План самообразования "Развитие музыкально-творческих способностей дошкольников средствами музыкального фольклора".
материал (старшая, подготовительная группа) на тему
Значение различных форм русского фольклора в музыкальном воспитании дошкольников трудно переоценить. Включение музыкального фольклора в программу положительно отражается на них.Дети узнают много нового о русском народном искусстве: музыке, песнях, танцах.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ЗМуниципальное бюджетное образовательное учреждение
детский сад № 34 п. Селекция
Кстовского района Нижегородской области
Индивидуальный
план
самообразования
музыкального руководителя
Калягиной Аллы Юрьевны
на 2017 – 2018 уч.год
Тема: « Развитие музыкально-творческих способностей дошкольников средствами музыкального фольклора»
Обоснование: модернизация содержания музыкального развития детей средствами народного фольклора. В непосредственной образовательной деятельности с детьми возможно и необходимо использовать русское народное творчество.
Актуальность:
Значение различных форм русского фольклора в музыкальном воспитании дошкольников трудно переоценить. Включение музыкального фольклора в программу положительно отражается на них – дети узнают много нового о русском народном искусстве: музыке, песнях, танцах. Наблюдая за детьми во время проведения фольклорных праздников, театральных народных представлений, фольклорных спектаклей, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. Народные праздники помогают детям почувствовать себя частичкой своего народа, узнать о его обычаях и традициях. Эти праздники дают детям представление о народных традиционных обрядах, повседневной жизни русского крестьянства. Они учат бережному, трепетному отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории народа. У детей рождается ответное, душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость. Прислушиваясь к речи детей, можно отметить ее скудность, слабые попытки строить логические фразы, рассказы, высказывать мысли, пересказывать текст. В разговорной речи детей присутствуют слова уличного жаргона, а русские пословицы, небылицы, поговорки, скороговорки (древнейшая логопедия), прибаутки, песни, сказки и т.д. не только открывают звуковые красоты родного слова, координируют движение и речь, но и расширяют, обогащают, активизируют словарный запас ребенка
Инновационная направленность: формирование у детей устойчивого интереса к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.
Возраст детей: 6-7 лет.
Принципы самообразования:
- Принцип систематичности и последовательности;
- Принцип сочетания научности и доступности;
- Принцип интеграции;
- Основной принцип – принцип взаимодействия с ребенком, использование фольклора во время непосредственно-образовательной деятельности по всем разделам программы в соответствии с ФГОС ДО;
Источники самообразования:
Методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная литература, интернет, мероприятия по обмену опытом, конкурсы.
Цель:
Повышение своей профессиональной компетентности в процессе приобщения детей к истокам русской культуры. Воспитывать у детей способность и умение эстетически воспринимать произведения народного творчества, развить умение и навыки исполнительской деятельности. Духовно-нравственное воспитание дошкольников через знакомство с праздниками, традициями и обычаями русского крестьянства.
Задачи:
- Развивать умение разыгрывать театральные представления, основанные на русском фольклоре.
- Развивать воображение, творческие и актерские способности;
- Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу.
- Развивать эмоциональное восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности;
- Знакомить детей со звучанием и внешним видом русских народных инструментов (жалейка, рожок, гусли, балалайка, гармонь, баян, ансамбль русских народных инструментов и т.п.).
- Знакомить детей с русскими народными песнями различных жанров: календарные, трудовые, земледельческие, плясовые, обрядовые, лирические, шуточные, хороводные и пр.;
- Расширять знания детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского крестьянства.
- Формировать творческие проявления при инсценировании песен, попевок, в исполнении танцевальных движений, в народных играх со словом.
- Расширение диапазона детского голоса, развитие вокально-хоровых навыков, чистоты интонирования средствами народного фольклора.
- Создавать необходимую предметно–развивающую среду.
Формы организации музыкальной деятельности
- Проведение совместной образовательной деятельности педагога с детьми различного типа;
- Проведение народных праздников русского крестьянства: Рождество, Святки, Масленица и пр.
- Проведение развлечений на материале русского фольклора: «Веселая ярмарка», «Посиделки», «Зимний вечер», «Капустник», «Русские богатыри» и другие для старших дошкольников;
- Организация самостоятельной музыкальной деятельности детей.
- Организация праздников, совместных с родителями
Ожидаемые результаты:
1.Повысить профессиональную компетентность в процессе изучения методической литературы (программы, методические пособия и др.) по теме самообразования;
2. Дети познакомятся: с устным народным творчеством (скороговорками, потешками, небылицами, прибаутками, присказками, шутками), с разными видами народной песни (хороводной, плясовой, игровой, лирической) и играми.
3. У детей будут сформировано умение свободно и непринужденно общаться, умение разыгрывать спектакль по знакомому сюжету, выразительно в своей роли и в игровом взаимодействии, умение сочинять этюды по сказкам, нафантазированным сюжетам.
4. Разовьется сфера чувств, готовность к творчеству, коммуникабельность.
5. Будет сформирована выразительная, красочная, полная ярких сравнений, речь.
Взаимодействие педагогов и родителей
1. Музыкальный руководитель – воспитатели группы;
2. Воспитатели группы – родители воспитанников;
3. Родители детей группы – дети.
Прогнозируемый результат: повышение качества работы по теме; разработка сценариев, докладов, выступлений, презентаций; разработка наглядности; проведение, мастер-классов; выработка методических рекомендаций по теме.
Содержание работы | Сроки выполнения |
Провести анализ своих профессиональных затруднений | Сентябрь 2017г |
Изучить методическую, теоретическую, практическую литературу по теме: «Развитие музыкально-творческих способностей дошкольника средствами музыкального фольклора» | Октябрь 2017г |
Посетить занятия воспитателей занимающихся данной проблемой (группа, дата) | Ноябрь 2017г. подготовит.г«Боровичок» |
Систематизировать накопленные материалы по теме: «Развитие музыкально-творческих способностей дошкольника средствами музыкального фольклора» | Январь 2018г. |
Разработать занятия, развлечения, праздники, досуги по данной теме. | Февраль 2018г. |
Провести досуг в старшей группе «Боровичок» «Хлеб всему голова» | Октябрь 2017г. |
Итоговый праздник в старшей группе «Боровичок» «Весенняя ярмарка» | Апрель 2018г. |
Составить картотеку публикаций по теме: «Развитие музыкально-творческих способностей дошкольника средствами музыкального фольклора» | Март 2018г. |
Опубликовать сценарий досуга «Хлеб всему голова» на страничку своего мини сайта. | Май 2018г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/03/picture-153834-1354538964.jpg)
Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами музыкального фольклора
Данная статья является результатом моего педагогического исследования по теме "Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами музыкального фольклора" Работа будет интересна педагогам,...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/19/picture-712005-1447909761.jpg)
Творческий проект "Развитие музыкально-творческих способностей дошкольника средствами игрового фольклора"
Творческий проект....
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/07/picture-537135-1491567199.jpg)
«Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами музыкального фольклора»
Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами музыкального фольклора...
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/03/picture-1340200-1654233708.jpg)
План самообразования "Развитие музыкально-творческих способностей дошкольников средствами музыкального фольклора"
Значение различных форм русского фольклора в музыкальном воспитании дошкольников трудно переоценить. Включение музыкального фольклора в программу положительно отражается на них.Дети узнают много новог...
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/22/picture-1413001-1655902097.jpg)
Статья На тему: Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами музыкального фольклора.
Из копилки опыта музыкального руководителя ГБДОУ Детский сад №51 комбинированного вида Московского района г.Санкт-Петербурга.Статья На тему: Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами м...
Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами музыкального фольклора .
Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами музыкального фольклораВведение Музыка занимает особое место в жизни человека с раннего возраста. В дошкольный период она становится не то...