Программа взаимодействия с родителями
консультация (старшая группа) на тему

Гуторова Гульфия Альфатовна

Программа взаимодействия с родителями методические рекомендации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Педагогам ДО и родителям107.17 КБ

Предварительный просмотр:

Программа взаимодействия с родителями

воспитанников по реализации основной общеобразовательной программы ДОО

Пояснительная записка

Актуальность:

С одной стороны, появились нормативные правовые документы, обозначившие новые цели и задачи в дошкольном образовании:

- ФГОС дошкольного образования, где прописаны требования к структуре ООП дошкольного образовательного учреждения и к условиям реализации ООП ДОО, в них одно из основных направлений - взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

С другой стороны, анализ работы с воспитателями показывает, что существуют проблемы в эффективном взаимодействии родителей и педагогов в формировании целостной картины мира дошкольников, по реализации основной общеобразовательной программы ДОУ,

проблемы воспитания, развития детей, как правило, решаются только, как правило, образовательным учреждением и педагогами,

воспитатели не всегда умеют поставить конкретные задачи и выбрать соответствующие им формы работы с семьёй,

родители и педагоги не готовы иногда совместно успешно взаимодействовать по реализации ООП,

нет опыта реализации и воплощения в жизнь идеалов равенства субъектов образовательного процесса, взаимного уважения, демократизации.

Цель: совершенствование содержания и механизмов взаимодействия ДОО и семьи на основе методологии партнерства в условиях развития воспитательного пространства ДОО.

Задачи:

- способствовать стимулированию мотивации родительской активности в решении задач воспитания, становлению партнерских отношений с семьями воспитанников;

- знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей;

- способствовать формированию у родителей практических навыков воспитания;

- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

- организовать совместную деятельность по созданию условий для личностного становления ребёнка;

- поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях.

Ценности: сотрудничество и диалог между педагогами и родителями, эмоциональный комфорт ребенка и его развитие в

 соответствии с задачами возрастной ступени развития.

Принципы взаимодействия с родителями:

  1. Преемственность согласованных действий. Взаимопонимание семьи и детского сада состоится при согласованности воспитательных целей и задач, позиций обеих сторон, «выстроенных по принципу единства, уважения, и требований к ребёнку, распределения обязанностей и ответственности».

  1. Гуманный подход к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОО – признание достоинства, свободы личности, терпимости к мнению другого, доброе, внимательное отношение всех участников взаимодействия.

  1. Открытость по отношению к семье воспитанника.

  1. Индивидуальный подход – учет социального положения, традиций, интеллектуального и культурного опыта родителей.

  1. Эффективность форм взаимодействия ДОО и семьи зависит от умения выделить наиболее важные проблемы сторон. Формы выбираются в зависимости от интереса семьи, возможностей ДОО, региональных, социально-экономических, психологических условий.

  1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями.

  1. Сотрудничество. Эффективно будет создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

  1. Динамичность. Детский сад должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей. Их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

  1. Обратная связь необходима для изучения мнения родителей по различным вопросам воспитания.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

в деятельности педагогов и родителей

Мотивационно-ценностный компонент

Родители:

- осознают потребность во взаимодействии с педагогами с целью реализации ООП ДОО, формирования целостной картины мира дошкольников;

Педагоги:

- осознают необходимость взаимодействия с семьей по реализации ООП, потребность в изменении характера взаимодействия (от субъект-объектного к субъект-субъектному);

- обладают устойчивой потребностью в совершенствовании в сфере общения с родителями воспитанников. 

Когнитивный компонент

Родители:

- знают психофизиологические особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста;

- знают приемы и методы взаимодействия с педагогами.

Педагоги:

- владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей;

- умеет ориентироваться в информации, отбирать из нее необходимое для собственной работы с родителями, оценивать эффективность применяемых родителями методов воспитания детей в семье и т. д.

Деятельностно - поведенческий компонент

Родители:

- реализуют методы, приемы воспитания ребёнка дошкольного возраста;

- активно взаимодействуют с педагогами ДОО по реализации ООП;

Педагоги:

- учитывает социальный запрос родителей (интересы, образовательные потребности) при организации общения с ними;

- умеет планировать предстоящее общение: подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей;

- признает ведущую роль родителей в воспитании детей и роль педагога как «помощника»;

- стремится к активному содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей;

Рефлексивный

Родители:

     - самостоятельно обдумывают ситуации, конфликты;

- самостоятельно решают проблемы родительской поддержки, на себе испытывают правильность своего выбора;

- удовлетворены работой педагогов ДОО.

Педагоги:

     - владеют самодиагностикой процесса организации общения с родителями, выявления положительных моментов и      недостатков;

    - осознают собственные ошибки и трудности в организации общения с родителями воспитанников.

НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ

Направления

Задачи

Формы работы

Социологические срезы, изучение медицинских карт

Педагогический

Изучение своеобразие семей, их

Посещение на дому

мониторинг

потребностей, запросов, проблем

Анкетирование, опрос, беседы

воспитания.

Изучение удовлетворенности родителей

Шкатулки и сундучки вопросов и пожеланий родителей

работой ДОО.

Наблюдение, собеседования с детьми

Наглядно-текстовая информация: памятки, стенды,

Создание атмосферы общности интересов,

папки-передвижки в родительских уголках

Педагогическая

взаимо поддержки в решении проблем

Выставки литературы, игр, совместного творчества

воспитания детей.

поддержка

Ежедневные беседы

Организация совместной деятельности,

родителей

направленной на развитие у родителей

Информационный стенд «Что интересного у нас

умений воспитания дошкольников,

произошло»

проявление уверенности в успешности

Консультации

воспитательной деятельности.

Выпуск газет, буклетов

Библиотека художественной литературы, игр

Общие родительские собрания

Работа консультационного пункта

День открытых дверей, вечера вопросов и ответов

Тренинги и семинары

Педагогическое

Формирование у родителей знаний о

Практические занятия

воспитании и развитии детей, практических

образование

навыков.

Родительские собрания

родителей

Индивидуальная адресная помощь в

Информация на сайте ДОО

воспитании детей.

Информационные уголки в группах и холлах ДОО

«Встречи с интересными людьми» - знакомство с

Обмен информацией о развитии ребенка, его

профессиями, увлечениями

особенностях. Объединение усилий для

Создание альбомов «Моя семья»

развития и воспитания детей, приобщение

Педагогическое

Акция «Сделаем наш детский сад красивым!

родителей к педагогическому процессу.

партнёрство

Создание условий для творческой

Создание предметно-развивающей среды в группах, на

самореализации родителей и детей.

территории детского сада

Совместные проекты «Познаём вместе!»

Совместное проведение мероприятий в ДОО

Содержание деятельности ДОО по взаимодействию с родителями

Формы,

Планируемые

Сроки

Ответственные

Тема

методы,

Возрастные

результаты в

проведения

за проведение

п/п

приемы

группы

деятельности

мероприятий

проведения

родителей

Педагогический мониторинг

1.

Исследования  семей

воспитанников

Социальный

сентябрь

воспитатели

для выявления:

опрос, беседы,

Родители

педагог-психолог

 типа

наблюдения,

семьи,

её    ценностей,

самостоятельно

собеседования с

образовательного

уровня,

опыта,

все группы

анализируют

проблем семейного воспитания,

детьми

вопросы

в течение года

воспитатели

 запросов родителей

Посещение на

воспитания,

дому

осознают

Анализ

необходимость

старшая медсестра

 состояния здоровья детей

взаимодействия с

медицинских

все группы

ДОО по вопросам

ежемесячно

 анализ заболеваемости детей

карт

воспитания,

дошкольников

анализируют работу

«Удовлетворённость работой ДОО»

Анкетирование

ДОО

май

воспитатели,

родителей

старший

воспитатель

Педагогическая поддержка

2.

Общие родительские собрания

Круглый стол,

все группы

ноябрь, апрель

старший

Родительские

собрания

вновь

группы раннего

Родители обладают

июнь

заведующий

набранных

групп

раннего  возраста

возраста

знаниями о

«В детский сад хожу без слез!»

воспитании и

Родительские собрания

развитии детей

октябрь - май

ст. воспитатель,

подготовительных к школе групп

подг. к школе

воспитатели

«Мой ребёнок – будущий

подготовительных

группы

к школе групп

первоклассник!»

Выставки  методической и

все группы

в течение года

воспитатели

художественной литературы, игр

апрель

заведующий,

Просмотр НОД

ст.воспитатель

День открытых дверей

экскурсия по

все группы

ДОО

Наглядно-текстовая информация:

все группы

еженедельно

воспитатели

памятки, стенды, папки –

передвижки, журналы

Выпуск газета «Страна Выдумляндия

2 раза в месяц

специалисты ДОО

– детский сад «Золотой ключик»

        

Педагогическое образование

3.

Родительские собрания

все группы

4 раза в год

«Возрастные особенности детей»

У родителей

сентябрь

«Результаты  мониторинга  детского

все группы

сформированы

декабрь – май

практические

развития»

навыки воспитания

воспитатели,

Консультации

Групповые

детей

в течение года

все группы

специалисты ДОО

индивидуальные

Мастер-классы,  тренинги,  семинары

практикумы

по плану

Консультативный пункт:

Беседы,

все групы

работы пункта

Адаптация к условиям ДОО

рекомендации

сентябрь

Готовность детей к школе

май

Консультации по запросам родителей

в течение года

Педагогическое партнерство

4.

Привлечение  родителей  к  созданию

Проведение

все группы

май

Зам зав. по АХЧ

предметно-развивающей среды

акций «Сделаем

наш детский сад

красивым»,

еженедельно

воспитатели

Совместное

Родители активно

создание

участвуют в жизни

предметно-

ребёнка,

Совместное проведение праздников,

Ст. воспитатель,

развивающей

все группы

заинтересованы в

по плану ДОУ

досугов

среды в

специалисты ДОО

совместной

соответствии с

деятельности

темой проекта

Совместные проекты «Познаем

(недели)

воспитатели

вместе!»

вторые младшие –

по плану

подготовительные

воспитателей

ст. воспитатель,

Презентации

к школе

воспитатели

Встречи с интересными людьми,

проектов,

выставки, игры

Создание альбомов, газет «Моя

Беседы, игры,

ноябрь,

воспитатели

мастер-класс

все группы

февраль, март,

семья»

май

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

компонент

показатель

метод исследования

периодичность

ответственный

проведения

Мотивационно-

Осознают

потребность

во

«Социальные паспорта»

При поступлении в

педагог-психолог

ценностный

взаимодействии

с  педагогами

с  целью

выявление интересов, основных

детский сад

воспитания

детей,

формирования

компонент

ценностей семьи

целостной картины мира дошкольников

по плану

воспитатели

анкетирование, беседы, наблюдение:

проявляют

высокую

степень

воспитателей

выяснения установок семьи на

и специалисты ДОО

включенности в реализации задач ООП

ДОО

общение с ребёнком

Когнитивный

знают

психофизиологические

тестирование с целью изучения

по плану

педагог-психолог

компонент

особенности детей дошкольного возраста

родительского мнения по различным

воспитателей и

воспитатели

вопросам,   посещение на дому

специалистов ДОУ

знают приемы и методы взаимодействия

с педагогами

Деятельностно-

реализуют методы, приемы

сравнительная оценка уровня

В течение года

воспитатели

поведенческий

родительской поддержки детей в

родительской активности (посещение

ст.воспитатель

компонент

дошкольный период

родительских собраний и др.

взаимодействуют с педагогами ДОО по

совместных мероприятий, участие в

реализации ООП

анкетировании)

Рефлексивный

самостоятельно обдумывают

ситуации,

«Диагностика удовлетворенности

ежегодно в мае

воспитатели

конфликты;

родителей и педагогов работой ДОО»

воспитатели

Степанов Е.Н.

самостоятельно решают  проблемы

подготовительных к

ежегодно в апреле

родительской поддержки, на себе

«Подготовка детей к школе» (анкета,

школе групп педагог-

испытывают правильность своего выбора

разработанная ВИПКРО)

психолог

Оценка взаимодействия ДОО и семьи

май

старший воспитатель

Критерии оценки взаимодействия детского сада и семьи  

Анализ психолого-педагогической литературы и изучение практики работы ДОО позволили нам выделить критерии оценки взаимодействия детского сада и семьи.

Для проведения такой оценки мы предлагаем проанализировать ряд документов ДОО, в которых находят отражение планируемые и проводимые мероприятия по взаимодействию с семьей (годовой план, календарные планы воспитательно-образовательной работы, протоколы родительских собраний).

Критерии анализа годового плана:

  1. планирование задач на диагностической основе с учетом анализа достижений и трудностей в работе с семьей за прошлый год;
  2. учет интересов и запросов родителей при планировании содержания мероприятий;
  3. планирование мероприятий по работе с семьей в каждом разделе годового плана;
  4. разнообразие планируемых форм работы;
  5. планирование работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров по вопросам взаимодействия с семьей; разнообразие форм методической помощи педагогическим кадрам в вопросах взаимодействия с семьей (педагогические советы, семинары, работа в творческих группах, консультации, деловые игры, тренинги и т.д.);
  6. выявление, обобщение, внедрение успешного опыта работы отдельных педагогов с семьями воспитанников внутри учреждения, микрорайона, округа;
  7. выявление передового опыта семейного воспитания и распространение его внутри дошкольного учреждения, внутри микрорайона, в округе.

Критерии анализа планов воспитательно-образовательной работы педагогов:

  1. планирование содержания мероприятий на основе учета интересов, нужд, потребностей родителей;
  2. разнообразие планируемых форм работы с семьей;

3) наличие анализа результативности проведенных мероприятий.

Критерии анализа протоколов родительских собраний:

  1. разнообразие тематики и форм проведенных собраний;
  2. отражение в протоколе активности родителей (вопросы, пожелания, предложения со стороны родителей);
  3. учет мнения и пожеланий родителей при организации последующих мероприятий.

Предложенные нами критерии анализа документов позволяют определить: учитывает ли ДОО их потребности семьи, наполняет мероприятия содержательным и интересным для родителей материалом, стремится ли к постоянному повышению компетентности педагогов в области взаимодействия с родителями. Подтверждением того, что планируемые мероприятия действительно реализуются, являться фактический материал: сценарии и конспекты, фото- и видеоматериалы.

Неформальный подход к организации взаимодействия педагогов и родителей требует учета особенностей каждой семьи, т.е. индивидуального подхода. Для анализа данного вопроса мы также предлагаем ряд критериев:

  1. проведение в ДОО социологических срезов для получения данных о семьях;

  1. изучение уровня педагогической культуры родителей и стилей семейного воспитания;

  1. использование разнообразных форм коллективной и индивидуальной работы

  1. изучение запросов, нужд, интересов родителей;

  1. выявление, обобщение, внедрение передового опыта семейного воспитания;

  1. изучение мнения родителей о работе ДОО и взаимодействии с педагогическим коллективом.

Для осуществления полноценной оценки важно также выяснить мнение родителей о качестве работы ДОО, о трудностях, которые возникают у воспитателей при взаимодействии с родителями. В этом способны помочь различные тесты и анкеты.

По нашему мнению, оценка состояния взаимодействия дошкольных учреждений с семьями позволяет условно подразделить детские сады на три уровня: высокий, средний и низкий . Мы предлагаем следующие параметры.

Высокий уровень организации взаимодействия ДОО  с  семьей:

  1. отсутствие формализма в организации работы с семьей;
  2. учет социального запроса (интересов, потребностей) родителей в планировании работы учреждения;
  3. социологический анализ контингента семей воспитанников (получение данных о составе семьи, образовании родителей и т.д.) и учет его особенностей в планировании работы;
  4. использование разнообразных форм работы с семьей (индивидуальных, коллективных, наглядно-информационных), поиск и внедрение в практику новых нетрадиционных форм работы с семьей;
  5. систематическая организация активной методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов ДОУ в области взаимодействия с семьей (использование разнообразных форм и методов методической работы с педагогическими кадрами);

  1. стремление к диалогу при организации работы с родителями;
  2. выявление, обобщение, распространение передового педагогического опыта взаимодействия с семьей, передового опыта семейного воспитания;
  3. «открытость» ДОО для родителей;
  4. осознание коллективом доминирующей роли семейного воспитания и роли дошкольного учреждения как «помощника» семьи в воспитании детей.

Средний уровень организации взаимодействия ДОО с семьей:

  1. стремление администрации и педагогического коллектива к активному взаимодействию с семьями воспитанников, при доминирующей роли педагогов и наличии формального подхода к планированию работы по данному разделу;
  2. минимальный учет в работе интересов и потребностей, запросов родителей;
  3. изучение социального профиля семей воспитанников (без активного использования полученных данных в работе);
  4. сочетание использования во взаимодействии с семьей традиционных и нетрадиционных форм работы, при большем акценте на традиционные формы;
  5. нерегулярное проведение работы по повышению квалификации педагогов в области взаимодействия с семьей;
  1. организация открытых мероприятий для родителей в основном в праздничные дни;
  2. отсутствие изучения передового опыта воспитания детей в семье и его распространения среди родителей других воспитанников;
  3. использование наглядно-информационных форм работы с семьей, поиск путей наиболее рационального их применения.

Низкий уровень организации взаимодействия ДОО с семьей предполагает:

  1. формальный подход к планированию и осуществлению работы с семьей;
  2. отсутствие учета в работе интересов и потребностей и запросов родителей;
  3. изучение социального профиля семей воспитанников (без использования полученных данных в работе);
  4. бессистемное использование в работе только традиционных форм взаимодействия с семьей;
  5. организация открытых мероприятий для родителей только в дни праздников
  6. отсутствие изучения передового опыта воспитания детей в семье и его распространения среди родителей других воспитанников;
  7. отсутствие методической работы по повышению профессиональной компетентности воспитателей в области взаимодействия с семьей;
  8. неэффективное использование наглядно-информационных форм работы с семьей, стремление подменить непосредственное общение с родителями материалами различных стендов.

Определение уровня взаимодействия ДОО с семьями воспитанников дает возможность руководителям и педагогическому коллективу, с одной стороны, поделиться опытом успешного общения с родителями, а с другой - обратить более пристальное внимание на вопросы, требующие существенной доработки. Такой дифференцированный подход, по нашему мнению, может способствовать повышению эффективности общения ДОО и семьи.









По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Взаимодействие с родителями"

Примерная программа взаимодействия с родителями на три года (из опыта работы)...

Программа "Взаимодействия с родителями воспитанников 2 младшей группы"

Рабочая программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности с родителями группы....

Программа взаимодействия с родителями во II младшей группе

Данный материал содержит программу взаимодействия детского сада с семьей на год: с содержанием  коллективной формы работы,темами консультаций, темами наглядной информации....

Программа взаимодействия с родителями воспитанников на 2016-2017 учебный год

Программа взаимодействия с родителями воспитанников...

Программа взаимодействия с родителями "Компетентные родители-счастливые дети"

Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного без оценочного принятия. В этом непреходящее...