Как выявить профессиональные затруднения воспитателей ДОУ
статья на тему

Полянская Татьяна Николаевна

Для старших воспитателей ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

    «Как выявить профессиональные затруднения воспитателей ДОУ»

  Концепция модернизации российского образования определяет обеспечение качества образования как главную задачу российской образовательной политики. Скорость изменения современного мира задает темп развития социума, повышает спрос родителей на качественное образование, что, в свою очередь, побуждает ДОУ активизировать работу по наполнению своей деятельности новым содержанием.

      Повышение качества образования находится в прямой зависимости от профессионального уровня педагогических кадров. К педагогам предъявлены высокие требования в Законе РФ «Об образовании», Приказе Минтруда России  «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог», «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» и других нормативных документах. 

Следовательно, в настоящее время методическая работа в ДОУ представляет собой процесс проектирования стратегии, направленной на повышение профессиональной компетентности педагога, формирование его мотивации к самообразованию.

      Как показывает практика, в настоящий момент в нашем детском саду педагоги не умеют анализировать  свою профессиональную деятельность, что является  важнейшим и своеобразным инструментом преодоления трудностей, стимулом к самосовершенствованию. А ведь именно в профессиональной деятельности педагога важным аспектом является формирование умения анализировать собственную деятельность как воспитателя и педагога, следовательно, возникают трудности при дифференцированном подходе в работе с кадрами, что коренным образом влияет на планирование методической работы, которая отвечает за развитие всего воспитательно-образовательного процесса в соответствии  с новыми достижениями науки.

 Следовательно, основная цель моей работы по данной проблеме  - это оказание помощи в выявлении проблем и трудностей  педагога с последующей коррекцией и прогнозированием.

Основные задачи:

 -выработать систему оказания помощи каждому педагогу на основе диагностики, формы работы.

-включить каждого педагога в творческий поиск.

Поэтому, моя задача как старшего воспитателя дошкольного учреждения заключается в том, чтобы найти доступные и вместе с тем эффективные методы повышения педагогического мастерства.

          Основными критериями эффективности методической работы, кроме результативных показателей (уровня педагогического мастерства, активности воспитателей), являются характеристики самого методического процесса:

системность – соответствие целей и задач по содержанию и формам методической работы;

дифференциация – второй критерий эффективности методической работы – предполагает большой удельный вес в системе методической работы индивидуальных и групповых занятий с воспитателями, исходя из уровня их профессионализма, готовности к саморазвитию и других показателей;

этапность – показатели эффективности методической работы.

       Для решения поставленных задач с учетом критериев я планирую свою работу через использование карты педагогического мастерства в начале учебного года (аналог в книге Скоролуповой О.А. «Планирование как один из этапов методической работы в дошкольном образовательном учреждении»).

Она представляет собой таблицу, в которой обозначены основные проблемы в организации воспитательно-образовательного процесса и отображающие задачи годового плана, выявленные при проведении педагогического мониторинга с конкретизацией проблем по организации, игровой деятельности, физического развития и развитию речи детей. Прописываются фамилия, имя, отчество воспитателя, заполняющего карту. Вносятся условные обозначения. В этой карте заявлено 9 проблем. Однако проблем может быть и больше, и они могут затрагивать и другие направления развития детей (например, по компетенциям ФГОС, вместо развития речи – нравственно-патриотическое воспитание или формирование элементарных математических представлений).

Каждый педагог заполняет таблицу, используя  условные обозначения, отражающие уровень его профессиональных умений по указанным проблемам. Заполняя карту педагогического мастерства, каждый педагог производит самооценку своего профессионального уровня индивидуально.

  Проанализировав карты педагогического мастерства я выяснила, что наибольшие затруднения у педагогов возникают по проблемам №№ 4,5,8, а именно в формировании грамматического строя речи (44%), организации лексической работы на занятиях по развитию речи и вне их (66%), а также во владении методикой руководства самостоятельными сюжетными играми детей (44%).

           С итогами диагностики знакомлю на педсовете. На основании данной карты планируем систему методической работы с воспитателями на год и предусматриваем:

-какая методическая помощь, кому и какими  силами, в какой форме будет оказана (взаимопосещения, консультации и т.д.);

-у кого из воспитателей, и какой опыт будет изучаться и обобщаться.

Далее провожу индивидуальные беседы с каждым педагогом по тому направлению, которое вызвало наибольшие затруднения, чтобы выявить слабую сторону в образовательной деятельности.

          Совместно с воспитателем  я разрабатываю план его профессионального саморазвития, учитывая индивидуальные проблемы. Самообразование – это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов, склонностей каждого конкретного педагога.

К рассмотрению предлагается план профессионального саморазвития воспитателя средней группы «Совершенствование речевых умений и навыков через рассматривание сюжетных картин»

                                                                                                                         

Структура плана

Содержание структурных компонентов

Цель профессионального саморазвития

Повышение профессиональной компетентности по вопросу совершенствования речевых умений и навыков через рассматривание сюжетных картин.

Изучение психолого-педагогической литературы

Статьи из журналов Дошкольное воспитание, «Детский сад: теория и практика»,  методические рекомендации к наглядно-дидактическому пособию «Развитие речи в детском саду» В.В. Гербовой. Выделение актуальности проблемы, основных положений.

Разработка программно-методического обеспечения

Разработка системы работы по рассматриванию сюжетных картин.

Планирование игр по речевому развитию.

Создание в группе речевого центра.

Участие в системе методической работы

Выступление на педсовете Формирование речевых умений и навыков через рассматривание сюжетных картин

Обобщение передового опыта (открытый показ занятия, выставка пособий и дидактических игр по данной проблеме).

Обучение на курсах повышения квалификации

Курсы повышения квалификации НИРО по проблеме речевого развития детей.

Руководство повышением квалификации других педагогов

Наставничество воспитателем  Пестовой И.В.

К наставничеству привлекаются воспитатели, которые хорошо ориентируются в проблеме и могут поделиться опытом.

            Положительные стороны использования карты: Использование любых направлений педагогической работы и четкое перечисление проблем.

Отрицалельные:  Разная самооценка деятельности ( завышенная или заниженная) и отсутствие полноты раскрытия проблемы (нет конкретики)

  Методы, которые мне помогают в сборе и обработки информации с целью устранения минусов педагогической карты: опрос, диагностика, наблюдение, анализ документов, посещение занятий, анкетирование, тестирование, самооценка.

             Проведение мониторинга профессиональных затруднений педагогов позволяет: получить оперативную и достоверную информацию по деятельности воспитателя и его профессиональных проблемах и трудностях; позволит аналитически обобщить результаты диагностики, на основе которых спланировать прогноз развития и коррекции педагогической деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкета для выявления профессиональных затруднений педагогов в период перехода на ФГОС ДО

Уважаемый, педагог! Просим Вас ответить на вопросы данной анкеты в связи с тем, что наше образовательное учреждение переходит на ФГОС нового поколения. Внимательно прочитайте и  ответьте на вопро...

Диагностический инструментарий для выявления профессиональных затруднений педагогов в период перехода на ФГОС ДО

Диагностический инструментарий для выявления профессиональных затруднений педагогов в период перехода на ФГОС ДО 1 Какие нормативно-правовые документы Федерального уровни регулируют деятельность ДО...

Презентация "Модель методического сопровождения реализации ФГОС ДО. Формы диагностики образовательных потребностей и профессиональных затруднений педагогов ДОУ в сете реализации ФГОС ДО".

Данная презентация представляет собой модель методического сопровождения педагогического процесса в целом, в следствие чего предполагается повысить професссиональную компетентность педагогических рабо...

Диагностика личностных и профессиональных затруднений воспитателей в деятельности по реализации ФГОС дошкольного образования

В статье приводятся результаты исследования личностных и профессиональных затруднений педагогов дошкольного образовательного учреждения в деятельности по реализации ФГОС ДО....

Тест для педагогов «Диагностика профессиональных затруднений педагогов в условиях реализации ФГОС дошкольного образования и Профстандарта «Педагог»

Разработанный тест позволит старшему воспитателю скорректировать методическую деятельность по устранению профессиональных дефицитов у педагогов ДОУ....

Эссе на тему «Мои профессиональные затруднения в работе с детьми с ОВЗ: как их преодолеть?»

Все чаще возникает проблема так называемой  «кабинетной речи», когда дети со мной на моих занятиях контролируют правильное произношение поставленных звуков, а  в свободном общени...

Диагностика профессиональных затруднений и потребностей педагога

Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для её реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. Педагоги - наиболее психологическ...