План самообразования
материал на тему

План работы по самообразованию

«Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста

посредством приобщения их к природе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл план38.27 КБ

Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию

«Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста

посредством приобщения их к природе»

На _2016-2021год

ФИО: Кательникова  Елена Викторовна

Должность: воспитатель МАДОУ ДС №297  г. Казань

Начало работы по теме 2016-2021уч. год

Предполагаемый срок окончания 2021г

Тема: Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе

Цель:  формирование основ экологической культуры детей, понимания ими элементарных взаимосвязей в природе, выработке первоначальных практических навыков гуманно-созидательного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения

Задачи:

  • Формировать элементарные экологические знания и представления, начала экологического мировоззрения.
  • Систематизировать и углублять знания о живой и неживой природе.
  • Учить понимать причинно- следственные связи, показать взаимосвязь растений и животных друг с другом и со средой обитания; показать многообразие живых организмов и их сообществ; формировать представление о том, что человек – часть природы, его жизнь зависит от состояния природных объектов, от окружающей среды, а их сохранность – обязанность человека.
  • Формировать доброжелательное отношение к живым существам в процессе общения с ними.
  • Воспитывать отзывчивость и коммуникабельность.
  • Развивать ответственное и бережное отношение к домашним животным, животным уголка природы в детском саду, к диким животным.
  • Учить детей правильно взаимодействовать с природой.
  • Формировать трудовые навыки и умения по уходу за комнатными растениями, рационально использовать природные ресурсы.
  • Развивать интерес и любовь к родному краю, формировать представления об экологических проблемах села.

Раздел плана

Срок

Содержание работы

Практические выходы

2016-2017 учебный год

Изучение, анализ и обобщение литературных исследований по теме.

Сентябрь

2016г

Планирование работы по самообразованию.

 • определение содержания работы по самообразованию;
• выбор вопросов для самостоятельного углублённого изучения.


Составление плана

Октябрь

2016г.

Изучение научно-методической литературы:

Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей.

Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию.

Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой.

Папка-передвижка «Ребенок и природа»

Ноябрь

2016 г.

Создание экологического уголка.

Подготовка и организация выставки: «Дары природы» (использование природного и бросового материала)

Выставка: «Дары природы»

Декабрь

2016 г.

Создание предметно-развивающей среды. Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание мини лабораторий с объектами неживой природы.

Консультация для родителей на тему:«Создание условий для проведения поисково-иследовательской деятельности детей дошкольного возраста»

Январь

2017 г.

Дать родителям информацию о прогулках в детском саду, мероприятиях и видах деятельности на улице, подвижных играх. Воспитывать желание активно с детьми проводить  время на улице.

Стенгазета со стихами «Зимняя прогулка в детском саду!»

Февраль

2017 г.

Анкетирование родителей.

Изготовление экологической газеты для родителей на тему: «Прикоснись к природе сердцем».

Выступление на педсовете: «Экологическое воспитание детей в детском саду».

 Март

Апрель

2017 г.

Изготовление дидактических игр, пособий  по экологии.

Картотека дидактических игр для детей  старшей группы

Май

2017г.

Советы и  рекомендации для родителей о важности активного отдыха на улице, участии родителей в играх, воспитывать заинтересованность к нуждам и потребностям ребёнка.

Консультация для родителей

«Прогулки и их значение для укрепления здоровья ребёнка!»

2017-2018 учебный год

1Подготовить материал

2. Разработать конспект НОД по экологии

 3. Пополнить картотеку дидактических игр по экологии

 4. Внедрение и реализация новых современных, образовательных технологий, вариативных воспитательно – образовательных программ.

Сентябрь

2017г

Разработать план работы дополнительного образования «Познайка» для детей 4-6 лет

Поделиться воспоминаниями о лете, заинтересовать лучшими местами отдыха на следующий год.

Фоторепортаж  «Воспоминания о лете!»

Выставка, оформление «Развиваемся играя в сентябре»

Октябрь

2017г.

Привлечь родителей к нравственному воспитанию детей, совместному труду; сплочение детского и взрослого коллектива

Акция «Наши меньшие  друзья!»

Ноябрь

2017 г.

Приобщать семьи к сотрудничеству с детским садом, обучить родителей совместной продуктивной деятельности с детьми. Развивать творческие способности детей и родителей.

Открытый просмотр НОД «Осень золото роняет» Мастер-класс для детей и родителей «Лебеди»

Декабрь

2017 г.

Медиатека познавательно-экологического содержания «Звуки природы». деятельности в образовательном пространстве Подбор DVD дисков по изучаемым темам

Использование DVD дисков в работе на занятиях и вне их

Январь

2018 г.

Разработать конспекты этических бесед по экологии «Ключи природы»дидактические игры по экологическому развитию

Развлечение для детей средней группы «В зимнем лесу»

Февраль

2018 г.

Подбор материала для оформления картотеки по теме: «Деревья», «Растения», «Птицы», «Насекомые», «Цветы»

Папка-передвижка «Природа- общий дом»

Март

2018 г.

Подбор материала для оформления картотеки по теме: «Деревья», «Растения», «Птицы», «Насекомые», «Цветы»

Использование ИКТ

Апрель

2018 г.

Приобщить родителей к созданию в группе огорода, знакомству детей с растениями, уходу за ними.

Совместное создание в группе огорода

Консультация для педагогов «Ознакомление с явлениями природы детей дошкольного возраста»

Май

2018г.

Привлечь родителей к подготовке группы, участка к летнему периоду работы. Дать возможность проявить единство, творчество и заинтерисованность в благоустройстве участка.

Озеленение и благоустройство участков и территории совместно с родителями.

2018-2019учебный год

Раститель

ный мир»

«Животный мир»

«Мир птиц»

«Комнатные растения»

Сентябрь

Октябрь

2018г

«Рассматривание иллюстраций, альбомов.

Наблюдения за деревьями, кустарниками, цветами на клумбе.

Наблюдение за уборкой урожая.

Беседы: «Деревья нашего двора»; «Во саду ли в огороде»; «Как мы грибы искали»

Коммуникации: рассказ по картине Левитан

 «Березовая роща» Описание берёзы.

Чтение художественной литературы по теме.

Загадывание загадок.

Художественное творчество: рисование «Осенняя березка»; «Грибной ежик»; «Цветы на клумбе».

Аппликация: «Декоративное панно из осенних листьев»; «Дары осени»

Лепка: «Кисть рябины».

Конструирование из бумаги «Цветы, деревья, кустарники».

Д/И «Узнай и назови дерево»; «Что лишнее»; «Что в моей корзинке».

Анкета «Ребёнок и  природа».

Ноябрь

.

Декабрь

2018 г

Рассматривание иллюстраций, альбомов, просмотр диафильмов, прослушивание аудиозаписей «Весёлые уроки Баниласки».

Беседы: «Обитатели скотного двора»; «Где живет медведь»; «Забавные истории о добрых животных»; «Охрана природы»

Наблюдения за обитателями живого уголка.

Чтение художественная и познавательная по теме,

Загадывание загадок.

Художественное творчество: рисование «Пушистое животное»; «Зайка серый, где ты бегал?»; «Жил-был тигр»

Аппликация «Пингвин на льдине»; «Зайка в зимней шубке».

Лепка «Деревенское подворье»; «Пластилиновая сказка»;  

Конструирование: «Ферма кота Матроскина».

Оригами-животные.

Д/И «Мама, папа и ребенок»; «Загадки и отгадки»; «Кто где живет»; «Пищевые цепочки»

Речевые логические задачи «О чем рассказал ежик»; «Кто где зимует»

Изготовление альбомов «Домашние и дикие животные»

Изготовление совместно с родителями макетов:

«Животные наших лесов», «Животные жарких стран»

Проект «Домашние питомцы»

Январь

Февраль

Март

2019г.

Наблюдение за птицами на кормушке.

Рассматривание фотоиллюстраций с изображением птиц и их жизни.

Беседы: «Какие бывают птицы»; «Куда улетают птицы»; «Наши друзья пернатые».

Чтение художественной литературы.

Загадывание загадок.

Рассказывание по картине «Грачи прилетели»

Речевая логическая задача «Кто обедал в птичьей столовой»

Инсцинировка «Про петушка»

Художественное творчество. Рисование «Ласточки в полете», «Снегири.»

Аппликация «Поющий  соловей»

Конструирование из бумаги «Грачи прилетели ,»Птицы»

Изготовление кормушек.

Викторина «Наши друзья-пернатые».

Изготовление альбома «Птицы»

Апрель

Май

2019г..

Беседы о цветах:

«Кто живет на подоконнике?»

Составление описательного рассказа на тему: «Комнатные растения».

Опыты с комнатными растениями.

Дидактическая игра «Живая и неживая природа»

Рисование «Комнатный цветок»

Загадывание загадок

2019-2020учебный год

Планета Земля в опасности.

«Природа – чудесница».  

Дикие животные готовятся к зиме.

Обитатели уголка природы

Экскурсия в зимний парк

Чистая вода – богатство страны.

  

Насекомые

Сентябрь

2019г

Цель: Дать детям представления о том, что планета Земля – это огромный шар. Учить ориентироваться на глобусе (вода, суша, полюсы). На планете живет очень много разных живых существ, растут растения и всем живым существам нужна чистая вода, чистая земля, чистый воздух. Воспитывать бережное отношение к природе. Расширять представления о содружестве человека и природы, о положительном и отрицательном влиянии человека на природу. Словесно-дид. игра «Подбери признак».

Опыт: «Пламя загрязняет воздух».

. Дидактическая игра «Где растет?».  Цель:  учить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность.

     Настольно-печатная игра «Собери грибы в лукошко». Цель: Развивать и закреплять знания детей о съедобных и несъедобных грибах, о месте их произрастания; о правилах сбора  в лесу.

Октябрь

2019г

Цель: Показать детям многообразие растительного и животного мира, научить их наблюдать за жизнью животного мира, научить их наблюдать за жизнью природы. Развивать творческое воображение, фантазию. С помощью игровых имитаций дать почувствовать сопричастность всему живому и прекрасному.

. Дидактическая игра «Четвертый лишний». Цель: Уточнять и закреплять знания детей о  классификациях разных природных объектов. Развивать логическое мышление, речь.

Дидактическая игра «Угадай по описанию». Цель: Развивать и закреплять знания о внешнем виде природных объектов (животных, растений, рыб, насекомых и пр.). Развивать память, речь.

Д/ игра «Ты чей, листок?».

Опыт:  «Длина тени».

Ноябрь

2019г.

Природа живая и неживая. Цель: Формировать представления детей о природе живой и неживой; научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком; развивать логическое мышление детей; развивать наблюдательность, внимание, умение сравнивать, сопоставлять: воспитывать желание оказывать посильную помощь природе..

     Цель: Уточнять знания детей о диких животных наших лесов, выделять и характеризовать особенности внешнего вида животных. Обобщать представления детей об образе жизни и поведении диких животных в зимний период. Воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает

Д/игра «Живое и неживое». Опыт:  «Свойства песка»

.   Загадки-описания «Когда это бывает?». Опыт:  «Сохраняет ли шуба тепло».

Декабрь 2019г.

. Цель: Уточнять и закреплять знания детей об обитателях уголка природы (виды растений, животных). Формировать представления детей: растения и животные – живые существа, у них есть потребности в определенных условиях (тепло, свет, вода, пища, почва, и т.д.). Расширять представления детей о пользе для здоровья человека нахождение его в помещении, где есть разнообразные растения, красивый аквариум, поющие птицы. Воспитывать бережное отношение к обитателям уголка природы, заботиться о них.

Дидактическая игра «Наши друзья». Цель: Расширять представления детей об образе жизни животных, которые живут в доме (рыбы, птицы, животные), об уходе за ними, об их жилищах, воспитывать заботливое отношение, интерес и любовь к ним.

. Настольно-печатная игра «Ботаническое лото». Цель: Закрепить знания детей о растениях, и месте произрастания этих растений (сад, огород, цветник, лес, поле, луг, водоем).

Дидактическая игра «Чем похожи? Чем   отличаются?». Опыт: «Выращивание растений из морковных верхушек».

Январь

Февраль

2020г

  . Цель: Развивать наблюдательность у детей, чувство сопереживания и причастности к судьбам птиц в зимний период. Воспитывать любовь и интерес к природе родного края. Развивать речь, умение анализировать и делать элементарные выводыРассматривание веток деревьев. Цель: Уточнять представления детей о деревьях, их строении, жизни в зимний период. Закреплять знания детей о том/, что дерево – живой организм, который нуждается в воде и тепле. Воспитывать бережное отношение к деревьям зимой, любовь к природе родного края

. Игра «Где спрятался зайчик?».

Опыт: «Греет ли солнышко зимой?».

 Д/игра «Магазин «Семена»» (семена деревьев).

 Опыт: «Зеленые веточки» (для деревьев нужно тепло и вода)

Дидактическая  игра  «С какой ветки детки?». Цель: Развивать и закреплять знания детей о деревьях, их семенах и  листьях. Закреплять правила поведения в лесу, в парке.

Настольно-печатная игра – лото  «Когда это бывает?» Цель: Уточнять и закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе и жизни животных в разные сезоны года.

Выход с родителями в парк в выходные дни

Март

Апрель

2020г.

Цель: Закреплять представления детей о планете Земля.  Расширять представления детей о видах, в которых существует вода в окружающей среде. Расширять знания детей о роли воды в жизни человека. Воспитывать бережное отношение к чистоте воды

Водоемы родного края. Цель: Учить детей грамотно отвечать на вопросы; способствовать развитию внимания. Воспитывать бережное отношение к природе. Совершенствовать знания о родном крае. Развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе.

. Словесно-дид. игра «Кому нужна вода?». Опыт:  «Уводы нет вкуса, нет запаха».

Дидактическая  игра  «С какой ветки детки?». Цель: Развивать и закреплять знания детей о деревьях, их семенах и  листьях. Закреплять правила поведения в лесу, в парке.

Настольно-печатная игра – лото  «Когда это бывает?» Цель: Уточнять и закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе и жизни животных в разные сезоны

Дидактическая игра «Что сначала, что потом?» Цель: Формировать и закреплять знания детей о степени зрелости овощей, фруктов, о порядке роста разных растений, живых существ (рыб, птиц, земноводных). Дидактическая игра «Рассели животных по домам». Цель: Развивать и закреплять знания детей о местах проживания животных, названиях их жилищ. Развивать речь.

Загадки-описания  «Мы – водные животные». Опыт: «Вода испаряется» (Круговорот воды в природе).

Май

2020г.

Цель: Расширять знания детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых. Учить анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения. Развивать логическое мышление. Учить отвечать на вопросы. Активизировать память и внимание детей.

Словесно-дид. игра «Четвертый лишний». Опыт: Выяснение причин выхода червей во время дождя на поверхность земли.

2020-2021учебный год

Обобщение собственной практической деятельности, участие на педагогических семинарах, конкурсах, практикумах.

Использование ИКТ

Сентябрь

2020г

Цель: подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать её красоту.

Выставка работ детей

Октябрь

2020г.

Март

2021г.

Выступление с опытом работы на методических объединениях  района ,города

Апрель

2021 г.

КВН «Друзья природы». Цель:  Обобщать и систематизировать представления детей о поведении и образе жизни диких и домашних животных. Закреплять знания детей о природе, о природных явлениях, о связях в природе. Воспитывать бережное отношение к природе, заботу о братьях наших меньших.

Настольно-печатная игра «Прогулка в лес». Цель: Уточнять и закрепление знаний детей о правилах поведения на природе. Воспитывать бережное отношение к лесу и его обитателям.

Май

2021г

Обобщить опыт работы по организации экологического воспитания дошкольников.

Список литературы: 

  1. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх. – М. 1993.
  2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.1991.
  3. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. – М.: Просвещение,1973.
  4. Виноградова Т.А., Маркова Т.А. Опыт организации экологического образования в детском саду: Методические советы к программе «Детство». СПб.: Детство – Пресс, 2001.
  5. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. СПб.:Детство – Пресс, 2003.
  6. Дрязгунова В.И. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М. 1981.
  7. Гризик Т.И.«Мир природы» // Дошкольное воспитание. 2001.№9
  8. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
  9. Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных. М.,Просвещение, 1988.
  10. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2003.
  11. Лучич М.В. Детям о природе. М. Просвещение, 1989.
  12. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. - М.: Академия, 2002.
  13. Николаева С.Н. «Юный эколог». - М.: Мозаика-Синтез,
  14. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. - М.: Новая школа, 1995.
  15. Саморукова П.Г. Как знакомить дошкольников с природой. – М.:Просвещение, 1978.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»

Отчет по плану самообразования Тема самообразования:   «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»...

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»

Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...

Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент

В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры

Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...

Самообразование. План самообразования. Консультация для педагогов

Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога «Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться» А.С. МакаренкоПедагогу самостоятел...