Методическая разработка «Наблюдение, как средство развития экологической культуры дошкольника»
методическая разработка (средняя группа)
Методическая разработка
«Наблюдение, как средство развития экологической культуры дошкольника»
Паспорт
Постановка проблемы:
Экологическое образование человека начинается с детства. Стихийно он осуществляется в семье, а направленно и постепенно – в дошкольных учреждениях.
Природа – один из источников познания ребенком окружающей среды. Процесс познания основан на чувственном восприятии, идущем от сердца, души, от непосредственного созерцания и общения с объектами, явлениями и процессами окружающей действительности.
Исходя из целей экологического образования, в дошкольном возрасте необходимо заложить основы экологической культуры, т.к. именно в этот период накапливаются яркие эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем.
Один из путей повышения эффективности экологического воспитания состоит в использовании разнообразных форм и методов работы. В работе с дошкольниками могут быть использованы игра, опытная деятельность, моделирование, беседа, чтение произведений художественной литературы и др. Однако ведущим методом познания природы является наблюдение.
Наблюдение является эффективным методом ознакомления детей с окружающим миром, но иногда взрослые предоставляют ребенку готовую информацию, факты, сведения о тех или иных явлениях, заменяя наблюдения рассматриванием картин, просмотром телепередач и т.д.
Таким образом, применение метода – наблюдение в своей работе, считаю наиболее эффективным в формировании экологического сознания и экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.
Тема: «Наблюдение, как средство развития экологической культуры старшего дошкольника» (долгосрочный, исследовательский).
Цель: показать роль и значение наблюдений в развитии экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Расширять и обобщать знания детей о мире природы через наблюдения, как целостной взаимосвязанной системе.
- Развивать общие познавательные способности: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно – следственные связи.
- Развивать опыт практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным окружением.
- Формировать основы экологического мировоззрения и культуры, осознанное и бережное отношение детей к природе родного края.
Участники проекта: воспитанники подготовительного возраста, педагоги, родители.
Сроки реализации проекта: с сентября по апрель.
Результат:
- Имеют представления о сезонных изменениях в природе, о многообразии растительного и животного мира, о нашей планете. Знают о природных явлениях.
- Отражают свои впечатления в продуктивных видах деятельности.
- Знакомы с «правилами поведения в природе».
Продукты проектной деятельности:
- картотека наблюдений;
- конспекты экологических бесед;
- конспекты экскурсий;
- картотека экологических игр;
- конспекты экскурсий;
- памятки и консультации для родителей;
- программа кружковой деятельности «Занимательная география»;
- сочинение сказок: «Хорошие герои спасли волшебный лес», «Волшебное перо», «Сказка о медвежонке»;
- дневники наблюдений за растениями огорода;
- мини-проект «Растения огорода»;
- мастер-класс «Картина для кухни»;
- акция «Добрые крышечки»;
- досуг «Юные экологи».
План
реализации проекта
Этап (сроки) | Основные направления реализации проекта (мероприятия) | Материалы и средства реализации проекта | Примечания |
1 этап | Проблемные ситуации: - что плохого и хорошего делает человек в природе? - как помочь птицам зимой? - где находится вода? - что нужно сделать, чтобы стало меньше мусора в городе? - как человек может помочь природе подготовиться к зиме? |
|
|
2 этап |
|
|
|
Сентябрь | 1. Изучение литературы. 2.Разработка и внедрение перспективного плана. 3. Наблюдения в природе. 4. Беседы экологические. 5. Кружковая работа. 6. Экологические игры. 7. Памятка для родителей «Природа в жизни вашей семьи». | - Перспективный план проекта, знакомство родителей с проектом. - картотека наблюдений - картотека бесед, наглядный материал. - программа кружка. - картотека игр. - выпуск памятки. | См.приложение |
Октябрь | 1. Наблюдения в природе. 2. Беседы экологические. 3. Кружковая работа «Занимательная география». 4. Экологические игры. 5. Инсценировка сказки «Муха-Цокотуха». 6. Составление плана микрорайона. 7. Сбор материала для гербария. | - картотека наблюдений. - картотека бесед, наглядный материал. - программа кружка. - картотека игр. - сценарий, изготовление костюмов и атрибутов к сказке, подбор музыки. - план микрорайона. - составление гербария, изготовление панно из сухих листьев, поделок из природного материала. | См.приложение Привлечение родителей и муз.руководителя Совместно с родителями |
Ноябрь | 1. Экскурсия «Как растения готовятся к зиме?» 2. Наблюдения в природе. 3. Беседы экологические. 4. Кружковая работа «Занимательная география». 5. Экологические игры. 6. Акция «Покормите птиц» 7. Мастер-класс «Картина для кухни» (из природного материала). 8. Коллективное сочинение сказки «Хорошие герои спасли волшебный лес. | - Конспект экскурсии. - картотека наблюдений. - картотека бесед, наглядный материал. - программа кружка. - картотека игр. - изготовление и установка кормушек для подкормки птиц. - материал для создания картины, конспект. - сказка. | См.приложение Совместно с родителями Совместно с родителями |
Декабрь | 1. «Экскурсия в зимний парк». 2. Экологическая игра «Знатоки природы». 3. Консультация для педагогов «Наблюдение, как средство развития экологической культуры дошкольника». 4. Наблюдения в природе. 5. Беседы экологические. 6. Кружковая работа «Занимательная география». 7. Экологические игры. 8. «Цветные льдинки» и украшение ими участка. | - конспект экскурсии. - конспект игры Консультация для педагогов. - изготовление цветных льдинок. | См. приложение Совместно с родителями. |
Январь | 1. Творческая работа «Животные Красной Книги». 2. Наблюдения в природе. 3. Беседы экологические 4. Кружковая деятельность «Занимательная география». 5. Экологические игры. 6. Консультация для родителей «Детская исследовательская деятельность в условиях семьи» | Составление мини-книги «Животные Красной книги. консультация | См приложение Совместно с родителями |
Февраль | 1. Коллективное сочинение сказки «Волшебное перо». 2. Акция «Накормим птиц зимой» 3. Наблюдения в природе. 4. Беседы экологические. 5. Кружковая работа «Занимательная география». 6. Экологические игры. | иллюстрирование сказки. Семена для птиц | См. приложение Совместно с родителями |
Март | 1. «Весенняя экскурсия». 2. Наблюдения в природе. 3. Беседы экологические 4. Кружковая работа «Занимательная география». 5. Экологические игры. 6. Коллективное сочинение «Сказка о медвежонке». 7. Консультация для родителей «Весна идет, весне дорогу!» | Конспект экскурсии Конспект консультации | См. приложение См. приложение |
Апрель | 1. Экологическая Акция «Добрые крышечки». 2.Наблюдения в природе. 3. Беседы экологические. 4. Кружковая работа «Занимательная география». 5. Экологические игры. 6. Мини-проект «Огород на подоконнике». 7. Обсуждение и проигрывание экологических ситуаций. | Сбор крышечек Примеры экологических ситуаций. | Весь детский сад См. приложение |
3 этап (заключительный) | Представление продукта проектной деятельности: - Досуг «Юные экологи» - выставка творческих работ детей. | Конспект праздника. Выставка | См.приложение |
Анализ проекта
Приоритетным направлением в своей работе я выбрала развитие экологической культуры старших дошкольников через метод - наблюдение.
Цель данного проекта является - показать роль и значение наблюдений в развитии экологической культуры детей старшего дошкольного возраста. Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
- расширять и обобщать знания детей о мире природы через наблюдения, как целостной взаимосвязанной системе;
- развивать общие познавательные способности: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно – следственные связи;
- развивать опыт практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным окружением;
- формировать основы экологического мировоззрения и культуры, осознанное и бережное отношение детей к природе родного края.
Для решения поставленных задач, использовались разнообразные виды деятельности: экскурсии, досуги, чтение художественной литературы, кружковая работа, экологические игры, проигрывание экологических ситуаций, коллективное сочинение сказок, акция, продуктивные виды деятельности, трудовая деятельность, рассматривание иллюстраций и т.д.
Применение своих творческих знаний и практических умений позволили мне создать и внедрить в педагогическую деятельность следующие разработки:
- перспективный план кружка «Занимательная география»;
- картотеку экологических игр;
- конспекты экскурсий;
- памятки и консультации для воспитателей и родителей;
- конспекты экологических бесед;
- мини-проект «Растения огорода»;
- мастер-класс «Картина для кухни».
Данные разработки позволили повысить познавательный интерес у детей старшего дошкольного возраста к окружающему миру, развить творческие способности, любознательность, желание использовать разнообразные виды деятельности (опытно-экспериментальные, сочинение, пешие экскурсии, экологические игры, трудовые, исследовательские, чтение познавательной литературы) при совместной творческой работе с родителями и самостоятельно.
Работа по проектной деятельности осуществлялась систематически, что позволило вовлечь детей в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний.
Некоторые воспитанники прогнозировали не только конечный результат, но и промежуточные этапы действия, были сосредоточены при исследовании новых объектов, удерживали внимание при решении поставленных задач и выполнении творческих заданий. Дети овладели простейшими приемами обобщения, систематизации, классификации.
Особое внимание в своей работе уделяла сотрудничеству с родителями. Работа с родителями выстраивалась в доверительных отношениях, через использование консультаций, индивидуальных бесед, приобщение родителей к участию в конкурсах, акциях, выставок совместного творчества родителей и детей в рамках ГБДОУ, организацию досугов и развлечений.
Родителям были даны следующие рекомендации:
- совместно с детьми наблюдать за явлениями и объектами природы во время прогулок;
- в домашних условиях создавать коллекции природных материалов;
- принимать участие в трудовой деятельности вместе с детьми;
- соблюдать правила поведения в природе;
- собрать материал для гербария.
Ожидаемые результаты:
- Дети имеют представления о сезонных изменениях в природе, о многообразии растительного и животного мира, о нашей планете. Знают о природных явлениях.
- Воспитанники отражают свои впечатления в продуктивных видах деятельности.
- Знакомы с «правилами поведения в природе».
Считаю, что ожидаемые результаты проектной деятельности подтвердились. Планирую продолжить работу по развитию экологической культуры дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_nablyudenie.doc | 81 КБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Влияние фольклора на воспитание экологической культуры дошкольников»
Составитель: Гончарова Ирина Сергеевна музыкальный руководительСодержание Введение I. Фольклор и экология как важные факторы развития личности 1.1 Экологическая культура...
Методическая разработка "Наблюдение, как средство развития экологической культуры дошкольника"
Методическая разработка предназначена для детей подготовительного к школе возраста. В данном материале представлен паспорт проекта, план реализации и анализ проектной деятельности....
Методическая разработка «Наблюдение, как средство развития экологической культуры дошкольника»
Методическая разработка«Наблюдение, как средство развития экологической культуры дошкольника» ПаспортПостановка проблемы:Экологическое образование человека начинается с детства. Стихи...
Детское экспериментирование как средство развития экологической культуры дошкольников.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания само...
Организация работы по экологическому воспитанию в детском саду как средство развития экологической культуры дошкольников.
Материал содержит практический опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников,включает в себя описание различных видов детской деятельности, формы и методы работы ...
Методическая разработка «Изотерапия как средство развития творческих способностей дошкольников с ОВЗ»
Методическая разработка«Изотерапия как средство развития творческих способностей дошкольников с ОВЗ» В последнее время все актуальнее встает проблема увеличения детей дош...
Методическая разработка: «Мнемотехника как средство развития связной речи дошкольников»
Методическая разработка:«Мнемотехника как средство развития связной речи дошкольников» Мнемотехника - это система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающи...