Опыт работы по реализации основной образовательной программы дошкольного образования в части экономического воспитания дошкольников
методическая разработка по основам финансовой грамотности (старшая, подготовительная группа)
Цель: Приобщение детей к социально-экономической жизни через формирование у них основ финансовой грамотности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 55.65 КБ |
Предварительный просмотр:
1 слайд.
Добрый день уважаемые коллеги!
Сегодня мы представим вам опыт работы творческой группы (Воспитатели: Губайдуллина Анна Михайловна, Губачева Венера Валериевна,) МАДОУ «Детский сад №6 «Буратино» по реализации основной образовательной программы дошкольного образования в части экономического воспитания дошкольников.
Этот опыт был рассмотрен нами в рамках самообразования.
2 слайд.
Основная цель: Приобщение детей к социально-экономической жизни через формирование у них основ финансовой грамотности
По теме самообразования нами решались следующие задачи:
- Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
- Определить условия, направленные на формирование первичных экономических представлений и компетенций детей.
- Изучить особенности формирования представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства в старшем дошкольном возрасте.
- Определить направления работы по формирования финансово грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста.
- Проанализировать работу по формирования финансово грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста.
3 слайд.
Свою работу по формированию основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста разделили на несколько этапов:
1 этап – организационно-ознакомительный: обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня сформированных знаний. Определение содержания и объема работы; изучение и анализ литературы, интернет - ресурсов; подбор программно-методического обеспечения и демонстрационного материала; создание предметно-развивающей среды; разработка перспективного плана работы, анкетирование родителей.
2 этап – основной. Предполагает внедрение в работу подготовленного материала. Апробация опыта работы по формированию финансовой грамотности в условиях МАДОУ.
3 этап – заключительный. Предполагает проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы, самоанализ педагогической деятельности. Анализ результативности решения противоречий, мониторинг.
4 слайд.
На 1 этапе проведен анализ существующих дошкольных программ по изучению основ финансовой грамотности и был выделен перечень базовых финансово-экономических понятий, используемых в образовательной деятельности со старшими дошкольниками.
Рассмотрим базовые финансово-экономические понятия, которые мы рассматриваем с детьми в 5-6 и 6-7 лет.
5 слайд.
В 5-6 лет детям доступны такие понятия как 1. Труд, работа, профессия, продукт труда, товар, услуга, где дети осваивают следующие категории - что любой труд – это хорошо, сидеть без дела – плохо. На протяжении всей жизни необходимо трудиться. Результатом трудовой деятельности может быть, как достижение поставленной цели (например, овладеть мастерством катания на коньках, лыжах, смастерить хороший подарок близкому человеку, починить сломанную вещь и др.), так и товар или услуга.
2. Далее дети осваивают доступные им понятия: деньги, монета, купюра, доход, заработок, заработная плата – необходимо донести до понимания ребенка, что труд приносит доход. Заработать деньги можно трудом. Деньги – мера оценки труда (вознаграждение за проделанную работу), универсальное средство обмена (инструмент обмена товаров и услуг). Виды денег (бумажные и металлические).
3. Следующие понятия: личный бюджет, карманные деньги, семейный бюджет, домашнее хозяйство – здесь ребенок должен узнать разницу между ведением личного и семейного бюджетов. Понимать важность ведения домашнего хозяйства.
4. Такие понятия как сбережения, копилка, кошелек - ребенок должен понимать, зачем надо копить и сберегать, как можно копить.
5. Покупка, цена, продажа, обмен, расходы, покупатель, продавец, выгодно, невыгодно, дорого, дешево – необходимо разобрать цепочку «продажа-товар- цена-покупка».
6. Долг, должник, займы - Ребенок должен осознать, что, если взял что-то в долг на время, обязан вовремя вернуть (возвратить). Воспитываем ответственность: если не уверен, что это получится, лучше не обещать и не занимать. Долг – это серьезное обязательство.
6 слайд.
В 6-7 лет дети осваивают следующие понятия:
7.План, экономия - Ребенок должен понять, что деньги зарабатываются трудом и поэтому тратить их необходимо только с пользой, относиться к ним бережливо.
8. Потребность, капризы, желание, возможность - Ребенок должен различать разницу между желаниями и потребностями, учиться задавать себе вопрос и оценивать: действительно ли ему нужна та или иная вещь, игрушка и пр., есть ли возможность - это купить.
9. Торговые предприятия: магазины, киоски, ларьки, базары, рынки, ярмарки - Ребенок должен изучить, где покупают и продают разные товары и оказывают услуги.
10. Подарок, реклама - Ребенок должен узнать, что такое реклама, какое влияние она может оказать на него.
11. Богатство, бедность, жадность, щедрость - Ребенок узнает, что не все продается и покупается, главные ценности (жизнь, мир, друзья, солнце, близкие люди и пр.) за деньги не купишь
Вывод: Данный перечень базовых понятий соответствует возрастным и индивидуальным особенностям развития дошкольников. При использовании различных программ по основам финансовой грамотности воспитателю необходимо исходить из тех понятий, которые представлены в данных рекомендациях, а также из возрастных и индивидуальных особенностей детей.
7 слайд.
Основные аспекты реализации программы были рассмотрены на специально организованных мероприятиях под названием «Школа финансовой грамотности для педагогов ДОУ», где преследовали следующие
цели: совершенствование профессиональной компетентности педагогов в сфере экономического воспитания детей, необходимых для реализации образовательной деятельности в области познавательного развития детей дошкольного возраста.
Совершенствование способности рационального применения наиболее
эффективных средств, форм, методов, приемов и технологий экономического
воспитания детей дошкольного возраста.
8 слайд.
Нами были проведены 4 семинара-практикума, где педагогами были рассмотрены основные аспекты, отраженные в образовательной программе «Экономическое воспитание дошкольников», направленные на выработку умений, навыков и личностных качеств детей старшего дошкольного возраста. Задачи представлены на слайдах.
9 слайд.
В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.
10 слайд.
Самообразование по проблеме формирования финансовой грамотности у дошкольников 5-7 лет позволило нам вывести следующие положения:
- в процессе нравственно-трудового и экономического воспитания дети начинают осознавать смысл таких экономически значимых качеств деятельности, как бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие (БЭРДТ) - эти качества называют базисными качествами экономической деятельности людей.
11 слайд.
Педагоги познакомились с инновационными педагогическими технологиями, направленными на формирование основ финансовой грамотности дошкольников 5-7 лет.
12 слайд.
На итоговом занятии с педагогами проведена «Викторина» по основам финансовой грамотности, где педагоги поделились своим педагогическим мастерством в области экономического образования. Команды решали ребусы и кроссворды, отгадывали сказки, отвечали на вопросы и т.п.
13 слайд.
Было выявлено, что независимо от возраста дошкольников включение их в образовательную деятельность по освоению основ финансовой грамотности следует начинать с понятия «труд».
Тематический план обучения представлен нами в следующей последовательности:
Тема 1. Труд – основа жизни.
Тема 2. Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны?
Тема 3. Покупаем, продаем и обмениваем.
Тема 4. Тратим разумно, сберегаем и экономим.
Тема 5. Учимся занимать и отдавать долги.
Тема 6. Учимся планировать.
Тема 7. Богатство и бедность.
14 слайд.
Партнерская деятельность с детьми организовывается через разные формы и методы работы, они отражены на схеме слайда. Подробнее мы их рассмотрим чуть позже.
15 слайд.
Прежде чем начинать работу по программе, педагогу необходимо понять, насколько дети его группы готовы к экономическому воспитанию. Показатель готовности - наличие экономического опыта у дошкольников. Этот опыт связан с социальным статусом семьи и экономическими знаниями, которыми ребёнок овладел к старшему дошкольному возрасту.
Выявить уровень экономического опыта у детей помогут диагностические методики, представленные в пособии А.Д. Шатовой «Тропинка в экономику» (раздел «Как организовать занятия по программе»).
16 слайд.
Большое внимание было уделено развивающей среде, так был подобран цикл интерактивных игр для дошкольников:
Игровой центр - «Сова». Интерактивная программа для быстрого доступа к образовательным играм и занятиям.
Цикл игр на тему «Труд – продукт – товар».
«Ассоциации», «Приключение девочки Настеньки», «Сказка о мудром Бобре», «Товарный склад», «Сказка на новый лад».
Цикл игр на тему «Деньги»
«Бюджет семьи», «Хочу и надо», «Что можно купить за деньги», «Что сначала, что потом?», «Деньги, классификация», «Дорогой или дешевый», «Размен монет», «Семейный доход»,
17 слайд.
Цикл игр на тему «Мир профессий» (автомеханик, слесарь, швея и портной, переводчик, стоматолог, стилист, инженер электрик, космонавт, астроном, строитель и т.д). «Я предприниматель», «Путешествие по городу профессий».
18 слайд.
Цикл игр на тему «Реклама»
«Где можно увидеть рекламу?», «Мороженное от Матроскина», «Рекламный буклет», Создай рекламу», «Создатели рекламы», «Где можно узнать о рекламе?», «Рекламное агентство».
19 слайд.
Педагогами разработано дидактическое пособие «Электронные кошельки» они индивидуальны для каждого ребенка.
Содержание работы с пособием: за активную работу на занятиях и совместной деятельности дети получают жетоны в виде монеток. В конце месяца родители совместно с детьми подсчитывают полученный детьми доход. Родители вместе с ребенком решают, на что потратить заработанную сумму. Некоторые дети решают копить дальше. Сумма полученного дохода фиксируется в ведомости. В конце года планируется подсчитать общий доход ребенка, а после дети получат поощрительные призы.
Дети учатся планировать расходы в соответствии с бюджетом; учатся принимать участие в планировании предстоящих покупок. Формируется понятие того что нельзя купить сразу все, что тебе хочется; каждая семья планирует свои расходы в зависимости от своего бюджета: что можно купить сейчас, а что — в следующий раз (приоритетность, планирование).
20 слайд.
Задача воспитателя детского сада - преподнести элементарные финансовые понятия в максимально доступной и увлекательной форме. С этой целью нами созданы интерактивные пособия - лэпбуки. Они компактны и содержат много информации. Пособие будет полезно на занятии по финансовой грамотности (наглядностью из него педагог может иллюстрировать свой рассказ).
Другое направление - это индивидуальная работа с детьми. Ведь это не просто папка или книжка, а целый микромир экономики внутри.
Лэпбуки представлены на нашей выставке.
Так, лэпбук «Бюджет семьи»
Создан с целью сформировать у детей понимание важности процесса планирования получения и расходования денежных средств в семье.
Содержание: Д/и «Семейный бюджет». Ребёнок составляет бюджет семьи (своей или обозначенной воспитателем): например, зарплата мамы и папы, стипендия старшего брата, пенсия бабушки. Затем планируются покупки согласно общему доходу
21 слайд.
Лэпбук «Деньги разных стран»
Используя данный лэпбук, мы:
- знакомили детей с деньгами разных стран и формировали отношение к деньгам как к части культуры каждой страны;
- способствовали воспитанию разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами, с насущными потребностями своей семьи (воспитание разумного финансового поведения);
- давали представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей, деньги являются средством и условием материального благополучия, достатка в жизни людей.
- Расширить знания детей о деньгах познакомили детей с историей возникновения денег в России;
- помочь детям проследить эволюцию денежных знаков в нашей стране.
22 слайд.
Лэпбук «Юный экономист»
Самый насыщенный различной информацией стал данный лэтбук. В нем собраны, например, «Экономический словарик», загадки и поговорки – используя их, дети пополняют и активизируют словарный запас, развивают память и мышление. Учатся решать имеющиеся проблемные ситуации.
Дидактические игры и творческие задания могут быть следующими:
- Д/и «Знаю все профессии». Закрепляются знания детей о различных профессиях и их характерных атрибутах.
- Д/и «Что можно и нельзя купить». Дошкольник должен распределить карточки на две соответствующие группы.
- Д/И «Разложи и расскажи» - учатся составлять рассказы по серии картинок.
- Д/И «Экономические сказки и лото». Сказки, в которых затрагиваются экономические понятия (труд, обмен, товары и услуги, последовательный процесс производства и пр.). Например, это «Золотой ключик, или Приключения Буратино», «Кот в сапогах», «Лисичка со скалочкой», «Колосок», «Каша из топора», «Бобовое зёрнышко». Конечно, в лэпбуке не нужно приводить весь текст сказок или помещать книжки — достаточно будет узнаваемых картинок (по ним можно беседовать с детьми).
Лэпбук «Экскурсия в банк».
- Проведя экскурсию в банк, где дети познакомились с работой банка. Узнали из каких залов состоит; что происходит в том или ином залах. Дети заинтересовались и используя его, мы с ребятами можем играть в и закреплять зания.
Предлагаем вашему вниманию просмотр игр на основе лэпбуков: «Юнный экономист» и «Экскурсия в банк». (просмотр 2-х видео игр)
23 слайд.
При реализации блока «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности» использовали такие формы работы, как презентации, просмотр видео и др.
24 слайд.
Большое внимание уделяли созданию авторских реклам. Так были созданы в процессе творческой деятельности рекламы «Дом моей мечты», «Деньги будущего», а также в творческом марафоне дети рекламировали свои любимые игрушки, книги и т.д.
Предлагаем вашему вниманию просмотр авторских реклам (2 видео: книга + рюкзак).
25 слайд.
Знакомство с профессиями и предприятиями города осуществлялось через специально организованные экскурсии. Где дети имели возможность познакомиться с новыми, неизвестными им профессиями. Так в «Театре музыки дети познакомились с профессией «Костюмер», «Звукооператор», «Осветитель».
26 слайд.
Во время экскурсии в отделение банка дети имели возможность познакомиться с содержанием деятельности банков.
27 слайд.
Полученные знания во время экскурсий дети применяют в играх «по интересам», проявляя творчество и изобретательность.
28 слайд.
Дети самостоятельно готовят и подбирают необходимые атрибуты к сюжетно-ролевым играм.
29 слайд.
Прочитанные сказки с экономическим содержанием способствуют их использованию в самостоятельно организованных ими играх-драматизациях, в конструктивно-модельной деятельности.
Предлагаем вашему вниманию просмотр видео материала самостоятельной конструктивно-модельной деятельности (2 видео: О банке + Об охране).
30 слайд.
Семья – ситуация реальная, а детский сад — ситуация условная, так как дети не чувствуют и не знают материальных забот. В повседневной жизни им всё дано для счастливого детства.
На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье. Накопленный опыт позволяет определить некоторые направления совместной деятельности педагога и родителей по экономическому воспитанию дошкольников.
К ним относятся:
31 слайд.
Родительские уроки «Моя профессия»,
32 слайд.
Создание детско-родительских альбомов «Рассказы о профессиях родителей на основе схемы.
Предлагаем вам с помощью схемы рассказать о любой профессии.
- слайд.
В качестве информационного сопровождения нами были подготовлены:
Буклеты: «Как можно сэкономить деньги в семье», «Финансовая грамотность дошкольников».
Консультации для родителей: «Финансовая грамотность дошкольников», «Как обучить детей финансовой грамотности», «Ребенок и карманные деньги: 10 советов родителям».
Проведен практикум по использованию методического пособия «Самоучитель семейных финансов для детей «Дети и деньги» Е.Блискавк
Составлена анкета для родителей по теме формирования финансовой грамотности дошкольников;
Привлекаем родителей к участию в экономических ярмарках, познавательных квестах, конкурсах, в создании обогащенной развивающей среды в домашних условиях.
34 слайд.
Вывод: Опыт показывает, что только совместная работа дошкольного учреждения и семьи дает хорошие результаты и способствует более серьезному и ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию детей.
Создание условий и практическая деятельность положительно воздействуют на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у детей-дошкольников.
Эта работа позволяет активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества. У детей появляется интерес к людям разных профессий, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, творчески подходят к решению игровых задач, улучшились взаимоотношения в детском коллективе.
- слайд.
Мы просим Вас дать оценку нашему мероприятию по следующим критериям:
- Если данный опыт вызвал у Вас интерес, и вы предполагаете его использовать в практике наклейте – Улыбающегося смайлика
- Если данный опыт показался вам интересным, но вы его не планируете использовать в практике наклейте – Спокойного смайлика.
- Если данный опыт не вызвал у вас интереса наклейте – грустного смайлика.
Спасибо за внимание! (слово руководителю ГМО)
Приглашаем познакомиться с нашей творческой выставкой.
Таблица 1. Перечень базовых финансово-экономических понятий
№ п/п | Понятие | Описание | ||
5-6 лет | ||||
1 | Труд, работа, профессия, продукт труда, товар, услуга | Понимание ребенком, что любой труд – это хорошо, сидеть без дела – плохо. На протяжении всей жизни необходимо трудиться. Результатом трудовой деятельности может быть как достижение поставленной цели (например, овладеть мастерством катания на коньках, лыжах, смастерить хороший подарок близкому человеку, починить сломанную вещь и др.), так и товар или услуга. | ||
2 | Деньги, монета, купюра, доход, заработок, заработная плата | Понимание ребенком, что труд приносит доход. Заработать деньги можно трудом. Деньги – мера оценки труда (вознаграждение за проделанную работу), универсальное средство обмена (инструмент обмена товаров и услуг). Виды денег (бумажные и металлические). | ||
3 | Личный бюджет, карманные деньги, семейный бюджет, домашнее хозяйство | Ребенок должен узнать разницу между ведением личного и семейного бюджетов. Понимать важность ведения домашнего хозяйства. | ||
4 | Сбережения, копилка, кошелек | Ребенок должен понимать, зачем надо копить и сберегать, как можно копить. | ||
5 | Покупка, цена, продажа, обмен, расходы, покупатель, продавец, выгодно, невыгодно, дорого, дешево | Необходимо разобрать цепочку «продажа-товар- цена-покупка». | ||
6 | Долг, должник, займы | Ребенок должен осознать, что, если взял что-то в долг на время, обязан вовремя вернуть (возвратить). Воспитываем ответственность: если не уверен, что это получится, лучше не обещать и не занимать. Долг – это серьезное обязательство. |
Таблица 2. Перечень базовых финансово-экономических понятий
№ п/п | Понятие | Описание |
6-7 лет | ||
7 | План, экономия | Ребенок должен понять, что деньги зарабатываются трудом и поэтому тратить их необходимо только с пользой, относиться к ним бережливо. |
8 | Потребность, капризы, желание, возможность | Ребенок должен различать разницу между желаниями и потребностями, учиться задавать себе вопрос и оценивать: действительно ли ему нужна та или иная вещь, игрушка и пр., есть ли возможность это купить. |
9 | Торговые предприятия: магазины, киоски, ларьки, базары, рынки, ярмарки | Ребенок должен изучить, где покупают и продают разные товары и оказывают услуги. |
10 | Подарок, реклама | Ребенок должен узнать, что такое реклама, какое влияние она может оказать на него |
11 | Богатство, бедность, жадность, щедрость | Ребенок узнает, что не все продается и покупается, главные ценности (жизнь, мир, друзья, солнце, близкие люди и пр.) за деньги не купишь |
Таблица 3. Тематический план работы
ООД | Тема, содержание ООД | Режимные моменты | Партнерская деятельность | Самостоятельная деятельность | Работа с семьей | Источник |
Приложение 1
Понятие «Финансовая грамотность»
Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года № 2039-р, содержит определение финансовой грамотности как результата процесса финансового образования, который, в свою очередь, определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и, в конечном итоге, для достижения финансового благосостояния.
В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.
Приложение 2
Литература:
- Антонова Ю. Обсуждаем и играем: креативные задания для детей по финансовой грамотности. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2017.
- Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4.
- Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. № 4.
- Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. № 7.
- Белокашина С.В. Экономика для дошкольников // Дошкольная педагогика. 2009. № 8.
- Бокарев А.А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации // Финансы. 2010. № 9.
- Власова И.В. Готовим ребенка к жизни // Детский сад от А до Я. 2003. № 4.
- Зеленцова А.В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика / А.В. Зеленцова, Е.А. Блискавка, Д.Н. Демидов. М.: КноРус, 2012.
- Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.-сост. Л.Г. Киреева. Волгоград: Учитель, 2008.
- Епанешникова Т.П. Дошкольник в мире экономики. СПб.: Детство–Пресс, 2013.
- Казакова Н.Мы любим рекламу // Обруч. 1999. № 1.
- Кошель П. История денег // Дошкольное образование. 2007. № 6.
- Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику // Воспитатель ДОУ. 2008. № 11.
- Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Цымук М.И. Детский экономический словарь.М.: Росмен, 1999.
- Смоленцева А.А. Введение в мир экономики или, как мы играем в экономику: учебное пособие: СПб., 2001.
- Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок: практическое пособие. М.:АРКТИ, 2006.
- Струнилина Н.А. Формирование начал экономического мышления у дошкольников // ДетскийсадотАдоЯ. 2003. № 4.
- Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или «Как мы играем в экономику»: учебно-методическое пособие. СПб.: Детство – Пресс, 2001.
- Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006.
- Смоленцева А.А. Проблемно-игроваятехнология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я. 2003. № 4.
- УльеваЕ. Откуда берутся деньги? энциклопедия для малышей в сказках. Ростов-н/Д: Феникс, 2018.
- Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников: учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005.
- Шорыгина Т.А. Беседы об экономике: методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2017.
- Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я. 2003. №4. С. 128.
- Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации //URL: http://www.misbfm.ru/programma-fingramotnostinaseleniyarf#_Toc2313584511
- Проект распоряжения Правительства Российской Федерации об утверждении Национальной стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на период 2017-2023.
- Формирование основ финансовой грамотности у детей и подростков: сборник методических разработок. Ставрополь: СКИРОПКиПРО. 2016.
Приложение 3
Рекомендации по изготовлению дидактического пособия лэпбук, направленного на формирование основ финансовой грамотности
у дошкольников 5-7 лет
Одно из современных направлений в дошкольной педагогике - это финансовое просвещение детей. Дети так или иначе, оказываются вовлечёнными в экономическую жизнь семьи: ходят с родителями в магазины, сталкиваются с рекламой, понимают, что их родители зарабатывают деньги, чтобы покупать товары и услуги.
Задача воспитателя детского сада - преподнести элементарные финансовые понятия в максимально доступной и увлекательной форме. С этой целью нами созданы интерактивные пособия - лэпбуки. Они компактны и содержат много информации.
К процессу создания лэпбука обязательно привлекаются воспитанники: ребята могут вырезать карточки, конверты (по простым шаблонам), приклеивать элементы к пособию. Помочь могут и родители, например, принести монеты времён СССР или других государств, если таковые имеются дома. Внутри лэпбука также можно поместить объёмные элементы — макет банкомата сбербанка или кассу магазина.
Как можно использовать лэпбук? Лэпбук должен не просто украшать интерьер группы, но и активно применяться в учебном процессе. Так, пособие будет полезно на занятии по финансовой грамотности (наглядностью из него можно педагог может иллюстрировать свой рассказ).
Другое направление - это индивидуальная работа с детьми. Ведь это не просто папка или книжка, а целый микромир экономики внутри.
Лэпбук «Бюджет семьи»
Цель: сформировать у детей понимание важности процесса планирования получения и расходования денежных средств в семье.
Задачи:
- познакомим детей с источниками доходов и расходов семьи;
- даем представление о планировании семейного бюджета;
- прививаем бережливость к трате денег;
- учим рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации
Содержание: Д/и «Семейный бюджет». Ребёнок составляет бюджет семьи (своей или обозначенной воспитателем): например, зарплата мамы и папы, стипендия старшего брата, пенсия бабушки. Затем планируются покупки согласно общему доходу
Лэпбук «Юный экономист»
Самый насыщенный различной информацией стал данный лэтбук. В нем собраны, например, «Экономический словарик», загадки и поговорки – используя их, дети пополняют и активизируют словарный запас, развивают память и мышление. Учатся решать имеющиеся проблемные ситуации.
Дидактические игры и творческие задания могут быть следующими:
- Д/и «Знаю все профессии». Закрепляются знания детей о различных профессиях и их характерных атрибутах.
- Д/и «Что можно и нельзя купить». Дошкольник должен распределить карточки на две соответствующие группы.
- Д/И «Разложи и расскажи» - учатся составлять рассказы по серии картинок.
- Д/И «Экономические сказки и лото». Сказки, в которых затрагиваются экономические понятия (труд, обмен, товары и услуги, последовательный процесс производства и пр.). Например, это «Золотой ключик, или Приключения Буратино», «Кот в сапогах», «Лисичка со скалочкой», «Колосок», «Каша из топора», «Бобовое зёрнышко». Конечно, в лэпбуке не нужно приводить весь текст сказок или помещать книжки — достаточно будет узнаваемых картинок (по ним можно беседовать с детьми).
Лэпбук «Деньги разных стран»
Используя данный лэпбук, мы:
- знакомили детей с деньгами разных стран и формировали отношение к деньгам как к части культуры каждой страны;
- способствовали воспитанию разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами, с насущными потребностями своей семьи (воспитание разумного финансового поведения);
- давали представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей, деньги являются средством и условием материального благополучия, достатка в жизни людей.
- Расширить знания детей о деньгах познакомили детей с историей возникновения денег в России;
- помочь детям проследить эволюцию денежных знаков в нашей стране.
Лэпбук «Экскурсия в банк».
Проведя экскурсию в банк, где дети познакомились с работой банка. Узнали из каких залов состоит; что происходит в том или ином залах. Дети заинтересовались и используя его, мы с ребятами можем играть в и закреплять зания.
Тема: «Формирование экономических знаний дошкольников»
1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Правильно ли знакомить с экономикой, ее сложными понятиями и явлениями детей дошкольного возраста? Не стоит ли подождать, пока ребенок подрастет и многое поймет сам? Происходящие преобразования в обществе, становление рыночных отношений, необходимость формирования массового мышления с учетом рыночного опыта многих развитых стран, вызывает необходимость связывать образование с экономикой на самом раннем уровне - дошкольном. В то же время экономика тесно связана с познавательным развитием детей, через экономические понятия дети познают окружающий мир. Экономические понятия воспитывают у детей трудолюбие, бережливость, честность, доброту и порядочность.
Вопрос экономического образования детей старшего дошкольного возраста стоит в настоящее время особенно остро, т. к. с одной стороны значительно возрастает информационный фон, в котором формируется интеллект детей, развивается интерес к экономическим знаниям и экономической деятельности, с другой стороны очевидна недоработанность процесса формирования элементарных экономических знаний у дошкольников.
Бережливость, трудолюбие, честность, порядочность, организованность и другие качества человека закладываются с детства. Процесс экономического воспитания дошкольников должен быть целенаправленным и систематическим. Экономическое образование ребенка- дошкольника должно быть направлено на удовлетворение его интересов и максимальную реализацию его возможностей, на развитие его любознательности и умственной активности при сохранении радости детства.
Экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Понимаемая, как область разумного ведения домашнего хозяйства, искусство его ведения, экономика может быть преподнесена детям в форме элементарных знаний:
- научить их правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию;
- с помощью игр, экономических задач, кроссвордов ввести ребят в сложный мир предметов, вещей, человеческих взаимоотношений;
- объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: бережливость, честность, экономность, порядочность, щедрость - с другой;
- научить правильно относится к рекламе, разбираться в ней;
- вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.
Таким образом, актуальность опыта состоит в том, чтобы за счет использования информационной среды, максимально полно использовать интерес детей к экономической деятельности, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку, систематизировать работу по экономическому образованию дошкольников, достичь развития коммуникативной компетенции общения с окружающими людьми.
2. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании оптимальных условий для развития, саморазвития и реализации потребности дошкольников в элементарных экономических знаниях, развитие коммуникативных способностей детей. Целенаправленное планирование работы по данному направлению, взаимодействие с семьями воспитанников позволит воспитать развитого, умного, интеллектуально богатого ребенка, а также сформировать у него начальные экономические представления.
Реализация собственного педагогического опыта по данному направлению проводится в рамках инновационной деятельности ДОУ. Поэтому создание условий для экономического развития детей уделено особое внимание.
Для этого в группе есть уголок экономики, где размещен дидактический материал (литература, рисунки, картотека экономических игр, загадок).
3. Цели и задачи опыта:
Цели: формировать у детей старшего возраста экономические представления в различных видах деятельности.
Задачи опыта:
1. Образовательные:
- ознакомление с явлениями социальной действительности (понимание и оценка окружающего предметного мира);
- трудовое воспитание (видение результатов своего труда, индивидуальный и коллективный труд);
2. Развивающие:
- развитие познавательной активности в ходе выполнения заданий;
- формирование навыков разумного поведения и потребления;
3. Воспитательные:
- воспитание бережного отношения к предметному миру и природе;
- способствовать повышению психолого –педагогической компетенции родителей.
3. Теоретическая база.
В своей работе я использую следующие нормативные документы и литературу:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
3. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15). URL: http//fgosreestr.ru.
4. РайзбергБ. А. Современный экономический словарь. М. ,2001.
5. Смоленцева А. А. Сюжетно- дидактические игры с математическим содержанием. М. ,2003.
6. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику. – СПБ. : «Детство- пресс», 2002.
7. Смоленцева А. А. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. Н. Новгород, 2000.
8. Курак Е. А. Экономическое воспитание дошкольников. М,: ТЦ Сфера,2002.
9. Шведова И. Ф. Экономическая азбука для детей и взрослых. М. ,2010.
10. Слободчиков В. И., Короткова Н. А., Нежнов П. Г., Кириллов И. Л. Дошкольное образование как ступень системы общего образования: научная концепция / Под ред. В. И. Слободчикова; М. : Институт развития дошкольного образования РАО, 2005. 28 с.
11. Коменский Я. О. Материнская школа. М. : Книга по требованию, 2012. 104 с.
12. Липсиц И. В. Удивительные приключения в стране Экономика. М. : Вита-пресс, 2016. 336 с.
4. Технология опыта, система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.
Новизна педагогического опыта по данному направлению заключается в тщательно продуманной системе работы и интеграции образовательных областей и в создании педагогической модели организации образовательно - воспитательного процесса в соответствие с ФГОС.
Работа по формированию у дошкольников элементарных экономических представлений ведется через разные виды деятельности: игровую, познавательную, творческую, двигательную, музыкальную, театрализованную.
Работа была направлена в нескольких направлениях:
1. Создание необходимой предметно – развивающей среды в группе.
2. Работа с детьми (проводится в рамках дополнительного образования (кружок «Планета Экономики»).
3. Работа с родителями.
4. Работа с педагогами.
В результате создается единая, целостная система работы, ориентированная на реальные возможности педагогов, детей и родителей.
Для работы была создана специальная предметно-развивающая среда, учитывающая интересы и потребности старшего дошкольника. Данный материал был подобран с учётом возрастных особенностей дошкольников. Одна из таких особенностей - поэтапное формирование умственных действий. Исходя из этого, подача материала осуществлялась поэтапно, ступенчато.
На 1 этапе я заинтересовала детей, актуализировала, уточняла и систематизировала их знания о элементарных экономических представлениях в ходе проведения занятий, бесед, игр. Одновременно, мною, проводилась работа по анкетированию родителей с целью выяснения их экономических знаний.
2 этап. Следующим этапом моей работы было составление перспективного плана.
Оценку знаний осуществляла по таким критериям:
1. Приобретению детьми подготовительного дошкольного возраста экономических знаний, первичного опыта в элементарных экономических отношениях;
2. Положительному влиянию занятий на воспитание таких качеств личности как доброта, честность, щедрость, трудолюбие, бережливость, и т. п. ;
3. Развитию трудолюбия и самостоятельности, формированию навыков разумного поведения в социальной жизни;
4. Обогащению игровой деятельности.
В решении поставленных задач использовала разделы программы «Детство» - «Социальный мир», «Познавательное развитие». Также я проводила работу с родителями и педагогами. Провела консультации для родителей: «Экономика и дошкольник», «Экономическое воспитание в семье», «Климат в семье».
В групповом уголке «Для вас, родители» была размещена информация на тему: «Экономическое воспитание», где приводятся интересные факты, даются рекомендации. Была представлена тематическая выставка: «Путешествие денежки».
На 3 этапе на основе усвоенных знаний и умений происходило осознанное овладение реальными практическими действиями в совместной деятельности с детьми на занятиях, развлечениях – «Ярмарка», «Аукцион». Проведенные праздники и развлечения объединяют родителей, детей и педагоТакже были проведены экскурсии на кухню, где готовится еда, на прачку, где стирается белье, тем самым мной воспитывался интерес к труду, происходило знакомство с профессиями, как способом зарабатывания денег.
Я являюсь руководителем программы по дополнительному образованию «Планета Экономики», которая включает в себя 8 модулей:
. - потребности;
- труд (профессии);
- бартер;
- выгода и убыток;
- деньги;
- реклама;
- бизнес и капитал.
Так же я разработала перспективный и календарный планы проведения занятий, который предусматривает воспитание у детей полезных привычек и повседневное их закрепление: соблюдать чистоту и порядок, бережно пользоваться игрушками, книгами, материалами и инструментами для дидактических игр и труда, не тратить ничего зря (культура деятельности, умение быть занятым); показывать детям образец достойного поведения в быту (экономное отношение к воде и свету, бережное отношение к вещам и пр.). План показывает почему люди всегда осуждали неряшливость, расточительность. Воспитывает у детей следующие привычеки: — бережного обращения со своими вещами и вещами, принадлежащими другим — взрослым, сверстникам; — разумного использования материалов для игр и занятий (бумага, краски, карандаши, пластилин, фломастеры и т. д.); — экономии воды, электроэнергии (выключать, если ими в данный момент никто не пользуется); — нетерпимости к беспорядку, брошенным вещам и игрушкам. Если экономить и беречь — хорошо, то почему же жадничать — плохо? Постоянно приводятся примеры нравственных ориентиров в социально-экономической сфере на основе народной мудрости: пословиц, поговорок, сказок:
1. «Труд и продукт (товар)» ;
- басня И. А. Крылова «Стрекоза и муравей», сказка Ш. Перро «Золушка», народная сказка «По щучьему велению», народная сказка «Морозко», сказки К. И. Чуковского «Телефон», «Федорино горе», сказка С. Т. Аксакова «Аленький цветочек», народная сказка «Репка»;
- пословицы и поговорки: «Терпение и труд все перетрут», «Дело мастера боится», «Без работы день годом кажется», «Какие труды, такие и плоды», «Без труда не выловишь и рыбку из пруда!», «Береженая посуда два века стоит», «Не зарься на чужое, свое береги».
2. «Деньги и цена (стоимость)»;
- Сказка К. И. Чуковского «Муха — цокотуха», сказка А. Н. Толстого «Золотой ключик», сказка Э. Успенского «Дядя Федор, пес и кот», сказка Г. Х. Андерсена «Дюймовочка»;
- Пословицы и поговорки: «Время — деньги», «Без копейки рубля нет», «Без хозяина деньги — черепки», «Деньги к деньгам льнут», «Ближняя копеечка дороже дальнего рубля»;
3. «Реклама»;
- Сказка Ш. Перро «Кот в сапогах», сказка Г. Х. Андерсена «Новое платье короля», сказка С. В. Михалкова «Как старик корову продавал»;
- пословицы и поговорки «Терпенье и труд все перетрут» и т. д.
Таким образом, происходит обогащение, систематизация полученных знаний детьми.
5. Анализ результативности.
Необходимо отметить, что те знания и представления, которые дети получили на занятиях, экскурсиях, в беседах, становятся отправной точкой для более глубокого изучения вопросов, связанных с экономическим образованием. Прежде всего, дети стали иначе смотреть на мир вещей, труд людей, поняли необходимость получения той или иной профессии, обогатился их словарный запас, пополнился новыми выражениями и оборотами речи. Хочется отметить, положительно отношение родителей к данной теме. Совместная работа с родителями дала положительный результат по усвоению знаний детьми, они активно участвовали в организации экскурсий, праздников, развлечений, аукционов тематической выставки «Путешествие денежки».
6. Адресные рекомендации по использованию опыта.
Опыт работы по данному направлению перенимается педагогами МАДОУ «Детский сад №6 «Буратино» и может быть распространен среди дошкольных образовательных учреждений города.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» - курс подготовки на основе программы развития музыкальности у детей 2-7 года жизни.
Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников представляет внутренний нормативный документ и является основным для оценки качества музыкального образовательного процесса в муниц...

Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования Кадровые условия реализации Программы (опыт работы)
Данная статья посвящена актуальной проблеме современного образования - профессиональным компетенциям педагога - дошкольника, приведены краткие результаты проекта, реализованного в дошкольном образоват...

Опыт работы по реализации основной образовательной программы дошкольного образования «Истоки»
Представление опыта работы по программе "Истоки"...

Рабочая программа воспитателя дошкольной группы по реализации основной образовательной программы дошкольного образования первая младшая группа. Срок реализации: 1 год
Рабочая программа воспитателя дошкольной группы по реализации основной образовательной программы дошкольного образования первая младшая группа. Срок реализации: 1 год...

Рабочая программа воспитателя дошкольной группы по реализации основной образовательной программы дошкольного образования старшая группа. Срок реализации: 1 год
Рабочая программа воспитателя дошкольной группы по реализации основной образовательной программы дошкольного образования старшая группа. Срок реализации: 1 год...

План по реализации основной образовательной программы дошкольного образования детского сада, в части, формируемой участниками образовательных отношений, по курсу «Любознайки» (опытно-экспериментальная деятельность ) в группах общеразвивающей направленност
Дети дошкольного возраста активно стремятся узнать об окружающем их мире как можно больше. Совместно с их игровой активностью, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет познавательная деятел...

Презентация: Опыт работы по реализации основной образовательной программы дошкольного образования в части экономического воспитания дошкольников
Цель: Приобщение детей к социально-экономической жизни через формирование у них основ финансовой грамотности...