Деловая игра
картотека на тему

Чеснокова Елена Анатольевна

учебно методический материал 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_didakticheskih_uprazhneniy.docx626.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                    КАРТОТЕКА

ИГРОВЫХ СИТУАЦИЙ

И ДИДАКТИЧЕСКИХ  УПРАЖНЕНИЙ

ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

 К ТРУДУ В ПРОЦЕССЕ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Оденем куклу и мишку »

Цель: формирование знания о названиях предметов ближайшего окружения (одежды); умения переносить знакомые действия с одного объекта на другой, отвечать на вопросы.

Игровой материал: платьице, кукла, брючки, мишка.

Ход игрового действия. Положите перед ребенком куклу и платьице. Скажите: «Дай мне куклу». Старайтесь, чтобы ребенок ответил «на». Затем так же попросите платьице. Оденьте куклу. Пусть ребенок поможет вам. Положите перед ним мишку и штанишки. Скажите: «Дай мне мишку и штанишки». Старайтесь, чтобы ребёнок ответил «на». Затем наденьте на мишку штанишки.

Снимите с игрушек одежду. Передайте ребенку мишку и штанишки. Сядьте напротив и оденьте куклу в платьице, малыш при этом должен надеть штанишки на мишку. Во время игры можно приговаривать:

Надели кукле Кате

Нарядное мы платье.

Надели мы на мишку

Красивые штанишки.

Советы. Покажите ребенку платьице и штанишки со всех сторон. Покажите, куда нужно просовывать руки куклы, ноги Мишки. Если у ребенка что-то не получается, выполните действия вместе. Рассмотрите уже одетую игрушку.

C:\Users\Dasha\Desktop\Новая папка\0_1371cc_d45b2dbc_S.png

«Уложим спать куклу Олю»

Цель: знакомство с предметами мебели, их функциональным назначением: «на кровати спят», «на стуле сидят»; развитие речи, как средства общения, используя куклу в качестве наглядного материала; формирование умения выполнять в игре практические действия.

Игровой материал: кроватка, стульчик, кукла в платьице, мишка в штанишках.

Ход игрового действия. Дайте ребёнку куклу в платьице. Скажите: «Возьми куклу. Кукла устала, хочет спать, Баю-баю. Давай ее разденем и уложим в кроватку». Помогите малышу снять платьице с куклы. Подойдите с ребенком к игрушечной кроватке. Повторите слова: «Баю-баю». Положите куклу в кроватку, погладьте её по головке. Предложите ребенку помочь вам. Повторите ту же игру с мишкой.

Повторите тy же игру с куклой и мишкой, но посадите их на стульчики. Во время игры можно приговаривать: Дай мне куклу поиграть

Уложу ее я спать.

Мишка тоже хочет спать,

Положи его в кровать.

Советы. Обращайтесь с игрушками ласково, когда будете укладывать их в кроватку. Говорите тихо, спокойно.

«Причешем кошечку и собачку»

Цель: формирование у детей КГН, знания о назначении расчески; умения выполнять в игре практические действия с предметами и игрушками; развитие речи, как средства общения, используя куклу в качестве наглядного материала

Игровой материал: три расчески, собачка, кошечка.

Ход игрового действия. Покажите ребенку расческу. Причешите его.C:\Users\Dasha\Desktop\Новая папка\0_76f69_e213e57e_M.jpg

Дайте малышу причесаться самостоятельно. В это время сидите напротив и расческой проводите по своей голове. Возьмите игрушечную собаку, причесывайте се и говорите: «Собачка хорошая. Собачка пушистая».

Дайте малышу игрушечную кошку и расческу. Попросите причесать игрушку, при этом повторяя слова: «Хорошая киска. Пушистая киска». Во время игры можно приговаривать:

Чешу, чешу расческой

Шерстку своей кошке.

Советы. Не используйте одну и ту же расческу для себя, ребенка и игрушки; придерживайте в руках малыша расческу, направляя его движения.

«Разложим посуду на столике»

Цель: формирование умения взаимодействовать в игре со сверстниками, взрослым; выполнять в игре практические действия с предметами.

Игровой материал: набор кукольной чайной посуды,  детский столик.

Ход игрового действия. Поставьте перед ребенком столик и скажите: «Вот столик». Положите рядом ложечку, чашечку, блюдечко; попросите: «Дай, Варя (Алиса), блюдечко». Возьмите блюдечко сами и поставьте на стол. Попросите: «Возьми чашку. Поставь на стол. Положи ложечку в блюдечко». Cядьте рядом с ребенком и скажите: «Да- вай покушаем». Покажите ребенку, как это нужно делать правильно. Во время игры можно приговаривать: C:\Users\Dasha\Desktop\Новая папка\4m-chajnyj-serviz-4541-1.jpg

Моя девочка, Дай-ка мне тарелочку. (Протяните руку и попросите блюдечко)

Вот я ложечку беру , и в тарелочку кладу.

На столик ставит Дашечка маленькую чашечку.

Советы. Если ребенок берет не тот предмет, поправьте его, помогайте ровно ставить предметы на стол, не забывайте произносить названия предметов.

«Накормим кукол кашей»

Цель: закрепление полученных навыков поведения за столом; формирование умения выполнять в игре практические действия с предметами и игрушками.

Игровой материал: куклы, набор кукольной посуды.

Ход игрового действия. Расставьте на столике вместе с ребенком тарелочки, чашечки, разложите ложечки. Назовите предметы кукольной посуды. Попросите малыша показать тарелочку, ложечку, взять чашечку.

Поставьте перед ребёнком стульчик и скажите: «Вот стульчик, поставь его к столу». Покажите, как нужно это сделать.

Скажите ребёнку: «Куколка хочет кушать. Давай её покормим». Помогите посадить куклу на стульчик. Подержите куклу над тарелочкой и предложите ребёнку: «Возьми ложечку и покорми куколку»

Можно поиграть с несколькими куколками, посадив их за стол. Одну будет «кормить» взрослый, другую предложите покормить ребёнку. Во время игры можно приговаривать:

 Хозяйку надо слушать,

Пора кукле кашу кушать.

Советы.  Если y ребенка не получается самостоятельно взять ложечку, вложите ее в руку ребенка. На собственном примере и направляя руку малыша, покажите, как правильно следует подносить ложечку ко рту.

«Погладим кукольную одежду»

Цель: используя метод косвенного руководства, способствовать организации игры, фор-е умения отражать в игре свои впечатления, применять умения.

Игровой материал: утюжки, полотенце, кукольные брючки, платочек.

Ход игрового действия. Покажите ребенку утюг, проведите им по ткани и скажите: «Утюжок гладит» Предложите ребёнку выполнить действие самостоятельно , попросив: «На, погладь». Достаньте платочек,  paзложите его на плоской поверхности. Возьмите руку ребенка с утюгом в свою, проведите по платочку и скажите: «Давай погладим платочек. Платочек гладкий», затем сложите платочек и отложите в сторону. Те же действия проделайте с полотенцем и брючками куклы.  Во время игры можно приговаривать:

Утюжок возьми-ка в ручки

 И погладь мишутке брючки.

Советы. Обязательно придерживайте руку ребенка во время выполнения задания. Следите, чтобы ребенок не размахивал утюжком, а гладил.

« Искупаем куклу Катю» (сюжет «Мама купает дочку»)C:\Users\Dasha\Desktop\Новая папка\86991295_baby056.jpg

              Цель: расширение знаний о правилах личной гигиены, о предметах, необходимых для водных процедур

формирование умения отвечать на вопросы по поводу предмета и действий с ним, интереса к действиям взрослых; уточнение названий туалетных принадлежностей (мыло, мыльница, полотенце, расчёска); умения словесно обозначать характер действий (намылить, смыть, вытереть).

Игровой материал: куклы - голыши, ванночка или тазики, мыло (кирпичик или другой заместитель), мыльница, полотенца,  кран с водой , фартуки по количеству детей.

Ход игрового действия: Привлечь внимание детей к столу, на котором расположена ванночка с куклой голышом, рядом размещены туалетные принадлежности.

Воспитатель: « Кукла Таня просит её искупать, она ещё маленькая, сама мыться не умеет. Давайте её искупаем, поможем ей вымыться. Чтобы куколка была чистой, мы возьмём мыло, намылим куколку и смоем потом пену водичкой. Какая нужна водичка - холодная или горячая?

Если дети затрудняются в ответе, то воспитатель говорит: «Правильно тёплая!» После этого воспитатель открывает кран с водой, «наполняет» ванночку, обращая внимание детей на то, как «поёт» текущая из крана вода ("с-с-с"), приглашает куклу Таню купаться, ласково разговаривает с ней: «Давай, Таня, полью тебе водичку на спинку, помою мылом ножки.

Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок!

Предложите детям помочь вам: «Дети, хотите помочь мне искупать наших кукол?»

Воспитатель раздаёт необходимый подготовленный игровой материал. Все дети вовлекаются в игру, выполняют действия по показу и инструкции.

Воспитатель: «Дети, посмотрите, куклы стали чистые, но им холодно, надо быстро завернуть их в полотенце, чтобы они не простудились»

Воспитатель повторяет потешку 3-4 раза и предлагает детям повторять слова. Затем от имени кукол благодарит детей.

Советы. На собственном, покажите, как правильно следует выполнять действия с предметами и игрушками.

«Кукла хочет спать, застелем ей постель»

Цель: знакомство с новой игровой цепочкой действий (положить матрац на кровать, застелить простынкой, положить подушку, уложить куклу, накрыть одеялом); формирование умения ласково обращаться с куклой.

Игровой материал: кроватки (по количеству играющих детей), одеяла, пододеяльники, подушки, наволочки, простынки, матрацы, стулья, куклы.

Ход игрового действия: На столе (ковре) расставлены кроватки.

Воспитатель предлагает уложить спать кукол: «Куда положим куклу Машу?» Предполагаемые ответы детей. Воспитатель: «Правильно, на кровать. Сиди, Маша, около кроватки, мы тебе всё приготовим», достаёт по очереди необходимые предметы, медленно и чётко действуя, комментируя короткой фразой: «Это матрац. Что это и зачем?»

Дети по возможности отвечают. «Правильно, это матрац, чтобы мягко было спать. На матрац мы кладём простынку

 Простынки для того, чтобы матрац не пачкался». Так комментирует и обговаривает каждый предмет.

Воспитатель: «Ложись, Машенька, голову клади на подушку, я накрою тебя одеялом, чтобы было тепло. Спи! Спокойной ночи! Я тебе песенку спою. (Поёт колыбельную песню, привлекая детей подпевать.) Баю-баю-бай»

Советы. На собственном, покажите, как правильно следует выполнять действия с предметами и игрушками.

«Сложим в машинку кубики и отвезём их на своё место»  (сюжет «Грузовичок, который любил порядок» )

Цель: развитие у детей желания оказывать взрослым посильную помощь, выполняя определённые обязанности.C:\Users\Dasha\Desktop\Новая папка\post-142790-1276601005.png

Игровой материал: разные по цвету и размеру кубики, машина, мишка (другие игрушки)

Ход игрового действия. Подведите к ребенку машину и попросите: «Помоги мишке собрать кубики в машинку». Когда кубики будут сложены, скажите: «Поехали. Развезём вместе с Мишкой игрушки на свои места». Провезите машинку по комнате, спросите детей: «Где живут кубики?» Если дети затрудняются с ответом, напомните им. Воспитатель: «Машинка остановилась, давайте переложим кубики в коробочку». Затем от имени игрушки Мишки поблагодарить детей за помощь, напоминая, что у каждой игрушки в группе есть своё место, где она живёт.

«Поможем маме навести порядок »

     Цель: развитие у детей желания оказывать взрослым посильную помощь

Игровой материал: тарелочка, чашечка, ложечка, одежда для куклы, кукла, мишка, пирамидка, три игрушечных столика.

Ход игрового действия. Поставьте перед ребенком три столика. Положите вперемешку тарелочку, чашечку, ложечку платьице, шапочку, штанишки, куклу, мишку, пирамидку и т. д. Назовите предметы (каждый по отдельности) и спросите ребенка: «Где чашечка?», «Где шапочка» и т. д. Скажите: «Поможем маме», и начните складывать предметы на один из столиков. Предложите детям вам помочь. Называйте поочередно, что кладете на столик: «Положим на столик пирамидку, куклу, мишку». Покажите, на какой столик нужно их класть. На третий столик вместе с ребенком сложите одежду. В конце скажите: «Молодец! Спасибо!» Погладьте ребенка по головке. В завершение можно одеть мишку и куклу. Во время игры можно приговаривать: C:\Users\Dasha\Desktop\Новая папка\kids040.jpg

Вот как маме помогаю –

Все на место убираю.

А теперь наденем мишке

Эти новые штанишки.

Советы. Если ребенок ошибается и кладет предметы не на тот столик, помогите ему. Расскажите ребенку еще раз, как можно использовать данные предметы.

 

« Полечим куклу» (сюжет «Кукла Оля заболела»)

Цель: расширение представлений детей о работе врача, его действиях и инструментах,  которыми он пользуется; обогащение словаря понятиями: послушать, пожалеть, приласкать, посмотреть горлышко, дать лекарство.

Игровые материалы: кукла, её кроватка и постельные принадлежности; игровой набор «Больница»; белый халат и шапочка доктора – для воспитателяC:\Users\Dasha\Desktop\Новая папка\113168_2.jpg

Ход игрового действия. Воспитатель: «Посмотрите, ребята, наша кукла загрустила. Наверное, у неё болит горлышко. Давайте её послушаем». Воспитатель слушает, предлагает послушать детям, затем предлагает взять ложечку и посмотреть горлышко: « Ох – ох- ох! Посмотрите ,ребята, какое красное горлышко. Что нужно сделать?» По возможности ответы детей, если они затрудняются, ответить самому: «Правильно ребята, нужно дать лекарство и уложить куклу в постель» (слова сопровождаются действиями). Воспитатель: «Ребята, а пока наша куколка спит, мы с вами пойдём гулять, а когда придём с прогулки напоим куколку чаем с печеньем»

Советы. На собственном, покажите, как правильно следует выполнять действия с предметами и игрушками.

«Постираем кукле платье»C:\Users\Dasha\Desktop\Новая папка\4337_9334412855_1430214986.jpg

Цель: расширение представления о некоторых трудовых действиях и предметах, необходимых для стирки (вода, мыло, таз или корыто); воспитание интереса к трудовым действиям взрослых; упражнение в назывании предметов одежды, белья.

Игровые материалы :куклы, кукольная одежда, таз, мыло (предмет – заместитель), полотенце, фартуки, клеёнка, верёвка.

Ход игрового действия. Воспитатель: «Ребята, посмотрите, наша кукла Маша пришла с прогулки в грязном платье. Что надо сделать, чтобы платье стало вновь чистым? Правильно,  выстирать. Мы сейчас с вами будем стирать, а ты, Маша, посиди на стульчике». Затем воспитатель приносит таз с теплой водой, берёт мыло и стирает, приговаривая: «Возьму мыло (намыливает так, чтобы образовалось много пены) и платье выстираю. А это что? И штанишки постираем, все будет чистое». Потом наливает в таз чистой теплой воды и полощет белье. Дети встают, подходят к тазу и по очереди, по 2 — 3 ребенка, полощут. Воспитатель: «Вот теперь все чистенькое! Повесим на веревку, посушим. Что это мы сейчас вешаем на верёвку?» - Показывает детям вещи куклы и, если они сами не могут назвать, называет разные предметы одежды. Вместе с детьми вешает одежду.

« Умоем куклу Зою»

Цель: перенести полученные навыки умывания в игровые действия; поддерживание положительного настроя к процессу умывания; развитие умения выполнять последовательно цепочку игровых действий, слушать звучащую образную стихотворную речь, развивать игровой опыт.

Игровые материалы: кукла, кран с водой, мыло, полотенце, фартуки. 

Ход игрового действия. Воспитатель обращает внимание на куклу Катю, которая собирается кушать. Спрашивает у детей: «Что нужно сделать перед тем, как сесть за стол? Правильно, ребята, вымыть руки с мылом»

Воспитатель: «Что нужно предложить Кате для мытья рук?»

Дети с помощью воспитателя перечисляют предметы, размещенные в уголке, необходимые для игры.

Воспитатель предлагает детям выполнить игровые действия с участием куклы («Поиграть») в определенной последовательности, сопровождая их действие чтением потешки:

Чтобы чисто вымыть ручки,

Мы намылим их немножко

И помоем их вот так.

И водичкой смоем мыло.

Мы помылись, как большие,

Вот мы чистые какие!

Вытираем ручки.

А теперь вымоем Кате лицо. Посмотрите, как я буду это делать. (набирает воды в ладошку и подносит к лицу куклы.)

        Водичка- водичка,

        Умой мое личико:

        Чтобы глазки блестели,

        Чтобы щечки краснели,

        Чтоб смеялся роток,

        Чтоб кусался зубок.

Давайте все вместе покажем Кате, как надо мыть лицо.

Воспитатель вместе с детьми имитирует указанные действия, повторяя слова потешки.

Спрашивает: «Кто хочет умыть Катю?». Затем хвалит детей: «Вы- молодцы! Вы – большие и умеете сами мыть ручки и научите этому всех своих кукол».C:\Users\Dasha\Desktop\Новая папка\4097e4eee339425886f19dcab50a8ea9.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Подвижная игра, как средство здоровьесбережения у дошкольников". Деловая игра с воспитателями ДОУ.

"Подвижная игра, как средство здоровьесбережения у дошкольников" Деловая игра с воспитателями дошкольного учреждения  Деловая игра  способствует повышению интереса у педагогов к...

Деловая игра "Основы делового общения"

Материал игры позволит педагогам выстроить взаимодействие с родителями и коллегами на основе принятий решений при общении:в различных положениях;специальных приемов техники установления контакта;измен...

Деловая игра "Учите играя"

В ходе деловой игры педагоги уточнят знания  по проблеме формирования фонематического слуха у детей дошкольного возраста.Поупражнятся в умении общаться и вырабатывать единое мнение в группе...

Деловая игра для педагогов ДОУ "Своя игра"

Игра способствует активации знаний педагогами своей профессии....

Деловая игра «Сюжетно – ролевая игра в системе воспитания детей дошкольного возраста»

закрепление с педагогами этапов организации и развития сюжетно - ролевой в соответствии с возрастными особенностями детей....

Деловая игра «Сюжетно-ролевая игра «Клубный час по сюжетно-ролевым играм»

Повышение педагогической компетенции педагогов по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях детского сада....

Семинар-практикум в форме игры деловой игры «Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Семинар - практикум в форме игры "Дидактическая игра, как средство развития детей дошкольного возраста"...