Рабочая программа дополнительного образования по шахматам "В гостях у Каиссы"
материал на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.doc | 564 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям, живущим в северных регионах и обучающимся в трудных климатических условиях, не отстать в развитии от своих сверстников, живущих "на материке", открывает дорогу к творчеству десяткам тысяч детей некоммуникативного типа.
Важная особенность шахмат заключается, в том числе, и в существующих правилах корректного поведения во время игры. Нарушать правила нельзя, поскольку любое подобное нарушение приводит к немедленному поражению. В этом заключается принципиальное отличие шахмат от многих других игр, в частности, от игровых видов спорта, где нарушение правил приводит лишь к штрафам (штрафным ударам, удалению игроков и т.п.), но не к прекращению самой игры. Таким образом, у детей с самого раннего возраста формируется уважительное отношение к правилам, нормам поведения, а ведь в основе морали, нравственности лежит осознанное и добровольное соблюдение общепризнанных норм поведения.
Актуальность данной программы обусловлена необходимостью формирования и развития с раннего возраста таких важных качеств ребенка, как память, логическое мышление, внимание и воображение, усидчивость; в процессе обучения шахматной игре вырабатываются важные практические навыки - умение предпринимать волевое усилие и доводить начатое дело до конца.
Шахматы являются почти идеальной моделью для успешного развития способности действовать в уме. Обычно эти способности формируются в 6-10-летнем возрасте, поэтому самый подходящий возраст для начала изучения шахмат - это старшая или подготовительная группы детского сада, а также 1 класс общеобразовательной школы.
Именно поэтому была разработана экспериментальная образовательная программа "В гостях у Каиссы", в основу которой легли методические рекомендации Абрамова С.П., Барского В.Л. "Шахматы: методика проведения занятий".
Срок реализации программы – год год.
Данная программа обучения шахматам старших дошкольников и младших школьников направлена на формирование гармонично развитой и творчески активной личности. В старших группах детского сада и в начальной школе на первый план выходит развивающая функция обучения, и данный курс позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков. Во время шахматных занятий дети учатся делать выводы и обобщения, выявлять закономерности. Игровая форма обучения превратит знакомство с шахматами в увлекательный процесс, а соревновательный элемент поможет поддерживать устойчивый интерес к получению новых знаний, которые немедленно найдут практическое применение в дружеских партиях детей.
Основа результативного обучения - ориентация на личность ребёнка, его способности и возможности, поэтому образовательный процесс основан на технологии личностно-ориентированного обучения И.С. Якиманской.
Для наиболее талантливых детей, показавших высокие результаты в усвоении программного материала, предусматриваются индивидуальные занятия с целью развития и совершенствования их мастерства и достижения спортивных результатов.
Программа "В гостях у Каиссы" имеет физкультурно-спортивную направленность.
Цель программы: формирование первоначальных знаний, умений и навыков шахматной игры; создание условий для развития познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы обучающихся.
Задачи:
- Формировать основополагающие знания в области теории и практики шахматной игры.
- Обучать детей совершать операции в уме, не передвигая фигур; видеть на доске все возможные последствия от предполагаемого хода и уметь просчитывать ходы соперника.
- Развивать логику, внимание, мышление, память обучающихся.
- Осуществлять нравственное и эстетическое воспитание детей на основе мировой шахматной культуры.
- Обучать правилам разыгрывания начала партии, простейшим тактическим ударам, основам дебютной подготовки, простейшим схемам достижения матовых ситуаций.
- Воспитывать интерес к шахматной игре, усидчивость, самообладание, умение контролировать себя, терпение, осторожность.
Программа содержит подробный перечень тем и вопросов, которые необходимо освоить детям за период обучения, а также организационно-методические указания педагогам по проведению занятий.
Содержание программы предусматривает изучение правил игры, простейших схем достижения матовых ситуаций и практическую отработку полученных умений и навыков.
Она составлена таким образом, чтобы педагоги, имеющие самое общее представление о шахматах, смогли быстро пополнить свои знания о шахматах как предмете, после чего могли бы начать его преподавание в детском саду или школе.
Режим занятий обусловлен нормативно-правовой базой дошкольного образовательного учреждения, общеобразовательной школы и учреждения дополнительного образования детей, ориентированной на обучение детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, проектом сотрудничества в режиме эксперимента. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 25 минут в старшей группе детского сада или по 30 минут в подготовительной группе и в 1 классе общеобразовательной школы. Объём учебных часов - 144 (72 часа - 1 год обучения; 72 часа - 2 год обучения).
Основные формы работы на занятии: индивидуальные, групповые и коллективные (игровая деятельность).
Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через использование дидактических сказок и игровых ситуаций.
Для закрепления знаний обучающихся используются дидактические задания и позиции для игровой практики.
Для проверки усвоения знаний, умений и навыков в конце каждого раздела программы предусмотрены тесты и упражнения для закрепления знаний, а также контрольные занятия по итогам обучения в полугодии, году.
Прогнозируемый результат
К концу первого года обучения дети должны:
знать:
- правила и цель игры;
- основные шахматные термины;
- ходы и взятие фигур;
- ценность фигур;
- три защиты от шаха;
- простейшие способы матования;
- первичные знания по началу партии;
- общие сведения из истории возникновения и развития шахматной
- культуры.
уметь:
- читать шахматную нотацию;
- предугадывать правильные взятия фигур, связанные с разменом;
- правильно защищать короля от угроз;
- составлять простейший план действий в игре;
- ставить мат в один ход.
Методическое обеспечение программы
Программа предусматривает обучение детей в игровой форме, в обстановке творческого взаимодействия и интереса.
Для поддержания интереса используются дидактические сказки, богатые по содержанию и доступные для указанного возраста. Постоянная смена видов деятельности на занятии будет способствовать активизации познавательной активности дошкольников и младших школьников.
Главным условием результативной работы являются дружеские отношения между детьми в группе. Педагогу необходимо поддерживать положительную эмоциональную атмосферу как на занятиях, так и в период отдыха; добиваться применения знаний и умений не только на занятиях, но и в повседневной жизни.
Методы, используемые на занятиях:
- игровые;
- репродуктивные;
- частично-поисковые;
- словесно-логические.
Основные формы занятий: беседа и игра.
Формы итоговых занятий по каждому разделу: тестирование практических умений и выполнение упражнения для закрепления знаний.
Формы подведения итогов: по каждому разделу предусмотрено итоговое занятие, на котором будет организовано повторение и обобщение знаний, умений и навыков, полученных в ходе работы над разделом (тестирование практических умений и выполнение упражнения для закрепления знаний).
Техническое оснащение занятий:
Учитывая возрастные и психофизиологические особенности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, используемая на занятиях наглядность должна быть яркой, доступной по содержанию, разнообразной.
В качестве обязательных учебных принадлежностей необходим следующий набор: демонстрационная шахматная доска, наборы шахмат, карандаши простые, листы бумаги или блокноты.
С целью формирования элементарной ИКТ-культуры ребёнка и повышения интереса к занятиям предполагается использование мультимедийного оборудования, ПК.
Список литературы- Абрамов С.П., Барский В.Л. Шахматы: первый год обучения. Методика проведения занятий. - М.: ООО "Дайв", 2009. - 256 с.
- Барский В.Л. Карвин в шахматном лесу. Учебник шахмат для младших школьников в 2 кн. Кн.1. - М.: ООО "Дайв", 2009. - 96 с.
- Барский В.Л. Карвин в шахматном лесу. Учебник шахмат для младших школьников в 2 кн. Кн.2. - М.: ООО "Дайв", 2009. - 96 с.
- Журавлёв Н.И. Шаг за шагом. М: Физкультура и спорт, 1986. - 288с.
- Зайкина В.Л. "Каисик в Шахматном королевстве". Сборник дидактических сказок для обучения детей 5-7 лет игре в шахматы. - Норильск, МБОУ ДОД "Центр внешкольной работы" района Талнах, 2010. - 25с.
- Губницкий С.Б., Хануков М.Г., Шедей С.А. Полный курс шахмат для новичков и не очень опытных игроков. - М.: ООО "Издательство АСТ"; Харьков: "Фолио", 2002. - 538 с.
- Сборник дидактического материала к поурочному планированию занятий по обучению игре в шахматы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Авторы-составители: педагоги д/о Зайкин В.В., Зайкина В.Л. - Норильск, МБОУ ДОД "Центр внешкольной работы" района Талнах, 2010. - 57с.
Приложение №1.
Учебно-тематический план занятий.
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1. | Место занятия, оборудование и инвентарь Личная и общественная гигиена. Режим дня и питание | 1 |
| 1 |
2. | История шахматной культуры | 2 |
| 2 |
3. | Ходы фигур. Правила игры | 20 | 22 | 42 |
3.1 | Шахматная доска. Вертикали, горизонтали, диагонали. | 2 |
| 2 |
3.2 | Изучение шахматной нотации | 1 |
| 1 |
3.3 | Знакомство с шахматными фигурами | 1 |
| 1 |
3.4 | Начальное положение шахматных фигур | 1 |
| 1 |
3.5 | Пешки - душа шахматной партии | 1 | 1 | 2 |
3.6 | Виды пешек. | 1 | 1 | 2 |
3.7 | Ладья. Ходы и взятия ладьей | 1 | 2 | 3 |
3.8 | Ладья против ладьи. Ладья против пешек |
| 2 | 2 |
3.9 | Слон. Ходы и взятия слоном | 1 | 1 | 2 |
3.10 | Слон против слона, ладьи. Слон против пешек |
| 2 | 2 |
3.11 | Ферзь. Ходы и взятия ферзем | 1 | 1 | 2 |
3.12 | Ферзь против ферзя, ладьи, слона и пешек |
| 2 | 2 |
3.13 | Конь. Ходы и взятия конем | 1 | 2 | 3 |
3.14 | Конь против фигур и пешек |
| 2 | 2 |
3.15 | Ценность фигур. Выгодно - невыгодно |
| 2 | 2 |
3.16 | Король Ходы и взятия королем | 1 | 2 | 3 |
3.17 | Король против фигур и пешек |
| 2 | 2 |
3.18 | Тесты и упражнения для закрепления знаний |
| 2 | 2 |
4 | Цель шахматной партии | 4 | 10 | 14 |
4.1 | Нападение на короля - шах | 1 | 1 | 2 |
4.2 | Три способа защиты от шаха | 1 | 2 | 3 |
4.3 | Вскрытый шах и двойной шах | 1 | 3 | 4 |
4.4 | Мат как цель игры в шахматы | 1 | 4 | 5 |
4.5 | Тесты и упражнения для закрепления знаний |
| 2 | 2 |
5 | Игра из начального положения. |
| 9 | 9 |
6 | Контрольное занятие по итогам полугодия (года) |
| 2 | 2 |
| Итого | 27 | 45 | 72 |
Приложение №2.
Содержание программы
Введение в программу обучения. Цель и задачи курса.
Знакомство с группой. Цели и задачи занятий. Обзор основных разделов программы. Правила поведения на занятиях, правила ТБ и ППБ.
История шахматной культуры
Задачи: познакомить детей с легендой возникновения шахмат и с основными этапами их развития.
Ходы фигур. Правила игры
Материал раздела позволяет детям в увлекательной игровой сказочной форме познакомиться с шахматными фигурами и их свойствами.
Шахматная доска. Вертикали, горизонтали, диагонали.
Задачи: продолжить знакомство детей с шахматами. Объяснить такие понятия, как «шахматная доска», «белые и черные поля», «горизонтали», «вертикали», «диагонали». Объяснить, как правильно располагается шахматная доска перед началом игры.
Изучение шахматной нотации
Задачи: повторить такие понятия, как «шахматная доска», «поля и линии шахматной доски». Начать знакомство с языком шахмат - шахматной нотацией. Научить определять «адрес» каждого поля. Ввести новые понятия - «диаграмма», «центр», «угловые поля».
Знакомство с шахматными фигурами
Задачи: повторить и закрепить базовые понятия шахмат, связан¬ные с шахматной доской и шахматной нотацией. Познако¬мить детей с белыми и черными шахматными фигурами.
Начальное положение шахматных фигур
Задачи: познакомить детей с начальной позицией, научить быстро и без ошибок расставлять ее на доске.
Пешки - душа шахматной партии
Задачи: повторить и закрепить базовые знания, связанные с доской и шахматными фигурами. Повторить названия фигур и расстановку начальной позиции. Познакомить детей с пешкой, объяснить такие понятия, как «ход пешкой», «взятие пешкой».
Практика: закрепить полученные знания с помощью дидактической игры.
Виды пешек.
Задачи: повторить и закрепить базовые знания, связанные с пешкой; объяснить особые ходы пешкой - правило взятия на проходе и правило превращения пешки. Закрепить полученные знания с помощью дидактической игры.
Практика: закрепить полученные знания с помощью дидактической игры.
Ладья. Ходы и взятия ладьей
Задачи: повторить ходы пешкой. Познакомить детей с новой фигурой - ладьей, объяснить, как она ходит и как бьет.
Практика: закрепить полученные знания с помощью дидактических игр.
Ладья против ладьи. Ладья против пешек
Практические занятия.
Задачи: повторить, как ходит и бьет ладья. Познакомить детей со свойствами ладьи в «реальном бою», то есть в двусторонней игре (на основе специально составленных дидактических позиций). Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр.
Слон. Ходы и взятия слоном
Задачи: повторить ходы пешкой и ладьей. Познакомить детей с новой фигурой - слоном, объяснить, как он ходит и как бьет. Ввести такие понятия, как «белопольный слон», «чернопольный слон».
Практика: закрепить полученные знания с помощью дидактических игр
Слон против слона, ладьи. Слон против пешек
Практические занятия.
Задачи: повторить, как ходит и бьет слон. Познакомить детей с «боевыми характеристиками» слона в борьбе против неприятельских фигур и пешек (на основе специально составленных дидактических позиций). Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр.
Ферзь. Ходы и взятия ферзем
Задачи: повторить ходы пешкой, ладьей и слоном. Познакомить детей с новой фигурой - ферзем, объяснить, как он ходит и как бьет.
Практика: закрепить полученные знания с помощью дидактических игр
Ферзь против ферзя, ладьи, слона и пешек
Практические занятия.
Задачи: повторить, как ходит и бьет ферзь. Познакомить детей с «боевыми характеристиками» ферзя в борьбе против неприятельских фигур и пешек (на основе специально составленных дидактических позиций). Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр.
Конь. Ходы и взятия конем
Задачи: повторить ходы пешкой, ладьей, слоном и ферзём. Познакомить детей с новой фигурой - конём, объяснить, как он ходит и как бьет.
Практика: закрепить полученные знания с помощью дидактических игр
Конь против фигур и пешек
Практические занятия.
Задачи: повторить, как ходит и бьет конь. Познакомить детей с «боевыми характеристиками» коня в борьбе против неприятельских фигур и пешек (на основе специально составленных дидактических позиций). Объяснить такое понятие, как «двойной удар». Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр.
Ценность фигур. Выгодно - невыгодно
Практические занятия.
Задачи: повторить ходы и взятия всех фигур и пешек. Повторить начальную расстановку шахматных армий. Ввести такие понятия, как «ценность шахматных фигур», «выгодный и невыгодный размен». Объяснить, сколько «весит» (сколько «стоит») каждая фигура и пешка. Закрепить полученные знания с помощью дидактических заданий.
Король Ходы и взятия королем
Задачи: повторить, сколько «стоит» каждая фигура, потренироваться в определении выгодности или невыгодности размена. Познакомить детей с новой фигурой - королем, объяснить, как он ходит и как бьет. Объяснить особую роль короля в шахматах.
Практика: закрепить полученные знания с помощью дидактических игр
Король против фигур и пешек
Практические занятия.
Задачи: повторить, как ходит и бьет король. Познакомить детей с тем, как проявляет себя король в борьбе против неприятельских фигур и пешек (на основе специально составленных дидактических позиций). Повторить, что такое двойной удар. Ввести такое понятие, как «нападение» и «защита». Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр.
Тесты и упражнения для закрепления знаний
Практические занятия.
Задачи: закрепить знания, умения и навыки, полученные в ходе изучения раздела «Ходы фигур. Правила игры».
Цель шахматной партии
Материал раздела позволит детям в увлекательной игровой форме познакомиться узнать о цели шахматной партии.
Нападение на короля – шах
Задачи: повторить и закрепить базовые знания, полученные при изучении первого раздела: шахматная доска, элементы шахматной доски, белые и черные фигуры, начальная позиция, ходы фигур. Повторить материал, связанный с шахматной нотацией, отработать навык нахождения «адресов» фигур на доске. Ввести такое понятие, как шах. Объяснить способы защиты от шаха.
Практика: закрепить полученные знания с помощью дидактических упражнений
Три способа защиты от шаха
Задачи: объяснить способы защиты от шаха.
Практика: закрепить полученные знания с помощью дидактических упражнений.
Вскрытый шах и двойной шах
Задачи: повторить, что такое шах, какие существуют три метода защиты от шаха. Ввести понятия «вскрытый (открытый) шах», «двойной шах».
Практика: закрепить полученные знания с помощью дидактических упражнений.
Мат как цель игры в шахматы
Задачи: повторить, что такое шах, какие бывают шахи (вскрытый, двойной), какие существуют три метода защиты от шаха. Ввести понятие «мат» как шах, от которого нет защиты. Ввести понятия «победа и поражение».
Практика: закрепить полученные знания с помощью дидактических упражнений.
Тесты и упражнения для закрепления знаний
Практические занятия.
Задачи: закрепить знания, умения и навыки, полученные в ходе изучения раздела «Цель шахматной партии».
Игра из начального положения.
Практические занятия.
Задачи: проверить качество усвоения ЗУНов по итогам первого года обучения в процессе турнирных и тренировочных партий.
Контрольные занятия по итогам полугодия (года)
Практические занятия.
Задачи: определить уровень усвоения программного материала в ходе выполнения теоретических и практических заданий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования по реализации программы "От звука к букве. Обучение дошкольников обучению грамоты"Е. В. Колесниковой в старшей группе через кружковую работу.
Программа представляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, слогами, которые помогут детям научиться читать и выполнять звуко - буквенный анализ, а также способствуют развитию м...
Авторская рабочая программа дополнительного образования по музыкально-ритмической деятельности. Рецензия и Свидетельство. Рецензент и эксперт – Н.Н.Калацкая к.п.н., доцент кафедры общей и социальной педагогики Института психологии и образования Казанског
“Сюжетные танцы и этюды – средство развития танцевальноготворчества у детей старшего дошкольного возраста “Срок реализации: 1 год...
Рабочая программа дополнительного образования «В гостях у сказки» по направлению развитие речи
1.1.Пояснительная записка.Рабочая программа по развитию речи детей младшего возраста разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой «Детство», в соответствии с введением в действ...
Рабочая программа дополнительного образования «В гостях у сказки»
Рабочая программа дополнительного образования...
Рабочая программа дополнительного образования "В гостях у сказки" для детей младшей группы
Актуальность. Сказки развивают мышление дошкольников, учат думать, оценивать поступки героев, тренируют память, внимание, речь. С помощью сказок можно воспитывать детей, помочь скор...
Рабочая программа дополнительного образования « В гости к сказке» (2 младшая группа)
Рабочая программа дополнительного образования « В гости к сказке»(2 младшая группа)...
Рабочая программа дополнительного образования "В гостях у сказки"
Отличительной особенностью программы кружка является то, что она предусматривает темы занятий, с помощью которых изучаются литературные произведения, осуществляется формирование интереса к книге...