План самообразования по теме "Развитие творческих способностей дошкольников, используя занимательный математический материал"
статья по теме
В данной работе я в краткой форме разместила план самообразования по теме, которой я работаю не первый год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_po_teme.docx | 21.91 КБ |
Предварительный просмотр:
План самообразования по теме
«Использование занимательного математического материала в развитии творческих способностей дошкольников»
Б. П. Никитин писал: «творческие способности – особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, умение комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и т. д.».
1.Пояснительная записка
В последние десятилетия возникли тревожащие тенденции, связанные с тем, что система образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать школьные формы, методы, иногда и содержание обучения, что не соответствует возможностям детей, их восприятию, мышлению, памяти. Справедливо критикуется возникающий на этой основе формализм в обучении, завышенные требования к умственному развитию детей. И самое главное, происходит искусственное ускорение темпов развития детей.
И в связи с этим, эффективное развитие интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста с учетом сенситивных периодов развития – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
Непременным условием развития интеллектуальных и творческих способностей является обогащенная предметно - пространственная среда. Это, прежде всего, наличие интересных развивающих игр, разнообразных игровых материалов, а также игры, занимательный математический материал. Основная цель использования занимательного материала - формирование представлений и закрепление уже имеющихся знаний.
Игровой занимательный математический материал многообразен.
-логические игры и задачи (на поиск закономерности, недостающей фигуры, нахождение лишней фигуры, классификацию, словесные);
-игровые упражнения, основанные на применении дидактического материала – счётных палочек, логических фигур;
-загадки, задачи-шутки, задачи – ловушки, занимательные вопросы;
-игры – головоломки («Пифагор», «Танграм», «Листик»), кубики «Сложи узор»;
-дидактические игры.
Известно, что игра как один из наиболее естественных видов деятельности детей способствует становлению и развитию интеллектуальных и личностных проявлений, самовыражению, самостоятельности. Эта развивающая функция в полной мере свойственна и занимательным математическим играм.
Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами сложности, присущая занимательной задаче, интересна детям.
Интерес к конечному результату, правильному ответу стимулирует активность, проявление нравственно – волевых усилий (преодоление трудностей, возникающих в ходе решения, доведения начатого дела до конца, поиск ответа до получения качественного результата
цель:
- разработать и внедрить в педагогическую практику систему мероприятий по развитию творческих способностей детей средствами занимательного материала,
-развивать творческие способности детей в процессе овладения элементарными математическими представлениями,
- создать условия для развития познавательной активности, креативности мышления, памяти, творческих способностей,-
-активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности.
Для реализации этой цели намечены следующие задачи:
-обозначить роль и место творческих способностей в личностном развитии детей дошкольного возраста,
-определить роль и место занимательного материала в процессе развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
-способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, логического мышления и креативности мышления (умение гибко, оригинально мыслить) ;
. -способствовать стремлению к достижению положительного результата, настойчивости и находчивости;
-формирование базисных математических представлений, речевых умений.
Предполагаемый результат:
•осознание родителями важности мыслительных операций, логического мышления
•расширение знаний детей и родителей о занимательном математическом материале.
•улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.
2.Перспективный план (на год)
СЕНТЯБРЬ
- Составление перспективного плана работы.
- Изучение литературы по теме самообразования.
- Пополнение картотеки занимательного математического материала.
- продолжить работу кружка «Занимательная математика» ( с элементами геометриии)
ОКТЯБРЬ
- Чтение математической сказки «В стране «Математике» в пластилиновом районе», анализ и обсуждение сказки с детьми.
- Проведение образовательной деятельности «Давайте знакомиться! Знакомство с городом Геометрия» ( с использованием игрового занимательного материала )
- Подгрупповая и индивидуальная работа «Путешествие в страну занимательных игр» (игры на воссоздание силуэтов «Танграм»)
НОЯБРЬ
- Проведение открытого мероприятия «Путешествие в страну занимательных игр»(для педагогов)
- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала «Графические зверюшки»
-Семинар – практикум «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала»
ДЕКАБРЬ
- Оформление уголка занимательной математики в группе.
- Проведение занятий с использованием логических задач и упражнений «Приключения в городе Логика»
- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры «Сложи узор», «Сложи квадрат», головоломки)
- Чтение математической сказки «Как Нина брата учила», анализ и обсуждение сказки
ЯНВАРЬ
- Использование загадок, задач-шуток, занимательных вопросов на занятиях и в совместной деятельности воспитателя и детей.
- Проведение открытого мероприятия для родителей «Приключения в городе математических загадок»
- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры «Составь картинку», «Найди отличия», «Найди пару»)
-Консультация для родителей «Математические игры как средство всестороннего развития дошкольника»
ФЕВРАЛЬ
- Оформление уголка для родителей «Занимательная математика дома в повседневной жизни».
- Использование дидактических игр математического содержания в совместной деятельности с детьми.
- Проведение « Математический КВН»
- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала «Волшебные превращения»
МАРТ
- Консультация для педагогов «Графические диктанты для старших дошкольников»
- Математическое развлечение для детей «Путешествие в страну сказок»
- Проведение занятий с использованием индивидуального счетного материала «Расколдуй цифру»
- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала «Мы – конструкторы»
АПРЕЛЬ
- Конкурс смекалистых «Умники и умницы»
- Проведение занятий с использованием индивидуального счетного материала «Волшебные палочки»
-Математический ринг для детей и родителей
- День открытых дверей «Ждем гостей»
- Индивидуальные беседы и консультации
МАЙ
- Оформление документации
- Коррекция и разработка перспективного плана
3.Работа с родителями:
- Консультация для родителей «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала»
- Оформление уголка для родителей «Занимательная математика дома в повседневной жизни»
- Индивидуальные беседы и консультации
- Консультация для родителей: «Математические игры и упражнения для дошкольников»
- Совместные мероприятия
4.Изучение методической литературы:
4.1 Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания
4.2 Изучение учебной и научно-методической литературы (ознакомление с примерными программами с учетом внедрения ФГОС, статьями и комментариями по данной теме в сети интернет)
4.3 Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии (в сети интернет, периодической печати, журналах)
4.4 Изучение новых программ и педагогических технологий по теме
4.5 Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений (сайт «Дошкольное образование», районные семинары, открытые просмотры, общение с коллегами других садов)
4.6 Повышение общекультурного уровня литературы по теме самообразования
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план по теме самообразования: «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник работы с бумагой»
Данный материал поможет воспитателям составить свой индивидуальный план самообразования....
Самообразование "Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности.
Самообразование...
План самообразования "Развитие музыкально-творческих способностей дошкольников средствами музыкального фольклора".
Значение различных форм русского фольклора в музыкальном воспитании дошкольников трудно переоценить. Включение музыкального фольклора в программу положительно отражается на них.Дети узнают много новог...
План самообразования воспитателя «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством пластилинографии»
Проблемы развития творческих способностей дошкольников находитсясегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающихв сфере образования. В соответствии с новыми Федеральными Требова...
План самообразования воспитателя "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы рисования в условиях внедрения ФГОС"
Актуальность:Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего ...
План самообразования "Развитие музыкально-творческих способностей дошкольников средствами музыкального фольклора"
Значение различных форм русского фольклора в музыкальном воспитании дошкольников трудно переоценить. Включение музыкального фольклора в программу положительно отражается на них.Дети узнают много новог...
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ. ТЕМА: «Развитие творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность». (средняя, старшая, подготовительная группа). Музыкальный руководитель: Гусейнова Н.С.
Тема моего самообразования «Развитие творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность». План подготовлен для детей среднего,старшего и подгот...