Опыт работы в рамках деятельности творческой проблемной группы воспитателей групп компенсирующей направленности по проблеме: «Семья как фактор воспитания личности ребёнка»
статья на тему

Сенникова Лариса Владимировна

Семьяэто социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена.

В семье могут формироваться все личностные качества.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_tpg_2015_semya.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №81

Опыт работы в рамках деятельности творческой проблемной группы воспитателей групп компенсирующей направленности по проблеме:

«Семья как фактор воспитания личности ребёнка»

Составила: 

Сенникова Л.В.-воспитатель

I кв. категория

Ангарск -2015


Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена.

В семье могут формироваться все личностные качества.

Цель семейного воспитания:

формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути.

Именно родители – первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей.

 Влияние семьи на ребенка.
1.
Семья выступает как основа чувства безопасности. Семья обеспечивает базисное чувство безопасности, гарантируя безопасность ребенка при взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования. Кроме того, близкие являются для ребенка источником утешения в минуты отчаяния и волнений.

2.
Важными для ребенка становятся модели родительского поведения. Дети обычно стремятся копировать поведение других людей и наиболее часто тех, с которыми они находятся в самом близком контакте. Дети учатся у родителей определенным способам поведения, не только усваивая непосредственно сообщаемые им правила (готовые рецепты), но и благодаря наблюдению существующих во взаимоотношениях родителей моделей (примера). Наиболее вероятно, что в тех случаях, когда рецепт и пример совпадают, ребенок будет вести себя так же, как и родители.

3.
Семья играет большое значение в приобретении ребенком жизненного опыта. Влияние родителей особенно велико потому, что они являются для ребенка источником необходимого жизненного опыта. Запас детских знаний во многом зависит от того, насколько родители обеспечивают ребенку возможность заниматься в библиотеках, посещать музеи, отдыхать на природе. Кроме того, с детьми важно много беседовать.
Дети, жизненный опыт которых включал широкий набор различных ситуаций и которые умеют справляться с проблемами общения, радоваться разносторонним социальным взаимодействиям, будут лучше других детей адаптироваться в новой обстановке и положительно реагировать на происходящие вокруг перемены.

4.
Семья выступает важным фактором в формировании дисциплины и поведения у ребенка. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенные типы поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении.
У родителей ребенок учится тому, что ему следует делать, как вести себя.

5.
Общение в семье становится образцом для ребенка. Общение в семье позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье; развитие также зависит от четкости и ясности общения в семье.
Если в семье нет гармонии чувств, то в таких семьях развитие ребенка осложняется, семейное воспитание становится неблагоприятным фактором формирования личности.

Принципы воспитания – практические рекомендации, которыми следует руководствоваться, что поможет педагогически грамотно выстраивать тактику воспитательной деятельности.

Исходя из специфики семьи как персональной среды развития личности ребенка, должна быть выстроена система принципов семейного воспитания:

Принципы воспитания в семье:

1.Целеноправленности

      2.Научности

3.Уважения к личности ребенка

4. Комплексности и систематичности

5.Согласованности

        Принцип целенаправленности.

 В значительной степени современная семья ориентируется на объективные цели, которые формулируются в каждой стране как главный компонент ее педагогической политики, и являются социально-культурным ориентиром . Он в свою очередь представляет идеал воспитательной деятельности и ее предполагаемый результат.

        Принцип научности.

Нынешние родители строят воспитательный процесс не на житейских представлениях, как это было раньше, а на основе научных данных о закономерностях развития ребенка, что позволяет им добиться более высоких результатов в развитии собственных детей, избежать случайных методов и средств воспитания, а значит, ошибок.

        Принцип уважения к личности ребенка – принятие ребенка родителями как данность, таким, каков он есть, со всеми особенностями, специфическими чертами, вкусами, привычками безотносительно к каким бы то ни было внешним эталонам, нормам, параметрам и оценкам.

Принцип комплексности и систематичности.

 На развитие ребенка влияет окружение социальной, природной, культурной среды, что имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Семья оказывает воспитательное воздействие на все стороны развития личности ребенка.

Принцип согласованности в воспитании. Одна из особенностей воспитания современного ребенка заключается в том, что оно осуществляется разными лицами: членами семьи, профессиональными педагогами образовательных учреждений (детского сада, школы, изостудии, спортивной секции и т.д.). Ни один из воспитателей маленького ребенка, будь то родные люди или педагоги детского сада, не могут воспитывать его изолированно друг от друга – необходимо согласование целей, содержания воспитательной деятельности, средств и методов ее осуществления. В противном случае получится, как в известной басне И.А. Крылова «Лебедь, рак да щука». Несогласованность требований и подходов к воспитанию приводит ребенка в смятение, утрачивается чувство уверенности и надежности.

Таким образом, построение процесса домашнего воспитания в соответствии с рассмотренными принципами позволит родителям грамотно руководить познавательной, трудовой, художественной, физкультурной и всякой другой деятельностью детей, следовательно, эффективно содействовать их развитию.

Методы семейного воспитания: 

1.
Убеждение - это ключевой метод доказательства при помощи веских аргументов и фактов истинности идей, утверждений, оценок, действий, взглядов. Оно используется в целях воспитания мировоззренческих, нравственных, правовых, эстетических представлений, обусловливающих выбор стилей поведения. Убеждение вырабатывает у детей сознательность, самосознание, способность нового политического и нравственного мышления. С диагностической точки зрения метод убеждения полезен тем, что он выявляет состояние способности детей независимо мыслить, бороться за свои взгляды и т. д.

2.Требование - это метод воспитания, с помощью которого норма поведения, выражаясь в личных отношениях, вызывает, стимулирует или тормозит определенную деятельность воспитанника и проявление у него тех или иных качеств. Это метод воспитания, с помощью которого норма поведения, выражаясь в личных отношениях, вызывает, стимулирует или тормозит определенную деятельность воспитанника и проявление у него тех или иных качеств.

3. Наказание - воздействие на ребенка, которое выражает осуждение его действий, форм поведения, противоречащих принятым нормам. Смысл наказания мудро выражен в русской пословице: «Детей наказывай стыдом, а не кнутом». Наказать - значит помочь ребенку осознать свой поступок, вызвать чувство вины, раскаяния. Под влиянием наказания у ребенка должно укрепиться стремление поступать впредь соответственно с установленными правилами. Итак, наказание - это не столько действие со стороны взрослого, сколько то, что происходит в наказываемом ребенке, то, что он при этом переживает.
4
.Поощрение - ориентация на хорошее, доброе в развивающейся личности, закрепление стремления и продвижения ребенка в этом направлении. Переживание радости, удовлетворения от одобрения его усилий, стараний, достижений вызывает у ребенка бодрость, способствует благоприятному самочувствию. В гамме этих чувств и переживаний, испытываемых ребенком от поощрения, значительное место занимает осознание радости, которую он принес близким и любимым людям своими действиями, поступками, словами. Если похвала, подарок становятся для ребенка самоцелью поведения, взаимоотношений («Что вы мне за это дадите?»), то это свидетельствует о том, что в воспитании не все ладно.

Поощрение теряет педагогическую ценность, когда у ребенка появляется привычка ожидать похвалу, материальное подкрепление за успехи в любых делах, даже таких, выполнение которых не вызывает особых усилий, вполне доступно ему по силам и возможностям. Не следует злоупотреблять поощрением: то, что ребенок выполняет по обязанности, что ему легко и доступно, не нуждается в похвале. В домашнем воспитании должно стать правилом: поощрение надо заслужить, мобилизовав свои усилия, проявив самостоятельность. Укладывая ребенка вечером, можно вспомнить о его добрых делах, заслугах, отметить достижения.





Вывод:

Семья, по сравнению с общественными институтами воспитания, обладает особыми возможностями развить детей нравственно, приобщить к труду, ввести в мир культуры, помочь их половой идентификации. В семье закладываются основы здоровья ребенка, получает первоначальное развитие его интеллект, формируется эстетическое восприятие мира. 

Основные условия действенности родительского требования:
1. Положительный пример родителей
2. Благожелательность
3. Последовательность
4. Учет возрастных особенностей детей
5. Единство в предъявлении требований со стороны отца, матери, всех членов семьи, родственников
6. Уважение личности ребенка
7. Справедливость
8. Посильность
9. Учет индивидуальных психофизиологических особенностей детей
10. Совершенство технологии предъявления требований (такт, осторожность, некатегоричность тона, неназойливость, привлекательность формы, отточенность, филигранность речевого общения)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: « Развитие творческой личности детей старшего дошкольного возраста, через игры экологического содержания».

Опыт работы по теме:« Развитие творческой личности детей старшего дошкольного возраста,через игры экологического содержания».Содержание:Цель экологического содержания.Игровые приемы, проведение игр в ...

"Волшебный чемоданчик" (опыт работы по театрализованной деятельности в подготовительной к школе группе).

Театрализованная деятельность - самый распространеный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, потому что связана с игрой....

Выступление на педагогическом совете на тему: «Специфика работы воспитателя в группах комбинированной или компенсирующей направленности с детьми, имеющими речевые нарушения»

В группах для детей комбинированной и компенсирующей направленности существует два направления работы воспитателя - коррекционно-развивающее и общеобразовательное. Коррекционно-развивающее направление...

Методическая разработка " Планирование работы воспитателей и специалистов по ранней профориентации детей дошкольного возраста в группах общеразвивающей и компенсирующей направленности ГБДОУ"

Методическая разработка "Планирование работы воспитателей и специалистов по ранней профориентации детей дошкольного возраста в группах общеразвивающей и компенсирующей направленности ГБДОУ" ...

совместной образовательной деятельности воспитателя с обучающимися (воспитанниками) разновозрастной группы (старшей, подготовительной) компенсирующей направленности для детей с легкими интеллектуальными нарушениями (ЛИН) «Путешествие в зимний лес»

Образовательные: Расширять представления детей о животных в зимний период. Формировать полноценные представления детей о явлениях и объектах живой и неживой природы. Содействовать в развитии связной р...

Опыт работы с ребенком инвалидом с нарушением зрения в группе компенсирующей направленности детского сада»

Основная задача дошкольного образования – гармоничное всестороннее развитие ребенка и создание фундаментальной базы для его дальнейшего обучения и личностного развития.  Для ребенка с ОВЗ, ...

Опыт работы с ребенком инвалидом с нарушением зрения в группе компенсирующей направленности детского сада»

Основная задача дошкольного образования – гармоничное всестороннее развитие ребенка и создание фундаментальной базы для его дальнейшего обучения и личностного развития.  Для ребенка с ОВЗ, ...