Обобщение педагогического опыта
статья
В дошкольных образовательных учреждениях Республики Саха (Якутия) наметилась прогрессивная тенденция совершенствования педагогического процесса путем его обогащения музыкальными традициями, что предполагает усвоение детьми культурных ценностей, воплощенных в произведениях композиторов. Особенно важна роль музыки в формировании нравственных чувств и представления у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_pedagogicheskogo_opyta.odt | 23.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка — детский сад №86 «Колокольчик»
ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
по теме:
Нравственное воспитание дошкольников посредством музыки
Выполнила:
музыкальный руководитель
Ананьева Мираслава Алексеевна
Якутск — 2014
В дошкольных образовательных учреждениях Республики Саха (Якутия) наметилась прогрессивная тенденция совершенствования педагогического процесса путем его обогащения музыкальными традициями, что предполагает усвоение детьми культурных ценностей, воплощенных в произведениях композиторов. Особенно важна роль музыки в формировании нравственных чувств и представления у детей.
Музыка является одним из богатейших и действенных средств нравственного воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы. Ведь музыка пронизывает все сферы его жизнедеятельности, способствуя созданию универсальных ценностей. В содержании музыки главенствующую роль играют эмоции и чувства, а также духовно-нравственные устремления: она заставляет радоваться и страдать, мечтать и грустить, думать, учит разбираться в окружающем мире, в людях, их взаимоотношениях. Своей практике мы убедились в том, что большое значение имеет вопрос и задание, которые дети получают перед слушанием и в процессе анализа произведения.
Музыка сочетанием своих выразительных средств создает художественный образ, который вызывает ассоциации с явлениями жизни. Сочетание выразительных средств в музыке с поэтическим словом (например: в песне), с сюжетов ( в пьесе), с действием (в спектаклях) делает музыкальный образ более конкретным и понятным. На базе МДОУ ЦРР д/с №86 «Колокольчик» мы реализуем на музыкальных занятиях благоприятные условия для нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Музыкальное воспитание, исходя из этого, направлено на решение следующих задач:
-формирование у детей способности воспринимать, чувствовать, правильно понимать и ценить прекрасное в окружающей действительности и искусстве, формирование навыков использования средств искусства для познания жизни людей, самой природы;
-развитие у ребенка глубокого и осознанного понимания красоты произведений музыкального искусства, способности понимать и чувствовать эту красоту;
-вооружение детей знаниями,а также привитие умений и навыков в области доступных детям видов искусств — музыки, пения, рисования, художественного слова, драматизации, так как без знания нет глубоких чувств;
-развитие творческих способностей детей, умение навыков чувствовать и создавать красоту в окружающей жизни, в общении, на занятиях, дома;
- развитие у детей понимания красоты в человеческих отношениях, желание и умение вносить красоту в обыденную жизнь.
Музыка развивает эмоционально-чувственную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку одна из важнейших музыкальных способностей. Она связывает с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких нравственных качеств личностей, как доброта, умение сочувствовать к другому человеку. Недаром говорят, что «красота спасет мир». Научить детей к стремлению к красоте духовного развития — это немаловажная задача каждого музыкального руководителя.
Для выявления динамики уровня сформированности нравственных качеств у детей мы используем диагностическую беседу по методике Г. А. Урунтаевой.
Перед проведением диагностических методик используем разработанную нами критерии усвоения детьми нравственных качеств под влиянием музыки: умение внимательно слушать музыку, различать ее характер; умение запоминать и передавать предложенные педагогом образцы пения и движения. На основе установленных критерием выявлены показатели нравственных качеств дошкольников:
-наличие первоначальных представлений о нравственных нормах, общение в разных жизненных ситуациях;
-осознание нравственных форм поведения, необходимости их использования.
На основе этих критериев были определены 3 уровня нравственных качеств у детей.
Высокий уровень- наличие нравственных качеств, наличие первоначальных знаний об использовании этикетных форм речи.
Средний уровень- есть интерес к поставленным в беседе вопросам, но на некоторые из них не может ответить.
Низкий уровень- не дифференцирует нравственные понятия. Правила поведения; преобладание ответов « не знаю», « не понимаю».
После проведения диагностики работу с детьми строим с учетом общих задач музыкально-нравственного воспитания и проводим по заранее намеченному плану. При этом принимаем во внимание то, что содержание и структура занятий должно быть вариативными и интересными, с использованием разнообразных приемов, помогающих детям воспринимать музыкальные произведения, понять элементарные основы музыкальной грамоты.
Поток музыкальной информации практически безграничен. Тем важнее становится проблема организации целенаправленного слушания музыки, помогающей формировать избирательность потребления музыкальных впечатлений в соответствие с уровнем сформированных нравственных качеств дошкольников. Наблюдение показывает, что научить детей активно слушать музыку — дело сложное. Задача заключается именно в том, чтобы процесс восприятия был активным, творческим. Для решения этой сложной задачи нами используется авторская программа «Звоночек».
Музыкальные произведения различных авторов, предлагаемые детям для прослушивания в рамках программы «Звоночек», вызывает личностный интерес у детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойство, словом, обеспечивает, эмоционально-психологическое благополучие.
Чувство любви к родной природе - одно из слагаемых нравственного воспитания детей. Ведь природныеявления и объекта, окружающие ребенка сего появления на свет, ближе ему легче для его восприятия, сильнее влияет на эмоциональную сферу. В данном контексте использование музыки является средством воздействия на детей. Через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания (чувство радости, грусти, нежности, доброты). Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогает детям почувствовать теплоту и сердечность произведения, воспевающих красоту родной природы («Жаворонок» муз. М. Глинки; произведения П. Чайковского «Времена года»; «Фея осени», «Фея зимы» из балета «Золушка»; муз. С. Прокофьева «Море»; муз. Н. Римского-Корсакова; В. Ноев «Быраhаай, куох сайын»; увертюра к кинофильму «В поисках капитана Гранта», муз. И. Дунаевского и др.). Музыка легко и естественно соприкасается со всеми образовательными областями дошкольного воспитания. Моя задача, как педагога, заключается в том, что приблизить детей к процессу созидания, в результате которого рождается новое, личное отношение ребенка к окружающему миру.
На своих занятиях и проводимых мероприятиях стараемся создать атмосферу психологического комфорта, который способствует проявление творчества и взаимопомощи, возможности в самовыражения и самореализации. Этому способствует применение методов интеграции, которые должны дать ребенку те знания, отражающие связь отдельных частей мира, как систему, в которой все элементы связаны.
В своей педагогической деятельности мы применяем ряд методических приемов, направленных на поддержку интереса детей к певческой деятельности, осознанное и эмоциональное выразительное исполнение:
-прием вслушивания и анализ услышанного;
-прием инцинирования песни.
Выразительное исполнение песен вызывает у детей эмоциональный отклик, они могут охарактеризовать песню в целом («яркое», «сказочное», «ласковое»).Исполнение любой песни предполагает мини-спектакль, и здесь важным моментом является эмоциональная отзывчивость и выразительное исполнение песни с элементами театрализации именно на ранних этапах обучения.
Эмоциональный показ взрослого занимает ведущее место в системе формирования у детей музыкальных навыков. Взрослый формирует правильные представления ребенка о музыке, о своих собственных задачах. Сначала допускается подражательность педагогу, а затем дети постепенно переходят к полной самостоятельности при слушании и исполнении. При разучивании песен , танцев со словами обращается внимание на одновременное их выполнение. При этом стараемся довести танцевальный образ так, чтобы дети сами чувствовали музыкальный образ и передавали его характер мимикой и эмоциями. Интерес к музыкальной деятельности, увлеченность ее видами, любовь к пению, слушанию музыки, ритмическим движениям — обязательное условие для того, чтобы музыка широко раскрыла и подарила детям свой мир, для того, чтобы она могла выполнить свою воспитательную и познавательную роль. Большое значение для нравственного роста дошкольников имеют выступления перед зрителями. Они активизируют детей, стимулируют их работу в коллективе, формируют качества самостоятельной личности. Дополнительными средствами, способствующими воспитанию нравственных качеств личности ребенка, служат тексты литературных произведений (стихов, сказок, легенд), жесты, мимика, движение, костюм, мизансцена, т. е.творческие «знаки» театрально-музыкального языка. В соответствии с этим нравственное практическое действие каждого ребенка являлось важнейшим методическим принципом музыкальных занятий.
Особенно хочется отметить необходимость взаимосвязи в работе музыкальных руководителей с воспитателями, которые больше всего общаются с детьми. Вместе с воспитателем, а иногда через него (показ, индивидуальную помощь детям на занятиях и в повседневной жизни) мы работаем над формированием навыков во всех видах музыкальной деятельности. Воспитатель — первый помощник музыкального руководителя при проведении занятий, развлечений и праздников, а самое главное — при решении задач нравственного воспитания. Работаем в прямом контакте с родителями своих воспитанников. Родители постоянно помогают в решении организационных вопросов — подготовка атрибутов и костюмов для выступления детей на праздниках, различных смотрах и конкурсах, каких-либо ответственных мероприятий, решают многие ответственные вопросы, посещают открытые занятия. Такая совместная работа сплачивает всех и превращает в единый коллектив: дети, родители, руководитель.
Список использованной литературы
1. Алиев Ю.Б, Методика музыкального воспитания детей от детского сада к начальной школе. - Воронеж, НПО «ОДЕКС»,2001.-350 с.
2. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. - Минск: Университетское,1990.-560 с.
3. Асмолов А.Г. Психология личности. -М.:Просвещение, 2010.-348 с.
4. Выготский Л. С. Психология искусства — М.: Сфера, 2008.-492 с.
5. Знаменская И.А. Музыкально-языковой словарь и его роль в формировании слушательской культуры школьнико. М.: Союз, 2000-219с.
6. Кабалевский Д.Б, Воспитание ума и сердца.-М.:Просвещение,1994.-204 с.
7. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром.-М.: Педагогика,1998.-102 с.
8. Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М. Б. Программа эстетического воспитания детей от 2 до 7 лет.-М.: Педагогическое общество России, 2007.- 103 с.
9. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ А. Я. Данилюк, А .М. Кондаков, В. А. Тишков. - М.:Просвещение, 2009.-142 с.
10. Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников. - М.: Просвещени, Владос, 2009.-465 с.
11. Тоболкина, И. Н. ФГОС нового поколения: локальный опыт системно-деятельного подхода к реализации/ И. Н. Тоболкина, О. В. Шушпанова, Е. В. Панова// Одаренный ребенок. - 2009. - №3.-С.-48-59.
12. Художественно-творческое развитие детей дошкольного возраста.-Спб.: Питер, 2011.- 255 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта работы МДОУ д/с "Ромашка" по правилам дорожного движения
Материал содержит разработки педагогов сада по правилам дорожного движения. Раскрывая духовный и творческий потенциал детей, педагоги нашего ...
Обобщение педагогического опыта «Условия формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста».
Актуальность формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста приобретает особую важность ещё и потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы с...
обобщение педагогического опыта "Развитие элементов логического мышления посредством игры"
Большой популярностью в дошкольной педагогике пользуется методика ТРИЗ. Ее основная задача - развитие творческого воображения и творческих способностей дошкольников. В работе представлены нетрадиционн...
Обобщение педагогического опыта "Формирование психолого - педагогических основ восприятие сказки у детей дошкольного возраста"
Обобщение педагогического опыта "Формирование психолого - педагогических основ восприятие сказки у детей дошкольного возраста"...
Обобщение педагогического опыта "Характеристика психологических особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности воспитателя"
Обобщение педагогического опыта "Характеристика психологических особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности воспитателя"...
Обобщение педагогического опыта.Презентация: "Психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса в рамках ФГОС".
Обобщение педагогического опыта.Презентация: "Психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса в рамках ФГОС"....
Б А З О В А Я М О Д Е Л Ь ОБОБЩЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА Тема опыта: Использование информационно - коммуникационных технологий при организации образовательного процесса ДОУ
Использование компьютерных технологий для расширения интеллектуальных возможностей ребенка....