ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Музыкального руководителя МБДОУ д/с общеразвивающего вида №5 «Солнышко» Бугульминского района Республики Татарстан Сафиной Ю.В.
рабочая программа (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Тема работы: Амплификация развития детей с помощью музыкально-ритмической деятельности. Используя творческий потенциал ребёнка, развивать способность к самовыражению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_po_samoobrazovaniyu.doc | 47.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Музыкального руководителя МБДОУ д/с общеразвивающего вида №5 «Солнышко» Бугульминского района Республики Татарстан Сафиной Ю.В.
ТЕМА РАБОТЫ: Амплификация развития детей с помощью музыкально – ритмической деятельности. Используя творческий потенциал ребенка, развивать способность к самовыражению.
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ И ЕЕ ОБОСНОВАННОСТЬ: Последнее время дети эмоционально зажаты, двигательные импровизации бедны и однообразны. Сложно детей заинтересовать и побудить активно, творчески участвовать во всех видах музыкальной деятельности.
В связи с этим, важной является проблема изучения особенностей развития творческого самовыражения детей, разработка системы формирования у них музыкально-ритмического чувства, двигательной сферы, творческой активности, являющейся одной из составляющих в развитии творческих способностей дошкольника.
В основной образовательной программе «Детство» Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе недостаточно методического обеспечения по развитию культуры движений дошкольников. В то время, как ориентация общества и всей системы образования на развитие личности ребенка неизбежно требует создания оптимальных условий для становления её целостности и раскрытия её способностей, творческого потенциала, воспитания нравственных и эстетических чувств.
В связи с этим становится актуальной проблема творческого самовыражения детей, поиск механизмов, технологий, способствующих и побуждающих ребенка к творчеству через самопознание к самовыражению.
Сущность понятия «творческое самовыражение» рассматривается учеными в контексте анализа творческой деятельности человека. Ребенок воплощает свой творческий замысел в деятельности, т. е. самовыражается через нее. Следовательно, педагогу необходимо строить педагогический процесс с учетом возможностей творческого самовыражения, а также эстетического развития дошкольников. Этому в большей степени способствует восприятие музыкальных произведений.
Теоретик и методист в области музыкального воспитания Н. А. Ветлугина писала, что музыкально-ритмические движения – благоприятная почва для становления и развития музыкальных способностей детей. Она говорила, что исполнение всегда должно выражать музыкально-поэтическое содержание, переданное в произведениях, будь то песня или танец. Но способы воплощения этого содержания различны. При пении воспроизводятся точно те интонации, которые созданы композитором. Иное дело в движении под музыку. Уже не приходится точно воспроизводить мелодию или фортепианное сопровождение. Это синтетический жанр деятельности, однако между музыкой и движением, при одновременном их исполнении устанавливаются очень тесные взаимосвязи. Их объединяет одно и то же поэтическое содержание. Определяющую роль при этом играет музыка, развитие ее образов. Движение, сопутствуя музыке, выражает именно ее образное содержание. Возникает важный вопрос о единстве восприятия ребенком музыки, под которую он двигается, и движений, которыми он стремится выразить ее содержание. «Уже в этом акте, - утверждает Н. А. Ветлугина, - таятся богатые возможности для развития творческих реакций ребенка. Даже в условиях исполнения фиксированного движения от ребенка требуется известная самостоятельность и активность при воплощении музыкальных образов»
Изучив методическую литературу, я пришла к выводам:
-Творческие качества наиболее продуктивно формируются с помощью восприятия и движения под музыку;
- Потребность в творческом самовыражении лучше всего проявляется в танцах;
- Образные музыкально – выразительные этюды способствуют эмпатии личности.
Работая в данном направлении, была выделена основная цель: создать условия, обеспечивающие развитие способности к творческому самовыражению дошкольников посредством музыкального движения.
Для реализации работы по данному направлению в нашем музыкальном зале создана предметно – пространственная среда:
• Содержательно – насыщенная (музыкальные инструменты, атрибуты, материал для творческих сюжетно – ролевых игр, музыкально – дидактические игры и пособия).
• Доступная (дети имеют возможность выбирать атрибуты, музыкальные инструменты).
• Компьютер
• Принтер
• Телевизор
• Аудио и видеотехника
Методические пособия:
• Музыкальный материал (ноты)
• Учебно-методическая литература
Медиатека:
• Мультимедийные презентации
• Фонограммы
Оборудование:
• Различные атрибуты (цветные платки, ленты, кольца, шарики, деревянные ложки, султанчики и др.)
• Костюмы для выступлений.
Цель исследования:
Теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить систему психолого-педагогических условий эффективной организации процесса творческого самовыражения детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально – ритмической деятельности.
ЗАДАЧИ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:
-- Изучить методическую литературу по теме самообразования.
- Определить основные психолого-педагогические условия, способствующие большей эффективности развития творческого самовыражения дошкольников посредством музыкально – ритмических движений.
- Разработать систему творческих заданий, способствующих развитию фантазирования, воображения, танцевальной деятельности.
- Проверить эффективность проведенной работы по развитию образно – пластических способностей.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• Cоздание условий для максимального обогащения личностного развития ребенка, способности к творческому самовыражению.
• Создание системы работы по развитию творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку.
Для достижения цели необходимо:
- Повысить собственный уровень знаний путем самообразования;
- Организовать дополнительную НОД, ведущим видом деятельности которого является музыкально – ритмическое движение (старшая и подготовительная группы).
- Подготовить календарно-тематический план работы с детьми.
- Создать педагогический проект.
- Подготовить (провести) консультации для воспитателей по теме самообразования.
- Открытый просмотр НОД.
- Оформление сборника консультаций для родителей. Оказание помощи воспитателям в подборе музыкальных записей для самостоятельной деятельности в группе.
ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ:
• Целенаправленность
• Систематичность
• Последовательность
• Доступность
• Успешность
МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ,ЭТАПЫ РАБОТЫ,СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ РАБОТЫ, ПРОДУКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРАКТИЧЕСКИЙ РЕЗУЛЬТАТ.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ:
(Сентябрь – ноябрь 2016г.)
Изучение, теоретическое осмысление проблемы.
Постановка цели и задач.
Определение первоначального уровня сформированности творческих, музыкально – ритмических способностей дошкольников. Подбор и изучение методической литературы.
Анализ условий ДОУ.
Составление диагностических карт, анкет для родителей.
Разработка системы развития творческого самовыражения дошкольников посредством движения.
Тематическое планирование работы по музыкальному движению. Создание в ДОУ полноценных условий для данной деятельности.
Пополнение медиатеки, библиотеки методической литературой.
Подбор музыкального материала.
Модернизация предметно – пространственной среды в ДОУ (изготовление костюмов, атрибутов, оборудования).
Оптимальное взаимодействие всех участников образовательного процесса.
Осознание родителями актуальности проблемы.
Основной:
Декабрь 2016г. –июнь 2019г.
Реализация системы развития творческого самовыражения детей с помощью музыкально – ритмической, танцевальной деятельности.
Организация и проведение разнообразных форм и видов музыкально – ритмической деятельности с учетом возрастных особенностей дошкольников.
Итогово – обобщающий:
Сентябрь 2019 – июнь 2020г.
Подведение итогов.
Анализ результатов работы. Информационные материалы для педагогов и родителей.
Работа по перспективно – тематическому плану.
Различные виды деятельности: занятия с использованием творческих заданий.
Использование разнообразных форм занятий: индивидуальные, фронтальные, подгрупповые, микрогрупповые.
Праздничные мероприятия, развлечения и досуги.
Промежуточные.
Проведение итогового среза уровня сформированности музыкально – ритмических и творческих способностей дошкольников.
Анкетирование родителей и педагогов.
Доработка и систематизация методов, рекомендаций по данной теме.
Обобщение опыта работы на педагогическом совете ДОУ.
Определение перспектив. Технологическая карта по реализации темы.
Проектная деятельность.
Сценарии.
Мультимедийные презентации.
Консультации, доклады для педагогов.
Консультации, выступление на родительских собраниях.
Стенгазеты, памятки, выставки, буклеты и др.
Выпуск методических брошюр.
Размещение материалов на своей странице сайта ДОУ.
Видеозаписи.
Презентация.
Выставка демонстрационного материала по теме. Проявление самостоятельности и творческой инициативы у детей старшего дошкольного возраста в творчестве.
Умение организовать эффективное взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Накопление методического материала по данному направлению.
Созданы условия для максимального обогащения личностного развития ребенка, сохранения и развития его творческого потенциала.
Создана система, развивающая продуктивные, творческие качества дошкольников.
Творческий отчет.
Участие воспитанников в конкурсах, фестивалях.
Список изученной литературы.
1. Дзержинская И. Л. «Музыкальное воспитание младших дошкольников». Пособие для воспитателя и музыкального руководителя детского сада/ Москва, «Просвещение», 2004 год.
2. Метлов Н. А. «Музыка – детям». Пособие для воспитателя и музыкального руководителя детского сада/ Москва, «Просвещение», 2006 год.
3. Радынова О. П. «Музыкальное развитие детей» Часть I/ Москва, «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.
4. Радынова О. П. «Природа и музыка». Музыкальные шедевры.
5. Богоявленская Д. Б. «Психология творческих способностей.» М.: Академия, 2002.
6. Венгер A. JL, Слободчиков В. И., Эльконин Б. Д. «Проблема детской психологии и творчество» Д. Б. Эльконина // Вопросы психологии, 2005 год, №3
7. Ветлугина H.A. «Музыкальное развитие ребенка.» М.: Просвещение.
8. Выготский Л. С. «Воображение и творчество в детском возрасте»
9. Выготский Л. С. «Эмоции и их развитие в детском возрасте.»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию музыкального руководителя ДОУ.
В данном материале отражено поэтапное достижение планируемого результата, а именно цели по теме: "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-позхнавательной сферы через...
Индивидуальный план работы по самообразованию музыкального руководителя «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах»
Индивидуальный план работы по самообразованию музыкального руководителя «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах»...
План работы по самообразованию музыкального руководителя на 2016-2017 учебный год
План работы по самообразованию музыкального руководителя на 2016-2017 учебный год...
План работы с молодыми специалистами в МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Журавлик» на 2016-2017 уч.год
План работы с молодыми специалистамиЦель: Оказание консультативной помощи начинающим педагогам по вопросам образования и воспитания детей дошкольного возраста....
Индивидуальный план профессионального развития музыкального руководителя МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №76» Закировой Венеры Мидхатовны на 2015-2020 года
Индивидуальный план профессионального развития музыкального руководителя МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №76» Закировой Венеры Мидхатовны на 2015-2020 года...
План работы методического объединения музыкальных руководителей МБДОУ Смоленского района 2012-2013
План работы методического объединения музыкальных руководителей МБДОУ Смоленского района 2012-2013...
План работы по самообразованию музыкального руководителя
Самообразование - неотьемлемая часть работы любого педагога. Предлагаю коллегам свой план работы по самообразованию....