Музейная педагогика в ДОУ
методическая разработка по теме
{C}На сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию. Воспитательные возможности музеев огромны: тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Мы решили создать в нашей группе мини-музей русской - народной сказки. Сказка является самым популярным и любимым видом народного фольклора, так как в ней не только богатый и занимательный сюжет и невероятные герои, она приоткрывает читателю завесу в мир человеческих отношений и чувств, рассказывает о добре и справедливости и приобщает к народному опыту, мудрости и богатому родному языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mini_muzey.pptx | 2.43 МБ |
slovo_k_muzeyu.docx | 20.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность: Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию. Воспитательные возможности музеев огромны: тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Сказка является самым популярным и любимым видом народного фольклора, так как в ней не только богатый и занимательный сюжет и невероятные герои, она приоткрывает читателю завесу в мир человеческих отношений и чувств, рассказывает о добре и справедливости и приобщает к народному опыту, мудрости и богатому родному языку .
Обоснование для создания мини-музея: Национальная Доктрина Образования в Р.Ф говорит: Система образования призвана обеспечить: - историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры; - воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью ; Гипотеза: Использование музейной педагогики в повседневной деятельности с детьми будет решать выше указанные задачи более качественно, т.к м ини - музей «В гостях у сказки» позволяет формировать патриотическое сознание, а так же нравственные качества личности.
Цель : Формирование интереса к русскому фольклору через использование мини-музея . Задачи: Создать условия для словестного искусства, развития художественного восприятия и эстетического вкуса; Создать условия для формирования интереса к книгам, к русским - народным сказкам; Создать условия для развития детского творчества, продуктивной деятельности детей; Создать условия для развития свободного общения со взрослыми и детьми; Развитие всех компонентов устной речи (связная речь, грамматический строй речи, звуковая культура, формирование и обогащение словаря); Создать условия для воспитания культуры поведения, формирования патриотического сознания, нравственности, социокультурных ценностей.
Профиль мини-музея: Творческо-информационный . Принципы работы: Принцип учета возрастных особенностей дошкольников; Принцип наглядности; Принцип доступности; Вариативности; Интерактивности; Многофункциональности; Принцип сотрудничества и взаимоуважения; Принцип опоры на интересы ребенка .
Используемые технологии: Игровая технология Технология коллективных творческих дел Технологии проблемного обучения Интерактивные и мультимедийные технологии.
Формы работы с детьми: Занятия – экскурсии, Исследовательская деятельность Творческие задания Игры музейного содержания Беседы Театрализованные игры Чтение художественной литературы Музыкальная деятельность Игры - драматизации Хороводные и подвижные игры Занятия с использованием экспонатов музея.
Формы работы с родителями: Конкурсы Оформление тематических выставок Мастер-классы Экскурсии Привлечение к проведению занятий с детьми
Функционирование мини-музея: Согласно календарно-тематическому плану ДОУ
Социальное партнерство : 1.Братский городской объединенный музей истории освоения Ангары. (музей «Ангарская деревня ») 2. Детско-юношеская библиотека. 3. Эколого-биологический центр.
Мини – музей «В гостях у сказки» состоит из 5 разделов: Волшебные сказки: Основная идея — показать, какими разными бывают книги, познакомить ребят с их историей. В мини-музее собраны сохранившиеся в семьях старинные издания, книжки-малютки, книжки-раскладушки, звучащие, музыкальные книги. Расположен в шкафу музея, доступном для детей месте.
2. Театральный : Посвящен театральному искусству. Большее внимание уделяется в нем кукольному театру, как самому доступному для понимания дошкольника. Состоит из различных видов театра, кукол, ширм, костюмов, места инсценировки .
3. Мультимедийный , исторический: Состоит из устройств приема и отображения изображения и звука: LED -телевизор, магнитофон, портативная колонка, USB - флеш -накопитель, интерактивная игрушка « Фёрби » (рассказывает сказки, истории, загадки), С D -диски, аудио-видео кассеты, электрофон, грампластинки, диапроектор, фильмоскоп, слайды, диафильмы. Предназначен для информационно-познавательного эффекта.
4. Музейная мастерская: 5. Игротека :
Совместно с детьми были выбраны «хранители» нашего музея: это Баба –Яга, Ученый кот и их помощник Грибовичек - путевичек , которые могли рассказать много сказочных историй. Много дивных вещей имеется у хранителей. Это и скатерть самобранка и сапоги скороходы, и гусли – самогуды , и многое другое.
Составлены правила поведения в мини-музее: Экспонаты можно трогать руками; Рассмотренные экспонаты нужно ставить на место; Экспонаты нельзя ломать; Можно и нужно задавать вопросы; Можно пополнять музей новыми экспонатами.
В нашем мини-музее всегда рады гостям. Это дети из других групп. Они с удовольствием приходят и играют в нашем мини- музее. А так же помогают малышам делать поделки.
Ожидаемый результат работы мини-музея: Ребёнок проявляет устойчивый интерес к сказкам. У детей сформируется представление о народных и авторских сказках; они понимают смысл слов «народные», «авторские» сказки, дают полный, правильный, мотивированный ответ. Дети умеют разыгрывать небольшие сказочные произведения, находить интонационную канву для передачи речевых особенностей персонажей; передавать одинаковое эмоциональное состояние различных сказочных героев. Ребенок учувствует в разговорах, задает вопросы, высказывает собственное мнение, слушает рассказы; Пытается отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности; Бережно относятся к экспонатам мини-музея, принимают участие в оформлении экспозиций.
Перспектива работы мини-музея «В гостях у сказки» В дальнейшем мы так же планируем использование нашего мини-музея в повседневной деятельности с детьми, пополнять наш музей новыми экспонатами, создать передвижные выставки для представления их в других группах, и возможно в других детских садах. А так же продолжать и укреплять сотрудничество с Детско-юношеской библиотекой.
Наш музей получился таким интересным, познавательным и ярким, благодаря помощи детей, их родителей и педагогов. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Предварительный просмотр:
- Здравствуйте уважаемые педагоги, предлагаем вашему вниманию мини – музей «В гостях у сказки», созданный совместными усилиями родителей, детей и воспитателей младшей группы.
- На сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию. Воспитательные возможности музеев огромны: тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Мы решили создать в нашей группе мини-музей русской - народной сказки. Сказка является самым популярным и любимым видом народного фольклора, так как в ней не только богатый и занимательный сюжет и невероятные герои, она приоткрывает читателю завесу в мир человеческих отношений и чувств, рассказывает о добре и справедливости и приобщает к народному опыту, мудрости и богатому родному языку.
- Обоснованием для создания мини – музея «В гостях у сказки» послужила Национальная Доктрина Образования в Р.Ф, где говориться о передаче национальной культуры, воспитании нравственно – патриотических чувств. Мы считаем, что использование музейной-педагогики, а именно мини-музея «В гостях у сказки» будет более качественно решать данные задачи.
- Целью мини-музея стало: создание условий для воспитания нравственно-патриотических чувств, передачи национальной культуры, а так же развития творческой личности ребенка. Исходя из цели мы выделили ряд задач…
- При создании и функционировании мини – музея мы пользовались следующими принципами…
- В своей работе мы использовали: игровые технологии, мультимедийные, технологии проблемного обучения и технологию коллективных творческих дел.
- В нашем мини-музее можно проводить самые разнообразные формы работы с детьми. Это и занятия-экскурсии, постановка сказок, чтение русских-народных сказок, музыкальная деятельность, ручной труд, рисование, подвижные и хороводные игры, конкурсы и эстафеты, а так же в любых занятиях использовать экспонаты музея.
- С родителями мы использовали формы работы такие как: конкурсы, мастер-классы, оформление тематических выставок, экскурсии, привлечение к совместным занятиям с детьми.
- Функционирование мини-музея происходит согласно календарно-тематическому плану. Т.е мы составляли экспозиции в мини-музее согласно теме недели.
- Так же у нас установилось социальное партнерство с некоторыми организациями. Так как сказка это художественное слово мы стали тесно сотрудничать с детско-юношеской библиотекой. В силу нашего возраста мы пока не можем туда ходить, но работники библиотеки с удовольствием с нами сотрудничают, приходят к нам на занятия, а так же у нас разработан совместный план мероприятий на год.
Еще мы взаимодействуем с музеем «Ангарская деревня». Сотрудниками музея проводился ряд занятий с детьми и проведен мастер-класс с родителями.
Уже несколько лет наш сад сотрудничает с ЭБЦ и мы с нашими детьми принимаем участие в акциях ЭБЦ. Все акции мы связываем с русскими – народными сказками, изготавливаем поделки в нашей музейной мастерской.
- Наш мини-музей состоит из 5 разделов. 1Раздел книжный – «Волшебные сказки». В данном разделе собраны сохранившиеся в семьях старинные издания, книжки-малютки, книжки-раскладушки, звучащие, музыкальные книги. Основная идея – показать ребятам, какие разные бывают книги.
- 2 Раздел – «Театральный». Большее внимание уделяется в нем кукольному театру, как самому доступному для понимания дошкольника. Состоит из различных видов театра, кукол, ширм, костюмов, места инсценировки. В центре на двери расположена «изюминка» нашего мини-музея. Это пано - театр на липах. Из самоклеющейся пленки сделан дуб с золотой цепью. На дубе размещены ламинированные картинки сказочных персонажей. Все они могут переставляться, так как крепятся на липах. Здесь можно обыгрывать различные сказки. Еще одна особенность нашего «Чудо-дерева», это съемные листочки, на которых написаны загадки и различные задания для детей. Здесь все зависит от мероприятия с детьми.
- Следующий раздел – мультимедийный. Данный раздел так же носит исторический характер, так как мы делали экспозицию «Как наши родители слушали сказки». В этой экспозиции был представлен и электрофон, и фильмоскоп и различные носители информации. Дети с большим удовольствием слушали сказки на пластинках, а вечерами смотрели диафильмы.
- Для ручного труда и развития детского творчества мы сделали еще один раздел - «Музейная мастерская». Дети с удовольствием участвовали в изготовлении театров на конусах, на коробочках, изготавливали атрибуты для инсценировки сказок. Так же у нас в музее имеется небольшая игротека. В ней собраны настольные игры и пазлы сказочного содержания.
- Совместно с детьми были выбраны «работники» нашего музея: это Баба – Яга и Ученый кот и их помощник Грибовичек - путевичек, которые могли рассказать много сказочных историй.
- Так же были составлены правила поведения в мини-музее.
- К нам в гости с удовольствием приходят дети других групп. Они могут не только играть в нашем музее, но и помочь малышам изготовить поделки.
- Планируемым результатом работы мини - музея будет…
- В дальнейшем мы так же планируем использование нашего мини-музея в повседневной деятельности с детьми, пополнять наш музей новыми экспонатами, создать передвижные выставки для представления их в других группах, и возможно в других детских садах. А так же продолжать и укреплять сотрудничество с Детско-юношеской библиотекой.
- Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по музейной педагогике "Мини-музей Архитектуры"
План работы на год по мини-музею Архитектуры...
Использование элементов музейной педагогики в формировании экологической культуры дошкольников через работу мини- музея ДОУ
Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Данная технология раскрывает конкретный пример работы с детьми по формированию экологической культуры у воспитанников ДОУ ч...
Использование музейной педагогики в образовательном процессе ДОУ
Музейная педагогика –одно из направлений работы ДОУ. Приобщать детей к музейной культуре, развивать их эстетическое восприятие и...
Музейная педагогика как основа для создания условий для духовно – ценностного развития ребёнка.
Статья будет интересна для воспитателей, ищущих эффективные формы воспитания детей....
Из опыта работы" Система работы ДОУ по патриотическому воспитанию дошкольников средствами музейной педагогики"
Материал о системе создания мини - музеев в ДОУ....
Семинар "Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология ДОУ" плюс мастер - класс " Опись музейного экспоната".
С 13 по 17 февраля 2023 г. в МКДОУ детский сад «Солнышко» проходила в соответствии с годовым планом неделя педагогического мастерства. Целью недели педагогического мастерства стало выявлен...
Семинар "Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология ДОУ" плюс мастер - класс " Опись музейного экспоната" (2023)
С 13 по 17 февраля 2023 г. в МКДОУ детский сад «Солнышко» проходила в соответствии с годовым планом неделя педагогического мастерства. Целью недели педагогического мастерства стало выявлен...