вот на эти красивые игрушки, они тоже сделаны руками людей.

Вопросы к детям:

-Как они называются?

 -Почему их так называют?

-Где находится село Дымково?

- Какими элементами украшена эта игрушка?

- Назовите цвета красок.

А сейчас мы расскажем об этих красивых игрушках. Лена,  выбери игрушку и расскажи нам о ней.

Рассказать нужно:

-Как называется игрушка?

-Какими элементами она украшена?

-Какие краски использовал мастер?

-Какое у этой игрушки настроение?

Дети составляют 2-3рассказа.

Ребята, а кто знает стихи об этих игрушках?

Арина:       Посмотри как хороша

               Эта дивная – душа

               Щёчки алые горят,

               Удивительный наряд,

               Сидит кокошник горделиво

               Барышня так красива

Алиса: Игрушки эти не простые

                  А волшебно расписные,

                  Белоснежны как берёзки

                  Кружочки, клеточки, полоски,

                  Простой казалось бы узор

                  Но отвести не в силах взор.

Да эти игрушки очень красивы, а почему они красивы? Да потому, что мастера - умельцы вложили в них все свои умения, старания, душу.

В моей светлице отведено место и городецким промыслам.  Откуда пошло это название? От города Городец.

Разрисовывали городецкие мастера - умельцы: разделочные доски, качалки, стулья, блюда, панно. Давайте, ребята, назовём элементы узоров: ромашки, розы, листочки, а ещё сказочная птица и чудо-конь. А какие краски использовали  мастера? (дети называют цвета). Ребята, об этой росписи народ много придумывал легенд и сказок. Одну из таких сказок мы читали. Давайте вспомним, как она называется. Правильно это «Чудо-конь»

Вместе с детьми кратко её вспоминаем. Дети отвечают на вопросы:

- Кто жил в городе Городец?

- Какая беда пришла в город?

- Чего хотели враги?

- Как помог мастер - умелец людям?

- Как  отблагодарил народ сказочную птицу и чудо-коня?

А давайте вспомним стихи о городецкой росписи.

Таня: Городецкий конь бежит

           Вся земля под ним дрожит!

           Птицы яркие летают

           И купавки расцветают!

           Распускаются букеты

           Ярко красками горя,

           Чудо птицы там порхают.

           Будто в сказку нас зовя.

И те и другие мастера хорошо потрудились. Ребята, а кто знает  пословицы о труде. Дети по очереди называют пословицы.

- Без труда не вытащишь и рыбки из пруда.

- Где работают, там и густо, а в ленивом доме пусто.

- Каков мастер, такова и работа.

- Хорошая работа два века живёт.

- Делу время, потехе час.

- Кто работы не боится, тот и пляшет и поёт.

- Голод не тётка, заставит работать.

Ребята, на Руси умели не только работать, но и веселиться. А какое же веселье без игры.

«Ах, ты зоренька – заря

Заря ясная да прекрасная.

Игра Заря»

Заря – зарница, красная девица

По полю ходила, ключи обронила

Ключи золотые, ленты голубые, Кольца обвитые

Кольца обвитые – за водой пошла.

Игра повторяется 2-3раза.

Заходит коробейник. Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл. Коробейник очень огорчён. Ребята спрашивают у коробейника, что случилось.

Коробейник: Я собрался на ярмарку, но мастера - умельцы не успели разрисовать товар.

Ничего, не  расстраивайся, ребята тебе помогут.

Ребята, давайте пройдём в нашу мастерскую и поможем коробейнику подготовить товар для ярмарки. Дети разрисовывают муляжи заранее заготовленных (барышень, лошадок, досок и др. объектов)

Коробейник рассматривает товар, благодарит и уходит.

Хозяйка горницы: Ну, дети, вы потрудились на славу. А теперь можно и повеселиться.

Играет музыка, дети поют частушки:

Ставьте ушки на макушки

Слушайте внимательно

Пропоём мы вам частушки

Очень замечательно.

Надою я молока

И налью котёночку

Разрисую дымкою

Милую « Бурёночку»

Девочки беляночки

Где, вы набелилися

Мы вчера коров доили

Молоком облилися.

У меня на сарафане

Косолапы петухи

Я сама не косолапа

Косолапы женихи.

Мы кончаем петь частушки

До другого случая

Вы сидите до утра

Коли делать нечего.

Итог: Ну, молодцы ребята, хорошо вы потрудились. И спели хорошо. Так скажите. Чем мы с вами занимались? Дети вспоминают, что они делали. Ребята, а  я для вас приготовила сюрприз, испекла пирог. Давайте посидим в горнице, попьём чай, побеседуем. Дети и хозяйка пьют чай, ведут задушевную беседу и прославляют русский народ и народные традиции.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект по социально нравственному воспитанию детей «ЗОЛОТЫЕ РОССЫПИ РОССИИ»

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО СОЦИАЛЬНО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ «ЗОЛОТЫЕ РОССЫПИ РОССИИ» Составила и провела педагог дополнительного образованияБулатова И.Н. МАДОУ МО №11 «Ёлочка» г. Нягань...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по речевому развитию и изо деятельности тема: "Золотые россыпи России"

Занятие расчитано для детей старшего дошкольного  возраста. Занятие  способствует формированию у детей знаний о народно - прикладном искусстве, а так же воспитывает у детей любовь к нар...

КОНСПЕКТ НОД : «ЗОЛОТЫЕ РОССЫПИ РОССИИ»

• Познакомить с росписью на изделиях Хохломы;• Учить выделять элементы узора Хохломы (листок, ягодка, травка) и видеть красоту;• Развивать цветовое восприятие, чувство ритма, творческое воображение;• ...

творческий проект"ЗОЛОТЫЕ РОССЫПИ РОССИИ "и дидактические игры по мотивам народного творчества.

Цель проекта:Создание условий для формирования и развития основ художественнойкультуры ребёнка через народное декоративно- прикладное искусство на примере Хохломского народного промысла.Способствовать...

Дидактические игры, организуемые с детьми в рамках проекта "Золотые россыпи России.

Роспись русская - мила сердцу русскомуНадежда ФоксЗавиток за завитком, так рождается узорВеточка за веточкой, получилась сеточкаПетушки хохлатые, лошади кудрявыеПтички в ветках яркие, ягодки покатые.З...

Сценарий для детей 6-7 лет на тему «Золотые россыпи России»- «Путешествие по сёлам - Дымково, Гжели, Хохломы.

Воспитание личности, владеющей художественным вкусом и творческой фантазией....

Проект: "Золотые россыпи России"

МДОУ ИРМО «Уриковский детский сад комбинированного вида»                                ...