«Клуб знатоков природы»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Зубченкова Галина Петровна

Конспект ОД по экологическому воспитанию детей старшей группы с использованием опытов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon metodicheskaya_razrabotka.zip30.4 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ОД для воспитанников старшего возраста на
тему: «Клуб знатоков природы»

 

Интеграция образовательных областей.

  • Социально - коммуникативное развитие.
  • Познавательное развитие.
  • Речевое развитие.
  • Художественно – эстетическое развитие.
  • Физическое развитие.

Цель  Обобщать знания детей об объектах живой и неживой природы

Задачи:

Социально-коммуникативное развитие

Расширять возможность речевого общения ребёнка со взрослыми и сверстниками: развивать умения считаться с желаниями других воспитанников.

Воспитывать позитивное отношение к  окружающему миру: к природе, лесу, его обитателям, чувство доброты, сопереживания ко всему живому.

Познавательное развитие

Формировать представления о различных сторонах изучаемого объекта , его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

 Совершенствовать способность детей ставить вопросы и получать на них фактические ответы.

Развивать поисково – познавательную деятельность детей как интеллектуально – личностное, творческое развитие.

Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру.

Речевое развитие

Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос, в доброжелательной форме высказывать согласие или несогласие с ответом товарища; развивать умение поддерживать непринуждённую беседу.

Художественно – эстетическое развитие

Формировать способность наблюдать, всматриваться (вслушиваться) в явления и объекты природы, замечать их изменения.

Развивать эстетическое восприятие, умение созерцать красоту окружающего мира

Физическое развитие

Поддерживать у детей  желание овладевать элементарными знаниями о своем организме, способах укрепления собственного здоровья.

Продолжать развивать координацию движений и быстроту реакции, ориентироваться  в пространстве, двигательные  умения.

Создать у детей хорошее настроение, чувство радости и удовлетворения.

Планируемый результат

Ребенок проявляет активность, умеет поддерживать беседу на заданную тему,  активно взаимодействует с воспитателями и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

                                                                                                                                                                                                                                                   

Методы и приемы:

Наглядные:  показ, демонстрация, работа с перфокартами,

Словесные: художественное слово, беседа, вопросы – ответы.

Игровые :  сюрпризный момент, игровое упражнение «Здравствуй, дерево!» (Птица, животное),  игры:  «Чей след?», «Правила поведения в природе», «Хоровод планет», игровое упражнение «Добрые камешки», физминутка «Мое тело».

Практические: познавательно-исследовательская деятельность (свойства магнита, «Почему снег белый?»

Материалы и оборудование.

Перфокарты:  "Чей след?", "Оцени поступок", проектор, ноутбук, экран. Слайды с изображением леса,   с логических заданиями . Цветные камешки, цветок с разноцветной подсветкой, силуэты  деревьев для оформления группы Звездочета, доктора Айболита, Лесовика, Знайки , аудиозапись песни «Волшебный цветок  (Муз.Ю.М,Чичкова, сл.М.С. Пляцковский), «Млечный путь» (из к/ф «Большое космическое путешествие»);  

Атрибуты  полумаски  с изображение планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Солнца,  пояс с ленточками-«лучиками»,

Предварительная работа.

Беседа о планетах,   дидактические игры: "Птицы, животные, нашего края",  «Отгадай чей след», "Оцени поступок".  разучивание физминутки "Я и мое тело". Чтение познавательной литературы:  «Зеленые страницы» сост. С.Сахарнов,«300 страниц про зверей и птиц» сост. С.Сахарнов., Т. Ш. Крюкова «Лесной календарь». разбор проблемных ситуаций и их решение природоохранного содержания, просмотр  видеороликов «Природа  родного края», «Сохраним природу»,  Ефрем Левитан «Астрономия для умненьких детей». М.Л.Лазарев «Фырка и Здравик», загадывание загадок, проведение опытов с детьми: «Свойства магнита», «Почему снег белый?», чтение  художественной литературы о природе и животных.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Игровая

 Игровое упражнение «Здравствуй, дерево!» (Птица, животное),  развивающая игра «Чей след?», дидактическая «Правила  поведения в природе»,  игровое упражнение «Добрые камешки».

Коммуникативная

Беседа, вопросы, ответы детей.

Восприятие художественной литературы

Чтение стихотворения, загадывание загадок.

Двигательная

Физминутка «Я и мое тело», Малоподвижная игра «Хоровод планет»,

Художественно-эстетическое

Слушание песни «Волшебный цветок»

Муз.Ю.М,Чичкова, сл.М.С. Пляцковский),

Познавательно-исследовательская

Опыты: «Свойства магнита», «Почему снег белый?».

Логика образовательной деятельности

Организационный момент

 Воспитатель: -Сегодня,  все участники нашего клуба «Знатоки природы»  отпраляются  в экспедицию. Нам придется искать растение, а какое вы сейчас узнаете, послушав песенку (В грамзаписи звучит I куплет песни "Волшебный цветок" (Муз.Ю.М,Чичкова, сл.М.С. Пляцковский).

Вы догадались какое растение нам придется отыскать?  Вам хочется  отправиться в экспедицию и узнать что это за волшебный цветок? (Ответы детей).

Беседа, мотивация деятельности.

Как вы думаете, легко ли будет нам найти его? Встретятся ли на нашем пути трудности? Я открою вам секрет, цветок этот смогут увидеть только те, кто любит природу, много знает о ней, может ей оказать помощь, если она будет в ней нуждаться. Ребята, вы сможете доказать, что вы в любую минуту придете на помощь природе и ее обитателям?

Тогда мы можем отправляться в путь.

Во всех сказках путь к неизведанному лежит через лес, вот и наша тропинка привела нас в лес.

Слайд №1 Изображение леса

Воспитатель - Лес сказочно красив! А вы как думаете? (Ответы детей) Но  нам он незнаком, мы в нем ни разу не были. А когда  кто-то, с кем-то, что нужно сделать? Правильно, нужно познакомиться. Вот сейчас вам предстоит познакомиться с лесными обитателями.

Игровое упражнение "Здравствуй дерево" (животное, птица) Дети задают воспитателю вопросы, воспитатель отвечает на них, дети определяют название дерева, на экране видеопроектора появляется изображение данного дерева. Аналогично проходит игровое упражнение «Здравствуй птица», «Здравствуй, животное!»

Вопросы

«Здравствуй, дерево!

Какого ты будешь роста, когда вырастешь?

Какие у тебя будут листочки? (Какой формы?)

Какая кора? (Гладкая или морщинистая? Какого цвета?)                                                                                      

"Здравствуй, птица!"        

Вопросы

Где ты зимуешь, птичка?

Какая ты по величине?

Какого цвета у тебя оперенье?

Какие ты издаешь звуки?

Слайд №3 Изображение синицы

Здравствуй, животное!»

Вопросы

Какой у тебя домик?

Какого цвета шерсть?

Чем ты питаешься?

Слайд №4 Изображение белки

По завершению игры воспитатель обращает внимание на конверт приклеенный к одному из деревьев на панно.

Воспитатель: -Ребята, смотрите, здесь конверт, интересно, а для кого он предназначен?». (Воспитатель с детьми  читают надпись на конверте: -Детям старшей группы д/сада «Ромашка»).

Воспитатель: -Вам, интересно что в нем? Воспитатель читает текст письма: –Ребята, мы, сказочные герои, посылаем вам мешочек с цветными  камешками и задания, которые вы должны выполнить. Каждый из вас будет их получать за правильно выполненные задания. А в конце вашего путешествия они вам очень пригодятся! Удачи вам!»

Воспитатель предлагает ребёнку достать карточку с первым заданием. На карточке изображен Лесовичок.

Воспитатель -Во время разных путешествии, прогулок по лесу, он много раз видел вас. Наблюдал за вами. А теперь ему так хочется проверить как вы умеете наблюдать. Вам предстоит отгадать следы животных.

Игра «Отгадай, чей след?»

Педагог обращает внимание детей на перфокарту, на которой нарисованы животные и их следы, (медведь, заяц, волк, лиса). В окошечках около каждого животного, расположены магниты разных цветов (красный, желтый, зеленый, синий). Детям даются задания:

а) прикрепить магниты соответствующих цветов около следов   животных; б) обозначить красным магнитом "лишний след"; в) обозначить зелеными магнитами похожие следы.

После выполнения задания, дети высказывают  согласие или несогласие с ответом товарища. За правильное выполнение задания дети получают цветные камешки

Воспитатель обращает внимание детей на вторую перфокарту.

Воспитатель -Лесовичку очень хочется узнать как вы относитесь к природе, знаете ли правила поведения в природе?

Игра «Оцени поступок»

На листе нарисованы сюжеты поведения детей в природе: ломаю ветку, вешают скворечник, забираю ежика домой, убирают мусор в лесу, насыпают корм в кормушки для птиц, напротив расположены пустые окошечки.

Детям нужно  поместить красный магнитик в окошечко , где изображено отрицательное воздействие человека на природу; зелёным - положительное воздействие. Выполнение задания сопровождается высказыванием  своего отношения к поступкам по отношению к природе.  

Воспитатель - У вас появились первые цветные камешки, молодцы! Вам интересно узнать от кого будет второе задание?"

Ребёнок достает карточку с изображением доктора Айболита.

Воспитатель -Что-то не пойму, при чем здесь доктор Айболит?  А вы как думаете?

Воспитатель  - Наверное, кто-то заболел и им нужна помощь? Может кто-то из вас болен? (рассуждения детей) Воспитатель - Оказывается вот в чем дело! Доктор Айболит утверждает, что человек является частью природы и хочет узнать ваше мнение. Вы согласны с Айболитом (ответы детей) Тогда докажите что это так. (Ответы детей) .

Дети  ответами  на вопросы воспитателя доказывают правильность утверждения доктора Айболита, что человек является частью природы.

Вопросы к детям

Для того, чтобы жить и воспринимать природу, какие органы  должны иметь люди?

Как человек воспринимает природу глазами? Ушами?

Вы говорили, что природу надо беречь, а человек должен беречь свои органы и заботиться о них?

А вы заботитесь о своем теле? Расскажите, как вы это делаете?

Воспитатель - Мы с вами знаем игру "Мое тело". Вам хотелось бы поиграть в нее? Это будет лучшим доказательством того, что у нас весь организм находится в полном порядке.

Физминутка "Мое тело"

Дети произносят текст стихотворения и выполняют движения

Головушка      -  Соловушка (гладят голову)

Лобик   -  Бобик (выставляют лобик, как бычки)

Носик   -  абрикосик  (закрывают глазки и попадают пальчиком по носу).

Щечки  -  комочки (ищут пальчиками щечки и трут их тихонько          ладошками)

 Воспитатель предлагает  следующему ребёнку достать карточку с заданием. (На ней нарисован Знайка). Воспитатель - Знайка хотел узнать, любите ли вы наблюдать за природой и проводить опыты.

Самостоятельная исследовательская деятельность детей

Тогда вас приглашает   «Волшебный » экран. Вам предстоит вспомнить некоторые опыты и объяснить, что же вы из них узнали.

Слайд №5 На экране видеопроектора схема . Экран разделен на четыре квадрата В первом квадрате знак ? и  рисунок с  изображением магнита. Во втором –рисунок с изображением гвоздя, в третьем-рисунок  с изображением дивана, в четвертом- рисунок  с изображением книги.

Воспитатель – Около магнита стоит знак вопроса, что это означает (Ответы детей) Нужно назвать, «способности» магнита и предмет, который подходит для этого свойства

Затем, детям предлагается провести опыт наглядно, подтвердить свой ответ.

Слайд№6

В окошечке, где изображен ?  снежинка Во втором – рисунок с изображением стакана с молоком ( символ обозначения белого цвета), в третьем-рисунок с изображением стакана с водой (символ обозначения прозрачности предметов), в четвертом -  рисунок с изображением  стакана с соком желтого (символ обозначения других цветов предмета). Ребенок выбирают вариант ответа,  доказывает правильность ответа с помощью демонстрации  опыта. (Берутся несколько кусочков прозрачной  упаковочной бумаги для  цветов, накладываются друг на друга, прозрачность исчезает  появляется оттенок белого цвета)

Воспитатель - Знайка очень доволен вашими знаниями! Воспитатель - Осталась последняя карточка с заданием. От кого же она? (Ребенок достает карточку, на ней нарисован Звездочет)

Воспитатель - На какой планете мы с вами живем?

Воспитатель - Звездочету хотелось бы проверить ваши знания о других планетах.

Воспитатель задает  вопросы детям:

Есть ли еще планеты, кроме планеты Земля?

Какого они размера?

Что нам помогает видеть их на небе?

На каком расстоянии от солнца они находятся?  Какого они размера?

Звездочет хочет, чтобы вы выстроили планеты по порядку. Я предлагаю вам  показать это в игре. Вы согласны?

Малоподвижная игра "Расположи планеты правильно" (под музыку «Млечный путь» из к/ф «Большое космическое путешествие») выбирается ребёнок "Солнце", на него надевается пояс с «лучиками» (9 ленточек, ленточками разной длины.  Длина каждой ленточки  условно увеличивается по  степени отдаленности планеты от солнца )

У девяти детей на головах полумаски с изображением планет, они отличаются по величине и цвету, в соответствии с цветом планет. На конце каждой ленты цифры от I до 9.

Воспитатель читает стихотворение и загадывает загадки о планетах.    

Воспитатель - У каждой планеты собственный путь.

Нельзя ей, поверьте, с орбиты свернуть.

Вокруг солнца вращаются наши планеты

Но- разному все они Солнцем согреты.

На какой планете такая жара,

Что там оказаться опасно, друзья. Какая у нас самая жаркая планета? Где она располагается? ( «Меркурий») Ребенок в полумаски «Меркурий» берется за ленточку № 1. (Ближе всех к Солнцу)

Воспитатель:    

« А эту планету холод страшный сковал

Теплом ее солнечный луч не достал. Что это за планета? Ребенок в полумаске «Плутона» берется за ленточку

№ 9.(Дальше всех от солнца)

А эта планета нам всем дорога

Нам жизнь подарила планета ... (Земля)

- На какой орбите вращается планета Земля?

-  На каком месте от Солнца находится она?

Ребенок в полумаске Земля  занимает ленточку №3

К планете Земля две планеты близки.

Дружок, имена их скорей назови (Венера, марс)

Дети занимают ленточки № 2, № 4.

А эта планета гордится собой,

Поскольку считается самой большой.

Что это за планета? На какой орбите она находится? (№ 5)

Планета кольцами окружена

И этим от всех отличилась она

Ребенок в полумаске Сатурна занимает ленточку №6

А что за планета

Зеленого цвета?  

Ребенок в полумаске Урана занимает ленточку №7

Царь морской названье той планете дал

Он именем своим ее назвал

Ребенок в полумаске Нептуна занимает ленточку № 8

Все дети занимают свои места и вращаются вокруг "Солнца". Воспитатель читает стихотворение, дети, под музыку под музыку «Млечный путь» из к/ф «Большое космическое путешествие»), ходят по кругу    

 Кружится хоровод планет

 У каждой свой размер и цвет.

 Для каждой путь определен,

 Но только на Земле мир жизнью населен.

Воспитатель - Ребята, конверт пустой. Но где  же волшебный цветок? (Предлагает детям оглядеться и поискать его). Дети находят цветок.

Воспитатель - Как вы думаете, это он? (Ответы детей). Другого цветка здесь нет, а этот не  очень похож на волшебный.

Воспитатель обращает внимание детей на стрелочку, которая от цветка направлена на камешки, предлагает детям подумать что эта стрелочка могла бы означать?

Воспитатель - Я, кажется, догадалась в чем дело. Пришло время каждому взять свои камешки в руки. Очень хорошо, что  у каждого  из вас есть камешки! Они помогут оживить наш цветок, нам предстоит превратить их в "добрые волшебные " камешки, которые передадут нашу доброту цветку и он оживет. Сделать это просто, прижмите их к сердцу и передайте им те добрые дела, которые вы бы хотели сделать для природы.

Дети, по очереди, рассказывают, что они хотели бы сделать хорошего и полезного для природы и людей, кладут камешки в вазочку  рядом с "волшебным " цветком.

Воспитатель – Ребята, мы справились с заданиями, которые предлагали нам сказочные герои?  Как вы думаете, смогли мы доказать, что мы любим природу и бережем ее?  

Воспитатель включает цветовую подсветку. Под музыку Джеймса Ласта "Одинокий пастух", дети любуются игрой цвета в цветке.

Воспитатель - Ребята, мы побывали в чудесной сказке, вы все молодцы! Вам понравилось?

Воспитатель - Этот волшебный" цветок будет вам напоминать сегодняшнюю сказку и расскажет еще очень много интересного.

Список литературы

А. А. Зайцева Гимнастика для пальчиков - для девочек и мальчиков Ростов н/Д : Феникс, 2012

 Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева «От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования . — М.: Мозаика-Синтез, 2014.

О.В. Дыбина  Ознакомление с предметным и социальным миром.

Для занятий в старшей группе (5-6 лет) Москва, Мозаика - Синтез, 2014

Майорова Г., «Игры и рассказы о космосе», «Лист” М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Заседание Клуба Знатоков природы"

Цель: воспитывать в детях любовь и бережное отношение к природе, умение видеть и откликаться на красивое в природном окружении....

Конспект НОД по экологии "Клуб знатоков природы"

Конспект НОД (непосредственной образовательной деятельности) для детей  средней группы  «Клуб знатоков природы». Направление: познавательно речевое развитие.Образовательная область: поз...

Комплексное итоговое занятие "Клуб знатоков природы" в старшей группе

На основе группового уголка природы закрепление и сисиематизация представлений старших дошкольников....

Необычное занятие "Клуб знатоков природы".

В игровой форме формировать у детей умения применять на практике знания о приспособлениях животных и растений к условиям жизни. Формировать умение выделять, сравнивать признаки, понимать простейшие пр...

Родительский клуб «Знаток природы»

ОБОСНОВАНИЕ  «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте»...

«Перспективный план работы родительского клуба «Знаток природы на 2020-2021 учебный год"

План работы родительского клуба «Знаток природы»на 2020-2021  учебный год МесяцМероприятияФормы работыОктябрь 1. Заседание клуба «Добро пожаловать»- Введени...

Родительский клуб " Знаток природы"

Родителский клуб   " Знаток природы"...