Программа взаимодействия с родителями
консультация (старшая группа) на тему
Программа взаимодействия с родителями методические рекомендации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Педагогам ДО и родителям | 107.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа взаимодействия с родителями
воспитанников по реализации основной общеобразовательной программы ДОО
Пояснительная записка
Актуальность:
С одной стороны, появились нормативные правовые документы, обозначившие новые цели и задачи в дошкольном образовании:
- ФГОС дошкольного образования, где прописаны требования к структуре ООП дошкольного образовательного учреждения и к условиям реализации ООП ДОО, в них одно из основных направлений - взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
С другой стороны, анализ работы с воспитателями показывает, что существуют проблемы в эффективном взаимодействии родителей и педагогов в формировании целостной картины мира дошкольников, по реализации основной общеобразовательной программы ДОУ,
проблемы воспитания, развития детей, как правило, решаются только, как правило, образовательным учреждением и педагогами,
воспитатели не всегда умеют поставить конкретные задачи и выбрать соответствующие им формы работы с семьёй,
родители и педагоги не готовы иногда совместно успешно взаимодействовать по реализации ООП,
нет опыта реализации и воплощения в жизнь идеалов равенства субъектов образовательного процесса, взаимного уважения, демократизации.
Цель: совершенствование содержания и механизмов взаимодействия ДОО и семьи на основе методологии партнерства в условиях развития воспитательного пространства ДОО.
Задачи:
- способствовать стимулированию мотивации родительской активности в решении задач воспитания, становлению партнерских отношений с семьями воспитанников;
- знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей;
- способствовать формированию у родителей практических навыков воспитания;
- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
- организовать совместную деятельность по созданию условий для личностного становления ребёнка;
- поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях.
Ценности: сотрудничество и диалог между педагогами и родителями, эмоциональный комфорт ребенка и его развитие в
соответствии с задачами возрастной ступени развития.
Принципы взаимодействия с родителями:
- Преемственность согласованных действий. Взаимопонимание семьи и детского сада состоится при согласованности воспитательных целей и задач, позиций обеих сторон, «выстроенных по принципу единства, уважения, и требований к ребёнку, распределения обязанностей и ответственности».
- Гуманный подход к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОО – признание достоинства, свободы личности, терпимости к мнению другого, доброе, внимательное отношение всех участников взаимодействия.
- Открытость по отношению к семье воспитанника.
- Индивидуальный подход – учет социального положения, традиций, интеллектуального и культурного опыта родителей.
- Эффективность форм взаимодействия ДОО и семьи зависит от умения выделить наиболее важные проблемы сторон. Формы выбираются в зависимости от интереса семьи, возможностей ДОО, региональных, социально-экономических, психологических условий.
- Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями.
- Сотрудничество. Эффективно будет создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
- Динамичность. Детский сад должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей. Их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
- Обратная связь необходима для изучения мнения родителей по различным вопросам воспитания.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
в деятельности педагогов и родителей
Мотивационно-ценностный компонент
Родители:
- осознают потребность во взаимодействии с педагогами с целью реализации ООП ДОО, формирования целостной картины мира дошкольников;
Педагоги:
- осознают необходимость взаимодействия с семьей по реализации ООП, потребность в изменении характера взаимодействия (от субъект-объектного к субъект-субъектному);
- обладают устойчивой потребностью в совершенствовании в сфере общения с родителями воспитанников.
Когнитивный компонент
Родители:
- знают психофизиологические особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста;
- знают приемы и методы взаимодействия с педагогами.
Педагоги:
- владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей;
- умеет ориентироваться в информации, отбирать из нее необходимое для собственной работы с родителями, оценивать эффективность применяемых родителями методов воспитания детей в семье и т. д.
Деятельностно - поведенческий компонент
Родители:
- реализуют методы, приемы воспитания ребёнка дошкольного возраста;
- активно взаимодействуют с педагогами ДОО по реализации ООП;
Педагоги:
- учитывает социальный запрос родителей (интересы, образовательные потребности) при организации общения с ними;
- умеет планировать предстоящее общение: подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей;
- признает ведущую роль родителей в воспитании детей и роль педагога как «помощника»;
- стремится к активному содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей;
Рефлексивный
Родители:
- самостоятельно обдумывают ситуации, конфликты;
- самостоятельно решают проблемы родительской поддержки, на себе испытывают правильность своего выбора;
- удовлетворены работой педагогов ДОО.
Педагоги:
- владеют самодиагностикой процесса организации общения с родителями, выявления положительных моментов и недостатков;
- осознают собственные ошибки и трудности в организации общения с родителями воспитанников.
НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ
Направления | Задачи | Формы работы | |
Социологические срезы, изучение медицинских карт | |||
Педагогический | Изучение своеобразие семей, их | ||
Посещение на дому | |||
мониторинг | потребностей, запросов, проблем | ||
Анкетирование, опрос, беседы | |||
воспитания. | |||
Изучение удовлетворенности родителей | Шкатулки и сундучки вопросов и пожеланий родителей | ||
работой ДОО. | Наблюдение, собеседования с детьми | ||
Наглядно-текстовая информация: памятки, стенды, | |||
Создание атмосферы общности интересов, | папки-передвижки в родительских уголках | ||
Педагогическая | взаимо поддержки в решении проблем | Выставки литературы, игр, совместного творчества | |
воспитания детей. | |||
поддержка | Ежедневные беседы | ||
Организация совместной деятельности, | |||
родителей | направленной на развитие у родителей | Информационный стенд «Что интересного у нас | |
умений воспитания дошкольников, | произошло» | ||
проявление уверенности в успешности | |||
Консультации | |||
воспитательной деятельности. | |||
Выпуск газет, буклетов | |||
Библиотека художественной литературы, игр | |||
Общие родительские собрания | |||
Работа консультационного пункта | |||
День открытых дверей, вечера вопросов и ответов | |||
Тренинги и семинары | |||
Педагогическое | Формирование у родителей знаний о | ||
Практические занятия | |||
воспитании и развитии детей, практических | |||
образование | навыков. | ||
Родительские собрания | |||
родителей | Индивидуальная адресная помощь в | ||
Информация на сайте ДОО | |||
воспитании детей. | |||
Информационные уголки в группах и холлах ДОО | |||
«Встречи с интересными людьми» - знакомство с | |||
Обмен информацией о развитии ребенка, его | профессиями, увлечениями | ||
особенностях. Объединение усилий для | Создание альбомов «Моя семья» | ||
развития и воспитания детей, приобщение | |||
Педагогическое | Акция «Сделаем наш детский сад красивым! | ||
родителей к педагогическому процессу. | |||
партнёрство | Создание условий для творческой | ||
Создание предметно-развивающей среды в группах, на | |||
самореализации родителей и детей. | территории детского сада | ||
Совместные проекты «Познаём вместе!» | |||
Совместное проведение мероприятий в ДОО | |||
Содержание деятельности ДОО по взаимодействию с родителями
Формы, | Планируемые | Сроки | Ответственные | ||||||||||||||
№ | Тема | методы, | Возрастные | результаты в | проведения | за проведение | |||||||||||
п/п | приемы | группы | деятельности | мероприятий | |||||||||||||
проведения | родителей | ||||||||||||||||
Педагогический мониторинг | |||||||||||||||||
1. | Исследования семей | воспитанников | Социальный | сентябрь | воспитатели | ||||||||||||
для выявления: | опрос, беседы, | ||||||||||||||||
Родители | педагог-психолог | ||||||||||||||||
➢ типа | наблюдения, | ||||||||||||||||
семьи, | её ценностей, | самостоятельно | |||||||||||||||
собеседования с | |||||||||||||||||
образовательного | уровня, | опыта, | все группы | ||||||||||||||
анализируют | |||||||||||||||||
проблем семейного воспитания, | детьми | ||||||||||||||||
вопросы | |||||||||||||||||
в течение года | воспитатели | ||||||||||||||||
➢ запросов родителей | |||||||||||||||||
Посещение на | воспитания, | ||||||||||||||||
дому | осознают | ||||||||||||||||
Анализ | необходимость | старшая медсестра | |||||||||||||||
➢ состояния здоровья детей | взаимодействия с | ||||||||||||||||
медицинских | |||||||||||||||||
все группы | ДОО по вопросам | ежемесячно | |||||||||||||||
➢ анализ заболеваемости детей | карт | ||||||||||||||||
воспитания, | |||||||||||||||||
дошкольников | анализируют работу | ||||||||||||||||
«Удовлетворённость работой ДОО» | Анкетирование | ДОО | май | воспитатели, | |||||||||||||
родителей | старший | ||||||||||||||||
воспитатель | |||||||||||||||||
Педагогическая поддержка | |||||||||||||||||||||||||||
2. | Общие родительские собрания | Круглый стол, | все группы | ноябрь, апрель | старший | ||||||||||||||||||||||
Родительские | собрания | вновь | группы раннего | Родители обладают | июнь | заведующий | |||||||||||||||||||||
набранных | групп | раннего возраста | возраста | знаниями о | |||||||||||||||||||||||
«В детский сад хожу без слез!» | воспитании и | ||||||||||||||||||||||||||
Родительские собрания | развитии детей | октябрь - май | ст. воспитатель, | ||||||||||||||||||||||||
подготовительных к школе групп | подг. к школе | воспитатели | |||||||||||||||||||||||||
«Мой ребёнок – будущий | подготовительных | ||||||||||||||||||||||||||
группы | к школе групп | ||||||||||||||||||||||||||
первоклассник!» | |||||||||||||||||||||||||||
Выставки методической и | все группы | в течение года | воспитатели | ||||||||||||||||||||||||
художественной литературы, игр | апрель | заведующий, | |||||||||||||||||||||||||
Просмотр НОД | ст.воспитатель | ||||||||||||||||||||||||||
День открытых дверей | экскурсия по | все группы | |||||||||||||||||||||||||
ДОО | |||||||||||||||||||||||||||
Наглядно-текстовая информация: | все группы | еженедельно | воспитатели | ||||||||||||||||||||||||
памятки, стенды, папки – | |||||||||||||||||||||||||||
передвижки, журналы | |||||||||||||||||||||||||||
Выпуск газета «Страна Выдумляндия | 2 раза в месяц | специалисты ДОО | |||||||||||||||||||||||||
– детский сад «Золотой ключик» | |||||||||||||||||||||||||||
Педагогическое образование | |||||||||||||||||||||||
3. | Родительские собрания | все группы | 4 раза в год | ||||||||||||||||||||
«Возрастные особенности детей» | У родителей | сентябрь | |||||||||||||||||||||
«Результаты мониторинга детского | все группы | сформированы | декабрь – май | ||||||||||||||||||||
практические | |||||||||||||||||||||||
развития» | |||||||||||||||||||||||
навыки воспитания | воспитатели, | ||||||||||||||||||||||
Консультации | Групповые | детей | в течение года | ||||||||||||||||||||
все группы | специалисты ДОО | ||||||||||||||||||||||
индивидуальные | |||||||||||||||||||||||
Мастер-классы, тренинги, семинары | |||||||||||||||||||||||
практикумы | по плану | ||||||||||||||||||||||
Консультативный пункт: | Беседы, | все групы | работы пункта | ||||||||||||||||||||
Адаптация к условиям ДОО | рекомендации | сентябрь | |||||||||||||||||||||
Готовность детей к школе | май | ||||||||||||||||||||||
Консультации по запросам родителей | в течение года | ||||||||||||||||||||||
Педагогическое партнерство | |||||||||||||
4. | Привлечение родителей к созданию | Проведение | все группы | май | Зам зав. по АХЧ | ||||||||
предметно-развивающей среды | акций «Сделаем | ||||||||||||
наш детский сад | |||||||||||||
красивым», | еженедельно | воспитатели | |||||||||||
Совместное | Родители активно | ||||||||||||
создание | участвуют в жизни | ||||||||||||
предметно- | ребёнка, | ||||||||||||
Совместное проведение праздников, | Ст. воспитатель, | ||||||||||||
развивающей | все группы | заинтересованы в | по плану ДОУ | ||||||||||
досугов | среды в | специалисты ДОО | |||||||||||
совместной | |||||||||||||
соответствии с | деятельности | ||||||||||||
темой проекта | |||||||||||||
Совместные проекты «Познаем | (недели) | воспитатели | |||||||||||
вместе!» | вторые младшие – | по плану | |||||||||||
подготовительные | воспитателей | ст. воспитатель, | |||||||||||
Презентации | к школе | ||||||||||||
воспитатели | |||||||||||||
Встречи с интересными людьми, | проектов, | ||||||||||||
выставки, игры | |||||||||||||
Создание альбомов, газет «Моя | Беседы, игры, | ноябрь, | воспитатели | ||||||||||
мастер-класс | все группы | февраль, март, | |||||||||||
семья» | |||||||||||||
май | |||||||||||||
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
компонент | показатель | метод исследования | периодичность | ответственный | ||||
проведения | ||||||||
Мотивационно- | Осознают | потребность | во | «Социальные паспорта» | При поступлении в | педагог-психолог | ||
ценностный | взаимодействии | с педагогами | с целью | выявление интересов, основных | детский сад | |||
воспитания | детей, | формирования | ||||||
компонент | ценностей семьи | |||||||
целостной картины мира дошкольников | по плану | воспитатели | ||||||
анкетирование, беседы, наблюдение: | ||||||||
проявляют | высокую | степень | воспитателей | |||||
выяснения установок семьи на | и специалисты ДОО | |||||||
включенности в реализации задач ООП | ||||||||
ДОО | общение с ребёнком | |||||||
Когнитивный | знают | психофизиологические | тестирование с целью изучения | по плану | педагог-психолог | |||
компонент | особенности детей дошкольного возраста | родительского мнения по различным | воспитателей и | воспитатели | ||||
вопросам, посещение на дому | специалистов ДОУ | |||||||
знают приемы и методы взаимодействия | ||||||||
с педагогами | ||||||||
Деятельностно- | реализуют методы, приемы | сравнительная оценка уровня | В течение года | воспитатели | ||||
поведенческий | родительской поддержки детей в | родительской активности (посещение | ст.воспитатель | |||||
компонент | дошкольный период | родительских собраний и др. | ||||||
взаимодействуют с педагогами ДОО по | совместных мероприятий, участие в | |||||||
реализации ООП | анкетировании) | |||||||
Рефлексивный | самостоятельно обдумывают | ситуации, | «Диагностика удовлетворенности | ежегодно в мае | воспитатели | |||
конфликты; | родителей и педагогов работой ДОО» | воспитатели | ||||||
Степанов Е.Н. | ||||||||
самостоятельно решают проблемы | подготовительных к | |||||||
ежегодно в апреле | ||||||||
родительской поддержки, на себе | «Подготовка детей к школе» (анкета, | школе групп педагог- | ||||||
испытывают правильность своего выбора | разработанная ВИПКРО) | психолог | ||||||
Оценка взаимодействия ДОО и семьи | май | старший воспитатель | ||||||
Критерии оценки взаимодействия детского сада и семьи
Анализ психолого-педагогической литературы и изучение практики работы ДОО позволили нам выделить критерии оценки взаимодействия детского сада и семьи.
Для проведения такой оценки мы предлагаем проанализировать ряд документов ДОО, в которых находят отражение планируемые и проводимые мероприятия по взаимодействию с семьей (годовой план, календарные планы воспитательно-образовательной работы, протоколы родительских собраний).
Критерии анализа годового плана:
- планирование задач на диагностической основе с учетом анализа достижений и трудностей в работе с семьей за прошлый год;
- учет интересов и запросов родителей при планировании содержания мероприятий;
- планирование мероприятий по работе с семьей в каждом разделе годового плана;
- разнообразие планируемых форм работы;
- планирование работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров по вопросам взаимодействия с семьей; разнообразие форм методической помощи педагогическим кадрам в вопросах взаимодействия с семьей (педагогические советы, семинары, работа в творческих группах, консультации, деловые игры, тренинги и т.д.);
- выявление, обобщение, внедрение успешного опыта работы отдельных педагогов с семьями воспитанников внутри учреждения, микрорайона, округа;
- выявление передового опыта семейного воспитания и распространение его внутри дошкольного учреждения, внутри микрорайона, в округе.
Критерии анализа планов воспитательно-образовательной работы педагогов:
- планирование содержания мероприятий на основе учета интересов, нужд, потребностей родителей;
- разнообразие планируемых форм работы с семьей;
3) наличие анализа результативности проведенных мероприятий.
Критерии анализа протоколов родительских собраний:
- разнообразие тематики и форм проведенных собраний;
- отражение в протоколе активности родителей (вопросы, пожелания, предложения со стороны родителей);
- учет мнения и пожеланий родителей при организации последующих мероприятий.
Предложенные нами критерии анализа документов позволяют определить: учитывает ли ДОО их потребности семьи, наполняет мероприятия содержательным и интересным для родителей материалом, стремится ли к постоянному повышению компетентности педагогов в области взаимодействия с родителями. Подтверждением того, что планируемые мероприятия действительно реализуются, являться фактический материал: сценарии и конспекты, фото- и видеоматериалы.
Неформальный подход к организации взаимодействия педагогов и родителей требует учета особенностей каждой семьи, т.е. индивидуального подхода. Для анализа данного вопроса мы также предлагаем ряд критериев:
- проведение в ДОО социологических срезов для получения данных о семьях;
- изучение уровня педагогической культуры родителей и стилей семейного воспитания;
- использование разнообразных форм коллективной и индивидуальной работы
- изучение запросов, нужд, интересов родителей;
- выявление, обобщение, внедрение передового опыта семейного воспитания;
- изучение мнения родителей о работе ДОО и взаимодействии с педагогическим коллективом.
Для осуществления полноценной оценки важно также выяснить мнение родителей о качестве работы ДОО, о трудностях, которые возникают у воспитателей при взаимодействии с родителями. В этом способны помочь различные тесты и анкеты.
По нашему мнению, оценка состояния взаимодействия дошкольных учреждений с семьями позволяет условно подразделить детские сады на три уровня: высокий, средний и низкий . Мы предлагаем следующие параметры.
Высокий уровень организации взаимодействия ДОО с семьей:
- отсутствие формализма в организации работы с семьей;
- учет социального запроса (интересов, потребностей) родителей в планировании работы учреждения;
- социологический анализ контингента семей воспитанников (получение данных о составе семьи, образовании родителей и т.д.) и учет его особенностей в планировании работы;
- использование разнообразных форм работы с семьей (индивидуальных, коллективных, наглядно-информационных), поиск и внедрение в практику новых нетрадиционных форм работы с семьей;
- систематическая организация активной методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов ДОУ в области взаимодействия с семьей (использование разнообразных форм и методов методической работы с педагогическими кадрами);
- стремление к диалогу при организации работы с родителями;
- выявление, обобщение, распространение передового педагогического опыта взаимодействия с семьей, передового опыта семейного воспитания;
- «открытость» ДОО для родителей;
- осознание коллективом доминирующей роли семейного воспитания и роли дошкольного учреждения как «помощника» семьи в воспитании детей.
Средний уровень организации взаимодействия ДОО с семьей:
- стремление администрации и педагогического коллектива к активному взаимодействию с семьями воспитанников, при доминирующей роли педагогов и наличии формального подхода к планированию работы по данному разделу;
- минимальный учет в работе интересов и потребностей, запросов родителей;
- изучение социального профиля семей воспитанников (без активного использования полученных данных в работе);
- сочетание использования во взаимодействии с семьей традиционных и нетрадиционных форм работы, при большем акценте на традиционные формы;
- нерегулярное проведение работы по повышению квалификации педагогов в области взаимодействия с семьей;
- организация открытых мероприятий для родителей в основном в праздничные дни;
- отсутствие изучения передового опыта воспитания детей в семье и его распространения среди родителей других воспитанников;
- использование наглядно-информационных форм работы с семьей, поиск путей наиболее рационального их применения.
Низкий уровень организации взаимодействия ДОО с семьей предполагает:
- формальный подход к планированию и осуществлению работы с семьей;
- отсутствие учета в работе интересов и потребностей и запросов родителей;
- изучение социального профиля семей воспитанников (без использования полученных данных в работе);
- бессистемное использование в работе только традиционных форм взаимодействия с семьей;
- организация открытых мероприятий для родителей только в дни праздников
- отсутствие изучения передового опыта воспитания детей в семье и его распространения среди родителей других воспитанников;
- отсутствие методической работы по повышению профессиональной компетентности воспитателей в области взаимодействия с семьей;
- неэффективное использование наглядно-информационных форм работы с семьей, стремление подменить непосредственное общение с родителями материалами различных стендов.
Определение уровня взаимодействия ДОО с семьями воспитанников дает возможность руководителям и педагогическому коллективу, с одной стороны, поделиться опытом успешного общения с родителями, а с другой - обратить более пристальное внимание на вопросы, требующие существенной доработки. Такой дифференцированный подход, по нашему мнению, может способствовать повышению эффективности общения ДОО и семьи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Взаимодействие с родителями"
Примерная программа взаимодействия с родителями на три года (из опыта работы)...
Программа "Взаимодействия с родителями воспитанников 2 младшей группы"
Рабочая программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности с родителями группы....
Программа взаимодействия с родителями во II младшей группе
Данный материал содержит программу взаимодействия детского сада с семьей на год: с содержанием коллективной формы работы,темами консультаций, темами наглядной информации....
Программа взаимодействия с родителями воспитанников на 2016-2017 учебный год
Программа взаимодействия с родителями воспитанников...
Рабочая программа взаимодействия с родителями воспитанников по реализации основной образовательной программы ДОУ
Рабочая программа...
Программа взаимодействия с родителями "Компетентные родители-счастливые дети"
Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного без оценочного принятия. В этом непреходящее...