«Особенности организации планирования в ДОУ в условиях индивидуализации»
методическая разработка по теме

В статье рассматриваются вопросы планирования воспитателями образовательной деятельности в контексте инивидуализации 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech.docx82.06 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар «Лестница успеха. Система условий индивидуализации образования»

Тема выступления:

«Особенности организации планирования в ДОУ в условиях индивидуализации»

Слайд № 1

Добрый день, уважаемые коллеги!

Только что, Ольга Валентиновна познакомила (представила ) Вам модель развивающей среды на основании которой можно проводить мониторинг, а также последующую воспитательно - образовательную работу направленную на воспитание и обучение детей.  Иными словами Вам представили модель условий которые необходимо создать для проведения мониторинга в ДОУ.

А теперь давайте выясним, какое содержание необходимо для организации образовательного процесса, которое обеспечивало бы ту самую индивидуализацию в системе образовательного процесса, которая прописана в ФГОС.

Почему это так необходимо и с какими изменениями в системе дошкольного образования это связано?

Слайд № 2

В свете выхода стандарта нового поколения в системе  дошкольного образования  определяют новое представление о содержании и организации образовательного процесса направленного на  индивидуализацию в развитии каждого ребёнка.  Это регламентируется следующими  нормативными документами

  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ
  • ФЕДЕРАЦИИ        N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
  • СТАНДАРТ  ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • Распоряжение правительства РФ от 22 ноября 2012 года № 2148-р «Об

    утверждении Государственной программы «Развитие образования» на 2013 – 2020 г.»

  • Письмо Министерства образования РФ от 27 июня 2003 г. №28-51-513/16

      «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению

 обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования»

  • Концепция  дошкольного воспитания

-Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;

  • Устав ДОУ  и др.

В связи с этим стоит проблема пересмотра основ функционирования системы образования, перестройки задач содержания образования, мотивов, форм и методов образовательного процесса и отведённой роли педагога. Возросли и требования предъявляемые к планированию работы педагогического коллектива. Одним из таких требований является обязательное создание рабочей программы.

Слайд № 3 (1 клик)

Она создаётся с целью построения такой системы педагогической деятельности, которая обеспечивает создание условий  для  максимального раскрытия индивидуального развития дошкольников и имеет свое предназначение.

(2 клик) РП не дублирует образовательную программу, но является внутренним стандартом образования и определяет особенности организации образовательного процесса каждым педагогом с учетом специфики, потребностей, интересов и особенностей субъектов образовательных отношений.

(3 клик) Таким образом, рабочая программа является инструментом  индивидуализации  содержания форм, методов, способов взаимодействия всех участников образовательного процесса  и выполняет  ряд важнейших функций:

Слайд № 4

  • целеполагания – программа определяет и конкретизирует цели и задачи

образования детей конкретной возрастной группы;

  • прогностико-планирующая – позволяет сделать прогноз относительно

развития субъектов образования, наметить пути их развития;

  • содержательная – программа фиксирует состав смысловых блоков, тем,

культурных практик, подлежащих усвоению воспитанниками на уровне зоны

ближайшего развития;

  • нормативно-оценочная – рабочая программа позволяет оценить эффективность

педагогических действий, осуществить контроль за полнотой усвоения культурных

способов деятельности, отношений, ценностных ориентаций и др.;

  • саморазвития – конструирование программы способствует формированию

педагогической рефлексии, оценки, развивает профессиональное самосознание

педагога;

  • индивидуализации педагогического процесса – позволяет ориентироваться на интересы, возможности , склонности  и способности ребенка, даже если он появился в группе детского сада в середине или в конце освоения образовательной программы.

Уважаемые коллеги, что является содержанием Обр. Пр.?

Слайд № 5

На сегодняшний день содержанием образовательного процесса является

       РППС                 ООП ДОУ      Рабочая программа     Планирование

                                                                педагога

                  Является                                                         является

               содержанием                                                 инструментом

              образования                                                     реализации

                                                                                    индивидуализации  

(1,2 клик) Таким образом РП- механизм реализации основной ОП ДОУ,  инструментом в которой является  планирование представленного в виде  индивидуальной модели педагогического процесса в конкретно взятой  возрастной группе.

Если образовательный процесс это индивидуальная модель образования, то необходимо выделить компоненты данной модели, которые будут определять содержание

     Слайд № 6                                                            

p

  1. Целевой компонент педагогического процесса необходим для того, чтобы понимать какие цели и задачи мы для всестороннего и гармоничного развития  личности.
  2. Содержательный компонент отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу, что позволяет нам  выбрать необходимые формы, методы и виды содержания
  3. Деятельностный компонент отражает взаимодействие педагогов и воспитуемых, их сотрудничество, организацию и управление процессом, без этого не может быть достигнут конечный результат. Этот компонент может быть назван также организационным или организационно-управленческим.
  4. Результативный компонент процесса отражает эффективность его протекания, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью.

  

Слайд № 7

 Следовательно,  планирование воспитательно-образовательной работы в группе ДОУ будет эффективным, если соблюсти три главных условия:

  • объективная оценка уровня развития воспитанников группы в момент планирования для дальнейшей постановки задач;
  • четкое представление тех результатов, уровня работы, которые к концу планируемого периода должны быть достигнуты;
  • выбор оптимальных путей, средств, методов, которые помогут добиться поставленных целей, а значит, получить планируемый результат.  

Слайд № 8

На сегодняшний день существуют разные виды планирования:

Календарно - тематическое - обладает большой степенью обобщённости имеется общее содержание образ. процесса в соответствии с ООП ДОУ. Но в нём нет всех вышесказанных компонентов следовательно индивидуализацию Обр. Проц отследить и представить не имеется возможным

Комплексно - тематическое планирование обладает большей детализацией, позволяет интегрировать задачи Об. Пр. с взаимодополнением, расширением и усложнением, обращённым как на всех детей, так и на каждого ребёнка.  

Календарное планирование обладает большей детализацией,  общая модель Об. Пр. теряет черты обобщённости и обрастает  подробностями и сочетает в себе:  единство долгосрочного и краткосрочного планирования, воспитательных и образовательных целей, стабильности и гибкости. Также в его основе ложится анализ учебно - воспитательного процесса (мониторинг), определение содержания образовательно процесса и инструментарий.

Слайд № 9

 (1 клик) Форма календарного планирования в каждом учреждении может быть разной т.к. методисты разрабатывают ее, основываясь на специфике своего учреждения, уровне понимания и подготовленности педагогов. Но в не зависимости от его структуры в каждом планировании можно увидеть четыре основных составляющих: (2 клик)

  • совместная деятельность
  • Деятельность вне занятий
  • Организация РППС
  • Взаимодействие с родителями/социальным окружением

 

В совместной деятельности индивидуализация происходит одновременно на нескольких уровнях. В самом широком смысле индивидуализация  может распространяться на целую группу детей. Элементы общих знаний доносятся до ребенка косвенно, когда они делают выбор, реализуют собственные интересы, решают свои задачи. При этом дети становятся заинтересованными участниками занятий (в широком смысле), имеющих для них свое собственное значение, а не отдельных вырванных из контекста искусственных ситуаций. Группа представляет собой уникальное микрообщество с собственной неповторимой субкультурой (любимые занятия и игры, принятые в группе правила, интересы детей и увлечения взрослых, особенности межличностного общения и другие характеристики) в которой индивидуализация учения и развития проявляется стихийно. Делая свой собственный выбор (содержания, партнерства, материалов, места и способа работы), каждый ребенок действует в своём темпе, по своему усмотрению, получая свои результаты (в том числе приобретая новые знания, умения)

Индивидуализацию планирования можно наблюдать на уровне подгруппы внутри одной группы детей. Например, в ситуации, когда несколько детей группы проявляют большой интерес и способности к музыке и даже хотели бы научиться (или уже учатся) играть на каком-нибудь музыкальном инструменте. Используя приемы и формы работы, удовлетворяющее потребности детей в данной подгруппе, воспитатель помогает детям почувствовать себя полноценными и активными членами общей группы.

Наконец, индивидуализация может быть необходима отдельным детям в группе. Это особенно относится к тем детям, потенциал развития которых находится выше или ниже установленных условных норм, а также тем детям, которые имеют какие-либо серьезные  особенности развития.

 Следующим методом планирования индивидуализации обучения является обеспечение гибкости в ходе осуществления деятельности. Например, во время лепки дети планировали вылепить из глины животных. Работа может быть построена таким образом, что дети получают возможность выбора: какого животного будет лепить каждый из них; из какого материала  (пластилин разных цветов, цветное тесто, глина, бумажная масса и пр.). Задача педагога –вовремя предусмотреть и запланировать все необходимые изменения помочь тем, кому трудно начать работу самостоятельно.  Вместо того чтобы прямо указывать детям, что и как они должны делать, педагог помогает сделать то, что хотят сами дети. Этот подход обеспечивает структуру отношений, при помощи которой дети могут сохранять самостоятельность, а педагог при необходимости может реагировать на их индивидуальные желания и потребности.

Вне занятий Работа в небольших группах является еще одним методом планирования индивидуализации обучения. Любая самостоятельно выбираемая детьми или организованная взрослыми деятельность может выполняться в небольших подгруппах. Подгруппы из четырех-пяти детей и одного взрослого являются наиболее эффективным методом работы, связанной, например, с поисково-практическими исследовательскими действиями или другими видами действий, требующими повышенной включенности. Этот вид деятельности может быть повторен несколько раз так, чтобы все желающие могли иметь возможность поучаствовать в нем.  Это позволяет взрослым помочь и нуждающимся в помощи детям, и стимулировать более способных детей к самостоятельным действиям.  Ситуация, когда каждый ребенок в группе занят своим делом – это и есть индивидуализация, возникающая естественным образом.

Другой элемент обеспечения индивидуализации: тщательный отбор материалов иными словами организация  РППС. Большинство используемых материалов должны быть гибкими и иметь различную  степень сложности – от самых простых до самых сложных. Такая вариантность создает оптимальные возможности для индивидуализации обучения, поскольку использование различных материалов предполагает естественную индивидуализацию. В этом случае дети могут выбирать для себя подходящий уровень сложности, пробовать свои силы, учиться идти на риск и вместе с тем, учиться адекватно оценивать свои силы. Здесь будет актуален цикл обучения по принципу реагирования. Этот цикл включает в себя наблюдение за детьми, анализ результатов этих наблюдений, создание условий, которые помогают детям реализовывать их собственные цели, а также наблюдение за влиянием этих условий на достижении поставленных детьми целей. Если цели были достигнуты, тогда вновь организуется процесс планирования (выбор темы, определение целей и т.д.) Если цели не были достигнуты – пересматриваются условия. Иногда этот цикл происходит неформально и быстро; иногда он происходит с большими усилиями и долго. Необходимое условие  наличие  партнерской деятельности взрослого с детьми является ее открытость в сторону свободной самостоятельной деятельности самих дошкольников. В тоже время партнерская деятельность взрослого открыта для проектирования в соответствии с их интересами (детей). Воспитатель, основываясь на интересах и игре детей, предлагает им виды деятельности, которые стимулируют их познавательную деятельность. Предоставляя детям возможность прямого контакта с людьми, материалами и реальным жизненным опытом, воспитатель стимулирует интеллектуальное развитие ребенка.

Планирование взаимодействия ДОУ и семьи является важнейшим условием эффективного решения воспитательно – образовательных задач в процессе индивидуализации. Соответственно вся планируемая работа будет направлена не на дублирование форм и методов работы, а предоставление возможности ещё больше открыть перед ребёнком картину окружающего мира и способов взаимодействия с ним, модифицируя и изменяя и взаимодейстаия внутри него в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей, интереса и поставленных  образовательных задач. Таким образом, родителю предоставляется возможность пополнить и  передать свой социальный и знаниевый опыт, что автоматически делает его полноценным участником образовательного процесса.

Слайд № 10

Выполнение практических заданий в группах

  Слайд № 11

Практическая обоснованность планирования:

(1 клик) Таким образом, планирование становится инструментом способствующим выработке единого взгляда на специфику развития ребенка-дошкольника, прежде всего, с позиции обеспечения полноты и целостносного его  развития.

(2 клик) Планирование об. Пр. способствует развитию умения выстраивать стратегию и тактику своей работы,  отбирая наиболее результативные формы организации детской деятельности для решения конкретных программных задач,

(3 клик) А также помогает педагогически обоснованно сочетать разные подходы, методы и приемы, ориентированные на возрастные и индивидуальные особенности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации предметно-развивающей среды как условие для возникновения речи.

Речь — одна из линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгл...

«Особенности организации работы с родителями в условиях ФГОС ДО»

Организация работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО...

Особенности организации воспитательного образовательного процесса в условиях двуязычия.

Двуязычные дети, как показывают исследования, по развитию опережают своих сверстников. Они более любознательны, у них лучше развиты внимание и память....

Особенности организации воспитательно - образовательного процесса в условиях двухъязычия.

Научиться говорить на другом языке означает не только выучить слова и фразы, но и воспитывать в себе толерантное отношение к другой культуре....

Консультация "Особенности организации непосредственно образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО"

Консультация "Особенности организации непосредственно образовательной деятельности"...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ для педагогов «Особенности организации деятельности – детское экспериментирование, в условиях реализации ФГОС ДО»

В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого воздействия...