Коррекционная ритмика для детей с ЗПР
консультация на тему
Коррекционная ритмика - как средство гармонизации личности ребенка с ЗПР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionnaya_ritmika.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционная ритмика как средство гармонизации личности ребенка с ЗПР
Разработала музыкальный руководитель Долгова Н.А.
В настоящее время одним из приоритетных направлений деятельности являются проблемы воспитания, обучения и социализации детей с задержкой психического развития.
Дети с задержкой психического развития – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения: “Дети с проблемами”, “Дети с особыми нуждами”, “Нетипичные дети”, “Дети с трудностями в обучении”, “Аномальные дети”, “Исключительные дети”. Таким образом, детьми с задержкой психического развития можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном коррекционном обучении и воспитании.
Музыкально-ритмические занятия имеют большое значение для детей с задержкой психического развития. Это связано с тем, что характерные для них особенности нервно-психического склада, эмоционально-волевая и личностная незрелость, своеобразие деятельности и поведения, особенности двигательной и психической сферы хорошо поддаются коррекции специфическими средствами воздействия на ребенка, свойственными ритмике. Сущность коррекционной ритмики состоит в коррекции и развитии высших психических функций, средствами музыки и специальных двигательных и психокоррекционных упражнений.
Музыка, как одна из наиболее распространенных и доступных форм искусства, оказывает глубокое эстетическое воздействие на детей с задержкой психического развития, посредством музыки можно передать целую гамму чувств и настроений. Воздействуя на детей, она обогащает их умение глубоко и эмоционально воспринимать окружающее, расширяет их жизненный опыт, активизирует потенциальные возможности ребенка в музыкальной деятельности и творчестве.
Доказано, что мажорная музыка увеличивает работоспособность мышц, ускоряет и усиливает выделение пищеварительных соков, влияет на ритмы дыхания и сердцебиения, а при спокойной мелодии дыхание становится более глубоким и равномерным, гармоничные созвучия замедляют пульс. Минорная музыка полезна при гипертонической болезни, язвенной болезни желудка, бронхиальной астме, неврастении с чувством нервного перенапряжения, головных болях. Правильно подобранная музыка устраняет ощущение страха, злости, сожаления, ненависти, снимает раздражение, нервное напряжение, активизирует мыслительные процессы и повышает работоспособность. Наш помощник – музыка – а следствие – занятия коррекционной ритмикой.
Характерные для детей с задержкой психического развития особенности нервно-психического склада, своеобразие деятельности, поведения и личностных реакций, эмоционально-волевая незрелость хорошо поддаются коррекции. Специфические средства воздействия на обучающихся, свойственные музыке, способствуют общему разностороннему развитию дошкольников, преодолению отклонений в психическом и в физическом развитии. Овладевая разнообразными движениями на музыкальных занятиях, дети совершенствуют двигательные навыки, у них развивается мышечное чувство, пространственная ориентировка и координация, улучшается осанка, повышается жизненный тонус. Музыкально-ритмическая деятельность, способствуют формированию четкости, точности, движений, что положительно сказывается на учебной деятельности дошкольников.
Таким образом, коррекционная ритмика является эффективной и адекватной формой проведения занятия при работе с детьми с задержкой психического развития, построенного на сочетании музыки, движения и слова.
Цель работы: гармонизация личности ребенка с ЗПР посредством коррекционной ритмики.
Основные задачи: улучшение обще-эмоционального состояния детей; улучшение исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, координация, плавность, серийная организация движений); знакомство родителей воспитанников с образцами классической музыки, в этом ключе развитие понимания родителями важной роли классической музыки в полноценном развитии ребенка.
Перспективный план работы
Месяц | Задачи | Содержание работы | Результат работы |
Октябрь | Коррекционная работа средствами музыкально-ритмических движений (регуляция мышечного тонуса, снятие локальных зажимов, произвольность психических процессов и т. д.) | Интеграция трех видов музыкальной деятельности: Движения под музыку. Игра на ДМИ. | Диагностика музыкальных способностей на начало учебного года. Консультация для родителей |
Ноябрь | Развитие навыков межличностного общения, коммуникативных функций и способностей | Занятия направлены на: | Игровой вечер с родителями “У Осени в гостях”. |
Декабрь | Музыкотерапия – как вспомогательное средство в процессе коррекционной работы. | Прослушивание музыкальных произведений; пение песен; ритмические движения под музыку; сочетание музыки и изодеятельности. | Консультации для родителей и воспитателей “Музыка и цвета”, Выставка детского рисунка “Зимняя палитра”. Участие в новогодних утренниках. |
Январь | Специальная коррекционная ориентация в традиционных занятиях с детьми | Упражнения на коррекцию психических функций: | Тематическое занятие “Ритмический калейдоскоп” Консультации для родителей и воспитателей |
Февраль | Слушание, восприятие музыки, музицирование, как психологическая основа музыкальной деятельности | Слушание классической музыки (Чайковского, Грига, Моцарта, Баха, Шопена, Глинки и т. д.) | “Музыка души” – вечер с родителями, посвященный слушанию музыки. Консультации для родителей и воспитателей “музыка души” |
Март | Способности строить позитивные взаимоотношения с окружающим миром, умение понимать своих сверстников, их чувства, настроения собственные переживания и управлять ими. | Нормализация и гармонизация общения ребенка с окружающими в повседневной жизни. Коммуникативные игры “здравствуйте”, “танец шляпы”, “у кого какая песня”, “ручеек” и т.д. | Участие детей в праздничном концерте посвященному – 8 марта. |
Апрель | Оптимизация тонуса, коррекция психических процессов (концентрация внимания, воображения) управление собственным телом, обучение релаксации. | Совместная работа с педагогом-психологом | Диагностики музыкальных способностей на конец учебного года, отразить результаты в диагностических таблицах, диаграммах. Участие детей в выпускном вечере. |
Май | Тренировка наблюдательности, развитие чувства темпа, ритма и времени, мыслительных способностей и фантазии, вербальных и невербальных коммуникативных навыков, воспитание волевых качеств, выдержки и способности сдерживать аффекты, развитие общей тонкой моторики. | Подведение итогов года. | Проведение итогового занятия |
Литература:
- Касицына, М.А., Бородина И.Г. Коррекционная ритмика.
- Брусиловский Л.С., “Музыкотерапия: Руководство по психотерапии”, – м.,1968 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкально-ритмическая деятельность детей с особыми образовательными потребностями здоровья в рамках здоровьесберегающих технологий на занятиях по коррекционной ритмике
«Коррекционная ритмика» (КР) – это специальное комплексное занятие, на котором средствами музыки и специальных двигательных и психокоррекционных упражнений происходит коррекция и развитие высших психи...
Конспект занятия по коррекционной ритмике для детей старшей группы с задержкой психического развития по лексической теме: «Продукты питания»
Конспект занятия по коррекционной ритмике для детей старшей группы с задержкой психического развития по лексической теме: «Продукты питания»Представляемый материал поможет пров...
Организация комплексного музыкального коррекционно-развивающего обучения и воспитания дошкольников с нарушением интеллекта средствами коррекционной ритмики
Из Сборника материалов I Всероссийской заочной электронной научной конференции «Педагогика новаторства в XXI веке» (ГОУ ВПО «Свеверо-Восточный государственный ...
Роль коррекционной ритмики для детей с ЗПР и умственной отсталостью
В материале освящается особая роль коррекционной ритмики в работе с детьми....
"Коррекционная ритмика для детей с задержкой психического развития и умственно отсталых детей"
quot;Коррекционная ритмика для детей с задержкой психического развития и умственно отсталых детей"...
Конспект занятия по коррекционной ритмике для детей с нарушением зрения старшей группы «Прогулки по лесным тропинкам»
Конспект занятия по коррекционной ритмике для детей с нарушением зрения старшей группы «Прогулки по лесным тропинкам»...