Рабочая программа дополнительного образования по шахматам "В гостях у Каиссы"
материал на тему

Лопухова Ирина Владимировна
Рабочая программа дополнительного образования по шахматам "В гостях у Каиссы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma.doc564 КБ

Предварительный просмотр:

                                     


Пояснительная записка

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям, живущим в северных регионах и обучающимся в трудных климатических условиях, не отстать в развитии от своих сверстников, живущих "на материке", открывает дорогу к творчеству десяткам тысяч детей некоммуникативного типа.

Важная особенность шахмат заключается, в том числе, и в существующих правилах корректного поведения во время игры. Нарушать правила нельзя, поскольку любое подобное нарушение приводит к немедленному поражению. В этом заключается принципиальное отличие шахмат от многих других игр, в частности, от игровых видов спорта, где нарушение правил приводит лишь к штрафам (штрафным ударам, удалению игроков и т.п.), но не к прекращению самой игры. Таким образом, у детей с самого раннего возраста формируется уважительное отношение к правилам, нормам поведения, а ведь в основе морали, нравственности лежит осознанное и добровольное соблюдение общепризнанных норм поведения.

Актуальность данной программы обусловлена необходимостью формирования и развития с раннего возраста таких важных качеств ребенка, как память, логическое мышление, внимание и воображение, усидчивость; в процессе обучения шахматной игре вырабатываются важные практические навыки - умение предпринимать волевое усилие и доводить начатое дело до конца.

Шахматы являются почти идеальной моделью для успешного развития способности действовать в уме. Обычно эти способности формируются в 6-10-летнем возрасте, поэтому самый подходящий возраст для начала изучения шахмат - это старшая или подготовительная группы детского сада, а также 1 класс общеобразовательной школы.

Именно поэтому была разработана экспериментальная образовательная программа "В гостях у Каиссы", в основу которой легли методические рекомендации Абрамова С.П., Барского В.Л. "Шахматы: методика проведения занятий".

Срок реализации программы – год год.

Данная программа обучения шахматам старших дошкольников и младших школьников направлена на формирование гармонично развитой и творчески активной личности. В старших группах детского сада и в начальной школе на первый план выходит развивающая функция обучения, и данный курс позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков. Во время шахматных занятий дети учатся делать выводы и обобщения, выявлять закономерности. Игровая форма обучения превратит знакомство с шахматами в увлекательный процесс, а соревновательный элемент поможет поддерживать устойчивый интерес к получению новых знаний, которые немедленно найдут практическое применение в дружеских партиях детей.

Основа результативного обучения - ориентация на личность ребёнка, его способности и возможности, поэтому образовательный процесс основан на технологии личностно-ориентированного обучения И.С. Якиманской.

Для наиболее талантливых детей, показавших высокие результаты в усвоении программного материала, предусматриваются индивидуальные занятия с целью развития и совершенствования их мастерства и достижения спортивных результатов.

Программа "В гостях у Каиссы" имеет физкультурно-спортивную направленность.

Цель программы: формирование первоначальных знаний, умений и навыков шахматной игры; создание условий для развития познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы обучающихся.

Задачи:

  • Формировать основополагающие знания в области теории и практики шахматной игры.
  • Обучать детей совершать операции в уме, не передвигая фигур; видеть на доске все возможные последствия от предполагаемого хода и уметь просчитывать ходы соперника.
  • Развивать логику, внимание, мышление, память обучающихся.
  • Осуществлять нравственное и эстетическое воспитание детей на основе мировой шахматной культуры.
  • Обучать правилам разыгрывания начала партии, простейшим тактическим ударам, основам дебютной подготовки, простейшим схемам достижения матовых ситуаций.
  • Воспитывать интерес к шахматной игре, усидчивость, самообладание, умение контролировать себя, терпение, осторожность.

Программа содержит подробный перечень тем и вопросов, которые необходимо освоить детям за период обучения, а также организационно-методические указания педагогам по проведению занятий.

Содержание программы предусматривает изучение правил игры, простейших схем достижения матовых ситуаций и практическую отработку полученных умений и навыков.

Она составлена таким образом, чтобы педагоги, имеющие самое общее представление о шахматах, смогли быстро пополнить свои знания о шахматах как предмете, после чего могли бы начать его преподавание в детском саду или школе.

Режим занятий обусловлен нормативно-правовой базой дошкольного образовательного учреждения, общеобразовательной школы и учреждения дополнительного образования детей, ориентированной на обучение детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, проектом сотрудничества в режиме эксперимента. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 25 минут в старшей группе детского сада или по 30 минут в подготовительной группе и в 1 классе общеобразовательной школы. Объём учебных часов - 144 (72 часа - 1 год обучения; 72 часа - 2 год обучения).

Основные формы работы на занятии: индивидуальные, групповые и коллективные (игровая деятельность).

Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через использование дидактических сказок и игровых ситуаций.

Для закрепления знаний обучающихся используются дидактические задания и позиции для игровой практики.

Для проверки усвоения знаний, умений и навыков в конце каждого раздела программы предусмотрены тесты и упражнения для закрепления знаний, а также контрольные занятия по итогам обучения в полугодии, году.

Прогнозируемый результат

К концу первого года обучения дети должны:

знать:

  • правила и цель игры;
  • основные шахматные термины;
  • ходы и взятие фигур;
  • ценность фигур;
  • три защиты от шаха;
  • простейшие способы матования;
  • первичные знания по началу партии;
  • общие сведения из истории возникновения и развития шахматной
  • культуры.

уметь:

  • читать шахматную нотацию;
  • предугадывать правильные взятия фигур, связанные с разменом;
  • правильно защищать короля от угроз;
  • составлять простейший план действий в игре;
  • ставить мат в один ход.

Методическое обеспечение программы

Программа предусматривает обучение детей в игровой форме, в обстановке творческого взаимодействия и интереса.

Для поддержания интереса используются дидактические сказки, богатые по содержанию и доступные для указанного возраста. Постоянная смена видов деятельности на занятии будет способствовать активизации познавательной активности дошкольников и младших школьников.

Главным условием результативной работы являются дружеские отношения между детьми в группе. Педагогу необходимо поддерживать положительную эмоциональную атмосферу как на занятиях, так и в период отдыха; добиваться применения знаний и умений не только на занятиях, но и в повседневной жизни.

Методы, используемые на занятиях:

- игровые;

- репродуктивные;

- частично-поисковые;

- словесно-логические.

Основные формы занятий: беседа и игра.

Формы итоговых занятий по каждому разделу: тестирование практических умений и выполнение упражнения для закрепления знаний.

Формы подведения итогов: по каждому разделу предусмотрено итоговое занятие, на котором будет организовано повторение и обобщение знаний, умений и навыков, полученных в ходе работы над разделом (тестирование практических умений и выполнение упражнения для закрепления знаний).

Техническое оснащение занятий:

Учитывая возрастные и психофизиологические особенности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, используемая на занятиях наглядность должна быть яркой, доступной по содержанию, разнообразной.

В качестве обязательных учебных принадлежностей необходим следующий набор: демонстрационная шахматная доска, наборы шахмат, карандаши простые, листы бумаги или блокноты.

С целью формирования элементарной ИКТ-культуры ребёнка и повышения интереса к занятиям предполагается использование мультимедийного оборудования, ПК.


Список литературы

  1. Абрамов С.П., Барский В.Л. Шахматы: первый год обучения. Методика проведения занятий. - М.: ООО "Дайв", 2009. - 256 с.
  2.  Барский В.Л. Карвин в шахматном лесу. Учебник шахмат для младших школьников в 2 кн. Кн.1. - М.: ООО "Дайв", 2009. - 96 с.
  3. Барский В.Л. Карвин в шахматном лесу. Учебник шахмат для младших школьников в 2 кн. Кн.2. - М.: ООО "Дайв", 2009. - 96 с.
  4. Журавлёв Н.И. Шаг за шагом. М: Физкультура и спорт, 1986. - 288с.
  5. Зайкина В.Л. "Каисик в Шахматном королевстве". Сборник дидактических сказок для обучения детей 5-7 лет игре в шахматы. - Норильск, МБОУ ДОД "Центр внешкольной работы" района Талнах, 2010. - 25с.
  6.  Губницкий С.Б., Хануков М.Г., Шедей С.А. Полный курс шахмат для новичков и не очень опытных игроков. - М.: ООО "Издательство АСТ"; Харьков: "Фолио", 2002. - 538 с.
  7. Сборник дидактического материала к поурочному планированию занятий по обучению игре в шахматы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Авторы-составители: педагоги д/о Зайкин В.В., Зайкина В.Л. - Норильск, МБОУ ДОД "Центр внешкольной работы" района Талнах, 2010. - 57с.

Приложение №1.                                                              

Учебно-тематический план занятий.

№ п/п

Тема

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Место занятия, оборудование и инвентарь Личная и общественная гигиена. Режим дня и питание

1

 

1

2.

История шахматной культуры

2

 

2

3.

Ходы фигур. Правила игры

20

22

42

3.1

Шахматная доска. Вертикали, горизонтали, диагонали.

2

 

2

3.2

Изучение шахматной нотации

1

 

1

3.3

Знакомство с шахматными фигурами

1

 

1

3.4

Начальное положение шахматных фигур

1

 

1

3.5

Пешки - душа шахматной партии

1

1

2

3.6

Виды пешек.

1

1

2

3.7

Ладья. Ходы и взятия ладьей

1

2

3

3.8

Ладья против ладьи. Ладья против пешек

 

2

2

3.9

Слон. Ходы и взятия слоном

1

1

2

3.10

Слон против слона, ладьи. Слон против пешек

 

2

2

3.11

Ферзь. Ходы и взятия ферзем

1

1

2

3.12

Ферзь против ферзя, ладьи, слона и пешек

 

2

2

3.13

Конь. Ходы и взятия конем

1

2

3

3.14

Конь против фигур и пешек

 

2

2

3.15

Ценность фигур. Выгодно - невыгодно

 

2

2

3.16

Король Ходы и взятия королем

1

2

3

3.17

Король против фигур и пешек

 

2

2

3.18

Тесты и упражнения для закрепления знаний

 

2

2

4

Цель шахматной партии

4

10

14

4.1

Нападение на короля - шах

1

1

2

4.2

Три способа защиты от шаха

1

2

3

4.3

Вскрытый шах и двойной шах

1

3

4

4.4

Мат как цель игры в шахматы

1

4

5

4.5

Тесты и упражнения для закрепления знаний

 

2

2

5

Игра из начального положения.

 

9

9

6

Контрольное занятие по итогам полугодия (года)

 

2

2

 

Итого

27

45

72


Приложение №2.

Содержание программы

     

Введение в программу обучения. Цель и задачи курса.

Знакомство с группой. Цели и задачи  занятий. Обзор основных разделов программы. Правила поведения на занятиях, правила ТБ и ППБ.

История шахматной культуры

Задачи: познакомить детей с легендой возникновения шахмат и с основными этапами их развития.

 Ходы фигур. Правила игры

Материал раздела позволяет детям в увлекательной игровой сказочной форме познакомиться с шахматными фигурами и их свойствами.

Шахматная доска. Вертикали, горизонтали, диагонали.

Задачи: продолжить знакомство детей с шахматами. Объяснить такие понятия, как «шахматная доска», «белые и черные поля», «горизонтали», «вертикали», «диагонали». Объяснить, как правильно располагается шахматная доска перед началом игры.

Изучение шахматной нотации

Задачи: повторить такие понятия, как «шахматная доска», «поля и линии шахматной доски». Начать знакомство с языком шахмат - шахматной нотацией. Научить определять «адрес» каждого поля. Ввести новые понятия - «диаграмма», «центр», «угловые поля».

Знакомство с шахматными фигурами

Задачи: повторить и закрепить базовые понятия шахмат, связан¬ные с шахматной доской и шахматной нотацией. Познако¬мить детей с белыми и черными шахматными фигурами.

Начальное положение шахматных фигур

Задачи: познакомить детей с начальной позицией, научить быстро и без ошибок расставлять ее на доске.

Пешки - душа шахматной партии

Задачи: повторить и закрепить базовые знания, связанные с доской и шахматными фигурами. Повторить названия фигур и расстановку начальной позиции. Познакомить детей с пешкой, объяснить такие понятия, как «ход пешкой», «взятие пешкой».

Практика: закрепить полученные знания с помощью дидактической игры.

Виды пешек.

Задачи: повторить и закрепить базовые знания, связанные с пешкой; объяснить особые ходы пешкой - правило взятия на проходе и правило превращения пешки. Закрепить полученные знания с помощью дидактической игры.

Практика: закрепить полученные знания с помощью дидактической игры.

Ладья. Ходы и взятия ладьей

Задачи: повторить ходы пешкой. Познакомить детей с новой фигурой - ладьей, объяснить, как она ходит и как бьет.

Практика: закрепить полученные знания с помощью дидактических игр.

Ладья против ладьи. Ладья против пешек

Практические занятия.

Задачи: повторить, как ходит и бьет ладья. Познакомить детей со свойствами ладьи в «реальном бою», то есть в двусторонней игре (на основе специально составленных дидактических позиций). Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр.

Слон. Ходы и взятия слоном

Задачи: повторить ходы пешкой и ладьей. Познакомить детей с новой фигурой - слоном, объяснить, как он ходит и как бьет. Ввести такие понятия, как «белопольный слон», «чернопольный слон».

Практика: закрепить полученные знания с помощью дидактических игр

Слон против слона, ладьи. Слон против пешек

Практические занятия.

Задачи: повторить, как ходит и бьет слон. Познакомить детей с «боевыми характеристиками» слона в борьбе против неприятельских фигур и пешек (на основе специально составленных дидактических позиций). Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр.

Ферзь. Ходы и взятия ферзем

Задачи: повторить ходы пешкой, ладьей и слоном. Познакомить детей с новой фигурой - ферзем, объяснить, как он ходит и как бьет.

Практика: закрепить полученные знания с помощью дидактических игр

Ферзь против ферзя, ладьи, слона и пешек

Практические занятия.

Задачи: повторить, как ходит и бьет ферзь. Познакомить детей с «боевыми характеристиками» ферзя в борьбе против неприятельских фигур и пешек (на основе специально составленных дидактических позиций). Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр.

Конь. Ходы и взятия конем

Задачи: повторить ходы пешкой, ладьей, слоном и ферзём. Познакомить детей с новой фигурой - конём, объяснить, как он ходит и как бьет.

Практика: закрепить полученные знания с помощью дидактических игр

Конь против фигур и пешек

Практические занятия.

Задачи: повторить, как ходит и бьет конь. Познакомить детей с «боевыми характеристиками» коня в борьбе против неприятельских фигур и пешек (на основе специально составленных дидактических позиций). Объяснить такое понятие, как «двойной удар». Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр.

Ценность фигур. Выгодно - невыгодно

Практические занятия.

Задачи: повторить ходы и взятия всех фигур и пешек. Повторить начальную расстановку шахматных армий. Ввести такие понятия, как «ценность шахматных фигур», «выгодный и невыгодный размен». Объяснить, сколько «весит» (сколько «стоит») каждая фигура и пешка. Закрепить полученные знания с помощью дидактических заданий.

Король Ходы и взятия королем

Задачи: повторить, сколько «стоит» каждая фигура, потренироваться в определении выгодности или невыгодности размена. Познакомить детей с новой фигурой - королем, объяснить, как он ходит и как бьет. Объяснить особую роль короля в шахматах.

Практика: закрепить полученные знания с помощью дидактических игр

Король против фигур и пешек

Практические занятия.

Задачи: повторить, как ходит и бьет король. Познакомить детей с тем, как проявляет себя король в борьбе против неприятельских фигур и пешек (на основе специально составленных дидактических позиций). Повторить, что такое двойной удар. Ввести такое понятие, как «нападение» и «защита». Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр.

Тесты и упражнения для закрепления знаний

Практические занятия.

Задачи: закрепить знания, умения и навыки, полученные в ходе изучения раздела «Ходы фигур. Правила игры».

Цель шахматной партии

Материал раздела позволит детям в увлекательной игровой форме познакомиться узнать о цели шахматной партии.

Нападение на короля – шах

Задачи: повторить и закрепить базовые знания, полученные при изучении первого раздела: шахматная доска, элементы шахматной доски, белые и черные фигуры, начальная позиция, ходы фигур. Повторить материал, связанный с шахматной нотацией, отработать навык нахождения «адресов» фигур на доске. Ввести такое понятие, как шах. Объяснить способы защиты от шаха.

Практика: закрепить полученные знания с помощью дидактических упражнений

Три способа защиты от шаха

Задачи: объяснить способы защиты от шаха.

Практика: закрепить полученные знания с помощью дидактических упражнений.

Вскрытый шах и двойной шах

Задачи: повторить, что такое шах, какие существуют три метода защиты от шаха. Ввести понятия «вскрытый (открытый) шах», «двойной шах».

Практика: закрепить полученные знания с помощью дидактических упражнений.

Мат как цель игры в шахматы

Задачи: повторить, что такое шах, какие бывают шахи (вскрытый, двойной), какие существуют три метода защиты от шаха. Ввести понятие «мат» как шах, от которого нет защиты. Ввести понятия «победа и поражение».

Практика: закрепить полученные знания с помощью дидактических упражнений.

Тесты и упражнения для закрепления знаний

Практические занятия.

Задачи: закрепить знания, умения и навыки, полученные в ходе изучения раздела «Цель шахматной партии».

Игра из начального положения.

Практические занятия.

Задачи: проверить качество усвоения ЗУНов по итогам первого года обучения  в процессе турнирных и тренировочных партий.

Контрольные занятия по итогам полугодия (года)

Практические занятия.

Задачи: определить уровень усвоения программного материала в ходе выполнения теоретических и практических заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования по реализации программы "От звука к букве. Обучение дошкольников обучению грамоты"Е. В. Колесниковой в старшей группе через кружковую работу.

Программа представляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, слогами, которые помогут детям научиться читать и выполнять звуко - буквенный анализ, а также способствуют развитию м...

Рабочая программа дополнительного образования «В гостях у сказки» по направлению развитие речи

1.1.Пояснительная записка.Рабочая программа по развитию речи детей младшего возраста разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой «Детство», в соответствии с введением в действ...

Рабочая программа дополнительного образования «В гостях у сказки»

Рабочая программа дополнительного образования...

Рабочая программа дополнительного образования "В гостях у сказки" для детей младшей группы

 Актуальность.  Сказки развивают мышление дошкольников, учат думать, оценивать поступки героев, тренируют память, внимание, речь. С помощью сказок можно воспитывать детей, помочь скор...

Рабочая программа дополнительного образования « В гости к сказке» (2 младшая группа)

Рабочая программа  дополнительного образования « В гости к сказке»(2 младшая группа)...

Рабочая программа дополнительного образования "В гостях у сказки"

Отличительной особенностью программы кружка является то, что она предусматривает темы занятий, с помощью которых изучаются литературные произведения, осуществляется формирование интереса к книге...