Опыт работы в рамках национального воспитания и билингвального образования
статья на тему
Представление опыта работы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Описание опыта работы в рамках национального воспитания и билингвального образования в МБДОУ Рыбно-Слободский детский сад « Березка».
В настоящее время в Республике Татарстан постоянно проживают более 70 национальностей. У каждой из них - свои языковые и культурные традиции.
Татарский народ имеет богатую культуру. Это и литература, и музыка, и живопись, это творцы, умевшие выразить склад ума, устремления на то, что мы называем духовным наследием. Это народное творчество, в котором выразилась душа народа: пословицы, поговорки, веселые поучительные шутки - «мәзәкләр», татарские национальные праздники и игры, традиции и обряды.
Для себя я определила следующие задачи воспитательной работы:
1)Развитие познавательных интересов, расширение кругозора детей.
В различных формах совместной деятельности с детьми стараюсь пробуждать интерес детей к своему народу, его истории, традициям, культуре, желание еще больше узнать о жизни своего народа.
2)Воздействие на эмоциональную сферу ребенка, его чувства.
Дети должны удивляться, восхищаться, гордиться своим народом, за его
мудростью и талантом.
3)Вовлечение детей в практическую деятельность, где они приобретают навыки и умения в декоративно - прикладном искусстве, музыке, танцах, играх, в различных жанрах народного фольклора.
Основу НОД по художественной литературе, экологическому воспитанию составляет изучение стихов, рассказов, сказок татарских поэтов и писателей. Знакомясь с их произведениями, ребенок начинает понимать культуру своего народа. Произведения Г.Тукая, М.Джалиля, Ш.Галиева и других писателей дают возможность поразмышлять над многими темами: об окружающей красоте природы, о дружбе народов, о богатстве татарского языка, о взаимоотношениях между людьми.
Также ведется работа в кружке «Фольклор - бездә кунакта». Основная цель кружка - приобщение детей к культуре татарского народа, его истокам, языку, познание быта и традиций предков. В организации работы с детьми использую оптимальное сочетание специфических видов детской деятельности (коммуникативной, игровой, учебной, речевой, двигательной, изобразительной, музыкальной, театрализованной), приемы игровой мотивации и создание игровых ситуаций, знакомство с легендами, сказками в различных изобразительных и познавательных формах. По темам работы кружка подобран и систематизирован разнообразный наглядно - иллюстративный материал, подготовлены альбомы, куклы в национальных костюмах, детские и взрослые национальные костюмы.
Важной частью воспитания является игра, усвоенный материал дети закрепляют в народных играх (подвижные, хороводные, досуговые), играх - драматизациях, в собственном творчестве. Использую в практике много словесных игр такие, как «Цветок красивых слов», «Похвали соседа», «Река вежливости» и другие.
Приобщение к народным праздникам - важная особенность национального воспитания. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдении за характерными особенностями времен года, погодными измениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудовой и различными сторонами общественной жизни человека во всех их целостности и многообразии. Многие праздники, которые проводятся у нас в садике проходят на татарском языке. Мы разучиваем стихи, песни на родном языке, и дети их с удовольствием повторяют. С детьми мы проводим следующие праздники:
- «Яна ел бәйрәме» (Новый год), где дети готовят стихи, песни, танцы для встречи «Кыш бабая» (Деда Мороза);
- «Уйныйбыз да, жырлыйбыз да» (Мы играем и поем), на этом празднике дети знакомятся с элементами фольклора. Они не только поют, танцуют и читают стихи, но показывают знания татарских пословиц, потешек, народных игр, отгадывают загадки, соревнуются в произношении скороговорок;
- «Сөмбелә» (Осень золотая), это тоже традиционный праздник татарского народа, который проводится после сбора урожая.
Наши дети активно принимают участие в праздниках, проводимых в детском саду: «Нәуруз бәйрәме» (Праздник весны), «День Г.Тукая», «Карга боткасы». Особенно они любят праздник «Сабантуй» (Праздник плуга), который проводится в каждой деревне, в каждом городе. Затем каждый ребенок участвует в состязаниях или в концертной программе. Никто не остается без подарков. На этом празднике дети получают не только заряд бодрости, но и багаж знаний в рамках национальных татарских традиций.
Согласно статье 8 Конституции Республики Татарстан татарский и русский языки являются равноправными государственными языками. Статус татарского языка как государственного предусматривает овладение татарским языком как средством общения, а также как способом духовно- нравственного развития, формирования коммуникативной культуры обучающихся. Овладение татарским языком как средством общения направлено на обеспечение способности и готовности к коммуникации в повседневной жизни, к взаимодействию и взаимопониманию в полиэтническом обществе.
Таким образом, определен вектор развития образования в республике – растущее поколение должно стать поколением билингвальным.
С 2012 года мы получили учебно- методические комплекты, аудио-видео материалы. Была проведена презентация УМК по обучению двум государственным языкам с целью вовлечения педагогов, родителей в процесс обучения, был рекомендован просмотр телепередачи по воскресеньям в 9.30 по каналу ТНВ “Әкият илендә” – “В стране сказок”, где происходит закрепление пройденного в детском саду материала, так как сюжет каждой передачи создан с опорой на УМК.
Наши воспитатели используют татарский язык во время различных режимных моментов (одевании на улицу, прогулок, приемов пищи), в сюжетно - ролевых играх, дидактических играх, на детских праздниках. Работа организуется в соответствии с календарно-событийным циклом ДОУ. В этом случае дети получают возможность почувствовать другой язык в максимальном объеме, погрузиться в него как в целостную систему. Это подразумевает усвоение разнообразной лексики, многих грамматических конструкций.
Закрепление изученного во время НОД материала в группе происходит в различных видах детской деятельности: учебной, игровой, творческой. Происходит объединение мыслительной, эмоциональной, двигательной деятельности детей. Задействованы различные виды памяти детей: моторная, ассоциативная, визуальная, аудиальная. Включение различных видов деятельности (лепки, аппликации, рисования, пения и др.) и, соответственно, различных анализаторов, способствует более прочному усвоению материала.
Обучение детей татарскому языку производится применительно к конкретным ситуациям, в которых оказываются дети в детском саду (например, пожелание приятного аппетита перед приемом пищи). Действия педагогов направлены на закрепление у русскоязычных детей потребности обращаться к педагогам и другим детям с различными просьбами и высказываниями на татарском языке. Таким образом, знания, полученные в процессе обучения татарскому языку, дети постоянно реализуют на практике.
Педагоги в течение дня закрепляют знания дошкольников по татарскому языку в различных видах деятельности исходя из интересов детей. Таким образом, педагоги ориентируются на личность каждого ребенка и способствуют реализации его творческого потенциала.
С целью формирования профессиональной компетентности педагогов педагоги ДОУ прошли обучение и проверку знаний, успешно применяют их на практике.
Созданные в нашем детском саду условия способствуют более легкому и интересному овладению татарским языком русскоязычными дошкольниками. Хочется отметить, что дошкольный возраст является сензитивным в овладении другим языком, поэтому создание подобных условий именно в этот возрастной период является наиболее эффективным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы в рамках деятельности творческой проблемной группы воспитателей групп компенсирующей направленности по проблеме: «Семья как фактор воспитания личности ребёнка»
Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена.В ...
Опыт работы по реализации основной образовательной программы дошкольного образования «Истоки»
Представление опыта работы по программе "Истоки"...
Опыт работы в рамках проекта "Широка страна моя родная"
В данном опыте представлен материал по реализации с детьми старшего дошкольного возраста проекта "Широка страна моя родная". В ходе проекта дети путешествовали по Россиии, знакомились с угол...
Опыт работы в рамках площадки «Игровая мозаика» арт-проекта «Ачинский Арбат» по теме «Игры на свежем воздухе»
Благодарность...
Опыт работы в рамках мультстудии.
Демонстрация опыта работы в детской анимации....
Опыт работы " Основы парной педагогики в условиях билингвального обучения"
основные аспекты парной педагогики...
Опыт работы в рамках событийного календаря.
Событийный календарь, является одним из продуктивных механизмов нравственно-патриотического воспитания детей. Используя событийный календарь, решаются воспитательные задачи, на которые в ФОП дела...