План самообразования по теме "Развитие творческих способностей дошкольников, используя занимательный математический материал"
статья по теме

В данной работе я в краткой форме разместила план самообразования по теме, которой я работаю не первый год. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_po_teme.docx21.91 КБ

Предварительный просмотр:

                                           План  самообразования по теме

 «Использование занимательного математического материала в развитии творческих способностей дошкольников»

Б. П. Никитин писал: «творческие способности – особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, умение комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и т. д.».

1.Пояснительная записка

В последние десятилетия возникли тревожащие тенденции, связанные с тем, что система образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать школьные формы, методы, иногда и содержание обучения, что не соответствует возможностям детей, их восприятию, мышлению, памяти. Справедливо критикуется возникающий на этой основе формализм в обучении, завышенные требования к умственному развитию детей. И самое главное, происходит искусственное ускорение темпов развития детей.

И в связи с этим, эффективное развитие интеллектуальных и творческих  способностей детей дошкольного возраста с учетом сенситивных периодов развития – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Непременным условием развития интеллектуальных и творческих способностей является обогащенная предметно - пространственная среда. Это, прежде всего, наличие интересных развивающих игр, разнообразных игровых материалов, а также игры, занимательный математический материал. Основная цель использования занимательного материала - формирование представлений и закрепление уже имеющихся знаний.

Игровой занимательный математический материал многообразен.

-логические игры и задачи (на поиск закономерности, недостающей фигуры, нахождение лишней фигуры, классификацию, словесные);

-игровые упражнения, основанные на применении дидактического материала – счётных палочек, логических фигур;

-загадки, задачи-шутки, задачи – ловушки, занимательные вопросы;

-игры – головоломки («Пифагор», «Танграм», «Листик»), кубики «Сложи узор»;

-дидактические игры.

Известно, что игра как один из наиболее естественных видов деятельности детей способствует становлению и развитию интеллектуальных и личностных проявлений, самовыражению, самостоятельности. Эта развивающая функция в полной мере свойственна и занимательным математическим играм.

Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами сложности, присущая занимательной задаче, интересна детям.

Интерес к конечному результату, правильному ответу стимулирует активность, проявление нравственно – волевых усилий (преодоление трудностей, возникающих в ходе решения, доведения начатого дела до конца, поиск  ответа до получения качественного результата

цель:

- разработать и внедрить в педагогическую практику систему мероприятий по развитию творческих способностей детей средствами занимательного материала,

-развивать творческие  способности  детей  в  процессе  овладения  элементарными математическими представлениями,

-  создать  условия для развития познавательной активности,   креативности  мышления, памяти, творческих способностей,-

-активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности.

Для реализации этой цели   намечены   следующие задачи:

-обозначить роль и место творческих способностей в личностном развитии детей дошкольного возраста,

-определить роль и место занимательного материала в процессе развития творческих способностей детей  дошкольного возраста.

-способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, логического мышления и креативности мышления (умение гибко, оригинально мыслить) ;

. -способствовать стремлению к достижению положительного результата, настойчивости и находчивости;

-формирование базисных математических представлений, речевых умений.

Предполагаемый результат:

•осознание родителями важности мыслительных операций, логического мышления

•расширение знаний детей и родителей о занимательном  математическом материале.

•улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.

2.Перспективный план (на год)

СЕНТЯБРЬ

- Составление перспективного плана работы.

- Изучение литературы по теме самообразования.

- Пополнение картотеки занимательного математического материала.

- продолжить работу кружка «Занимательная математика» ( с элементами геометриии)

ОКТЯБРЬ

- Чтение математической сказки «В стране «Математике» в пластилиновом районе», анализ и обсуждение сказки с детьми.

- Проведение образовательной деятельности «Давайте знакомиться! Знакомство с городом Геометрия» ( с использованием игрового занимательного материала )

- Подгрупповая и индивидуальная работа «Путешествие в страну занимательных игр» (игры на воссоздание силуэтов «Танграм»)

НОЯБРЬ

- Проведение открытого мероприятия «Путешествие в страну занимательных игр»(для педагогов)

- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала «Графические  зверюшки»

-Семинар – практикум  «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала»

ДЕКАБРЬ

- Оформление уголка занимательной математики в группе.

- Проведение занятий с использованием логических задач и упражнений «Приключения в городе Логика»

- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры «Сложи узор», «Сложи квадрат», головоломки)

- Чтение математической сказки «Как Нина брата учила», анализ и обсуждение сказки

ЯНВАРЬ

- Использование загадок, задач-шуток, занимательных вопросов на занятиях и в совместной деятельности воспитателя и детей.

- Проведение открытого мероприятия для родителей «Приключения в городе математических загадок»

- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры «Составь картинку», «Найди отличия», «Найди пару»)

-Консультация для родителей «Математические игры как средство всестороннего развития дошкольника»

ФЕВРАЛЬ

- Оформление уголка для родителей «Занимательная математика дома в повседневной жизни».

- Использование дидактических игр математического содержания в совместной деятельности с детьми.

- Проведение « Математический КВН»

- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала «Волшебные превращения»

МАРТ

- Консультация для педагогов «Графические диктанты для старших дошкольников»

- Математическое развлечение для детей «Путешествие в страну сказок»

- Проведение занятий с использованием индивидуального счетного материала «Расколдуй цифру»

- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала «Мы – конструкторы»

АПРЕЛЬ

- Конкурс смекалистых «Умники и умницы»

- Проведение занятий с использованием индивидуального счетного материала «Волшебные палочки»

-Математический ринг для детей и родителей

- День открытых дверей «Ждем гостей»

- Индивидуальные беседы и консультации

МАЙ

- Оформление документации

- Коррекция и разработка перспективного плана

3.Работа с родителями:

- Консультация для родителей «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала»

- Оформление уголка для родителей «Занимательная математика дома в повседневной жизни»

- Индивидуальные беседы и консультации

- Консультация для родителей: «Математические игры и упражнения для дошкольников»

- Совместные мероприятия

4.Изучение методической литературы:

4.1 Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания

4.2 Изучение учебной и научно-методической литературы (ознакомление с примерными программами с учетом внедрения ФГОС, статьями и комментариями по данной теме в сети интернет)

4.3 Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии (в сети интернет, периодической печати, журналах)

4.4 Изучение новых программ и педагогических технологий по теме

4.5 Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений (сайт «Дошкольное образование», районные семинары, открытые просмотры, общение с коллегами других садов)

4.6 Повышение общекультурного уровня литературы по теме самообразования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования "Развитие музыкально-творческих способностей дошкольников средствами музыкального фольклора".

Значение различных форм русского фольклора в музыкальном воспитании дошкольников трудно переоценить. Включение музыкального фольклора в программу положительно отражается на них.Дети узнают много новог...

План самообразования воспитателя «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством пластилинографии»

Проблемы развития творческих способностей дошкольников находитсясегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающихв сфере образования. В соответствии с новыми Федеральными Требова...

План самообразования воспитателя "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы рисования в условиях внедрения ФГОС"

Актуальность:Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой ма­ленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего ...

План самообразования "Развитие музыкально-творческих способностей дошкольников средствами музыкального фольклора"

Значение различных форм русского фольклора в музыкальном воспитании дошкольников трудно переоценить. Включение музыкального фольклора в программу положительно отражается на них.Дети узнают много новог...

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ. ТЕМА: «Развитие творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность». (средняя, старшая, подготовительная группа). Музыкальный руководитель: Гусейнова Н.С.

Тема моего самообразования «Развитие творческих способностей  дошкольников через театрализованную деятельность». План подготовлен  для детей среднего,старшего и подгот...