«Речевое развитие дошкольника в контексте реализации ФГОС - проблемы и пути решения»
методическая разработка на тему

Педагогический совет 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Речевое развитие дошкольника в контексте реализации ФГОС - проблемы и пути решения»

Цель педагогического совета:

  1. Активизация форм повышения квалификации педагогов ДОУ.
  2. Проанализировать состояние работы по речевому развитию детей в ДОУ, наметить пути совершенствования в данном направлении
  3. Систематизация знаний педагогов об особенностях современных форм и методов работы по развитию речи дошкольников

Подготовка к педсовету

1.Предварительная работа:

  • Семинар - практикум: «Организация работы с картиной с детьми дошкольного возраста».

  • Тематический контроль «Речевое развитие дошкольника в условиях ДОУ в контексте реализации ФГОС»
  • Посещение образовательного процесса по развитию речи.
  • Изучение методической литературы по данной проблеме

2. Домашнее задание

  • Вспомнить задачи по развитию речи в каждой возрастной группе, методы и приёмы работы по ознакомлению дошкольников с художественной литературой
  • Изготовить дидактическое пособие или дидактическую игру по одному из направлений речевого развития

Повестка:

1.Вступительное слово заведующего по теме

Ответственный: Заведующий ГБДОУ № 23 Е.В. Гребенькова

2. Выполнение решения предыдущего педсовета.

Ответственный: старший воспитатель тимощенко О.Л.

3. Итоги тематической проверки «Речевое развитие дошкольника в условиях ДОУ в контексте реализации ФГОС»

Ответственные: Заведующий ГБДОУ № 23 Е.В. Гребенькова, Ст. воспитатель О.Л. Тимощенко,

4.Доклады из опыта работы  воспитателей в презентационной форме

  • Актуальность театрализованной деятельности в речевом развитии детей дошкольного возраст Фалько Т.Н.
  • Влияние стиля педагогического взаимодействия на развитие речевого творчества детей – Примакина М.А.
  • Инновационные формы работы по развитию речи – Шарина Н.С
  • Использование художественной литературы как средство развития связной речи дошкольников – Мурашова О.А.

Ответственный: Ст. воспитатель О.Л. Тимощенко, воспитатели групп

5. Деловая игра «Речь беднеет – вот вопрос – нам поможет в этом ФГОС».

Ответственный: Ст. воспитатель О.Л. Тимощенко

6. Решение педагогического совета

  1. Вступительное слово заведующего ДОУ

Проблема развития речи детей дошкольного возраста на современном этапе развития общества является особо значимой.

Запрос нынешнего века — наличие определенных технических умений, необходимость знания языка машин.

Наша речь каждое десятилетие становится суше, скучнее, беднее, однообразнее и сводится к использованию минимального словарного запаса. Лавиной хлынувшие технические новшества ускоряют этот печальный процесс обнищания и деформации речи. Вопрос: как не утратить красоту и образность речи? является в данном случае ключевым.

Сенситивным периодом развития всех психических процессов является дошкольный возраст. Однако современный мир и его технические «игрушки» подменяют ребенку необходимость получения познавательной информации из общения со сверстниками, взрослыми, из любимых детских книг. Ребенок легко осваивает технический язык, но при этом живая речь утрачивает свою значимость, эмоциональность. Следовательно, единственным выходом из сложившейся проблемы является необходимость максимального обогащения речи детей в условиях ДОУ и школы.

Человек, в детстве овладевший выразительными средствами языка, вряд ли будет обеднен в жизни среди техники и компьютеров, среди строгих категорий и понятий, и всегда найдет место сравнениям, метафорам, образам и эпитетам. И проблема забвения языка от части будет решена.

А в сложном процессе овладения средствами образной речи, выразительности языка поможет лингвистическая одаренность ребенка, свойственная периоду детства, его особое языковое чутьё к речи, то чего лишены многие взрослые в наше время. Нам как педагогам важно объединить усилия для формирования целостной системы речевого развития детей в детском саду с использованием всех возможных технологий, методик и научных разработок.

2. Ст. воспитатель:

«Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи».

На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Односложная, состоящая лишь из простых предложений. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи.

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Известно, что речь – необходимый компонент общения, в процессе которого она и формируется. 

Связная речь – построение связных высказываний разных типов – рассуждения, повествования; умение структурно выстраивать текст, развивать сюжет по серии картин, соединять части высказывания разными способами связей грамматически правильно и точно. 

Развитие связной речи: решение этой задачи сопряжено с развитием двух форм речи - диалогической и монологической. При развитии диалогической речи особое внимание уделяется формированию у детей умения строить диалог (спрашивать, отвечать, объяснять и др.), пользуясь при этом разнообразными языковыми средствами в соответствии с ситуацией. Для этого используются беседы на самые разнообразные темы, касающиеся жизни ребенка в семье, в детском саду и т.д. 

Именно в диалоге развивается умение выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста. Все эти умения необходимы и для развития монологической речи детей. 

Центральным моментом развития такой речи является обучение детей умению строить развернутое высказывание. Это предполагает формирование у них элементарных знаний о структуре текста (начало, середина, конец), представлений о связи между предложениями и структурными звеньями высказывания. Последнее составляет важное условие достижения связности речевого высказывания. 

Овладение монологической речью имеет приоритетное значение для полноценной подготовки ребёнка к школе и, как отмечают многие учёные и педагоги, возможно только в условиях целенаправленного обучения. 

Речь развивается в разных видах деятельности: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, с явлениями окружающей действительности, обучению грамоте, на всех остальных занятиях, а также вне их – в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни. Именно поэтому определение направлений педагогического воздействия и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач.

Успешное решение этих задач возможно только при комплексном подходе к их рассмотрению, а также при создании необходимых условий для речевого развития детей, при тесном сотрудничестве всех участников воспитательно- образовательного процесса.

В ходе тематической проверки были выделены несколько факторы, ухудшения речевого развития детей.

Мозговой штурм:

Предлагаю Вам, рассмотреть таблицу факторов отрицательно влияющих на речевое развитие дошкольников. Данная таблица составлена по итогам тематического контроля. Предлагаю Вам

Объединится в 2 команды, рассмотреть предложенные факторы,  подумать и решить ответив на главные вопросы что мы можем изменить и как и что не можем и почему?

Что можно изменить через педагогическое воздействие и построение педагогического процесса?

«+»

Факторы

Что нельзя изменить и почему?

«-»

Изучение передового педагогического опыта

Самообразование педагога по изучаемой проблематике

Внедрение в практику инновационных форм работы по речевому развитию

Качественная подготовка к занятию, включение разных форм и методов речевой активизации детей

Организовать центры речевой активности  и «мастерские слова»

Включение общения в ведущие формы деятельности в соответствие с возрастными этапами

Использование педагогических технологий: …

Включение родителей в педагогический процесс

Соматическая ослабленность

Замедленное психофизическое развитие

Нарушение физиологической основы здоровья (психо – эмоциональное здоровье)

Наследственность, травмы

Неправильное строение органов речевого аппарата

Невнимание к речевому развитию детей в младшем возрасте (недостаток общения)

Двуязычие

Отсутствие теоретической и практической подготовки педагогов к реализации задач речевого развития

Создание в группе речевой среды оснащённой дидактическими материалами и играми

Факт пребывания детей в коллективе (детская сленговая культура)

Отсутствие взаимопонимания между воспитателем и родителями воспитанников по данной проблеме

Недостаточная компетентность воспитателей в планировании, организации и проведении занятий по речевому направлению развития детей;

Культура речи и стиль общения педагога с детьми

Недостаточно сформированная мелкая моторика

……..

Команду работают 5 минут, после обсуждают и вырабатывают единые мнения. Обсуждение итогов тематического контроля

Выступления с докладами:

Использование художественной литературы как средство развития связной речи дошкольников – Мурашова О.А.

Ведущий. Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед педагогом стоит важная задача – каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.

А сейчас предлагаю вам немного поработать.

Педагоги разбиваются на три команды, каждая группа выбирает свой метод  ознакомления детей с литературой и подобрать к нему приемы. После этого команды рассказывают, как выбранные ими приемы можно использовать в работе с детьми.

Методы и приемы ознакомления детей с литературой

Метод

Приемы

Словесный

Чтение произведений

Вопросы к детям по содержанию произведений

Пересказ произведения

Заучивание наизусть

Выразительное чтение

Беседа по произведению

Прослушивание аудиозаписи

Практический

Элементы инсценировки

Игры- драматизации

Дидактические игры

Театрализованные игры

Использование разных видов театров

Игровая деятельность

Наглядный

Показ иллюстраций, картинок, игрушек

Элементы инсценировки

Движения пальцами, руками

Схемы

Алгоритмы

Просмотр мультфильмов, видеокниг

Оформление книжной выставки

  • Актуальность театрализованной деятельности в речевом развитии детей дошкольного возраст Фалько Т.Н.
  • Влияние стиля педагогического взаимодействия на развитие речевого творчества детей – Примакина М.А.

Ведущий. Как мы с Вами только что выяснили и поняли, педагог как участник воспитательно – образовательного процесса в детском саду и должен владеть коммуникативно-речевыми умениями, он должен владеть умениями: анализировать речевую ситуацию и прогнозировать речевое общение; ориентироваться в способах диалогического общения с учетом норм речевого этикета проводить самоанализ речевой деятельности, уметь общаться с родителями.

И сейчас мы с вами проведем практические упражнения на развитие коммуникативно-речевых умений.

1 команда:

Упражнение «Достижение цели».

Задание. Выбрать партнера и попросить у него какой-либо предмет (очки, ручку и т.д.)

Задача. Высказать свою просьбу так, чтобы собеседник не смог найти ни одного аргумента, чтобы отказать вам.

2 команда:

Упражнение «Знакомство».

Ситуация. Молодая мама в нерешительности стоит у кабинета заведующего детским садом, рядом ребенок с игрушкой.

Задача. Познакомиться с молодой мамой, выступив инициатором общения в одной из ролей – «руководитель», «воспитатель», «родитель».

3 команда:

Упражнение «Алло, алло!...»

Ситуация.  Вам необходимо получить или передать деловую информацию по телефону.

Инновационные формы работы по развитию речи – Шарина Н.С

Деловая игра «Речь беднеет – вот вопрос – нам поможет в этом ФГОС».

Игра проводится с целями углубления знаний педагогов, их компетентности в вопросах организации образовательной деятельности по речевому направлению развития; развития умений обсуждать и согласовывать совместные действия; активизации внимания педагогов за соблюдением норм речи и культуры общения.

Игра начинается с общего приветствия всех участников игры и представления команд.

В качестве жюри присутствуют заведующий ДОУ, старший воспитатель

Игра проводится в четырех этапов.

1 этап Разминка. Педагоги представляют домашнее задание (мини- сценка), в которой отражена злободневная проблема развития речи детей. Другие педагоги  пытаются разгадать смысл увиденного, проанализировать ситуацию и найти путь решения.

2 этап Речевой коллоквиум «Быстрый ответ»

  • Что включает в себя речевое развитие? (владение речью как средством общения со сверстниками и взрослыми; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; обогащение активного словаря; развитие речевого творчества; развитие звуковой культуры речи и др. согласно требованиям ФГОС ДО).
  • Какие формы работы используют при обучении детей связной речи. (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)
  • Ведущий прием обучения правильному произношению (образец воспитателя)
  • Как организовать работу по развитию речи во 2-й половине дня (логоритмика, мнемотаблицы, дидактические игры, театрализованная деятельность, чтение худ. литературы и т.д.)
  • С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа)
  • С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей диалогической речи? (младшая  группа)
  • Назовите основные направления работы в ДОУ, через которые реализуется образовательная область – речевое развитие? (образовательная деятельность, осуществляемая с детьми в различных видах деятельности; образовательная деятельность, организованная в ходе режимных моментов; самостоятельная деятельность детей; сотрудничество с семьями воспитанников)
  • Назовите известные вам формы работы с детьми по речевому развитию? (НОД, беседа, экскурсия, конкурсы чтецов, режимные моменты и т.д.)
  • Каковы основные достижения в речевом развитии старшего дошкольника? (проявление речевой активности в общении со взрослыми и сверстниками; активно задает и отвечает на вопросы; инициативен в придумывании рассказов загадок и т.д.; имеет богаты словарный запас; речь чистая, грамматически правильная, выразительная; владеет средствами звукобуквенного анализа слов; умеет передавать краткое содержание текста; различает основные жанры (стихотворение, сказка, рассказ)
  • Каким образом осуществляется ознакомление детей с книжной культурой? (Через знакомство с классическими и современными литературными произведениями (стихи, сказки, рассказы, басни, загадки, потешки, поговорки и т.д.)
  1. Этап «Решение проблемы»

Тематический анализ показал, что у детей средней группы не достаточно  хорошо развита связная речь. Составьте план работы с детьми через интеграцию всех образовательных областей в средней группе на 2 недели на примере одной темы: «Дикие и домашние животные»

Образовательные области

Вид детской деятельности

Познавательное развитие

Беседы на тему «Дикие и домашние животные»

Просмотр иллюстраций, фильмов, слайдов по данной теме

Использование мнемотаблиц

Экскурсия с воспитателем в детскую библиотеку им.Бианки

Экскурсия с родителями в зоопарк

Просмотр мультфильмов по сказкам

Ребусы, пазлы, кубики по заданной тематике

Дидактические игры «Угадай, чей хвост», «Четвертый лишний», «Помоги животному найти свой дом», «У кого какая мама»

Речевое развитие

НОД:

- Составление рассказа по картине «Лиса с лисятами»

- Пересказ сказки «Лиса Патрикеевна»

- Составление рассказа по набору игрушек «Как лиса в гости ходила»

Чтение художественной литературы:

-Чтение рассказов, стихов, сказок

- Загадывание загадок

- Заучивание наизусть

Рассматривание иллюстраций к книгам, оформленным художниками Е.Рачевым, Е.Чарушиным, В.Васнецовым

Д/И:

Словестные игры:

Художественно-эстетическое развитие

НОД:

-Лепка  «Животные нашего леса»

-Аппликация «Зайчик с морковкой»

-Рисование по замыслу «Мой любимый сказочный персонаж»

-Конструирование «Зоопарк»

Театрализованная постановка «Лисичка сестричка и серый волк»

Социально-коммуникативное развитие

Беседа о правилах поведения в природе

Труд в уголке природы

Подкормка птиц на участке

Сюжетно-ролевые игры «Зоопарк», «Айболит», «Ферма»

Физическое развитие

Пальчиковая гимнастика с текстом «Сорока - белобока», «Зайка», разыгрывание небольших сценок с построением фигур из пальцев

Физкультминутки с текстом

Подвижные игры с текстом «У медведя во бору», «Собачка и воробьи», «Лохматый пес» и др.

Логоритмика

4 этап «Давайте обсудим»

      Ребенку не интересна НОД по речевому развитию. Что нужно сделать, чтобы повысить интерес к занятиям по развитию речи?

  • Организовывать занятия так, чтобы ребёнок вовлекался в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний. Меньше контроля, больше самостоятельности и доверия.
  • Интеллектуальная и практическая деятельность на занятии должна быть разнообразной.
  • Следует постоянно менять форму вопросов, заданий, стимулировать поисковую деятельность детей, создавая атмосферу напряжённой работы.
  • Содержание занятий должно быть трудным, но посильным.
  • Чем больше новый материал связан с имеющимся личным опытом ребёнка, тем он интересен для него.
  • Учёт индивидуальных, возрастных, и психических особенностей ребенка.
  • Эмоциональность педагога, его умение поддержать и направить интерес к содержанию занятия.
  • Использование ИТ технологии на занятиях

5 этап:

«Аукцион методических находок»

Домашнее задание. Воспитатели проводят презентацию дидактических игр по развитию речи детей. В распоряжении педагогов 5 – 7 минут. Заключительный этап: подведение итогов педсовета, выработка решения педсовета.

Решение педагогического совета:

1. Продолжать создавать в ДОУ условия для развития речи детей:

     - пополнить группы дидактическими играми по развитию речи

     - организовать в группах «Мастерскую слова »для организации художественно – речевой деятельности и  начать создание фонда детского речетворчества во всех возрастных группах.    В разновозрастной группе «Подсолнушки» собрать уже имеющийся материал и создать альбомы.

             Срок: до 15.05.16 Ответственные: воспитатели групп, ст. воспитатель

  2. Отражать в календарных планах систематическую индивидуальную работу по речевому развитию  детей.

              Ответственные: Воспитатели, старший воспитатель  анализ календарных планов ежемесячно

 3. Использовать в практике работы современные эффективные технологии речевого развития дошкольников.

               Срок: постоянно.  Ответственные: Воспитатели, Ст. воспитатель – посещение итоговых НОД в группах

 4. Использовать в практике работы модели и схемы по развитию связной речи дошкольников.

               Срок: постоянно, в течении года. Ответственные: воспитатели, ст. воспитатель

 5. Планировать работу в уголке книги – оформление выставок индивидуальные и групповые беседы с детьми знакомство с   художественной литературой.

              Срок: постоянно, в течении года. Ответственные: воспитатели, ст. воспитатель

6. Воспитателям всех возрастных групп использовать в проведении непрерывной образовательной деятельности словесные методы,  игровые ,  наглядные и  практического методы в соответствии с ФГОС ДО. Срок: постоянно, в течении года.

                Срок: постоянно. Ответственные: Воспитатели, Ст. воспитатель

7. Разработать диагностический инструментарий для составления для постоянного мониторинга речевого развития  и индивидуального маршрута для дальнейшего  применения в работе

                 Срок: до 15.05.2016 Ответственные: Воспитатели, Ст. воспитатель

8. Включить в план работы с родителями воспитанников педагогам группы мероприятия по расширению их педагогического опыта в вопросах развития у дошкольников речевой  компетентности по основным направлениям речевого развития детей дошкольного возраста: развитие словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование элементарного осознания явлений языка и речи, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи, воспитание интереса и любви к художественному слову.

                    Срок: постоянно.  Ответственные: Воспитатели, Ст. воспитатель

Рекомендации для воспитателей по развития речи детей 2 – 4 лет.

  1. Если в группе много детей с плохо развитой речью, надо чаще использовать вопросы и задания, требующие от ребенка ответа – действия (что-то показать, найти, принести, сделать и т.п.).
  2. Разговаривая с ребенком, следует проявлять выдержку и терпение. Если на ваш вопрос не последовало ответа, повторите его и подскажите ответ, поощряя попытки малыша воспроизвести вслед за вами слово, фразу.
  3. У вас «не получилось» занятие. Если вы считаете, что этот материал важен для детей, повторите занятие, но вначале проанализируйте причины – неудачи (завышены требования; неудачно разместили детей и т.п.).
  4. Не забывайте повторять с детьми пройденный материал.
  5. Ведите себя естественно, не читайте детям нравоучений.
  6. Чаще хвалите детей. Вместе с ними радуйтесь их успехам.
  7. Старайтесь вносить в жизнь детей что – то новое, неожиданное, радовать их сюрпризами, которые создают условия для развивающего общения.

Рекомендации для воспитателей по развития речи детей 4 – 7 лет.

  1. Развивать произносительную сторону речи:
  • подготавливать артикуляционный аппарат для правильного произношения звуков;
  • вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.
  1. Развивать и совершенствовать словарь:
  • знакомить со словами, обозначающими качества, свойства предметов;
  • учить понимать обобщенное значение слов и пользоваться простейшими обобщениями в самостоятельной речи.
  1. Развивать грамматические навыки устной речи:
  • упражнять в правильном употреблении предлогов, выражающих различные пространственные отношения (на, в, за, из, с, над, между, перед и т.п.);
  • упражнять в употреблении имен существительных во множественном числе (по принципу «один – много») и образовании род. Падежа множественного числа существительных (при ответе на вопрос «Чего нет?»;
  • учить пользоваться глаголами в повелительном наклонении. Обучать спряжению глагола «хотеть»;
  • обучать составлению и распространению простых предложений за счёт однородных членов; подлежащих, определений, сказуемых.
  1. Способствовать развитию связной речи. Развивать диалогическую речь:
  • создавать условия, способствующие активному использованию диалогической речи (игровые и проблемные ситуации, экскурсии, театрально – игровую деятельность);
  • учить осмысленно, пользоваться языковыми материалами в зависимости от ситуации (приветствие, обращение, просьба, извинение, утешение, благодарность, прощение);
  • демонстрировать детям культуру ведения диалога;
  • готовить к обучению связной монологической речи;
  • посредством игровых упражнений и разных форм пересказа учить составлять характеристики предметов и объектов (для описания); восстанавливать последовательность событий в повествовании.
  1. Не забывать развивать мелкую моторику рук.
  2. Создавать условия, способствующие активизации речи:
  • рассматривая с детьми их работы по изобразительной деятельности, побуждать к рассказу о созданных образах, предметах окружающего мира;
  • создавать для ребенка культурную богатую речевую среду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Речевое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО"

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной, диалогической и монологической речи; развитие речев...

Статья на тему:"Особенности речевого развития дошкольников в рамках реализации ФГОС ДО"

Данный материал раскрывает тему речевого развития у дошкольников в рамках реализации ФГОС ДО. Он поможет педагогам  подойти к проблеме речи. Со стороны речевых игр и разных методов решений той ил...

Планирование работы по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Лучшему осуществлению работы по развитию речи у детей дошкольного возраста помогает ее планирование. Планирование строится на научных основах и ориентируется на качество образования. Содержание р...

Художественная литература в речевом развитии дошкольников в условиях реализации ФГОС.

Художественная    литература    открывает    и   объясняет   ребёнку   жизнь     общества и  природы...

Речевое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО средствами УМК. Обучение татарскому языку в режиме дня через игровую деятельность

  Речевое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО средствами УМК. Обучение татарскому языку в режиме дня  через игровую деятельность...

Презентация семинара - практикума для воспитателей "Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в виду реализации ФГОС"

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активн...