Проект «Воспитание духовно-нравственных качеств личности, посредством русских народных праздников» группы общеразвивающей направленности для детей 6-го года жизни.
проект (старшая, подготовительная группа)
Содержание проекта:
1. Целеполагание
2. Подготовительный этап
3. Основной этап
1 этап ознакомительный
2 этап обучающе - игровой
3 этап творческий
4. Заключительный этап
Заключение
Приложения к проекту:
Приложение 1 - Диагностический материал.
Приложение 2 - Перспективный план реализации проекта
Приложение 3 - Конспекты мероприятий с детьми
Приложение 4 - Конспекты мероприятий с родителями
Приложение 5 - Фотоотчет
Приложение 6 - Список литературы
1 этап - Целеполагание
Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны только тогда, когда органически освоена русская культура, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем. Связаны прошлое, настоящее и будущее в личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа. Если эти связи рвутся, то снижаются эффективность и темпы естественного развития каждого человека и общества в целом. Восстановить эти связи – насущная задача народов современной России и наша.
У детского сада в этом процессе своя важная роль. По качеству, глубине, ценности она сравнима только с ролью семьи – в передаче от поколения к поколению самого основного, заветного, что позволяет каждому народу сохранять своё лицо, занимать своё собственное, неповторимое место в едином ансамбле общечеловеческого развития. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности.
Наша основная цель - как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию и др. Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству. Разнообразие форм знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств, эмоций, даст возможность самовыражения. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины. Ещё в недалёком прошлом в каждом доме жили народные образы, а из поколения к поколению передавалось почитание старых традиций, воспитывалось уважение к прошлому.
«Уважение к прошлому – вот черта, отличающая образованность от дикости» - говорил А.С.Пушкин. Анализируя эти строки и окружающую действительность, становится ясно, что в работе с детьми необходимо стремиться воскресить из забвения это истинно человеческое чувство. Ведь детство – это время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры; это самый благородный путь возрождения забытых ценностей.
Цель: Формирование духовно – нравственных качеств личности ребёнка.
Задачи:
- определить уровень духовно – нравственных качеств личности ребёнка.
- разработать проект;
- реализовать проект;
- определить результативность проделанной работы;
- создать партнерские взаимотношения с родителями.
Участники дети, родители, воспитатели группы,
Вид проекта: познавательно - творческий
Продолжительность проекта: долгосрочный
Предполагаемый результат проекта:
- Начнется проявление доброты, заботы друг о друге, делится игрушками
- Появится интерес к народным играм, проявление доброты и заботы друг о друге, желание играть и общаться со сверстниками, соблюдать правила.
- Значительно обогатится ППРС по социально-коммуникативному развитию.
- Будут созданы партнерские взаимоотношения с родителями.
2 этап - Подготовительный
Задачи:
- Определить уровень духовно-нравственных качеств ребёнка;
- Создать условия для реализации проекта;
- Мотивировать детей и родителей на участие в проекте.
На подготовительном этапе мы начали заниматься сбором информации, нужной для работы. Провели диагностику, направленную на духовно-нравственное развитие детей.
Было продиагностировано 14 детей.
Результаты диагностики показали:
низкий уровень: 10 детей.
средний уровень: 4 детей.
высокий уровень: 0
Результаты диагностики показали, что дети не всегда проявляют такие нравственные качества, как доброта, честность, трудолюбие, отзывчивость, ответственность. Иногда приходиться им напоминать об этом. Проявляют нравственные качества выборочно к любому взрослому, к сверстникам.
Анализ проведённой диагностики, показывает необходимость работы над данным проектом.
Так же было проведено анкетирование родителей на тему «Нравственно-патриотическое воспитание детей в семье». Результаты показали, что и родители имеют обобщенные представления о нравственно-патриотическом воспитании детей в дошкольном возрасте и поэтому выразили желание участвовать в проекте.
Исходя из анализа результатов мониторинга, был разработан план мероприятий по реализации проекта.
На данном этапе проводилась работа по организации развивающей предметно - пространственной развивающей среды: пополнен уголок патриотического воспитания макетом «Русская изба», в изготовлении, которого активное участие приняли родители.
3 этап - Основной этап.
Цель: Формирование нравственно-патриотических качеств дошкольника, посредством приобщения к традициям и обычаям русского народа.
Основной этап мы разделили на несколько тематических блоков:
1. «Рождество Христово»
2. «Широкая масленица»
3. «Праздник Светлой Пасхи»
Каждый тематический блок был разделён на под блоки:
- информационно-познавательный;
- практический
- игровой
1блок. «Рождество Христово»
В тематическом блоке «Рождество Христово» работа была направлена на ознакомление с традициями празднования Рождества.
В информационно познавательном блоке дети составляли короткие рассказы о том как их родители в детстве встречали праздник Рождества и делились ими на утреннем сборе. Во время совместной образовательной деятельности использовали мотивацию и проблемные ситуации. Познакомили детей со значением праздника «Рождество» В соответствии с народными традициями вместе с детьми изготовили «Вефлиемскую звезду».
Работа практического блока была направлена на обогащение знаний детей, посредством включения в практическую деятельность. Полученную информацию оформляли с детьми в альбомы, изготовили лэпбук «Рождество Христово» Проводили беседы на уточнение знаний о традициях праздника, читали сказки и познавательную литературу.
В игровом блоке проводились хороводные игры и творческие игры по прочитанным сказкам. В нашем саду стало хорошей и доброй традицией проводить рождественские колядки. Детям очень нравится наряжаться в костюмы, участвовать в традиционных рождественских играх, водить хороводы, петь весёлые песенки колядки, которые прославляют хозяев за щедрость, доброту, гостеприимство, несут пожелание здоровья, счастья и хорошего настроения на весь новый год. «Колядки» были организованы с целью воспитания чувства коллективизма, дружбы, радости общения.
2блок. «Широкая масленица»
В тематическом блоке «Широкая масленица» работа была направлена на ознакомление с традициями празднования Масленицы.
В информационно познавательном блоке дети совместно с родителями вели поиск информации «История праздника», «Традиции празднования Масленицы», «Символы Масленицы». Оформили альбомы «Заклички, загадки на масленицу», родители изготовили куклу Масленицу, принимали активное участие в изготовление лэпбука «Широкая масленица».
В соответствии с народными традициями вместе с детьми изготовили и раскрасили оберег «Солнышко» из солёного теста.
Работа практического блока была направлена на обогащение знаний детей, посредством включения в практическую деятельность. Проводили беседы на уточнение знаний о традициях праздника, читали сказки. Познакомили с различными жанрами устного народного творчества, что способствовало улучшению речи, пополнился активный словарь детей.
В игровом блоке проводились народные игры и хороводы, игры – эстафеты, сюжетно - ролевые игры, в которых дети воплощали полученные знания, изготовленные атрибуты.
И как завершение масленичной недели нами было проведено развлечение «Широкая масленица» с играми, песнями, частушками и хороводами. В завершении праздника в группе было организовано чаепитие с самоваром, баранками, сладостями и конечно же блинами. Родители приняли активное участие в подготовке к мероприятию.
3 блок. «Праздник Светлой Пасхи»
В тематическом блоке «Праздник Светлой Пасхи» работа была направлена на ознакомление с традициями празднования праздника Пасхи.
Пасха – праздник радости и любви.
В информационно познавательном блоке дети совместно с родителями вели поиск информации «История праздника», «Традиции Пасхи», «История пасхального кулича», «История Пасхального яйца», лэпбук «Пасха».
Ребята познакомились с традициями русского народа, узнали много интересного о празднике Светлой Пасхи, услышали добрые, светлые слова о любви и вере. Каждый из ребят смог позвонить в колокола, расположенные на территории
Во время совместной образовательной деятельности дети познакомились с традициями Светлой Пасхи и нравственными ценностями, что такое Добро, Вера, Надежда, Любовь.
Работа практического блока была направлена на обогащение знаний детей, посредством включения в практическую деятельность. Проводили беседы на уточнение знаний о традициях «Обычаи праздника», «Праздник – Красная горка», «Пасхальный стол», в стихотворной форме загадывали пасхальные загадки. Была проведена большая работа по художественному творчеству. В технике обрывной аппликации дели украшали пасхальное яйцо. Совместно с родителями дома украшали пасхальные яйца в различных техниках. Потом была оформлена выставка.
В игровом блоке проводились народные игры - забавы «Катание яиц», «Найди такое же яйцо», «Катись, катись, яичко», «Гуси». На закрепления знаний детей о праздниках детям предлагали дидактические игры «Народные обрядовые праздники и их традиции», «Путешествие по русским народным праздникам», «Собери картинку».
У детей появился интерес к традициям народных праздников, сформировались социально значимые навыки: умение взаимодействовать друг с другом, проявлять сочувствие, а также дети стали более доброжелательные, вежливые.
Активно в работу подключались родители: изготовили макет «Русская изба», «Русское подворье», изготовили и расписали в стиле русской росписи предметы мебели и быта. Все материалы размещены в мини – музее в нашей группе «Русская изба».
Результатом работы, в рамках проекта, стал мини-музей по ознакомлению детей с традициями и обычаями русского народа: картотека «Русские народные игры», «Пословицы, потешки, заклички», «Загадки», «Прибаутки»», «Рождественские колядки», тематические альбомы «Русские народные праздники», «История праздников», «Символы праздников», выставка поделок «Символика праздников», лепбук «Масленица», выставка «Добрых рук мастерство», в которой разместили предметы мебели и быта
Такая развивающая предметно-пространственная среда способствовала развитию познавательного интереса к национальной культуре у детей.
- Этап – Заключительный
Результаты диагностики показали:
низкий уровень развития 0 ч
средний уровень развития - 8 ч.
высокий уровень развития - 6 ч.
Диагностика показала, что проведенная работа эффективна, на что указывают положительные результаты при повторном исследовании. Анализ диагностики показал, что в ходе реализации проекта у детей сформировались представления о моральных нравственных ценностях: доброте, милосердии, честности, красоте, трудолюбии, храбрости. уважительное отношение к пожилым людям, почитание родителей, быть приветливыми, гостеприимными, добрыми, с огромным интересом участвуют в коллективных играх.
Заключение
Таким образом, на основе полученных положительных результатов можно утверждать, что работа с использованием проектного метода свидетельствует об успешном воспитании интереса детей старшего дошкольного возраста к традициям и обычаям русского народа. Народные праздники, как средство социализации дошкольника, позволяют расширить социальный кругозор жизни ребенка, создать большой простор проявлению его индивидуальности как полноты самоосуществления, свободы поведения и деятельности в социальном пространстве, способствует формированию основ русской народной культуры, духовному, нравственному, патриотическому воспитанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_russkie_prazdniki.pdf | 2.79 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект итогового занятия по познавательному развитию на тему "Путешествие" группы общеразвивающей направленности для детей 4-го года жизни
Муниципальное автономное дошкольное учреждение г. Нижневартовскацентр развития ребенка - детский сад № 44 "Золотой ключик" Конспектитогового занятияпо познават...
Рабочая учебная программа группы общеразвивающей направленности для детей 4- го года жизни
рабочая учебная программа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА группы общеразвивающей направленности для детей 4-го года жизни №6 срок реализации 01.09. 2017г. – 31.05.2018г.
I Целевой раздел1.1.Пояснительная записка Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ (далее – Федеральный закон «Об ...
Конспект занятия по ОД познавательному развитию «ЭКСКУРСИЯ ПО ГОРОДАМ - ГЕРОЯМ» в группе общеразвивающей направленности для детей 6-го года жизни (старший дошкольный возраст)
Дошкольный возраст – это время, когда развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, людям, себе и формируются основы нравственной позиции личности, которые проявляются во вза...
Конспект «Закаливание и бодрящая гимнастика после сна» в группе общеразвивающей направленности №5 детей 6-го года жизни.
Бодрящая гимнастика...
Рабочая программа группы общеразвивающей направленности для детей 4-го года жизни
Программа расчитана для обучения детей 4-го года жизни...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в группе общеразвивающей направленности для детей 7 - го года жизни Тема: «Путешествие по родному краю».
Тема: «Путешествие по родному краю». Возрастная группа: дети 7-го года жизни. Приоритетная образовательная область: познавательное развитие. Интеграция видов деятельности: коммуникативная, дв...