Выступление на семинаре
методическая разработка на тему

Бондаренко Ольга Ивановна

Выступление на семинаре:

«Методика восприятия изображенного на картине различными органами чувств»

Методическая разработка на тему:

«Методика рассказывания по картине»

И.М. Мурашковская.

 

(модифицированная методика восприятия изображенного на картине различными органами чувств)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_2015.docx26.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад присмотра и оздоровления № 22 «Колокольчик»

г. Набережные Челны.

Методическая разработка на тему:

«Методика рассказывания по картине»

И.М. Мурашковская.

(модифицированная методика восприятия изображенного на картине различными органами чувств)

Выступление на семинаре:

«Методика восприятия изображенного на картине различными органами чувств»

И.М. Мурашковская.

Подготовили: Бондаренко О.И. воспитатель I квалификационной категории.

Баталова. Ж. М. воспитатель высшей квалификационной категории.

Развитие связной речи детей тесно связано с их умением составлять творческие рассказы по картине. Картина — один из значимых атрибутов образовательного процесса на этапе дошкольного детства. Ее положительные преимущества над другими дидактическими средствами достаточно подробно раскрыты в методических пособиях по воспитанию (М. М. Конина, Е. П. Короткова, О. И. Радина, Е. И. Тихеева, С. Ф. Руссова и др.).

В чем же заключаются эти преимущества?

 картина развивает наблюдательность (К. Д. Ушинский);

 обогащает чувственный опыт;

 способствует развитию умственных процессов;

 развивает восприятие чувств (Я. А. Каменский);

 развивает диалогическую речь;

 развивает монологическую речь (А. А. Леонтьев);

 инициирует мышление и речь (Е. И. Тихеева);

 способствует формированию конкретных представлений, понятий (С. Ф. Руссова).  

Картины для работы с детьми различают по следующим критериям:

-формат (демонстрационные и раздаточные);

-тематика (мир природный или предметный, мир отношений и искусства);

-содержание (художественные, дидактические; предметные, сюжетные);

-характер (реальное, символическое, фантастическое, проблемно-загадочное, юмористическое изображение);

-функциональный способ применения (атрибут для игры, предмет обсуждения в процессе общения, иллюстрация к литературному или музыкальному произведению, дидактический материал в процессе обучения или самопознания окружающей среды и т. д.)

Обычно, составление рассказа по картине сводиться к перечислению изображенного, придумыванию названия картины, образца рассказа воспитателя. А можно и поиграть, чтобы в последствии дети смогли составить рассказ по картине самостоятельно. Вот например в такие игры по картине «Собака со щенками».

Общие требования к организации работы с картиной:

1. Работы по обучению детей рассказыванию по картине рекомендуется проводить, начиная со 2-й младшей группы детского сада.

2. При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине.

3. После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей.

4. Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной.

5. Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема.

6. Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.

Вот например в такие игры по картине «Собака со щенками»

Игра с «подзорной трубой»

Цель:Упражнять  в умении выделять конкретные объекты, изображенные на картине, и давать им соответствующие названия.

Материалы: рассматриваемая картина, альбомный лист бумаги, свернутый для имитации подзорной трубы.

Ход игры: каждый ребенок по очереди рассматривает картину в «подзорную трубу» и называет только один объект. Например: мама-собака, щенок с рыжими пятнами, щенок с черными пятнами, щенок с коричневыми пятнами, косточка, миска с молоком, будка, дом, елка, веревка, трава...

Внимание! Не забудьте назвать с детьми небо и землю.

Игра «Кто в кружочке живет?»

Цель:Развивать умение  производить замену выделенных объектов схемами.
Материалы: картина, чистый лист бумаги (50 x 30 см), фломастер одного цвета (например, синий).

Ход игры: каждый ребенок должен назвать, кто из персонажей или объектов картины «живет» в указанном педагогом кружочке, и схематично нарисовать названное существо или предмет.

Игровое правило: в кружке должен находиться только один объект, например: собака — щенок 1 — щенок 2 — щенок 3 — дом — будка — миска — ель.

Игра «Ищу родственников»

Цель: Закреплять умение классифицировать объекты на картине и активизировать словарь обобщающими понятиями.

Игровое действие: нахождение однородных объектов по заданному классификационному принципу:

  1. природный мир — рукотворный мир;
  2. живая — неживая природа;
  3. целое — частное;
  4. по месту нахождения;
  5. по выполняемой функции.

Например:

1) Собака, щенки, трава, земля, небо, деревья, молоко — природный мир.

Будка, миска, дом, веревка — рукотворный мир.

2) Собака, щенки, трава — живая природа.

Небо, земля — неживая природа.

3) Крыша, труба, окна, стены — дом.

Голова, туловище, ноги, хвост — собака.

4) Береза, ель, кусты, трава — опушка леса.

Собака, щенята, будка, пища — лужайка перед домом.

5) Дом, будка — здание, сооружение.

Миски глубокая и мелкая — посуда.

Игра «Кто-то теряет, кто-то находит, и что из этого выходит»

Цели: Формировать умение  объяснять взаимодействие между объектами на уровне физических связей; подвести их к выводу, что все на картине взаимосвязано; упражнять в умении строить рассуждение, соблюдая его структуру.

Материалы: картина, лист со схематически обозначенными объектами (из игры «Кто в кружочке»), фломастеры контрастных цветов.

Игровое действие: нахождение физических связей между объектами.

Нужно соединить кружочки с выбранными объектами линией и обосновать их связь, не повторяя друг друга.

При установлении взаимосвязей педагог должен обращать внимание детей на то, что один объект при взаимодействии с другим всегда что-то приобретает и что-то отдает.

Например: щенок — ель.

«Щенок и ель находятся на земле. Ель берет соки у земли, для того чтобы расти, а земля с помощью ели укрывается от солнца. Щенок стоит четырьмя лапами на земле, и его тень тоже укрывает землю».

Другие примеры:Собака — дом; щенок 1 — будка; щенок 2 — миска; щенок 3 — ель.

Игра «Живые картинки»

Цели: Совершенствовать умение ориентироваться в двухмерном и трехмерном пространстве, отвечать развернутыми предложениями на вопросы о местонахождении объекта.

Ход игры: каждый ребенок «превращается» в один из объектов на картине, объясняет словами свое местонахождение в двухмерном пространстве относительно других объектов, изображенных на картине, а затем моделирует его в трехмерном пространстве (на ковре).

Каждая «живая картинка» предполагает фиксацию местонахождения объектов в трехмерном пространстве и наблюдается воспитателем 5—7 секунд после построения всех детей-объектов на ковре.

Игра «Подбери такое же по цвету»

Цель:упражнять в сравнении объектов по цвету и учить находить ярко выраженное цветовое решение в знакомых детям объектах.

Игровое действие: назвать цвета объектов или их частей на картине и найти данный цвет в предметах окружающего мира.

Составление открытых описательных загадок, которые подходят под разные объекты и имеют множество отгадок.

Например: белый цвет.

Загадка: белый как снег, как простыня, халат доктора и т.п. (Под эту характеристику подходят: частичный окрас собаки, ее щенят, молока, занавесок в доме и косточки в зубах одного из щенков.)

Игра «Сравни по форме»

Цель: упражнять в сравнении предметов по форме и учить находить выделенную форму в предметах окружающего мира.

Игровое действие: назвать форму объектов или их частей на картине и найти данную форму в предметах окружающего мира. Составление открытых загадок.

Игра «Да — Нет» (на загаданный объект, его часть или однородное множество)

Цель: Формировать умения классифицировать объекты по заданным признакам.

Игровое действие: ведущий загадывает на картине объект, дети задают вопросы, сужающие поле поиска объекта, отгадывают его и описывают.

Правила игры.

Дети знают, что ведущий отвечает на вопросы в основном только «Да» или «Нет», хотя возможны также ответы «Не имеет значения» (в случае незначительности выясняемого признака) и «Да и нет одновременно»

(указывающий на наличие противоречивых признаков объекта).

Ведущий не позволяет просто перечислять изображенные на картине объекты. Все играющие должны знать примерный алгоритм, по которому задаются вопросы.

Необходимо также задавать вопросы о частях объекта и количестве загаданного, о времени создания объекта или о его возрасте.

Вопросы могут задаваться детьми не строго в указанной последовательности.

Игра «Аукцион»

Цели: Совершенствовать умения полному перечислению составляющих объекта; формировать понятие об отношениях «целое — часть — подчасть».

Игровое действие: ведущий выбирает какой-либо объект и предлагает детям перечислить его элементы по принципу: главные части, в них — подчасти, в подчастях — составляющие и т.д.

Сначала ребенок должен назвать некое основное составляющее объекта, а затем найти в нем его часть по принципу «матрешки». Ведущий награждает того, кто последний назовет цепочку составляющих, не повторяя предыдущих.

Например: конура собаки состоит из крыши, пола, двух боковых стенок, одной задней и одной передней. У пола две части: та, что находится на земле, и та, что является подстилкой для собаки. Пол для собаки — это фанерка, прибитая гвоздями. Фанера состоит из слоев дерева.

Игра «Что с чем связано»

Цель: Совершенствовать умение описывать объект с точки зрения его разнообразных связей с окружающим.

Игровое действие: выбранный объект представляется как ищущий у встречных дружбы или разгадывающий их не очень добрые замыслы (то есть связи данного объекта с другими раскрываются с точки зрения «хорошо — плохо»).

Игра «Путешествие на машине времени»

Цель: Формировать умение составлять рассказ об объекте с точки зрения времени его существования.

Игровое действие: ведущий выбирает объект и предлагает играющим прокатиться с ним на «машине времени», а потом рассказать о том, что было с объектом в прошлом и будет в будущем.

Правила игры: нельзя рассказывать о времени, когда данного объекта не было; не обязательно подробно рассказывать о моменте существования объекта на картине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на семинаре по теме "Ручной труд"

Выступление состоит из презентации и конспекта, в котором рассматриваются основные этапы работы для каждой возрастной группы детского сада по ручному труду, созданное на основе нового ФГТ. Освещенны о...

выступление на семинаре ДОУ по теме: Информационная безопасность детей

представлен текст выступления по теме с соответствующими слайдами, которые демонстрировались в ходе выступления...

Выступление на семинаре "Роль предметно - развивающей среды в оздоровлении детей", 2012 год

Выступление на семинаре "Сохранение здоровья детей и педагогов в условиях детского сада". Качество педагогического процесса определяется сегодня не только деятельностью педагогов, но и  под...

Выступление на семинаре-практикуме: «Игры, готовящие ребенка к школе»

В материале представлен список игр и упражнений для подготовки детей к школе...

Презентация к выступлению на семинаре "Интегрированные занятия, как одна из эффективных форм работы учителя-логопеда"

В презентации  рассмотрено, что такое педагогическая инноватика, раскрыт понятийный аппарат и  теоретические основания инновационных процессов в образовании. Рассмотрены формы и условия взаи...