Рабочая программа дополнительного образования "В гостях у сказки" для детей младшей группы
рабочая программа (младшая группа)
Актуальность. Сказки развивают мышление дошкольников, учат думать, оценивать поступки героев, тренируют память, внимание, речь. С помощью сказок можно воспитывать детей, помочь скорректировать негативные качества характера.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 10 «Гнездышко»
Рабочая программа
дополнительного образования
«В гостях у сказки»
для детей младшей группы
(3-4 года)
срок реализации: 1 год
Составитель:
Екибаева Галина Григорьевна
Рубцовск, 2019
Пояснительная записка
«Основная задача взрослых –
открыть в ребёнке талант читателя».
С.Я.Маршак.
Огромной любовью пользуется у детей сказка. Сказка – это древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие отношения, отсюда и идет огромное воспитательное значение сказки.
Дошкольное детство – важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.
Любой дошкольник является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослого. Но он выбирает, что будет слушать; он воспринимает то, что слышит, а слышит то, что ему интересно.
Всем давно известно, что сказка – это волшебный и увлекательный мир, который очень интересен как детям, так и взрослым.
При разработке программы использованы следующие нормативно-правовые документы:
- Закон РФ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2018 гг.;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;
- Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы к содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях (2015);
- Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ МБДОУ Детский сад № 10 «Гнездышко».
Актуальность. Сказки развивают мышление дошкольников, учат думать, оценивать поступки героев, тренируют память, внимание, речь. С помощью сказок можно воспитывать детей, помочь скорректировать негативные качества характера. Творческая деятельность развивает эмоции детей, способствует оптимальному и интенсивному развитию психических чувств: памяти, мышления, внимания, восприятия. В.А.Сухомлинский писал: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг».
Новизна. К использованию книжного материала необходимо подходить нетрадиционно. Это значит - научить детей оригинально, по-своему не только воспринимать содержание произведения, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить необычные ситуации, соединять несколько сюжетов в один. Тогда сказка (впрочем, как и рисование и лепка) будет восприниматься ребёнком как источник увлекательных, новых открытий и знаний.
Отличительной особенностью программы кружка является то, что она предусматривает темы занятий, с помощью которых изучаются литературные произведения, осуществляется формирование интереса к книге, но и развиваются творческие способности, фантазия при выполнении рисунков, раскрасок, фигурок из пластилина. Происходит интеллектуальное развитие дошкольников в процессе чтения, рассказывания и обсуждения сказок.
Работа кружка организуется в младшей группе во второй половине дня, во внеурочное время. Срок реализации программы: 1 год. Количество и периодичность ОД: 1 ОД в неделю, 34 ОД в год. Количество детей: 10-12 человек. Возраст детей, участвующих в реализации рабочей программы – младшая группа (3-4 года). Длительность одного периода ООД в младшей группе - 15 минут.
Цель программы: повысить интерес детей к работе с книгой, развивать познавательные и речевые умения, творческие способности.
Задачи программы:
- Воспитание у детей дошкольного возраста позиции активного читателя, интереса и уважения к книге как источнику культуры и информации.
- Поддержание и развитие детской эмоциональности.
- Активизация речевого и мыслительного творчества детей.
- Развитие памяти, внимания, восприятия, творческих способностей дошкольников.
Для решения поставленных задач используются следующие общепедагогические методы и приемы.
По источнику получения знаний:
- словесные (чтение, беседа, объяснение, вопросы);
- наглядные (иллюстрация, схема, образец, показ);
- практические (игра-драматизация; творческие работы).
Формы организации занятий:
- чтение сказок, фольклора;
- рассматривание и сравнение иллюстраций в детских книгах различных изданий;
- игры-драматизации к сказкам;
- игры на звукоподражание;
- изобразительная деятельность по сказкам (рисование, раскраски, лепка, аппликация): обследование образца, показ выполнения работы, продуктивная деятельность, анализ результата работы;
- двигательные упражнения (физкультминутки).
Принципы организации:
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
- учёт возрастных и психологических особенностей детей среднего дошкольного возраста;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- игровая форма подачи материала;
- приобщение детей среднего дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
В процессе работы обеспечивается интеграция образовательных областей:
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие.
Основные этапы реализации кружка:
Подготовительный:
- опрос родителей и детей, какие книги дома читают, есть ли в домашней библиотеке сказки.
Практический:
- чтение сказок, просмотр мультфильмов;
- игры-драматизации к сказкам;
- заучивание отрывков из сказок;
- игры на звукоподражание;
- изобразительная деятельность по сказкам (рисование, раскраски, лепка, аппликация).
Заключительный:
- оформление папки-передвижки «По дорогам сказок»;
- подведение итогов кружковой работы.
Предполагаемый результат:
- развитие интереса к русской литературе;
- развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
- совершенствование выразительности и связной речи детей;
- содействие творческому развитию детей;
- развитие эмоциональной отзывчивости;
- гармонизация отношений между взрослыми и детьми.
Учебно-тематический план в младшей группе
Сентябрь | Тема | Программные задачи |
1. | Театр настольных игрушек по сказке «Курочка Ряба». Лепка яйца из пластилина. | Продолжать знакомить детей со сказкой. Разучивать с детьми слова к сказке, добиваться выразительности. Учить способу лепки: скатывание. |
2. | Фланелеграф по сказке «Репка» | Продолжать знакомить детей со сказкой «Репка». Разучивать с детьми слова к сказке. Показать сказку для детей младшей группы. |
3. | «Петушок с семьей» К. Ушинский | Познакомить детей со сказкой. Разучивать с детьми слова к сказке. |
4. | «Петушок с семьей» К. Ушинский | Продолжать знакомить детей со сказкой. Показать театр на палочках по сказке. |
Октябрь | Тема | Программные задачи |
1. | Мультфильм «Колобок». | Продолжать знакомить детей со сказкой «Колобок». Разучивать с детьми слова к сказке. |
2. | Сказка «Колобок». Лепка колобка из пластилина. | Продолжать разучивать с детьми слова к сказке, добиваться выразительности. Учить способу лепки: скатывание. Украшение колобка: глаза, рот, нос. |
3. | «Медвежонок Бурик» Т. Александрова | Познакомить детей со сказкой «Медвежонок Бурик». Раскрашивание медвежонка Бурика. |
4. | «Медвежонок Бурик» Т. Александрова | Продолжать знакомить детей со сказкой «Медвежонок Бурик». Помочь детям запомнить и рассказать отрывок из сказки. Развивать связную речь. |
Ноябрь | Тема | Программные задачи |
1. | Мультфильм «Теремок». | Продолжать знакомить детей со сказкой. Разучивать с детьми слова к сказке, добиваться выразительности. |
2. | Конструирование теремка. | Учить складывать теремок из разных видов конструктора. Развивать фантазию, творческие способности, мелкую моторику. |
3. | «Рукавичка» Украинская сказка. | Продолжать знакомить детей со сказкой. Показать театр настольных игрушек по сказке. |
4. | «Рукавичка» Украинская сказка. | Формировать умение рассказывать сказку. Раскрашивание героя из сказки. |
Декабрь | Тема | Программные задачи |
1. | Сказка «Снегурушка и лиса» | Продолжать знакомить детей со сказкой. |
2. | Сказка «Снегурушка и лиса» | Продолжать прививать детям любовь к русским народным сказкам. Раскрашивание иллюстрации к сказке. |
3. | «Храбрый еж». Д. Хармс | Познакомить детей со сказкой «Храбрый еж». Воспитывать интерес к диким животным. |
4. | «Храбрый еж». Д. Хармс | Формировать умение рассказывать отрывок из сказки. Раскрашивание иллюстрации к сказке. |
Январь | Тема | Программные задачи |
1. | Сказка «Гуси-лебеди». | Продолжать знакомить детей со сказкой. |
2. | Фланелеграф по сказке «Гуси-лебеди». | Разучивать с детьми слова к сказке (отрывок), добиваться выразительности. Раскрашивание иллюстрации к сказке. |
Февраль | Тема | Программные задачи |
1. | Мультфильм «Заюшкина избушка» | Продолжать знакомить детей со сказкой. |
2. | Сказка «Заюшкина избушка» | Разучивать с детьми слова к сказке, добиваться выразительности. Игра-конструирование «Избушка для зайчика». |
3. | «Лиса – нянька» Финская сказка (пер. Е. Сойни) | Познакомить детей со сказкой. Разучивать с детьми слова к сказке, добиваться выразительности. |
4. | «Лиса – нянька» Финская сказка (пер. Е. Сойни) | Закреплять у детей умение самостоятельно рассказывать сказку, правильно составлять предложения. Развивать связную речь, словарный запас. |
Март | Тема | Программные задачи |
1. | Сказка «У страха глаза велики» | Продолжать знакомить детей со сказкой. |
2. | Мультфильм «У страха глаза велики» | Разучивать с детьми слова к сказке, добиваться выразительности. |
3. | «Маша и медведь». | Познакомить детей со сказкой. |
4. | «Маша и медведь». | Разучивать с детьми слова к сказке, добиваться выразительности. Показать театр настольных игрушек по сказке. |
Апрель | Тема | Программные задачи |
1. | «Сказка о невоспитанном мышонке» (из книги «Машины сказки) С. Прокофьева | Познакомить детей со сказкой. Раскрашивание мышонка восковыми мелками. |
2. | «Сказка о невоспитанном мышонке» (из книги «Машины сказки) С. Прокофьева | Продолжать знакомить детей со сказкой. Разучивать с детьми слова к сказке, добиваться выразительности. |
3. | «Земляничка» Н. Павлова. | Познакомить детей со сказкой. Разучивать с детьми слова к сказке, добиваться выразительности. |
4. | «Земляничка» Н. Павлова. | Продолжать знакомить детей со сказкой. Разучивать с детьми слова к сказке. В технике обрывания цветной бумаги выполнить аппликацию «Земляничка». |
Май | Тема | Программные задачи |
1. | «Бычок – черный бочок, белые копытца». | Продолжать знакомить детей со сказкой. Разучивать с детьми слова к сказке, добиваться выразительности. |
2. | «Бычок – черный бочок, белые копытца». | Продолжать знакомить детей со сказкой. Раскрашивание иллюстрации к сказке. |
3. | Литературная викторина. | Помочь детям вспомнить названия и содержание сказок, которые им читали на занятиях кружка. |
4. | Подведение итогов кружковой работы за учебный год: папка-передвижка «По дорогам сказок» | Подготовить отчет о работе кружка: оформить папку-передвижку «По дорогам сказок» |
Список литературы
- Программа «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С Комаровой, М.А. Васильевой.-3-е изд., испр. и доп.- М.: Мозаика-Синтез, 2016.- 368 с.
- Развитие речи в детском саду. В.В.Гербова, Младшая группа. / - М.: Мозаика-Синтез, 2016.- 80 с.
- Большая книга пословиц, поговорок, потешек и загадок.- СПБ: Детство-Пресс,2003.
- Книга для чтения в детском саду и дома (2-4 года) Гербова В.В.- М.: Мозаика-Синтез, 2015.
- Лучшая книга сказок /сост. А.С. Давыдов – М.: Эксмо-Пресс, 2004.
- Праздники в детском саду. Игры, фокусы, забавы. М.А.Михайлова – М.: Академия-Пресс, 1999.
- Кукольный театр - дошкольникам / Т. Н. Караманенко, Ю.Г. Караманенко – М.: Просвещение, 1982.
- Развитие воображения у детей - метод. пособие /Л.Ю. Субботина– М.: Просвещение, 2005.
- Воспитываем сказкой. Беседы по картинкам. /Л.Б.Фесюкова.- М.: Сфера, 2014.
- Читаем по слогам. Маша и медведь. М.: «Фламинго», 2002; и другие русские народные сказки.
- Обучающие мультфильмы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования по математической подготовке детей дошкольного возраста «Вундеркинд», автор: воспитатель Перминова В.Н.
Проблема развития математических способностей детей дошкольного возраста принадлежит к числу острейших методических проблем последних десятилетий. При этом игра является основной деятельностью дошколь...
Рабочая программа дополнительного образования «ЛОВКИЕ ПАЛЬЧИКИ» для детей от 3 до 4 лет.
Программа Кружка "Ловкие пальчики" с программным содержанием на год для работы с детьми средней группы с ОНР, ЗПР....
Рабочая программа дополнительного образования по обучению грамоте детей 5 - 7 лет
Раннее обучение чтению - не дань моде и не прихоть амбициозных родителей. Тенденция к снижению возрастных рамок начала обучения детей чтению имеет вполне объективное основание: внедряются стандарты шк...
Рабочая программа дополнительного образования "Шаловливые пальчики" для детей 4-5 лет
Развитие мелкой моторики является необходимой частью практически любых систем дошкольного воспитания – как традиционных, так и вновь открытых. Уже давно известно, какие блага несет моторика руки...
Рабочая программа дополнительного образования по нетрадиционному рисованию «Фантазёры» Старшая группа
Цель: познакомить детей с новыми техниками рисования, развивать детскую фантазию, воображение, снять отрицательные эмоции средствами нетрадиционных художественных техник.Задачи:1. совершенствова...
Рабочая программа дополнительного образования "Умелые ручки"для детей 5-7 лет
.Вышивка – один из самых древних и наиболее распространенных видов декоративно-прикладного творчества, отличающийся разнообразием приемов выполнения и богатством узоров. При творческом подходе в...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НЕИЗВЕДАННЫЙ МИР» для детей 3-4 лет
Цель программы: способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность. Задачи:Формиров...