Опыт работы по реализации основной образовательной программы дошкольного образования в части экономического воспитания дошкольников
методическая разработка по основам финансовой грамотности (старшая, подготовительная группа)

Губайдуллина Анна Михайловна (Храмцова)

Цель: Приобщение детей к социально-экономической жизни через формирование у них основ финансовой грамотности

Скачать:


Предварительный просмотр:

1 слайд.

Добрый день уважаемые коллеги!

Сегодня мы представим вам опыт работы творческой группы (Воспитатели: Губайдуллина Анна Михайловна, Губачева Венера Валериевна,) МАДОУ «Детский сад №6 «Буратино» по реализации основной образовательной программы дошкольного образования в части экономического воспитания дошкольников.

Этот опыт был рассмотрен нами в рамках самообразования.

2 слайд.

Основная цель: Приобщение детей к социально-экономической жизни через формирование у них основ финансовой грамотности

По теме самообразования нами решались следующие задачи: 

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме. 
  2. Определить условия, направленные на формирование первичных экономических представлений и компетенций детей.
  3. Изучить особенности формирования представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства в старшем дошкольном возрасте.
  4. Определить направления работы по формирования финансово грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста.
  5. Проанализировать работу по формирования финансово грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста.

3 слайд.

Свою работу по формированию основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста разделили на несколько этапов:

1 этап – организационно-ознакомительный: обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня сформированных знаний. Определение содержания и объема работы; изучение и анализ литературы, интернет - ресурсов; подбор программно-методического обеспечения и демонстрационного материала; создание предметно-развивающей среды; разработка перспективного плана работы, анкетирование родителей.

2 этап – основной. Предполагает внедрение в работу подготовленного материала. Апробация опыта работы по формированию финансовой грамотности в условиях МАДОУ.

3 этап – заключительный. Предполагает проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы, самоанализ педагогической деятельности. Анализ результативности решения противоречий, мониторинг.

4 слайд.

На 1 этапе проведен анализ существующих дошкольных программ по изучению основ финансовой грамотности и был выделен перечень базовых финансово-экономических понятий, используемых в образовательной деятельности со старшими дошкольниками.

Рассмотрим базовые финансово-экономические понятия, которые мы рассматриваем с детьми в 5-6 и 6-7 лет.

5 слайд.

В 5-6 лет детям доступны такие понятия как 1. Труд, работа, профессия, продукт труда, товар, услуга, где дети осваивают следующие категории -  что любой труд – это хорошо, сидеть без дела – плохо. На протяжении всей жизни необходимо трудиться. Результатом трудовой деятельности может быть, как достижение поставленной цели (например, овладеть мастерством катания на коньках, лыжах, смастерить хороший подарок близкому человеку, починить сломанную вещь и др.), так и товар или услуга.

2. Далее дети осваивают доступные им понятия: деньги, монета, купюра, доход, заработок, заработная плата – необходимо донести до понимания ребенка, что труд приносит доход. Заработать деньги можно трудом. Деньги – мера оценки труда (вознаграждение за проделанную работу), универсальное средство обмена (инструмент обмена товаров и услуг). Виды денег (бумажные и металлические).

3. Следующие понятия: личный бюджет, карманные деньги, семейный бюджет, домашнее хозяйство – здесь ребенок должен узнать разницу между ведением личного и семейного бюджетов. Понимать важность ведения домашнего хозяйства.

4. Такие понятия как сбережения, копилка, кошелек - ребенок должен понимать, зачем надо копить и сберегать, как можно копить.

5. Покупка, цена, продажа, обмен, расходы, покупатель, продавец, выгодно, невыгодно, дорого, дешево – необходимо разобрать цепочку «продажа-товар- цена-покупка».

6. Долг, должник, займы -  Ребенок должен осознать, что, если взял что-то в долг на время, обязан вовремя вернуть (возвратить). Воспитываем ответственность: если не уверен, что это получится, лучше не обещать и не занимать. Долг – это серьезное обязательство.

6 слайд.

В 6-7 лет дети осваивают следующие понятия:

7.План, экономия - Ребенок должен понять, что деньги зарабатываются трудом и поэтому тратить их необходимо только с пользой, относиться к ним бережливо.

8. Потребность, капризы, желание, возможность - Ребенок должен различать разницу между желаниями и потребностями, учиться задавать себе вопрос и оценивать: действительно ли ему нужна та или иная вещь, игрушка и пр., есть ли возможность - это купить.

9. Торговые предприятия: магазины, киоски, ларьки, базары, рынки, ярмарки - Ребенок должен изучить, где покупают и продают разные товары и оказывают услуги.

10. Подарок, реклама - Ребенок должен узнать, что такое реклама, какое влияние она может оказать на него.

11. Богатство, бедность, жадность, щедрость - Ребенок узнает, что не все продается и покупается, главные ценности (жизнь, мир, друзья, солнце, близкие люди и пр.) за деньги не купишь

Вывод: Данный перечень базовых понятий соответствует возрастным и индивидуальным особенностям развития дошкольников. При использовании различных программ по основам финансовой грамотности воспитателю необходимо исходить из тех понятий, которые представлены в данных рекомендациях, а также из возрастных и индивидуальных особенностей детей.

7 слайд.

Основные аспекты реализации программы были рассмотрены на специально организованных мероприятиях под названием «Школа финансовой грамотности для педагогов ДОУ», где преследовали следующие

цели: совершенствование профессиональной компетентности педагогов в сфере экономического воспитания детей, необходимых для реализации образовательной деятельности в области познавательного развития детей дошкольного возраста.

Совершенствование способности рационального применения наиболее
эффективных средств, форм, методов, приемов и технологий экономического
воспитания детей дошкольного возраста.

8 слайд.                

Нами были проведены 4 семинара-практикума, где педагогами были рассмотрены основные аспекты, отраженные в образовательной программе «Экономическое воспитание дошкольников», направленные на выработку умений, навыков и личностных качеств детей старшего дошкольного возраста. Задачи представлены на слайдах.

9 слайд.        

В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.

10 слайд.        

Самообразование по проблеме формирования финансовой грамотности у дошкольников 5-7 лет позволило нам вывести следующие положения:

  • в процессе нравственно-трудового и экономического воспитания дети начинают осознавать смысл таких экономически значимых качеств деятельности, как бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие (БЭРДТ) - эти качества называют базисными качествами экономической деятельности людей.

11 слайд.        

Педагоги познакомились с инновационными педагогическими технологиями, направленными на формирование основ финансовой грамотности дошкольников 5-7 лет.

12 слайд.        

На итоговом занятии с педагогами проведена «Викторина» по основам финансовой грамотности, где педагоги поделились своим педагогическим мастерством в области экономического образования. Команды решали ребусы и кроссворды, отгадывали сказки, отвечали на вопросы и т.п.

13 слайд.

Было выявлено, что независимо от возраста дошкольников включение их в образовательную деятельность по освоению основ финансовой грамотности следует начинать с понятия «труд».

Тематический план обучения  представлен нами в следующей последовательности:

Тема 1. Труд – основа жизни.

Тема 2. Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны?

Тема 3. Покупаем, продаем и обмениваем.

Тема 4. Тратим разумно, сберегаем и экономим.

Тема 5. Учимся занимать и отдавать долги.

Тема 6. Учимся планировать.

Тема 7. Богатство и бедность.

14 слайд.

Партнерская деятельность с детьми организовывается через разные формы и методы работы, они отражены на схеме слайда. Подробнее мы их рассмотрим чуть позже.

15 слайд.

Прежде чем начинать работу по программе, педагогу необходимо понять, насколько дети его группы готовы к экономическому воспитанию. Показатель готовности - наличие экономического опыта у дошкольников. Этот опыт связан с социальным статусом семьи и экономическими знаниями, которыми ребёнок овладел к старшему дошкольному возрасту.

Выявить уровень экономического опыта у детей помогут диагностические методики, представленные в пособии А.Д. Шатовой «Тропинка в экономику» (раздел «Как организовать занятия по программе»).

16 слайд.

Большое внимание было уделено развивающей среде, так был подобран цикл интерактивных игр для дошкольников:

Игровой центр  - «Сова». Интерактивная программа для быстрого доступа к образовательным играм и занятиям.

Цикл игр на тему «Труд – продукт – товар».

«Ассоциации», «Приключение девочки Настеньки», «Сказка о мудром Бобре», «Товарный склад», «Сказка на новый лад».

Цикл игр на тему «Деньги»

«Бюджет семьи», «Хочу и надо», «Что можно купить за деньги», «Что сначала, что потом?», «Деньги, классификация», «Дорогой или дешевый», «Размен монет», «Семейный доход»,

17 слайд.

Цикл игр на тему «Мир профессий» (автомеханик, слесарь, швея и портной, переводчик, стоматолог, стилист, инженер электрик, космонавт, астроном, строитель и т.д). «Я предприниматель», «Путешествие по городу профессий».

18 слайд.

Цикл игр на тему «Реклама»

«Где можно увидеть рекламу?», «Мороженное от Матроскина», «Рекламный буклет», Создай рекламу», «Создатели рекламы», «Где можно узнать о рекламе?», «Рекламное агентство».

19 слайд.

Педагогами разработано дидактическое пособие «Электронные кошельки» они индивидуальны для каждого ребенка.

Содержание работы с пособием: за активную работу на занятиях и совместной деятельности дети получают жетоны в виде монеток. В конце месяца родители совместно с детьми подсчитывают полученный детьми доход.  Родители вместе с ребенком решают, на что потратить заработанную сумму. Некоторые дети решают копить дальше. Сумма полученного дохода фиксируется в  ведомости. В конце года планируется подсчитать общий  доход ребенка, а после дети получат поощрительные призы.

Дети учатся планировать расходы в соответствии с бюджетом; учатся принимать участие в планировании предстоящих покупок. Формируется понятие того что нельзя купить сразу все, что тебе хочется; каждая семья планирует свои расходы в зависимости от своего бюджета: что можно купить сейчас, а что — в следующий раз (приоритетность, планирование).

20 слайд.

Задача воспитателя детского сада - преподнести элементарные финансовые понятия в максимально доступной и увлекательной форме. С этой целью нами созданы интерактивные пособия - лэпбуки. Они компактны и содержат много информации. Пособие будет полезно на занятии по финансовой грамотности (наглядностью из него педагог может иллюстрировать свой рассказ). 

Другое направление - это индивидуальная работа с детьми. Ведь это не просто папка или книжка, а целый микромир экономики внутри.

Лэпбуки представлены на нашей выставке.

Так, лэпбук «Бюджет семьи»

Создан с целью сформировать у детей понимание важности процесса планирования получения и расходования денежных средств в семье.

Содержание: Д/и «Семейный бюджет». Ребёнок составляет бюджет семьи (своей или обозначенной воспитателем): например, зарплата мамы и папы, стипендия старшего брата, пенсия бабушки. Затем планируются покупки согласно общему доходу

21 слайд.

Лэпбук «Деньги разных стран»

Используя данный лэпбук, мы:

  • знакомили детей с деньгами разных стран и формировали отношение к деньгам как к части культуры каждой страны;
  • способствовали воспитанию разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами, с насущными потребностями своей семьи (воспитание разумного финансового поведения);
  • давали  представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей, деньги являются средством и условием материального благополучия, достатка в жизни людей.
  • Расширить знания детей о деньгах познакомили  детей с историей возникновения денег в России;
  • помочь детям проследить эволюцию денежных знаков в нашей стране.

         22 слайд.

Лэпбук «Юный экономист»

Самый насыщенный различной информацией стал данный лэтбук. В нем собраны, например, «Экономический словарик», загадки и поговорки – используя их, дети пополняют и активизируют словарный запас, развивают память и мышление. Учатся решать имеющиеся проблемные ситуации.

 Дидактические игры и творческие задания могут быть следующими:

  • Д/и «Знаю все профессии». Закрепляются знания детей о различных профессиях и их характерных атрибутах.
  • Д/и «Что можно и нельзя купить». Дошкольник должен распределить карточки на две соответствующие группы.
  • Д/И «Разложи и расскажи» - учатся составлять рассказы по серии картинок.
  • Д/И «Экономические сказки и лото». Сказки, в которых затрагиваются экономические понятия (труд, обмен, товары и услуги, последовательный процесс производства и пр.). Например, это «Золотой ключик, или Приключения Буратино», «Кот в сапогах», «Лисичка со скалочкой», «Колосок», «Каша из топора», «Бобовое зёрнышко». Конечно, в лэпбуке не нужно приводить весь текст сказок или помещать книжки — достаточно будет узнаваемых картинок (по ним можно беседовать с детьми).

Лэпбук  «Экскурсия в банк».

  • Проведя экскурсию в банк, где дети познакомились с работой банка. Узнали из каких залов состоит; что происходит в том или ином залах. Дети заинтересовались и используя его, мы с ребятами можем играть в и закреплять зания.

Предлагаем вашему вниманию просмотр игр на основе лэпбуков: «Юнный экономист» и «Экскурсия в банк». (просмотр 2-х видео игр)

23 слайд.

При реализации блока «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности» использовали такие формы работы, как презентации, просмотр видео и др.

24 слайд.

Большое внимание уделяли созданию авторских реклам. Так были созданы в процессе творческой деятельности рекламы «Дом моей мечты», «Деньги будущего», а также в творческом марафоне дети рекламировали свои любимые игрушки, книги и т.д.

  Предлагаем вашему вниманию просмотр авторских реклам (2 видео: книга + рюкзак).

25 слайд.

Знакомство с профессиями и предприятиями города осуществлялось через специально организованные экскурсии. Где дети имели возможность познакомиться с новыми, неизвестными им профессиями. Так в «Театре музыки дети познакомились с профессией «Костюмер», «Звукооператор», «Осветитель».

26 слайд.

Во время экскурсии в отделение банка дети имели возможность познакомиться с содержанием деятельности банков.

27 слайд.

Полученные знания во время экскурсий дети применяют в играх «по интересам», проявляя творчество и изобретательность.

 28 слайд.

        Дети самостоятельно готовят и подбирают необходимые атрибуты к сюжетно-ролевым играм.

29 слайд.

Прочитанные сказки с экономическим содержанием способствуют их использованию в самостоятельно организованных ими играх-драматизациях, в конструктивно-модельной деятельности.

  Предлагаем вашему вниманию просмотр видео материала самостоятельной конструктивно-модельной деятельности (2 видео: О банке + Об охране).

30 слайд.

  Семья – ситуация реальная, а детский сад — ситуация условная, так как дети не чувствуют и не знают материальных забот. В повседневной жизни им всё дано для счастливого детства.

На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье. Накопленный опыт позволяет определить некоторые направления совместной деятельности педагога и родителей по экономическому воспитанию дошкольников.

К ним относятся:

31 слайд.

Родительские уроки «Моя профессия»,

32 слайд.

Создание детско-родительских альбомов «Рассказы о профессиях родителей на основе схемы.

Предлагаем вам с помощью схемы рассказать о любой профессии.        

  1. слайд.

В качестве информационного сопровождения нами были подготовлены:

Буклеты: «Как можно сэкономить деньги в семье», «Финансовая грамотность дошкольников».

Консультации для родителей: «Финансовая грамотность дошкольников», «Как обучить детей финансовой грамотности», «Ребенок и карманные деньги: 10 советов родителям».

Проведен практикум по использованию методического пособия «Самоучитель семейных финансов для детей «Дети  и деньги» Е.Блискавк

Составлена анкета для родителей по теме формирования финансовой грамотности дошкольников;

Привлекаем родителей к участию в экономических ярмарках, познавательных квестах, конкурсах, в создании обогащенной развивающей среды в домашних условиях.

34 слайд.

Вывод: Опыт показывает, что только совместная работа дошкольного учреждения и семьи дает хорошие результаты и способствует более серьезному и ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию детей.

Создание условий и практическая деятельность положительно воздействуют на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у детей-дошкольников.

Эта работа позволяет активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества. У детей появляется интерес к людям разных профессий, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, творчески подходят к решению игровых задач, улучшились взаимоотношения в детском коллективе.

  1. слайд.  

Мы просим Вас дать оценку нашему мероприятию по следующим критериям:

  • Если данный опыт вызвал у Вас интерес, и вы предполагаете его использовать в практике наклейте – Улыбающегося смайлика
  • Если данный опыт показался вам интересным, но вы его не планируете использовать в практике наклейте – Спокойного смайлика.
  • Если данный опыт не вызвал у вас интереса наклейте – грустного смайлика.

Спасибо за внимание! (слово руководителю ГМО)

Приглашаем познакомиться с нашей творческой выставкой.

Таблица 1. Перечень базовых финансово-экономических понятий

№ п/п

Понятие

Описание

5-6 лет

1

Труд, работа, профессия, продукт труда, товар, услуга

Понимание ребенком, что любой труд – это хорошо, сидеть без дела – плохо. На протяжении всей жизни необходимо трудиться. Результатом трудовой деятельности может быть как достижение поставленной цели (например, овладеть мастерством катания на коньках, лыжах, смастерить хороший подарок близкому человеку, починить сломанную вещь и др.), так и товар или услуга.

2

Деньги, монета, купюра, доход, заработок, заработная плата

Понимание ребенком, что труд приносит доход. Заработать деньги можно трудом. Деньги – мера оценки труда (вознаграждение за проделанную работу), универсальное средство обмена (инструмент обмена товаров и услуг). Виды денег (бумажные и металлические).

3

Личный бюджет, карманные деньги, семейный бюджет, домашнее хозяйство

Ребенок должен узнать разницу между ведением личного и семейного бюджетов. Понимать важность ведения домашнего хозяйства.

4

Сбережения, копилка, кошелек

Ребенок должен понимать, зачем надо копить и сберегать, как можно копить.

5

Покупка, цена, продажа, обмен, расходы, покупатель, продавец, выгодно, невыгодно, дорого, дешево

Необходимо разобрать цепочку «продажа-товар- цена-покупка».

6

Долг, должник, займы

Ребенок должен осознать, что, если взял что-то в долг на время, обязан вовремя вернуть (возвратить). Воспитываем ответственность: если не уверен, что это получится, лучше не обещать и не занимать. Долг – это серьезное обязательство.

Таблица 2. Перечень базовых финансово-экономических понятий

№ п/п

Понятие

Описание

6-7 лет

7

План, экономия

Ребенок должен понять, что деньги зарабатываются трудом и поэтому тратить их необходимо только с пользой, относиться к ним бережливо.

8

Потребность, капризы, желание, возможность

Ребенок должен различать разницу между желаниями и потребностями, учиться задавать себе вопрос и оценивать: действительно ли ему нужна та или иная вещь, игрушка и пр., есть ли возможность это купить.

9

Торговые предприятия: магазины, киоски, ларьки, базары, рынки, ярмарки

Ребенок должен изучить, где покупают и продают разные товары и оказывают услуги.

10

Подарок, реклама

Ребенок должен узнать, что такое реклама, какое влияние она может оказать на него

11

Богатство, бедность, жадность, щедрость

Ребенок узнает, что не все продается и покупается, главные ценности (жизнь, мир, друзья, солнце, близкие люди и пр.) за деньги не купишь

Таблица 3. Тематический план работы 

        

ООД        

Тема, содержание ООД

Режимные моменты

Партнерская деятельность

Самостоятельная деятельность

Работа с семьей

Источник

Приложение 1

Понятие «Финансовая грамотность»

Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года № 2039-р, содержит определение финансовой грамотности как результата процесса финансового образования, который, в свою очередь, определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и, в конечном итоге, для достижения финансового благосостояния.

В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.

Приложение 2 

Литература: 

  1. Антонова Ю. Обсуждаем и играем: креативные задания для детей по финансовой грамотности. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2017.
  2. Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4.
  3. Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. № 4.
  4. Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. № 7.
  5. Белокашина С.В. Экономика для дошкольников // Дошкольная педагогика. 2009. № 8.  
  6. Бокарев А.А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации // Финансы. 2010. № 9.  
  7. Власова И.В. Готовим ребенка к жизни // Детский сад от А до Я. 2003. № 4.
  8. Зеленцова А.В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика / А.В. Зеленцова, Е.А. Блискавка, Д.Н. Демидов. М.: КноРус, 2012.
  9. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.-сост. Л.Г. Киреева. Волгоград: Учитель, 2008.
  10. Епанешникова Т.П. Дошкольник в мире экономики. СПб.: Детство–Пресс, 2013.
  11. Казакова Н.Мы любим рекламу // Обруч. 1999. № 1.
  12. Кошель П. История денег // Дошкольное образование. 2007. № 6.
  13. Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику // Воспитатель ДОУ. 2008. № 11.
  14. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Цымук М.И. Детский экономический словарь.М.: Росмен, 1999. 
  15. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики или, как мы играем в экономику: учебное пособие: СПб., 2001.
  16. Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок: практическое пособие. М.:АРКТИ, 2006.
  17. Струнилина Н.А. Формирование начал экономического мышления у дошкольников // ДетскийсадотАдоЯ. 2003. № 4.
  18. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или «Как мы играем в экономику»: учебно-методическое пособие. СПб.: Детство – Пресс, 2001.  
  19. Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006.  
  20. Смоленцева А.А. Проблемно-игроваятехнология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я. 2003. № 4.
  21. УльеваЕ. Откуда берутся деньги? энциклопедия для малышей в сказках. Ростов-н/Д: Феникс, 2018.
  22. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников: учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005.
  23. Шорыгина Т.А. Беседы об экономике: методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2017.
  24. Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я. 2003. №4. С. 128.
  25. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации //URL: http://www.misbfm.ru/programma-fingramotnostinaseleniyarf#_Toc2313584511 
  26. Проект распоряжения Правительства Российской Федерации об утверждении Национальной стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на период 2017-2023. 
  27. Формирование основ финансовой грамотности у детей и подростков: сборник методических разработок.  Ставрополь: СКИРОПКиПРО. 2016.

Приложение 3

Рекомендации по изготовлению дидактического пособия лэпбук, направленного на формирование основ финансовой грамотности

у дошкольников 5-7 лет

Одно из современных направлений в дошкольной педагогике - это финансовое просвещение детей. Дети так или иначе, оказываются вовлечёнными в экономическую жизнь семьи: ходят с родителями в магазины, сталкиваются с рекламой, понимают, что их родители зарабатывают деньги, чтобы покупать товары и услуги.

Задача воспитателя детского сада - преподнести элементарные финансовые понятия в максимально доступной и увлекательной форме. С этой целью нами созданы интерактивные пособия - лэпбуки. Они компактны и содержат много информации.

К процессу создания лэпбука  обязательно привлекаются  воспитанники: ребята могут вырезать карточки, конверты (по простым шаблонам), приклеивать элементы к пособию. Помочь могут и родители, например, принести монеты времён СССР или других государств, если таковые имеются дома. Внутри лэпбука также можно поместить объёмные элементы — макет банкомата сбербанка или кассу магазина.

Как можно использовать лэпбук? Лэпбук должен не просто украшать интерьер группы, но и активно применяться в учебном процессе. Так, пособие будет полезно на занятии по финансовой грамотности (наглядностью из него можно педагог может иллюстрировать свой рассказ). 

Другое направление - это индивидуальная работа с детьми. Ведь это не просто папка или книжка, а целый микромир экономики внутри.

Лэпбук «Бюджет семьи»

Цель: сформировать у детей понимание важности процесса планирования получения и расходования денежных средств в семье.

Задачи:

  • познакомим детей с источниками доходов и расходов семьи;
  • даем  представление о планировании семейного бюджета;
  • прививаем бережливость к трате денег;
  • учим рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации

Содержание: Д/и «Семейный бюджет». Ребёнок составляет бюджет семьи (своей или обозначенной воспитателем): например, зарплата мамы и папы, стипендия старшего брата, пенсия бабушки. Затем планируются покупки согласно общему доходу

Лэпбук «Юный экономист»

Самый насыщенный различной информацией стал данный лэтбук. В нем собраны, например, «Экономический словарик», загадки и поговорки – используя их, дети пополняют и активизируют словарный запас, развивают память и мышление. Учатся решать имеющиеся проблемные ситуации.

 Дидактические игры и творческие задания могут быть следующими:

  • Д/и «Знаю все профессии». Закрепляются знания детей о различных профессиях и их характерных атрибутах.
  • Д/и «Что можно и нельзя купить». Дошкольник должен распределить карточки на две соответствующие группы.
  • Д/И «Разложи и расскажи» - учатся составлять рассказы по серии картинок.
  • Д/И «Экономические сказки и лото». Сказки, в которых затрагиваются экономические понятия (труд, обмен, товары и услуги, последовательный процесс производства и пр.). Например, это «Золотой ключик, или Приключения Буратино», «Кот в сапогах», «Лисичка со скалочкой», «Колосок», «Каша из топора», «Бобовое зёрнышко». Конечно, в лэпбуке не нужно приводить весь текст сказок или помещать книжки — достаточно будет узнаваемых картинок (по ним можно беседовать с детьми).

Лэпбук «Деньги разных стран»

Используя данный лэпбук, мы:

  • знакомили детей с деньгами разных стран и формировали отношение к деньгам как к части культуры каждой страны;
  • способствовали воспитанию разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами, с насущными потребностями своей семьи (воспитание разумного финансового поведения);
  • давали представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей, деньги являются средством и условием материального благополучия, достатка в жизни людей.
  • Расширить знания детей о деньгах познакомили детей с историей возникновения денег в России;
  • помочь детям проследить эволюцию денежных знаков в нашей стране.

Лэпбук  «Экскурсия в банк».

Проведя экскурсию в банк, где дети познакомились с работой банка. Узнали из каких залов состоит; что происходит в том или ином залах. Дети заинтересовались и используя его, мы с ребятами можем играть в и закреплять зания.

Тема: «Формирование экономических знаний дошкольников»

1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Правильно ли знакомить с экономикой, ее сложными понятиями и явлениями детей дошкольного возраста? Не стоит ли подождать, пока ребенок подрастет и многое поймет сам? Происходящие преобразования в обществе, становление рыночных отношений, необходимость формирования массового мышления с учетом рыночного опыта многих развитых стран, вызывает необходимость связывать образование с экономикой на самом раннем уровне - дошкольном. В то же время экономика тесно связана с познавательным развитием детей, через экономические понятия дети познают окружающий мир. Экономические понятия воспитывают у детей трудолюбие, бережливость, честность, доброту и порядочность.

Вопрос экономического образования детей старшего дошкольного возраста стоит в настоящее время особенно остро, т. к. с одной стороны значительно возрастает информационный фон, в котором формируется интеллект детей, развивается интерес к экономическим знаниям и экономической деятельности, с другой стороны очевидна недоработанность процесса формирования элементарных экономических знаний у дошкольников.

Бережливость, трудолюбие, честность, порядочность, организованность и другие качества человека закладываются с детства. Процесс экономического воспитания дошкольников должен быть целенаправленным и систематическим. Экономическое образование ребенка- дошкольника должно быть направлено на удовлетворение его интересов и максимальную реализацию его возможностей, на развитие его любознательности и умственной активности при сохранении радости детства.

Экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Понимаемая, как область разумного ведения домашнего хозяйства, искусство его ведения, экономика может быть преподнесена детям в форме элементарных знаний:

- научить их правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию;

- с помощью игр, экономических задач, кроссвордов ввести ребят в сложный мир предметов, вещей, человеческих взаимоотношений;

- объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: бережливость, честность, экономность, порядочность, щедрость - с другой;

- научить правильно относится к рекламе, разбираться в ней;

- вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.

Таким образом, актуальность опыта состоит в том, чтобы за счет использования информационной среды, максимально полно использовать интерес детей к экономической деятельности, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку, систематизировать работу по экономическому образованию дошкольников, достичь развития коммуникативной компетенции общения с окружающими людьми.

2. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании оптимальных условий для развития, саморазвития и реализации потребности дошкольников в элементарных экономических знаниях, развитие коммуникативных способностей детей. Целенаправленное планирование работы по данному направлению, взаимодействие с семьями воспитанников позволит воспитать развитого, умного, интеллектуально богатого ребенка, а также сформировать у него начальные экономические представления.

Реализация собственного педагогического опыта по данному направлению проводится в рамках инновационной деятельности ДОУ. Поэтому создание условий для экономического развития детей уделено особое внимание.

Для этого в группе есть уголок экономики, где размещен дидактический материал (литература, рисунки, картотека экономических игр, загадок).

3. Цели и задачи опыта:

Цели: формировать у детей старшего возраста экономические представления в различных видах деятельности.

Задачи опыта:

1. Образовательные:

- ознакомление с явлениями социальной действительности (понимание и оценка окружающего предметного мира);

- трудовое воспитание (видение результатов своего труда, индивидуальный и коллективный труд);

2. Развивающие:

- развитие познавательной активности в ходе выполнения заданий;

- формирование навыков разумного поведения и потребления;

3. Воспитательные:

- воспитание бережного отношения к предметному миру и природе;

- способствовать повышению психолого –педагогической компетенции родителей.

3. Теоретическая база.

В своей работе я использую следующие нормативные документы и литературу:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

3. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15). URL: http//fgosreestr.ru.

4. РайзбергБ. А. Современный экономический словарь. М. ,2001.

5. Смоленцева А. А. Сюжетно- дидактические игры с математическим содержанием. М. ,2003.

6. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику. – СПБ. : «Детство- пресс», 2002.

7. Смоленцева А. А. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. Н. Новгород, 2000.

8. Курак Е. А. Экономическое воспитание дошкольников. М,: ТЦ Сфера,2002.

9. Шведова И. Ф. Экономическая азбука для детей и взрослых. М. ,2010.

10. Слободчиков В. И., Короткова Н. А., Нежнов П. Г., Кириллов И. Л. Дошкольное образование как ступень системы общего образования: научная концепция / Под ред. В. И. Слободчикова; М. : Институт развития дошкольного образования РАО, 2005. 28 с.

11. Коменский Я. О. Материнская школа. М. : Книга по требованию, 2012. 104 с.

12. Липсиц И. В. Удивительные приключения в стране Экономика. М. : Вита-пресс, 2016. 336 с.

4. Технология опыта, система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.

Новизна педагогического опыта по данному направлению заключается в тщательно продуманной системе работы и интеграции образовательных областей и в создании педагогической модели организации образовательно - воспитательного процесса в соответствие с ФГОС.

Работа по формированию у дошкольников элементарных экономических представлений ведется через разные виды деятельности: игровую, познавательную, творческую, двигательную, музыкальную, театрализованную.

Работа была направлена в нескольких направлениях:

1. Создание необходимой предметно – развивающей среды в группе.

2. Работа с детьми (проводится в рамках дополнительного образования (кружок «Планета Экономики»).

3. Работа с родителями.

4. Работа с педагогами.

В результате создается единая, целостная система работы, ориентированная на реальные возможности педагогов, детей и родителей.

Для работы была создана специальная предметно-развивающая среда, учитывающая интересы и потребности старшего дошкольника. Данный материал был подобран с учётом возрастных особенностей дошкольников. Одна из таких особенностей - поэтапное формирование умственных действий. Исходя из этого, подача материала осуществлялась поэтапно, ступенчато.

На 1 этапе я заинтересовала детей, актуализировала, уточняла и систематизировала их знания о элементарных экономических представлениях в ходе проведения занятий, бесед, игр. Одновременно, мною, проводилась работа по анкетированию родителей с целью выяснения их экономических знаний.

2 этап. Следующим этапом моей работы было составление перспективного плана.

Оценку знаний осуществляла по таким критериям:

1. Приобретению детьми подготовительного дошкольного возраста экономических знаний, первичного опыта в элементарных экономических отношениях;

2. Положительному влиянию занятий на воспитание таких качеств личности как доброта, честность, щедрость, трудолюбие, бережливость, и т. п. ;

3. Развитию трудолюбия и самостоятельности, формированию навыков разумного поведения в социальной жизни;

4. Обогащению игровой деятельности.

В решении поставленных задач использовала разделы программы «Детство» - «Социальный мир», «Познавательное развитие». Также я проводила работу с родителями и педагогами. Провела консультации для родителей: «Экономика и дошкольник», «Экономическое воспитание в семье», «Климат в семье».

В групповом уголке «Для вас, родители» была размещена информация на тему: «Экономическое воспитание», где приводятся интересные факты, даются рекомендации. Была представлена тематическая выставка: «Путешествие денежки».

На 3 этапе на основе усвоенных знаний и умений происходило осознанное овладение реальными практическими действиями в совместной деятельности с детьми на занятиях, развлечениях – «Ярмарка», «Аукцион». Проведенные праздники и развлечения объединяют родителей, детей и педагоТакже были проведены экскурсии на кухню, где готовится еда, на прачку, где стирается белье, тем самым мной воспитывался интерес к труду, происходило знакомство с профессиями, как способом зарабатывания денег.

Я являюсь руководителем программы по дополнительному образованию «Планета Экономики», которая включает в себя 8 модулей:

. - потребности;

- труд (профессии);

- бартер;

- выгода и убыток;

- деньги;

- реклама;

- бизнес и капитал.

Так же я разработала перспективный и календарный планы проведения занятий, который предусматривает воспитание у детей полезных привычек и повседневное их закрепление: соблюдать чистоту и порядок, бережно пользоваться игрушками, книгами, материалами и инструментами для дидактических игр и труда, не тратить ничего зря (культура деятельности, умение быть занятым); показывать детям образец достойного поведения в быту (экономное отношение к воде и свету, бережное отношение к вещам и пр.). План показывает почему люди всегда осуждали неряшливость, расточительность. Воспитывает у детей следующие привычеки: — бережного обращения со своими вещами и вещами, принадлежащими другим — взрослым, сверстникам; — разумного использования материалов для игр и занятий (бумага, краски, карандаши, пластилин, фломастеры и т. д.); — экономии воды, электроэнергии (выключать, если ими в данный момент никто не пользуется); — нетерпимости к беспорядку, брошенным вещам и игрушкам. Если экономить и беречь — хорошо, то почему же жадничать — плохо? Постоянно приводятся примеры нравственных ориентиров в социально-экономической сфере на основе народной мудрости: пословиц, поговорок, сказок:

1. «Труд и продукт (товар)» ;

- басня И. А. Крылова «Стрекоза и муравей», сказка Ш. Перро «Золушка», народная сказка «По щучьему велению», народная сказка «Морозко», сказки К. И. Чуковского «Телефон», «Федорино горе», сказка С. Т. Аксакова «Аленький цветочек», народная сказка «Репка»;

- пословицы и поговорки: «Терпение и труд все перетрут», «Дело мастера боится», «Без работы день годом кажется», «Какие труды, такие и плоды», «Без труда не выловишь и рыбку из пруда!», «Береженая посуда два века стоит», «Не зарься на чужое, свое береги».

2. «Деньги и цена (стоимость)»;

- Сказка К. И. Чуковского «Муха — цокотуха», сказка А. Н. Толстого «Золотой ключик», сказка Э. Успенского «Дядя Федор, пес и кот», сказка Г. Х. Андерсена «Дюймовочка»;

- Пословицы и поговорки: «Время — деньги», «Без копейки рубля нет», «Без хозяина деньги — черепки», «Деньги к деньгам льнут», «Ближняя копеечка дороже дальнего рубля»;

3. «Реклама»;

- Сказка Ш. Перро «Кот в сапогах», сказка Г. Х. Андерсена «Новое платье короля», сказка С. В. Михалкова «Как старик корову продавал»;

- пословицы и поговорки «Терпенье и труд все перетрут» и т. д.

Таким образом, происходит обогащение, систематизация полученных знаний детьми.

5. Анализ результативности.

Необходимо отметить, что те знания и представления, которые дети получили на занятиях, экскурсиях, в беседах, становятся отправной точкой для более глубокого изучения вопросов, связанных с экономическим образованием. Прежде всего, дети стали иначе смотреть на мир вещей, труд людей, поняли необходимость получения той или иной профессии, обогатился их словарный запас, пополнился новыми выражениями и оборотами речи. Хочется отметить, положительно отношение родителей к данной теме. Совместная работа с родителями дала положительный результат по усвоению знаний детьми, они активно участвовали в организации экскурсий, праздников, развлечений, аукционов тематической выставки «Путешествие денежки».

6. Адресные рекомендации по использованию опыта.

Опыт работы по данному направлению перенимается педагогами МАДОУ «Детский сад №6 «Буратино» и может быть распространен среди дошкольных образовательных учреждений города.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» - курс подготовки на основе программы развития музыкальности у детей 2-7 года жизни.

Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников представляет внутренний нормативный документ и является основным для оценки качества музыкального образовательного процесса в муниц...

Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования Кадровые условия реализации Программы (опыт работы)

Данная статья посвящена актуальной проблеме современного образования - профессиональным компетенциям педагога - дошкольника, приведены краткие результаты проекта, реализованного в дошкольном образоват...

Рабочая программа воспитателя дошкольной группы по реализации основной образовательной программы дошкольного образования первая младшая группа. Срок реализации: 1 год

Рабочая программа воспитателя дошкольной группы по реализации основной образовательной программы дошкольного образования первая младшая группа. Срок реализации: 1 год...

Рабочая программа воспитателя дошкольной группы по реализации основной образовательной программы дошкольного образования старшая группа. Срок реализации: 1 год

Рабочая программа воспитателя дошкольной группы по реализации основной образовательной программы дошкольного образования старшая группа. Срок реализации: 1 год...

План по реализации основной образовательной программы дошкольного образования детского сада, в части, формируемой участниками образовательных отношений, по курсу «Любознайки» (опытно-экспериментальная деятельность ) в группах общеразвивающей направленност

Дети дошкольного возраста активно стремятся узнать об окружающем их мире как можно больше. Совместно с их игровой активностью, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет познавательная деятел...

Презентация: Опыт работы по реализации основной образовательной программы дошкольного образования в части экономического воспитания дошкольников

Цель: Приобщение детей к социально-экономической жизни через формирование у них основ финансовой грамотности...